Файл: Стесин С.П. Гидродинамические передачи учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 287

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

трансформатора при малых нагрузках выше, чем у обычного ги­ дротрансформатора, так как гидротрансформатор превращается в один жесткий вал. При увеличении нагрузки на ведомом валу гидротрансформатора до / < і = 1, муфта свободного хода авто­ матически расклинивается, и гидротрансформатор начинает транс­ формировать момент. Применение муфты свободного хода между

насосом и турбиной существенно снижает потери мощности при холостом ходе, что, в свою очередь, позволяет на машинах иметь менее емкие теплообменники. Блокирование насоса и турбины может также осуществляться при помощи фрикционных муфт, управляемых извне или в зависимости от режима работы гидро­ трансформаторов. Для этих целей часто применяют центробежные регуляторы, установленные на ведомом валу гидротрансформа­ тора. Подобный блокируемый гидротрансформатор типа ТБ-325 (рис. 105) успешно прошел испытания на тракторе. Блокирование гидротрансформатора при помощи фрикциона лучше производить

181

в зоне малых нагрузок (при і ^ 0,8—0,85) во избежание резких толчков и ударов вследствие мгновенного возрастания момента. Блокируемые гидротрансформаторы не имеют обгонного режима, так как в этом случае нагрузка через муфту свободного хода жестко передается на двигатель. В то же время наличие этого механизма между насосом и турбиной позволяет осуществлять запуск ма­ шины «с буксира», что бывает важно для работы машин в зимнее время.

§ 36. РЕВЕРСИВНЫЕ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИ

При рассмотрении способов реверсирования приводов с при­ менением гидродинамической передачи можно выделить три ха­ рактерных случая: реверсирование после гидропередачи; ревер­ сирование до гидропередачи и реверсирование при помощи гидро­ передачи.

В первом случае реверсирование осуществляется при помощи механического реверса. Существенных особенностей в работе гидродинамической передачи не возникает. Во втором случае направление вращения насоса гидротрансформатора (или гидро­

муфты)

изменяется на

обратное

(п1

<< 0). Такой

гидротрансфор­

матор

назовем реверсируемым.

 

 

 

 

 

 

Исследования,

проведенные

во

ВНИИСтройдормаше,

повзо-

лили установить условия получения одинаковой

энергоемкости

при

условии реверсирования

до

гидротрансформатора

[15]. Пол­

ная

идентичность

характеристик

г\ = / (і) и Х1

— f

(і)

на

тяговых

режимах при пх

>>0 и пх <

0 обеспечивается

в том случае, если

лопатки колес при п1

> 0 будут симметричны лопаткам при пг

< 0 относительно плоскости, проходящей через ось вращения рабочих колес.

Наибольший интерес представляет третий случай реверсиро­ вания при помощи самой гидродинамической передачи. В настоя­ щее время известны следующие способы реверсирования при по­ мощи гидродинамической передачи:

двухциркуляционные передачи с использованием гидротранс­ форматора (или гидромуфты) переднего хода и гидротрансфор­ матора обратного хода;

реверсирование заменой рабочих колес; реверсирование изменением соединения рабочих колес с вы­

водными валами.

Двухциркуляционные гидропередачи в настоящее время ши­ роко применяются в судовых силовых установках для реверса

гребного винта

(рис. 106, а). При заполнении полости гидро­

трансформатора

переднего хода 5 ведомый вал вращается с п г > 0

в одном направлении. При реверсе происходит опорожнение по­ лости гидротрансформатора переднего хода и одновременное за­ полнение гидротрансформатора обратного хода / . При этом на­ правление вращения ведомого вала изменяется, п2 < 0.

182


Так как при данной схеме реверсирования гидротрансформа­ тор обратного хода выполнен в виде отдельного агрегата, то может быть получен наибольший к. п. д. на обратном ходе. Известно, что у современных гидротрансформаторов обратного хода к. п. д. и* достигает 66—73% [1] . К недостаткам двухциркуляционной реверсивной передачи следует отнести ее большие габариты; значительное время переключения, связанное с опорожнением и заполнением рабочих полостей; значительные вентиляционные потери при вращении колес отключенного гидротрансформатора.

При выполнении реверса во втором и третьем случаях гидро­ передача является одноциркуляционной. Известны следующие случаи реверсирования заменой рабочих колес в рабочей полости; заменой реактора (рис. 106, б); заменой турбины в тепловозной передаче (рис. 106, в). В первой схеме имеем для прямого и об­ ратного хода гидротрансформатор I I класса типа НРТ; во второй схеме — гидротрансформатор I класса типа НТР . Исследованиями установлено, что гидравлический к. п. д. гидротрансформаторов обратного хода при последовательности колес насос — турбина— реактор (НТР) значительно ниже, чем при последовательности НРТ, и аналогично для переднего хода к. п. д. гидротрансфор­ матора — ниже при последовательности колес НРТ, чем при по­

следовательности

НТР . Это

ухудшение

к. п. д. "П

объясняется

необходимостью

применять

малые углы

( ß T 2 << 15°

или

ß P 2 >

î> 165°). В связи

с изложенным очевидно, что при

замене

колес

в рабочей полости невозможно добиться больших значений к. п. д., поэтому в настоящее время такие передачи не используются.

Рассмотрим схему реверсирования путем замены соединения рабочих колес с валами (рис. 106, г). В схеме, показанной на рис. 106, г, для обеспечения прямого хода турбина 3 гидротранс­ форматора I класса типа НРТ соединена с ведомым валом 6 пере­ дачи. В данном случае соединение осуществляется через пара­ зитные шестерни 5 и муфту свободного хода 7. При этом реактор 2 заторможен тормозом / . Для обеспечения обратного хода турбина затормаживается тормозом 4 и становится реактором обратного

хода

Р0. Реактор 2 соединяется с ведомым валом через

механизм

свободного хода и становится турбиной

Тп. Получаем

в резуль­

тате

гидротрансформатор I I класса типа

Н Р 0 Т 0 . Таким

образом,

при прямом и обратном ходе используется наиболее целесообраз­ ная последовательность расположения колес в рабочей полости.

Теоретические исследования показали, что при применении для реверсирования серийного гидротрансформатора У358011А

может быть получен

к. п. д. TJ * = 40% на режимах обратного

хода (при т)* = 85%

на прямом ходу).

При использовании меридионального сечения серийного гидро­ трансформатора У358С11А, но при изменении углов входа и вы­ хода на рабочих колесах, числа лопаток и т. д. было получено значительное повышение гидравлического к. п. д. обратного хода при незначительном снижении к. п. д. на прямом ходу (рис. 107).

183


s

га

я и щ и t ;

i

 

си . _

 

a

ш н н

 

 

 

 

 

о

о

 

 

 

 

 

S

 

 

 

 

 

 

 

 

о

5 s

. . « 5

 

 

 

OJ

О

s

1

 

 

et

 

 

 

 

 

 

 

 

о. ш

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

Я , as

 

 

 

 

 

2 О,

S *

 

 

 

 

 

 

 

 

га

S

 

 

 

 

 

 

 

 

g S S " Я S

 

 

я g S n >>

 

 

E s

 

 

a

g

ra 2 . £•

1

QJ S 5 ^ 5 i « MI

tu, CU

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о,

 

 

 

 

 

 

 

 

«5 S и и ' а. о, ш X s s

 

 

 

^,3.0, 0

 

о я &ш

S І Г в

 

 

a r c

 

f " S S u

« " « ï

s

 

, 41

<s > . S

,

S"о

<о*5

S

 

0 . 4 4

 

g,

 

я P . « 0 , 0

a,

 

a e x o.-8-ю о, о о ь

 

Для подобных схем

0 о х =

= ^Опх — I i ГДе Коох и

^Сопх —

соответственно коэффициенты трансформации для обратного и переднего хода. Как видно из графика (рис. 107), происходит одновременное изменение прозрач­ ности П характеристик.

Рассмотренная схема реверси­ рования в настоящее время не используется, но является пер­ спективной для машин челночного действия.

Рассмотрим некоторые схемы гидротрансформаторов обратного хода и особенности их расчета.

Гидротрансформаторы обрат­ ного хода. Как было указано выше, гидротрансформаторы об­ ратного хода — это, как правило,

гидротрансформаторы

I I

класса

с последовательностью

колес НРТ

или

НРТР .

Развертка

лопаток

в колесах

гидротрансформатора

НРТ

показана на рис.

108, где

также построены треугольники скоростей в характерных точках (угол ß2 на чертеже соответствует углу ß2 в формулах). Крутящий мо­ мент на турбине является положи­ тельным, так как его направление противоположно направлению вращения насоса. Напор на тур­ бине отрицательный, так как удельная энергия жидкости умень­ шается .

Расчет

гидротрансформаторов

обратного

хода

ведется

анало­

гично

расчету

гидротрансформа­

торов

прямого

хода.

Основными

уравнениями

являются:

уравне­

ние баланса

моментов

±МН

±

± Мт ± Мр =

0

и

уравнение

баланса удельной энергии HtH

=

— HtT

+ S

^пот-

 

 

 

 

Запишем основные уравнения для трехколесного гидротранс­ форматора обратного хода.

185


Напор насоса

Нт = — ( C U H 2 M H 2 ^ H

^нНі^Ні)-

Напор турбины

Я

• ( с « т і " т і — сиі2иігѴ-у)-

На основании уравнений (см. с 11) мы можем записать

М-10~' Н-м

 

 

 

 

 

 

120

 

 

 

 

 

 

 

 

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л

 

 

80

 

 

 

 

 

 

 

 

60

 

\

/

 

 

 

\ \л

40

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

 

 

 

 

 

20

" г

 

 

 

 

 

\

\

//1/

 

 

 

 

 

— ^ ч v

 

 

 

 

 

 

 

 

\

О

 

0,2

0,4-

 

0,6

 

0,8 -L0s

 

 

 

 

Рис.

107.

Теоретические

харак­

теристики

гидротрансформато­

ров

при

реверсировании

заме­

ной

соединения

рабочих

колес

с

валами

( % =

1700

об/мин):

 

• прямой ход;

-

 

 

 

 

обратный

ход

 

 

 

 

 

 

 

 

 

H m =

ситгт с иТ2 г т2Мт;

L üHl

°u72

' T2 Н-т

 

 

 

Г Н1

ситіг

т і

— ^upa^paM-p!

c u T l

c uF2 '

P2 lip.

Из треугольников скоростей из­ вестно соотношение

си = и — ст ctg ß,

где

F '

U — т.

 

С учетом указанных соотноше­ ний преобразуем выражения для напоров:

для насоса

(^нгМ-н ГтгН-тО —

 

 

 

c t g ß T 2

(117)

Ш Н

\ F

r H2Mfl

гХ 2 р.т

Н2

 

Т2

 

для турбины

 

 

 

 

 

Нп =

Q

/ c t S ß v 2

ir Т 2 [ г т

ctgß Р2

ггР2 р.р

 

 

T2

 

Р2

 

 

 

•1

2

 

(118)

 

 

— I Ит/*Т2

 

186


В уравнениях (117) и (118) передаточное отношение гидро­ трансформаторов обратного хода

I =

0.

Все гидравлические потери в гидротрансформаторах разделим на два вида: потери, пропорциональные квадрату расхода {см. уравнение (33)], и потери на входе в рабочие колеса.

Рис. 108. Треугольники скоростей рабочих колес гидротрансформа­ тора обратного хода:

а — турбины; б — реактора; в — насоса

Потери на

входе

в

насос

 

 

 

 

 

 

 

 

' T 2

 

^уд.Н =

Фуд.Н 2g

'"тгФт

/ѵ,,

r m

 

 

 

 

 

Ml

 

 

Q ( c t i ß T 2

Л Т 2

c t g ß f t - 1 2

 

Ш Н \

' Т2

H T ' H l

Н 1

 

Аналогично

для

реактора

 

 

 

 

 

 

 

cot

 

 

 

 

 

^уд.р — фуд.р "2^-

X

 

X

' н а

 

 

 

Н 2

ctg P,pi

 

 

 

Н2

ГР1

P i

 

Г Р І

 

 

 

 

 

 

 

 

187