Файл: Стесин С.П. Гидродинамические передачи учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 261

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 140. Схема питания гидротрансформа­ тора при различных точках отвода и под­ вода рабочей жидкости:
/ — гидротрансформатор; 2 — золотник; 3 — ма­ нометр; 4 — теплообменник; 5 — кран; 6 пре­ дохранительный клапан; 7 подпиточный на­ сос; 8 — фильтр; 9 — бак

2) в связи с тем, что расход подпитки Qn значительно меньше расхода циркуляции рабочей жидкости Сц , влияние Qn на поле скоростей в рабочей полости гидротрансформатора не учиты­ вается.

Тогда при равных диаметрах магистралей в точках А и D давление в точке А может быть вычислено из выражения

 

Рвх = Pg(hBx'\-hBc

+ hBUX),

где hB

гидравлические потери на участке AB;

hВС

разность напоров рабочей жидкости в рабочей полости

 

между точками В и С;

на участке CD.

А.

гидравлические потери

 

Если расход подпитки и температура рабочей жидкости по­

стоянны, то независимо от режима работы

гидротрансформатора

hBX

const, hBUK я=> const. Величина hBC

в

общем

случае

будет

 

переменной,

так

как она

 

определяется

внутренней

 

характеристикой

гидро­

 

трансформатора,

которая

 

изменяется при изменении

 

режима его работы. Учи­

 

тывая,

что

в ы х

л* const,

 

статическое давление

в то­

 

чке отвода рабочей жидко­

 

сти рс можно считать при­

 

близительно

постоянным

и независимым от і.

Действительно, если предположить, что на не­ котором режиме работы статическое давление в точ­ ке отвода рабочей жидко­ сти возросло, то это долж­ но привести к увеличению расхода рабочей жидкости через отводную магист­ раль. Последнее невоз­

можно, так как расход Qn , определяемый производительностью подпиточного насоса, практически не зависит от і, особенно для гидротрансформаторов, которые имеют непрозрачную характери­ стику.

Рассмотрим наиболее распространенные способы подвода и

отвода

рабочей жидкости.

рис. 140, б (подвод рабочей

1.

Для схемы, показанной на

жидкости перед насосом Я , отвод — за турбиной Т), имеем

 

hBc + hce

= 0,

где hBC

и hCB — разность напоров между точками В и С, С и В.

248


Поскольку

hCB

=

hP,

 

получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

hвс =

 

 

 

hP;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рвх =

PS

{Kx

+

h

Bbix —

hp).

 

 

 

(127)

Принимая

во внимание, что

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рп =

Рвх —

 

PghBX,

 

 

 

 

 

 

получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= Pg(Kblx

hp).

 

 

 

 

(128)

2. Аналогично для схемы, показанной на рис. 140, в (подвод

рабочей

жидкости

за

турбиной,

 

отвод — перед

насосом),

имеем

 

 

 

 

 

 

Р м

=

Р£(Авх -Мвых +

М ;

 

 

 

(128а)

 

 

 

 

 

 

Рп =

Pc =

р г Л в

ы х « const. }

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Для схемы, показанной на рис. 140, г (подвод и отвод рабо­

чей

жидкости

перед насосом),

имеем

 

 

 

 

 

 

 

hBC

=

0;

рвх

= pg (hBX

+

hBblx)

 

const;

рп

= pghBUX

я« const.

(129

Таким

образом,

характер

изменения зависимостей

рвх

=

= /

(/) и рп

=

f (/)

для

первых

двух

схем

подпитки

определяется

характером

изменения

hP.

Как

известно,

величина hP

для

 

изо­

гональных режимов пропорциональна п\. В то же время

при

различных і основную долю hP

составляют потери на удар

(hP

œhyAp).

 

Минимальное

значение

 

/ г У д Р

имеет в

оптимальном

ре­

жиме

и в режиме,

при

котором

расход

в рабочей

полости

равен

нулю. Максимального

значения

у д Р

достигает на режимах,

близ­

ких

к

 

стоповому

(п2

=

0),

и

 

на

режимах

противовращения

( « 2 < 0 ) .

 

 

 

 

 

 

hP

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пг

 

п2.

 

Таким образом, величина

меняется

при изменении

и

Это приводит к юму, что при различных способах подвода

жидко­

сти

в

рабочую

полость

и отвода из

нее

зависимости ръх

=

=

/ (і)

и рп =

f (і)

имеют

различный

характер

при неизменном

расходе

Qn.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведенные экспериментальные исследования позволили по­

лучить количественные зависимости рвх

= /

(г)

и рп = f

(і)

для

различных способов подвода и отвода

рабочей

жидкости.

Были

испытаны два

типа

гидротрансформаторов

для строительных

и дорожных машин: с осевой (У358011А) и центростремительной турбиной (У358015). Для каждого гидротрансформатора были приняты три способа подвода и отвода рабочей жидкости.

 

Из

графика, приведенного

на

рис.

141,

а,

для

случая

под­

вода

 

рабочей

жидкости

перед

насосом и

отвода

за турбиной

(см.

рис.

140,

б),

видно,

что

характер

изменения кривых

рвх =

=

/

(/)

и

рп =

f

(/),

полученных

экспериментально,

согласуется

с

характером

этих

кривых,

подсчитанных

по

уравнениям

(127)

и (128). Недостатком этого способа является то, что в стоповом режиме, который наиболее опасен в отношении кавитации,

249


давление подпитки падает тем более резко, чем больше п1. Если давление подпитки недостаточно, то на режимах, близких к сто­ повому, будет наблюдаться уменьшение коэффициента транс­ формации Ко вследствие кавитации.

С другой стороны, на режимах, близких к оптимальному, давление подпитки имеет завышенное значение и на поддержание его затрачивается дополнительная мощность, что приводит к уве­

личению нагрузок на

уплотнительные узлы рабочей полости

и на подшипниковые

опоры.

P10'sH/M!

 

О

0,25 0,5 0,75 і 0

0,25 0,5

0,75 L 0

0,25 0,5

0,75 і

 

а)

5)

 

в)

 

Рис. 141. Характеристики гидротрансформатора при различных схе­ мах подвода и отвода жидкости в рабочую полость (t = 90° С, Q„ =

=0,001 м3 /с):

— — — — — — — гидротрансформатор

У358015;

гидротрансформа­

тор У35801 1А

 

На рис. 141, б представлены

результаты

испытаний схемы,

показанной на рис. 140, в. При использовании данной схемы

давление подпитки постоянно и не зависит от і,

хотя величина рвх

существенно меняется при изменении і

[см. выражение (128а)].

Результаты испытаний схемы третьего варианта (рис. 140, г)

представлены на

рис. 141, е. В этом случае рвх

и ра

постоянны

и не зависят от і

[см. выражение (129)].

 

 

Такая схема

обеспечивает наиболее

экономичную

подпитку

и стабильность давления подпитки. Однако в этом случае, чтобы не нарушалась эффективность охлаждения рабочей жидкости в рабочей полости, необходимо смещать точки подвода и отвода одну относительно другой по окружности на 90—180°, а при нали­ чии боковой полости между насосом и реактором — делать ее по возможности короче в радиальном направлении. Подобная схема подвода и отвода рабочей жидкости использована в гидротранс­ форматоре с осевой турбиной (У358011А), серийно выпускаемом Московским машиностроительным заводом им. Калинина для крана К-161.

250



При выборе мест расположения точек подвода и отвода рабо­ чей жидкости необходимо учитывать еще один фактор. В процессе длительной эксплуатации гидротрансформатора изнашиваются контактные уплотнения рабочей полости и трущиеся детали подпиточного насоса, в результате чего увеличиваются утечки рабо­ чей жидкости из системы. Это приводит к уменьшению расхода подпитки Q n через магистраль отвода рабочей жидкости, гидравли­

ческие потери

в которой,

как было

показано

выше, фактически

и определяют величину

избыточного давления в рабочей полости.

Важно

установить,

насколько

давление

р п

чувствительно

к изменению расхода Q n

и как это связано с расположением точек

подвода и отвода рабочей жидкости.

 

 

 

Если

предположить,

что движение

жидкости

в подводящей

и отводящей

магистралях

происходит

в зоне

автомодельности,

где гидравлические потери пропорциональны расходу Q2 , то при отводе рабочей жидкости перед насосом для некоторого определен­

ного

режима і

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рп =

kiQl,

 

 

где

kx

— коэффициент

пропорциональности.

 

Для

расчетных значений р* и Q*

 

 

 

 

 

 

Рп =

ki

(Qn) 2 .

 

 

При отводе рабочей жидкости

из зоны

повышенного

давления

 

 

р п +

Ар = k2Ql\

Рп + Ар =

k2 (Qn)2,

(130)

где

k%

— коэффициент

пропорциональности;

 

 

Ар — разность

между давлением в

точке отвода

рабочей

 

 

жидкости и давлением

подпитки.

 

Из уравнений (130) после преобразований получаем зависи­

мость Рп = / (Qn )

Д л я

общего

случая:

 

 

 

 

Ч = ( \ ^ Щ

( ^ \ - ^ -

(131)

Дифференцируя это уравнение и переходя к конечным прира­

щениям, получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^ =

2 é i i

 

+ i i ) Q -

( 1 3 2 )

Из уравнений (131) и (132) следует, что при прочих равных условиях с увеличением Ар, т. е. с удалением точки отвода рабо­ чей жидкости из зоны минимального давления, величина р п ста­ новится более чувствительной к изменению расхода Q n . В таких случаях необходимо назначать относительно больший запас давления подпитки р п или вводить в систему питания дополни­ тельные устройства, стабилизирующие это давление, что нежела­ тельно.

251