Файл: Кубрак А.Д. Морские рыбные порты и их эксплуатация учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 180

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

таким образом, чтобы по возможности избежать изме­ нения вылета стрелы и производить разгрузку на мини­ мальных углах поворота. Бригадир портовых рабочих осматривает и готовит рабочее место с точки зрения техники безопасности, получает необходимые грузоза­ хватные приспособления и инструмент, распределяет бригаду рабочих по операциям с учетом их опыта и специализации. Стивидор инструктирует бригаду порто­ вых рабочих по технике безопасности и безопасным приемам работы.

ГРУЗОЗАХВАТНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И ИНВЕНТАРЬ

Грузозахватные приспособления являются важными элементами перегрузочного оборудования и представляют собой устройства, с помощью которых перегрузочные машины захватывают груз при его подъе­ ме и перемещении. Тип грузозахватного приспособления существенно влияет на интенсивность перегрузочного процесса, надежность и безопасность работ, производи­ тельность труда портовых рабочих. Совершенствование грузозахватных приспособлений является непременным условием технического прогресса в рыбных портах на грузовых работах.

Грузозахватные приспособления должны обеспечи­ вать быстрый захват и освобождение груза; наибольшую массу подъема груза, допускаемую грузоподъемностью перегрузочной машины; сохранность перерабатываемого груза; высокий уровень комплексной механизации; без­ опасность производства работ. Кроме того, они должны быть просты по конструкции, иметь минимальную собст­ венную массу, не требовать больших затрат на изготов­ ление. По принципу действия грузозахватные устройства подразделяются на три типа:

ручные, требующие прикрепления или освобождения груза вручную (универсальные стропы, грузовые сетки, поддоны, храпцы и т. д.);

полуавтоматические, в которых закрепление или ос­ вобождение груза проводится вручную, а освобождение или закрепление груза — автоматическое (самоотцепляющиеся храпцы для бочковых грузов, клещевидные за­ хваты для Мешковых грузов и т. д .);

184

автоматические, которые захватывают и освобождают груз автоматически (грейферы, вилочные навесные при­ способления погрузчиков, гидравлические захваты и т. д.).

По применению грузозахватные приспособления де­ лятся на универсальные и специальные, предназначенные для переработки определенных грузов.

В зависимости от принципа удержания груза, грузо­ захватные устройства подразделяют на охватывающие, защемляющие, поддерживающие и притягивающие.

В последние годы большое развитие получили специ­ альные навесные грузозахватные приспособления к пор­ тальным кранам и погрузчикам. В частности разработа­ ны полуавтоматические и автоматические захваты, по­ зволяющие полностью исключить или в значительной мере облегчить труд портовых рабочих на перегрузоч­ ных операциях.

По назначению захватные устройства подразделяют­ ся на захваты для кранов и погрузчиков.

Захваты для кранов. Простейшим грузозахватным приспособлением является универсальный строп (рис. 27), который изготовляется из растительного или стального каната и применяется для переработки Меш­ ковых грузов, леса, сепарации и пр. Для загрузки строп расстилают на ровном месте и укладывают на пего груз ближе к одному концу стропа. Когда груз уложен, длин­ ный конец продевают под короткий и надевают на крюк перегрузочной машины. При подъеме строп затягивает­ ся под действием силы тяжести груза и переносится к месту укладки. Для перегрузки мешков, сильное сжатие которых нежелательно, применяют универсальный строп, обшитый парусиной или брезентом (рис. 28).

В настоящее время применение стропов значительно сокращено из-за широкого использования специальных захватных приспособлений и поддонов.

Некоторые грузы можно перегружать с помощью грузовых сеток, изготовленных из растительного или

стального троса.

Наиболее распространенным видом грузозахватного приспособления, используемого для перевалки штучных грузов, является плоский поддон (рис. 29), представля­ ющий собой прямоугольную деревянную площадку раз­ мером чаще всего 800X1100, 1100X1600, 1200X1600 мм,

185


~ Г7 7 ~ ГГГГГ1 -У 7 7 7 У 1 Г7 ?г7 7 Г Г 7 1 7 7 Т Г Г Г / Г Т 7 7 / / У / ^ у 1 у У^^

Сращение

Рис. 27. Универсальные стропы:

1 ~ растительный; 2 — стальной; 3 — схем а застропки груза.

Рис. 29. Плоский поддон.

состоящую из брусьев. В просвет между брусьями заво­ дятся вилы погрузчика. Пакет может перегружаться погрузчиком без участия портовых рабочих. Концы до­ сок выступают за бруски и служат для захвата поддона крановой подвеской (см. рис. 42), которая может иметь предохранительные сетки, препятствующие выпаданию из пакета отдельных мест груза.

Применение поддонов на грузовых работах позволя­ ет значительно снизить затраты ручного труда, ускорить погрузку-разгрузку судов и вагонов, повысить произво­ дительность труда и уровень комплексной механизации. Поддоны бывают различной конструкции. В морских рыбных портах широкое распространение получили гре­ бенчатые поддоны, у которых одна сторона обшита не досками, а узкими брусьями. Это дает возможность легко снимать пакет груза с поддона с помощью вилоч­ ного погрузчика и комплексно механизировать перегруз­ ку по ряду технологических схем. На рис. 37 изображе­ ны гребенчатые поддоны, поданные краном в трюм судна.

Помимо рассмотренных грузозахватных приспособле­ ний, которые можно отнести к универсальным, в рыб­ ных портах используется большое количество специаль­ ных захватных устройств. При перегрузке бочек приме­ няют захваты-храпцы, представляющие собой крюки особой формы, свободно перемещающиеся на тросовой или цепной подвеске, которыми бочки захватываются за уторы (рис. 30,а, б). Для перегрузки почек применяют­ ся также храпцы-самоотцепы, не получившие широкого распространения из-за недостатков в конструкции. Тро­ совые храпцы в процессе использования перекручива­ ются, что усложняет процесс застропки бочки. Цепные храпцы не закручиваются, но имеют значительную

массу.

Лучшим решением является использование комби­ нированных храпцов. При этом захват состоит из троса 70—150 мм, к которому крепится цепная подвеска с дву­ мя захватами. Комбинированные храпцы лишены недо­ статков тросовой и цепной подвески, а наличие тросов различной длины обеспечивает формирование компакт­ ного подъема груза. Храпцы в количестве 18—24 шт. подвешивают на раму.

Рыбную муку в мешках выгружают из судов при

187


Рис. 30.

Храпцевид-

ные захваты

для бо­

чек:

 

 

а — захваты

на цепной

подвеске;

б — захваты

на тросовой подвеске

помощи щипковых захватов (рис. 31). Щипковый за­ хват представляет собой конструкцию клещевого типа, состоящую из левого и правого рычагов, прижимов, стя­ гивающей пружины, рукоятки и скобы. Во время фор­ мирования подъема захват удерживается в рабочем со­ стоянии стягивающей пружиной. При подъеме надеж­ ность захватывания мешка обеспечивается собственной массой мешка.

Грузозахватные устройства к погрузчикам. Сменные грузозахватные устройства к погрузчикам широко при­ меняются для механизации судовых, вагонны'х и склад­ ских работ (четырехвилочные захваты со сталкивателем для Мешковых грузов, многовилочные захваты с боковым смещением и сталкивателем, боковые гидрав­ лические захваты; прижимы универсальные гидравличе­ ские и др.).

Для погрузки соли в бочки в Калининградском мор­ ском рыбном порту применяются электропогрузчики, оборудованные штыревыми захватами (рис. 32). Четы-

188

рехштыревой захват на три бочки (см. рис. 32, а) состо­ ит из рамы и приваренных к ней четырех штырей. Внут­ ри штырей имеются обводы, соответствующие кривизне бочки. Захват прост в изготовлении, удобен в эксплуа­ тации. Он не только захватывает и удерживает бочки в вертикальном положении при транспортировке, но и кантует бочки. Кантование проводится путем подъема штыревого захвата, заведенного между лежащими боч­ ками, и небольшого продвижения погрузчика вперед.

Рис. 31. Щипковый захват для перегрузки мешкового груза:

1, 2 рычаги;

3 — стягиваю щ ая пруж ина; 4 — скоба;

5 — рукоятка;

6 — приж имы .

189


В рыбных портах эксплуатируются навесные захваты к погрузчикам, в которых каретка может смещаться в сторону от продольной оси погрузчика. Примером та­ кого захвата является боковой гидравлический захват. Захват предназначен для перегрузки киповых, ящичных и цилиндрических грузов. Рабочим органом захвата яв­ ляются специальные колодки, форма которых зависит от формы перегружаемого груза. Колодки крепятся к ла­ пам ползунков, перемещающихся в направляющих гру­ зовой каретки. Боковое смещение каретки позволяет захватывать и укладывать груз без дополнительных за­ трат времени на маневрирование погрузчика. На рис. 17 изображен электропогрузчик ЕВ-676, оборудованный бо­ ковым гидравлическим захватом.

В зарубежных портах для транспортировки и уклад­ ки бочек широко применяется гидравлический захват, показанный на рис. 33. Бочки, установленные на торец, зажимаются системой рычагов, которые приводятся в действие гидроцшшндрами.

Кроме грузозахватных устройств при производстве погрузочно-разгрузочных работ используют и другой ин­ вентарь, создающий удобства в работе и облегчающий выполнение отдельных операций, например приспособле­ ния, способствующие надежной и удобной застройке гру­ зозахватных устройств, рабочие инструменты, оборудо­ вание рабочих мест. К наиболее часто используемому перегрузочному инвентарю относятся рама для подвес-

190


i-Рис. 36. Поворотный ' круг.

поворотная тележка, которая позволяет легко изменять направление движения.

Стол-рампа — это переносное устройство, используе­ мое при грузовой обработке железнодорожных вагонов, автомашин (рис. 35). Она представляет собой площадку, устанавливаемую на уровне пола вагона или кузова автомашины, на которую принимаются пакеты груза до погрузки (выгрузки) их в вагон или автомашину.

Поворотный круг (рис. 36) используется для разво­ рота поддонов с грузом в положение, удобное для за­ хвата подъема вилами погрузчика, и может быть уста­ новлен на просвете трюма, на столе-рампе.

Для открытия и закрытия дверей железнодорожных вагонов используются специальные рычажные устройст­ ва. Остановка железнодорожных вагонов может прово­ диться с помощью устройств, называемых башмаками.

Забортные сетки навешиваются на борт судна в рай­ оне движения груза во избежание попадания в воду случайно выпавших из пакета отдельных мест груза.

Погрузочно-разгрузочный инвентарь рыбный порт из­ готовляет обычно самостоятельно в механических и та­ келажных мастерских.

ПЕРЕГРУЗКА МОРОЖЕНОЙ РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ

Мороженую рыбную продукцию приготовляют из живой или свежей уснувшей рыбы (без разделки или после разделки) путем заморозки ее в брикетах массой 9; 10; 11 и 12 кг. Брикеты упаковывают главным обра­ зом в картонные ящики, в отдельных случаях в бумаж­ ные мешки или рогожные кули. Для упаковки мороже­ ной рыбной продукции обычно используют картонные ящики длиной 820 мм, шириной 270 мм и высотой 240 мм. Масса ящика 2 кг. В ящик укладывают три брикета мо­ роженой рыбы или филе, следовательно, масса рыбной

192

продукции в одном ящике может быть 27, 30, 33, 36 кг. В табл. 28 дана транспортная характеристика мороже­ ной рыбной продукции.

Картонные ящики с мороженой рыбной продукцией должны быть прочно обвязаны шпагатом, обтянуты ме­ таллической лентой или оклеены гуммированной лентой. Допускается обвязка ящиков проволокой или шпагатом.

 

 

 

Т а б л'и ц а

28

ТРАНСПОРТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОРОЖЕНОЙ РЫБНОЙ

ПРОДУКЦИИ

 

 

 

 

 

 

Масса

 

 

Груз

Вид тары,

одного

Погрузочный

Класс

упаковки

места

объем, м3/т

груза

 

 

(брутто),

 

 

 

 

кг

 

 

Рыба мороженая . . . .

Картонные

До 50

До 2,45

Я-50

» .........................

ящики

До £0

До 2,45

М-50

Мешки

» .........................

бумажные

До 50

До 2,45

М-50

Мешки

» .........................

джутовые

До £0

До 2,45

Я-50

Деревянные

» ..........................

ящики

Свыше 50

До 2,45

Я-80

»

Рыбное филе мороженое

Картонные

До 50

1,1—1,83

Я-50

 

ящики

 

 

 

В морских рыбных портах в основном проводится разгрузка мороженой рыбной продукции из рефрижера­ торных судов по прямому варианту (судно-вагон, судноавтомашина) или на склад.

Технологическая схема перегрузки определяется име­ ющимся в порту перегрузочным оборудованием и типом

судна.

Существующая технология перегрузки мороженой рыбной продукции основана на применении машин пе­ риодического действия и представляет собой сочетание механизированных операций перемещения (кордонной, внутрипортовой) и выполняемых с помощью машин или вручную начальных или конечных операций (судовой, вагонной).

7 Зак. 626*

193