Файл: Фрайфельд А.В. Устройство, монтаж и эксплуатация контактной сети учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 279

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

веряют состояние резьбы на всех штангах крепления тросов гибкой поперечины и покрывают резьбу антикоррозионной смазкой. Такую же смазку наносят и на стальные тросы. Для этого зажимы сдвига­ ют, а затем устанавливают на место. Необходимо иметь в виду, что зажимы на поперечных несущих тросах при покрытии их смаз­ кой могут проскальзывать по тросам.

При осенней регулировке ослабляют натяжение фиксирующих тросов. Если в тросы гибких поперечин включены специальные ком­ пенсаторы, то сезонную регулировку можно не производить, так как компенсаторы автоматически регулируют натяжение фиксиру­ ющих тросов при колебаниях температуры, но при осмотрах таких поперечин надо проверять состояние компенсаторов.

Все сказанное о нижних фиксирующих тросах гибких поперечин относится также и к тросам фиксирующих и жестких попер'ечин. Регулировку натяжения фиксирующих тросов жестких поперечин (см. рис. 48, а) производят, используя резьбу на штанге или на­ тяжными муфтами, которые врезаны в тросы с одной стороны. Осмотр фиксирующих оттяжек производят одновременно с осмот­ ром цепной подвески со съемных изолирующих вышек в таком же объеме, как и нижних фиксирующих тросов гибких поперечин (за исключением сезонной регулировки)..

Ревизия и регулировка компенсаторов контактного провода.

Эту работу производят без снятия напряжения с контактной сети. При осмотре проверяют расстояние b от низа груза до поверхно­

сти оголовка фундамента или уровня

земли и расстояния а от кли­

нового зажима, закрепляющего

трос

компенсатора на штанге для

грузов, до неподвижного блока

(см. рис. 225). Расстояние между

подвижными блоками

и от них до опоры должно

быть не менее

1 м и не более 3,5 м.

Обращают внимание на то,

чтобы не было

трения тросов компенсаторов и грузов об опору, закрепленные на ней конструкции, оттяжки и подкосы. Проверяют прочность креп­ ления всех деталей компенсатора и состояние стальных тросов.

При обрыве

хотя бы одной жилы трос заменяют новым.

В случае

необходимости покрывают тросы компенсаторов ан­

тикоррозионной смазкой, а в масленки блоков компенсаторов до­

бавляют солидол УС-2 (Л)

или

пресс-солидол УС-1,

а зимой

в районах с температурой

ниже

—40°С добавляют

смазку

ЦИАТИМ-201. Четкость действия блоков компенсаторов прове­ ряют путем небольшого подъема штанги с грузами вверх и опус­ кания ее вниз.

Проверка состояния опор. Напряжение с контактной сети не снимают. Внешним осмотром проверяют наклон опор, отсутствие дефектов на поверхности железобетонных опор, окраску металли­ ческих опор и состояние оголовков фундаментов. Поднявшись на опору, проверяют состояние и прочность закрепления всех дета­ лей и конструкций на ней, покрытие антикоррозионной смазкой всех деталей, имеющих резьбу (крюковых болтов, концов штанг,

консольных тяг и др.).

У опор, установленных без фундаментов

с помощью специальных

конструкций на путепроводах и мостах,

365


Рис. 273. Положение головки универсальной штанги при дефектировке подвесных (а) и анкерных (б) изоляторов

проверяют состояние и прочность закрепления болтов, ослаблен­ ные гайки затягивают. Нижнюю часть металлических опор окра­ шивают раз в два года.-

При осмотре опор проверяют, есть ли на них номера. Одно­ временно проверяют состояние оттяжек, создавая рукой их легкое колебание; при наличии ослабления оттяжек подтягивают резьбу штанг. Если после этого ослабление останется, то закладывают новый анкер, на который перезаделывают старую оттяжку или временно закрепляют новую за основание ближайшей соседней опоры.

Записи о выполнении всех ремонтов опор и их покраски зано­ сят в книгу состояния опор, хранящуюся на дистанции контактной сети.

Проверка искровых промежутков. Эту работу производят еже­

квартально электромонтеры дистанции контактной

сети совмест­

но с электромеханиками дистанций сигнализации

и

связи.

При

этом контролируют состояние изоляции тестером,

подключаемым

как вольтметр. Один из

выводов тестера подсоединяют к

опоре,

а другой к заземлению;

места подсоединения

предварительно

очищают от краски и ржавчины и зачищают до металлического

блеска.

Если при измерении

во время прохода поезда

стрелка

тестера

отклонится, значит,

искровой промежуток исправен.

Неисправные искровые промежутки ремонтируют, заменяя или весь промежуток целиком, или в искровых промежутках ИПМ-62-

2 , — съемную вставку (см. рис. 174).

 

Проверка состояния изоляторов и изолирующих

вставок.

В процессе эксплуатации контактной сети повреждения изолято­ ров наблюдаются весьма часто и составляют значительную часть общего числа повреждений устройств.

Изоляторы и

изолирующие вставки

в процессе

эксплуатации

в установленные

сроки осматривают и

очищают.

Стеклопласти-

3 6 6


Рис. 274. Штанга-указатель поврежденных изоляторов (а) и ее электрическая схема (б)

новые вставки покрывают после очистки кремнийорганическим вазелином КВ-3 для повышения дугостойкости и облегчения по­ следующей очистки.

Изоляторы, установленные не менее двух в. одном узле, подвергаются профилактическим испытаниям (дефектировке) без демонтажа с помощью специальных изолированных штанг.

Дефектировка изоляторов. Наружный осмотр изоляторов не позволяет выявить внутренние дефекты, которые могут привести к электрическим пробоям изоляторов и серьезным повреждениям контактной сети. В связи с этим на участках энергоснабжения пе­ риодически, обычно раз в два года, производят дефектировку изо­ ляторов. На контактной сети переменного тока дефектировке под­ вергают тарельчатые изоляторы, располагаемые в гирляндах. Де­ фектировку выполняют под напряжением с изолирующих съемных вышек универсальной изолированной штангой 35/110 кВ, оборудо­ ванной специальной головкой. Эта головка состоит из последо­ вательно соединенных конденсаторов постоянной и переменной емкости, при шунтировании ею изолятора по изменению емкости можно определить величину напряжения, которая приходится на один изолятор.

Измерения начинают с изоляторов, расположенных со стороны заземленных элементов. Для дефектировки два вилкообразных захвата 2 головки штанги прикладывают к испытываемому изоля­ тору 1 (рис. 273, а) и, вращая штангу по часовой стрелке, сбли­ жают электроды, в результате чего происходит пробой воздушного промежутка. По положению указателя 3 в момент пробоя опре­ деляют величину напряжения, которое приходится на испытуемый изолятор. Отбраковку изоляторов производят в соответствии с данными табл. 28.

Для удобства измерений универсальную штангу собирают из трех трубок, в этом случае электромонтер с рабочей площадки изолирующей вышки может без особых трудностей произвести де­

фектировку как

подвесных изоляторов, так и

анкерных (рис.

273, б).

при дефектировке изоляторов

универсальные

Применяемые

изолированные штанги необходимо периодически, раз в шесть ме­ сяцев, подвергать электрическим испытаниям в соответствии с ус­ тановленными нормами.

Дефектировку изоляторов контактной сети постоянного тока производят специальной штангой-указателем под напряжением с изолирующих вышек в диэлектрических перчатках в соответствии

3 6 7


Т а б л и ц а 2 8

со специальной инструкцией. Имеется несколько конструкций та­ ких штанг. Одна из них (рис. 274, а) состоит из измерительной головки 1, удлинителя 4 и ручки-захвата 5. На трубчатом основа­ нии головки закреплены индикаторная лампа 2 типа УВН-1 и две контактные головки (щупы) 3 с вмонтированными резисторами МЛТ-1.

Принцип действия штанги основан на определении потенциалов, распределяющихся между изоляторами, находящимися под ра­ бочим напряжением. Если сопротивление одного изолятора близ­ ко нулю или значительно меньше другого (в узле) и не превыша­ ет 1 МОм, то потенциал на другом изоляторе окажется достаточ­ ным для загорания индикаторной лампы. Изолятор, на котором не загорелась индикаторная лампа, неисправен. Если по сопро­ тивлению изоляторы незначительно (менее чем в 4 раза) отлича­ ются друг от друга, то потенциалы на них распределяются пример­ но поровну и индикаторная лампа не загорается, так как потен­ циал на лампе ниже потенциала зажигания.

Предварительно проверяют индикаторную лампу. Для этого щупы контактной головки разворачивают так, чтобы один щуп касался частей, находящихся под напряжением, а другой — за­ земленных частей. Если лампа при этом горит, значит, она ис­ правна. Затем щупы сближают так, чтобы расстояние между ними было 180—200 мм, после чего приступают к проверке изоляторов

(см. рис. 274, а).

Подвесные изоляторы на изолированной гибкой поперечине проверяют также штангой-указателем напряжения. Для этого башмак укрепляют на тяговом рельсе, а наконечником указателя прикасаются к электрическому соединителю между верхним и нижним фиксирующими тросами. Если лампа штанги-указателя не загорается, то изоляторы исправны. Если же лампа загорится, то среди изоляторов есть неисправный.

При отсутствии штанги-указателя допускается производить проверку изоляторов аналогичным образом заземляющей штангой. В этом случае наличие неисправного изолятора определяют по отключению соответствующего быстродействующего выключателя на тяговой подстанции. Дефектный изолятор заменяют новым, после чего производят повторную проверку.

3 6 8


Целость первых от опор изоляторов, врезанных в тросы гиб­ кой поперечины, определяют указателем напряжения для тяговых подстанций постоянного тока. Для этого с изолирующей съемной вышки руководитель работ одним наконечником указателя каса­ ется нижнего фиксирующего троса, находящегося под напряжени­ ем, а другим наконечником — электрического соединителя между

верхним и нижним фиксирующими тросами.

Загоревшаяся лам­

па свидетельствует о наличии неисправного

изолятора.

проверку

При отсутствии указателя напряжения допускается

изоляторов производить шунтирующими штангами «на

искру».

Глава XXI

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ И МОДЕРНИЗАЦИЯ КОНТАКТНОЙ СЕТИ

§83. Организация капитального ремонта

Вцелях своевременной замены изношенных элементов кон­ тактной сети в установленные сроки производят капитальный ре­ монт, который предусматривает полное восстановление первона­ чальной технической характеристики устройств ,с учетом необхо­ димой модернизации.

План работ капитального ремонта составляют заранее до на­ чала предстоящего года, для чего подготавливают необходимую документацию. Капитальный ремонт выполняют за счет аморти­ зационных отчислений в размерах, установленных нормами. Сме­ ты на капитальный ремонт составляют по сметно-нормативным справочникам на основании дефектных актов, представляемых начальниками дистанций контактной сети. Сложные работы капи­ тального ремонта, связанные с заменой опор и перемонтажом кон­ тактной подвески, производят по отдельным проектам, выполня­ емым участками энергоснабжения или проектными организация­ ми. В годовом плане работ капитального ремонта содержатся их объемы, сроки выполнения, сроки поставок необходимых матери­ алов и оборудования, а также потребность в рабочей силе. Объем работ капитального ремонта определяется особенностями электри­ фицированного участка и зависит от срока эксплуатации приме­ ненных опор и поддерживающих конструкций, типа контактной

подвески и материала их проводов, размеров движения поездов, климатических условий и ряда других факторов.

Основными работами капитального ремонта являются смена изношенных контактных проводов и несущих тросов, устройство вставок в проводах цепной подвески, а также замена тросов гиб­ ких и жестких поперечин. Кроме перечисленных, производят и

369