ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 285
Скачиваний: 1
для турбины
|
, |
H |
|
|
" уд T — Фуд T -~2Y X |
ctg ß.T l |
|
|
|
|
1 2 |
X |
— и-T l ' |
T l |
T l |
|
P2 |
||
Запишем |
уравнение баланса |
напоров |
с учетом полученных |
соотношений:
2g |
( Г Н 2 Г 1 Н |
1 |
ГГ |
Фу д Р ш н
2g
Ф У Л т ю н
2 £
|
- H t H |
+ Hn |
+ %hnm |
|
= 0; |
|
|
|
|
||
|
|
|
Q |
( c t £ Риг |
|
|
c t £ Рта |
|
+ |
||
Г Т 2 г 1 т О ' |
|
|
|
' Н2 |
г н г М н |
БT2 |
|
г 1 т г T 2 |
|||
c t g ß ,T2 |
|
|
|
c t g ß |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
FТ 2 |
^ т г ^ т |
|
P2 |
|
|
|
|
|
||
+ |
фу д н ш н |
rT 2 iu.T —— — r m |
— |
|
|
|
|||||
2g |
|
|
|
|
|||||||
L \ |
|
rHl |
|
1 |
|
|
|
|
|||
Q |
( C t g ß T 2 |
„ |
r |
T2 |
ctg |
ß m 4 |
1 2 |
|
|
|
|
|
F |
Г Т " ^ |
|
p |
|
+ |
|
|
|
||
|
r i |
, |
|
|
|
|
|
|
|||
|
r |
T 2 |
Q |
' m |
r |
m |
Ctg |
ßP I |
П2 |
|
|
|
H2 |
|
f |
C t g ßH 2 |
.. |
Г Н2 |
|
|
|||
|
|
|
— |
|
—p |
М-н "7 |
|
|
|
|
|
|
P I |
|
0),H |
\ |
Г Н 2 |
|
f P l |
|
P I |
|
|
' " T l |
Q |
( |
C t g |
ßp2 |
' P 2 ( I |
Ctg ß.T l |
+ |
|
|||
"7л |
|
|
F |
T - |
M'P • |
T l |
|
|
|||
|
|
|
|
|
P2 |
' T l |
|
|
|||
+ кя-щ? |
|
|
Q2 |
2g |
|
|
|
|
|||
+ кт-%[-г"р |
|
|
|
|
Относительно |
расхода |
получим уравнение |
|
|
|
|
||||||||
-Ç- а0 + |
|
(b0 |
|
+ |
к*,) + |
( m / + |
2/e i + |
d0) |
= |
0. |
|
|||
fil., |
|
ш и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Откуда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— (b0 + tc0 ) |
± |
Y |
(fe0 |
- f tc 0 ) a — |
До ( " V 2 |
+ |
2/ot |
+ |
d0) |
|||||
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ap — |
|
/ |
Ctg |
ß.T2 |
T2 |
c t g ß Hl |
|
+ |
|
|
||||
Фуд H |
|
T2 |
ѴТГ' H l |
|
H l |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
ctg |
ß. |
|
И н т H2 |
Ctg |
ß, |
|
|
|
|
|||
|
ФудР |
F |
H2 |
|
p |
P I |
+ |
|
|
|||||
|
|
\ |
|
H2 |
|
' p i |
|
r p i |
|
|
||||
ctg |
ß P 2 |
rpi |
|
|
ctg |
ß, |
+ kn |
|
|
|
|
|||
+ Ф-УДТ |
F |
P2 |
д |
T l |
M'P |
|
p |
T l |
+ |
&T |
+ |
Ä P ; |
||
|
' |
|
|
|
' |
T l |
|
|
|
|
|
|
188
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
C t g |
ß T 2 |
|
|
\ , |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н2 |
|
|
|
—у Т2 |
Рт^тг ] + |
|
|
|
|||
|
+ |
гиі |
|
Ctg Р.Т2 " Нт тТ2 |
г |
н і |
ctg |
Р.H l |
Фудн |
|
+ |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
Т2 |
Г Н1 |
|
|
H l |
|
|
|
|
|
||
|
• ф . УДР |
|
г |
|
„2 C t g |
ß H 2 |
Л и . I r |
„ |
ZH2 |
C t g ß P |
l |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
C „ |
_ |
|
c t g ß T 2 |
|
|
ctg ß P 2 |
|
|
|
|
|
||||
|
|
— |
p |
Гт2 р.Т |
|
с |
|
'ргИ'Р |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
* T2 |
|
|
|
Р2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
ФудН^ |
Г Т 2 г 4 |
F T 2 T |
2 |
^ + Г |
Т 2 » * Т |
F H 1 |
H |
1 ^ i ) |
+ |
|||||||
|
" Г |
Фудт К т і ^ |
|
F P 7 |
|
г т і |
Б |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
\ |
|
P2 |
|
T l |
|
|
T l |
|
|
|
|
|
|
mo = - |
2 Г Т 2 И Т + |
Г Т 2 ^ Т |
( т ^ ) |
|
Фуд H + |
4 і Ф у д Т> |
|
|||||||||
|
fo = |
Г Т 2 ^ Т - |
Фуд НГ Т2І*Т = |
^ Т Г Т 2 ( 1 |
~ |
ФудH ') H2ï |
|
||||||||||
|
do = |
- |
2rmVH |
+ г 2 НіФуд H + Фуд Р Г Н 2 ^ Н |
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
' |
P |
I |
|
|
Определив |
расход |
гидротрансформатора, |
рассчитываем мо |
|||||||||||||
менты на рабочих |
колесах. Для гидротрансформатора обратного |
||||||||||||||||
хода (см. рис. 106, г) |
запишем: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
крутящий момент на насосе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
Мне = |
pQ (СиНг^шИ-н — с и Т 2 г т а ц . т ) |
= |
|
|
|
||||||||||
|
PQ ( Г Н 2 г 1 Н |
|
|
|
|
|
Q / c t g ß |
|
|
|
ctg |
ß. |
|
||||
|
r T2 ^T 0 |
|
|
|
H2 |
|
|
„ |
T2 р - т г т 2 |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
' |
T2 |
/ |
|
на |
турбине |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
M T |
o |
= PQ (cu T 2 r |
T 2 |
r l T — СирьГръРр) = |
|
|
|
||||||||
|
= pQ«>H |
Q |
|
/ |
ctg ß T |
a |
|
ctg ßpa |
|
|
|
|
і|Хт Г:Т2 |
|
|||
|
<°н |
|
l |
|
T 2 |
Г т 2 М " Т |
|
f P 2 |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
f |
|
Г |
р 2 І А р |
|
|
|
|
|||||||
на |
реакторе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М р о = pQ(c„P 2 rP 2 [Xp —СиНгИн^нг) =
Q_ I c t g ß P 2 , ., |
, ctg ß H 2 |
ÛH V ' P2 |
H2 |
Дальнейший расчет характеристик гидротрансформаторов не отличается от аналогичных расчетов гидротрансформатора Iкласса, изложенных в § 29. Следует отметить, что гидротрансформаторы
189
обратного хода имеют меньшие к. п. д. по сравнению с гидротранс форматорами прямого хода. Это связано в первую очередь с боль шими потерями на дисковое трение и внутренними утечками [10]. Как показывают теоретические и опытные исследования, наилуч шие характеристики имеет гидротрансформатор с двумя реакто рами (т. е. четырехколесный) [1]. Такие трансформаторы приме няются в реверсивных передачах судовых установок.
§ 37. СОГЛАСОВАНИЕ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ
ИГИДРОТРАНСФОРМАТОРА
Согласование работы двигателя и гидротрансформатора осу ществляется за счет ступенчатой коробки передач, изменения геометрических параметров гидротрансформатора, его лопастной системы или изменения его активного диаметра. Двигатель и гидротрансформатор образуют единую систему, равновесное
состояние которой определяется энергетическим балансом |
NK=Nn, |
|
т. е. равенством мощности двигателя |
(с учетом мощности, |
отво |
димой на вспомогательные нужды) |
и мощности насоса |
гидро |
трансформатора. Поскольку N = Me», необходимо соблюдать сле
дующее |
условие: |
|
|
|
МдИд = Мн сон . |
|
|
Если |
од = (он , то равновесное состояние будет |
тогда, |
когда |
М д = М н . Если между валом двигателя и валом |
насоса |
гидро |
трансформатора стоит какая-либо передача, то тогда момент
двигателя, приведенный к валу насоса |
без учета механического |
||||
к. п. д., будет равен |
|
|
|
|
|
М ' = М н |
= М л - ^ - = М п 4 - . |
|
(119) |
||
Д |
Н |
д Сі)н |
Д 1„ |
4 |
' |
Из закона подобия следует, что |
|
|
|
||
|
MHcoyn]iDl. |
|
|
|
|
Следовательно, в |
зависимости от |
частоты |
вращения |
вала |
двигателя момент насоса для определенного режима работы гидро трансформатора графически можно представить*в виде квадратич ной параболы, пересечение которой с характеристикой двигателя дает режим, удовлетворяющий условию энергетического баланса. Рассмотрим это на отдельных примерах.
а) Работа двигателя с гидротрансформатором, имеющим непро
зрачную характеристику. |
Двигатель имеет характеристику М д = |
|||||
= / (лд ) |
и NR = f (лд ), |
а |
гидротрансформатор — непрозрачную |
|||
характеристику |
при пн |
= |
const и |
ѵ = const |
(рис. 109, а, б). |
|
Найдем |
режимы |
совместной работы |
двигателя |
и гидротрансфор |
матора.
Так как характеристика гидротрансформатора приведена для постоянной частоты вращения насоса и определенного диаметра,
190
а характеристика двигателя — для различной частоты вращения вала, по формулам подобия найдем изменение момента насоса гидротрансформатора в зависимости от частоты вращения вала двигателя:
Эта зависимость представляет параболу М'н = f (пд ), пересе чение которой с характеристикой двигателя М д = / (пд ) в точке А
п н =ПА =const M=const
Мт
•Мд При Л„<Пд •Мд при Пн=Пд м'и при nH>nq
'g
Пн>Пд n H <n q
Рис. 109. Согласование работы двигателя внутреннего сгорания и гидротрансформатора с непрозрачной характеристикой:
а — характеристика двигателя; б — характеристика гидротрансформатора;
в— совместная характеристика; г — изменение точки совместной работы при изменении D ; д — изменение точки совместной работы при изменении п
(рис. 109, а) и дает режим совместной работы с частотой вращения вала двигателя пА. Для полученной частоты враще ния п А характеристика гидротрансформатора перестраивается (рис. 109, б), причем полагают, что при изменении частоты вра щения насоса гидротрансформатора к. п. д. его остается неизмен ным. Это можно принять, если гидротрансформатор работает
191
в области автомодельности. Следовательно, момент насоса Ма будет равен моменту М д А , а момент турбины определится из выражения
МТ = МНК = МН^-,
причем частота вращения турбины пт = Пці.
Если полученная точка совместной работы А не удовлетворяет
условиям работы и ее желательно |
перенести, |
например, на режим |
|||
•^дтах |
и л и |
Мдтах. то это можно |
сделать за счет изменения диа |
||
метра |
Da |
гидротрансформатора |
с соответствующим |
пропорцио |
|
нальным |
изменением всех его |
линейных |
размеров, |
установки |
соответствующей передачи, понижающей или повышающей час тоту вращения насоса по сравнению с частотой вращения вала двигателя, изменения геометрических параметров лопастной сис темы гидротрансформатора при Da = const или нескольких из
перечисленных |
выше способов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Из формулы подобия видно, что с увеличением |
диаметра |
D a |
||||||||||||||||
парабола |
М'н |
пойдет |
круче |
и |
переместится влево, |
а |
точка |
сов |
||||||||||
местной |
работы — в |
сторону |
режима |
М д т а х ; |
с |
|
уменьшением |
|||||||||||
диаметра |
Da |
парабола |
М'н |
пойдет более полого |
и |
переместится |
||||||||||||
вправо, |
а точка совместной |
работы — в |
сторону |
режима |
Nn |
m a x |
||||||||||||
(см. рис. 109, г). Так как диаметр (в |
формуле |
подобия) |
имеет |
|||||||||||||||
показатель |
степени, |
|
равный |
5, |
то |
небольшое |
|
его |
изменение |
|||||||||
значительно |
смещает |
точку |
совместной |
работы. |
|
|
|
|
|
|
||||||||
Из формулы подобия следует, что с увеличением частоты |
||||||||||||||||||
вращения |
вала |
насоса |
пн |
парабола |
Мн |
пойдет |
круче |
и переме |
||||||||||
стится влево (пунктирная кривая на рис. 109, ô), |
а при |
умень |
||||||||||||||||
шении |
п н |
пойдет более |
полого |
и переместится |
вправо |
(пунк |
||||||||||||
тирная |
кривая |
на |
рис. |
109, д), |
Кроме |
того, |
здесь необходимо |
момент двигателя привести к валу насоса по формуле (119). При увеличении частоты пн момент двигателя, приведенный к валу насоса, уменьшится (пунктирная кривая на рис. 109, о), и режим
совместной работы |
будет соответствовать точке Б. При |
умень |
|
шении частоты П н |
момент двигателя, приведенный к валу насоса, |
||
увеличится (штрихпунктирная кривая на рис. 109), |
и |
режим |
|
совместной работы |
будет отвечать точке В. Здесь не принимался |
||
во внимание к. п. |
д. промежуточной передачи. Для |
приведения |
точки совместной работы к валу двигателя момент на валу насоса
приводится к валу двигателя |
по формуле |
Мд = |
Мніп. |
На характеристике это будут точки Б' и В'. Для согласования работы на частичных характеристиках двигателя необходимо построить параболу
М'н=М'ніп.
б) Работа двигателя с гидротрансформатором, имеющим про зрачную характеристику. Рассмотрим согласование работы дви-
192