Файл: Алексеев Н.И. Трубопроводчик судовой учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 3
|
|
|
|
|
|
|
|
Технологическая |
карта |
|
|
|
|
|
Таблица 19 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
№ |
|
|
|
|
№ |
|
Размер |
Марка |
Коли |
Коли |
|
Р а зв е р |
Длина |
Тип |
Диаметр |
||
техноло |
|
|
№ чертежа* |
|
чество |
|
гибоч |
Приме |
|||||||||
гического |
|
трубы |
трубы |
материа |
чество |
плоско |
нутая |
с при |
станка |
ного |
чание |
||||||
комплек |
|
|
|
|
|
|
ла |
|
погибов |
стей |
|
длина |
пуском |
|
диска |
|
|
са |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
463.03 |
|
1974-463.01-002 |
261 |
|
159x7 |
Сталь 10 |
4 |
2 |
|
4460 |
4460 |
СТГ-З |
1000 |
— |
|||
Погиб |
1 |
|
|
Погиб 2 |
|
|
Погиб 3 |
|
|
Погиб 4 |
j |
|
Погиб 5 |
|
Погиб 6 |
|
|
— |
L |
I |
|
Плоек. |
L |
— |
Плоек. |
L |
— |
Плоек. |
| £_ j |
— |
Плоек, j |
— |
Плоек. |
L |
j |
|
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
430 |
94° |
|
250 |
0° |
94 |
890 |
270 |
45°| |
285 |
0° |
45° |
250 |
|
|
|
|
|
С о в м е щ е н н а я |
|
|
|
|
|
|
Э с к и з т р у б ы |
|
|
|
|
||||||
с х е м а |
г и б к и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Погиб 1
<5 П огибJ
Погиб 2
Те х н о л о г и ч е с к и е
ук а з а н и я
Концевая арматура |
Размер отростка |
Фланец отростка |
Ответвительная |
Концевая арматура |
слева |
арматура |
справа |
||
ГС555-193 |
0 45x3; 1= 100 |
ГС555-4 |
— |
ГС555-193 |
П р и м е ч а н и е . У словны е обозначения приведены в таб л . 18.
рой относятся трубы и арматура (например, П — противопожарная система, Б — балластная система), а цифровой — их порядковый номер.
На совмещенных размерных схемах пространственное положе ние труб по высоте определяется ординатой (обозначается зна ком Д , стоящим перед ее численным значением), а в плоскости схемы узлы арматуры или труб координируются относительно следов набора или корпусных конструкций.
Для сокращения объема работ, повышения точности и удобства чтения во всех схемах, составляемых на вышеуказанных стадиях работы, трубы наносятся в одну линию (осевую), а арматура — ус ловным обозначением.
Необходимо отметить, что полученная таким образом совме щенная размерная схема трубопроводов используется только для сборки на серийных судах труб, изготовленных в задел по техноло гическим картам.
Применение описанного выше метода изготовления труб с по мощью совмещенных размерных схем существенно зависит от сте пени насыщения помещений судна и сложности геометрической формы труб. По этим признакам различают трубы следующих кате горий:
а) расположенные в помещениях (цистерны, междудонные отсеки, открытые палубы), в которых основными помехами являются только детали набора корпуса;
б) проходящие в малонасыщенных помещениях (трюмы, неко торые жилые и служебные помещения, коридоры), где помехи отно сительно невелики;
в) размещаемые'в насыщенных помещениях (энергетические от секи — машинно-котельные отделения, помещения электростанций, насосные и др.), в которых пространственная компоновка трубопро водов требует тщательной отработки.
Для труб категории «а» на основе совмещенной размерной схемы базовых корпусных конструкций и схем технического проекта си стем непосредственно выполняется совмещенная размерная схема, включающая все данные для составления технологических карт труб. Работа осуществляется до постройки головного судна и не требует наличия рабочих чертежей систем.
Для труб категории «б» трассировка производится на головном судне по рабочим чертежам систем. После увязки расположения трубопроводов между собой и со смежным насыщением выполняются разбивка трасс на звенья и их координирование с последующим составлением технологических карт.
Наибольшую сложность представляет трассировка труб катего рии «в»; отработка включает в себя все вышеперечисленные стадии и для основной части труб заканчивается только на втором-третьем судне серии.
Операция сборки труб по эскизам подлежит контролю ОТК; проверяются габаритные (строительные) размеры трубы, коорди наты расположения отростков и ответвительных деталей соедине-
Н. И. Алексеев |
161 |
ний, а также правильность установки деталей соединений и отрост ков. Ниже приводятся следующие допуски:
|
|
Отклонение |
Допуск |
|
Строительных |
размеров труб: |
± 3 |
мм |
|
прямых....................................................................................... |
|
|
||
изогнутых диаметром до100 м м ........................................... |
± 10 |
мм |
||
» |
» |
более 100 мм ................................. |
±15 |
мм |
Отростков и ответвительных деталей соединений: |
± 10 |
мм |
||
по координате ....................................................................... |
|
|||
по высоте отростка............................................................... |
|
± 3 мм |
||
по углу наклона к трубе и плоскости погибов: |
±1° |
|
||
деталей и отростков диаметром до 100 м м ................ |
|
|||
отростков диаметром более 100 мм ............................ |
±0,5° |
На отклонения плоскостей фланцев и колец относительно пло скостей плиты и угольников стенда для сборки труб допускается ±0,5 мм на диаметр привалочной плоскости фланца или кольца.
Углы погибов и между плоскостями погибов унифицированных труб контролю не подвергаются.
Следует также учитывать, что при отрезке заготовок труб, изго товляемых по эскизам, установленный допуск по длине состав ляет ± 3 мм.
§ 26. Отработиа расположения и определение ноординат трасс трубопроводов
с помощью масш табны х макетов
Существует еще один метод отработки расположения и опреде ления координат трасс трубопроводов, основанный на использо вании масштабных макетов. Этот метод применяется для насыщен ных помещений судна при серийной постройке (не менее пяти еди ниц) и позволяет сократить объем работ по компоновке трубопро водов. Отличие его от метода изготовления труб с помощью совме щенных размерных схем заключается в том, что отработка располо жения трасс трубопроводов выполняется с помощью макетов выбран ных помещений, изготовляемых в масштабе 1: 1, 1 : 5 или 1 : 10 (для судов большего водоизмещения).
Конечной целью этого метода является получение монтажных чертежей с координатами трасс трубопроводов, располагающихся в макетируемых помещениях. По обмерам с макета могут быть также сделаны эскизы некоторых труб несложной конфигурации.
Выбор помещений, подлежащих макетированию. Масштабное ма кетирование целесообразно применять для помещений, имеющих большое насыщение, таких, как машинно-котельные или машинные отделения, помещения вспомогательных котлов, электростанций, насосных, холодильных машин и т. п.
Номенклатура помещений определяется предприятием-проектан- том и согласовывается с предприятием-строителем.
162
Изготовление масштабных макетов помещений и моделей предме тов насыщения. Масштабные (или натурные) макеты помещений с моделями предметов насыщения изготовляют на основании техни ческого задания, разработанного предприятием-проектантом, до постройки головного судна на стадии технического или рабочего проектирования.
Под м а к е т о м понимается упрощенное масштабное (или натурное) изображение судна в целом, судового помещения, района, отдельной конструкции или узла. Понятие м о д е л ь подразуме вает упрощенное масштабное (или натурное) изображение предмета насыщения судна или корпусной конструкции.
Материалы для изготовления макетов и моделей (сталь угло вая, листовая и круглая, алюминиевые сплавы толщиной не ме нее 4—5 мм, трубы, пластмасса, фанера, дерево, стальная прово лока и т. п.) должны обеспечивать общую жесткость и устойчивость макета, отсутствие деформаций.
На макете с моделями должны быть предусмотрены все корпус ные конструкции и основное корпусное и монтажное насыщение, определяющее компоновку трубопроводов. Вместе с тем необходимо обеспечить обзор и доступ ко всем участкам макетируемого поме щения. Для этого, а также для возможности определения оптималь ных вариантов компоновки часть корпусных конструкций и основ ного насыщения (корпусного и монтажного) выполняют съемными, в районе бортов макеты помещений могут изготовляться без обшивки; применяются также составные макеты.
На макете наносят основные контрольные плоскости (диаметраль ная, монтажно-базовая, шпангоутов) и связанные с ними кон трольно-технологические базы. Модели предметов монтажного насы щения (механизмы, аппараты, крупные узлы арматуры и приборы) изготовляют по эскизам и рабочим чертежам, предусматривающим нужную степень детализации.
При изготовлении макетов корпуса или его отдельных частей допускаются следующие отклонения габаритных размеров, точности воспроизведения основных обводов и расстояния между палубами: ±2 мм при масштабе 1 : 10 или ± 3 —4 мм при масштабе 1 : 5.
Допуски на отклонения размеров конструктивных элементов макета корпуса (высота и толщина элементов набора, толщина на стилов палуб и т. п.) определяются предприятием-проектантом. Допуски на отклонение размеров моделей, изготовляемых в масшта бах 1 : 5 или 1 : 10, составляют ±1 мм; однако допуск на размеры посадок соединительных элементов этих моделей должен быть вы держан в соответствии с чертежом или нормалью.
Определение номенклатуры трубопроводов и их макетирование.
Номенклатура трубопроводов, подлежащих макетированию, ука зывается в техническом задании на изготовление масштабного ма кета, разрабатываемом предприятием-проектантом.
Масштабное макетирование трубопроводов выполняется в основ ном из типовых модельных элементов труб и арматуры. В настоя щее время типовые модельные элементы арматуры изготовляют
1 1 * |
163 |
преимущественно из пластмассы литьем под давлением, а типовые модельные элементы труб — из пластмассовых трубных заготовок
ипрутков (вместо проволоки и металлических труб). Модели труб должны быть съемными.
Поиск оптимальной компоновки трасс в макетируемом помеще нии может включать в себя несколько вариантов. Эта работа осу ществляется предприятием-проектантом при непосредственном уча стии предприятия-строителя, контрагентов и заказчика. В зависи мости от стадии разработки проекта судна трассировку трубопрово
дов производят на основании схем эскизного или технического проекта.
При отработке расположения трасс и их конфигурации на макете нужно учитывать следующее:
трассы труб необходимо прокладывать параллельно основным плоскостям помещения (продольным и поперечным переборкам, под волокам, настилам, бортам); направление трасс может быть гори зонтальным или вертикальным;
длина трасс должна быть кратчайшей, а их геометрическая
форма — простейшей, что достигается применением максимального количества прямых труб;
конфигурация труб, составляющих трассу, должна соответство вать требованиям унификации в части радиусов и углов погибов, шаговых расстояний и т. п., а также требованиям в отношении технологичности конструкции труб;
следует избегать перекрещивания смежных трасс; по возможности необходимо использовать панельную или кори
дорную прокладку магистральных трасс;
компоновка трасс должна соответствовать требованиям техни ческой эстетики;
доступ к соединениям труб, арматуре и механизмам для их обслу живания, ремонта или демонтажа должен быть свободным, поэтому
соединения труб смежных трубопроводов не следует располагать в одной плоскости;
необходимо обеспечивать взаимозаменяемость труб.
Последнее требование удовлетворяется при выполнении следую щих норм:
непараллельность трасс по отношению к корпусным конструк
циям и между собой не должна превышать 3 мм (при масштабе ма кета 1:5);
минймальные зазоры (в пересчете на натуру) между трубами и корпусными конструкциями должны составлять не менее 50 мм, между трассами трубопроводов для труб диаметром до 70 мм — не менее 50 мм и для труб диаметром свыше 70 мм — не менее 70 мм; между трубами, злектрокабелем и вентиляцией — не менее 100 мм. Кроме того, по своей геометрической форме трубы должны быть
выполнены унифицированными, что обеспечивает более высокую точность их изготовления.
Разработка монтажных чертежей макетируемых трубопроводов с координатами трасс. После нахождения оптимального варианта
164