Файл: Стесин С.П. Гидродинамические передачи учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 262

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В качестве теоретического параметра, характеризующего кавитационные качества колес гидротрансформатора, можно принять коэффициент кавитации

 

 

AHs

 

 

а — —

где

а — коэффициент кавитации;

АЯс =

P n ~ P t

относительный располагаемый напор под-

 

0 , 5 р 4 2

питки;

 

рп

 

— давление подпитки;

 

pt

— давление насыщенных паров рабочей жидко­

 

 

сти при данной температуре;

q = — коэффициент расхода.

2 Коэффициент о для условий кавитации, только что начав­

шейся в некоторой точке рабочего колеса, обозначим о к р и назо­ вем критическим коэффициентом кавитации:

_ А Я 5 к Р

где AHS к р = Р п к

р ~ р і

критический

относительный

распола-

 

0,5риН2

 

гаемый напор

подпитки.

 

 

Для

насоса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

RH— ctgapJ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

+

1

 

 

(133)

для

турбины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_

ОМ2

I

I _ ^ i _ 0 , 2 ( l - x

T 2 )

0,5і|)а

 

 

° Т к р —

S I N

2 A

+

sin2

ß,

 

 

 

"т2

 

 

 

 

 

 

 

T 2

 

 

 

 

 

 

T 2

 

 

 

 

 

 

 

 

0 , 5 ^,2

 

 

 

 

- 0,5Ф у д гр2

(ctg aT 2

- f ctg ßp l ) -

 

-

k' 0,5i|&

( 134)

для

реактора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

o>к р =

0,62 +

0,905 Кфуд" (ctg a T 2

+

ctg ßP 1 )

-

 

где

% — коэффициент,

характеризующий

форму

входной

 

кромки

насоса;

 

 

 

 

 

 

 

RH — относительный

радиус

насоса;

 

 

 

 

 

q* — расчетный коэффициент

расхода;

 

 

 

 

îpo — отношение

меридиональных

площадей

за и перед

 

насосом;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

252


ссТ 2 ,

а Р 2

— углы потока на выходе из турбины и реактора со­

 

 

 

 

ответственно, отсчитанные между скоростями с и и;

 

 

x ï 2

— коэффициент

 

стеснения

на

 

выходе

из

турбины;

 

 

•ф отношение

меридиональных

площадей

перед на­

 

 

 

 

 

сосом

и за

трубиной;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФУД — коэффициент

 

потерь,

зависящих

от угла

атаки;

 

 

k'

— коэффициент

 

трения

в

каналах

реактора.

 

Уравнения (133)—(135) связывают кавитационные качества

рабочих

колесе геометрическими параметрами потока и лопастной

системы

гидротрансформатора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

yJOOUlO

На

рис. 142

 

показаны

зависимо­

 

 

 

 

 

 

 

сти коэффициентов

сг Н к р , оТкр

 

 

и а Р к р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

от угла потока

на выходе из турбины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а Т 2 , который

характеризует

режим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

работы

гидротрансформатора.

 

Из

 

 

 

 

 

 

 

 

 

графика

видно,

что наилучшими

ка-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

витационными

 

качествами

 

обладает

 

 

 

 

 

 

 

 

 

турбина. Во всем возможном диапа­

 

20 40 J0

SO WO 120 ПОМО a-

зоне

изменения

величины

 

Т2

 

ка­

 

витация

невозможна.

На

режимах,

 

 

 

 

1

i'

 

\-1

 

близких

к оптимальному (/ =

0,75),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зона

минимального

давления

 

нахо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дится

в

насосе

гидротрансформа­

-2

 

<p

 

 

 

 

 

тора

( а н к р >

Ор к р ) ,

a

на

режимах,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

близких

к

стоповому

=

0),

и на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

режимах

противовращения

 

<

0)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зона минимального давления

переме­

 

Рис.

142. Влияние

режима ра­

щается в реактор,

так как

а Р

к р

>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

боты на кавитационные

качест­

> ° Н к р -

 

 

 

 

 

 

 

 

резуль­

 

ва колес

гидротрансформатора

На рис. 143 представлены

 

 

( Р Р і

=

90°;

х Т

2 =

0,85;

ß T 3 =

таты

замера

распределения

статиче­

 

=

20°;

X =

0,6;

а Р 2 = 30°)

ского давления по входному участку тыльной стороны лопатки насоса гидротрансформатора У358011А

(на

рис.

143 И в дальнейшем рн,

рт,

рР — статическое

давле­

ние на лопатке при давлении

подпитки, равном нулю). Из

рис.

143, а видно, что

статическое давление на лопатке

насоса

в оптимальном режиме

(і — 0,75)

имеет минимальное значение

Рнтш н а

средней линии тока у входной

кромки.

 

При изменении режима работы гидротрансформатора в сто­ рону стопового статическое давление на тыльной стороне лопатки насоса возрастает. Непосредственно на стоповом режиме и режи­ мах противовращения при замерах были получены значения вели­ чины Рнтіп' близкие к нулю и даже положительные (рис. 143, б), т. е. разрежение на тыльной стороне лопатки насоса отсутство­ вало. Замеры статического давления на лицевой стороне лопатки насоса на режимах 0,5 < і < 1 дали положительные значения.

Полученные результаты можно объяснить следующим обра­ зом. Большинству гидротрансформаторов свойственно увеличение

253


расхода рабочей жидкости в рабочей полости на режимах работы, близких к стоповому по сравнению с номинальным режимом. Увеличение расхода на этих режимах одновременно приводит к искажению треугольника скоростей на входе в насос. Вектор

относительной скорости направлен

на тыльную сторону

лопатки

с некоторым отрицательным углом

атаки — A ß y f l H . Это

приводит

к перераспределению статического давления по поверхности вход­ ного участка лопаток насоса. Давление на тыльной стороне воз­ растает, а на лицевой падает. Замер вектора абсолютной скоро­

сти

на входе

в насос

подтвердил

это

предположение.

 

 

 

 

 

 

ßL

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С

 

 

 

 

 

 

 

 

1,0

l/t

.

0

 

 

 

 

 

-1$

 

 

Наружный

0,2-С

ч

о,2

0,4

0.6

0,8

1

 

 

тор

 

L- -9

 

 

1

1

 

I

 

 

'Внутренний]

 

 

 

Средняя

линия о"

 

 

тор

 

 

—й

 

 

тока

 

15°'

 

 

Средняя линия

 

 

 

t

= 7iГС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

 

 

 

 

 

30°

 

 

L=0,75

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t=70"C

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а)

 

 

 

6)

 

 

 

 

 

Рис. 143. Изменение статического давления

на тыльной

стороне

лопатки

 

 

насоса

гидротрансформатора У3580ПА

 

 

 

 

На рис. 143, б приведены значения углов атаки, которые соот­

ветствуют замеренным величинам р н m l n .

Как

видно из рис. 143, б,

на

режимах,

близких

к

стоповому,

небольшие

отрицательные

углы атаки (в данном случае до 20°) приводят к улучшению обте­ кания входной кромки насоса с точки зрения кавитации.

Для турбины наиболее опасным в кавитационном отношении является сечение, близкое к выходным кромкам. Измерить стати­ ческое давление на вращающейся турбине сложно, поэтому при исследовании кавитационных качеств турбины можно измерять статическое давление за турбиной в зазоре между ней и реактором. Статическое давление в этом зазоре будет отличаться от давления на выходных кромках турбины на величину, обусловленную стеснением потока, которое в первом приближении можно не учи­ тывать.

На рис. 144 показаны результаты замера статического давле­ ния по средней струйке за турбиной гидротрансформаторов У358011А и У358015. Эти данные показывают, что статическое давление за турбиной во всем исследуемом диапазоне і — поло­ жительное Т > 0 ) , причем к стоповому режиму величина р г возрастает, т. е. увеличивается кавитационный запас турбины.

254


Таким образом, исключается возможность возникновения кавита­ ции в турбине.

Особенностью работы реактора является постоянное измене­ ние в широких пределах угла входа в него потока рабочей жидко­ сти при изменении режима работы гидротрансформатора. При углах входа в колесо, отличающихся от расчетных, возможен отрыв потока от входных кромок с последующим прилипанием его в некоторой точке поверхности лопаток. В отрывной зоне основной поток сжимается. За счет этого скорость рабочей жидко­

сти возрастает,

а

статическое давление

падает.

Следовательно,

и в реакторе может иметь

место

зона

пониженного

давления.

На

рис. 145, а показана

эпюра

 

 

 

 

 

распределения статического давле­

 

 

 

 

 

ния по средней

струйке

тыльной

 

 

PUm

 

 

стороны лопатки

реактора

гидро­

 

 

40

У35 80U

трансформатора

У3580ПА.

Ана­

 

 

 

'

1 1

лиз кривых показывает, что на

 

 

 

// 7ZQffl11A

 

 

 

 

 

входном

участке

лопатки

реак­

 

 

20

 

 

тора в зависимости от режима

 

 

 

 

работы і имеет место искажение

 

 

 

 

 

эпюры

распределения

 

статиче­

 

 

 

 

 

ского

давления

 

по

сравнению

-0,6-0.4 -0,2 0

0.2 0Л

0,6 0,8 tfi с

с эпюрой,

соответствующей

обте­

 

 

 

 

 

канию

лопатки

на

расчетном ре­

Рис.

144.

Изменение

статического

жиме

без

угла

атаки

=

0,75).

давления

за турбиной

по средней

С увеличением угла атаки, что со­

 

 

линии тока

ответствует перемещению

режима

 

 

 

 

 

работы гидротрансформатора к стоповому, на входном участке лопатки с тыльной стороны образуется зона с пониженным давле­

нием ( p P m l n

< 0).

Причем,

чем больше угол атаки, тем ниже па­

дает статическое

давление

в

этой зоне.

Такая закономерность

наблюдалась и для

гидротрансформатора

У358015.

На рис. 145, б показаны

кривые изменения минимального ста­

тического

давления

рр т 1 й

в

реакторе

гидротрансформаторов

У3580ПА и У358015 в зависимости от режима работы і. Давле­ ние ррш і п для каждой линии тока определялось по минимальному давлению эпюры распределения давления на тыльной стороне лопатки реактора. Сравнивая результаты исследования минималь­ ного статического давления в колесах, можно заметить, что на

режимах малых

передаточных

отношений и режимах противовра-

щения

реактор

исследуемых

гидротрансформаторов

находится

в

худших

условиях

в кавитационном отношении по

сравнению

с другими

рабочими

колесами.

 

 

На

рис. 146 показана кавитационная характеристика гидро­

трансформатора

У358015, снятая на стоповом режиме

при пг =

=

1800 об/мин.

Начало кавитации на кавитационной

характери­

стике

отмечено

стрелкой. Для этого момента, соответствующего

началу

кавитации р п

= р п к р ,

характерна стабилизация

минималь-

255


ного статического давления в реакторе (по наружному тору), при достижении критического давления начала кавитации неза­

висимо от понижения давления подпитки рп. Однако

 

при

этом,

как видно

из рис. 146, не на­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

блюдается

изменения

коэффи­

 

 

nu'.

1V

 

 

 

 

 

циента

трансформации

Д'0 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г

-0 2

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-r\

-1

 

 

2 So,4

i

8

aptt lis ^>—yy*

 

 

Внутренний

 

/

 

 

i /

 

6

 

 

 

 

 

/ a**

 

 

' / /

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

#Уy

 

i

 

t

r

-

 

 

 

 

 

 

О

- m

 

/

 

 

 

 

 

 

'

Q

 

 

 

 

 

 

2

 

 

Y

/

 

 

 

 

 

> -

/

/

 

 

О

 

 

 

 

На/,іужныи

 

 

 

 

 

 

 

-12.

 

 

 

 

-2

t--—~Ь,25/

0,5

0,75

^^l/l0

m > - \

 

y

 

 

 

 

 

-4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

• - 1 fi­

 

 

 

 

 

-6

 

 

 

 

 

 

 

 

lls

 

 

 

 

 

 

 

 

 

a)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5)

 

 

 

 

 

Рис.

145.

Изменение статического

давления

по тыльной стороне

лопатки

 

 

 

 

 

 

реактора:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

—гидротрансформатор

У358015;

гидротрансформатор

 

У358011А

Явление,

при котором

начавшаяся

кавитация

не

 

приводит

к искажению внешней характеристики, называют скрытой кави­

тацией. Уменьшение

коэффициента Ко наступает после дальней­

 

 

 

шего снижения давления рп,

ког­

 

 

 

да

кавитационная

область

значи­

 

 

 

тельно

расширит

свои

границы.

 

 

 

В

данном случае

(рис.

146)

это

 

 

 

происходит

приблизительно

в тот

 

 

 

момент,

 

когда критического

зна­

 

 

 

чения

 

достигает

 

минимальное

0,2 0,k Ofi

0,8

Рп-10~*Н/мг

статическое

давление

на

средней

 

 

 

струйке

лопатки

реактора

(р„ =

 

 

 

=

0,1

кгс/см2 ).

Резкое

падение

 

 

 

коэффициента К о

происходит

еще

 

 

 

при

более

глубоком

понижении

 

 

 

давления

рп,

в данном случае да­

 

 

 

же ниже

атмосферного рп

=

 

—0,4

 

 

 

(где

рп

— давление,

избыточное

 

 

 

над

атмосферным).

 

 

 

 

Рис. 146. Кавитационная

характери­

 

Из

литературных

источников

[6]

 

известны характеристики

гид­

стика гидротрансформатора

У358015

 

(п1= 1800 об/мин; і = 0;

/ = 7 0 ° С )

ротрансформаторов,

которые

по­

 

 

 

казывают,

как

изменяется

мо­

мент на валах или коэффициент трансформации в зависимости от давления подпитки. При этом часто рекомендуют завышенное значение рп для некоторых типов гидротрансформаторов (напри-

256