Файл: Туровский Я. Техническая электродинамика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 300

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Во

многих

случаях

достаточно

исследовать

поле

1-й гармоники вдоль окружности

 

( v = l ) .

Тогда

мгно­

венное значение напряженности поля имеет вид:

 

 

Hz

=

 

^ f - e i s a t

e 4

n x

h

а «г cos (2я — l)-^-y,

 

(б-48а)

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

a„ =

 

] / sas

+ (n/x)2

4 - (2/г - 1) 2

it»/L5.

 

 

у^7{Х

 

Для

стали

с

параметрами

(х = 500-ь-1 ООО

и

 

X I О6

См/м, а

также

при

скольжении,

близком

к

s = l ,

|a2 |

= со]х-у= (140-f-280) 104

1/м2. Поэтому при не очень

большом числе

гармоник

поля вдоль длины машины и

не очень малом скольжении можно принять:

 

 

 

 

Re

{sa2 } > (тг/х)2 +

(2п -

I ) 2

тс2 /!2 ,

т.

е.

ап

«

V~sa.

В таком случае множитель е

a " z

в

(6-48а)

можно

вынести за знак суммы, которая сама

по себе

представ­

ляет ничто иное, как разложение

в

ряд

Фурье

кривой

распределения

поля

 

Hmzs

= Bmb(y)j\).~f(у)

 

на

поверх­

ности ротора вдоль его оси. На основании

(6-48а)

мож­

но,

следовательно,

написать

уравнение

для

амплитуд

поля

вдоль окружности ротора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н т

г ~

 

e - ' , t x

, z е~УГаг.

 

 

 

 

(6-49)

где

 

 

 

 

 

Bm6

^0Fmif2bp.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как видно, амплитуды поля на всей окружности име­ ют одинаковое значение и только сдвинуты по фазе на угол — лх/х.

Аналогичные уравнения можно получить для всех

составляющих электромагнитного

поля Нт, Ет

и Jm.

М а ш и н а с б е с к о н е ч н о

д л и н н ы м

р о т о ­

р о м . Если машина имеет достаточную длину

(L3>tj, то

для исследования электромагнитного поля вблизи сере­

дины

длины

ротора

можно положить

L >оо.

Тогда

EX=EZ

= Q,

Ну=0,

dHJdy^O,

cos(2«— \)nylL= l ,

а также

 

 

 

 

 

 

 

an =

Yso? ~г" (1 1 /х )а V s

а-

 

 

330


При этом допущении, подставляя (6-49) в уравнение Максврлла (2-2в)

 

 

дЁту/дх=

/so ) ( A / / M Z ,

 

 

получаем:

 

 

 

 

 

Ёту

= i = * - = - j s ^

С = ^ В т 5 < Г / Г м Г ' Т

* •

 

 

 

 

 

 

(6-50)

причем для х = 0, £ y = 0, благодаря чему С = 0 .

тока

 

Комплексное

максимальное

значение

плотности

в

роторе

 

 

 

 

 

 

j m

y = j m s

e~Y7kz

e - i { V 7 k

M ) .

(6-50a)

Модуль действующего значения плотности тока

I действ I

 

 

 

Максимальная во времени и в

пространстве

плот­

ность тока на поверхности

ротора

 

 

J m s =

I ^ l B m

r

(6-51)

Подставляя в свою очередь (6-50) в уравнение Мак­ свелла (2-2а)

дЁту[&г= jswp.Hmx,

получаем:

Нтх

= - J —

dz

= / J X X

в , e~Vr«z

е

Ч

^

\

(6-52)

 

т х

/stop.

n\i.

тЪ

 

 

 

\

>

 

где

/а == (— 1 +

/) k.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнивая (6-52)

и (6-49), находим

отношение мо­

 

дулей максимальных значений нормальной и танген­

 

циальной составляющих:

 

 

 

 

 

 

 

 

ВтхтЪ

= Hmx/Hmz

= \ja\ / S

T

/

*

=

V2lln/v,

(6-

т. е. на поверхности

ротора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\Hmxs\

=

^.y^lBmb.

 

 

 

 

( 6 -53а)

 

Полная мощность электромагнитного поля, прони­ кающая в ротор сквозь 1 м2 его поверхности, равна со-

331


гласно (3-3) нормальной составляющей Sz

комплексного

вектора Пойнтинга на

этой

поверхности

(z = 0):

$zs — 5 p z -f- jSqz

|- (E'-myHmr)z=o

= < 1 - ' > т 7 ^ / - - < 1 - л - 1 & г > <

X | / " - i s » ^ B ! m l .

(6-54)

Учитывая приближенно влияние переменной прони­ цаемости, стали и гистерезисные потери (2-966), на ос­ новании (6-54) определим потери активной мощности, приходящиеся на единицу поверхности ротора, Вт/м2 :

р 1 = = а _ *

f =

и потребление реактивной мощности, вар/м2 :

 

Ql = ^-P1,

(6-546)

где ср я*1,4

и а д = 0,85.

являются осно­

Формулы

(6-53а), (6-54а) и (6-546)

ванием для расчета параметров массивного стального ро­ тора, приведенных к статору [Л. 6-5]. Этим методом ин­ дукционный двигатель с массивным стальным рото­ ром может быть приведен к известной схеме замещения

обычного

асинхронного

двигателя.

Следует при

этом

помнить,

что индукция

ВтЬщ

является

результатом

на­

ложения

н. с. статора Fma и

ротора

Fmz,

которые скла­

дываются

векторно:

 

 

 

 

 

Рщ\ = = = Рта ~Г~ Ртг1

В случае несинусоидального поля это суммирование следует привести для каждой из гармоник Fm от­ дельно.

332


Максимальная н. с. вихревых токов в роторе (6-50а) на одно полюсное деление т равна:

CO Т 00 т

Fm2 = j

j " Jmydzdx

= Jms

j " e ' V T a z dz j е ч ' ф dx =

0

0

о

0

Кроме того, н. с. ротора можно выразить через ток ротора 1'г, приведенный к обмотке статора:

•к Р

Приравнивая модуль последних двух выражений, на­ ходим ток ротора, приведенный к статору:

- — r = r ^ J m s = o i ы т / т

в

(6-55)

Приравнивая полные потери на поверхности ротора, рассчитанные по (6-54а), к потерям, приведенным к об­ мотке статора:

nDLap ——г?= r-Jis^mAK'°->

2 V s со[Ay2 ш

1 ^ -

находим активное сопротивление фазы ротора, приве­

денное

к обмотке

 

статора:

 

 

 

R

\

~ a p ^ » M *

к я ,

(6-56)

где а р

= 1,4 и & л ~

1 + 2 т / я 1 — поправочный

коэффициент

по [Л. 6-5], учитывающий активное сопротивление лобо­

вых частей

ротора.

 

 

Таким же путем, используя

(6-546),

рассчитываем

индуктивное

сопротивление фазы

ротора

 

 

X'2~aqR'2/ap=QfiR'z,

 

(6-56а)

откуда приведенное полное сопротивление

ротора

 

Z ' 2 ~ ( l + / 0 , 6 ) * ' 2 .

(6-57)

333


Намагничивающий

ток

асинхронного

двигателя

с массивным

стальным

ротором

рассчитываем так же,

как и в обычном двигателе,

на основании закона

полно­

го тока для

k

однофазных

отрезков

магнитной

цепи

HHklh

= iz, с

той лишь

разницей,

что

магнитное

напря­

жение

в роторе

рассчитываем на

основании (6-52) для

2 = 0:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

Дальнейшие

подробности

расчетов

даны

в {Л. 6-5].

 

 

 

 

 

 

 

6-7.

ПОЛЫЙ РОТОР

 

 

 

 

АСИНХРОННОГО МИКРОДВИГАТЕЛЯ

Двухфазные

асинхронные

исполнительные

двигатели

с полым ротором, называемые иногда двигателями Феррариса, имеют неподвижные стальные шихтованные магнитолроводы 1 и 3 (рис. 6-15) и ротор в виде алюминие­ вого стакана 2. Магнитное поле в зазоре этих машин

'ис. 6-15. Схема

двигателя с полым немагнитным ротором,

и 3 - внешний и

внутренний статоры; 2 - полый алюминиевый ротор.

изменяется при

различных режимах работы двигателя

от неподвижного осциллирующего поля до вращающе­ гося эллиптического и кругового поля.

Рассмотрим, как и в предыдущем случае, поле толь­

ко в середине длины машины

развернутой плоскости

XZ). Обмотку

статора заменим

бесконечно

тонким

то­

ковым слоем

с поверхностной

плотностью

тока

на-

334