Файл: Кубрак А.Д. Морские рыбные порты и их эксплуатация учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 1
ВАРИАНТЫ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ГРУЗОВЫХ РАБОТ
Перегрузочные работы осуществляются с целью изменить местоположение груза. В одних случаях груз передается с судна в вагон, в других — с судна на склад и т. д., т. е. перемещение груза осуществляется по различным вариантам. Вариантом называется перемеще ние груза с одного вида транспорта на другой, с транс порта на склад или в обратном направлении, с одного склада на другой или внутрискладское перемещение. Вариант обозначают двумя словами, из которых первое показывает начальное место расположения груза, а вто рое— конечное. Основные варианты, применяющиеся при осуществлении погрузочно-разгрузочных работ в рыбных портах, и их производственное назначение при ведены ниже.
Вариант |
Производственное назначение |
Судно — вагон |
Выгрузка груза из судна в вагон |
Вагон — судно |
Погрузка груза на судно из вагонов |
Судно — автомашина |
Выгрузка груза с судна на автотранс |
Автомашина — судно |
порт |
Погрузка груза на судно с автотранс |
|
Судно — судно |
порта |
Перегрузка груза с судна на судно |
|
Судно — склад |
Выгрузка груза с судна на склад |
Склад — судно |
Погрузка груза со склада на судно |
Вагон — склад |
Выгрузка груза из вагонов на склад |
Склад — вагон |
Погрузка груза со склада в вагоны |
Автомашина —склад |
Разгрузка груза с автотранспорта на |
Склад — автомашина |
склад |
Отгрузка груза со склада на автотранс |
|
Склад — склад |
порт |
Перемещение груза с одного склада на |
|
|
другой |
По характеру прохождения груза через порт вариан ты подразделяют на прямые и складские. Прямыми на зываются такие варианты, при которых груз перегру жается без оседания на портовой территории, т. е. непо средственно с подвижных средств одного вида транспор та в подвижные средства другого вида транспорта. К ним относятся первые пять вариантов, приведенных выше. Все остальные варианты являются складскими, так как погрузка-разгрузка судов в этом случае связа на с размещением грузов в складах порта.
72
Причины, вызывающие необходимость разгрузки гру зов на склад, могут быть различными: отсутствие же лезнодорожных вагонов или других видов транспорта в момент разгрузки судов, отсутствие разнарядок на рыбную продукцию, накопление грузов для снабжения судов (соль, промысловое вооружение, тара и т. д.).
Перегрузка грузов по прямым вариантам имеет боль шое народнохозяйственное значение: ускоряется до ставка грузов адресату; уменьшается количество пере валок грузов по порту, что положительно влияет на сохранность и качество грузов; уменьшается потребность в портовых рабочих и удешевляется перегрузочный про
цесс; уменьшается потребность |
в площадях портовых |
складов. |
настолько велико, что |
Значение прямых вариантов |
|
в крупных портах системы ММФ |
(Ленинградском, Одес |
ском, Рижском) созданы обменные парки вагонов. При этом железнодорожные вагоны, прибывающие в порт для дальнейшей отправки морем, не выгружают немед ленно, как это предусмотрено существующими правила ми, а зачисляют в обменный парк, где они находятся в ожидании постановки судна под погрузку. Практиче ски целесообразно, чтобы сроки ожидания выгрузки не превышали 8—10 суток, так как более длительная сто янка снижает эффективность прямого варианта за счет потерь от простоя вагонов.
Степень применения прямых вариантов на перегру зочных работах в порту характеризуется коэффициентом транзитности, который представляет собой отношение количества физических тонн, переработанных по прямым вариантам Qn к общему количеству физических тонн Q0.
Вариант работ показывает только направление пере мещения груза. Перемещение груза по тому или иному варианту может осуществляться различными способами, по различным перегрузочным процессам с разной тех нологией.
Более подробной характеристикой перегрузочного процесса является т е х н о л о г и ч е с к а я с хема , опре деляющая не только направление перемещения груза, но и количественный состав операций перегрузочного про
73
цесса, способ (ручной, механизированный) и последова тельность их выполнения, характер механизации каждой
из операций перегрузочного процесса |
(кран, |
погруз |
|||
чик и т. д.). |
схема обозначается |
наименованием |
|||
Технологическая |
|||||
операций |
и технических средств, |
участвующих |
в пере |
||
грузочном |
процессе, |
в порядке их |
последовательности. |
Так, технологическая схема судно — кран — погрузчик — склад означает, что груз выгружается из судна краном, передается на погрузчик, который перевозит его к скла ду и укладывает в штабель.
Перегрузка грузов по одному варианту может осу ществляться по различным технологическим схемам, на пример, при работе по варианту судно — вагон возможны
следующие |
технологические |
схемы: судно — кран — ва |
|
гон; судно |
(электропогрузчик)— кран — вагон; судно—■ |
||
судовая стрела — автомашина — вагон и др. |
|||
ОПЕРАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО |
ПРОЦЕССА |
||
Технологические |
операции |
выполняются на |
определенном рабочем месте. Под рабочим местом под
разумевается район действия (судно, |
вагон, склад и т. д.) |
и совокупность технических средств |
(перегрузочные ма |
шины, грузозахватные приспособления и т. п.), исполь зуемых портовыми рабочими для выполнения операции.
Основными операциями технологического процесса перегрузки являются судовая, вагонная, автотранспорт ная, складская, перемещения (кордонная, внутрипортовая), передаточная.
С у д о в а я о п е р а ц и я выполняется в грузовом по мещении судна, включающем трюм и один или несколь ко твиндеков. Технология судовой операции зависит во многом от размеров трюмов и люков, которые на судах рыбной промышленности изменяются в широких преде лах. Например, общая грузовместимость трюмов и твин деков промыслового судна (РТМ типа «Атлантик») — 1262 м3, размер грузовых люков 2,4X2,4 м, а размер лю
ков транспортного судна |
(ТР типа «Ветер») — 7,0X5,6 м, |
||||
грузовместимость — 8173 |
м3. |
С увеличением размеров |
|||
люков |
уменьшается, как |
правило, |
расстояние от ко |
||
мингса |
люка к переборкам |
и |
бортам, |
что способствует |
74
снижению трудоемкости судовой операции и сокращению ее продолжительности.
Последовательность выполнения судовой операции показана на следующих схемах:
при выгрузке: ФГ — АНП — ОП — З Г — А Н Г ,
при погрузке: АНГ — ОГ — З П — АНП — РГ,
где ФГ ■— формирование подъема груза; |
грузозахватным при |
АНП — активное наблюдение за порожним |
|
способлением; |
|
ОП — отцепка порожнего грузозахватного приспособления; |
|
З Г — зацепка груза; |
|
АНГ — активное наблюдение за грузом; |
|
ОГ — отцепка груза; |
приспособления; |
З П — зацепка порожнего грузозахватного |
|
Р Г — расформирование груза в трюме. |
|
В технологическом процессе перегрузки грузов в пор ту судовая операция остается до настоящего времени узким местом, а производительность при выполнении этой операции значительно ниже производительности при выполнении других операций, так как конструктивные особенности трюмов и твиндеков не дают возможности механизировать ее полностью. Для механизации судовой операции используют электропогрузчики, раздвижные транспортеры, трюмные тележки и другие простейшие приспособления.
В а г о н н а я о п е р а ц и я представляет |
собой сово |
купность действий по погрузке — разгрузке |
железнодо |
рожных вагонов. Технология вагонной операции опреде ляется типом подвижного состава. Крытые вагоны раз- гружаются-загружаются через двери, полувагоны и плат формы— через борт.
В морских рыбных портах загружается большое ко личество изотермических вагонов с механической систе мой охлаждения и вагонов-ледников, в которых отгру жается рыбная продукция.
Специальное перегрузочное оборудование в вагонах отсутствует, поэтому вагонная операция выполняется вручную или с использованием машин общего назначе ния (малогабаритные электропогрузчики, раздвижные транспортеры), а также специализированных (вагонопо грузочная машина «Боймер» и др.).
Количество, состав и последовательность выполнения элементов вагонной операции те же, что и выполнения
75
элементов судовой операции за исключением некоторых особенностей.
Активное наблюдение за порожним грузозахватным приспособлением и за грузом осуществляется из вагона, а элементы ФГ, РГ, ОП, ЗП, ОГ, ЗГ проводятся у две
рей крытого вагона |
(на переносном столе-рампе, на при |
|
чале) или в междверном пространстве. |
составляет |
|
Внутривагонное |
перемещение грузов |
|
в среднем 3,5 м для двухосного вагона и 7 |
м для четы |
|
рехосного. |
|
|
Практика показывает, что использование электропо грузчиков для погрузки изотермических вагонов позво ляет повысить производительность труда портовых рабо чих на 30—40%, сократить время обработки вагонов на 10—15%. Однако конструкция пола вагонов не всегда позволяет использовать электропогрузчики.
А в т о т р а н с п о р т н а я о п е р а ц и я заключается в загрузке-разгрузке автомашин. На технологию авто транспортной операции оказывают влияние род груза, тип автомашины, наличие специального перегрузочного оборудования. В перегрузочном процессе порта исполь зуются машины с открытым кузовом, предназначенные для перевозки различных грузов (промысловое воору жение, бочки, картонные ящики, рыбная мука в мешках, рыба соленая в бочках и т. д.), а также автомашины спе циальные (рефрижераторные, самосвалы, бензовозы), предназначенные для транспортировки мороженой рыб ной продукции, навалочных грузов, дизельного топлива, мазута и т. д.
Автотранспортная операция проводится вручную или с помощью кранов, погрузчиков, судовых стрел, транс портеров.
При пакетной или контейнерной перегрузке структу ра операции следующая:
При загрузке: АНГ — ОГ — АНП;
При разгрузке: АНП — З Г — АНГ.
Если загрузка-разгрузка автомашин осуществляется поштучно, то элементы операции выполняются в сле дующей последовательности:
при загрузке: АНГ — ОГ — З П — АНП — РГ;
при разгрузке: ФГ — АНП — ОП — З Г — АНГ.
76
Поштучная загрузка-разгрузка автомашин вызывает в большинстве случаев необходимость использования грузового стола или рампы для формирования-рас формирования груза, отцепки-зацепки подъема и порож него грузозахватного приспособления.
С к л а д с к а я о п е р а ц и я выполняется в крытых складах общего и специального назначения (холодильни ки и пр.), на открытых складских площадках и включает работы по приемке, сортировке и отправке грузов.
На склады грузы поступают, как правило, сформиро ванными в пакеты и уложенными на универсальные площадки (поддоны). Это позволяет значительно снизить трудоемкость и повысить интенсивность складской опера ции по сравнению с трудоемкостью и интенсивностью других операций технологического процесса. Наличие твердого настила и большая площадь складских поме щений позволяют использовать разнообразные машины для механизации всех элементов складской операции (погрузчики с различной конструкцией грузовой каретки, краны-штабелеукладчики и т. д.).
Структура складской операции и последовательность выполнения ее элементов совпадают со структурой и по следовательностью выполнения судовой и вагонной операций.
На складах выполняется ряд вспомогательных опера
ций (сортировка, |
затаривание, перевеска, маркировка |
груза). |
|
О п е р а ц и я |
п е р е м е щ е н и я представляет собой |
процесс перенесения груза с одного рабочего места на другое.
Одной из операций перемещения является кордонная, заключающаяся в перемещении груза через границу воды и суши, т. е. через причальную стенку (с судна на берег, с берега на судно). Кордонная операция состоит из вертикального и горизонтального, перемещения груза и выполняется кранами, судовыми стрелами, специаль ными перегрузочными установками (мостовыми перегру жателями и т. д.).
Другая операция перемещения — в н у т р и п о р т о - в а я, представляет собой транспортировку груза по тер ритории порта (от борта судна на склад или в обратном направлении, со склада в вагон и т. д.). Выполнение
77
внутрипортовой операции перемещения груза целесооб разно производить с помощью следующих транспортных средств:
Расстояние, м |
Транспортные средства |
До 200—400 . . . . |
электропогрузчики |
До 600—800 . . . . |
автопогрузчики |
Свыше 800 ............... |
тягачи с прицепами, |
|
автомашины |
Для успешного выполнения операций перемещения машины должны быть приспособленными не только для эффективной транспортировки, но и для механизирован ного захвата — укладки груза в начальном и конечном положении. Поэтому большую роль в выполнении опера ции играет применение разнообразных сменных грузо захватных приспособлений.
В общем виде элементы операции перемещения вы полняются в следующей последовательности:
З Г — Х Г — О Г — З П — Х П — о п ,
где Х Г , Х П — соответственно ход с грузом и порожнем (осталь ные обозначения прежние).
При использовании постоянно подвешенных грузо захватных приспособлений в структуре операции отсут ствуют элементы ЗП, ОП.
П е р е д а т о ч н а я |
о п е р а ц и я выполняется на сты |
ке смежных операций |
перемещения. Например, после |
подачи краном груза на причал (кордонная операция) необходимо передать груз электропогрузчику для даль нейшей транспортировки на склад (внутрипортовая). Особенностью операции является наличие в ее структуре двух групп аналогичных элементов отцепки-зацепки подъема, порожнего грузозахватного приспособления и активного наблюдения. Один раз эти элементы выпол няются при приеме груза от машины, подающей груз, второй раз — при захвате груза машиной, которая транс портирует его далее.
Передача груза может осуществляться с участием портовых рабочих (перецепщиков) и может быть меха низированной.
В ряде случаев передача груза осуществляется с пе реформированием подъема, что значительно повышает трудоемкость передаточной операции.
78