ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 242
Скачиваний: 10
м ож но |
принять |
и |
радиус, периметр и |
т. п .). Разум еется, |
что |
численное значе |
||||
ние Re |
зависит |
от |
того, какой именно |
парам етр |
принят в |
качестве L.С равни |
||||
вать м ож но лиш ь числа Re, составленны е одинаковы м образом . |
|
|||||||||
Если сечение потока не круглое, |
то |
в |
качестве L часто |
принимаю т отно |
||||||
шение |
площ ади |
ш |
поперечного сечения |
к |
периметру соприкосновения потока |
|||||
с тверды ми стенками. Это отнош ение |
представляет собой |
линейную |
величину |
|||||||
и назы вается гидравлическимрадиусомсечения R — со/'/- |
|
|
|
|||||||
В |
частном |
случае, когда поперечное |
сечение круглое — R — ndP-IAnd= d/4, |
|||||||
т. е. d= AR. П оскольку R м ож но вычислить |
для сечения |
любой |
слож ной |
формы, то последнее соотнош ение форм ально распространяется и на сечения некруглой формы. В этом случае величина 4R назы вается гидравлическим
диаметром и обозначается d r. С ледовательно, для сечений некруглой |
формы |
|
число Re м ож ет бы ть составлено по гидравлическом у диам етру. |
|
|
О пределение критических чисел Рейнольдса, при которых |
происходит пе |
|
реход одного реж им а течения в другой, имеет исклю чительно |
важ ное |
значе |
ние. При указанном переходе резко меняется структура потока, распределение
скоростей, гидравлическое сопротивление, способность к |
переносу |
тепла |
и |
др. |
||||||||||||||||||||||||||
Х отя |
проблема |
перехода изучается уж е |
много |
лет, |
однако |
она |
ещ е |
далека |
от |
|||||||||||||||||||||
разреш ения. Н аиболее полно |
изучен |
переход |
для |
случая |
течения |
|
в |
трубах |
||||||||||||||||||||||
постоянной |
по |
длине |
площ ади |
сечения |
(особенно |
в |
к р у гл ы х ). П оэтом у |
о ста |
||||||||||||||||||||||
новимся подробнее на рассмотрении перехода |
реж им ов |
|
применительно |
к у к а |
||||||||||||||||||||||||||
занны м случаям . |
|
|
|
(р= |
|
|
|
Т= const) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
В |
заданны х условиях |
const, |
|
для |
потока |
данной |
ж и дко |
||||||||||||||||||||||
сти |
(ѵ = |
const) |
и |
известны х |
разм еров |
(dr = const) |
число |
Рейнольдса |
м ож ет |
|||||||||||||||||||||
изменяться за счет изменения скорости |
течения |
ѵ. Если |
в |
трубопроводе |
уве |
|||||||||||||||||||||||||
личивать скорость течения ѵ,начиная от нуля, то |
вначале |
будет |
наблю даться |
|||||||||||||||||||||||||||
лам инарны й режим . При некоторой |
скорости |
течения, |
|
назы ваем ой |
|
|
верхней |
|||||||||||||||||||||||
критической |
и обозначаемой |
(цкр) в, |
происходит |
полный |
переход |
ламинарного |
||||||||||||||||||||||||
реж им а |
в турбулентны й. Соответствую щ ее |
этой |
скорости |
|
число |
Рейнольдса |
||||||||||||||||||||||||
назы вается |
верхним критическим числом Рейнольдса и |
|
обозначается |
|
(R eKP) в |
|||||||||||||||||||||||||
(см. рис. 11). При |
Re > |
(R eBp) B наблю дается |
развиты й |
турбулентны й |
режим |
|||||||||||||||||||||||||
течения. Если от развитого турбулентного |
реж им а путем |
уменьш ения |
скоро |
|||||||||||||||||||||||||||
сти |
течения |
в трубопроводе |
идти к лам инарном у |
режиму, то |
переход |
произой |
||||||||||||||||||||||||
дет |
при |
скорости, |
меньшей |
(оир) в. Эта |
скорость |
назы вается |
нижней |
критиче |
||||||||||||||||||||||
ской скоростью |
и |
обозначается |
(икр) ». |
Ей |
соответствует нижнее критическое |
|||||||||||||||||||||||||
числоРейнольдса (R eKP) n. По опытам, |
выполненным О. Рейнольдсом на длин |
|||||||||||||||||||||||||||||
ной круглой трубе, оказалось, что |
(R eKP) H « 2200, |
a |
(R eKp) B = |
12000 ч- 13000. |
||||||||||||||||||||||||||
О днако |
последую щ ие |
многочисленные |
исследования |
показали, |
что |
|
величина |
|||||||||||||||||||||||
(R eKp) в сущ ественно |
зависит |
от целого |
ряда факторов, например, от условий |
|||||||||||||||||||||||||||
входа |
потока в |
трубу |
(вход |
м ож ет |
быть резким |
|
или |
|
плавным) |
|
и |
наличия |
||||||||||||||||||
в нем |
начальны х |
возмущ ений, |
определяем ы х |
условиями |
движ ения |
|
потока |
|||||||||||||||||||||||
перед входом в рассм атриваем ую трубу |
(или, как говорят, «историей потока»), |
|||||||||||||||||||||||||||||
В зависимости |
от |
указанны х |
ф акторов |
число |
(R e„p)„ |
м ож ет меняться в |
ш и |
|||||||||||||||||||||||
роких пределах. Так, путем особенно |
тщ ательного |
уменьш ения |
|
начальны х |
||||||||||||||||||||||||||
возмущ ений |
было |
достигнуто |
(R eKp) в = 40000 |
(61]. Ч ем |
хуж е |
условия входа |
||||||||||||||||||||||||
(наличие острых краев трубы и т. п.) или чем |
больш е возмущ ен поток на |
вхо |
||||||||||||||||||||||||||||
де, тем меньше при прочих равных условиях число |
(R eKp) B. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
В |
отличие |
от |
(Re,lp) в нижнее |
критическое |
число |
Рейнольдса |
сказы вается |
||||||||||||||||||||||
более |
стабильной |
величиной. Д л я |
круглоцилиндрических |
труб, |
например, |
чис |
||||||||||||||||||||||||
ло |
(R eKp) „, |
согласно |
многим |
опытам, |
составляет |
приблизительно |
2300. |
Эта |
||||||||||||||||||||||
величина не зависит ни от рода |
ж идкостей, |
ни от |
диам етра |
трубы, |
ни |
от |
ш е |
|||||||||||||||||||||||
роховатости |
ее |
стенок. |
Так, |
для |
воздуха, |
воды, |
м асла |
|
и |
других |
|
жидкостей |
||||||||||||||||||
(R eKp) и |
будет |
одинаковы м |
для |
данны х граничных |
условий. |
Л ю бые, |
|
даж е |
||||||||||||||||||||||
сильные, |
возмущ ения |
со |
временем |
затухаю т |
в |
потоке, если |
для |
него |
число |
Re |
||||||||||||||||||||
меньш е |
(R eKp)„. И так, |
чем |
неблагоприятнее условия |
входа |
и |
«история |
пото |
|||||||||||||||||||||||
ка», тем меньш е разница |
м еж ду |
(R eKp) п и (R eBP) B. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
В |
настоящ ее |
время |
установлено, |
что |
полный |
|
переход |
|
одного |
|
реж има |
||||||||||||||||||
в другой не происходит внезапно. Так, |
при |
увеличении |
скорости |
и |
приближ е |
|||||||||||||||||||||||||
нии |
Re потока |
к |
(R eBp) в сначала |
а |
отдельны х точках |
|
лам инарного |
|
потока |
|||||||||||||||||||||
появляю тся |
очаги |
турбулентности. |
|
Если исследовать |
при |
|
этом |
|
поведение |
37
К* -0 *„=/
1
^1
к„ =/
\____
|
Q '/ / / / / / / / / , |
|
1 |
|
|
|
Г7777Т77777------^ |
|
||||||||
|
|
1 |
|
|
|
|
||||||||||
|
Ламинарный |
|
1 |
|
|
|
Турбулентный |
|
|
|
||||||
|
|
режим |
|
|
1 |
|
|
|
|
режим |
|
|
|
|
||
|
течения |
|
|
|
|
|
|
течения |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
е*р)н |
|
|
№екр)ь |
|
|
|
|
|
||||
|
Рис.11.Сменарежимовтеченияжидкостей |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
скорости во времени в какой -либо точке потока, |
м ож но обнаруж ить, |
что ско |
||||||||||||||
рость в этой точке то остается стабильной, |
как в |
лам инарном потоке, |
то |
начи |
||||||||||||
нает |
пульсировать, как |
в |
турбулентном |
потоке. Т акое |
ж е чередование |
р еж и |
||||||||||
мов |
во времени |
имеет |
место и при |
обратном переходе |
турбулентного |
реж им а |
||||||||||
в лам инарны й, |
т. е. при приближ ении Re |
к |
(Re,<p)„ . С ледовательно, |
течение в |
||||||||||||
момент перехода носит перем еж аю щ ийся |
характер. Количественной |
характерн |
||||||||||||||
стикой такого |
течения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ых |
ра в |
||||
является коэффициент перемежаемости kn—— |
|
|||||||||||||||
ный |
отнош ению |
времени |
Гт сущ ествования |
турбулентности ко |
всему |
периоду |
||||||||||
наблю дения Т. Коэффициенту £ п = 0 соответствует лам инарны й |
режим, а коэф |
|||||||||||||||
фициенту |
k„= 1 — турбулентны й. При 0 < |
Ап < |
1 |
течение является |
переме |
|||||||||||
ж аю щ им ся. Н а |
рис. 11 |
показаны границы |
появления перем еж аем ости (ш три |
|||||||||||||
ховые линии) |
и |
границы |
перехода (сплош ные линии). |
Число |
(Re,(p) п = 2 300 |
|||||||||||
получено |
для |
течения |
ж идкости в |
круглоцилиндрических трубах. Д л я |
сходя |
|||||||||||
щ ихся и расходящ ихся участков труб оно будет уж е другим . |
|
|
|
|
||||||||||||
|
Н а сходящ ем ся участке течение |
несж имаемой |
ж идкости ускоренное |
и спо |
||||||||||||
собность к завихрению потока меньше, чем |
на цилиндрическом участке трубы . |
|||||||||||||||
П оэтом у |
на |
сходящ ем ся |
участке |
лам инарное течение |
более |
устойчиво |
и пе |
|||||||||
реход к турбулентном у |
реж им у происходит при |
больш их значениях |
критиче |
|||||||||||||
ских |
чисел Рейнольдса. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Н а расходящ ем ся участке движ ение |
несж имаемой |
ж идкости замедленное, |
|||||||||||||
способность к |
завихрению |
оказы вается большей, |
чем при движ ении |
в |
кругло- |
|||||||||||
цилиндрической |
трубе. П оэтом у лам инарны й реж им |
в |
расходящ ихся |
потоках |
||||||||||||
менее устойчив |
и переход |
к турбулентному |
реж им у |
наступает |
в них при мень |
ших числах Рейнольдса.
2.Основые уравнения для потока сплошной легкоподвижной среды
К инематические |
характеристики |
и модели потоков. П оток |
сплош ной |
лег |
|||||||||
коподвиж ной |
среды |
характеризуется |
рядом |
физических парам етров |
(давле |
||||||||
нием, скоростью , температурой, плотностью , вязкостью и др .). |
В общ ем |
слу |
|||||||||||
чае эти парам етры по тем или иным |
причинам |
меняю тся |
от |
течки |
к |
точке |
|||||||
потока. П оэтом у следует |
говорить о |
полях указан ны х физических парам етров |
|||||||||||
(например, поле скоростей, давлений, тем ператур |
и т. д .). |
|
|
|
|
|
|||||||
Д л я |
данного потока |
поля физических парам етров |
не |
являю тся |
произ |
||||||||
вольными, независящ им и |
одно от другого. Они |
связаны |
м еж ду |
собой |
опреде |
||||||||
ленными |
соотнош ениями, |
следую щ ими |
из |
таких ф ундам ентальны х |
законов |
||||||||
природы, |
к ак |
закон |
сохранения массы, |
законы |
изменения |
количества |
дви ж е |
||||||
ния и момента |
количества |
движ ения, |
первый и второй законы термодинамики. |
||||||||||
П рим еняя |
эти законы |
к потоку |
легкоподвиж ной сплош ной |
среды, |
мож но |
||||||||
получить |
основные |
уравнения, которые |
использую тся |
для |
реш ения |
задач |
38
движ ения |
такой |
среды. |
Реш ение |
этих |
уравнений |
в общ ем случае, |
когда |
пере |
||||||||||||||||||||
менными |
являю тся |
все |
физические |
парам етры , |
|
представляется |
затруднитель |
|||||||||||||||||||||
ным. П оэтом у |
при |
решении |
практических |
задач |
стрем ятся ввести |
различные |
||||||||||||||||||||||
упрощ ения. Так, |
|
например, |
при |
течении |
капельной |
ж идкости, |
если |
не |
проис |
|||||||||||||||||||
ходит ее |
нагрев |
|
или охлаж дения, |
тем пературу, |
|
плотность и |
вязкость |
можно |
||||||||||||||||||||
считать постоянными во всех точках |
потока. Д л я такого |
изотермического о д |
||||||||||||||||||||||||||
нородного |
потока |
|
несж имаемой |
ж идкости |
рассм атриваю тся лиш ь |
поля |
скоро |
|||||||||||||||||||||
стей |
и давлений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Течение сж им аемой среды, |
|
т. е. газа, |
в |
элем ентах |
струпной |
автом атики |
||||||||||||||||||||||
часто происходит в условиях, когда |
либо |
|
тем пературу |
|
газа |
мож но принять |
||||||||||||||||||||||
постоянной, либо |
мож но считать, что |
теплообмена |
с окруж аю щ ей |
средой не |
||||||||||||||||||||||||
происходит. В соответствии с этими |
допущ ениями течение |
газа |
рассм атривает |
|||||||||||||||||||||||||
ся как изотермическое или как адиабатическое. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
С ледует отметить, |
что если |
нет сущ ественного |
подвода или |
отвода |
тепла |
|||||||||||||||||||||||
от потока газа, то плотность его в |
соответствии |
|
с уравнением |
(9) |
будет |
за в и |
||||||||||||||||||||||
сеть |
от давления, |
|
которое, |
в свою |
очередь, |
связано |
со |
скоростью |
потока. |
|||||||||||||||||||
П оэтому, |
если |
скорость |
газа |
невелика, |
то ее |
изменение по |
потоку |
мало |
влияет |
|||||||||||||||||||
на величину давления, а следовательно, и на плотность газа. |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
При относительно небольш их величинах |
скоростей |
течение |
газа |
без |
под |
|||||||||||||||||||||||
вода |
или |
отвода |
тепла |
практически |
не |
отличается |
от |
течения |
несж имаемой |
|||||||||||||||||||
ж идкости. Так, |
например, если |
скорость |
потока |
воздуха |
не превыш ает |
70 м/с, |
||||||||||||||||||||||
то его мож но |
рассм атривать как поток |
несж имаемой |
ж идкости. В |
элементах |
||||||||||||||||||||||||
струйной |
автом атики, работаю щ их |
в диапазоне |
|
низких |
|
давлений, |
скорости |
|||||||||||||||||||||
течения газа относительно невелики и |
его |
сж им аемостью |
часто |
мож но |
прене |
|||||||||||||||||||||||
бречь. О днако |
в |
отдельны х |
случаях |
(например, |
|
в сверхзвуковы х |
диодах, |
вих |
||||||||||||||||||||
ревых и других |
элементах, |
работаю щ их |
на |
высоких |
давлениях |
питания) |
ско |
|||||||||||||||||||||
рости течения газа и их изменение |
в |
пределах элементов |
оказы ваю тся |
значи |
||||||||||||||||||||||||
тельными. |
Разум еется, |
в таких |
случаях |
приходится |
учиты вать |
сж им аемость |
||||||||||||||||||||||
газа. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В дальнейш ем |
излож ении |
под |
несж имаемой ж идкостью мы |
|
будем |
пони |
||||||||||||||||||||||
м ать |
капельны е |
ж идкости и газы |
в условиях, |
когда |
в |
различных |
точках |
пото |
||||||||||||||||||||
ка не |
происходит |
сущ ественного |
изменения |
|
их плотности. С ж им аем ой |
ж и дко |
||||||||||||||||||||||
стью |
будем назы вать газ в условиях, |
когда |
|
его |
плотность |
в различных |
точках |
|||||||||||||||||||||
потока значительно отличается. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
М етоды описания потоков |
и их |
основные |
кинематические |
характеристики. |
||||||||||||||||||||||||
При |
рассмотрении |
течения |
как |
несж имаемой, |
так |
и |
сж им аемой |
ж идкости |
первоочередной интерес представляет определение поля таких кинематических характеристик потока, как поля скорости и ускорения. По этим полям могут
быть определены |
поля и других |
парам етров. |
|
Различаю т |
два |
аналитических |
|||||||||||||||||
м етода |
описания |
кинематических |
характеристик |
потока — м етод |
Л агр ан ж а и |
||||||||||||||||||
м етод |
Эйлера. С ледуя методу Л агр ан ж а, |
в начальны й |
момент |
|
времени |
ф ик |
|||||||||||||||||
сирую т координаты |
интересую щ их |
частиц |
ж идкости |
и |
затем |
рассм атриваю т |
|||||||||||||||||
их движ ение во |
времени. М етод |
|
Л агр ан ж а |
позволяет, |
следовательно, |
уста |
|||||||||||||||||
новить |
траектории |
фиксированны х |
частиц. М етод |
Э йлера |
состоит |
в |
том, что |
||||||||||||||||
в пространстве |
вы деляю тся |
интересую щ ие |
точки |
и |
исследуется |
изменение |
|||||||||||||||||
скоростей в этих точках в течение |
времени. М етод |
Э йлера |
позволяет |
вы разить |
|||||||||||||||||||
скорости в различны х точках потока |
вне зависимости |
от |
того, |
какие |
частицы |
||||||||||||||||||
ж идкости через |
них проходят. М етод |
Э йлера |
значительно |
больш е |
приспособ |
||||||||||||||||||
лен к специфике гидроаэром еханических задач, |
кроме того, |
он |
сущ ественно |
||||||||||||||||||||
прощ е |
м етода |
Л агр ан ж а . В |
связи |
|
с этим |
метод |
Э йлера |
получил |
преимущ ест |
||||||||||||||
венное применение в гидроаэром еханике. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
При рассмотрении движ ения ж идкости |
обычно использую т прямоугольную |
||||||||||||||||||||||
систему координат. При этом оси |
координат обозначаю т |
OX, OY и |
OZ, а |
про |
|||||||||||||||||||
екции |
скорости |
их,иу,uzили и,и,W. И ногда |
оси |
координат |
обозначаю т |
ОХі, |
|||||||||||||||||
ОХо и ОХз, |
а |
компоненты скорости |
и,,и2и «3. Д л я упрощ ения |
записи основ |
|||||||||||||||||||
ных уравнений |
|
использую т |
тензорны е |
индексные |
обозначения. |
Так, |
наим ено |
||||||||||||||||
вания |
трех |
осей |
|
координат |
сокращ енно м ож ет |
быть |
записано |
в |
форме |
ОЛ',-. |
|||||||||||||
а проекции |
скорости |
щ,где іпринимает значения |
1, 2 и 3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
Если сохранить обозначения осей О/У, OY и |
OZ, то |
сокращ енно их наим е |
|||||||||||||||||||||
нования мож но записать в форме |
Оі (где под іпонимается |
наименование |
оси). |
39
О чевидно i= X, У |
и Z. Компоненты скорости их, иу и и- запиш утся |
|
н, (і = |
л-, у, z). |
|
С |
ледуя м етоду |
Эйлера, вы разим проекции скорости в произвольной точ |
ке потока на оси прямоугольной системы координат:
«; = Ui(t, х , у, г).
Проекции ускорения могут быть записаны в виде |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
йщ |
du; |
|
|
|
|
|
dui |
|
|
ди-с |
|
|
|
||||
|
|
|
ht |
|
dt |
(t,X |
У’ 2) = hi + |
Uj |
|
h i |
|
|
(15) |
|||||||
где |
/ — обегаю щ ий |
индекс, |
принимаю щ ий |
при |
данном |
|
іпоследовательно |
зн а |
||||||||||||
чения а', |
у и г. Н аличие |
в отдельном |
вы раж ении |
повторяю щ егося |
индекса |
|||||||||||||||
означает |
суммирование |
по |
этом у |
индексу. Так, |
например, |
проекция ускорения |
||||||||||||||
на ось I = Xзапиш ется: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
dux |
dux |
|
dux |
|
|
âux |
|
|
dux |
|
|
|
|||||
|
|
|
dt |
dt + |
ux |
dx + üy |
ây + «г |
dz |
|
|
|
|||||||||
|
И з уравнения |
(15) |
следует, что |
ускорение |
в |
точке |
|
потока ж идкости скл а |
||||||||||||
ды вается |
из |
двух |
частей. |
П ервая |
д у |
|
характеризует |
изменение |
скорости |
|||||||||||
— |
|
|||||||||||||||||||
в данной точке во времени и |
назы вается |
локальным |
ускорением. |
В торая |
||||||||||||||||
ди; |
характеризует |
изменение |
скорости |
в пространстве, т. е. при переходе |
||||||||||||||||
Uj— |
||||||||||||||||||||
от данной точки к соседним и |
назы вается |
конвективным ускорением. Если |
п а |
|||||||||||||||||
раметры потока (и в первую |
очередь скорость) |
не |
меняю тся во |
времени, |
т а |
|||||||||||||||
кой |
поток назы вается |
установившимся или стационарным. Д л я |
установивш е |
|||||||||||||||||
гося |
потока |
локальное |
ускорение |
равно |
нулю. |
Если |
ж е |
парам етры |
потока |
|||||||||||
изменяю тся |
с течением |
времени, |
такой |
поток |
будет |
неустановившимся (неста |
||||||||||||||
ционарным). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
і) и |
|
|
|
|||
|
Конвективное |
ускорение вклю чает |
одноименные |
(/ = |
разноименны е |
|||||||||||||||
(у ф і) |
|
|
ди; |
|
|
|
|
|
производная |
|
вы р аж ает |
скорость |
||||||||
прои зводны е — г— .О дн о и м ен н ая |
|
|||||||||||||||||||
удлинения отрезка |
|
о/ |
|
длины при |
его |
движ ении |
параллельно |
данной |
||||||||||||
единичной |
Рис. 12. OnpedeAeuue угловых скоростей вращения час тицOKuâKOCTU
40