Файл: Дипломная работа выполнена на 71 странице с использованием 66 источников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
регистрацию и защиту комплекса исключительных прав комплексного лицензиара, зарегистрированного как на территории Республики Казахстан, так и на территории других государств, если признание такой регистрации иностранным государством предусмотрено международным договором, участником которого является Республика Казахстан [43]. «В случае, если объект интеллектуальной собственности не зарегистрирован на территории Республики Казахстан, регистрация права интеллектуальной собственности и его передача по договору комплексной предпринимательской лицензии осуществляются по усмотрению сторон».

Федеральным законом от 12.03.2014 № 35-ФЗ были внесены изменения в статью 1028 ГК РФ, регулирующую форму и регистрацию договора коммерческой концессии, в соответствии с которыми, регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности подлежит не договор коммерческой концессии, а предоставление права использования в предпринимательской деятельности комплекса исключительных прав правообладателя по договору коммерческой концессии [17]. Если в предыдущей редакции ст. 1028 ГК РФ было установлено, что несоблюдение требования о государственной регистрации договора коммерческой концессии влечет его ничтожность, то в настоящее время правовым последствием отсутствия регистрации предоставления права использовать комплекс исключительных прав является признание предоставления данного права несостоявшимся.

В пояснительной записке к проекту Федерального закона от 12.03.2014 № 35-ФЗ указано, что «государственная регистрация прав является более предпочтительной по сравнению с государственной регистрацией сделок, так как это способствует уменьшению количества исков о признании заключенных сделок недействительными, что обеспечивает публичные интересы в стабильном и предсказуемом правопорядке». А.С. Карташова отмечает, что «до внесения вышеуказанных изменений в ГК РФ при признании сделки ничтожной в силу отсутствия регистрации договора правообладателем реституцию, как правило, получал только истец (пользователь), а у ответчика (правообладателя) отсутствовала возможность вернуть переданное по недействительной сделке» [25, с. 200].

Кроме того, чрезмерная длительность регистрации нередко побуждало предпринимателей обходиться без нее, что приводило к тому, что многие сделки впоследствии признавались недействительными по иску одной из сторон в соответствии со ст. 165 ГК РФ. В связи с этим законодателем был сделан выбор в пользу регистрации предоставления права использовать комплекс исключительных прав [25, с. 201]. В соответствии с изменениями вступление договора франчайзинга в силу уже не связано с моментом государственной регистрации, что способствует устранению барьеров при использовании результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации в гражданском обороте.


В Республике Беларусь регистрация договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) осуществляется государственным учреждением «Национальный центр интеллектуальной собственности» (далее - патентный орган).

Регистрация рассматриваемых договоров осуществляется в течение одного месяца с даты поступления в патентный орган всех необходимых документов согласно подпункту 1.4 пункта 1 постановления № 346 [44].

В соответствии с подпунктами 1.7 п. 1 постановления № 346 патентный орган осуществляет проверку наличия необходимых для регистрации документов и их соответствия установленным требованиям, а также соответствия положений представленного на регистрацию договора законодательству о праве промышленной собственности в части: наличия у сторон договора правомочий на его заключение; предмета договора; вида передачи прав; объема передаваемых прав; срока действия договора. Кроме этого, следует отметить, что патентный орган имеет право запрашивать и получать от республиканских органов государственного управления, других государственных органов, иных организаций и должностных лиц информацию по вопросам, связанным с регистрацией договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга). При этом срок регистрации договоров, указанный выше, продлевается до двух месяцев [44]. Таким образом, максимальный срок процедуры регистрации может составить три месяца.

Для сравнения в соответствии с Декретом Президента от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» государственная регистрация вновь создаваемого юридического лица осуществляется на основании заявительного принципа в день подачи документов, необходимых для ее проведения, при этом проверяется лишь  содержание заявления о государственной регистрации и наличие необходимых документов для регистрации.

Как отмечает А.А. Cукора, «регистрация договора франчайзинга, как правило требует значительных временных затрат и определенных финансовых вложений, что является фактором, затрудняющим активное использование исследуемого договора в предпринимательской деятельности» [56, c. 179].

В связи с этим, по-нашему мнению, целесообразно ограничить круг положений договора франчайзинга, подлежащих проверке патентным органом при осуществлении государственной регистрации.



В законодательстве Республики Беларусь последствия не регистрации договора франчайзинга не установлены. Однако, исходя из анализа норм ст. 165, 166 ГК, можно сделать вывод, что к незарегистрированному договору франчайзинга могут быть применены последствия, предусмотренные п. 1 ст. 166 ГК (договор франчайзинга будет считаться ничтожным).

Приведем пример из судебной практики.

Экономическим судом г. Минска в 2016 году было рассмотрено дело по иску индивидуального предпринимателя М. к обществу с ограниченной ответственностью «Я» о взыскании 4807,20 рублей неосновательного обогащения, 865,21 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами ввиду ничтожности договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), заключенного между сторонами.

Истец в судебном заседании пояснил, что договор комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) считается ничтожным, так как не было соблюдено требование о его государственной регистрации, однако денежные средства в размере 4807,20 рублей были перечислены истцом ответчиком платежным поручением с назначением платежа «за франшизу согласно договору № 12-08/15», ответчиком не возращены. При этом, ответчиком не было выполнено ни одного из обязательств по данному договору: маркетинговые материалы не передавались, организационная и технологическая документация не передавалась, программное обеспечение также не было передано, что подтверждается отсутствием каких-либо документов, подтверждающих такую передачу. Ответчик в судебное заседание представителя не направил, отзыв на иск суду не представил, требования не оспорил.

Судом было установлено, что между сторонами был заключен договор франчайзинга № 12-08/15, согласно которому правообладатель (ответчик) обязался предоставить пользователю (истцу) за определенное в договоре вознаграждение в указанный в договоре срок право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, включающий право на фирменное наименование и нераскрытую информацию о методах, рецептах и способах приготовления кофе и кофейных напитков, а также иных напитков правообладателя. Согласно условиям договора фиксированный платеж должен был быть оплачен пользователем в белорусских рублях в размере, эквивалентном 3000 долларов в течение 5 календарных дней с момента подписания договора. Платежным поручением истец перечислил денежные средства в размере 4807, 20 рублей с назначением платежа «за франшизу согласно договору № № 12-08/15». Согласно условиям договора правообладатель был обязан обеспечить регистрацию договора в установленном законом порядке. Ответчик регистрацию договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) в патентном органе не произвел.


Пунктом 18 Инструкции «О порядке регистрации лицензионных договоров, договоров уступки прав на объекты права промышленной собственности, договоров о залоге имущественных прав, удостоверяемых свидетельством на товарный знак, знак обслуживания, и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)», утвержденной постановлением Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 15.04.2009 г. № 6 установлено, что на каждой странице представленного на регистрацию оригинала договора, включая приложения, и его заверенной копии, за исключением страницы, содержащей подписи сторон, проставляется штамп подразделения патентного органа, осуществляющего регистрацию договоров, а на странице, содержащей подписи сторон, ставится штамп, содержащий надпись «Зарегистрировано в Национальном центре интеллектуальной собственности», дату, номер регистрации и подпись уполномоченного должностного лица.

На представленном суду истцом договоре отсутствовали указанные отметки. На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что договор франчайзинга по причине несоблюдения требования законодательства о его государственной регистрации является недействительным. Поскольку истцом по ничтожной сделке были перечислены на расчетный счет ответчика денежные средства в размере 4807,20 рублей, данная сумма подлежала взысканию как возврат ранее перечисленных денежных средств. Ответчик не представил суду отвечающих критериям относимости и допустимости доказательств, опровергающих требования истца, подтверждающих регистрацию договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) [2].

Таким образом, суд вынес решение об удовлетворении исковых требований истца и взыскании с ответчика 4807,20 рублей неосновательного обогащения, 865, 21 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 525 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

Предполагаем, что требование об обязательной регистрации договоров франчайзинга установлено в целях обеспечения соответствия их законодательству, а также в целях обеспечения открытого и честного развития рынка франчайзинга путем предоставления возможности третьим лицами получить сведения о зарегистрированных договорах франчайзинга в официальном бюллетене патентного органа.


По мнению Ю.В. Хлебникова, «регистрация необходима, так как в предмет исследуемого договора обязательно входят права, индивидуализирующие правообладателя, и, передавая право использования их пользователю, правообладатель ограничивает себя и переносит их часть на пользователя». Это обстоятельство должно быть широко известно и каждое заинтересованное лицо должно иметь возможность ознакомиться с данной информацией, иначе может пострадать рядовой потребитель [62, c. 20].

Однако обсуждая недостатки требования об обязательности процедуры регистрации, стоит отметить то, что при прохождении данной процедуры в патентном органе, нераскрытая информация, секреты производства, могут статьи известными третьим лицам и утратить вследствие этого свою коммерческую ценность. «Любое дополнительное требование к форме договоров осложняет и замедляет процедуру его заключения договора и, как правило, влечет дополнительные расходы. Сложная процедура регистрации договора франчайзинга вынуждает правообладателей заключать не один такой договора, а несколько договоров (лицензионный договор, договор аренды, поставки)» [13, с. 18].

Кроме того, некоторыми авторами отмечается, что не совсем понятно, какие цели преследовались при установлении обязательной регистрации договора франчайзинга [10, c. 115]. Например, целью государственной регистрации договоров, которые опосредуют передачу объекта недвижимого имущества, является проверка наличия законных прав у собственников в отношении отчуждаемого имущества, а также учет объектов недвижимого имущества. При этом, юридическая экспертиза содержания договора предусмотрена.

В связи с этим М.Л. Варданян предлагает заменить процедуру регистрации договора франчайзинга процедурой уведомления патентного органа о получении права использования комплекса исключительных прав [10, 116].

Принимая во внимание подход к правовому регулированию данного вопроса в зарубежных странах отметим, что, например, в США не существует единой регистрационной процедуры договора франчайзинга на федеральном уровне, однако в отдельных штатах действуют нормативно-правовые акты, предусматривающие обязанность франчайзера пройти специальную регистрационную процедуру, прежде чем он сможет предлагать к продаже франшизу. Американская система в отличие от белорусской системы предполагает регистрацию непосредственно самого франчайзера, его профессионального статуса, а не договора франчайзинга [3, c. 15].