Файл: Кубрак А.Д. Морские рыбные порты и их эксплуатация учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 171

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НОО определяются по типам судов отдельно на вы­ грузку и погрузку. Рассчитывать их рекомендуется в следующей последовательности:

согласно годовому (квартальному) графику работы флота устанавливают типы судов, подлежащих обработ­ ке; определяют плановое количество судозаходов S; на­ ходят группу судна для нормирования погрузочно-раз­ грузочных работ;

определяют номенклатуру перегружаемых грузов, их группу для нормирования грузовых работ, судо-часовую норму на погрузочно-разгрузочные работы Mi, среднюю загрузку судна грузом той или иной группы Q,;

определяют продолжительность грузовых операций по формуле

t _

У

9J-

Грр -

Z j

M i >

 

Z=1

 

где ytrp — продолжительность погрузки—разгрузки судна, судо-ч;

Qt — количество z-го груза, погружаемого или выгружаемого из судна, т;

Мi — судо-часовая норма на перегрузку i-го груза, т/судо-ч.

Определяют время грузовой обработки судна frp. м. с учетом потерь времени по метеорологическим при­ чинам

^гр. м —^гр&мет ,

где £мет — коэффициент, учитывающий потери времени по метео­ рологическим причинам (&(,ет > 1);

в соответствии с действующими нормами обработки судов в морских рыбных портах и портовых пунктах оп­ ределяют время, затрачиваемое на производство вспо­ могательных операций, не совмещенных с грузовыми ра­ ботами ^всп;

устанавливают общее время обработки судна в порту суммированием времени грузовой обработки судна с уче­ том потерь по метеорологическим причинам и времени, затрачиваемого на выполнение вспомогательных опера­ ций, с пересчетом судо-часов в судо-сутки

^гр. м “Ь ^всп

= п7 *

122

определяют общее количество судо-суток Т0ъщ за год по данному типу судна

^Общ “ S^CT >

находят коэффициент неравномерности грузооборота &Мес по формуле (9);

определяют количество одновременно обрабатывае­ мых судов по формулам:

а) без учета неравномерности грузооборота — деле­ нием общего времени обработки всех судов Г0бЩна про­ должительность расчетного периода (года, полугодия, квартала) Грасч

1 расч

б) с учетом неравномерности поступления грузов

НОО' = кмес-НОО.

В портах, где отсутствуют прикордонные холодиль­ ники и отгрузка рыбной продукции проводится только по прямому варианту, может быть применен поправочный коэффициент на неравномерную подачу железнодорож­ ных вагонов, который определяют по рыбной продукции, отправляемой по железной дороге, исходя из месячных отчетных данных за соответствующий предшествующий период.

Коэффициент неравномерности подачи вагонов за год или квартал k'Hрассчитывают по формуле

г^макс. мес

*н = _о7

^ ср . мес

 

где (?иакс. мес— количество рыбной продукции, отправленной по же­

лезной дороге в наиболее деятельный месяц, физи­ ческие т;

Q' мес — среднее количество отправленной рыбной продукции по железной дороге за месяц, физические т.

k'B> 1 и находится в пределах 1,1 — 1,6.

Норма одновременной обработки судов по выгрузке корректируется путем деления расчетного количества судов на коэффициент неравномерности подачи желез­ нодорожных вагонов.

Количество одновременно обрабатываемых судов рассчитывают по форме, рекомендованной инструкцией

123


МРХ СССР. Полученное расчетное количество одновре­ менно обрабатываемых судов суммируется по судам третьей — пятой и первой — второй групп дифференциро­ ванно по выгрузке и погрузке, если эти операции прово­ дятся на различных причалах.

Если в результате выполнения расчетов получается дробное значение количества одновременно обрабаты­ ваемых судов, то результаты подлежат округлению до

целого числа. В качестве примера

в табл. 15

приведен

расчет НОО на выгрузку плавучих

баз.

НОО, но

Важно не только определить

потребную

и установить норму одновременной обработки, соответст­ вующую наличным элементам пропускной способности порта. В связи с этим количество судов, которое получе­ но расчетом по выше изложенной методике, подлежит сопоставлению с эксплуатационно-техническими возмож­ ностями порта. Для этого проверяется возможность ус­ тановки расчетных судов с максимальными размерения­ ми по причалам с учетом разрывов между корпусами

соседних

судов. Расстояние

между

судами,

стоящими

у смежных причалов, определяется

по

НТП

морских

рыбных

портов в зависимости от

наибольшей

длины

судна:

 

 

 

 

 

 

Наибольшая длина расчетных

Расстояние между судами,

м

судов,

м

 

 

 

 

 

Более 200 .......................

 

25

 

 

 

200—151 ...............

 

20

 

 

 

150—100 .......................

 

15

 

 

 

Менее 100

 

10

 

 

 

Сопоставление расчетного

количества

одновременно

обрабатываемых судов с эксплуатационно-техническимч возможностями порта осуществляется по форме, приве­ денной в табл. 16.

В том случае, если потребность в причальном фронте для расчетного количества судов превышает имеющийся специализированный причальный фронт, необходимо про­ вести соответствующую корректировку нормы в сторону ее уменьшения.

Рассчитав норму одновременной обработки судов, следует определить списочную численность портовых рабочих, необходимых для проведения грузовых работ в соответствии с установленной нормой.

124


РАСЧЕТ НОРМЫ ОДНОВРЕМЕННОЙ ВЫГРУЗКИ ПЛАВБАЗ В ПОРТУ

Наименование и группа судна

.Рыбацкая слава* (третья группа)

.Пионерск* (третья группа)

.Северодвинск* (пятая группа)

,

 

судооборот

перегружаемых грузов

 

Номера причалов,

 

номенклатура и группа

Плановый

единиц

32Причалы первый и второй . . Рыба свежемороженая, рыбная мука (третья группа) Рыба соленая в бочках (чет-

вертая группа) ...........................

Пресервы (вторая группа) . .

28Рыба свежемороженая, рыбная мука (третья группа) Рыба соленая в бочках (чет-

вертая группа) ...........................

Пресервы (вторая группа) . .

28Рыба свежемороженая, рыбная мука (третья группа)

Рыба соленая ...........................

в бочках (четвертая группа) пресервы (вторая группа) . .

Итого по плавбазам . -

I Загрузка судна, брутто-т

2500

4000

300

1700

3100

200

1500

2600

200

-

Судо-часовая норма, ; т/судо-ч

44

54

35

44

54

35

64

80

52

-

грузо­

 

Продолжительность

вых работ, судо-ч

56,5

74

8,6

38,6

57,5

5,7

23,5

__

32,5

3,8

-

Время грузовой обработки судна с учетом метеоро­ логических причин, судо-ч

62,0

81,5

9,5

42,5

63,5

6,3

26,0

_

36,0

4,2

-

Время выполнения вспомо­ гательных операций, судо-ч

39,2

_

39,2

_

39,2

_

-

время обработки

судо-сутки

Общее

судна,

8,0

_

_

6,3

_

4,4

_

-

Т а б л и ц а

15

 

Расчетное

 

количество

 

одновременно

Время обработки всех судов, судо-сутки

обрабатывае­

мых судов

без учета не­ равномерности грузооборота

с учетом не­ равномерности грузооборота

256,0

0,700

0,930

177,0

0,485

0,645

123,0

0,338

0,450

-

1,523

2,025


Т а б л и ц а 16

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ОДНОВРЕМЕННО ОБРАБАТЫВАЕМЫХ ПЛАВБАЗ

Расчетноеколичество одновременно обрабатываемых судов

причалаДлина, м

уГлубинапричала, м

длина

осадка

 

 

 

Наибольшие

 

 

 

размерения,

м

Группа судна и вид операции

Принимаемое коли­ чество одновременно обрабатываемых судов, единиц

Плавбазы третьей и

2

400 9,75

167,27 8,20

2

пятой групп

(выг-

 

 

 

 

рузка)

 

 

 

 

 

Списочная численность портовых рабочих Мраб. с, не­ обходимых для обеспечения обработки судов, без учета неравномерности подхода судов определяется по фор­ муле

24k cnH O O M c_4

 

JVpa6. c = -------=— :— ,

(36)

£ с у д

 

а с учетом неравномерности по формуле

•^раб. с ^ ^ р а б . с^н>

где kca — коэффициент списочности;

НОО — норма одновременной обработки судов, единиц; Мс-ч— средняя судо-часовая норма грузовых работ, т/судо-ч;

^суд— средняя производительность одного портового рабочего на судовых работах, т/чел. в смену.

Коэффициент списочности учитывает увеличение рас­ четной численности портовых рабочих на период отпус­ ков, выходных, болезней и т. д. и определяется как от­ ношение списочного количества рабочих к потребному.

Среднюю судо-часовую норму грузовых работ при равной номенклатуре грузов рассчитывают как средне­ взвешенную по количеству тонн груза.

Расчетную потребную численность портовых рабочих сравнивают с численностью, предусмотренной в плане по труду на погрузочно-разгрузочные работы, после чего устанавливают окончательное количество одновременно обрабатываемых судов.

126


НОО судов имеют большое значение как для самого порта, так и для успешной работы приемо-транспортно­ го, обслуживающего и добывающего флота.

В настоящее время во многих портах устанавливается НОО без учета производственно-технических возможно­ стей порта и значительно выше той, которая может быть определена в соответствии с «Инструкцией по опреде­ лению норм одновременной обработки судов в морских рыбных портах». Это приводит к тому, что некоторые порты распыляют свои силы и тем самым снижают ин­ тенсивность грузовых работ, ослабляют организацию и усложняют управление и контроль за перегрузочным процессом. Оптимальное распределение производственно­ технических ресурсов порта возможно только при строго обоснованных НОО.

Глава VIII. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАБОТКИ СУДНА В ПОРТУ

П О Д ГО ТО В К А К О БРАБО ТКЕ С У Д Н А

Современные суда флота рыбной промышлен­ ности— дорогостоящие инженерные сооружения. Напри­ мер, стоимость плавучей базы типа «Рыбацкая слава» составляет 7 млн. руб., а суточные эксплуатационные расходы на стоянке в порту свыше 5 тыс. руб. В связи с этим главной задачей организации обработки судов является максимальное сокращение стояночного време­ ни в порту, которое является составной частью рейсооборота судна.

Важнейшим условием успешной обработки судов в рыбном порту является тщательная и заблаговременная подготовка всего коллектива и технической базы порта к обработке. Подготовительный этап начинается после получения информации о времени подхода судна и раз­ нарядок рыбсбыта на отгрузку рыбной продукции.

Характер и объем подготовительных работ в рыбном порту в каждом отдельном случае может быть различ-

127

ным и зависит от типа судна, рода груза, особенностей дальнейшей эксплуатации судна, производственной об­ становки в порту к моменту прихода судна и т. д.

Подготовительные работы включают обработку пер­ вичной информации о времени подхода судов и о нахо­ дящихся на них грузах; обеспечение подачи вагонов и автомашин; подготовку складских емкостей, предназна­ ченных для приема грузов краткосрочного хранения в пе­ риод отсутствия или несвоевременной подачи железно­ дорожных вагонов; подготовку и концентрацию грузов, отправляемых на промысел с прибывающими под раз­ грузку судами; разработку оперативного плана и техно­ логического проекта обработки судна.

Оперативный план и технологический проект обработ­ ки судна должны разрабатываться в обязательном по­ рядке в каждом морском рыбном порту независимо ог его категорийности. Необходимо разрабатывать несколь­ ко возможных вариантов обработки судна, из которых выбирается наиболее эффективный.

И Н Ф О РМ А Ц И Я О П О Д Х О Д Е С У Д О В В ПОРТ

Для успешной подготовки и обработки судов порт должен заблаговременно узнавать о времени их прибытия. Поэтому судовладельцы и порт ежемесячно составляют и согласовывают плановый месячный график прибытия-отправления судов, предусматривающий дату подхода-отхода судна и продолжительность его обработ­ ки в порту. Кроме того, судовладельцы представляют порту уточненные декадные графики прибытия и отправ­ ления судов за три дня до начала декады. Более подроб­ ные данные о движении флота порт получает непосред­ ственно от капитанов судов, которые обязаны сообщать рыбному порту дату прихода в порт в день снятия судна с промысла (первоначальная информация), а также уточнять время своего прибытия за 72, 48 и 24 ч и окон­ чательно за 4 ч (уточненная информация) до прихода в порт.

Первоначальная информация, даваемая капитаном судна, содержит сведения об осадке судна носом и кор­ мой на момент прихода в порт, количестве и размещении

груза в ассортименте на палубе и

по каждому

трюму

с указанием расположения грузов,

рода и вида

тары

128