Файл: Кубрак А.Д. Морские рыбные порты и их эксплуатация учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 181
Скачиваний: 1
ный объем — 2,38 |
м3/т. Рыбная мука |
может перевозить |
ся и навалом в трюмах судов. |
разгрузка рыбной |
|
В большинстве |
рыбных портов |
муки производится по технологическим схемам: трюм — кран — вагон (электропогрузчик), трюм — кран — элект ропогрузчик— склад. Для формирования подъема в трюме используются различные грузозахватные приспо собления (пеньковые и брезентовые стропы, сетки, под доны, щипковые захваты). Целесообразность примене ния того или иного грузозахватного приспособления оп ределяется конкретными условиями. Щипковые захва ты целесообразно использовать при разгрузке рыбной муки с палубы или из грузовых помещений с большим раскрытием трюмов. При выгрузке рыбной муки из дип танков применяют стропы или сетки специальной кон струкции, позволяющей в грузовых помещениях с лю ками малых размеров формировать более тяжелые подъ емы, чем при применении обычных сеток.
При разгрузке рыбной муки из БМРТ по технологи ческой схеме трюм — кран — вагон (электропогрузчик) бригада портовых рабочих состоит из девяти человек (четверо в трюме, один сигнальщик, один крановщик, двое на столе-рампе, один на электропогрузчике).
В трюме портовые рабочие укладывают груз вруч ную на пеньковый строп по два мешка в ряд и в три ряда по высоте (масса подъема 480 кг). Портальный кран переносит подъем на стол-рампу, установленный у дверного проема вагона. Двое портовых рабочих пере кладывают мешки со стола-рампы на лист, который электропогрузчик выдвигает из двери вагона. После этого груз транспортируется в торец вагона, где с по мощью сталкивателя электропогрузчик укладывает меш ки в штабель.
При выгрузке рыбной муки в мешках из диптанков транспортных рефрижераторов по технологической схеме
трюм — кран — вагон |
(электропогрузчик) |
производи |
тельность портовых рабочих колеблется от |
75 до 130 т |
|
в смену в зависимости |
от класса грузовых |
помещений |
и типа применяемого грузозахватного приспособления. При использовании в качестве грузозахватного при
способления щипковых захватов подъем |
груза состоит |
из 10 мешков общей массой 800 кг. После |
подачи в трюм |
210
на рис. 49. Машина состоит из насоса с электродвига телем, смонтированного на прицепе приемного бункера, установленного на шасси самосвала, и всасывающих гибких шлангов.
Перед началом разгрузки машина устанавливается на причале, всасывающий шланг опускается в трюм суд на, приемный бункер ставится в рабочее положение (на клонно), воздушный насос соединяется шлангом с при емным бункером.
Рис. 49. Схема работы пневмовсасывающей машины:
1 — трюм судна; 2 — самосвал; 3 — прием ны й бункер; 4 — воздуш ны й насос; 5 — электродвигатель; 6 — всасываю щ ие шланги; 7 — сыпучий груз.
После включения воздушного насоса в замкнутой си стеме образуется вакуум, под действием которого через сопло засасывается рыбная мука, которая поступает в отделитель, где отделяется от воздуха и накапливается в бункере. По наполнении бункера насос автоматически отключается, мука транспортируется к месту назначения и разгружается из бункера через люк.
Применение пневматических всасывающих машин позволяет осуществить комплексную механизацию пере грузки рыбной муки. Машины обслуживает шофер-ме ханизатор и трое портовых рабочих. Производитель ность одного портового рабочего 7 т в смену.
212
ПЕРЕГРУЗКА СОЛИ
Соль в районы промысла доставляют в таре (деревянных бочках, джутовых мешках, рогожных ку лях), а иногда насыпью. В табл. 30 приведена транспорт ная характеристика соли при различной упаковке.
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
30 |
|
ТРАНСПОРТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЛИ |
|
|
||
|
Вид тары, упаковки |
Масса |
одного |
Погрузоч |
Класс |
Груз |
места |
(брут |
ный объем, |
груза |
|
|
|
то), кг |
м3/т |
|
Соль Навалом ..............................
Бочки ..................................
» . . • ..............................
» ..........................................
М ешки...................................
» ........................................................
» ..........................................
Любая |
0 ,8 -0 ,1 |
н-сз |
До 80 |
До 3,99 |
Б-80 |
81— 165 |
До 3,99 |
Б-165 |
166—300 |
До 3,99 |
Б-300 |
До 50 |
1,02 |
М-50 |
51—80 |
1,02 |
М-80 |
г81—102 |
1,02 |
М-102 |
В большинстве портов соль хранят навалом на от крытых складских площадках, где она подвергается воз действию атмосферных осадков, что отрицательно ска зывается на ее качестве.
При подготовке к погрузке на суда соль обычно за таривают в бочки (рис. 50), которые штабелируют на поддонах или укладывают в виде конуса (рис. 51).
При погрузке соли в бочках на суда применяют те же грузозахватные приспособления, что и при выгрузке соленой рыбной продукции (храпцевидные захваты, под доны и др.). На рис. 52 показано, как портальный кран подает раму с 16 храпцами к месту формирования подъ ема и рабочие проводят застропку бочек, после чего кран поднимает груз и переносит в трюм судна (рис. 53). В трюме бочки раскатывают с просвета люка вручную.
Хранение заполненных солью бочек в пакетах на под донах и применение внутри трюма электропогрузчиков позволяет осуществить комплексную механизацию по грузки соли. Рассмотрим технологию перегрузки по тех нологической схеме: склад (готовые пакеты) — кран — трюм (электропогрузчик, готовые пакеты).
Расстановка рабочих и перегрузочных машин в тех нологической схеме приведена в табл. 31,
213
Т а б л и ц а 31
РАССТАНОВКА РАБОЧИХ И ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ МАШИН В |
|
|||||
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЕ СКЛАД (ГОТОВЫЕ ПАКЕТЫ)- |
|
|||||
КРАН - |
ТРЮМ |
|
|
|
|
|
(электропогрузчик) |
|
|
|
|
|
|
Рабочие и |
|
Место |
производства работ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
механизмы |
склад |
причал |
судно |
|
||
|
|
|||||
Перегрузочные |
|
Портальный |
Электропогрузчик |
|
||
машины и |
|
кран |
4004-2. |
поворотный |
||
приспособле |
|
|
|
круг-2 |
|
|
ния |
|
Один |
кра |
Один сигнальщик |
на |
|
Портовые ра Два на заце |
||||||
бочие |
пке поддо |
новщик |
палубе, |
четверо на |
||
|
нов |
|
|
отцепке |
поддонов, |
|
|
|
|
|
транспортировке |
и |
|
|
|
|
|
укладке бочек |
|
Перед началом погрузки в трюм плавбазы краном подают два электропогрузчика, оборудованные штыре выми захватами, а на просвете люка устанавливают два поворотных круга.
Портовые рабочие проводят застройку одновременно |
||
двух груженых поддонов с помощью крановой подвески, |
||
снабженной предохранительной сеткой. Кран переносит |
||
два пакета в трюм (рис. 54) и отпускает их на один из |
||
поворотных кругов. Затем краном подается с берега груз |
||
на другой поворотный круг. Электропогрузчики, обору |
||
дованные штыревыми захватами, снимают бочки с верх |
||
них поддонов, транспортируют их к месту укладки и |
||
устанавливают в штабель. Освободившиеся верхние |
||
поддоны с |
обоих поворотных |
кругов выносят краном |
из трюма, |
а электропогрузчики |
снимают груз с нижних |
поддонов.
Если штабель соли находится вне зоны действия кра на, применяется технологическая схема склад (готовые пакеты) — автопогрузчик — кран — трюм (электропо грузчик). Автопогрузчик захватывает со штабеля одно временно два пакета и транспортирует их в зону дей ствия портального крана (рис. 55).
В Астраханском морском рыбном порту осуществлена комплексная механизация погрузки-выгрузки соли нава лом. На суда соль направляется системой транспорте-
216
грузочных работ с картонной тарой используют различ ные грузозахватные приспособления. Однако не разре шается захватывать пачки металлическими острыми крючками во избежание порчи картонной тары.
В рыбных портах практикуют, как правило, пакет ную переработку картонной тары. В Рижском рыбном порту для этого используют поддоны размером 3200Х Х2000 мм. Технологический процесс перегрузки заклю чается в следующем. Из вагона тару укладывают на поддоны. На каждом поддоне формируется подъем из 1000 ящиков. Груженый поддон захватывается автопо грузчиком и транспортируется на склад. В складе подъ емы устанавливаются по высоте в два-три ряда. Перед погрузкой на суда тару с помощью автопогрузчиков концентрируют на причале. Затем портальным краном подъемы подают в трюм судна, где кипы вручную укла дывают в штабель.
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
32 |
||
|
Габариты, |
мм |
Масса бочки, кг |
|
|
||
Емкость, |
диаметр в |
|
бывшей в |
Погрузочный |
|||
л |
новой |
объем, |
м3/ т |
||||
|
высота |
пуке |
употреблении |
|
|
||
50 |
540 |
414 |
1 0 ,0 |
1 0 ,0 |
11.67 |
||
100 |
675 |
||||||
515 |
16,0 |
16,0 |
11.67 |
||||
120 |
770 |
||||||
525 |
2 0 , 0 |
18,6 |
11,67 |
||||
|
|
Деревянные бочки, используемые для соленой рыб ной продукции, изготовляются специализированными предприятиями рыбной промышленности. В табл. 32 дана характеристика бочек наиболее распространенной емкости.
Для своевременной загрузки судов бочки заблаговре менно перевозят с бондарно-тарного завода, накапли вая на территории порта. На причале бочки хранят на открытой площадке в штабеле в положении лежа. Вы сота штабеля должна быть не более 4 м. Во избежание раскатывания крайние бочки штабеля заклинивают де ревянными упорами.
В большинстве рыбных портов бочки перевозят в ме таллических контейнерах, которые устанавливают на автомашины. Контейнер вмещает 72 бочки емкостью
218