Файл: Алексеев Н.И. Трубопроводчик судовой учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая

карта

 

 

 

 

 

Таблица 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Размер

Марка

Коли­

Коли­

 

Р а зв е р ­

Длина

Тип

Диаметр

техноло­

 

 

№ чертежа*

 

чество

 

гибоч­

Приме­

гического

 

трубы

трубы

материа­

чество

плоско­

нутая

с при­

станка

ного

чание

комплек­

 

 

 

 

 

 

ла

 

погибов

стей

 

длина

пуском

 

диска

 

са

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

463.03

 

1974-463.01-002

261

 

159x7

Сталь 10

4

2

 

4460

4460

СТГ-З

1000

Погиб

1

 

 

Погиб 2

 

 

Погиб 3

 

 

Погиб 4

j

 

Погиб 5

 

Погиб 6

 

 

L

I

 

Плоек.

L

Плоек.

L

Плоек.

| £_ j

Плоек, j

Плоек.

L

j

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

430

94°

 

250

94

890

270

45°|

285

45°

250

 

 

 

 

 

С о в м е щ е н н а я

 

 

 

 

 

 

Э с к и з т р у б ы

 

 

 

 

с х е м а

г и б к и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Погиб 1

<5 П огибJ

Погиб 2

Те х н о л о г и ч е с к и е

ук а з а н и я

Концевая арматура

Размер отростка

Фланец отростка

Ответвительная

Концевая арматура

слева

арматура

справа

ГС555-193

0 45x3; 1= 100

ГС555-4

ГС555-193

П р и м е ч а н и е . У словны е обозначения приведены в таб л . 18.


рой относятся трубы и арматура (например, П — противопожарная система, Б — балластная система), а цифровой — их порядковый номер.

На совмещенных размерных схемах пространственное положе­ ние труб по высоте определяется ординатой (обозначается зна­ ком Д , стоящим перед ее численным значением), а в плоскости схемы узлы арматуры или труб координируются относительно следов набора или корпусных конструкций.

Для сокращения объема работ, повышения точности и удобства чтения во всех схемах, составляемых на вышеуказанных стадиях работы, трубы наносятся в одну линию (осевую), а арматура — ус­ ловным обозначением.

Необходимо отметить, что полученная таким образом совме­ щенная размерная схема трубопроводов используется только для сборки на серийных судах труб, изготовленных в задел по техноло­ гическим картам.

Применение описанного выше метода изготовления труб с по­ мощью совмещенных размерных схем существенно зависит от сте­ пени насыщения помещений судна и сложности геометрической формы труб. По этим признакам различают трубы следующих кате­ горий:

а) расположенные в помещениях (цистерны, междудонные отсеки, открытые палубы), в которых основными помехами являются только детали набора корпуса;

б) проходящие в малонасыщенных помещениях (трюмы, неко­ торые жилые и служебные помещения, коридоры), где помехи отно­ сительно невелики;

в) размещаемые'в насыщенных помещениях (энергетические от­ секи — машинно-котельные отделения, помещения электростанций, насосные и др.), в которых пространственная компоновка трубопро­ водов требует тщательной отработки.

Для труб категории «а» на основе совмещенной размерной схемы базовых корпусных конструкций и схем технического проекта си­ стем непосредственно выполняется совмещенная размерная схема, включающая все данные для составления технологических карт труб. Работа осуществляется до постройки головного судна и не требует наличия рабочих чертежей систем.

Для труб категории «б» трассировка производится на головном судне по рабочим чертежам систем. После увязки расположения трубопроводов между собой и со смежным насыщением выполняются разбивка трасс на звенья и их координирование с последующим составлением технологических карт.

Наибольшую сложность представляет трассировка труб катего­ рии «в»; отработка включает в себя все вышеперечисленные стадии и для основной части труб заканчивается только на втором-третьем судне серии.

Операция сборки труб по эскизам подлежит контролю ОТК; проверяются габаритные (строительные) размеры трубы, коорди­ наты расположения отростков и ответвительных деталей соедине-

Н. И. Алексеев

161


ний, а также правильность установки деталей соединений и отрост­ ков. Ниже приводятся следующие допуски:

 

 

Отклонение

Допуск

Строительных

размеров труб:

± 3

мм

прямых.......................................................................................

 

 

изогнутых диаметром до100 м м ...........................................

± 10

мм

»

»

более 100 мм .................................

±15

мм

Отростков и ответвительных деталей соединений:

± 10

мм

по координате .......................................................................

 

по высоте отростка...............................................................

 

± 3 мм

по углу наклона к трубе и плоскости погибов:

±1°

 

деталей и отростков диаметром до 100 м м ................

 

отростков диаметром более 100 мм ............................

±0,5°

На отклонения плоскостей фланцев и колец относительно пло­ скостей плиты и угольников стенда для сборки труб допускается ±0,5 мм на диаметр привалочной плоскости фланца или кольца.

Углы погибов и между плоскостями погибов унифицированных труб контролю не подвергаются.

Следует также учитывать, что при отрезке заготовок труб, изго­ товляемых по эскизам, установленный допуск по длине состав­ ляет ± 3 мм.

§ 26. Отработиа расположения и определение ноординат трасс трубопроводов

с помощью масш табны х макетов

Существует еще один метод отработки расположения и опреде­ ления координат трасс трубопроводов, основанный на использо­ вании масштабных макетов. Этот метод применяется для насыщен­ ных помещений судна при серийной постройке (не менее пяти еди­ ниц) и позволяет сократить объем работ по компоновке трубопро­ водов. Отличие его от метода изготовления труб с помощью совме­ щенных размерных схем заключается в том, что отработка располо­ жения трасс трубопроводов выполняется с помощью макетов выбран­ ных помещений, изготовляемых в масштабе 1: 1, 1 : 5 или 1 : 10 (для судов большего водоизмещения).

Конечной целью этого метода является получение монтажных чертежей с координатами трасс трубопроводов, располагающихся в макетируемых помещениях. По обмерам с макета могут быть также сделаны эскизы некоторых труб несложной конфигурации.

Выбор помещений, подлежащих макетированию. Масштабное ма­ кетирование целесообразно применять для помещений, имеющих большое насыщение, таких, как машинно-котельные или машинные отделения, помещения вспомогательных котлов, электростанций, насосных, холодильных машин и т. п.

Номенклатура помещений определяется предприятием-проектан- том и согласовывается с предприятием-строителем.

162


Изготовление масштабных макетов помещений и моделей предме­ тов насыщения. Масштабные (или натурные) макеты помещений с моделями предметов насыщения изготовляют на основании техни­ ческого задания, разработанного предприятием-проектантом, до постройки головного судна на стадии технического или рабочего проектирования.

Под м а к е т о м понимается упрощенное масштабное (или натурное) изображение судна в целом, судового помещения, района, отдельной конструкции или узла. Понятие м о д е л ь подразуме­ вает упрощенное масштабное (или натурное) изображение предмета насыщения судна или корпусной конструкции.

Материалы для изготовления макетов и моделей (сталь угло­ вая, листовая и круглая, алюминиевые сплавы толщиной не ме­ нее 4—5 мм, трубы, пластмасса, фанера, дерево, стальная прово­ лока и т. п.) должны обеспечивать общую жесткость и устойчивость макета, отсутствие деформаций.

На макете с моделями должны быть предусмотрены все корпус­ ные конструкции и основное корпусное и монтажное насыщение, определяющее компоновку трубопроводов. Вместе с тем необходимо обеспечить обзор и доступ ко всем участкам макетируемого поме­ щения. Для этого, а также для возможности определения оптималь­ ных вариантов компоновки часть корпусных конструкций и основ­ ного насыщения (корпусного и монтажного) выполняют съемными, в районе бортов макеты помещений могут изготовляться без обшивки; применяются также составные макеты.

На макете наносят основные контрольные плоскости (диаметраль­ ная, монтажно-базовая, шпангоутов) и связанные с ними кон­ трольно-технологические базы. Модели предметов монтажного насы­ щения (механизмы, аппараты, крупные узлы арматуры и приборы) изготовляют по эскизам и рабочим чертежам, предусматривающим нужную степень детализации.

При изготовлении макетов корпуса или его отдельных частей допускаются следующие отклонения габаритных размеров, точности воспроизведения основных обводов и расстояния между палубами: ±2 мм при масштабе 1 : 10 или ± 3 —4 мм при масштабе 1 : 5.

Допуски на отклонения размеров конструктивных элементов макета корпуса (высота и толщина элементов набора, толщина на­ стилов палуб и т. п.) определяются предприятием-проектантом. Допуски на отклонение размеров моделей, изготовляемых в масшта­ бах 1 : 5 или 1 : 10, составляют ±1 мм; однако допуск на размеры посадок соединительных элементов этих моделей должен быть вы­ держан в соответствии с чертежом или нормалью.

Определение номенклатуры трубопроводов и их макетирование.

Номенклатура трубопроводов, подлежащих макетированию, ука­ зывается в техническом задании на изготовление масштабного ма­ кета, разрабатываемом предприятием-проектантом.

Масштабное макетирование трубопроводов выполняется в основ­ ном из типовых модельных элементов труб и арматуры. В настоя­ щее время типовые модельные элементы арматуры изготовляют

1 1 *

163


преимущественно из пластмассы литьем под давлением, а типовые модельные элементы труб — из пластмассовых трубных заготовок

ипрутков (вместо проволоки и металлических труб). Модели труб должны быть съемными.

Поиск оптимальной компоновки трасс в макетируемом помеще­ нии может включать в себя несколько вариантов. Эта работа осу­ ществляется предприятием-проектантом при непосредственном уча­ стии предприятия-строителя, контрагентов и заказчика. В зависи­ мости от стадии разработки проекта судна трассировку трубопрово­

дов производят на основании схем эскизного или технического проекта.

При отработке расположения трасс и их конфигурации на макете нужно учитывать следующее:

трассы труб необходимо прокладывать параллельно основным плоскостям помещения (продольным и поперечным переборкам, под­ волокам, настилам, бортам); направление трасс может быть гори­ зонтальным или вертикальным;

длина трасс должна быть кратчайшей, а их геометрическая

форма — простейшей, что достигается применением максимального количества прямых труб;

конфигурация труб, составляющих трассу, должна соответство­ вать требованиям унификации в части радиусов и углов погибов, шаговых расстояний и т. п., а также требованиям в отношении технологичности конструкции труб;

следует избегать перекрещивания смежных трасс; по возможности необходимо использовать панельную или кори­

дорную прокладку магистральных трасс;

компоновка трасс должна соответствовать требованиям техни­ ческой эстетики;

доступ к соединениям труб, арматуре и механизмам для их обслу­ живания, ремонта или демонтажа должен быть свободным, поэтому

соединения труб смежных трубопроводов не следует располагать в одной плоскости;

необходимо обеспечивать взаимозаменяемость труб.

Последнее требование удовлетворяется при выполнении следую­ щих норм:

непараллельность трасс по отношению к корпусным конструк­

циям и между собой не должна превышать 3 мм (при масштабе ма­ кета 1:5);

минймальные зазоры (в пересчете на натуру) между трубами и корпусными конструкциями должны составлять не менее 50 мм, между трассами трубопроводов для труб диаметром до 70 мм — не менее 50 мм и для труб диаметром свыше 70 мм — не менее 70 мм; между трубами, злектрокабелем и вентиляцией — не менее 100 мм. Кроме того, по своей геометрической форме трубы должны быть

выполнены унифицированными, что обеспечивает более высокую точность их изготовления.

Разработка монтажных чертежей макетируемых трубопроводов с координатами трасс. После нахождения оптимального варианта

164