Файл: Кубрак А.Д. Морские рыбные порты и их эксплуатация учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 169

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К л а с с и ф и к а ц и я г р у з о в — для нормирования грузовых работ все грузы, перевозимые флотом рыбной промышленности, разделены на шесть групп. Признаком, по которому осуществляется отнесение грузов к той или иной группе, является трудоемкость их переработки. Грузы, требующие осторожного обращения, неудобные в переработке, имеющие большой погрузочный объем, и, следовательно, дающие невысокую производительность труда относятся к первой группе (банки консервные, морские водоросли в кипах и связках, мука рыбная на­

валом,

промысловое

вооружение без

упаковки и др.).

Рыба свежемороженая в картонных ящиках, мешках,

кулях относится к третьей группе; рыба

навалом — ко

второй;

рыба соленая

в бочках — к

четвертой; в ящи­

ках— к

третьей; вяленая, сушеная

в

мешках — ко

второй.

 

 

 

 

В некоторых портах применяются коэффициенты, сни­ жающие или повышающие судо-часовые нормы. Они приводятся 'в примечаниях к судо-часовым нормам.

По изложенному выше принципу устанавливаются общие судо-часовые нормы для крупнотоннажного флота.

Нормы на погрузочно-разгрузочные работы для ма­ лотоннажных судов добывающего и приемо-транспортно­ го флота, а также для судов Каспийского бассейна, уста­ навливаются в зависимости от рода груза и типа судна без учета сетки порта. Например, в портах и портопунктах Каспийского бассейна на перегрузку рыбной продук­ ции в картонных ящиках и мешках установлены сле­ дующие судо-часовые нормы (т/судо-ч):

Для

теплоходов..............................................

11

Для

PMC, ТХС, Ж М З..................................

7

Специальные нормы установлены для Архангельского и Мурманского рыбных портов на разгрузку судов стеллингами. Они зависят от рода груза и типа судна. Спе­ циальные судо-часовые нормы на гидравлическую вы­ грузку рыбы зависят от производительности рыбона­ сосов.

В приложении к приказу министра рыбного хозяйст­ ва «О нормах выработки судов в морских рыбных пор­ тах и портовых пунктах» помимо общих и специальных судо-часовых норм помещается положение, разъясняющее

116


к о т о р у ю

порядок их применения; номенклатура грузов рыбной промышленности с разбивкой по группам; классифика­ ция судов для нормирования погрузочно-разгрузочных работ.

НОРМ Ы НА ВСП О М О ГАТЕЛ ЬНЫ Е О П ЕРАЦ И И

Суда, возвращающиеся из рейса, нуждаются в различном обслуживании. Операции по такому обслужи­ ванию нередко трудно совместить по времени с погру­ зочно-разгрузочными работами. Поэтому нормирование вспомогательных операций имеет такое же производст­ венное значение, как и нормирование погрузочно-разгру­ зочных работ. Нормы на вспомогательные операции ус­ танавливаются в часах на одну операцию. Исключение составляет лишь бункеровка судов, норма на выражается в тоннах за час.

При обработке судов предусмотрены нормы времени на следующие операции: маневровые работы — швартов­ ка, отшвартовка, перетяжка; сухая зачистка трюмов; мойка и сушка трюмов; дератизация и дезинфекция; определение и уничтожение девиации, оформление при­ хода-отхода; оформление грузовых документов; оттаива­ ние трюмов перед погрузкой сухогрузов; охлаждение трюмов перед погрузкой рефрижераторных грузов и др.

Для расчета продолжительности вспомогательных операций используют нормативы, установленные тем же приказом министра рыбного хозяйства, которым опре­ делены и судо-часовые нормы.

Нормы времени на вспомогательные операции диф­ ференцированы в зависимости от полного водоизмеще­ ния судна. Нормы времени на оформление прихода или отхода портовыми властями и таможней приведены ниже (в ч) для судов с полным водоизмещением, т

До 1000 ...........................

2,5 ч

6001—10000 ....................

4 ч

1001—2500 т ....................

2,5 ч

10001—15000 ....................

4 ч

2501—6000 . .....................

Свыше 15000 ................

4 ч

Нормы времени на лоцманскую приводку судов в портах устанавливаются дифференцированно для каж­ дого порта. Нормы времени на открытие-закрытие трю­ мов судов устанавливаются в зависимости от характера работы (мин):

117

 

Крупнотоннажные

Мелкотоннажные

 

 

суда

суда

Закрытие люков по походному .

.

60

30

Открытие люков, закрытых но по­

 

40

20

ходному .................................................

 

Перекрытие люков в процессе гру­

 

30

15

зовых работ..........................................

 

Нормы бункеровки судов топливом устанавливаются в зависимости от типа бункеруемого судна, рода топли­ ва, порта бункеровки с учетом того, откуда осуществля­ ется бункеровка (с береговой базы или с наливных судов).

О С О Б ЕН Н О С ТИ

ПРИМ ЕНЕНИЯ С У Д О -Ч

А С О В Ы Х НОРМ .

ЧИСТЫ Е И ВАЛО ВЫ Е НОРМ Ы ГРУ ЗО В Ы Х

РАБО Т

При расчете

времени, необходимого для гру­

зовой обработки судна, следует учитывать, что общие судо-часовые нормы в определенных случаях изменяются в ту или иную сторону. Судо-часовые нормы снижаются на 20% при производстве грузовых работ на рейде закрытого порта, когда доставка груза на суда или с судов осуществляется плавсредствами; для портовых пунктов и рыбообрабатывающих предприятий, не имею­ щих средств механизации для производства грузовых ра­ бот; при работе на открытых рейдах или в портах, не

защищенных от волнения, при волнении моря

от 3

до

5 баллов;

при погрузке — разгрузке

судов на

рейде

в

условиях

плавающего льда-шуги

густотой

свыше

5 баллов;

 

 

 

 

на 20% при сплошной перевеске отдельных партий грузов, предусмотренной действующими правилами;

на 10% при сортировке груза на два ассортимента; на 20% при сортировке на три ассортимента; на 30% при сортировке больше чем на три ассор­

тимента.

При погрузке — разгрузке слежавшихся, окаменелых, слитых, смерзшихся, а также длинномерных грузов, превышающих размеры люков, состояние которых пре­ пятствует нормальному ведению грузовых работ, судо­ часовая норма также снижается. Процент снижения устанавливается комиссией в составе представителей порта и судовой администрации. Общее суммарное сни­ жение судо-часовых норм при расчете времени на гру­ зовые работы не должно превышать 30%.

118


Судо-часовые нормы периодически пересматриваются для дальнейшего увеличения провозной способности приемо-транспортного флота и времени нахождения про­ мысловых судов в море за счет сокращения времени погрузочно-разгрузочных работ. Изменение судо-часовых норм влияет на чистые нормы грузовых работ. Чистая норма грузовых работ Мч (в т/судо-ч) определяется за­ тратами времени на грузовые операции и может быть рассчитана по формуле

Мч

Qс

(32)

t гр

 

 

где Qc — количество переработанного груза, т;

ч.

tTрвремя стоянки судна под грузовыми операциями,

Однако на оборачиваемость флота влияют не чистые, а валовые нормы грузовых работ. Валовая норма грузо­ вых работ Мв в т/судо-ч представляет собой отношение количества переработанного груза к общим затратам стояночного времени судна в рыбном порту с момента прихода и до момента ухода в очередной рейс, включая простои судна во время грузовых операций и после их окончания, ожидание вхождения в НОО и т. д.

 

Мя = ___________Ос_________

(33)

 

Ч р 4 " ^ в . о +

^ в . н

t B. П “ Ь ^ В . I

 

где

0 — время, затрачиваемое

на

выполнение

вспомогательных

 

операций, не совмещенных с грузовыми;

одновременной

 

t B_н — время ожидания вхождения в норму

 

обработки;

 

 

 

 

tBnвремя простоев судна в процессе обработки;

 

tBивремя простоев судна по метеорологическим причинам.

Очевидно, МЧ> М В.

Отношение -^г = <р< 1 называется коэффициентом

приближения норм, ф показывает долю времени в об­ щем времени стоянки судна в порту, которая затрачи­ вается на выполнение грузовых работ. Очевидно, чем ближе коэффициент приближения норм к единице, тем меньше стоянка судна до и после выполнения грузовых операций и тем рациональнее организовано полное об­ служивание судна. Величину 1 •— ф, показывающую долю стояночного времени, приходящуюся на непроизводи­ тельные стоянки и вспомогательные операции, называют коэффициентом непроизводительных стоянок.

119


НОРМ Ы О Д Н О ВРЕМ ЕН Н О Й О БРАБО ТКИ С У Д О В

Н 0 0 судов характеризует производственно­ технические возможности порта по погрузке-разгрузке судов и служит для разграничения ответственное™ за стояночное время судов между портом и судовладельцем. Нормой обусловливается количество судов, которое мо­ жет принять порт к одновременной обработке с учетом их эксплуатационно-технических характеристик.

Например, если порту утверждена норма девять су дов, то это значит, что порт обязан обеспечить обработ­ ку всех девяти судов в положенный по судо-часовым нормам срок. Если в этот период с промысла прибывает десятое судно, то оно простаивает, ожидая окончания обработки одного из девяти судов, а порт ответствен­ ности за затраты времени на ожидание не несет до тех пор, пока не окончится сталийное время одного из девя­ ти судов.

Впортах, где имеются причалы, специализированные по видам обработки флота или роду груза, норма уста­ навливается с учетом этой специализации.

Впортах с малым грузо- и судооборотом (морской грузооборот менее 100 тыс. физических т, судооборот менее 100 крупнотоннажных судов в год) норма одно­ временной обработки крупнотоннажных судов опреде­ ляется в зависимости от группы груза. При обработке судов более высокой группы, чем предусмотрено НОО, либо устанавливается количество люков, на которых бу­ дут проводиться грузовые работы, либо при расчете сталийного времени оговаривается ограничение группы судна.

НОО может быть потребной для осуществления за­ данного грузооборота НООпотр и соответствующей на­ личным элементам пропускной способности порта.

НООдотр судов по каждому роду груза, для которого выделяются специализированные причалы, может быть рассчитана по формуле:

НООп0тр = - ^ - ,

(34)

где QnjI— планируемый объем грузооборота,

физические, т.;

kH— коэффициент неравномерности грузооборота; ^пл — длительность планируемого периода, сутки;

Мв — валовая норма грузовых работ за время стоянки у при­ чала, т/судо-су тки.

120


В НТП морских рыбных портов НОО рекомендуется находить по месяцу наибольшей нагрузки порта, исходя из планируемого количества судозаходов

 

D4 STч

Гр

 

 

Е = 30-24/гмет ’

(35)

где Е — норма одновременной обработки судов в порту;

£)ч — грузоподъемность расчетного судна,

т;

S — количество

судозаходов данного типа судна в расчетный

месяц работы порта;

судна с

учетом технологиче­

Тч_Гр— время грузовой обработки

ских перерывов, ч;

 

 

30-24 = 720 — месячный бюджет времени, ч;

 

&мет — коэффициент

использования

рабочего времени причала

в зависимости от метеорологических

условий.

НОО устанавливается на год, а для портов, в кото­ рых интенсивность грузо- и судооборота имеет значи­ тельные квартальные изменения — на полугодие или квартал.

Расчеты проводятся в соответствии с «Инструкцией по определению нормы одновременной обработки судов в морских рыбных портах», разработанной Гипрорыбфлотом и утвержденной Министерством рыбного хозяй­ ства СССР. Исходными данными для определения НОО являются морской грузооборот порта на планируемый период, годовые плановые графики работы судов; гене­ ральный план порта, содержащий данные по специали­ зации причалов, их протяженности и технической осна­ щенности; нормы обработки судов в морских рыбных портах и портовых пунктах; средние плановые данные по загрузке судов.

При определении НОО учитываются особенности технологии перегрузки и условий хранения грузов рыб­ ной промышленности на складе.

В связи с этим при расчете НОО рекомендуется при­ менять следующую укрупненную номенклатуру грузов: рыба соленая в бочках; рыба мороженая в картонных ящиках и других видах тары; рыба соленая в ящиках; пресервы, консервы в ящиках; рыбная мука в мешках; соль в бочках; бочкотара; картонные ящики в кипах; разные грузы в таре и без упаковки, топливо.

При поступлении в порт значительного количества грузов одного наименования, не указанного в номенкла­ туре, эти грузы должны быть дополнительно включены в расчет.

121