Файл: Кубрак А.Д. Морские рыбные порты и их эксплуатация учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 177

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

300 т (15-20 = 300 т), он заканчивает работу. Второй кран выгружа­ ет из второго трюма 700 т, затрачивая 35 ч. После этого второй трюм будет уже разгружен и второй кран оставшиеся 15 ч разгру­ жает третий трюм. За это время он выгружает из трюма 300 т груза, после чего в третьем трюме остается еще 800—300= 500 т груза. Третий кран за 25 ч заканчивает выгрузку третьего трюма и переключается на выгрузку грузов из четвертого трюма. Общее время его работы также составляет 25 + 25= 50 ч.

■ Щ Работа

крана

Н’1

Щ Работа

крана

N ’Z

ID Работа

крана

№ 3

Рис. 26. Часовые графики обработки судов.

Составляем часовой график обработки судна, который может иметь несколько вариантов (см. рис. 26). Первый вариант графика целесообразен, когда к началу грузовых операций не готов к раз­

грузке

первый

трюм, второй вариант — когда не готов

четвертый

трюм.

Третий

и четвертый варианты менее удобны по

сравнению

с первым и вторым, так как предполагают одновременную работу двух кранов на одном трюме, а в большинстве случаев вообще не применимы из-за небольших размеров люков рефрижераторных су­

дов/

Могут быть

составлены и другие варианты часового графика.

/

Составление

часового графика работы перегрузочных машин

и его реализация позволяют более четко организовать обработку судна, заблаговременно подготовиться к работе по измененной тех­ нологии, предусмотреть минимальные затраты рабочей силы и тех­ нологических средств, сократить стояночное время судна под гру­ зовыми операциями.

160

 

РУКОВОДСТВО ОБРАБОТКОЙ СУДНА

 

решает

Вопросы, связанные с обслуживанием судна,

диспетчерский

аппарат порта в

соответствии

с оперативным планом.

 

 

Об изменении порядка выполнения отдельных опера­

ций по

обслуживанию

судна, вызванном

изменением

производственных условий в порту, своевременно ставят в известность администрацию судна.

Процесс обработки судов находится под контролем руководства грузового района и диспетчерской порта.

Существует порядок, при котором ежедневно на дис­ петчерских совещаниях порта наряду с другими вопроса­ ми обсуждается основной вопрос — итоги обработки каж­ дого судна по сменам и за сутки. Руководство обработ­ кой судна после составления оперативного плана и технологического проекта погрузки-разгрузки должно обеспечить реализацию этого плана, т. е. выделить преду­ смотренное планом количество бригад портовых рабочих, перегрузочной техники, назначить ответственных за об­ работку лиц.

Обработкой судов на смене руководит старший дис­ петчер, который знакомит каждую бригаду портовых рабочих с индивидуальным заданием и правилами тех­ ники безопасности. Непосредственным ответственным руководителем работ на судне является стивидор (старший стивидор), который назначается старшим дис­ петчером . Стивидор в своей работе руководствуется технологическим проектом обработки судна, типовыми технологическими картами, правилами технической экс­ плуатации подъемно-транспортных машин и техники бе­ зопасности при производстве грузовых работ. Ему опе­ ративно подчинены на смене портовые рабочие, крановщики, водители внутрипортового транспорта, при- емо-сдатчики.

Стивидор обязан подготовить судно к обработке: по­ лучить у старшего диспетчера (начальника смены) технологический проект обработки судна, типовые техно­ логические карты, грузовой план; ознакомиться с коли­ чеством и составом бригад портовых рабочих, транспор­ та и механизмов, предназначенных для обработки данного судна, с рабочими местами и убедиться в обес­

печении техники

безопасности на этих рабочих местах;

б Зак. 626

161



обеспечить рабочие места грузозахватными приспособле­ ниями и вспомогательным оборудованием (грузовые сто­ лы-рампы, поддоны и т. д.); провести инструктаж пор­

товых

рабочих непосредственно

на рабочих

местах

с учетом конкретной обстановки.

расстановки

членов

Он

контролирует правильность

бригад по рабочим местам в соответствии с технологи­ ческими картами, порядок выборки грузов при разгруз­ ке и укладки при погрузке; следит за соблюдением пра­ вил по технике безопасности и производственной санита­ рии; ведет акт учета стояночного времени; оформляет соответствующие документы .в случае срыва в обработ­ ке судна, происшедшего не по вине грузового района; обеспечивает соблюдение режима рабочего дня порто­ выми рабочими, крановщиками, приемо-сдатчиками.

По окончании смены стивидор организует доставку такелажа в кладовую или передачу его стивидору сле­ дующей смены, оформляет справку о проделанной ра­ боте; информирует старшего диспетчера о нарушениях и замечаниях по смене; проверяет правильность оформ­ ления нарядов; передает судно стивидору, заступающе­ му на смену.

В процессе обработки судна стивидор взаимодейст­ вует с администрацией судна, представителями служб судовладельца, сбытовой организацией, железнодорож­ ным участком, диспетчерской порта, добиваясь нормаль­ ного хода работ по погрузке-разгрузке судна.

ОБРАБОТКА СУДОВ НА РЕЙДЕ

Морской рейд представляет собой прибрежное водное пространство, свободное от навигационных опас­ ностей, имеющее достаточные глубины и грунт, пригод­ ный для надежной якорной стоянки -судов.

Грузовые операции на рейде могут проводиться в тех случаях, когда судно не может подойти к причалу из-за осадки, превышающей глубины у причала или причалы порта заняты, а объем грузовых работ небольшой и за­ держка судна в ожидании причала нецелесообразна.

Рыбная промышленность СССР располагает большим количеством рейдовых портовых пунктов на Камчатке, Сахалине, Приморье, на побережье Охотского моря, в которых погрузка-разгрузка судов также осуществляется на рейде (Хайрюзово, Ича, Моховая и др.).

162


Особенность рейдовых перегрузочных операций за­ ключается в том, что погрузка и разгрузка судов про­ водится при помощи мелкосидящих самоходных или несамоходных плавучих средств (барж, плашкоутов, кун­ гасов и пр.). При выгрузке на рейде к борту судна под­ водятся порожние рейдовые плавсредства, на них выгру­ жают груз, затем груженые плавсредства буксируют к берегу, где разгружают. В условиях рейдовой обработ­ ки судов основными перегрузочными средствами являют­ ся судовые стрелы, а в некоторых случаях используют­ ся плавучие краны.

По сравнению с погрузкой-разгрузкой судов у при­ чальной стенки обработка судна на рейде более трудоем­ ка и более сложна. Основные трудности связаны с вол­ нением моря. Грузовые работы значительно усложняют­ ся при волнении моря 3—5 баллов, а при силе ветра б баллов и волнении моря свыше 5 баллов прекращаются.

При производстве погрузочно-разгрузочных работ на открытых рейдах необходимо максимально использовать благоприятные погодные условия и производительность перегрузочного оборудования, чтобы обеспечить мини­ мальное стояночное время судна. Для этого обрабатыва­ ют все трюмы одновременно. Вместе с тем, если трюмы загружены неравномерно однородным грузом или тру­ доемкость грузовых операций по трюмам не одинакова при разнородном грузе, отпадает необходимость одно­ временной работы на всех трюмах, так как часть плав­ средств будет простаивать. Потребное минимальное ко­ личество плавсредств (плашкоутов) может быть подсчи­ тано по следующей формуле

д

^пл = щ А ,.тТ— .

(60)

^СТ.С

 

где «л— количество плашкоутов, находящихся одновременно у бор­ та судна, равное числу люков, единиц;

£н т — коэффициент трюмной неравномерности;

t р — продолжительность рейсооборота одного плашкоута, ч; ifст.с — время стоянки плашкоута у борта судна, ч.

 

tp ~ 2

L

 

у ~\~ t Ст.С Н- ^ст.б>

где L — расстояние от судна до берега, мили;

V — скорость,

миль/ч;

стоянки плашкоута под грузовыми

^ст.б — продолжительность

работами

у берега,

ч.

6 ; 163


Время стоянки плашкоута у борта судна определяют по формуле

t С Т . С

Упл

ши.с»

тс

 

 

гДе Чпл— количество груза, принимаемое плашкоутом, т;

т/ч;

тс — производительность судовых грузовых устройств,

^шв.с — время, затрачиваемое

на швартовые операции

плаш­

коута у борта судна,

ч.

 

Продолжительность стоянки плашкоута под грузовы­ ми работами у берега определяется отношением

где /Яб — производительность обработки плашкоута у берега, т/ч; ^шв.б — время, затрачиваемое плашкоутом на швартовые опера­

ции у берега, ч.

Определение потребного количества плавсредств по формуле (60) дает правильные результаты при использо­ вании рейдовых плавсредств одинаковой грузоподъемно­ сти и одинаковой продолжительности рейсооборота, что на практике бывает редко. В связи с этим, подсчитывая потребное количество рейдовых плавсредств, нужно ис­ ходить из того, что общая провозная способность плаш­ коутов не должна быть меньше производительности су­ довых грузовых устройств

Рс< 2 я ;-

(61)

г= 1

 

где Р с -—производительность грузовых работ на судне, т/судосутки;

rii — провозная способность г'-го плашкоута, т/сутки.

Провозная способность плашкоута определяется по формуле

/7 = <1пл ~i >

(62)

1р

 

где t — количество рабочих^часов^в^сутки.

Плашкоуты являются несамоходными судами и для их буксировки между берегом и судном требуются бук­ сирные катера.

Количество буксиров, необходимое для бесперебой­ ной перестановки плашкоутов на плече судно — берег, определяют по формуле

164