Файл: Стесин С.П. Гидродинамические передачи учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 251

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

соединяемый с валом двигателя, жестко связан с вращающимся кожухом 2. Турбина 3 соединена с ведомым валом 4, который вращается в двух подшипниках и соединяется через зубчатую муфту с валом рабочей машины. Ведущая часть гидромуфты имеет внешнюю опору 5, расположенную на фундаменте. Рабочие ко­ леса выполнены с прямыми радиальными лопатками. Гидромуфта имеет воздушное охлаждение. Для этого на наружной поверх­ ности гидромуфты имеются радиальные ребра 6, охваченные ко­ жухом. Кожух обеспечивает необходимое направление охлаждае­ мого воздуха. При работе гидромуфты воздух, попадая к вну­ тренним концам ребер, отбрасывается к периферии и обтекает ребристую поверхность гидромуфты. Гидромуфта работает при неизменном первоначальном количестве жидкости.

На рис. 51, в показана конструкция гидромуфты со статиче­ ским самоопоражниванием, с порогом и дополнительной камерой,

в которую вытесняется жидкость при больших скольжениях. Здесь

турбина 2 выполнена заодно с дополнительной камерой 6, соеди­

ненной каналами с полостью 4, образуемой тором гидромуфты.

По мере увеличения скольжения увеличивается разность давлений

от центробежных сил между давлением на выходе из насоса и

давлением на входе в турбину 2, в полости 4, а следовательно, в до­

полнительной камере 6 и в полости 3. При этом часть жидкости

под действием указанных разностей давлений перетекает через

каналы 5 и полость 3 в дополнительную камеру 6, благодаря

чему

уменьшается наполнение проточной полости гидромуфты.

В ре­

зультате этого снижается передаваемый гидромуфтой крутящий момент, чему одновременно содействует сопротивление движению жидкости, создаваемое порогом 7. Таким образом, гидромуфта работает при наличии жидкости в проточной полости, количество которой уменьшается по мере увеличения скольжения, т. е. с пе­ ременным наполнением.

Рассмотрим конструкцию некоторых гидромуфт с динамиче­ ским самоопоражниванием. Для такой гидромуфты отношение крутящего момента при s = 100% к моменту при s = 3% может составлять 1,8—2.

У гидромуфты (рис. 52, а) «Фойт-Синклер» ведущий вал 1 через промежуточные детали соединен с насосом 4, а ведомый вал 8 — с турбиной 5. Во вращающемся корпусе 6 имеется отверстие для наполнения гидромуфты, закрываемое пробкой 7. Лопатки тур­ бины выполнены несколько длиннее лопаток насоса. В гидро­ муфте имеется камера 9 предварительного наполнения и камера 2 замедления. Когда гидромуфта нагружена номинальным момен­ том, вся жидкость сосредотачивается в проточной полости гидро­ муфты и не попадает в камеру 9. При увеличении скольжения из-за увеличения скорости потока часть жидкости попадает в камеру 9, вследствие чего уменьшается наполнение проточной полости гидро­ муфты. После заполнения камеры 9 жидкость через ряд неболь­ ших отверстий 10 начинает перетекать в камеру 2 замедления, и

80


при этом опоражнивание проточной полости гидромуфты за­ медляется. При пуске двигателя и его разгоне часть жидкости задерживается в камерах 2 и 9 гидромуфты и под действием цен­ тробежных сил постепенно поступает в проточную полость гидро­ муфты. Продолжительность наполнения проточной полости за­ висит от величины отверстий 3.

На рис. 52, б показана гидромуфта

ТМ-100, разработанная

институтом Гипроуглемаш для

установки

на скребковых конвей­

ерах, а на рис. 52, в

показана

характеристика этой

гидромуфты

с различным числом

лопаток в рабочих колесах.

 

Следует отметить,

что при

внезапной

остановке

приводимой

через гидромуфту рабочей машины защитная гидромуфта пре­ дохраняет двигатель от поломки, переходя на режим 100%-ного скольжения. При этом вся подводимая к муфте мощность превра­ щается в тепло и идет на нагревание масла, температура которого может достигнуть опасного предела. Поэтому необходима тепло­ вая защита гидромуфты, автоматически останавливающая при­ водной двигатель при достижении рабочей жидкостью заданной температуры. Гидромуфта ТМ-100 снабжена подобной тепловой защитой.

На рис. 53 показан промышленный образец гидромуфты с N =

= 400 кВт и

я , = 1480 об/мин

конструкции ВНИИМетмаша

для привода

крупных конусных

дробилок.

Насос / жестко связан с ведущим валом 2, который имеет опору и соединен с электродвигателем зубчатой муфтой. Тур­ бина 3 насажена на ведомый вал 4, который центрируется в ве­ дущей части двумя шарикоподшипниками и имеет также свою опору. Рабочие колеса, кожух 5 и корпус дополнительной ка­ меры 6 выполнены из алюминиевого сплава. Подобная конструк­ ция ротора гидромуфты из алюминиевого сплава не только улуч­ шает теплоотвод, но за счет уменьшенного махового момента ведущей части гидромуфты облегчает пуск приводного электро­ двигателя. Дополнительная камера соединена с рабочей полостью и предкамерой гидромуфты сменными ниппелями с калиброван­ ными отверстиями. Во избежание опасного перегрева масла свыше 115° С, когда вал турбины застопорен при работающем электро­ двигателе, предусмотрен тепловой предохранитель 7. Предохра­ нитель при нагреве масла срабатывает и, воздействуя своим бой­ ком на конечный выключатель 8, отключает двигатель. Конструк­ ция гидромуфты, имеющей свои опоры, облегчает частую сборку при испытаниях и наладке опытного образца. Для серийного выпуска подобных гидромуфт рекомендуется конструкция, под­ вешенная на редукторе и эластично связанная с электродвигателем.

Регулируемые гидромуфты переменного наполнения. Нор­ малью, разработанной в СССР, предусматривается изготовление регулируемых гидромуфт мощностью 50—1000 кВт. В качестве базовой была принята конструкция с вращающимся резервуаром и со скользящей черпательной трубкой (рис. 54).

6 Ç. П. Стесин

81


/ 2

О

200

WO

600

800

1000 1200 пг об/мин

в)

Рис. 52. Гидромуфты с динамическим самоопоражниванием:

а — фирмы Фойт-Синклер: / — ведущий вал; 2 — камера замедления; 3 и 10 — отвер­ стия; 4 — насос; 5 — турбина; 6 — корпус; 7 — пробка; 8 — ведомый вал; 9 — камера предварительного наполнения; б — ТМ-100: / — турбина; 2 кожух; 3 — отверстие 10 X 25; 4 — порог; 5 — ведомый вал; 6 — ведущий вал; 7 — насос; в — характеристика гидромуфты ТМ-ЮО

82

680

Рис. 53. Гидромуфта с динамическим самоопоражниванием:

1 — насос; 2 — ведущий вал; 3 — турбина; 4 — ведомый вал; 5 — кожух; 6 корпус дополнительного объема; 7 — предохранитель; S — конечный выключатель

К достоинствам гидромуфт этого типа относятся: отсутствие масляного бака и длинного трубопровода, простота управления, определенность задаваемой дозировки, способность черпательной трубки легко преодолевать противодавление. Приведем основные параметры, характеризующие гидромуфты указанного размерного ряда.

В качестве главного параметра ряда гидромуфт выбран актив­ ный диаметр, определяющий эксплуатационные параметры гидро­ муфты — мощность и скольжение при заданной частоте вращения ведущего вала, а также ее размеры.

Рис. 54. Регулируемая гидромуфта с вращающимся резервуаром и скользящей черпательной трубкой:

/ — вращающийся резервуар; 2 — насос; 3 — ведомый вал; 4 — термометры;

5 — распределительный клапан; 6 — маслоохладитель;

7 — скользящая чер­

пательная трубка; 8 — ведущий вал; 9 — турбина;

10 — жиклер

Параметрическим рядом предусматривается определенная ин­ дексация гидромуфт. Обозначения отражают тип, исполнение гидромуфты и значения главного параметра. Например, индекс ГМРІІ-500 расшифровывается следующим образом: гидродина­ мическая муфта, регулируемая, исполнение I I (с опорой ведомого вала), активный диаметр D a = 0,5 м.

Помимо активного диаметра, основными параметрами гидро­ муфт являются номинальная передаваемая мощность, частота вращения ведущего вала, к. п. д. или скольжение на номинальном режиме, а также глубина регулирования. Значения основных пара­ метров для нормального режима приведены.в табл. 3 и в номо­ грамме основных параметров (рис. 55).

Размерным рядом предусмотрено, что номинальное скольже­ ние меняется от s = 2—2,Ь% до s = Зч-3,5% в зависимости от выбора нагрузки (первое относится к NMN, второе — к j V m a x ) . Этот ряд учитывает, что в большинстве случаев привод гидромуфт

84


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

 

 

Основные

параметры регулируемых

гидромуфт

 

 

 

 

 

Обозначение типоразмера

 

 

 

 

Частота вращения ведущего вала n,

в об/мин

 

 

 

Исполнение

 

 

Актив­

 

590

 

735

980

 

1480

 

2960

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

диа­

 

Мощность

в кВт: Nmla

при

s = 2%;

Nmax

при s == 3%

 

Без собствен­

С опорой

С опорами

метр

 

 

в мм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ных опор

ведомого вала

ведущего и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ведомого

валов

 

"min

N

"min

N

"min

N

"min

N

J v min

N

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

шах

 

max

 

max

 

шах

 

max

ГМРІІІ-355

355

 

 

 

 

 

 

 

 

85

155

ГМР II

1-400

400

 

 

 

 

 

 

 

 

156

280

ГМРІІ1-450

450

 

 

 

 

 

 

 

 

281

470

ГМРІ-450

ГМРІ1-450

 

450

50

60

ГМР II

1-500

500

 

 

 

 

 

 

 

 

471

840

ГМР1-500

ГМР II-500

 

61

105

ГМР II

1-560

560

 

 

 

 

 

 

 

 

841

1000

ГМРІ-560

ГМР II-560

-

 

106

185

ГМР 1-630

ГМР II-630

 

630

55

95

186

340

ГМРІ-710

ГМРІІ-710

 

710

50

80

96

185

341

650

ГМР 1-800

ГМРІІ-800

 

800

50

70

81

140

186

330

651

1000

ГМР 1-900

ГМРІІ-900

 

900

71

125

141

240

331

560

ГМРІ-1000

ГМРІІ-1000

 

1000

126

210

241

410

561

970

ГМРІ-1120

ГМРІІ-1120

 

1120

211

375

411

740

 

 

 

 

 

 


осуществляется от асинхронных короткозамкнутых двигателей. Поэтому частота вращения и мощность гидромуфт соответствуют параметрам новой серии электродвигателей АО и А02, а также выпускаемых в настоящее время серий А и АТД. Пользуясь табл. 3, можно подобрать электродвигатель и регулируемую гидромуфту при заданных мощности и частоте вращения ведущего вала. Ос­ новные ориентировочные размеры, вес и маховые моменты гидро­ муфт ГМРІ и ГМРІІ приведены в табл. 4.

На рис. 56 показана гидромуфта ГМ-590-2 мощностью 2000 квт при 3000 об/мин конструкции ВНИИМетмаша, созданная для привода и регулирования скорости вращения питательного на­ соса 5Ц-10. Гидромуфта пред­

 

4у7яМ = 100 S=J%?,5 2%

ставляет

собой

двухполост-

 

 

 

ную

систему.

Ротор

насоса

 

 

 

состоит из ведущего вала /,

 

 

 

соединенного с электродвига­

 

 

 

телем, двух насосов 3 и 7,

 

 

 

связанных между

собой

ци­

 

 

 

линдрической

частью, и по­

 

 

 

лого

вала

8.

Ротор

насоса

 

 

 

опирается на внешние подшип­

 

 

 

ники скольжения

2 и 9,

рас­

 

 

 

положенные в

неподвижном

 

 

 

корпусе 13 гидромуфты. Смаз­

 

 

 

ка этих

подшипников

 

при­

 

 

 

нудительная,

а их темпера­

 

 

 

тура

измеряется

термомет­

9SO

то

п, об/мин

рами сопротивления. Камеры

подшипников

удалены

от

 

 

 

Рис. 55. Номограмма основных парамет-

рабочей ПОЛОСТИ. Такое рас-

ров ряда регулируемых

гидромуфт

положение препятствует

про­

 

 

 

никновению тепла от

гидро­

муфты к подшипникам и этим улучшается

их тепловой

режим, Ро­

тор турбины состоит из ведомого вала 11, соединенного с приво­

димым насосом 5Ц-10, и двухполостной турбины 5.

Ротор турбины

вращается в подшипниках

качения 10, которые

расположены

в специальных гнездах вала

ротора насоса. Насос и турбина изго­

товлены из стальных

поковок, а лопатки приварены. Корпус 13

имеет горизонтальный

разъем, так что верхняя часть (крышка 4)

может быть снята при необходимости осмотра подшипников и дру­ гих деталей.

Гидромуфта регулируется изменением заполнения ее про­ точной части. Для этого имеется устройство со скользящей черпательной трубкой 12. Принцип регулирования заключается в сле­ дующем. В пространстве, образованном наружной стенкой колеса насоса 7 и вращающимся наружным кожухом, установлена сколь­

зящая черпательная трубка. Указанное пространство

сообщается

с проточной частью гидромуфты через каналы 6,

проходные

86