Файл: Кубрак А.Д. Морские рыбные порты и их эксплуатация учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 163

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НАТУРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОГРУЗОЧНОРАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

Деятельность морских рыбных портов оцени­ вается по ряду показателей, которые подразделяют на количественные, отражающие планируемый или факти­ чески выполненный объем погрузочно-разгрузочных ра­ бот в порту, и качественные, характеризующие уровень организации грузовых работ, степень и качество исполь­ зования технических средств и рабочей силы.

К основным количественным показателям погрузочноразгрузочных работ, выраженных в натуральных едини­ цах, относятся морской грузооборот, общий грузооборот, общий объем грузопереработки, объем переработки гру­ зов по прямому варианту.

М о р с к о й г р у з о о б о р о т рыбного порта выра­ жается количеством грузов, выгруженных из судов на берег и погруженных с берега на суда за определенный период времени (год, квартал, месяц, сутки), т. е. это количество груза, прошедшее через причальный фронт порта.

В своей повседневной практической деятельности мор­ ские рыбные порты осуществляют не только перевалку

грузов, поступивших в порт и

отправляемых из порта

на судах.

Они обрабатывают значительное количество

вагонов и

автомашин, причем

грузы, доставляемые

в порт и отправляемые из порта этими видами транс­ порта, зачастую не грузят на суда и не выгружают из судов, а отправляют непосредственно грузополучателям различными видами сухопутного транспорта. Это коли­ чество груза не входит в морской грузооборот, тем не менее оно должно найти отражение в общем объеме по­ грузочно-разгрузочных работ, поэтому объем переработ­

ки этих грузов принято суммировать с морским

грузо­

оборотом, а общую сумму называть о б щ и м

г р у з о ­

о б о р о т о м морского рыбного порта.

Таким образом, общий грузооборот включает: количество грузов, погружаемых на суда или выгру­

жаемых из судов у причалов порта, портопунктов, на рейде, а также у причалов клиентов 1 и сторонних орга-

1 Клиент порта — это предприятие или организация системы Ми­ нистерства рыбного хозяйства СССР; сторонняя организация'—пред­ приятие или организация, не входящая в его систему.

79



низаций силами и средствами порта, как собственными, так и привлеченными (морской грузооборот);

количество грузов, погруженных силами и средства­ ми порта в вагоны, автомашины или выгруженных из них на территории порта, а также на складах клиентов и сторонних организаций, если эти грузы не выгружа­ лись портом из судов и не предназначены для погрузки на суда.

Общий и морской грузооборот измеряются в физиче­ ских тоннах. Физическая тонна — это завершенный про­ цесс перегрузки одной тонны груза с момента прибытия в порт и до момента отправления из порта.

Грузооборот порта планируется и учитывается по но­ менклатуре грузов, характерной для рыбной промыш­ ленности. Номенклатуру грузов, перегружаемых в мор­ ских рыбных портах, подразделяют на три категории:

генеральные грузы, в том числе рыбная продукция, соль в таре, тара; навалочные грузы, в том числе соль; наливные грузы.

Грузооборот составляет производственную программу рыбного порта, в соответствии с которой порту должны планировать и рассчитывать численность портовых рабо­ чих, средства механизации, материально-техническое снабжение и финансы.

Одной из важнейших характеристик грузооборота морского рыбного порта является его неравномерность. Практика работы рыбных портов показывает, что грузы в течение года поступают неравномерно вследствие изме­ нения промысловых, метеорологических и других усло­ вий. Это отрицательно сказывается на производственной деятельности порта.

Степень неравномерности прохождения грузов по ме­ сяцам года оценивается коэффициентом месячной нерав­ номерности &мес, который представляет собой отношение грузооборота наиболее деятельного месяца к среднеме­ сячному грузообороту;

,

__Q мес. макс

=

Q мес. макс _

Фмес.

макс ^

>

,q.

*мес. — Г )

Г )

Г )

 

vy )

 

У нес. ср

 

Угод

Угод

 

 

t

где QMec. макс— грузооборот наиболее деятельного месяца; (Змее, ср— среднемесячный грузооборот;

Qtoa.— годовой грузооборот порта;

t — число рабочих месяцев в году.

80


Однако коэффициент месячной неравномерности по­ ступления грузов не отражает неравномерность работы порта по дням одного и того же месяца, возникающую вследствие изменения метеорологических условий или упущений в работе участников перегрузочного процесса: порта, судовладельца, органов сбыта, железной дороги (отсутствие разнорядок на рыбную продукцию, задерж­ ка с подачей железнодорожных вагонов, поломка пере­ грузочных машин и т. д.).

Суточная неравномерность работы порта в пределах месяца характеризуется коэффициентом суточной нерав­ номерности &Сут, который представляет собой отношение грузооборота наиболее деятельного дня в период самого напряженного по работе месяца к среднесуточному гру­ зообороту за тот же месяц

 

Qcут. макс

QcyT. макс

Qcyr. макс Я

0°)

Сут

QcyT. ср

Q mcc, макс

~0---------- .

Чгмес. макс

 

 

 

П

 

 

rAeQcyTiMaKC— грузооборот

наиболее деятельного дня в месяце;

QcyT. ср— среднесуточный грузооборот за наиболее

напря­

 

женный по работе месяц;

 

 

п — число рабочих дней в месяце.

 

Произведение kMeckcyT = й0бщ называют общим коэф­ фициентом неравномерности грузооборота.

Для устранения влияния суточной неравномерности грузооборота необходимо заблаговременно готовить при­ чалы, перегрузочное оборудование, склады к приходу су­ дов и приему грузов; скоординировать действия всех участников обработки судов; внедрять прогрессивные ме­ тоды организации и технологии грузовых работ и т. д.

Вместе с тем случайные пики не должны приниматься во внимание, ибо нецелесообразно, ориентируясь на них, рассчитывать работу порта, создавая излишние ре­ зервы.

В эксплуатационных расчетах можно использовать сглаженный коэффициент неравномерности, определяе­ мый по среднему грузообороту нескольких наиболее дея­ тельных месяцев, грузооборот которых выше среднеме­ сячного. Формула для расчета сглаженного коэффициен­ та месячной неравномерности имеет вид:

81


т

12 2 Qi

*мес = Угод "г ’

(11)

где 12— число месяцев в году:

т

2 q ; = Q1 + Q2 + ... Ь Qm — суммарное количество грузов, иере-

1=1

груженных

в

отдельные

месяцы

( 1 ,2 ,... /и),

для

которых

грузообо­

рот выше среднемесячного;

 

Qгод — годовой грузооборот;

которые

от — число

месяцев

в году, в

были

перегружены грузы в количе­

стве более среднемесячного.

По этой же формуле может быть определен коэффи­ циент суточной неравномерности поступления грузов, но

впределах наиболее деятельного месяца.

Вморских рыбных портах по тем или иным произ­ водственным причинам не всегда представляется воз­ можность перегрузить,все грузы по прямым вариантам.

Всвязи с отсутствием транспортных средств, комп­

лектовкой грузов по вагонным партиям, складской обра­ боткой, сортировкой, отсутствием разнарядок на рыбную продукцию грузы оседают на складах и холодильниках порта, что вызывает дополнительный объем погрузочноразгрузочных работ при дальнейшей отправке этих грузов.

Грузооборот отражает лишь количество груза, про­ шедшее через порт, но не учитывает, сколько раз каждая тонна груза переваливалась в процессе перегрузки и ка­ кое количество грузов перерабатывалось по прямому варианту.

Для учета внутрипортовых перевалок грузов вводит­ ся показатель — общий объем грузопереработки, выра­ жающий все количество грузов, которое рыбный порт пе­ регружает своими средствами и рабочей силой по всем вариантам перегрузочных работ.

Переработка грузов измеряется в тонно-операциях. Тонно-операцией называется законченный процесс пере­ мещения груза в пределах одного из вариантов перегру­ зочного процесса независимо от способа грузовых работ, расстояния перемещения и дополнительных операций (перевески, тарировки и т. д.).

82