Файл: Кубрак А.Д. Морские рыбные порты и их эксплуатация учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 1
НАТУРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОГРУЗОЧНОРАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ
Деятельность морских рыбных портов оцени вается по ряду показателей, которые подразделяют на количественные, отражающие планируемый или факти чески выполненный объем погрузочно-разгрузочных ра бот в порту, и качественные, характеризующие уровень организации грузовых работ, степень и качество исполь зования технических средств и рабочей силы.
К основным количественным показателям погрузочноразгрузочных работ, выраженных в натуральных едини цах, относятся морской грузооборот, общий грузооборот, общий объем грузопереработки, объем переработки гру зов по прямому варианту.
М о р с к о й г р у з о о б о р о т рыбного порта выра жается количеством грузов, выгруженных из судов на берег и погруженных с берега на суда за определенный период времени (год, квартал, месяц, сутки), т. е. это количество груза, прошедшее через причальный фронт порта.
В своей повседневной практической деятельности мор ские рыбные порты осуществляют не только перевалку
грузов, поступивших в порт и |
отправляемых из порта |
|
на судах. |
Они обрабатывают значительное количество |
|
вагонов и |
автомашин, причем |
грузы, доставляемые |
в порт и отправляемые из порта этими видами транс порта, зачастую не грузят на суда и не выгружают из судов, а отправляют непосредственно грузополучателям различными видами сухопутного транспорта. Это коли чество груза не входит в морской грузооборот, тем не менее оно должно найти отражение в общем объеме по грузочно-разгрузочных работ, поэтому объем переработ
ки этих грузов принято суммировать с морским |
грузо |
оборотом, а общую сумму называть о б щ и м |
г р у з о |
о б о р о т о м морского рыбного порта.
Таким образом, общий грузооборот включает: количество грузов, погружаемых на суда или выгру
жаемых из судов у причалов порта, портопунктов, на рейде, а также у причалов клиентов 1 и сторонних орга-
1 Клиент порта — это предприятие или организация системы Ми нистерства рыбного хозяйства СССР; сторонняя организация'—пред приятие или организация, не входящая в его систему.
79
низаций силами и средствами порта, как собственными, так и привлеченными (морской грузооборот);
количество грузов, погруженных силами и средства ми порта в вагоны, автомашины или выгруженных из них на территории порта, а также на складах клиентов и сторонних организаций, если эти грузы не выгружа лись портом из судов и не предназначены для погрузки на суда.
Общий и морской грузооборот измеряются в физиче ских тоннах. Физическая тонна — это завершенный про цесс перегрузки одной тонны груза с момента прибытия в порт и до момента отправления из порта.
Грузооборот порта планируется и учитывается по но менклатуре грузов, характерной для рыбной промыш ленности. Номенклатуру грузов, перегружаемых в мор ских рыбных портах, подразделяют на три категории:
генеральные грузы, в том числе рыбная продукция, соль в таре, тара; навалочные грузы, в том числе соль; наливные грузы.
Грузооборот составляет производственную программу рыбного порта, в соответствии с которой порту должны планировать и рассчитывать численность портовых рабо чих, средства механизации, материально-техническое снабжение и финансы.
Одной из важнейших характеристик грузооборота морского рыбного порта является его неравномерность. Практика работы рыбных портов показывает, что грузы в течение года поступают неравномерно вследствие изме нения промысловых, метеорологических и других усло вий. Это отрицательно сказывается на производственной деятельности порта.
Степень неравномерности прохождения грузов по ме сяцам года оценивается коэффициентом месячной нерав номерности &мес, который представляет собой отношение грузооборота наиболее деятельного месяца к среднеме сячному грузообороту;
, |
__Q мес. макс |
= |
Q мес. макс _ |
Фмес. |
макс ^ |
> |
,q. |
*мес. — Г ) |
Г ) |
Г ) |
|
vy ) |
|||
|
У нес. ср |
|
Угод |
Угод |
|
|
t
где QMec. макс— грузооборот наиболее деятельного месяца; (Змее, ср— среднемесячный грузооборот;
Qtoa.— годовой грузооборот порта;
t — число рабочих месяцев в году.
80
Однако коэффициент месячной неравномерности по ступления грузов не отражает неравномерность работы порта по дням одного и того же месяца, возникающую вследствие изменения метеорологических условий или упущений в работе участников перегрузочного процесса: порта, судовладельца, органов сбыта, железной дороги (отсутствие разнорядок на рыбную продукцию, задерж ка с подачей железнодорожных вагонов, поломка пере грузочных машин и т. д.).
Суточная неравномерность работы порта в пределах месяца характеризуется коэффициентом суточной нерав номерности &Сут, который представляет собой отношение грузооборота наиболее деятельного дня в период самого напряженного по работе месяца к среднесуточному гру зообороту за тот же месяц
|
Qcут. макс |
QcyT. макс |
Qcyr. макс Я |
0°) |
Сут |
QcyT. ср |
Q mcc, макс |
~0---------- . |
|
Чгмес. макс |
|
|||
|
|
П |
|
|
rAeQcyTiMaKC— грузооборот |
наиболее деятельного дня в месяце; |
|||
QcyT. ср— среднесуточный грузооборот за наиболее |
напря |
|||
|
женный по работе месяц; |
|
|
|
п — число рабочих дней в месяце. |
|
Произведение kMeckcyT = й0бщ называют общим коэф фициентом неравномерности грузооборота.
Для устранения влияния суточной неравномерности грузооборота необходимо заблаговременно готовить при чалы, перегрузочное оборудование, склады к приходу су дов и приему грузов; скоординировать действия всех участников обработки судов; внедрять прогрессивные ме тоды организации и технологии грузовых работ и т. д.
Вместе с тем случайные пики не должны приниматься во внимание, ибо нецелесообразно, ориентируясь на них, рассчитывать работу порта, создавая излишние ре зервы.
В эксплуатационных расчетах можно использовать сглаженный коэффициент неравномерности, определяе мый по среднему грузообороту нескольких наиболее дея тельных месяцев, грузооборот которых выше среднеме сячного. Формула для расчета сглаженного коэффициен та месячной неравномерности имеет вид:
81
т
12 2 Qi
*мес = Угод "г ’ |
(11) |
где 12— число месяцев в году:
т
2 q ; = Q1 + Q2 + ... Ь Qm — суммарное количество грузов, иере-
1=1
груженных |
в |
отдельные |
месяцы |
|
( 1 ,2 ,... /и), |
для |
которых |
грузообо |
|
рот выше среднемесячного; |
|
|||
Qгод — годовой грузооборот; |
которые |
|||
от — число |
месяцев |
в году, в |
||
были |
перегружены грузы в количе |
стве более среднемесячного.
По этой же формуле может быть определен коэффи циент суточной неравномерности поступления грузов, но
впределах наиболее деятельного месяца.
Вморских рыбных портах по тем или иным произ водственным причинам не всегда представляется воз можность перегрузить,все грузы по прямым вариантам.
Всвязи с отсутствием транспортных средств, комп
лектовкой грузов по вагонным партиям, складской обра боткой, сортировкой, отсутствием разнарядок на рыбную продукцию грузы оседают на складах и холодильниках порта, что вызывает дополнительный объем погрузочноразгрузочных работ при дальнейшей отправке этих грузов.
Грузооборот отражает лишь количество груза, про шедшее через порт, но не учитывает, сколько раз каждая тонна груза переваливалась в процессе перегрузки и ка кое количество грузов перерабатывалось по прямому варианту.
Для учета внутрипортовых перевалок грузов вводит ся показатель — общий объем грузопереработки, выра жающий все количество грузов, которое рыбный порт пе регружает своими средствами и рабочей силой по всем вариантам перегрузочных работ.
Переработка грузов измеряется в тонно-операциях. Тонно-операцией называется законченный процесс пере мещения груза в пределах одного из вариантов перегру зочного процесса независимо от способа грузовых работ, расстояния перемещения и дополнительных операций (перевески, тарировки и т. д.).
82