ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 238
Скачиваний: 1
3 — произвольная точка). Новый момент при измененной частоте вращения п{ определим из уравнения подобия
М' __ M ~
откуда
Результаты вычислений занесем в табл. 1
Нанесем на рис. 26, а кривую M' = f (112) и поставим на ней точки Г, 2' и 3'. Заметим, что вточкахЗ и 3' треугольники скоро стей подобны, так как эти точки принадлежат подобным режимам работы, т. е. в этих точках к. п. д. гидромуфты равны между собой.
Найдем уравнение |
кривой равного к. п. д. Для |
этого |
запишем |
|||
уравнение подобия для момента, в котором п1 |
выразим через п2і, |
|||||
тогда получим |
|
|
|
|
|
|
|
|
M = Я„ѵ % D\. |
|
|
(74) |
|
Для любого і = |
const уравнение (74) можно представить в виде |
|||||
|
|
M |
= Anl, |
|
|
(75) |
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
л = |
^мУР5, |
|
|
|
|
|
|
t'2 |
|
|
|
Уравнение |
(75) |
представляет собой квадратичную |
параболу, |
|||
проходящую |
через |
начало координат. |
ÎJ = |
|
|
|
Теперь, задаваясь текущими значениями |
/, через любую |
точку внешней характеристики гидромуфты можно провести кри
вую равного к. п. д. (см. кривую |
/ на рис. 26, а). При этом ось |
|
абсцисс будет являться частным |
случаем параболы при |
і = 1, |
а ось ординат — при і — 0. |
|
|
Универсальная характеристика гидромуфты представляет |
собой |
зависимость крутящих моментов от частоты вращения турбины при различной частоте вращения насоса (см. рис. 26, б). На универ сальную характеристику наносят также кривые, представляющие собой зависимость моментов гидромуфты от частоты вращения ведомого вала п 2 при одинаковых т) = t = 0,1; 0,2; 0,3 и т. д.
Для построения универсальной характеристики гидромуфты необходимо снять ее внешние характеристики на стенде при раз личной частоте вращения входного вала п1 или при* каком-то зна
чении пх = const, затем |
пересчитать на другую частоту враще |
|
ния п х . Для построения |
кривых |
моментов, соответствующих рав |
ным к. п. д., например, для т] = |
і = 0,1, отмечают на каждой кри |
вой точки ÏI = і — 0,1 и соединяют их между собой.
45
Пересчет характеристик гидромуфты при изменении активного диаметра. Пусть задана внешняя характеристика гидромуфты, имеющей активный диаметр Da (см. рис. 27, а). Требуется по-
Рис. 26. Пересчет характеристики гидромуфты при изменении частоты вращения:
а — характеристика |
гидромуфты при п, и пу, |
б — универсальная |
ха |
||||
|
|
|
|
рактеристика |
|
|
|
строить характеристику |
при другом |
активном диаметре |
D'a при |
||||
пх = |
const, т. е. |
M' |
= |
f (гс2). Пусть |
D'a |
< D a . |
|
Из |
уравнения |
подобия получим |
|
|
|
|
|
|
|
|
М'=м{^)\ |
|
|
|
|
|
|
(76) |
|
По |
этому |
уравнению |
строим |
новую |
характеристику |
(см. |
|||||||
рис. 27, а). При этом считаем, что к. п. д. рассматриваемых |
гидро |
||||||||||||
муфт |
одинаковые. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 1 |
||
|
|
К |
пересчету |
параметров внешней характеристики гидромуфты |
|
|
|||||||
|
|
|
|
при изменении частоты вращения насоса |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М' |
= |
№ точек |
|
|
|
|
|
м |
"1 |
"2 = V |
|
|
|
||
на |
рис. |
в об/мин |
в об/мин |
|
в |
H • м в |
- |
И |
* |
||||
26, |
а |
|
|
об/мин |
в об/мин |
||||||||
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в H м |
|
; |
|
1500 |
|
1500 |
1 |
|
0 |
750 |
750 |
|
0 |
||
2 |
|
1500 |
|
0 |
0 |
|
|
750 |
0 |
|
ѵ 4 |
м 2 |
|
3 |
|
1500 |
|
1000 |
0,67 |
м; |
|
750 |
500 |
|
V |
A |
|
|
* |
М2 |
и М3 — моменты в точках 2 и 3. |
|
|
|
|
|
|
|
48
Из уравнения (76) видно, что изменение активного диаметра является эффективным способом повышения мощности гидромуфты. Но при значительных пределах изменения активного диаметра гидродинамические передачи не подчиняются уравнениям по добия. Это свойство гидродинамических передач называется мас штабным фактором.
Пересчет внешней характеристики гидромуфты при изменении плотности рабочей жидкости. При переходе гидромуфты с работы, например, на воде на работу на синтетическом масле ( р м > р в )
Рис. 27. |
Пересчет |
внешней характеристики |
гидромуфты: |
|
а — при |
изменении |
D ; |
б — при изменении |
р (pß — плот |
|
ность |
воды; |
р м — плотность масла) |
происходит изменение внешней характеристики. Новый момент
можно |
подсчитать, пользуясь |
|
уравнением |
подобия |
|
|||
|
|
|
м |
_ |
м в |
р м |
|
|
|
|
|
|
|
Мв |
|
|
|
где р м |
и р в — плотности масла |
и воды. |
|
гидромуфты, |
||||
На |
рис. 27, |
б показаны внешние характеристики |
||||||
работающей на |
масле |
и воде. Так |
как пг |
— const, |
обе внешние |
|||
характеристики |
имеют |
одну |
точку |
холостого хода. |
|
Однако необходимо отметить, что такой пересчет справедлив при близких вязкостях, когда работа передачи происходит в об ласти автомодельности. Это объясняется тем, что различные вяз кости рабочих жидкостей определяют различную скорость ст, которая влияет на момент гидромуфты. Например, для холодного и горячего масла А,гор. м =j= А,х о л .м , так как коэффициенты сопро тивления £ различные.
§12. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ДВИГАТЕЛЯ
ИГИДРОМУФТЫ
Характеристика привода, который представляет собой ком плекс двигатель—гидромуфта, определяется их совместными па раметрами. На большинстве транспортных и строительно-до-
47
рожных машин применяются |
двигатели |
внутреннего сгорания, |
|
а на подъемно-транспортных |
и горных |
машинах — |
электродви |
гатели. В связи с этим рассмотрим совместную работу |
гидромуфты |
с двигателями внутреннего сгорания и с электродвигателями. Работа гидромуфты с двигателем внутреннего сгорания. Для по
строения характеристики совместной работы двигателя внутрен
него |
сгорания и гидромуфты |
рассмотрим отдельно: |
|
|||||
а) |
характеристику |
двигателя |
внутреннего |
сгорания (см. |
||||
рис. 28, а), которая строится в координатах |
M |
— п д в , |
где п д в — |
|||||
частота |
вращения коленчатого |
вала двигателя. |
|
|
||||
На |
рис. 28, а — кривая / |
соответствует |
полному |
открытию |
||||
дроссельной заслонки, |
кривая |
2 |
частичному |
открытию; |
||||
б) характеристику гидромуфты (см. рис. 28, б) в координатах |
||||||||
М — п г . |
выявления нагружающих |
свойств гидромуфты |
строим ее |
|||||
Для |
входную характеристику (см. рис. 28, г). Характеристикой входа гидромуфты называется зависимость момента от частоты вращения насоса при і = const. Характеристики входа мы строим для ряда значений і — 0; 0,3; 0,5 и т. д. до і* по уравнению (75). При этом требуется характеристику, представленную на рис. 28, б, пере
строить в координатах Х м = |
/ (і), |
считая, что п1 = |
плв |
(см. |
рис. 28, в). |
|
|
|
|
Построение характеристик |
входа |
(или нагрузочных |
характе |
ристик) гидромуфты выполняем следующим образом: задаемся
значением |
і; |
затем по графику |
Я м — / (і) находим соответствую |
||||
щее значение Я,м; вычисляем постоянную для данного |
і |
величину |
|||||
д _ .мУ |
а и |
п о |
у р а в н е н и ю |
( 7 5 ) строим параболу |
M |
= f |
(п^. |
Аналогично строим параболы для других значений і (см. рис. 28, |
г). |
||||||
Совместив |
на |
одном графике характеристики, показанные |
на |
рис. 28, а и г (см. также рис. 28, д), получаем точки /, 2, 3, 4 пересечения кривых моментов насоса с кривой крутящих моментов двигателя. Эти точки являются точками совместной работы дви гателя и гидромуфты.
Строим выходную характеристику привода, т. е. кривую изменения крутящего момента на валу турбины в зависимости от частоты вращения турбины при полностью открытой дроссельной
заслонке двигателя (см. рис. 28, е). Эту зависимость |
иногда |
назы |
|||||
вают деформированной характеристикой двигателя. Каждой |
точке |
||||||
пересечения кривой нагрузки гидромуфты и кривой |
крутящего |
||||||
момента двигателя (см. рис. 28, д) соответствуют |
определенный |
||||||
крутящий момент M и частота вращения пх |
= п д в . |
Соответствую |
|||||
щая |
частота |
вращения турбины составляет |
п 2 = |
пхі. |
|
|
|
С |
учетом |
изложенного построим кривую |
крутящих |
моментов |
|||
M — f (п2 ) на ведомом валу при совместной |
работе данного |
дви |
|||||
гателя и гидромуфты. Если построить характеристики, |
показан |
||||||
ные на рис. 28, д и е, в одинаковом масштабе и наложить одну |
на |
||||||
другую, можно видеть, что все значения моментов |
(точки |
/, |
2, |
||||
4S |
|
|
|
|
|
|
|
3, 4) сдвинутся влево по горизонтали, так как по оси абсцисс отложена частота вращения п2 = пхі, где і < 1. Поэтому харак теристику, показанную на рис. 28, е, называют деформированной характеристикой двигателя.
Особенностью деформированной характеристики является то, что она в отличие от характеристики двигателя имеет начало на
Рис. 28. Совместная работа |
гидромуфты |
с двигателем |
внутреннего |
сгорания: |
|
а — характеристика двигателя; |
б — внешняя |
характеристика |
гидромуфты |
M = / (гс2 ); |
|
в — приведенная |
характеристика гидромуфты; |
г — характеристика входа гидромуфты; |
|||
о — совместная |
характеристика |
двигателя и входа гидромуфты; е — выходная характе |
ристика привода; ж — совмещение характеристики двигателя и выходной характеристики
привода; з — условие устойчивой работы двигателя с |
гидромуфтой |
4 С. П. Стесин |
49 |