Файл: Стесин С.П. Гидродинамические передачи учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 266

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

который вращает гидромуфту, изготовленную из органического стекла. Турбина гидромуфты связана со шкивом фрикционного тормоза, рычаг которого опирается на чашу весов. По показа­ нию весов определяется момент, передаваемый гидромуфтой. Изменение скорости вращения ведущего и ведомого валов и мо­ мента, передаваемого гидромуфтой, позволяет установить ее внешнюю характеристику при различном наполнении рабочей полости.

Одновременно со снятием внешней характеристики изучается режим движения жидкости в рабочей полости. Для этого стенд оборудуется электростробоскопом, импульсная лампа которого освещает прозрачную гидромуфту. Число вспы­ шек импульсной лампы при помощи ручной ре­ гулировки или от специального синхронизатора устанавливается равным одной вспышке за один оборот вала гидромуфты. Таким образом, пере­ носное движение потока (вращение гидромуфты)

как бы останавливается, и относительное движе­ ние жидкости в рабочей полости хорошо прос­ матривается.

Во время этих испытаний, кроме визуального

изучения

 

потока,

можно

производить

его фото-

 

 

 

и киносъемку.

Исследование

потока

 

движения

 

 

 

рабочей

жидкости позволяет

установить, как при

Рис.

135.

Дат­

частичном

заполнении

режим циркуляции

устана­

чик

для

замера

вливается

в зависимости от нагружения и сколь­

скорости

пото­

 

ка:

 

жения. Режим циркуляции в рабочей

 

полости

/ — трубка; 2 —

гидротрансформатора

можно

также

исследовать

полупроводнико­

на прозрачной модели

 

по методике,

изложенной

вая

масса; 3 —

 

стержень из эпок­

выше для

гидромуфт.

 

 

 

 

 

 

 

сидной

смолы;

При

исследовании

 

проточной части

гидро­

4 провода

 

 

 

 

трансформаторов

широко

применяется

изучение

скоростного ре­

жима потока

при помощи

цилиндрических и шаровых

насадок,

шаровых

 

зондов.

Такие

исследования

позволяют определить по­

грешности

аналитического расчета и создать более совершенные

конструкции лопастных

колес. Методика

исследования поля ско­

ростей при помощи цилиндрических трехканальных трубок под­ робно освещена в литературе [10]. В настоящее время появились более совершенные шаровые пятиканальные зонды. Кроме того, предложены новые способы измерения скорости потока с исполь­ зованием термисторов или полупроводниковых сопротивлений [17].

Электрическое сопротивление полупроводника зависит от его температуры. Используя это свойство, можно создать датчик для измерения скорости потока жидкости. Датчик (рис. 135) в виде шарика полупроводниковой массы диаметром не более 0,5 мм помещается в исследуемый поток и нагревается электрическим током. Фактическая температура датчика зависит от величины

239


тока и охлаждающего действия потока жидкости, которое про­ порционально скорости потока. Каждый датчик должен быть предварительно тарирован по скорости и температуре. Диапазон тарировки зависит от предстоящих измерений [17]. Полупро­ водниковые датчики имеют небольшие размеры, и их конструкция допускает определение скорости потока при отклонении оси датчика до ±40° от истинного направления потока, поэтому такие датчики могут применяться для измерения скорости потока жидкости даже во вращающихся колесах. Поскольку датчики имеют большое сопротивление, для соединения их с усилителем могут быть использованы обычные щеточные токосъемники. Малая инерционность полупроводниковых датчиков позволяет проводить измерения даже при неустановившихся процессах, определять вихревые зоны и места отрыва потока.

При исследовании скоростного потока в неподвижных колесах или в межколесном пространстве, где габаритные размеры тари­ рованных трубок или насадок не влияют на параметры процесса, применение таких трубок иногда предпочтительней в связи с про­ стотой использования. Сравнительные исследования скорости жидкости в рабочих колесах при помощи полупроводниковых датчиков и шаровых зондов позволили установить точность заме­ ров обоими методами. При этих испытаниях исследовался непроз­ рачный трехколесный трансформатор с центробежной турбиной,

приспособленный для измерения при помощи зондов (рис.

136,

а).

Измерение

зондами

проводилось

в пяти сечениях: перед

входом

в

насос

(/—/),

между

выходом

из насоса и входом в

турбину

( / / — / / ) ,

за турбиной (III—III),

перед входом в реактор

 

(IV—IV)

и

за реактором

(V—V).

Измерение

шаровыми

зондами

осуще­

ствлялось

при

постоянной частоте

вращения

насоса

(п1

=

=

1000

об/мин)

и

передаточных

числах і =

0,3;

0,61;

0,8.

 

Для

измерений применялись

наиболее совершенные

шаровые

пятиканальные зонды с диаметром шарика 5 мм и диаметром канала 0,7 мм (рис. 136, б). Центральное отверстие / зонда через трубку / ' соединялось с ртутным дифференциальным манометром I ,

отверстие 2 через трубку

2'

— с манометрами

/ и / / , отверстие

3

через трубку

3' — также

с

манометром

/ / ,

отверстия 4

и 5

с манометром

/ / / . При

измерении зонд

поворачивался

вокруг

оси до тех пор, пока перепад давления по показаниям манометра I I

не обращался в нуль. По

показаниям манометров I и I I

можно

определить безразмерный

коэффициент

 

 

 

 

а по лимбу координатника, связанного с зондом, угол <р между проекцией абсолютной скорости ç на плоскость, нормальную к оси державки зонда, и меридиональной плоскостью. Зная коэф­ фициент ka, по характеристике зонда определяют угол ô между направлением абсолютной скорости с и плоскостью, нормальной

240



к оси зонда, а также значение с. По этим данным рассчитывают меридиональные составляющие скорости

си = с sin ô и ст = с cos ô cos ф.

Исследование потока по приведенной выше методике позво­ ляет определить поле скоростей и выявить совершенство конструк-

Рис.

136.

Зондирование потока в рабочей

полости гидротрансформатора:

а — схема установки зондов;

1,2,3

положения

шарового зонда

(полупроводникового

датчика);

А

А, Б—Б, В—В

— радиальные плоскости размещения

полупроводниковых

датчиков в насосе; у — половина угла раскрытия канала; б— схема соединения шарового

зонда с манометрами; в — эпюры

относительных скоростей потока на выходе из насоса:

1 — в плоскости А—А;

2 — в плоскости Б—Б; 3 — в плоскости В—В

ции лопастной системы гидротрансформатора. Разница в опре­ делении поля скоростей потока при зондировании и с помощью полупроводниковых датчиков составляет почти 2%. Полупро­ водниковыми датчиками можно также замерить относительные скорости потока w.

На рис.

136, а показан способ замера скорости wH2

на выходе

из насоса.

Датчики установлены в межлопаточных

каналах

16 С. П. Стесин

241


колеса под углом 20—30° к лопаткам в сторону, обратную направ­ лению вращения насоса. Расположение датчиков в меридиональ­

ном

сечении

и на

развертке

насоса в радиальных плоскостях

А—А;

Б—Б;

В—В

показано

на рис. 136, а. Питание датчиков

осуществляется через обычный токосъемник, установленный на

валу насоса.

Эпюры относительных скоростей w в трех сечениях

от лопатки

к лопатке для различных і свидетельствуют о том,

что возможен отрыв потока у тыльной стороны лопаток, что, например, трудно обнаружить при зондировании шаровыми зон­

дами

(рис. 136, е).

 

 

 

 

 

 

 

 

При исследовании гидромуфт и гидротрансформаторов было

обнаружено,

что их колеса

нагружены

осевыми

силами, которые

 

 

 

 

 

 

на некоторых режимах рабо-

1 2

 

3

4

5

 

ты (например, на противо-

 

 

 

4-

 

 

вращении)

достигают

значи­

 

 

 

f a -

тельной

 

величины.

Осевые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

силы на колесах гидромуфты

 

 

 

 

 

 

достаточно замерить на одном

 

 

 

 

 

 

колесе,

так

как осевая сила

 

 

 

 

 

 

второго

 

колеса будет

по ве­

 

 

 

 

 

 

личине

одинаковой с

первой

 

 

 

 

 

 

и

иметь

противоположное

 

 

 

 

 

 

направление. Измерение осе­

 

 

 

 

 

 

вых сил

гидротрансформато­

Рис.

137.

Стенд для

замера осевых сил

ра

необходимо вести на двух

 

гидродинамических передач:

колесах. Для замера

осевых

/ — датчик частоты вращения; 2 приводной

сил

в

конструкцию

гидро­

двигатель;

3

муфта;

4 — гидротрансфор­

матор;

5 — тормоз; 6 — шарнирная

опора;

передачи

необходимо

ввести

7 — двуплечий

рычаг; 8 — индикаторный ди­

изменения,

которые

позво­

 

 

 

намометр

 

 

 

 

 

 

 

ляют рабочим колесам вместе

с валами под действием осевых сил свободно перемещаться

в осе­

вом направлении (например, шарикоподшипники качения заме­ няют роликовыми подшипниками). Стенд также имеет некото­ рые особенности: муфты, соединяющие валы гидропередачи с агре­ гатами стенда, должны быть гибкими, т. е. не должны препят­ ствовать осевым перемещениям валов.

На рис. 137 показан стенд для замера осевых сил на рабочих колесах гидродинамической передачи. Стенд состоит из привод­ ного двигателя 2, гидротрансформатора 4 и тормозной установки 5. В качестве двигателя и тормоза применены балансирные машины постоянного тока, позволяющие проводить испытания как на тяговом, так и на тормозных режимах работы. Валы гидропере­ дачи соединены с валами агрегатов стенда муфтами, выполненными

из

гибких пряжек,

изготовленных из

транспортерной ленты

6 =

6 мм. На валах

передачи крепятся

шарнирные опоры 6,

с которыми жестко связаны рычаги 7, поворачивающиеся при перемещении валов вокруг жесткой оси 6. При этом противо­ положные концы рычагов воздействуют на соответствующий

242