Файл: Кубрак А.Д. Морские рыбные порты и их эксплуатация учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 170

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(упаковки), а также о всех неисправностях судовых пе­ регрузочных механизмов, электроосвещения, о необхо­ димости специальной подготовки трюмов для выгрузки. Одновременно сообщается о потребности в топливе и во­ де, а также о количестве подлежащего сливу возвратно­ го и загрязненного топлива и загрязненных вод.

По указанию главного или производственного управ­ ления рыбной промышленности во время перехода судну может быть изменен порт назначения с таким расчетом, чтобы первоначальная информация поступила в порт за 48 ч до прихода в него судна, а при длительности пере­ хода менее 48 ч —-за 24 ч. Судно, получившее изменение пункта захода, обязано немедленно поставить в извест­ ность об этом первоначальный порт назначения. Одно­ временно с уточненной информацией о времени прихода капитан подает заявки на лоцманскую проводку и бук­ сиры.

При постановке судна под погрузку после выгрузки или выхода из ремонта, котлочистки, моточистки, а так­ же после размагничивания, газации и отстоя применяют­ ся те же сроки информации.

Порт обязан информировать судно о месте швартов­ ки и способе производства грузовых работ не позднее чем через 2 ч после получения уточненной информации о приходе судна в порт, а также не позднее чем за 2 ч (в период нахождения судна в порту) — об окончании грузовых работ и вспомогательных операций.

В случае отсутствия информации о времени прихода или ее неточности и связанной с этим задержки в об­ работке судна время простоя относится за счет судна.

ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ СУДОВ

По прибытии судна в порт и выполнении са­ нитарных, карантинных, таможенных формальностей ка­ питан вручает представителю порта письменное извеще­ ние (нотис) о готовности судна к обработке с указанием времени, когда судно будет готово к началу грузовых работ, количестве люков, через которое может прово­ диться перегрузка.

Представитель диспетчерской службы порта обязан в течение 30 мин с момента прихода судна или окончания

5 Зак. 626 Я 29

выгрузки (в том случае, если судно переходит под по­ грузку) принять извещение независимо от того, нахо­ дится ли судно у причала или на рейде порта и незави­ симо от времени начала обработки судна портом.

На дубликате нотиса представитель порта указывает время начала обработки или очередность вхождения суд­ на в норму одновременной обработки. Если судном предъявлена к обработке только часть трюмов, готов­ ность каждого последующего трюма оформляется до­ полнительным извещением, которое вручается админист­ рацией судна в диспетчерскую порта. После вручения дополнительного извещения порту дается 4 ч на подгото­ вительные работы.

Капитан судна должен обеспечить к началу обработ­ ки готовность трюмов, танков, судовых грузовых уст­ ройств и люков, включая их открытие, а также освеще­ ние мест производства погрузочно-разгрузочных работ (в трюме, на палубе, у борта). Если судно не может обес­ печить освещение, капитан сообщает об этом в предва­ рительной информации.

Первоначальное открытие люков рефрижераторных трюмов с мороженой продукцией производится силами экипажа судна по приходу бригад портовых рабочих, а в процессе грузовых работ — портовыми рабочими под руководством судовой администрации.

К моменту начала грузовых работ, указанному в но­ тисе, порт обязан выделить бригады портовых рабочих, обеспечить подготовку перегрузочных машин, инвентаря, транспорта и т. д.

После окончания разгрузки порт проводит сухую за­ чистку трюмов с подъемом решеток. Мойка трюмов про­ водится силами судовой команды. Если же эту операцию выполняет порт, то администрация обеспечивает средст­ вами замывки трюмов и откачки тузлуков.

Погрузка грузов на судно портом осуществляется в соответствии с грузовым планом, составленным капи­ таном судна и согласованным с портом. Грузовой план

представляется порту по крупнотоннажным

судам за

48 ч, по малотоннажным — за 24 ч до начала

погрузки.

Погрузка продовольствия и предметов промыслового снабжения на малотоннажные суда добывающего флота проводится силами судового экипажа, на крупнотоннаж­ ные добывающие, обрабатывающие и приемо-транспорт­

130



ные суда — силами порта при условии предварительного сосредоточения этих грузов у борта судна.

Порт несет ответственность за своевременную обра­ ботку судна в пределах возложенных на него операций по обслуживанию судов с момента прихода судна в порт и до момента окончания грузовых и вспомогательных операций.

Снабжение судов водой, топливом, выполнение ре­ монтных работ и другие вспомогательные операции должны, как правило, проводиться в период ожидания или в процессе грузовых работ.

В пределах НОО судов судовладелец по согласова­ нию с портом может снять с обработки принадлежащее ему судно и заменить его другим, но в том случае, если это не связано с простоем железнодорожных вагонов. В рыбных портах Дальнего Востока замена проводится судами, равнозначными по сталийному времени, в этом случае ответственность за перестройку работ несет судо­ владелец.

При наличии свободных причалов и рабочей силы с учетом использования судовых перегрузочных средств и не в ущерб производству грузовых работ на судах, на­ ходящихся в НОО, порт обязан принимать к обработке суда сверх нормы.

В случае задержки судна в порту после выполнения портом всех операций капитан судна обязан по требова­ нию порта освободить причал во избежание задержки обработки других судов. В этом случае порт должен предоставить судну свободный причал или безопасное место якорной стоянки на рейде.

РАСЧЕТ СТАЛИЙНОГО ВРЕМЕНИ

Период пребывания в порту судна любого назначения характеризуется сталийным и стояночным временем.

Под сталийным временем подразумевают время, ко­ торое по судо-часовым нормам полагается затрачивать на выполнение погрузочно-разгрузочных работ и вспо­ могательных операций, которые по техническим причи­ нам не могут быть выполнены в процессе грузовых работ.

Стояночное время — это продолжительность всего пе­ риода пребывания судна в порту (с момента прихода

5* 131

и до момента отхода в очередной рейс). Оно определяет­ ся по судо-часовым нормам и нормам на выполнение вспомогательных операций. При невозможности совме­ щения некоторых вспомогательных операций с грузовы­ ми время на их выполнение добавляется к сталийному.

Сталийное время tcт может быть подсчитано по фор­ муле

пт

=

<37>

i«=i

1 )=\

где Qi — количество груза г-го наименования, которое грузится на судно или выгружается с судна, т;

M i — судо-часовая норма на переработку груза г-го наимено­ вания, т/судо-ч;

tj — время по норм ена выполнение j-й вспомогательной опера­ ции, не совмещенной с грузовыми работами, ч.

Таким образом, время, затрачиваемое на производст­ во грузовых работ, определяется:

для погрузки-выгрузки грузов одной группы деле­ нием количества груза на судо-часовую норму;

для погрузки-выгрузки грузов разных групп как сумма частных от деления количества грузов каждой группы на соответствующую судо-часовую норму.

Если судно простаивает под обработкой больше по­ ложенного времени, то время с момента окончания ста­ лийного времени и до момента фактического завершения грузовых работ и вспомогательных операций называется контрсталийным временем.

Началом отсчета сталийного времени в порту счи­ тается:

а) для судов, входящих в норму одновременной об­ работки:

при соблюдении подхода в соответствии с уточненной информацией — момент готовности судна по извещению капитана;

при опоздании с приходом в порт более чем на 0,5 ч против срока, указанного в уточненной информации,— момент фактического начала грузовых работ, но не позднее чем через 4 ч после вручения капитаном но­ тиса;

при отсутствии информации о подходе — начало ра­ боты утренней смены следующих суток;

б) для судов, прибывающих сверх НОО,— момент

132


окончания сталийного времени одного из судов, стоящих под обработкой, а в случае досрочной обработки — мо­ мент фактического окончания грузовых и вспомогатель­ ных операций, если вспомогательные операции не могуг быть выполнены на другом причале или рейде.

Для судна, требующего обработки у холодильника или специализированного причала, занятого другим суд­ ном, началом счета сталийного времени считается окон­ чание сталийного времени первого судна или фактиче­ ское окончание грузовых работ и вспомогательных опе­ раций при досрочной обработке.

В случае прихода малотоннажных судов позже вре­ мени, указанного в поступившей информации, сталийное время считается с начала очередной рабочей смены.

Если судно не готово к обработке к сроку, указан­ ному в извещении капитана, началом сталийного време­ ни считается момент фактического начала обработки, но не позднее чем через 4 ч после фактической готов­ ности.

Если погрузочно-разгрузочные работы начаты портом до вхождения судна в НОО отсчет сталийного временя начинается с момента вхождения судна в НОО, а его продолжительность рассчитывается по количеству всего доставленного или принятого судном груза. Аналогич­ ным образом определяется начало отсчета сталийного времени в том случае, когда капитан судна дает изве­ щение о готовности одного трюма или отдельных трю­ мов к погрузке при незаконченной разгрузке других трюмов и когда сталийное время на разгрузку судна не истекло.

Судно, погруженное или выгруженное сверх нормы, считается обработанным досрочно с результатом эконо­ мии, не превышающим общего сталийного времени, по­ лагающегося на обработку данного судна.

Основным документом, по которому оцениваются ре­ зультаты обработки судна в порту, является акт учета стояночного времени (табл. 17), который называют еще таймшитом. В акте учета стояночного времени, который ведется капитаном судна с момента прихода в порт и до момента отхода в очередной рейс с точностью до 5 мин, фиксируется последовательно время, затраченное на все операции по обработке судна, а также время непроизво­ дительных стоянок.

133

Если судно разгружается, а затем загружается в этом же порту, акт учета стояночного времени состав­ ляется отдельно по выгрузке и погрузке. Таймшит со­ ставляется в пяти экземплярах, три из которых вручают­ ся порту, один остается на судне, один направляется судовладельцу.

В процессе работы, но не реже одного раза в смену, акт учета стояночного времени согласовывается адми­ нистрацией судна с рыбным портом. После окончания обработки судна акт учета стояночного времени подпи­ сывается капитаном и уполномоченным представителем порта. К акту учета стояночного времени прикладывают­ ся акты общей формы о непроизводительных стоянках судна по различным причинам.

Таймшит служит основанием для установления вре­ мени, фактически затраченного на обработку судна, а также позволяет сравнить его со сталийным вре­ менем.

Устанавливая результаты обработки судна в порту, к сталийному времени добавляют:

время на бункеровку судна топливом и водой, если ее невозможно совместить с грузовыми работами по не­ зависящим от порта причинам;

время на перешвартовку

судна для приема топлива

и воды (вне грузовых операций);

разницу между временем

бункеровки и временем на

грузовые работы, если судно принимает такое количест­ во топлива и воды, которое не может быть принято по нормам подачи топлива и воды в процессе грузовых работ;

время на перешвартовку судна во время грузовых работ (один раз во время разгрузки и один раз во вре­ мя погрузки):

время перехода судна от причала выгрузки к причалу погрузки или из одного района в другой в процессе гру­ зовых работ;

время на перекрытие люков в процессе грузовых ра­ бот, вызванное непогодой (дождь, снег);

время на оформление документов на последнюю пар­ тию груза.

Дополнительная перешвартовка, проводимая по тре­ бованию порта, в счет сталийного времени не включаег-

134


Т а б л и ц а 17

Министерство рыбного хозяйства СССР

 

АКТ

 

УЧЕТА СТОЯНОЧНОГО ВРЕМЕНИ

Название судна ТР Прибой“ Рейс №

Порт Калининградский

Грузовладелец КБРФ

Грузовые операции проводятся силами и средствами рыбного порта

Приход судна в порт начало счета стояночного в р е м е н и ...........................

Готовность к обработке согласно нотиса .....................................................

Вхождение в н о р м у одновременной обработки ......................................

Начало грузовых операций .........................................................................

Начало счета сталийного врем ени................................................................................

Окончание грузовых операций................... ............................................................

Окончание счета сталийного времени ..............................................................................

Всего сталийного времени ........................................................................................................

Окончание счета стояночного времени ....................................................................................

Всего стояночного в р е м е н и .......................................................................................................

Наименование

груза

Мороженая рыба, т .......................

... .

Рыбная мука, т ......................................

 

ГРУЗОВОЙ ПЛАН

Трюмы

№ 1

№ 2

Mi 3

774,4 1406,5 1690,6

ДТ

ДТ

ДТ

Дата

 

Часы

Минуты

31/X1I

1971

г.

20

00

31/Х1Г 1971 г.

21

00

после ТР „Уральс <ие горы- и ПР

„О ктябрьск-

06/1

1972

г.

16

30

13/1

1972

г.

08

00

№ 4

Палуба

Итого

№ 5

 

1098,5

1998,5

■ 66:2,1

548,0 т

360,0

360.0

 

548.0