Файл: Фрайфельд А.В. Устройство, монтаж и эксплуатация контактной сети учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 278

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ряд других работ, например,

смену

усиливающих проводов,

воздушных

питающих и отсасывающих

линий, секционных разъе­

динителей,

анкеров и оттяжек,

окраску

опор, их замену и т. д.

Реконструкция путевого развития станций, перекладка стре­ лочных переводов, временное устройство обводных путей и дру­ гие работы вызывают необходимость перемонтажа устройств кон­ тактной сети, что относится и к работам капитального ремонта.

При всех видах ремонтов контактной сети обеспечивают безо­ пасность следования поездов. Как правило, ремонты производят без нарушения графика движения. Для производства значитель­ ных по объему работ в графике движения поездов предусматри­ вают «окна». Большое число ремонтных работ выполняют без за­ крытия путей в период наименее интенсивного движения.

Капитальный ремонт контактной сети в условиях эксплуатации является довольно сложным и трудоемким процессом, так как для производства ряда работ необходимо снимать напряжение с кон­ тактной сети и закрывать пути станций или перегонов для движе­ ния всех поездов, что на грузонапряженных электрифицирован­ ных линиях весьма затруднительно.

В зависимости от условий, места и характера необходимого ремонта определяют способ его выполнения и схему организации работ. Перед выполнением капитального ремонта укомплектовы­ вают ремонтную бригаду электромонтерами нужной квалифика­ ции, которых обеспечивают всеми необходимыми механизмами, приспособлениями и инструментами. Смену проводов и другие крупные работы капитального ремонта контактной сети произво­ дят при закрытом для движения поездов пути. Очень важно, что­ бы необходимые для обеспечения беспрепятственного следования поездов операции были закончены в отведенное для этого время. В связи с этим все работы капитального ремонта продумывают заблаговременно и часть подготовительных работ выполняют под

напряжением без

закрытия

путей, что дает

возможность уско­

рить производство

работ при

закрытых для

движения путях.

§ 84. Смена контактного провода

При достижении предельного износа контактного провода про­ изводят сплошную его замену по анкерным участкам. Для выпол­ нения этой работы предварительно заготовляют все необходимые материалы, инструмент, монтажные приспособления и транспорт­ ные средства. В зависимости от продолжительности предоставля­ емого времени, длины анкерного участка, типа контактной под­ вески и ряда других факторов применяют два основных способа выполнения работ.

Первый способ — весь комплекс работ по смене одного анкер­ ного участка контактного провода производят за один прием в од­

но «окно». Для этого необходимо 5 — 7 звеньев

по два электро­

монтера, достаточное количество изолирующих

съемных вышек,

3 7 0


инструмента и приспособлений, а также довольно продолжитель­ ное «окно».

Второй способ — все работы выполняют за два «окна»: в пер­ вое производят раскатку и подвеску нового контактного провода, его анкеровку, затем без закрытия движения поездов под напря­ жением делают продольную регулировку, а во второе «окно» вы­ полняют демонтаж изношенного контактного провода. Для работ но второму способу требуются бригады из пяти—семи человек и непродолжительные «окна» (40—60 мин каждое). Недостатком этого способа является необходимость не одного, а двух «окон», вследствие чего работы могут длиться 2 —3 дня.

Смену изношенного контактного провода производят в три этапа: подготовительные работы; смена контактного провода с выполнением анкеровки, продольной регулировки и контроль­ ного осмотра после регулировки; демонтаж изношенного провода.

Предварительно начальник дистанции контактной сети сов­ местно с электромехаником или бригадиром производят осмотр всего участка и выявляют полный объем работ, подлежащий вы­ полнению. При осмотре устанавливают количество пролетов в ан­ керном участке, наличие кривых и искусственных сооружений, схему расположения проводов на прилегающих сопряжениях ан­ керных участков, наличие воздушных стрелок, шлейфов секцион­ ных разъединителей и другие особенности. В результате осмотра и проверки по плану контактной сети окончательно определяют потребность в контактном проводе, необходимых материалах и деталях и намечают технологический процесс выполнения всех работ.

Монтажный поезд для раскатки контактного провода • состоит обычно из монтажной дрезины ДМ и прицепляемой к ней двухос­ ной раскаточной платформы, на которой устанавливают станок для барабана с контактным проводом (рис. 275). При недоста­ точной длине провода к нему заранее подстыковывают отрезок контактного провода необходимой длины, который наматывают

Рис. 275. Станок для установки барабана- с проводом

371

на барабан. Стыковой зажим во избежание задевания при рас­ катке за контактный провод обматывают тряпками. Конец кон­ тактного провода заделывают в клиновой зажим и правильность заделки проверяют путем контрольного сочленения зажима с изо­

лятором.

Отверстия барабана для оси во избежание их разработки уси­ ливают металлическими щеками с втулками, что также обеспе­ чивает плавность вращения барабана при раскатке контактного провода. Для торможения барабана приготовляют тормозные приспособления.

Смена одиночного контактного провода с окончанием работ за один выезд монтажного поезда. Это способ требует ускорен­ ного процесса смены контактного провода и проведения подгото­ вительных работ. Бригада электромонтеров с изолирующей съем­ ной вышки под напряжением проверяет состояние струновых, фик­ сирующих и питающих зажимов, установленных на контактном проводе; все неисправные зажимы и струны заменяют новыми. На всех зажимах ослабляют контргайки и проворачивают болты. При необходимости производят замену или переборку поперечных и продольных электрических соединителей, фиксаторов и компен­ саторов. Снимают зажим средней анкеровки и подвязывают про­ вод струной к несущему тросу.

В конце анкерного участка со стороны вытяжки нового кон­ тактного провода производят жесткую анкеровку изношенного кон­ тактного провода, для чего устанавливают крюковой зажим на штангу между блоком компенсатора и анкерными изоляторами. На крюковой зажим надевают одну петлю струбцины, а ее конец прикрепляют к опоре (рис. 276). Затем полиспастом на 0,5 тс под­ нимают грузы до тех пор, пока не ослабнут тросы компенсатора и после этого штангу для грузов за проушину подвязывают к опо­ ре. Освободив полиспаст, отсоединяют блок компенсатора от штан­ ги и таким образом подготовляют компенсатор для анкеровки но­ вого контактного провода.

В целях экономии меди отходящие анкерные ветви в нерабо­ чей части иногда не заменяли, а новые контактные провода при смене присоединяли к ним. Место пристыковки нового контакт­ ного провода должно находиться вне зоны рабочей части полозов токоприемника и располагаться не ближе 1 м от оси пути во из­ бежание повреждения токоприемников при случайном провисании стыка. Узел стыкования подготовляют заранее.

Накануне начала работ по смене контактного провода, исходя

из объема

работ, подготовляют и укладывают

на

монтажный

сцеп все

необходимые материалы, инструмент

и приспо­

собления.

 

место начальник

В день производства работ перед выездом на

дистанции контактной сети знакомит всех работников с техноло­ гическим процессом, расстановкой людей, устанавливает каждой бригаде объем предстоящих работ и способ их выполнения, рас­ пределяет необходимый материал, детали, приспособления и ин-

3 7 2


ного провода, подлежащем замене, предварительно укомплекто­ вывают необходимое количество звеньев из расчета на одно звено 3—4 пролета подвески. Звеньям, занятым регулировкой отходя­ щих анкеровочных ветвей, выделяют по два пролета.

Перед выездом к месту работ сцепляют раскаточную платфор­ му с дрезиной ДМ так, чтобы в процессе раскатки контактного провода по направлению движения монтажного поезда впереди находилась платформа. Барабан с контактным проводом распо­ лагают на платформе таким образом, чтобы свободный конец контактного провода шел на вышку с верхней части барабана и рабочая поверхность провода была обращена вниз, что соответст­ вует нормальному расположению провода в подвеске. На мон­ тажной вышке устанавливают стрелу с направляющим роликом. Все электромонтеры заблаговременно выезжают на станцию, при­ легающую к перегону, на котором будет производиться смена кон­ тактного провода, и отправляются на перегон с тем, чтобы быть на месте работ за 40—30 мин до закрытия движения поездов. В это время производят подключение переносных телефонов к линии электротяговой связи для оперативных переговоров с энергодис­ петчером.

После прохода последнего поезда в установленном порядке закрывают перегон и снимают напряжение. Ответственные руко­ водители, получив приказ от энергодиспетчера, выполняют зазем­ ление контактной сети. После этого приступают к работе.

Каждое звено на отведенном ему участке снимает струновые зажимы со старого контактного провода через одну струну. В это

37 3

время дрезина с раскаточной бригадой прибывает к концу анкер­

ного участка.

На монтажной площадке

закрепляют ограждения

и устанавливают в рабочее положение

направляющую

стрелу.

Конец нового

контактного провода с вышки, развернутой

в сто­

рону анкеровки, пристыковывают к подготовленному отводу или компенсатору, после чего площадку устанавливают вдоль пути, контактный провод помещают в ролик стрелы и начинают его рас­

катку. При раскатке провод закладывают

в S-образные крюч­

ки, которые

подвешивают к изношенному

контактному

проводу

(рис.277).

ведут при скорости движения

дрезины до

10 км/ч.

Раскатку

Один или два электромонтера, находясь на раскаточной платфор­ ме, притормаживают барабан, не допуская чрезмерного прови­ сания провода, и следят за правильностью размотки. На рабочей площадке вышки дрезины один из электромонтеров регулирует и направляет стрелу так, чтобы раскатываемый провод шел парал­ лельно и немного ниже заменяемого, что облегчает второму элею тромонтеру завеску крючков с заложенным в них новым прово­ дом. Третий электромонтер подает крючки. Начальник дистанции контактной сети обычно руководит ходом раскатки и по указанию работающего наверху старшего электромонтера дает команду во­ дителю об увеличении или снижении скорости движения дрезины.

В конце анкерного участка барабан затормаживают и с помо­ щью дрезины производят предварительную вытяжку нового кон­ тактного провода. Раскатка всего анкерного участка провода та­ ким образом производится за 10—15 мин. Заблаговременно, до прибытия дрезины, на анкерной опоре завешивают полиспаст на вилку подвижного блока компенсатора. На новый контактный про­ вод устанавливают натяжной зажим и полиспастом производят окончательную вытяжку нового провода, поднимая грузы с уче­ том последующего его удлинения. После этого провод заделыва­ ют в клиновой зажим и сочленяют с компенсатором через изо­ ляторы.

Прежде чем приступить к переводу струн со старого контакт­ ного провода на новый, в обе стороны от средней анкеровки, от

3 7 4


звена к звену передают контактный провод, паз которого находит­ ся в правильном положении. На границах работы бригад уста­ навливают контрольные струны. Затем переставляют все струны, фиксаторы и различные зажимы с заменяемого провода на новый. Во избежание переплетения проводов освобождаемый старый провод отводят в сторону обочины пути. По окончании перевода всех зажимов старый провод с ослабленным натяжением разре­ зают, опускают на обочину, разрезают на части и сматывают в бухты. По пути следования дрезины на участке проверяют по­ ложение нового контактного провода и одновременно с этим.на платформу погружают старый. После снятия заземляющих штанг дают уведомление об окончании работ и в контактную сеть пода­ ют напряжение.

Раскаточная дрезина освобождает перегон для движения по­ ездов. Звенья же остаются на месте и каждое в пределах зоны своей работы проверяет проход токоприемника первого электропо­ езда по новому контактному проводу. Затем уже без снятия на­ пряжения производят тщательный контрольный осмотр вновь под­ вешенного контактного провода, при необходимости выполняя до­ полнительную регулировку и устраняя все обнаруженные де­ фекты.

Смена одиночного изношенного контактного провода в два приема. Подготовительные работы аналогичны описанным выше. К дополнительным работам относятся установка временных элек­ трических перемычек (4—5 шт. на анкерном участке), демонтаж зажима средней анкеровки, трос которой крепят к несущему тро­ су, и установка деталей для временной жесткой анкеровки нового контактного провода. По всему анкерному участку завешивают на несущий трос временные струны или крючки для крепления к ним нового контактного провода.

После снятия напряжения, закрытия пути для движения поез­ дов и заземления контактной сети монтажный поезд останавли­ вают у анкерной опоры. С дрезины производят жесткую анкеровку нового контактного провода, после чего этот провод укладывают в ролик направляющей стрелы и приступают к раскатке. При этом новый контактный провод или подвязывают к временным струнам, или подвешивают на коротких крючках к старому кон­ тактному проводу, либо на длинных крючках — к несущему тросу в трех точках каждого пролета. Если провод завешивают на ко­ роткие крючки, то вслед за этим два-три электромонтера со съемной вышки перевешивают крючки в звенья струн так, чтобы новый провод был выше старого на 300—400 мм. На кривых уча­ стках новый провод располагают с внешней стороны кривой и подвязывают к фиксаторам у держателей.

При подъезде ко второй анкерной опоре притормаживают бара­ бан, производят предварительную вытяжку провода, устанавлива­ ют на него натяжной зажим, вытягивают полиспастом и анкеруют на подготовленный компенсатор. После этого присоединяют подпи­ тывающие перемычки и на дрезине производят объезд анкерного

37 5