Файл: Кубрак А.Д. Морские рыбные порты и их эксплуатация учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 161

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

работки, доставка грузов снабжения к судам также осуществляются, как правило, автомобильным транс­ портом.

Для выполнения этих работ порт должен распола­ гать сетью автодорог, погрузочно-разгрузочными фрон­ тами обработки автотранспорта, парком автомашин.

Автодороги порта можно разделить на подъездные, соединяющие порт с автодорожной сетью общего поль­ зования и другими предприятиями рыбной промышлен­ ности, и внутрипортовые — дороги, расположенные на территории порта. Внутрипортовые дороги предназначе­ ны для организованного движения по ним безрельсового транспорта (автомашин, авто- и электропогрузчиков, тя­ гачей и др.). Основными проездами в порту являются обычно одна-две магистральные автодороги шириной 6—9 м, которые располагаются почти параллельно бе­ реговой линии. От магистральных ответвляется сеть по­ перечных автодорог шириной 3,5—6 м, которые подходят к причальному фронту, складам. Портовые дороги име­ ют цементнобетонное или асфальтобетонное покрытие. Покрытия прикордонной полосы, переездов и открытых складских площадок выполняются из сборных железобе­ тонных плит.

Конструкция железнодорожных и подкрановых путей, не выступающих над уровнем портовой территории, поз­ воляет использовать прикордонную полосу для движения автотранспорта и погрузчиков.

Погрузочно-разгрузочные фронты автотранспорта представляют собой оперативные площадки, отводимые у причалов и складов для осуществления погрузки или разгрузки автомашин. Они должны создавать возмож­ ность обработки судов по прямому варианту.

В состав погрузочно-разгрузочного фронта автотранс­

порта на

причале входят

операционные

полосы

для

стоянки

и

маневрирования

машин под

погрузкой

или

разгрузкой,

площадки для

отстоя автомашин, скапли­

вающихся при возможных

технологических перерывах

в работе, проезды по краям операционных полос. Количество и типы автомашин, применяемых в рыб­

ных портах определяются родом перевозимых грузов, расстоянием перевозки, вариантом переработки грузов. Для перевозки штучных грузов используют чаще всего бортовые автомашины, навалочных — самосвалы. При

64


внутрилортовых перевозках мороженой рыбной продук­ ции в картонных ящиках используются обычные борто­ вые автомашины.

Отправка мороженой рыбной продукции автотранс­ портом на значительное расстояние за пределы порта (на рыбокомбинаты, холодильники) осуществляется спе­ циальными изотермическими автомашинами.

Рыбный порт имеет в своем составе парк грузовых автомобилей (автобазу) или использует автотранспорт специализированных транспортных организаций, обслу­ живающих рыбную промышленность. Вывоз рыбной про­ дукции на рыбокомбинаты может осуществляться изо­ термическими автомашинами, принадлежащими этим комбинатам.

ПОРТОВЫЙ ФЛОТ

Портовый флот — это совокупность разнооб­ разных плавучих средств, принимающих участие в экс­ плуатационной деятельности порта. В состав портового флота входят портовые буксиры; плавучие бункеровщики жидким топливом; водоналивные баржи; лоцманские, пассажирские и служебно-разъездные катера; баржи, плашкоуты и понтоны; нефтемусоросборщики и мусор­ ные баржи, пожарные суда, плавучие краны и др.

Портовые буксиры служат для проводки и швартов­ ки крупнотоннажного флота (плавбаз, транспортных рефрижераторов и др.), буксировки несамоходных плаву­ чих средств. Они могут быть использованы в пределах акватории порта на спасательных операциях, на туше­ нии пожара.

По мощности портовые буксиры подразделяют на буксиры малой мощности (300—400 л. с.), средней мощ­ ности (500—600 л. с.), повышенной мощности (1000— 1200 л. с.), большой мощности (2000—2500 л. с.).

В замерзающих портах в состав портового флота вхо­ дят ледоколы, которые служат для проведения судов во льду в пределах порта или для ввода и вывода их из порта.

Плавучие бункеровщики и водоналивные баржи пред­ назначены для подачи на суда, находящиеся под обра­ боткой, жидкого топлива и воды. Суда этого типа могут быть самоходными или несамоходными. Грузоподъем­

3 Зак. 626

65

ность плавучих бункеровщиков составляет 500—1200 т, водоналивных барж 400—500 т.

Лоцманские катера служат для доставки лоцманов на суда, заходяшие в порт.

Пассажирские служебные катера перевозят рабочих и служащих порта в районы, связь с которыми осуще­ ствляется водным путем.

Разъездные катера обслуживают поездки администра­ тивно-технического и оперативного персонала порта; пе­ ревозят лиц, осуществляющих оформление прихода или отхода судов на рейде.

Самоходные и несамоходные сухогрузные баржи, плашкоуты и понтоны участвуют в грузовых операциях порта (обработка судов со второго борта, рейдовые пе­ регрузочные операции), осуществляют местные перевоз­ ки сухогрузов, материально-техническое снабжение судов.

Примерная грузоподъемность самоходных барж 150— 300 т, несамоходных 250—2500 т, плашкоутов и понто­ нов 50—150 т.

Нефтемусоросборщики используются для очистки по­ верхности акватории от нефтяной пленки и мусора, а му­ сорные баржи — для приема твердых отходов с судов.

Пожарные суда предназначены для тушения пожара на акватории порта и внешнем рейде, а также на здани­ ях, расположенных вблизи от уреза воды.

Плавучие краны являются техническимисредствами порта и предназначены для погрузки или выгрузки судов со второго борта, для перегрузки тяжеловесов.

Состав портового флота зависит от объема услуг, оказываемых портом судам рыбной промышленности, ти­ пов судов, базирующихся на данный порт, транспортных

связей порта, устройства и

расположения внешних

и внутренних элементов порта

и ряда других факторов.

ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

К вспомогательному оборудованию порта от­ носятся объекты, которые имеют подсобное производ­ ственное и обслуживающее значение: ремонтные ма­ стерские, служебные здания, устройства энергоснабже­ ния, связи и сигнализации; устройства водоснабжения, канализации и теплофикации и др.

66


Ремонтные мастерские осуществляют планово-преду­ предительный ремонт и повседневное техническое обслу­ живание перегрузочных машин и судов портового фло­ та; ремонт, изготовление и испытание грузозахватных приспособлений, такелажа и погрузочно-разгрузочного инвентаря; ремонт энергетических установок, средств связи; ремонт гидротехнических сооружений, зданий, до­ рожных покрытий.

К служебным зданиям относятся административно­ управленческие помещения (управление порта, служба капитана порта, управления грузовых районов, служба портового флота); бытовые помещения и пункты питания (помещения ожидания рабочих, гардеробные, душевые, умывальные, помещения для сушки, обогревания рабо­ чих, столовые); служебные помещения других организа­ ций, включаемые в комплекс порта (здравпункты, сани­ тарно-карантинные отделы санэпидстанций). В послед­ ние годы в рыбных портах служебные помещения грузовых районов блокируются в одном здании с быто­ выми помещениями для рабочих. Служебные помещения оборудуются соответствующими средствами связи и бы­ товыми устройствами для их нормальной работы. Быто­ вые помещения предусматривают для рабочих, занятых на погрузочно-разгрузочных работах, для береговых матросов службы капитана порта, для рабочих ремонт­ ных мастерских, гаражей и других подсобно-производ­ ственных объектов.

Устройства энергоснабжения, связи и сигнализации включают сети высокого и низкого напряжения, распре­ делительные устройства, трансформаторные подстанции, устройства наружного освещения, портовые АТС, радио­ трансляционные узлы, приемные и передающие радио­ станции, сеть телефонной, диспетчерской и специальной связи и сигнализации.

Порты получают электроэнергию от электростанций общегосударственного назначения. Для электроснабже­ ния кранов вдоль рельса кранов прокладывается под­ земный кабель, имеющий через каждые 30—40 м пита­ тельные колонки, через которые по гибкому кабелю

ккрану подается ток. Кабель наматывается на барабан

идает возможность крану перемещаться от одной ко­ лонки к другой. Краны являются основными потребите­ лями электроэнергии в порту. Часть электроэнергии рас­

3: 67

ходуется на освещение территории порта. Освещение обеспечивается прожекторами и светильниками различ­ ного типа, которые устанавливаются группами или в оди­ ночку на прожекторных мачтах, отдельных опорах, на зданиях и сооружениях порта. Внутренние помещения вагонов и судовых трюмов могут освещаться и перенос­ ными люстрами.

Система водоснабжения состоит из комплекса взаимо­ связанных сооружений и устройств, предназначенных для забора воды, подъема ее на высоту, очистки, хране­ ния запасов воды и подачи ее к месту потребления. Вода в порту расходуется на бункеровку добывающих, обра­ батывающих, приемо-транспортных судов и судов порто­ вого флота; санитарно-бытовые нужды; производство строительно-монтажных и ремонтных работ; противопо­ жарные цели и т. д. Источником водоснабжения портов служат водопроводные сети населенных пунктов или артезианские скважины.

Канализационная система порта включает инженер­ ные сооружения и коммуникации, предназначенные для приема и удаления за пределы портовой территории хо­ зяйственно-фекальных, производственных и атмосферных сточных вод. Своевременный и быстрый отвод поверх­ ностных вод с территории порта очень важен во избежа­ ние временного затопления территории, железнодорож­ ных путей, складов. Вертикальная планировка портовой территории должна предусматривать небольшой попе­ речный уклон в сторону моря.

ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Задачами технической эксплуатации перегру­ зочных машин являются:

максимальное использование производительности обо­ рудования;

увеличение долговечности машин; снижение эксплуатационных расходов на ремонт, за­

пасные части, материалы; обеспечение безопасной работы, ремонта перегрузоч­

ных машин и т. п.

Техническая эксплуатация включает мероприятия по приемке, пуску в эксплуатацию оборудования и техниче­

68


скому надзору за ним, техническому обслуживанию (уход, регулировка, смазка) оборудования, его планово­ предупредительному ремонту. Эти мероприятия прово­ дятся в соответствии с «Правилами технической экс­ плуатации перегрузочных машин в морских портах», Правилами Госгортехнадзора СССР, а для плавучих перегрузочных средств в соответствии с Правилами Регистра СССР.

Важнейшим техническим документом перегрузочной машины является паспорт, который содержит характери­ стику машины, данные по эксплуатации и ремонту, а также сведения о техническом освидетельствовании машины.

Детальные указания о порядке обслуживания, меро­ приятия по технике безопасности и другие отражаются в инструкции по технической эксплуатации данного ти­ па машины.

В процессе эксплуатации за перегрузочными машина­ ми ведется технический надзор (оперативный и периоди­ ческий) инженерно-техническими работниками порта, а в порядке дополнительного контроля за береговым оборудованием инспекцией Госгортехнадзора, а за пла­ вучим — Регистром СССР. Функции местного техниче­ ского надзора выполняют службы механизации портов. Для облегчения эксплуатации и надзора перегрузочное оборудование разделено на группы, за каждой из кото­ рых закреплен групповой механик (инженер), обеспе­ чивающий содержание машин в исправном техническом

состоянии.

-V ■

Правильная

техническая эксплуатация зданий и со­

оружений в сочетании с планово-предупредительной си­ стемой ремонта должна обеспечить безаварийную рабо­ ту зданий и сооружений в соответствии с их конструк­ цией и назначением, а также повышение срока их службы. На каждое портовое здание и сооружение после его постройки составляется технический паспорт, в ко­ тором описывается конструкция здания и все изменения, происшедшие в результате ремонта или реконструкции. Технический паспорт содержит также проектную и ис­ полнительную документацию, журнал осмотров, в кото­ рый вносятся результаты наблюдений, осмотров и обсле­ дований, акты профилактических осмотров и специаль­ ных обследований состояния здания и сооружения.

69


Ответственность за правильную эксплуатацию зданий и сооружений несут лица, пользующиеся ими в процессе выполнения перегрузочных работ (начальники грузовых районов, механических мастерских и т. д.).

Техническая эксплуатация систем электроснабжения, связи, водоснабжения, канализации, противопожарной охраны и т. д. должна проводиться в соответствии с дей­ ствующими правилами технической эксплуатации для промышленных предприятий, а также указаниями спе­ циализированных управлений по энергосистеме, водо­ снабжению, канализации, пожарной охране и т. п.

Руководство технической эксплуатацией портового оборудования осуществляет главный инженер рыбного порта через соответствующие подразделения.

Г л а в а V. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПЕРЕГРУЗКИ ГРУЗОВ В РЫБНОМ ПОРТУ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПЕРЕГРУЗКИ ГРУЗА

Основную производственную функцию рыбно­ го порта составляет деятельность, направленная на обработку судов, железнодорожных вагонов и других транспортных средств, например обработка судна вклю­ чает грузовые, вспомогательные, технические, санитарные и другие операции. При выполнении грузовых работ вы­ деляют операции, осуществление которых решает основ­ ное назначение перегрузочного процесса — изменение ме­ стоположения груза: захват (начальная операция), пере­

мещение (операция перемещения), укладка

(конечная

операция). Эти операции называют

технологическими,

а их совокупность — технологическим

процессом пере­

грузки груза.

 

 

Таким образом, технологический процесс перегрузки

грузов в порту — это взаимоувязанный и

регламенти­

рующий по времени и месту комплекс способов произ­ водства погрузочно-разгрузочных операций, выполняе­ мый в определенной последовательности в ходе обработ­

70

ки судов, железнодорожных вагонов и других транспорт­ ных средств.

Технологический процесс перегрузки определяет, какие последовательные действия совершаются с грузом, какие машины и грузозахватные приспособления при этом применяются, сколько рабочих и каких профессий участвуют в выполнении перегрузочного процесса, каким образом они расставлены, какие приемы работ ими применяются. Например, требуется выгрузить из судна в вагон мороженую рыбную продукцию. Согласно техно­ логии для этого необходимы портальный кран, поддоны, стропы, перегрузочный стол, 12 портовых рабочих, кото­ рые должны быть расставлены следующим образом: шесть человек в трюме, четыре в вагоне, один будет выполнять обязанности крановщика, а один — сигналь­ щика. Технологический процесс должен обеспечить:

обработку судов в сроки, предусмотренные графиком; сохранность грузов при их перегрузке и хранении

в порту; безопасность производства погрузочно-разгрузочных

работ; выполнение показателей по производительности тру­

да и снижению себестоимости грузовых работ; наиболее полное использование пропускной способ­

ности порта.

К вспомогательным операциям относятся контроль за количеством перегружаемого груза, его качеством; от­ крытие-закрытие грузовых люков и пр. Вспомогательные

операции (снабжение

судов водой,

топливом и т. д.)

совмещают по

возможности с технологическими и они

входят в технологию

грузовых работ как ее составные

и неразрывные

части.

Удельный вес

технологических

и вспомогательных операций в общем времени обработ­ ки судов в рыбных портах очень высок (в Калининград­ ском 0,42, в Клайпедском 0,47, в Таллинском 0,62).

Эффективность обслуживания судов в порту опреде­ ляется технологическим процессом: чем совершеннее технологический процесс, тем быстрее проводятся вы­ грузка судов и снабжение их в очередной рейс. В связи с этим постоянное совершенствование технологического процесса является важнейшей задачей инженерно-техни­ ческих работников и всего коллектива морского рыб­ ного порта.

71