Файл: Кубрак А.Д. Морские рыбные порты и их эксплуатация учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 169
Скачиваний: 1
К л а с с и ф и к а ц и я г р у з о в — для нормирования грузовых работ все грузы, перевозимые флотом рыбной промышленности, разделены на шесть групп. Признаком, по которому осуществляется отнесение грузов к той или иной группе, является трудоемкость их переработки. Грузы, требующие осторожного обращения, неудобные в переработке, имеющие большой погрузочный объем, и, следовательно, дающие невысокую производительность труда относятся к первой группе (банки консервные, морские водоросли в кипах и связках, мука рыбная на
валом, |
промысловое |
вооружение без |
упаковки и др.). |
|
Рыба свежемороженая в картонных ящиках, мешках, |
||||
кулях относится к третьей группе; рыба |
навалом — ко |
|||
второй; |
рыба соленая |
в бочках — к |
четвертой; в ящи |
|
ках— к |
третьей; вяленая, сушеная |
в |
мешках — ко |
|
второй. |
|
|
|
|
В некоторых портах применяются коэффициенты, сни жающие или повышающие судо-часовые нормы. Они приводятся 'в примечаниях к судо-часовым нормам.
По изложенному выше принципу устанавливаются общие судо-часовые нормы для крупнотоннажного флота.
Нормы на погрузочно-разгрузочные работы для ма лотоннажных судов добывающего и приемо-транспортно го флота, а также для судов Каспийского бассейна, уста навливаются в зависимости от рода груза и типа судна без учета сетки порта. Например, в портах и портопунктах Каспийского бассейна на перегрузку рыбной продук ции в картонных ящиках и мешках установлены сле дующие судо-часовые нормы (т/судо-ч):
Для |
теплоходов.............................................. |
11 |
Для |
PMC, ТХС, Ж М З.................................. |
7 |
Специальные нормы установлены для Архангельского и Мурманского рыбных портов на разгрузку судов стеллингами. Они зависят от рода груза и типа судна. Спе циальные судо-часовые нормы на гидравлическую вы грузку рыбы зависят от производительности рыбона сосов.
В приложении к приказу министра рыбного хозяйст ва «О нормах выработки судов в морских рыбных пор тах и портовых пунктах» помимо общих и специальных судо-часовых норм помещается положение, разъясняющее
116
порядок их применения; номенклатура грузов рыбной промышленности с разбивкой по группам; классифика ция судов для нормирования погрузочно-разгрузочных работ.
НОРМ Ы НА ВСП О М О ГАТЕЛ ЬНЫ Е О П ЕРАЦ И И
Суда, возвращающиеся из рейса, нуждаются в различном обслуживании. Операции по такому обслужи ванию нередко трудно совместить по времени с погру зочно-разгрузочными работами. Поэтому нормирование вспомогательных операций имеет такое же производст венное значение, как и нормирование погрузочно-разгру зочных работ. Нормы на вспомогательные операции ус танавливаются в часах на одну операцию. Исключение составляет лишь бункеровка судов, норма на выражается в тоннах за час.
При обработке судов предусмотрены нормы времени на следующие операции: маневровые работы — швартов ка, отшвартовка, перетяжка; сухая зачистка трюмов; мойка и сушка трюмов; дератизация и дезинфекция; определение и уничтожение девиации, оформление при хода-отхода; оформление грузовых документов; оттаива ние трюмов перед погрузкой сухогрузов; охлаждение трюмов перед погрузкой рефрижераторных грузов и др.
Для расчета продолжительности вспомогательных операций используют нормативы, установленные тем же приказом министра рыбного хозяйства, которым опре делены и судо-часовые нормы.
Нормы времени на вспомогательные операции диф ференцированы в зависимости от полного водоизмеще ния судна. Нормы времени на оформление прихода или отхода портовыми властями и таможней приведены ниже (в ч) для судов с полным водоизмещением, т
До 1000 ........................... |
2,5 ч |
6001—10000 .................... |
4 ч |
1001—2500 т .................... |
2,5 ч |
10001—15000 .................... |
4 ч |
2501—6000 . ..................... |
3ч |
Свыше 15000 ................ |
4 ч |
Нормы времени на лоцманскую приводку судов в портах устанавливаются дифференцированно для каж дого порта. Нормы времени на открытие-закрытие трю мов судов устанавливаются в зависимости от характера работы (мин):
117
|
Крупнотоннажные |
Мелкотоннажные |
|
|
|
суда |
суда |
Закрытие люков по походному . |
. |
60 |
30 |
Открытие люков, закрытых но по |
|
40 |
20 |
ходному ................................................. |
|
||
Перекрытие люков в процессе гру |
|
30 |
15 |
зовых работ.......................................... |
|
Нормы бункеровки судов топливом устанавливаются в зависимости от типа бункеруемого судна, рода топли ва, порта бункеровки с учетом того, откуда осуществля ется бункеровка (с береговой базы или с наливных судов).
О С О Б ЕН Н О С ТИ |
ПРИМ ЕНЕНИЯ С У Д О -Ч |
А С О В Ы Х НОРМ . |
ЧИСТЫ Е И ВАЛО ВЫ Е НОРМ Ы ГРУ ЗО В Ы Х |
РАБО Т |
|
При расчете |
времени, необходимого для гру |
зовой обработки судна, следует учитывать, что общие судо-часовые нормы в определенных случаях изменяются в ту или иную сторону. Судо-часовые нормы снижаются на 20% при производстве грузовых работ на рейде закрытого порта, когда доставка груза на суда или с судов осуществляется плавсредствами; для портовых пунктов и рыбообрабатывающих предприятий, не имею щих средств механизации для производства грузовых ра бот; при работе на открытых рейдах или в портах, не
защищенных от волнения, при волнении моря |
от 3 |
до |
||
5 баллов; |
при погрузке — разгрузке |
судов на |
рейде |
в |
условиях |
плавающего льда-шуги |
густотой |
свыше |
|
5 баллов; |
|
|
|
|
на 20% при сплошной перевеске отдельных партий грузов, предусмотренной действующими правилами;
на 10% при сортировке груза на два ассортимента; на 20% при сортировке на три ассортимента; на 30% при сортировке больше чем на три ассор
тимента.
При погрузке — разгрузке слежавшихся, окаменелых, слитых, смерзшихся, а также длинномерных грузов, превышающих размеры люков, состояние которых пре пятствует нормальному ведению грузовых работ, судо часовая норма также снижается. Процент снижения устанавливается комиссией в составе представителей порта и судовой администрации. Общее суммарное сни жение судо-часовых норм при расчете времени на гру зовые работы не должно превышать 30%.
118
Судо-часовые нормы периодически пересматриваются для дальнейшего увеличения провозной способности приемо-транспортного флота и времени нахождения про мысловых судов в море за счет сокращения времени погрузочно-разгрузочных работ. Изменение судо-часовых норм влияет на чистые нормы грузовых работ. Чистая норма грузовых работ Мч (в т/судо-ч) определяется за тратами времени на грузовые операции и может быть рассчитана по формуле
Мч |
Qс |
(32) |
|
t гр |
|||
|
|
||
где Qc — количество переработанного груза, т; |
ч. |
||
tTр— время стоянки судна под грузовыми операциями, |
Однако на оборачиваемость флота влияют не чистые, а валовые нормы грузовых работ. Валовая норма грузо вых работ Мв в т/судо-ч представляет собой отношение количества переработанного груза к общим затратам стояночного времени судна в рыбном порту с момента прихода и до момента ухода в очередной рейс, включая простои судна во время грузовых операций и после их окончания, ожидание вхождения в НОО и т. д.
|
Мя = ___________Ос_________ |
(33) |
||
|
Ч р 4 " ^ в . о + |
^ в . н |
t B. П “ Ь ^ В . I |
|
где |
0 — время, затрачиваемое |
на |
выполнение |
вспомогательных |
|
операций, не совмещенных с грузовыми; |
одновременной |
||
|
t B_н — время ожидания вхождения в норму |
|||
|
обработки; |
|
|
|
|
tBn— время простоев судна в процессе обработки; |
|||
|
tBи— время простоев судна по метеорологическим причинам. |
Очевидно, МЧ> М В.
Отношение -^г = <р< 1 называется коэффициентом
приближения норм, ф показывает долю времени в об щем времени стоянки судна в порту, которая затрачи вается на выполнение грузовых работ. Очевидно, чем ближе коэффициент приближения норм к единице, тем меньше стоянка судна до и после выполнения грузовых операций и тем рациональнее организовано полное об служивание судна. Величину 1 •— ф, показывающую долю стояночного времени, приходящуюся на непроизводи тельные стоянки и вспомогательные операции, называют коэффициентом непроизводительных стоянок.
119
НОРМ Ы О Д Н О ВРЕМ ЕН Н О Й О БРАБО ТКИ С У Д О В
Н 0 0 судов характеризует производственно технические возможности порта по погрузке-разгрузке судов и служит для разграничения ответственное™ за стояночное время судов между портом и судовладельцем. Нормой обусловливается количество судов, которое мо жет принять порт к одновременной обработке с учетом их эксплуатационно-технических характеристик.
Например, если порту утверждена норма девять су дов, то это значит, что порт обязан обеспечить обработ ку всех девяти судов в положенный по судо-часовым нормам срок. Если в этот период с промысла прибывает десятое судно, то оно простаивает, ожидая окончания обработки одного из девяти судов, а порт ответствен ности за затраты времени на ожидание не несет до тех пор, пока не окончится сталийное время одного из девя ти судов.
Впортах, где имеются причалы, специализированные по видам обработки флота или роду груза, норма уста навливается с учетом этой специализации.
Впортах с малым грузо- и судооборотом (морской грузооборот менее 100 тыс. физических т, судооборот менее 100 крупнотоннажных судов в год) норма одно временной обработки крупнотоннажных судов опреде ляется в зависимости от группы груза. При обработке судов более высокой группы, чем предусмотрено НОО, либо устанавливается количество люков, на которых бу дут проводиться грузовые работы, либо при расчете сталийного времени оговаривается ограничение группы судна.
НОО может быть потребной для осуществления за данного грузооборота НООпотр и соответствующей на личным элементам пропускной способности порта.
НООдотр судов по каждому роду груза, для которого выделяются специализированные причалы, может быть рассчитана по формуле:
НООп0тр = - ^ - , |
(34) |
где QnjI— планируемый объем грузооборота, |
физические, т.; |
kH— коэффициент неравномерности грузооборота; ^пл — длительность планируемого периода, сутки;
Мв — валовая норма грузовых работ за время стоянки у при чала, т/судо-су тки.
120
В НТП морских рыбных портов НОО рекомендуется находить по месяцу наибольшей нагрузки порта, исходя из планируемого количества судозаходов
|
D4 STч |
Гр |
|
|
Е = 30-24/гмет ’ |
(35) |
|
где Е — норма одновременной обработки судов в порту; |
|||
£)ч — грузоподъемность расчетного судна, |
т; |
||
S — количество |
судозаходов данного типа судна в расчетный |
||
месяц работы порта; |
судна с |
учетом технологиче |
|
Тч_Гр— время грузовой обработки |
|||
ских перерывов, ч; |
|
|
|
30-24 = 720 — месячный бюджет времени, ч; |
|
||
&мет — коэффициент |
использования |
рабочего времени причала |
|
в зависимости от метеорологических |
условий. |
НОО устанавливается на год, а для портов, в кото рых интенсивность грузо- и судооборота имеет значи тельные квартальные изменения — на полугодие или квартал.
Расчеты проводятся в соответствии с «Инструкцией по определению нормы одновременной обработки судов в морских рыбных портах», разработанной Гипрорыбфлотом и утвержденной Министерством рыбного хозяй ства СССР. Исходными данными для определения НОО являются морской грузооборот порта на планируемый период, годовые плановые графики работы судов; гене ральный план порта, содержащий данные по специали зации причалов, их протяженности и технической осна щенности; нормы обработки судов в морских рыбных портах и портовых пунктах; средние плановые данные по загрузке судов.
При определении НОО учитываются особенности технологии перегрузки и условий хранения грузов рыб ной промышленности на складе.
В связи с этим при расчете НОО рекомендуется при менять следующую укрупненную номенклатуру грузов: рыба соленая в бочках; рыба мороженая в картонных ящиках и других видах тары; рыба соленая в ящиках; пресервы, консервы в ящиках; рыбная мука в мешках; соль в бочках; бочкотара; картонные ящики в кипах; разные грузы в таре и без упаковки, топливо.
При поступлении в порт значительного количества грузов одного наименования, не указанного в номенкла туре, эти грузы должны быть дополнительно включены в расчет.
121