Файл: Кубрак А.Д. Морские рыбные порты и их эксплуатация учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 161
Скачиваний: 1
работки, доставка грузов снабжения к судам также осуществляются, как правило, автомобильным транс портом.
Для выполнения этих работ порт должен распола гать сетью автодорог, погрузочно-разгрузочными фрон тами обработки автотранспорта, парком автомашин.
Автодороги порта можно разделить на подъездные, соединяющие порт с автодорожной сетью общего поль зования и другими предприятиями рыбной промышлен ности, и внутрипортовые — дороги, расположенные на территории порта. Внутрипортовые дороги предназначе ны для организованного движения по ним безрельсового транспорта (автомашин, авто- и электропогрузчиков, тя гачей и др.). Основными проездами в порту являются обычно одна-две магистральные автодороги шириной 6—9 м, которые располагаются почти параллельно бе реговой линии. От магистральных ответвляется сеть по перечных автодорог шириной 3,5—6 м, которые подходят к причальному фронту, складам. Портовые дороги име ют цементнобетонное или асфальтобетонное покрытие. Покрытия прикордонной полосы, переездов и открытых складских площадок выполняются из сборных железобе тонных плит.
Конструкция железнодорожных и подкрановых путей, не выступающих над уровнем портовой территории, поз воляет использовать прикордонную полосу для движения автотранспорта и погрузчиков.
Погрузочно-разгрузочные фронты автотранспорта представляют собой оперативные площадки, отводимые у причалов и складов для осуществления погрузки или разгрузки автомашин. Они должны создавать возмож ность обработки судов по прямому варианту.
В состав погрузочно-разгрузочного фронта автотранс
порта на |
причале входят |
операционные |
полосы |
для |
|
стоянки |
и |
маневрирования |
машин под |
погрузкой |
или |
разгрузкой, |
площадки для |
отстоя автомашин, скапли |
|||
вающихся при возможных |
технологических перерывах |
в работе, проезды по краям операционных полос. Количество и типы автомашин, применяемых в рыб
ных портах определяются родом перевозимых грузов, расстоянием перевозки, вариантом переработки грузов. Для перевозки штучных грузов используют чаще всего бортовые автомашины, навалочных — самосвалы. При
64
внутрилортовых перевозках мороженой рыбной продук ции в картонных ящиках используются обычные борто вые автомашины.
Отправка мороженой рыбной продукции автотранс портом на значительное расстояние за пределы порта (на рыбокомбинаты, холодильники) осуществляется спе циальными изотермическими автомашинами.
Рыбный порт имеет в своем составе парк грузовых автомобилей (автобазу) или использует автотранспорт специализированных транспортных организаций, обслу живающих рыбную промышленность. Вывоз рыбной про дукции на рыбокомбинаты может осуществляться изо термическими автомашинами, принадлежащими этим комбинатам.
ПОРТОВЫЙ ФЛОТ
Портовый флот — это совокупность разнооб разных плавучих средств, принимающих участие в экс плуатационной деятельности порта. В состав портового флота входят портовые буксиры; плавучие бункеровщики жидким топливом; водоналивные баржи; лоцманские, пассажирские и служебно-разъездные катера; баржи, плашкоуты и понтоны; нефтемусоросборщики и мусор ные баржи, пожарные суда, плавучие краны и др.
Портовые буксиры служат для проводки и швартов ки крупнотоннажного флота (плавбаз, транспортных рефрижераторов и др.), буксировки несамоходных плаву чих средств. Они могут быть использованы в пределах акватории порта на спасательных операциях, на туше нии пожара.
По мощности портовые буксиры подразделяют на буксиры малой мощности (300—400 л. с.), средней мощ ности (500—600 л. с.), повышенной мощности (1000— 1200 л. с.), большой мощности (2000—2500 л. с.).
В замерзающих портах в состав портового флота вхо дят ледоколы, которые служат для проведения судов во льду в пределах порта или для ввода и вывода их из порта.
Плавучие бункеровщики и водоналивные баржи пред назначены для подачи на суда, находящиеся под обра боткой, жидкого топлива и воды. Суда этого типа могут быть самоходными или несамоходными. Грузоподъем
3 Зак. 626 |
65 |
ность плавучих бункеровщиков составляет 500—1200 т, водоналивных барж 400—500 т.
Лоцманские катера служат для доставки лоцманов на суда, заходяшие в порт.
Пассажирские служебные катера перевозят рабочих и служащих порта в районы, связь с которыми осуще ствляется водным путем.
Разъездные катера обслуживают поездки администра тивно-технического и оперативного персонала порта; пе ревозят лиц, осуществляющих оформление прихода или отхода судов на рейде.
Самоходные и несамоходные сухогрузные баржи, плашкоуты и понтоны участвуют в грузовых операциях порта (обработка судов со второго борта, рейдовые пе регрузочные операции), осуществляют местные перевоз ки сухогрузов, материально-техническое снабжение судов.
Примерная грузоподъемность самоходных барж 150— 300 т, несамоходных 250—2500 т, плашкоутов и понто нов 50—150 т.
Нефтемусоросборщики используются для очистки по верхности акватории от нефтяной пленки и мусора, а му сорные баржи — для приема твердых отходов с судов.
Пожарные суда предназначены для тушения пожара на акватории порта и внешнем рейде, а также на здани ях, расположенных вблизи от уреза воды.
Плавучие краны являются техническимисредствами порта и предназначены для погрузки или выгрузки судов со второго борта, для перегрузки тяжеловесов.
Состав портового флота зависит от объема услуг, оказываемых портом судам рыбной промышленности, ти пов судов, базирующихся на данный порт, транспортных
связей порта, устройства и |
расположения внешних |
и внутренних элементов порта |
и ряда других факторов. |
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
К вспомогательному оборудованию порта от носятся объекты, которые имеют подсобное производ ственное и обслуживающее значение: ремонтные ма стерские, служебные здания, устройства энергоснабже ния, связи и сигнализации; устройства водоснабжения, канализации и теплофикации и др.
66
Ремонтные мастерские осуществляют планово-преду предительный ремонт и повседневное техническое обслу живание перегрузочных машин и судов портового фло та; ремонт, изготовление и испытание грузозахватных приспособлений, такелажа и погрузочно-разгрузочного инвентаря; ремонт энергетических установок, средств связи; ремонт гидротехнических сооружений, зданий, до рожных покрытий.
К служебным зданиям относятся административно управленческие помещения (управление порта, служба капитана порта, управления грузовых районов, служба портового флота); бытовые помещения и пункты питания (помещения ожидания рабочих, гардеробные, душевые, умывальные, помещения для сушки, обогревания рабо чих, столовые); служебные помещения других организа ций, включаемые в комплекс порта (здравпункты, сани тарно-карантинные отделы санэпидстанций). В послед ние годы в рыбных портах служебные помещения грузовых районов блокируются в одном здании с быто выми помещениями для рабочих. Служебные помещения оборудуются соответствующими средствами связи и бы товыми устройствами для их нормальной работы. Быто вые помещения предусматривают для рабочих, занятых на погрузочно-разгрузочных работах, для береговых матросов службы капитана порта, для рабочих ремонт ных мастерских, гаражей и других подсобно-производ ственных объектов.
Устройства энергоснабжения, связи и сигнализации включают сети высокого и низкого напряжения, распре делительные устройства, трансформаторные подстанции, устройства наружного освещения, портовые АТС, радио трансляционные узлы, приемные и передающие радио станции, сеть телефонной, диспетчерской и специальной связи и сигнализации.
Порты получают электроэнергию от электростанций общегосударственного назначения. Для электроснабже ния кранов вдоль рельса кранов прокладывается под земный кабель, имеющий через каждые 30—40 м пита тельные колонки, через которые по гибкому кабелю
ккрану подается ток. Кабель наматывается на барабан
идает возможность крану перемещаться от одной ко лонки к другой. Краны являются основными потребите лями электроэнергии в порту. Часть электроэнергии рас
3: 67
ходуется на освещение территории порта. Освещение обеспечивается прожекторами и светильниками различ ного типа, которые устанавливаются группами или в оди ночку на прожекторных мачтах, отдельных опорах, на зданиях и сооружениях порта. Внутренние помещения вагонов и судовых трюмов могут освещаться и перенос ными люстрами.
Система водоснабжения состоит из комплекса взаимо связанных сооружений и устройств, предназначенных для забора воды, подъема ее на высоту, очистки, хране ния запасов воды и подачи ее к месту потребления. Вода в порту расходуется на бункеровку добывающих, обра батывающих, приемо-транспортных судов и судов порто вого флота; санитарно-бытовые нужды; производство строительно-монтажных и ремонтных работ; противопо жарные цели и т. д. Источником водоснабжения портов служат водопроводные сети населенных пунктов или артезианские скважины.
Канализационная система порта включает инженер ные сооружения и коммуникации, предназначенные для приема и удаления за пределы портовой территории хо зяйственно-фекальных, производственных и атмосферных сточных вод. Своевременный и быстрый отвод поверх ностных вод с территории порта очень важен во избежа ние временного затопления территории, железнодорож ных путей, складов. Вертикальная планировка портовой территории должна предусматривать небольшой попе речный уклон в сторону моря.
ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Задачами технической эксплуатации перегру зочных машин являются:
максимальное использование производительности обо рудования;
увеличение долговечности машин; снижение эксплуатационных расходов на ремонт, за
пасные части, материалы; обеспечение безопасной работы, ремонта перегрузоч
ных машин и т. п.
Техническая эксплуатация включает мероприятия по приемке, пуску в эксплуатацию оборудования и техниче
68
скому надзору за ним, техническому обслуживанию (уход, регулировка, смазка) оборудования, его планово предупредительному ремонту. Эти мероприятия прово дятся в соответствии с «Правилами технической экс плуатации перегрузочных машин в морских портах», Правилами Госгортехнадзора СССР, а для плавучих перегрузочных средств в соответствии с Правилами Регистра СССР.
Важнейшим техническим документом перегрузочной машины является паспорт, который содержит характери стику машины, данные по эксплуатации и ремонту, а также сведения о техническом освидетельствовании машины.
Детальные указания о порядке обслуживания, меро приятия по технике безопасности и другие отражаются в инструкции по технической эксплуатации данного ти па машины.
В процессе эксплуатации за перегрузочными машина ми ведется технический надзор (оперативный и периоди ческий) инженерно-техническими работниками порта, а в порядке дополнительного контроля за береговым оборудованием инспекцией Госгортехнадзора, а за пла вучим — Регистром СССР. Функции местного техниче ского надзора выполняют службы механизации портов. Для облегчения эксплуатации и надзора перегрузочное оборудование разделено на группы, за каждой из кото рых закреплен групповой механик (инженер), обеспе чивающий содержание машин в исправном техническом
состоянии. |
-V ■ |
Правильная |
техническая эксплуатация зданий и со |
оружений в сочетании с планово-предупредительной си стемой ремонта должна обеспечить безаварийную рабо ту зданий и сооружений в соответствии с их конструк цией и назначением, а также повышение срока их службы. На каждое портовое здание и сооружение после его постройки составляется технический паспорт, в ко тором описывается конструкция здания и все изменения, происшедшие в результате ремонта или реконструкции. Технический паспорт содержит также проектную и ис полнительную документацию, журнал осмотров, в кото рый вносятся результаты наблюдений, осмотров и обсле дований, акты профилактических осмотров и специаль ных обследований состояния здания и сооружения.
69
Ответственность за правильную эксплуатацию зданий и сооружений несут лица, пользующиеся ими в процессе выполнения перегрузочных работ (начальники грузовых районов, механических мастерских и т. д.).
Техническая эксплуатация систем электроснабжения, связи, водоснабжения, канализации, противопожарной охраны и т. д. должна проводиться в соответствии с дей ствующими правилами технической эксплуатации для промышленных предприятий, а также указаниями спе циализированных управлений по энергосистеме, водо снабжению, канализации, пожарной охране и т. п.
Руководство технической эксплуатацией портового оборудования осуществляет главный инженер рыбного порта через соответствующие подразделения.
Г л а в а V. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПЕРЕГРУЗКИ ГРУЗОВ В РЫБНОМ ПОРТУ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПЕРЕГРУЗКИ ГРУЗА
Основную производственную функцию рыбно го порта составляет деятельность, направленная на обработку судов, железнодорожных вагонов и других транспортных средств, например обработка судна вклю чает грузовые, вспомогательные, технические, санитарные и другие операции. При выполнении грузовых работ вы деляют операции, осуществление которых решает основ ное назначение перегрузочного процесса — изменение ме стоположения груза: захват (начальная операция), пере
мещение (операция перемещения), укладка |
(конечная |
|
операция). Эти операции называют |
технологическими, |
|
а их совокупность — технологическим |
процессом пере |
|
грузки груза. |
|
|
Таким образом, технологический процесс перегрузки |
||
грузов в порту — это взаимоувязанный и |
регламенти |
рующий по времени и месту комплекс способов произ водства погрузочно-разгрузочных операций, выполняе мый в определенной последовательности в ходе обработ
70
ки судов, железнодорожных вагонов и других транспорт ных средств.
Технологический процесс перегрузки определяет, какие последовательные действия совершаются с грузом, какие машины и грузозахватные приспособления при этом применяются, сколько рабочих и каких профессий участвуют в выполнении перегрузочного процесса, каким образом они расставлены, какие приемы работ ими применяются. Например, требуется выгрузить из судна в вагон мороженую рыбную продукцию. Согласно техно логии для этого необходимы портальный кран, поддоны, стропы, перегрузочный стол, 12 портовых рабочих, кото рые должны быть расставлены следующим образом: шесть человек в трюме, четыре в вагоне, один будет выполнять обязанности крановщика, а один — сигналь щика. Технологический процесс должен обеспечить:
обработку судов в сроки, предусмотренные графиком; сохранность грузов при их перегрузке и хранении
в порту; безопасность производства погрузочно-разгрузочных
работ; выполнение показателей по производительности тру
да и снижению себестоимости грузовых работ; наиболее полное использование пропускной способ
ности порта.
К вспомогательным операциям относятся контроль за количеством перегружаемого груза, его качеством; от крытие-закрытие грузовых люков и пр. Вспомогательные
операции (снабжение |
судов водой, |
топливом и т. д.) |
|
совмещают по |
возможности с технологическими и они |
||
входят в технологию |
грузовых работ как ее составные |
||
и неразрывные |
части. |
Удельный вес |
технологических |
и вспомогательных операций в общем времени обработ ки судов в рыбных портах очень высок (в Калининград ском 0,42, в Клайпедском 0,47, в Таллинском 0,62).
Эффективность обслуживания судов в порту опреде ляется технологическим процессом: чем совершеннее технологический процесс, тем быстрее проводятся вы грузка судов и снабжение их в очередной рейс. В связи с этим постоянное совершенствование технологического процесса является важнейшей задачей инженерно-техни ческих работников и всего коллектива морского рыб ного порта.
71