Файл: Кубрак А.Д. Морские рыбные порты и их эксплуатация учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 181

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ный объем — 2,38

м3/т. Рыбная мука

может перевозить­

ся и навалом в трюмах судов.

разгрузка рыбной

В большинстве

рыбных портов

муки производится по технологическим схемам: трюм — кран — вагон (электропогрузчик), трюм — кран — элект­ ропогрузчик— склад. Для формирования подъема в трюме используются различные грузозахватные приспо­ собления (пеньковые и брезентовые стропы, сетки, под­ доны, щипковые захваты). Целесообразность примене­ ния того или иного грузозахватного приспособления оп­ ределяется конкретными условиями. Щипковые захва­ ты целесообразно использовать при разгрузке рыбной муки с палубы или из грузовых помещений с большим раскрытием трюмов. При выгрузке рыбной муки из дип­ танков применяют стропы или сетки специальной кон­ струкции, позволяющей в грузовых помещениях с лю­ ками малых размеров формировать более тяжелые подъ­ емы, чем при применении обычных сеток.

При разгрузке рыбной муки из БМРТ по технологи­ ческой схеме трюм — кран — вагон (электропогрузчик) бригада портовых рабочих состоит из девяти человек (четверо в трюме, один сигнальщик, один крановщик, двое на столе-рампе, один на электропогрузчике).

В трюме портовые рабочие укладывают груз вруч­ ную на пеньковый строп по два мешка в ряд и в три ряда по высоте (масса подъема 480 кг). Портальный кран переносит подъем на стол-рампу, установленный у дверного проема вагона. Двое портовых рабочих пере­ кладывают мешки со стола-рампы на лист, который электропогрузчик выдвигает из двери вагона. После этого груз транспортируется в торец вагона, где с по­ мощью сталкивателя электропогрузчик укладывает меш­ ки в штабель.

При выгрузке рыбной муки в мешках из диптанков транспортных рефрижераторов по технологической схеме

трюм — кран — вагон

(электропогрузчик)

производи­

тельность портовых рабочих колеблется от

75 до 130 т

в смену в зависимости

от класса грузовых

помещений

и типа применяемого грузозахватного приспособления. При использовании в качестве грузозахватного при­

способления щипковых захватов подъем

груза состоит

из 10 мешков общей массой 800 кг. После

подачи в трюм

210



на рис. 49. Машина состоит из насоса с электродвига­ телем, смонтированного на прицепе приемного бункера, установленного на шасси самосвала, и всасывающих гибких шлангов.

Перед началом разгрузки машина устанавливается на причале, всасывающий шланг опускается в трюм суд­ на, приемный бункер ставится в рабочее положение (на­ клонно), воздушный насос соединяется шлангом с при­ емным бункером.

Рис. 49. Схема работы пневмовсасывающей машины:

1 — трюм судна; 2 — самосвал; 3 — прием ны й бункер; 4 — воздуш ны й насос; 5 — электродвигатель; 6 — всасываю щ ие шланги; 7 — сыпучий груз.

После включения воздушного насоса в замкнутой си­ стеме образуется вакуум, под действием которого через сопло засасывается рыбная мука, которая поступает в отделитель, где отделяется от воздуха и накапливается в бункере. По наполнении бункера насос автоматически отключается, мука транспортируется к месту назначения и разгружается из бункера через люк.

Применение пневматических всасывающих машин позволяет осуществить комплексную механизацию пере­ грузки рыбной муки. Машины обслуживает шофер-ме­ ханизатор и трое портовых рабочих. Производитель­ ность одного портового рабочего 7 т в смену.

212

ПЕРЕГРУЗКА СОЛИ

Соль в районы промысла доставляют в таре (деревянных бочках, джутовых мешках, рогожных ку­ лях), а иногда насыпью. В табл. 30 приведена транспорт­ ная характеристика соли при различной упаковке.

 

 

 

 

Т а б л и ц а

30

 

ТРАНСПОРТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЛИ

 

 

 

Вид тары, упаковки

Масса

одного

Погрузоч­

Класс

Груз

места

(брут­

ный объем,

груза

 

 

то), кг

м3/т

 

Соль Навалом ..............................

Бочки ..................................

» . . • ..............................

» ..........................................

М ешки...................................

» ........................................................

» ..........................................

Любая

0 ,8 -0 ,1

н-сз

До 80

До 3,99

Б-80

81— 165

До 3,99

Б-165

166—300

До 3,99

Б-300

До 50

1,02

М-50

51—80

1,02

М-80

г81—102

1,02

М-102

В большинстве портов соль хранят навалом на от­ крытых складских площадках, где она подвергается воз­ действию атмосферных осадков, что отрицательно ска­ зывается на ее качестве.

При подготовке к погрузке на суда соль обычно за­ таривают в бочки (рис. 50), которые штабелируют на поддонах или укладывают в виде конуса (рис. 51).

При погрузке соли в бочках на суда применяют те же грузозахватные приспособления, что и при выгрузке соленой рыбной продукции (храпцевидные захваты, под­ доны и др.). На рис. 52 показано, как портальный кран подает раму с 16 храпцами к месту формирования подъ­ ема и рабочие проводят застропку бочек, после чего кран поднимает груз и переносит в трюм судна (рис. 53). В трюме бочки раскатывают с просвета люка вручную.

Хранение заполненных солью бочек в пакетах на под­ донах и применение внутри трюма электропогрузчиков позволяет осуществить комплексную механизацию по­ грузки соли. Рассмотрим технологию перегрузки по тех­ нологической схеме: склад (готовые пакеты) — кран — трюм (электропогрузчик, готовые пакеты).

Расстановка рабочих и перегрузочных машин в тех­ нологической схеме приведена в табл. 31,

213


Т а б л и ц а 31

РАССТАНОВКА РАБОЧИХ И ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ МАШИН В

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЕ СКЛАД (ГОТОВЫЕ ПАКЕТЫ)-

 

КРАН -

ТРЮМ

 

 

 

 

 

(электропогрузчик)

 

 

 

 

 

Рабочие и

 

Место

производства работ

 

 

 

 

 

 

 

 

механизмы

склад

причал

судно

 

 

 

Перегрузочные

 

Портальный

Электропогрузчик

 

машины и

 

кран

4004-2.

поворотный

приспособле­

 

 

 

круг-2

 

 

ния

 

Один

кра­

Один сигнальщик

на

Портовые ра­ Два на заце­

бочие

пке поддо­

новщик

палубе,

четверо на

 

нов

 

 

отцепке

поддонов,

 

 

 

 

транспортировке

и

 

 

 

 

укладке бочек

 

Перед началом погрузки в трюм плавбазы краном подают два электропогрузчика, оборудованные штыре­ выми захватами, а на просвете люка устанавливают два поворотных круга.

Портовые рабочие проводят застройку одновременно

двух груженых поддонов с помощью крановой подвески,

снабженной предохранительной сеткой. Кран переносит

два пакета в трюм (рис. 54) и отпускает их на один из

поворотных кругов. Затем краном подается с берега груз

на другой поворотный круг. Электропогрузчики, обору­

дованные штыревыми захватами, снимают бочки с верх­

них поддонов, транспортируют их к месту укладки и

устанавливают в штабель. Освободившиеся верхние

поддоны с

обоих поворотных

кругов выносят краном

из трюма,

а электропогрузчики

снимают груз с нижних

поддонов.

Если штабель соли находится вне зоны действия кра­ на, применяется технологическая схема склад (готовые пакеты) — автопогрузчик — кран — трюм (электропо­ грузчик). Автопогрузчик захватывает со штабеля одно­ временно два пакета и транспортирует их в зону дей­ ствия портального крана (рис. 55).

В Астраханском морском рыбном порту осуществлена комплексная механизация погрузки-выгрузки соли нава­ лом. На суда соль направляется системой транспорте-

216


грузочных работ с картонной тарой используют различ­ ные грузозахватные приспособления. Однако не разре­ шается захватывать пачки металлическими острыми крючками во избежание порчи картонной тары.

В рыбных портах практикуют, как правило, пакет­ ную переработку картонной тары. В Рижском рыбном порту для этого используют поддоны размером 3200Х Х2000 мм. Технологический процесс перегрузки заклю­ чается в следующем. Из вагона тару укладывают на поддоны. На каждом поддоне формируется подъем из 1000 ящиков. Груженый поддон захватывается автопо­ грузчиком и транспортируется на склад. В складе подъ­ емы устанавливаются по высоте в два-три ряда. Перед погрузкой на суда тару с помощью автопогрузчиков концентрируют на причале. Затем портальным краном подъемы подают в трюм судна, где кипы вручную укла­ дывают в штабель.

 

 

 

 

Т а б л и ц а

32

 

Габариты,

мм

Масса бочки, кг

 

 

Емкость,

диаметр в

 

бывшей в

Погрузочный

л

новой

объем,

м3/ т

 

высота

пуке

употреблении

 

 

50

540

414

1 0 ,0

1 0 ,0

11.67

100

675

515

16,0

16,0

11.67

120

770

525

2 0 , 0

18,6

11,67

 

 

Деревянные бочки, используемые для соленой рыб­ ной продукции, изготовляются специализированными предприятиями рыбной промышленности. В табл. 32 дана характеристика бочек наиболее распространенной емкости.

Для своевременной загрузки судов бочки заблаговре­ менно перевозят с бондарно-тарного завода, накапли­ вая на территории порта. На причале бочки хранят на открытой площадке в штабеле в положении лежа. Вы­ сота штабеля должна быть не более 4 м. Во избежание раскатывания крайние бочки штабеля заклинивают де­ ревянными упорами.

В большинстве рыбных портов бочки перевозят в ме­ таллических контейнерах, которые устанавливают на автомашины. Контейнер вмещает 72 бочки емкостью

218