Файл: Стесин С.П. Гидродинамические передачи учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 256

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Типоразмер гидромуфты

ГМРІ1-450 ГМР1-450

ГМРІ1-500 ГМР 1-500

ГМРІІ-560 ГМРІ-560

Таблица 4

Основные параметры гидромуфт ГМРІ и ГМРІІ (размеры в мм)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"£ о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

та X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ott«

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

£ S m

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

м 3 =

О S

О Ü* О

 

785 270

ПО 115 630

150

150

285

810

625

220

160

270

260

120

100

14,8

24,5

0,018

3,16

560

23,4

 

 

 

820 270

ПО 115 700

150

150

285

810

625

220

160

270

260

120

100

17,8

27,6

0,021

4,08

560

26,5

 

 

 

885

295

135 780

250

120І 315, 850

680

220

240

320

260

120

120

26,0

38,3

0,032

7,14

620

26,8

 

 

 


сечения которых регулируются. Под действием статического на­ пора, создаваемого колесом насоса, рабочая жидкость из проточной части протекает через каналы 6 в дополнительный объем и за* полняет его. В результате вращения гидромуфты в дополнитель° ном объеме образуется вращающееся масляное кольцо, причем объем жидкости в дополнительном объеме уравновешивает объем жидкости в проточной части гидромуфты. Таким образом, можно считать, что уровень внутренней поверхности масляного кольца в дополнительном объеме приблизительно соответствует уровню внутренней поверхности масляного кольца в проточной части. В масляное кольцо дополнительного объема введена черпательная трубка. Эта трубка загнута против вращения гидромуфты так, что она, используя скоростной напор жидкости, прокачивает ее через внешний маслопровод в бак. Черпательная трубка уста­ новлена в специальных направляющих и может передвигаться при помощи колонки управления КДУ-1, управляемой автоматически. Если черпательная трубка оттянута к валу, то дополнительный объем весь заполнен маслом, а следовательно, заполнена и вся проточная часть гидромуфты. Если трубка выдвинута из потока вверх, она полностью «вычерпывает» жидкость из дополнитель­ ного объема, а следовательно, и из проточной части.

Промежуточные положения трубки соответствуют промежу­ точным значениям заполнения проточной части. Гидромуфты этой серии имеют тепловую защиту. Две пробки из легкоплавкого ма­ териала ввернуты в насос. В случае нагрева масла в гидромуфте свыше 150° С пробки выплавляются, а все масло из гидромуфты выбрасывается в специальный кожух. Во время нормальной ра­ боты гидромуфты в нижнюю часть корпуса попадает только масло из подшипников и зубчатых муфт. Сварной бак емкостью 2,4 м 3 подвешен под гидромуфтой.

Для применения гидромуфт на кораблях характерным является передача мощности от двух дизелей через две гидромуфты и ре­ дуктор на один гребной винт. Гидромуфты за счет автоматического изменения скольжения позволяют компенсировать имеющуюся всегда разницу в частоте вращения валов дизелей, что позволяет передавать мощность от двух двигателей на один вал. Одновременно гидромуфты частично защищают зубчатый редуктор и гребной винт от крутильных колебаний, источниками которых служат дизели. Кроме того, при пуске гидромуфты обеспечивают разъ­ единение вала двигателя от вала редуктора.

При маневрах корабля с прямого на обратный ход, и наоборот, достаточно один из двигателей реверсировать один раз и попере­ менным наполнением одной или другой гидромуфты осуществлять прямой или обратный ход корабля.

Одна из конструкций судовой регулируемой гидромуфты по­

казана

на

рис.

57.

Мощность, передаваемая гидромуфтой,

= 600

квт

при

п1

= 600 об/мин и скольжении s = 2,5%.

Гидро­

муфта снабжена черпательной трубкой / скользящего типа

и кла-

89



Наиной коробкой. К клапанной коробке присоединены две дуго­ образные трубки, концы которых направлены в противоположные стороны, но находятся они на одной линии с пазом вращающегося резервуара. В клапанной коробке расположен стальной закален­ ный шарик, который автоматически запирает тот или иной конец трубки в зависимости от направления вращения гидромуфты.

В коллекторе 3 имеются каналы для прохода масла из черпательной трубки в маслоохладитель, из которого масло поступает через кольцевую щель 2 и отверстия 4 в проточную полость гидро­ муфты, а по трубкам 5 — к пластинчатым клапанам 10. Три таких клапана, расположенных под углом 120° один к другому, предна­ значены для быстрого опоражнивания гидромуфты, следова­ тельно, для быстрого снижения частоты вращения ведомого вала. При подъеме черпательной трубки до упора происходит полное опорожнение проточной полости и тем самым разъединение ве­ дущего и ведомого валов.

Как следует из рис. 57 (см. узел / ) , на верхнюю поверхность

90

пластинки клапана 9 действует давление жидкости, поступающей из трубки 5, через отверстие 6. На нижнюю поверхность пластинки клапана действует статическое давление жидкости, поступающей через отверстие 12 из проточной полости. При вращении гидро­ муфты давление по обе стороны пластинки клапана приблизи­ тельно одинаково, но площадь, на которую действует давление снаружи, больше, поэтому пластинка прижата к седлу и кла­ пан заперт. При этом небольшое количество масла, подаваемого трубкой 5 через жиклер 7, все время вытекает во вращающийся резервуар. При выходе черпательной трубки из жидкостного кольца подача масла в трубку 5 прекращается. Небольшое коли­ чество масла, оставшегося в этой трубке, за короткий проме­ жуток времени выбрасывается через жиклер 7, вследствие чего давление масла на поверхность 9 пластинки клапана падает до нуля. В результате этого пластинка поднимается, и масло выбра­ сывается из проточной полости через ряд отверстий большого се­ чения, расположенных в корпусе клапана. Масло вытекает из проточной полости во вращающийся резервуар до погружения черпательной трубки в жидкость и начала подачи масла в про­ странство над пластинкой клапана, вследствие чего пластинка прижимается к своему седлу, и клапан закрывается.

При вращении гидромуфты плунжер 8 под действием центро­ бежной силы и собственной массы сжимает пружину и нахо­ дится в положении, показанном на рис. 57.

При остановке двигателя, а следовательно, и насоса пружина прижимает плунжер 8 к пластинке и, таким образом, запирает клапан, предотвращая попадание масла в проточную полость и внутренний кожух через отверстие / /. Это необходимо потому, что при опорожненной проточной полости и остановленной гидромуфте все масло оказывается собранным в нижней половине масляного резервуара, находящегося в это время в покое, и один или два клапана будут затоплены.

При отсутствии указанного устройства в случае работы одного двигателя при остановленном втором масло через незапертые клапаны может пройти в гидромуфту остановленного двигателя и создать в нем момент, тормозящий установку. Помимо жиклеров 7, имеются жиклеры, расположенные между клапанами по перифе­ рии насоса. Они служат для непрерывного выброса во вращаю­ щийся кожух небольшого количества масла из проточной по­ лости в целях охлаждения.

§ 20. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ГИДРОМУФТ

Главными факторами, обусловливающими полезные свойства гидромуфт, являются:

отсутствие жесткой связи между ведущим и ведомым валами, так как передача мощности осуществляется через жидкостное звено;

91


возможность получения желаемых характеристик гидромуфт вследствие сравнительной несложности и простоты управления их рабочим процессом.

Основные достоинства гидромуфт, благодаря которым повы­ шаются производительность и долговечность машин, следующие.

1.Предохранение двигателей от перегрузок.

2.Обеспечение работы двигателя в оптимальных режимах (например, предотвращение работы двигателя при малой частоте

вращения вала с высокой нагрузкой и т. д.).

3.Возможность пуска двигателя при включенной трансмиссии.

4.Возможность остановки рабочего органа машины под на­ грузкой при работающем двигателе и включенной передаче.

5.Возможность быстрого разгона любых маховых масс при любой передаче.

6.Плавное трогание с места и повышение проходимости машин вследствие плавного приложения момента к колесам автомобиля.

7.Ограничение динамических перегрузок и крутильных ко­ лебаний.

8.Возможность глубокого бесступенчатого регулирования ско­

ростей исполнительных механизмов вплоть до отрицательных.

9.Хорошие тормозные характеристики при торможении дви­ гателем.

10.Возможность работы нескольких двигателей для привода одного механизма.

11.Высокий к. п. д. на расчетном режиме.

12.Высокая энергоемкость при достаточно большой частоте вращения.

13.

Относительная

простота изготовления и малая

стоимость.

14.

Возможность

обеспечения ряда специальных

требований

в соответствии с определенным технологическим процессом (ре­

гулировочные свойства, перегрузочная способность и т.

д.).

15. Улучшение

условий работы оператора и повышение

про­

изводительности

его труда.

 

Кнедостаткам гидромуфт следует отнести переменный к. п. д.

взависимости от режима работы и уменьшение его при отклоне­ нии от номинального режима при сравнении с механической пере­ дачей, а также необходимость обеспечения охлаждения рабочей жидкости.