Файл: Петров И.К. Технологические измерения и приборы в пищевой промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 245

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При / 0 = 0

следовательно,

R\ (Rt

"Ь 2^?пр) — Rp Ra>

(207)

Rt

r> ~~ 2^?np •

(208)

Рис. 50.

Принципиальная

Рис.

51. Трехпроводная схе­

электрическая схема уравно­

ма

включения термометра

вешенного

моста постоянно­

сопротивления.

го тока.

Если считать, что температура

окружающей среды постоянна,

то

 

 

 

 

 

2R,пр : COnst.

 

 

 

В результате можно записать

выражение Rt в

общем

виде:

Rts=KRp

— Ki.

 

 

(209)

Таким образом, при изменении

Rt

мост

можно

уравновесить

изменением сопротивления реохорда

Rp.

 

 

 

В случаях, когда колебания температуры

окружающей

среды

велики и погрешности за счет изменения ^ р могут достигатьзначительной величины, применяется трехпроводная схема вклю­ чения ТС (рис. 51). При таком соединении сопротивление одного провода прибавляется к сопротивлению Rt, а сопротивление вто­ рого провода — к переменному сопротивлению Rp. Уравнение равновесия моста принимает вид:


Rt + RnP

=

(Яр + Япр) ~ •

(210)

 

 

« і

Ri=R2,

В случае симметричного моста, когда

Rt +

RnP

= Rp + Rnp-

(211)

Из уравнения (210) следует, что в трехпроводной схеме сопро­ тивление соединительных проводов не влияет на результаты из­ мерения.

Принципиальные схемы лабораторных и автоматических при­ боров мало отличаются друг от друга. В лабораторных — дви­ жок реохорда перемещается вручную, а в автоматических — с

Рис. 52. Структурная схема электронного автоматическо­ го моста.

помощью реверсивного двигателя, управляемого от измеритель­ ной схемы через электронный усилитель.

Питание измерительных схем автоматических мостов чаще осуществляется переменным током. Но так как решающее зна­ чение в них играют активные сопротивления, выведенные выше соотношения сохраняются.

Структурная схема электронного автоматического моста по­ казана на рис. 52. Она представляет собой уравновешенный мост, состоящий из постоянных сопротивлений Ru R2, R3, реохорда Rp с ползунком К и сопротивления Rx термометра сопротивления ТС. В одну диагональ моста подается напряжение переменного тока, равное 1,5 В, другая диагональ подключается к входу урав­ новешивающей системы, состоящей из электронного усилителя 1 и реверсивного электродвигателя (РД) 2, который через редук­ тор 3 связан с ползунком реохорда К и стрелкой прибора 4. При изменении температуры меняется сопротивление Rx, что выводит из равновесия мостовую схему. Появившееся в результате этого напряжение рассогласования усиливается усилителем и с по­ мощью реверсивного двигателя РД вызывает, перемещение пол­ зунка по реохорду к положению, обеспечивающему уравновеши-

вание мостовой схемы. Таким образом, положение ползунка К и связанной с ним стрелки прибора однозначно определяет величи­ ну сопротивления термометра и, следовательно, величину изме­ ряемой температуры.

Выпускается большая номенклатура автоматических уравно­ вешенных мостов в различных корпусах, одноточечные и много­ точечные, с сигнальными контактами и регулирующие, и все они широко применяются в отраслях пищевой промышленности: хле­ бопекарной, кондитерской, консервной, пиво-безалкогольной, ви­ нодельческой и др.

В автоматических мостах (как и в автоматических потенцио­ метрах) наиболее ненадежными элементами являются контакт­ ные реохорды, с помощью которых производится компенсация из­ меряемой величины — сопротивления термометра сопротивления или т . э . д . с . термопары. Вследствие износа и загрязнения прово­

да реохорда, а также

истирания его и контактного ролика требу­

ется их периодическая

проверка, чистка и смена. Кроме того, при

работе во влажной атмосфере и агрессивных средах контактный ролик и провод реохорда окисляются, что значительно сокраща­ ет срок их службы. Все это привело к разработке и использова­ нию в автоматических мостах и потенциометрах бесконтактных компенсирующих элементов. Приборы с такими элементами об­ ладают повышенной надежностью, а также более полно отвечают требованиям взрыво- и пожаробезопасное™.

В некоторых случаях в качестве бесконтактных компенсиру­ ющих элементов используются тензометрические датчики, вклю­ ченные в схему четырехплечего моста. При нарушении электри­ ческого равновесия моста реверсивный двигатель поворачивает специальную втулку с укрепленными на ней тензопроволоками до тех пор, пока напряжение разбаланса, вызванное изменением из­ меряемой величины, не будет скомпенсировано. Применяются кроме того, магнитные компенсаторы, выполненные в виде магнитопровода (статора) и поворачивающегося постоянного маг­ нита (ротора). Компенсирующая э. д. с , снимаемая с обмоток, охватывающих статор, связана соответствующими зависимостя­ ми с углом поворота ротора, который вращается с помощью управляющего реверсивного двигателя. Известны также конструк­ ции с использованием элементов Холла, конденсаторных датчи­ ков, принципа силовой компенсации и т. п. Однако промышлен­ ное использование в настоящее время получили бесконтактные индукционные преобразователи.

Принципиальная схема автоматического безреохордного мос­ та и схема бесконтактного индукционного преобразователя при­ ведены на рис. 53.

Мост (рис. 53,а), работающий в комплекте с термометром со­ противления Rt, действует следующим образом: при изменении сопротивления Rt в диагонали моста появляется разность потен­ циалов Ux, пропорциональная изменению измеряемой темпера-


туры. Эта разность потенциалов уравновешивается напряжением Uk, снимаемым с измерительной обмотки индукционного преоб­ разователя. При неравенстве этих напряжений их разность AU=UX—Uk подается на усилитель, на выходе которого вклю­ чен реверсивный двигатель РД, управляющий перемещением подвижного магнитопровода преобразователя.

Рис. 53.

Принципиальная схема автоматического безреохордного моста (а)

и схема

бесконтактного индукционного преобразователя (б).

Реверсивный двигатель перемещает магнитопровод до тех пор, пока Uх и Uk не будут уравновешены. Таким образом, каж­ дому значению 0Х соответствует определенное положение маг­ нитопровода, а следовательно, и указателя прибора.

Преобразователь (рис. 53, б) представляет собой плату 2 из изоляционного материала, на которой расположены первичная 3 и вторичная 1 обмотки. Обе обмотки охвачены магнитопроводом 4, который может перемещаться вдоль преобразователя. Так как вторичная обмотка / выполнена в виде двух треугольников (восьмерки), то при перемещении магнитопровода 4 выходная

Э. Д. С. И з м е н я е т с я ОТ — ^ к . т а х Д 0 + ^ к . т а х - При ЭТОМ работа Пре-

образователя происходит следующим образом. Напряжение U по­ даваемое в обмотку возбуждения 3, создает магнитное поле, ко­ торое (без магнитопровода 4) можно принять равномерным. Это поле индуцирует в обмотке / начальную э. д. с. Наличие магнито­ провода приводит к местному изменению магнитного напряже­ ния, которое будет максимальным в зазоре между его плоскостя­ ми. При перемещении магнитопровода вдоль оси 0—0 происходит изменение потокосцепления обмотки /, а следовательно и сни­ маемой с нее э. д. с.

В настоящее время выпускаются автоматические безреохордные самопишущие мосты для контроля температуры в грузовых помещениях рефрижераторных поездов и секций (тип СПЛ — 160—0,25), обеспечивающие измерение с погрешностью ± 0 , 5 % .



Динамические свойства автоматических электронных мостов могут быть охарактеризованы теми же передаточными функция­ м и — уравнения (197) и (198), что и электронные потенцио­ метры.

Неуравновешенные мосты. Неуравновешенные мосты дают возможность непосредственно отсчитывать температуру по пока­ занию измерительного прибора, вклю­ ченного в диагональ моста. На рис. 54 приведена одна из схем неуравнове­ шенных мостов, состоящая из следую­ щих основных элементов: регулировоч­ ного сопротивления R; постоянных сопротивлений моста Ru R2, R3', сопро­ тивления милливольтметра RM; конт­ рольного сопротивления RK; переклю­ чателя П из положения К (контроль)

в положение И (измерение); термомет­ ра сопротивления Rt.

 

 

При

изменении

сопротивления

Rt,

 

 

когда переключатель П находится в

 

 

положении И,

через

милливольтметр

 

 

течет ток, сила которого прямо пропор­

 

 

циональна этому изменению:

 

 

 

 

 

=

RjRt

R1R3

 

(212)

 

 

 

Uab

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 54. Принципиальная

где К — величина, равная (в

Ом3 )

 

электрическая схема

неурав­

 

 

 

 

 

 

 

новешенного моста.

 

Ям (Ri +

Rt) (R2 + Rs)

+

R2R3 (Ri

+ Rt)

+

 

 

 

+

RiRt(R2

 

+ Rs)-

 

(213)

Из уравнения

(212)

видно, что

сила

тока,

протекающего

че­

рез милливольтметр, прямо пропорциональна напряжению пита­

ния

Uag, следовательно, ток надо поддерживать постоянным, для

чего

служит регулировочное сопротивление Rp.

Для

контроля

Uав

имеется контрольное сопротивление RK,

выполненное из

манганина. Величина RK выбирается так, чтобы при его

включе­

нии стрелка прибора устанавливалась на отметке 2/3 длины шка­ лы. Неуравновешенные мосты используются чаще как лаборатор­ ные приборы, а также в схемах некоторых измерительных уст­ ройств, например газоанализаторов.

Логометры. Подвижная система логометра (рис. 55) состоит из двух жестко скрепленных между собой рамок Ri и R2 распо­ ложенных под некоторым углом друг к другу и помещенных в зазор между полюсными наконечниками постоянного магнита и сердечником. Угол поворота рамок является функцией отноше­ ния сил тока в них:

ф: ' (т) •

<214>