Файл: Кубрак А.Д. Морские рыбные порты и их эксплуатация учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 170
Скачиваний: 1
(упаковки), а также о всех неисправностях судовых пе регрузочных механизмов, электроосвещения, о необхо димости специальной подготовки трюмов для выгрузки. Одновременно сообщается о потребности в топливе и во де, а также о количестве подлежащего сливу возвратно го и загрязненного топлива и загрязненных вод.
По указанию главного или производственного управ ления рыбной промышленности во время перехода судну может быть изменен порт назначения с таким расчетом, чтобы первоначальная информация поступила в порт за 48 ч до прихода в него судна, а при длительности пере хода менее 48 ч —-за 24 ч. Судно, получившее изменение пункта захода, обязано немедленно поставить в извест ность об этом первоначальный порт назначения. Одно временно с уточненной информацией о времени прихода капитан подает заявки на лоцманскую проводку и бук сиры.
При постановке судна под погрузку после выгрузки или выхода из ремонта, котлочистки, моточистки, а так же после размагничивания, газации и отстоя применяют ся те же сроки информации.
Порт обязан информировать судно о месте швартов ки и способе производства грузовых работ не позднее чем через 2 ч после получения уточненной информации о приходе судна в порт, а также не позднее чем за 2 ч (в период нахождения судна в порту) — об окончании грузовых работ и вспомогательных операций.
В случае отсутствия информации о времени прихода или ее неточности и связанной с этим задержки в об работке судна время простоя относится за счет судна.
ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ СУДОВ
По прибытии судна в порт и выполнении са нитарных, карантинных, таможенных формальностей ка питан вручает представителю порта письменное извеще ние (нотис) о готовности судна к обработке с указанием времени, когда судно будет готово к началу грузовых работ, количестве люков, через которое может прово диться перегрузка.
Представитель диспетчерской службы порта обязан в течение 30 мин с момента прихода судна или окончания
5 Зак. 626 Я 29
выгрузки (в том случае, если судно переходит под по грузку) принять извещение независимо от того, нахо дится ли судно у причала или на рейде порта и незави симо от времени начала обработки судна портом.
На дубликате нотиса представитель порта указывает время начала обработки или очередность вхождения суд на в норму одновременной обработки. Если судном предъявлена к обработке только часть трюмов, готов ность каждого последующего трюма оформляется до полнительным извещением, которое вручается админист рацией судна в диспетчерскую порта. После вручения дополнительного извещения порту дается 4 ч на подгото вительные работы.
Капитан судна должен обеспечить к началу обработ ки готовность трюмов, танков, судовых грузовых уст ройств и люков, включая их открытие, а также освеще ние мест производства погрузочно-разгрузочных работ (в трюме, на палубе, у борта). Если судно не может обес печить освещение, капитан сообщает об этом в предва рительной информации.
Первоначальное открытие люков рефрижераторных трюмов с мороженой продукцией производится силами экипажа судна по приходу бригад портовых рабочих, а в процессе грузовых работ — портовыми рабочими под руководством судовой администрации.
К моменту начала грузовых работ, указанному в но тисе, порт обязан выделить бригады портовых рабочих, обеспечить подготовку перегрузочных машин, инвентаря, транспорта и т. д.
После окончания разгрузки порт проводит сухую за чистку трюмов с подъемом решеток. Мойка трюмов про водится силами судовой команды. Если же эту операцию выполняет порт, то администрация обеспечивает средст вами замывки трюмов и откачки тузлуков.
Погрузка грузов на судно портом осуществляется в соответствии с грузовым планом, составленным капи таном судна и согласованным с портом. Грузовой план
представляется порту по крупнотоннажным |
судам за |
48 ч, по малотоннажным — за 24 ч до начала |
погрузки. |
Погрузка продовольствия и предметов промыслового снабжения на малотоннажные суда добывающего флота проводится силами судового экипажа, на крупнотоннаж ные добывающие, обрабатывающие и приемо-транспорт
130
ные суда — силами порта при условии предварительного сосредоточения этих грузов у борта судна.
Порт несет ответственность за своевременную обра ботку судна в пределах возложенных на него операций по обслуживанию судов с момента прихода судна в порт и до момента окончания грузовых и вспомогательных операций.
Снабжение судов водой, топливом, выполнение ре монтных работ и другие вспомогательные операции должны, как правило, проводиться в период ожидания или в процессе грузовых работ.
В пределах НОО судов судовладелец по согласова нию с портом может снять с обработки принадлежащее ему судно и заменить его другим, но в том случае, если это не связано с простоем железнодорожных вагонов. В рыбных портах Дальнего Востока замена проводится судами, равнозначными по сталийному времени, в этом случае ответственность за перестройку работ несет судо владелец.
При наличии свободных причалов и рабочей силы с учетом использования судовых перегрузочных средств и не в ущерб производству грузовых работ на судах, на ходящихся в НОО, порт обязан принимать к обработке суда сверх нормы.
В случае задержки судна в порту после выполнения портом всех операций капитан судна обязан по требова нию порта освободить причал во избежание задержки обработки других судов. В этом случае порт должен предоставить судну свободный причал или безопасное место якорной стоянки на рейде.
РАСЧЕТ СТАЛИЙНОГО ВРЕМЕНИ
Период пребывания в порту судна любого назначения характеризуется сталийным и стояночным временем.
Под сталийным временем подразумевают время, ко торое по судо-часовым нормам полагается затрачивать на выполнение погрузочно-разгрузочных работ и вспо могательных операций, которые по техническим причи нам не могут быть выполнены в процессе грузовых работ.
Стояночное время — это продолжительность всего пе риода пребывания судна в порту (с момента прихода
5* 131
и до момента отхода в очередной рейс). Оно определяет ся по судо-часовым нормам и нормам на выполнение вспомогательных операций. При невозможности совме щения некоторых вспомогательных операций с грузовы ми время на их выполнение добавляется к сталийному.
Сталийное время tcт может быть подсчитано по фор муле
пт
= |
<37> |
i«=i |
1 )=\ |
где Qi — количество груза г-го наименования, которое грузится на судно или выгружается с судна, т;
M i — судо-часовая норма на переработку груза г-го наимено вания, т/судо-ч;
tj — время по норм ена выполнение j-й вспомогательной опера ции, не совмещенной с грузовыми работами, ч.
Таким образом, время, затрачиваемое на производст во грузовых работ, определяется:
для погрузки-выгрузки грузов одной группы деле нием количества груза на судо-часовую норму;
для погрузки-выгрузки грузов разных групп как сумма частных от деления количества грузов каждой группы на соответствующую судо-часовую норму.
Если судно простаивает под обработкой больше по ложенного времени, то время с момента окончания ста лийного времени и до момента фактического завершения грузовых работ и вспомогательных операций называется контрсталийным временем.
Началом отсчета сталийного времени в порту счи тается:
а) для судов, входящих в норму одновременной об работки:
при соблюдении подхода в соответствии с уточненной информацией — момент готовности судна по извещению капитана;
при опоздании с приходом в порт более чем на 0,5 ч против срока, указанного в уточненной информации,— момент фактического начала грузовых работ, но не позднее чем через 4 ч после вручения капитаном но тиса;
при отсутствии информации о подходе — начало ра боты утренней смены следующих суток;
б) для судов, прибывающих сверх НОО,— момент
132
окончания сталийного времени одного из судов, стоящих под обработкой, а в случае досрочной обработки — мо мент фактического окончания грузовых и вспомогатель ных операций, если вспомогательные операции не могуг быть выполнены на другом причале или рейде.
Для судна, требующего обработки у холодильника или специализированного причала, занятого другим суд ном, началом счета сталийного времени считается окон чание сталийного времени первого судна или фактиче ское окончание грузовых работ и вспомогательных опе раций при досрочной обработке.
В случае прихода малотоннажных судов позже вре мени, указанного в поступившей информации, сталийное время считается с начала очередной рабочей смены.
Если судно не готово к обработке к сроку, указан ному в извещении капитана, началом сталийного време ни считается момент фактического начала обработки, но не позднее чем через 4 ч после фактической готов ности.
Если погрузочно-разгрузочные работы начаты портом до вхождения судна в НОО отсчет сталийного временя начинается с момента вхождения судна в НОО, а его продолжительность рассчитывается по количеству всего доставленного или принятого судном груза. Аналогич ным образом определяется начало отсчета сталийного времени в том случае, когда капитан судна дает изве щение о готовности одного трюма или отдельных трю мов к погрузке при незаконченной разгрузке других трюмов и когда сталийное время на разгрузку судна не истекло.
Судно, погруженное или выгруженное сверх нормы, считается обработанным досрочно с результатом эконо мии, не превышающим общего сталийного времени, по лагающегося на обработку данного судна.
Основным документом, по которому оцениваются ре зультаты обработки судна в порту, является акт учета стояночного времени (табл. 17), который называют еще таймшитом. В акте учета стояночного времени, который ведется капитаном судна с момента прихода в порт и до момента отхода в очередной рейс с точностью до 5 мин, фиксируется последовательно время, затраченное на все операции по обработке судна, а также время непроизво дительных стоянок.
133
Если судно разгружается, а затем загружается в этом же порту, акт учета стояночного времени состав ляется отдельно по выгрузке и погрузке. Таймшит со ставляется в пяти экземплярах, три из которых вручают ся порту, один остается на судне, один направляется судовладельцу.
В процессе работы, но не реже одного раза в смену, акт учета стояночного времени согласовывается адми нистрацией судна с рыбным портом. После окончания обработки судна акт учета стояночного времени подпи сывается капитаном и уполномоченным представителем порта. К акту учета стояночного времени прикладывают ся акты общей формы о непроизводительных стоянках судна по различным причинам.
Таймшит служит основанием для установления вре мени, фактически затраченного на обработку судна, а также позволяет сравнить его со сталийным вре менем.
Устанавливая результаты обработки судна в порту, к сталийному времени добавляют:
время на бункеровку судна топливом и водой, если ее невозможно совместить с грузовыми работами по не зависящим от порта причинам;
время на перешвартовку |
судна для приема топлива |
и воды (вне грузовых операций); |
|
разницу между временем |
бункеровки и временем на |
грузовые работы, если судно принимает такое количест во топлива и воды, которое не может быть принято по нормам подачи топлива и воды в процессе грузовых работ;
время на перешвартовку судна во время грузовых работ (один раз во время разгрузки и один раз во вре мя погрузки):
время перехода судна от причала выгрузки к причалу погрузки или из одного района в другой в процессе гру зовых работ;
время на перекрытие люков в процессе грузовых ра бот, вызванное непогодой (дождь, снег);
время на оформление документов на последнюю пар тию груза.
Дополнительная перешвартовка, проводимая по тре бованию порта, в счет сталийного времени не включаег-
134
Т а б л и ц а 17
Министерство рыбного хозяйства СССР
|
АКТ |
|
УЧЕТА СТОЯНОЧНОГО ВРЕМЕНИ |
Название судна ТР „Прибой“ Рейс № |
|
Порт Калининградский |
Грузовладелец КБРФ |
Грузовые операции проводятся силами и средствами рыбного порта
Приход судна в порт начало счета стояночного в р е м е н и ...........................
Готовность к обработке согласно нотиса .....................................................
Вхождение в н о р м у одновременной обработки ......................................
Начало грузовых операций .........................................................................
Начало счета сталийного врем ени................................................................................
Окончание грузовых операций................... ............................................................
Окончание счета сталийного времени ..............................................................................
Всего сталийного времени ........................................................................................................
Окончание счета стояночного времени ....................................................................................
Всего стояночного в р е м е н и .......................................................................................................
Наименование |
груза |
Мороженая рыба, т ....................... |
... . |
Рыбная мука, т ...................................... |
|
ГРУЗОВОЙ ПЛАН
Трюмы
№ 1 |
№ 2 |
Mi 3 |
774,4 1406,5 1690,6
ДТ |
ДТ |
ДТ |
Дата |
|
Часы |
Минуты |
|
31/X1I |
1971 |
г. |
20 |
00 |
31/Х1Г 1971 г. |
21 |
00 |
||
после ТР „Уральс <ие горы- и ПР |
„О ктябрьск- |
|||
06/1 |
1972 |
г. |
16 |
30 |
13/1 |
1972 |
г. |
08 |
00 |
№ 4 |
Палуба |
Итого |
№ 5 |
|
|
1098,5 |
1998,5 |
■ 66:2,1 |
548,0 т |
360,0 |
360.0 |
|
548.0 |