Файл: Стесин С.П. Гидродинамические передачи учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 285

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

для турбины

 

,

H

 

 

" уд T Фуд T -~2Y X

ctg ß.T l

 

 

 

1 2

X

и-T l '

T l

T l

 

P2

Запишем

уравнение баланса

напоров

с учетом полученных

соотношений:

2g

( Г Н 2 Г 1 Н

1

ГГ

Фу д Р ш н

2g

Ф У Л т ю н

2 £

 

- H t H

+ Hn

+ %hnm

 

= 0;

 

 

 

 

 

 

 

Q

( c t £ Риг

 

 

c t £ Рта

 

+

Г Т 2 г 1 т О '

 

 

 

' Н2

г н г М н

БT2

 

г 1 т г T 2

c t g ß ,T2

 

 

 

c t g ß

 

 

 

 

+

 

 

FТ 2

^ т г ^ т

 

P2

 

 

 

 

 

+

фу д н ш н

rT 2 iu.T —— — r m

 

 

 

2g

 

 

 

 

L \

 

rHl

 

1

 

 

 

 

Q

( C t g ß T 2

r

T2

ctg

ß m 4

1 2

 

 

 

 

F

Г Т " ^

 

p

 

+

 

 

 

 

r i

,

 

 

 

 

 

 

 

r

T 2

Q

' m

r

m

Ctg

ßP I

П2

 

 

H2

 

f

C t g ßH 2

..

Г Н2

 

 

 

 

 

 

—p

М-н "7

 

 

 

 

 

P I

 

0),H

\

Г Н 2

 

f P l

 

P I

 

 

' " T l

Q

(

C t g

ßp2

' P 2 ( I

Ctg ß.T l

+

 

"7л

 

 

F

T -

M'P •

T l

 

 

 

 

 

 

 

P2

' T l

 

 

+ кя-щ?

 

 

Q2

2g

 

 

 

 

+ кт-%[-г"р

 

 

 

 

Относительно

расхода

получим уравнение

 

 

 

 

-Ç- а0 +

 

(b0

 

+

к*,) +

( m / +

2/e i +

d0)

=

0.

 

fil.,

 

ш и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Откуда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— (b0 + tc0 )

±

Y

(fe0

- f tc 0 ) a

До ( " V 2

+

2/ot

+

d0)

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ap

 

/

Ctg

ß.T2

T2

c t g ß Hl

 

+

 

 

Фуд H

 

T2

ѴТГ' H l

 

H l

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ctg

ß.

 

И н т H2

Ctg

ß,

 

 

 

 

 

ФудР

F

H2

 

p

P I

+

 

 

 

 

\

 

H2

 

' p i

 

r p i

 

 

ctg

ß P 2

rpi

 

 

ctg

ß,

+ kn

 

 

 

 

+ Ф-УДТ

F

P2

д

T l

M'P

 

p

T l

+

&T

+

Ä P ;

 

'

 

 

 

'

T l

 

 

 

 

 

 

188


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

C t g

ß T 2

 

 

\ ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н2

 

 

 

—у Т2

Рт^тг ] +

 

 

 

 

+

гиі

 

Ctg Р.Т2 " Нт тТ2

г

н і

ctg

Р.H l

Фудн

 

+

 

 

 

 

 

 

 

Т2

Г Н1

 

 

H l

 

 

 

 

 

 

• ф . УДР

 

г

 

„2 C t g

ß H 2

Л и . I r

ZH2

C t g ß P

l

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

C „

_

 

c t g ß T 2

 

 

ctg ß P 2

 

 

 

 

 

 

 

p

Гт2 р.Т

 

с

 

'ргИ'Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* T2

 

 

 

Р2

 

 

 

 

 

 

 

ФудН^

Г Т 2 г 4

F T 2 T

2

^ + Г

Т 2 » * Т

F H 1

H

1 ^ i )

+

 

" Г

Фудт К т і ^

 

F P 7

 

г т і

Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

P2

 

T l

 

 

T l

 

 

 

 

 

mo = -

2 Г Т 2 И Т +

Г Т 2 ^ Т

( т ^ )

 

Фуд H +

4 і Ф у д Т>

 

 

fo =

Г Т 2 ^ Т -

Фуд НГ Т2І*Т =

^ Т Г Т 2 ( 1

~

ФудH ') H2ï

 

 

do =

-

2rmVH

+ г 2 НіФуд H + Фуд Р Г Н 2 ^ Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

'

P

I

 

 

Определив

расход

гидротрансформатора,

рассчитываем мо­

менты на рабочих

колесах. Для гидротрансформатора обратного

хода (см. рис. 106, г)

запишем:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

крутящий момент на насосе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мне =

pQ (СиНг^шИ-н с и Т 2 г т а ц . т )

=

 

 

 

 

PQ ( Г Н 2 г 1 Н

 

 

 

 

 

Q / c t g ß

 

 

 

ctg

ß.

 

 

r T2 ^T 0

 

 

 

H2

 

 

T2 р - т г т 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

'

T2

/

на

турбине

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

M T

o

= PQ (cu T 2 r

T 2

r l T — СирьГръРр) =

 

 

 

 

= pQ«>H

Q

 

/

ctg ß T

a

 

ctg ßpa

 

 

 

 

і|Хт Г:Т2

 

 

<°н

 

l

 

T 2

Г т 2 М " Т

 

f P 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

f

 

Г

р 2 І А р

 

 

 

 

на

реакторе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М р о = pQ(c„P 2 rP 2 [Xp —СиНгИн^нг) =

Q_ I c t g ß P 2 , .,

, ctg ß H 2

ÛH V ' P2

H2

Дальнейший расчет характеристик гидротрансформаторов не отличается от аналогичных расчетов гидротрансформатора Iкласса, изложенных в § 29. Следует отметить, что гидротрансформаторы

189



обратного хода имеют меньшие к. п. д. по сравнению с гидротранс­ форматорами прямого хода. Это связано в первую очередь с боль­ шими потерями на дисковое трение и внутренними утечками [10]. Как показывают теоретические и опытные исследования, наилуч­ шие характеристики имеет гидротрансформатор с двумя реакто­ рами (т. е. четырехколесный) [1]. Такие трансформаторы приме­ няются в реверсивных передачах судовых установок.

§ 37. СОГЛАСОВАНИЕ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ

ИГИДРОТРАНСФОРМАТОРА

Согласование работы двигателя и гидротрансформатора осу­ ществляется за счет ступенчатой коробки передач, изменения геометрических параметров гидротрансформатора, его лопастной системы или изменения его активного диаметра. Двигатель и гидротрансформатор образуют единую систему, равновесное

состояние которой определяется энергетическим балансом

NK=Nn,

т. е. равенством мощности двигателя

(с учетом мощности,

отво­

димой на вспомогательные нужды)

и мощности насоса

гидро­

трансформатора. Поскольку N = Me», необходимо соблюдать сле­

дующее

условие:

 

 

 

МдИд = Мн сон .

 

 

Если

од = (он , то равновесное состояние будет

тогда,

когда

М д = М н . Если между валом двигателя и валом

насоса

гидро­

трансформатора стоит какая-либо передача, то тогда момент

двигателя, приведенный к валу насоса

без учета механического

к. п. д., будет равен

 

 

 

 

 

М ' = М н

= М л - ^ - = М п 4 - .

 

(119)

Д

Н

д Сі)н

Д 1„

4

'

Из закона подобия следует, что

 

 

 

 

MHcoyn]iDl.

 

 

 

Следовательно, в

зависимости от

частоты

вращения

вала

двигателя момент насоса для определенного режима работы гидро­ трансформатора графически можно представить*в виде квадратич­ ной параболы, пересечение которой с характеристикой двигателя дает режим, удовлетворяющий условию энергетического баланса. Рассмотрим это на отдельных примерах.

а) Работа двигателя с гидротрансформатором, имеющим непро­

зрачную характеристику.

Двигатель имеет характеристику М д =

= / (лд )

и NR = f д ),

а

гидротрансформатор — непрозрачную

характеристику

при пн

=

const и

ѵ = const

(рис. 109, а, б).

Найдем

режимы

совместной работы

двигателя

и гидротрансфор­

матора.

Так как характеристика гидротрансформатора приведена для постоянной частоты вращения насоса и определенного диаметра,

190


а характеристика двигателя — для различной частоты вращения вала, по формулам подобия найдем изменение момента насоса гидротрансформатора в зависимости от частоты вращения вала двигателя:

Эта зависимость представляет параболу М'н = f (пд ), пересе­ чение которой с характеристикой двигателя М д = / (пд ) в точке А

п н =ПА =const M=const

Мт

•Мд При Л„<Пд •Мд при Пн=Пд м'и при nH>nq

'g

Пн>Пд n H <n q

Рис. 109. Согласование работы двигателя внутреннего сгорания и гидротрансформатора с непрозрачной характеристикой:

а — характеристика двигателя; б — характеристика гидротрансформатора;

в— совместная характеристика; г — изменение точки совместной работы при изменении D ; д — изменение точки совместной работы при изменении п

(рис. 109, а) и дает режим совместной работы с частотой вращения вала двигателя пА. Для полученной частоты враще­ ния п А характеристика гидротрансформатора перестраивается (рис. 109, б), причем полагают, что при изменении частоты вра­ щения насоса гидротрансформатора к. п. д. его остается неизмен­ ным. Это можно принять, если гидротрансформатор работает

191

в области автомодельности. Следовательно, момент насоса Ма будет равен моменту М д А , а момент турбины определится из выражения

МТ = МНК = МН^-,

причем частота вращения турбины пт = Пці.

Если полученная точка совместной работы А не удовлетворяет

условиям работы и ее желательно

перенести,

например, на режим

•^дтах

и л и

Мдтах. то это можно

сделать за счет изменения диа­

метра

Da

гидротрансформатора

с соответствующим

пропорцио­

нальным

изменением всех его

линейных

размеров,

установки

соответствующей передачи, понижающей или повышающей час­ тоту вращения насоса по сравнению с частотой вращения вала двигателя, изменения геометрических параметров лопастной сис­ темы гидротрансформатора при Da = const или нескольких из

перечисленных

выше способов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из формулы подобия видно, что с увеличением

диаметра

D a

парабола

М'н

пойдет

круче

и

переместится влево,

а

точка

сов­

местной

работы — в

сторону

режима

М д т а х ;

с

 

уменьшением

диаметра

Da

парабола

М'н

пойдет более полого

и

переместится

вправо,

а точка совместной

работы — в

сторону

режима

Nn

m a x

(см. рис. 109, г). Так как диаметр (в

формуле

подобия)

имеет

показатель

степени,

 

равный

5,

то

небольшое

 

его

изменение

значительно

смещает

точку

совместной

работы.

 

 

 

 

 

 

Из формулы подобия следует, что с увеличением частоты

вращения

вала

насоса

пн

парабола

Мн

пойдет

круче

и переме­

стится влево (пунктирная кривая на рис. 109, ô),

а при

умень­

шении

п н

пойдет более

полого

и переместится

вправо

(пунк­

тирная

кривая

на

рис.

109, д),

Кроме

того,

здесь необходимо

момент двигателя привести к валу насоса по формуле (119). При увеличении частоты пн момент двигателя, приведенный к валу насоса, уменьшится (пунктирная кривая на рис. 109, о), и режим

совместной работы

будет соответствовать точке Б. При

умень­

шении частоты П н

момент двигателя, приведенный к валу насоса,

увеличится (штрихпунктирная кривая на рис. 109),

и

режим

совместной работы

будет отвечать точке В. Здесь не принимался

во внимание к. п.

д. промежуточной передачи. Для

приведения

точки совместной работы к валу двигателя момент на валу насоса

приводится к валу двигателя

по формуле

Мд =

Мніп.

На характеристике это будут точки Б' и В'. Для согласования работы на частичных характеристиках двигателя необходимо построить параболу

М'н=М'ніп.

б) Работа двигателя с гидротрансформатором, имеющим про­ зрачную характеристику. Рассмотрим согласование работы дви-

192