Файл: Стесин С.П. Гидродинамические передачи учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 265

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

динамометр, снабженный индикатором 8. По показанию инди­ катора (который предварительно тарируется) для каждого режима работы передачи можно определить осевую силу, действующую на рабочие колеса. Замер осевых сил следует производить, меняя режим работы через Ai = 0,1 н- 0,2. При этом температура рабо­ чей жидкости и давление подпитки при данных испытаниях под­ держиваются постоянными. Для этого стенд должен иметь систему питания и охлаждения передачи такую, которая позволяла бы менять температуру рабочей жидкости (холодильник в схеме) и давление подпитки (например, при помощи изменения расхода

насосной установки). После испытаний для

данных

пх,

Т° С,

Рподп строят

графические

зависимости

Рос

=

 

 

 

 

=

/

( І ) для

различных колес

передачи.

 

 

 

 

 

 

По

результатам

проведенных

испытаний

 

 

 

 

опытного

образца

передачи

часто

требуется

 

 

 

 

изменить его характеристику

(например,

KN,

 

 

 

 

П,

і*

и т. д.).

Подобное

изменение

харак­

 

 

 

 

теристики

связано

с

изменением

геометри­

 

 

 

 

ческих

параметров

какого-то элемента ло­

 

 

 

 

пастной системы (углы лопаток, число ло­

 

 

 

 

паток

и т. д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

1 0 0

а

 

 

t-,

 

 

 

'

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.

138.

Турбина экс-

 

Большинство

серийных

 

ГИДрОДИНамиче-

перименталіьного

гид-

ских

 

передач

имеет

литые

рабочие

колеса.

ротрансформатора

Для

них

изменение

какого-либо

элемента

 

 

 

 

вызывает значительные трудности, так как каждый раз требуется вносить изменение в сложную и дорогостоящую оснастку для их изготовления. Кроме того, в этом случае процесс доводки занимает очень длительное время. Как показал опыт изготовления гидропередач, наиболее часто требуется при доводке менять углы лопаток рабочих колес при сохранении остальной геометрии лопатки постоянной. При этом углы изменяются от номинальных (полученных расчетом) значений на небольшую величину (±5°). При такой доводке можно рекомендовать метод, разработанный кафедрой гидравлики МАДИ.

На рис. 138 показана турбина гидротрансформатора, изго­ товленная по описываемому методу. Колесо изготовляется из трех составляющих: средней части 1, которая при изменении углов лопаток в пределах ± 10° остается неизменной; входного участка колеса 2 и выходного участка колеса 3. При этом входные и выходные участки колеса также состоят из трех составляющих: торового сепаратора 4, лопатки 5 и чашевого сепаратора 6. Вход­ ной и выходной участки колеса собираются отдельно. Лопатка может быть изготовлена из мягкого сплава. При этом она может быть изогнута в нужном направлении. Кромка также может иметь любой наклон. Лопатка к сепараторам крепится жестко (штифтами или упорами). Входные и выходные участки жестко крепятся к колесу. В этом случае можно для одного колеса про­ верить несколько вариантов углов, наклон кромок, толщину

16*

243


кромок и т. д. В месте соединения входного и выходного концов лопаток со средней частью для плавности можно рекомендовать покрытие бакелитовым лаком с последующей сушкой колеса. Входные и выходные кромки колеса обрабатываются после сборки колеса так же, как и для обычных гидротрансформаторов.

Исследование динамических свойств гидродинамических пере­ дач. При выборе привода для машин, работающих в условиях переменных нагрузок, необходимо знать динамические свойства привода, которые характеризуются передаточной функцией или

амплитудно-частотной

характеристикой элементов

привода.

Оценка привода по его

динамическим свойствам и его

влиянию

на динамику системы позволяет определить долговечность и на­ дежность работы машины при использовании различных при­ водов в условиях переменной нагрузки. Долговечность машин, испытывающих динамические нагрузки колебательного харак­ тера, обычно определяется усталостными явлениями в узлах и деталях машин. В связи с этим применение гидропередач для этих машин дает наибольший эффект, так как позволяет снизить амплитуду колебаний действующих усилий и надежно предохра­ нить их от перегрузок. Передаточные функции, амплитудночастотные или амплитудно-фазовые характеристики привода необ­ ходимы не только для определения действующих в системе нагру­ зок, но и анализа и синтеза систем автоматического регулирования, которые все шире применяются для управления машин с гидро­ приводом. При исследовании динамических свойств гидромашин необходимо иметь в виду, что амплитудно-частотные и амплитуднофазовые характеристики полностью описывают свойства только линейных систем. Однако ни один из известных приводов не имеет линейных характеристик, но проведенные исследования показали, что характеристики гидромашин в рабочей зоне практи­ чески линейны, и поэтому методика оценки их динамических свойств по амплитудно-частотным и амплитудно-фазовым характе­ ристикам правомерна [6].

Исследование динамики привода обычно ведется аналити­ ческим и экспериментальными методами. Для определения амп­ литудно-частотной характеристики входной вал гидропривода приводится во вращение, а на выходном валу возбуждаются синусоидальные колебания момента с постоянной частотой и амплитудой. При осциллографировании этого режима записы­ ваются моменты Мх и M2, а также частота вращения пх и п 2 . Отношение амплитуды колебания момента М2 к амплитуде коле­ бания момента Мх дает ординату амплитудно-частотной характе­ ристики, соответствующую определенной частоте колебаний, а сдвиг по фазе— ординату фазовой частотной характеристики. Опыты по получению частных отношений амплитуд и сдвига фаз про­ водятся на ряде частот и по этим данным могут быть построены амплитудно-частотные и фазо-частотные характеристики привода. По полученным данным путем исключения частоты строится

244


N5

«Я

1 2 3 і 5

в

\W

 

 

 

\i

0,9

 

 

 

1,0

10 мт

го

\е)

30М10''н»

 

Рис. 139. Динамические испытания гидромуфт:

а — общий вид стенда;

б — вращающийся

золотник

в плане;

в

— диски

I

и

II

для

фиксации

скорости

ведущего

и

ведомого

валов

гидромуфты;

/

— жидкостный

та­

хометр;

2 — прерыватель;

3

— весовой

механизм;

4

— приводной двигатель;

5 —

токосъемное

устройство; 6 — предохрани­

тельная

гидромуфта;

7 — токосъемное

устройство;

8 — маховик;

9 — прерыва­

тель;

10 — насос

регулируемой

произво­

дительности;

/ /

— манометр; 12

— жидко­

стной

тахометр;

13

— датчик

 

давления;

14 — вращающийся

золотник;

 

15

— дви­

гатель; 16 — прерыватель;

г — динамиче­

ская

характеристика

 

гидромуфты

ТМ-25:

/ — статическая

 

характеристика

(Q =

=0,010 л 3 ) ; 2

— динамическая

характери­

стика

при V =

3

гц;

 

3 — при

 

ѵ = 6

гц;

4 — при

V =. 10

гц;

5 — при

V =

15

гц;

 

 

6

— при V = 25

гц

 

 

 

 


амплитудно-фазовая характеристика, которая показывает зави­

симость сдвига фаз колебаний

моментов Мг

и М 2 от

усиления

(отношение амплитуд моментов). На

амплитудно-фазовой

характе­

ристике указывается частота,

при

которой

получены

экспери­

ментальные точки.

Таким образом, при создании стенда для исследования амп­ литудно-частотных характеристик привода необходимо выбрать нагрузочное устройство, способное создавать устойчивые колебания момента на выходном валу испытываемой передачи в широком диапазоне частот. При исследовании амплитудно-частотных харак­ теристик приводов обычно используют электрические, механи­ ческие или гидравлические источники колебаний момента. На рис. 139 показан стенд для исследования амплитудно-частотных характеристик гидромуфт, а на рис. 139, г представлена внешняя динамическая характеристика гидромуфты ТМ-25. Испытываемая гидромуфта 6 установлена на измерительных валах с токосъем-

ными устройствами

5 и 7. Стенд

имеет приводной

двигатель 4

в балансирном исполнении с весами 3. Нагрузочное

устройство

состоит из насоса 10

регулируемой

производительности, который

трубопроводами соединен с вращающимся золотником 14. В зави­ симости от регулировки вращающегося золотника и производи­ тельности (удельного расхода) насоса в системе устанавливается определенное давление. При исследовании статических характе­ ристик в гидравлической системе насоса устанавливается давле­

ние, контролируемое

манометром

11,

при

этом

замеряют

Мг,

M 2

,

пг

и п%. При динамических испытаниях вращающийся золот­

ник

приводится от двигателя 15, скорость которого определяется

по

 

показанию жидкостного тахометра

12.

Замер

моментов

Мх

и

M 2

производится

при помощи

тензодатчиков

и токосъемных

устройств 5 и 7, а скорость вращения записывается при помощи прерывателей 2, 9 и 16. Для исследования систем привода с раз­ личными маховыми массами ведомой части на стенде установлен

маховик 8 с регулируемым моментом инерции. Давление

изме­

ряется при помощи датчика 13.

При испытаниях

можно

менять частоту

вращения

п1,

так

как применяется двигатель

постоянного

тока.

 

 

 

 

 

§ 43.

СИСТЕМА

ПИТАНИЯ

И ОХЛАЖДЕНИЯ

 

 

 

ГИДРОТРАНСФОРМАТОРОВ

 

Для нормальной работы гидродинамической передачи необ­

ходимыми условиями

являются:

 

 

полное заполнение рабочей полости жидкостью;

 

отсутствие

зон с

давлением

ниже

давления парообразования

рабочей жидкости при данной температуре, что необходимо для предотвращения кавитации;

температура рабочей жидкости не должна быть выше допуска­ емой как по условиям вспышки и разложения, так и по обеспе­ чению смазывающих свойств.

246


Если давление во всех точках рабочей полости выше давления парообразования жидкости при данной температуре без подвода давления со стороны и обеспечивается охлаждение рабочей жидкости внутри рабочей полости за счет естественного тепло­ обмена с корпусом гидропередачи охлаждаемым воздухом, то такую гидропередачу можно делать без системы принудительной подпитки и охлаждения. При этом необходимо ставить надежные уплотнения для уменьшения протечек и периодически дополнять

рабочую жидкость

в рабочую

полость.

 

В большинстве

же

случаев, и особенно в

гидропередачах

с большой мощностью,

нужна

принудительная

циркуляционная

система для обеспечения расхода, необходимого для охлаждения рабочей жидкости, восполнения объемных протечек и для под­ держания давления в рабочей полости в пределах, обеспечиваю­ щих бескавитационную работу гидропередачи.

При неправильно спроектированной системе питания воз­ можно ухудшение тяговых качеств гидротрансформатора на неко­ торых режимах работы, наиболее опасных в кавитационном отно­ шении.

Подобное ухудшение тяговых свойств можно объяснить снижением давления подпитки рп (давления на входе в насос) до критической величины.

На других режимах работы гидротрансформатора давление подпитки может достигнуть высокого значения, что нежелательно по двум причинам. Во-первых, потому что увеличиваются затраты мощности на привод вспомогательного насоса подпитки и умень­ шается общий к. п. д. установки; во-вторых, увеличиваются нагрузки на уплотнительные узлы рабочей полости и на под­ шипниковые опоры гидротрансформатора, что отрицательно ска­ зывается на долговечности их работы.

Исходя из этого при проектировании системы питания необ­ ходимо стремиться получить стабильный и одновременно мини­ мально допустимый запас давления подпитки на всех режимах работы гидротрансформатора. Таким образом, характер зависи­

мости

р„ = f (і) во многом

определяет экономичность, надеж­

ность

и долговечность работы

гидротрансформатора.

Для подпитки гидротрансформаторов применяется система питания, схема которой показана на рис. 140, а. На рис. 140, б, в, г показаны возможные конструктивные схемы подвода и отвода рабочей жидкости в рабочую полость.

Определим влияние места расположения точек подвода и отвода жидкости на зависимость рп = f (г). Для решения указанной задачи на основе уравнения Бернулли проанализируем движение рабочей жидкости подпитки от точки А (вход в гидротрансформа­ тор) до точки D (слив рабочей жидкости в бак).

Примем следующие допущения:

1) наружные утечки рабочей жидкости из рабочей полости достаточно малы по сравнению с расходом подпитки Qn ;

247