Файл: Стесин С.П. Гидродинамические передачи учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 281

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дифференциала представляет наибольшие возможности соедине­ ния любых соосных валов при помощи трехзвенного дифферен­ циала, так как вал водила может быть выполнен охватывающим или охватываемым по отношению к любому из валов двух основных зубчатых колес трехзвенного дифференциала (рис. 113 и 114, а, б).

г?

s)

Li

///

HI

Рис.

114. Трехзвенные дифференциалы

В трехзвенном дифференциале второго типа при разносторон­ нем выводе валов основных зубчатых колес (рис. 114, в) вал водила может быть только охватываемым первыми двумя валами, а при одностороннем выводе тех же валов водило не может раз­ делять эти валы (рис. 114, г). В трехзвенном дифференциале третьего типа при разностороннем выводе валов основных зуб-

1 _ Г

Ш

Г

ш

Г

 

J

I

 

 

—Е I

5)

 

 

 

 

Рис. 115. Дифференциал

с составным водилом:

— компоновка

с внешним зацеплением; б — компоновка

 

с

внутренним

зацеплением

 

чатых колес (рис. 114, д) вал водила может быть только охваты­

ваемым первыми двумя, а при одностороннем выводе тех

же

валов вал водила также не может разделять эти валы (рис. 114,

е).

Указанное ограничение может быть устранено только при составном водиле (рис. 115), что усложняет конструкцию, так как

требует дополнительных двухслойных

опор, сложных и дорогих

в изготовлении и особенно в ремонте

[18]. Так как механический

элемент передачи выбирается из числа дифференциальных зуб­ чатых механизмов, составляемых из трехзвенных дифференциа­ лов, то наибольшие возможности соединения трех соосных валов при помощи трехзвенного дифференциала первого типа являются

199



существенным обстоятельством при выборе именно этого меха­ низма в качестве составляющего элемента. В этом случае удается составить такие кинематические схемы дифференциальных меха­ низмов, которые оказались бы неосуществимыми при использо­ вании трехзвенных дифференциалов других типов. Технологич­ ность конструкции плоского трехзвенного дифференциала является вторым, не менее важным обстоятельством при выборе именно этого типа механизма.

Геометрические параметры плоского трехзвенного дифферен­ циала определяются числом а, представляющим собой отношение числа зубьев большой основной шестерни к числу зубьев малой основной шестерни. Это число называется параметром трехзвен­

ного дифференциала. Параметр а может меняться в

пределах

от положительной 1 до бесконечности, но конструктивно

целесооб­

разные формы плоских трехзвенных дифференциалов ограничивают его значения пределами 1,3—1,7 и 2,3—5. Нижний предел может быть уменьшен до 1 применением двухрядных дифференциалов второго и третьего типов. Однако следует иметь в виду, что при­ менение конических зубчатых колес менее желательно, чем исполь­ зование цилиндрических. Внутри указанных выше пределов имеются ограничения для значения параметра а трехзвенных дифференциалов, вызванные тем, что этот параметр представляет собой отношение чисел зубьев, т. е. целых чисел, поэтому а должно быть рациональным числом. Кроме того, возможность сборки трехзвенного дифференциала, в котором число сателлитов равно двум и более, накладывает дополнительные ограничения на воз­ можные значения параметра а.

Однако соответствующим выбором чисел зубьев всегда можно подобрать такое рациональное значение параметра а, которое будет сколь угодно близко к любой заданной величине, хотя это может потребовать очень больших чисел зубьев. Замена зубча­ тых колес фрикционными может позволить реализовать в указан­

ных выше

пределах

любое действительное значение, в том числе

и иррациональное,

параметра а.

 

Условия равновесия трехзвенного дифференциала при устано­

вившемся

режиме

работы

 

 

 

ItMl=Ml

+ Mll-v-Mm

= 0,

где Мѵ Ми,

Мт — моменты,

приложенные извне к соответствую­

щим трем основным

звеньям.

 

 

Совершенным трехзвенным дифференциалом называется такой, в котором отсутствуют потери энергии. Для такого трехзвенного дифференциала

M = PtR;

Mll =

aPllR;

M ni

g + 1

(120)

2

 

200


где

R — радиус

начальной

окружности

малой основной

 

шестерни;

 

 

 

Р\

— Р\\ ~ окружные

усилия

на сателлите (рис. 113, г);

Рш

= —2Pj — усилие на пальце водила.

дифференциала

Уравнение энергии

для

этого

трехзвенного

имеет вид

 

 

 

 

 

 

=

+

= о'

 

или

 

 

 

\ .

(121)

Подставляя в уравнения (121) моменты из выражений (120), получим уравнение связи между угловыми скоростями трех звеньев этого дифференциала:

со, -\- асоц (1 -f- а) ю ш = 0.

Уравнения связи между нагрузочными показателями режима трехзвенного дифференциала получаются из выражений моментов

М, пш= 1 : а : — (1 - f a ) . (122)

Следовательно, трехзвенный дифференциал обладает двумя кинематическими степенями свободы и одной нагрузочной, при­ чем нагрузка любого из трех основных звеньев означает одновре­ менную разгрузку и остальных двух, как это следует из уравне­ ния (122). Основные теоретические положения, необходимые для создания трехзвенного дифференциала, изложены в работе [18].

Отметим основные особенности схем гидромеханических передач с внешним разветвлением силового потока [18]. Задачей расчета обычно является выбор схемы и передаточных чисел механичес­ кой передачи при определенной характеристике гидротрансформа­ тора. В связи с этим расчет производится с использованием без­ размерной характеристики гидротрансформатора и уравнений связи между кинематическими со и силовыми M параметрами механической передачи.

Рассматривая гидротрансформатор как механизм с двумя ва­ лами (реактор жестко соединен с неподвижным корпусом), можно представить различные способы соединения этих валов с плане­ тарными механизмами (рис. 116, а—е). Причем схемы, приведен­ ные на рис. 116, а—е, являются частными случаями схемы, изо­ браженной на рис. 116, а.

Схема, показанная на рис. 116, б, представляет собой последо­ вательное соединение гидротрансформатора и механической пере­ дачи, в другой схеме (рис. 116, в) механический редуктор устанав­ ливает постоянное передаточное отношение между насосом и тур­ биной, а схема, показанная на рис. 116, е, представляет собой передачу с гидротормозом. В большинстве случаев применяются схемы (рис. 116, г) с разветвлением потока на выходе и с развет­ влением на входе (рис. 116, д).

201


Разберем две последние схемы более подробно. На рис. 117, а

и б

показаны указанные гидромеханические передачи.

В

схеме на рис. 117, а мощность подводится одновременно к

насосу гидротрансформатора и к солнечной (главной малой) шестерне 3 планетарной передачи. Солнечная шестерня нахо-

' / / / / / / / /

Ь/7 д4

M IL я—

м —п

h=/7 °і

г"

 

 

 

 

д)

 

е)

 

 

 

Рис.

116. Конструктивные схемы

гидромеханических передач:

а

— общий случай;

б — последовательная; в — кинематически

замкнутая;

г

— с разветвлением

на выходе; д — с разветвлением на входе; е — с гид­

ротормозом; M — механическая

передача; Г — гидротрансформатор;

Д —

 

 

 

двигатель;

П — потребитель

 

 

 

дится в зацеплении с сателлитом

4. Мощность

турбины

гидро­

трансформатора передается тому

же сателлиту

через коронную

(большую

главную)

шестерню 5.

Таким образом,

сателлит 4

Рис. 117. Наиболее распространенные конструктивные схемы гидромеханиче­ ских передач:

а — суммирующий планетарный ряд; б — разделительный планетарный ряд: 1 — веду­ щий вал; 2 — ведомый вал; 3 — солнечная шестерня; 4 — сателлит; 5 — коронная ше­ стерня; 6 — водило

суммирует обе мощности и через водило 6 передает суммарную мощность ведомому валу 2.

202