Файл: Кубрак А.Д. Морские рыбные порты и их эксплуатация учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 180
Скачиваний: 1
таким образом, чтобы по возможности избежать изме нения вылета стрелы и производить разгрузку на мини мальных углах поворота. Бригадир портовых рабочих осматривает и готовит рабочее место с точки зрения техники безопасности, получает необходимые грузоза хватные приспособления и инструмент, распределяет бригаду рабочих по операциям с учетом их опыта и специализации. Стивидор инструктирует бригаду порто вых рабочих по технике безопасности и безопасным приемам работы.
ГРУЗОЗАХВАТНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И ИНВЕНТАРЬ
Грузозахватные приспособления являются важными элементами перегрузочного оборудования и представляют собой устройства, с помощью которых перегрузочные машины захватывают груз при его подъе ме и перемещении. Тип грузозахватного приспособления существенно влияет на интенсивность перегрузочного процесса, надежность и безопасность работ, производи тельность труда портовых рабочих. Совершенствование грузозахватных приспособлений является непременным условием технического прогресса в рыбных портах на грузовых работах.
Грузозахватные приспособления должны обеспечи вать быстрый захват и освобождение груза; наибольшую массу подъема груза, допускаемую грузоподъемностью перегрузочной машины; сохранность перерабатываемого груза; высокий уровень комплексной механизации; без опасность производства работ. Кроме того, они должны быть просты по конструкции, иметь минимальную собст венную массу, не требовать больших затрат на изготов ление. По принципу действия грузозахватные устройства подразделяются на три типа:
ручные, требующие прикрепления или освобождения груза вручную (универсальные стропы, грузовые сетки, поддоны, храпцы и т. д.);
полуавтоматические, в которых закрепление или ос вобождение груза проводится вручную, а освобождение или закрепление груза — автоматическое (самоотцепляющиеся храпцы для бочковых грузов, клещевидные за хваты для Мешковых грузов и т. д .);
184
автоматические, которые захватывают и освобождают груз автоматически (грейферы, вилочные навесные при способления погрузчиков, гидравлические захваты и т. д.).
По применению грузозахватные приспособления де лятся на универсальные и специальные, предназначенные для переработки определенных грузов.
В зависимости от принципа удержания груза, грузо захватные устройства подразделяют на охватывающие, защемляющие, поддерживающие и притягивающие.
В последние годы большое развитие получили специ альные навесные грузозахватные приспособления к пор тальным кранам и погрузчикам. В частности разработа ны полуавтоматические и автоматические захваты, по зволяющие полностью исключить или в значительной мере облегчить труд портовых рабочих на перегрузоч ных операциях.
По назначению захватные устройства подразделяют ся на захваты для кранов и погрузчиков.
Захваты для кранов. Простейшим грузозахватным приспособлением является универсальный строп (рис. 27), который изготовляется из растительного или стального каната и применяется для переработки Меш ковых грузов, леса, сепарации и пр. Для загрузки строп расстилают на ровном месте и укладывают на пего груз ближе к одному концу стропа. Когда груз уложен, длин ный конец продевают под короткий и надевают на крюк перегрузочной машины. При подъеме строп затягивает ся под действием силы тяжести груза и переносится к месту укладки. Для перегрузки мешков, сильное сжатие которых нежелательно, применяют универсальный строп, обшитый парусиной или брезентом (рис. 28).
В настоящее время применение стропов значительно сокращено из-за широкого использования специальных захватных приспособлений и поддонов.
Некоторые грузы можно перегружать с помощью грузовых сеток, изготовленных из растительного или
стального троса.
Наиболее распространенным видом грузозахватного приспособления, используемого для перевалки штучных грузов, является плоский поддон (рис. 29), представля ющий собой прямоугольную деревянную площадку раз мером чаще всего 800X1100, 1100X1600, 1200X1600 мм,
185
~ Г7 7 ~ ГГГГГ1 -У 7 7 7 У 1 Г7 ?г7 7 Г Г 7 1 7 7 Т Г Г Г / Г Т 7 7 / / У / ^ у 1 у У^^
Сращение
Рис. 27. Универсальные стропы:
1 ~ растительный; 2 — стальной; 3 — схем а застропки груза.
Рис. 29. Плоский поддон.
состоящую из брусьев. В просвет между брусьями заво дятся вилы погрузчика. Пакет может перегружаться погрузчиком без участия портовых рабочих. Концы до сок выступают за бруски и служат для захвата поддона крановой подвеской (см. рис. 42), которая может иметь предохранительные сетки, препятствующие выпаданию из пакета отдельных мест груза.
Применение поддонов на грузовых работах позволя ет значительно снизить затраты ручного труда, ускорить погрузку-разгрузку судов и вагонов, повысить произво дительность труда и уровень комплексной механизации. Поддоны бывают различной конструкции. В морских рыбных портах широкое распространение получили гре бенчатые поддоны, у которых одна сторона обшита не досками, а узкими брусьями. Это дает возможность легко снимать пакет груза с поддона с помощью вилоч ного погрузчика и комплексно механизировать перегруз ку по ряду технологических схем. На рис. 37 изображе ны гребенчатые поддоны, поданные краном в трюм судна.
Помимо рассмотренных грузозахватных приспособле ний, которые можно отнести к универсальным, в рыб ных портах используется большое количество специаль ных захватных устройств. При перегрузке бочек приме няют захваты-храпцы, представляющие собой крюки особой формы, свободно перемещающиеся на тросовой или цепной подвеске, которыми бочки захватываются за уторы (рис. 30,а, б). Для перегрузки почек применяют ся также храпцы-самоотцепы, не получившие широкого распространения из-за недостатков в конструкции. Тро совые храпцы в процессе использования перекручива ются, что усложняет процесс застропки бочки. Цепные храпцы не закручиваются, но имеют значительную
массу.
Лучшим решением является использование комби нированных храпцов. При этом захват состоит из троса 70—150 мм, к которому крепится цепная подвеска с дву мя захватами. Комбинированные храпцы лишены недо статков тросовой и цепной подвески, а наличие тросов различной длины обеспечивает формирование компакт ного подъема груза. Храпцы в количестве 18—24 шт. подвешивают на раму.
Рыбную муку в мешках выгружают из судов при
187
Рис. 30. |
Храпцевид- |
|
ные захваты |
для бо |
|
чек: |
|
|
а — захваты |
на цепной |
|
подвеске; |
б — захваты |
на тросовой подвеске
помощи щипковых захватов (рис. 31). Щипковый за хват представляет собой конструкцию клещевого типа, состоящую из левого и правого рычагов, прижимов, стя гивающей пружины, рукоятки и скобы. Во время фор мирования подъема захват удерживается в рабочем со стоянии стягивающей пружиной. При подъеме надеж ность захватывания мешка обеспечивается собственной массой мешка.
Грузозахватные устройства к погрузчикам. Сменные грузозахватные устройства к погрузчикам широко при меняются для механизации судовых, вагонны'х и склад ских работ (четырехвилочные захваты со сталкивателем для Мешковых грузов, многовилочные захваты с боковым смещением и сталкивателем, боковые гидрав лические захваты; прижимы универсальные гидравличе ские и др.).
Для погрузки соли в бочки в Калининградском мор ском рыбном порту применяются электропогрузчики, оборудованные штыревыми захватами (рис. 32). Четы-
188
рехштыревой захват на три бочки (см. рис. 32, а) состо ит из рамы и приваренных к ней четырех штырей. Внут ри штырей имеются обводы, соответствующие кривизне бочки. Захват прост в изготовлении, удобен в эксплуа тации. Он не только захватывает и удерживает бочки в вертикальном положении при транспортировке, но и кантует бочки. Кантование проводится путем подъема штыревого захвата, заведенного между лежащими боч ками, и небольшого продвижения погрузчика вперед.
Рис. 31. Щипковый захват для перегрузки мешкового груза:
1, 2 — рычаги; |
3 — стягиваю щ ая пруж ина; 4 — скоба; |
5 — рукоятка; |
6 — приж имы . |
189
В рыбных портах эксплуатируются навесные захваты к погрузчикам, в которых каретка может смещаться в сторону от продольной оси погрузчика. Примером та кого захвата является боковой гидравлический захват. Захват предназначен для перегрузки киповых, ящичных и цилиндрических грузов. Рабочим органом захвата яв ляются специальные колодки, форма которых зависит от формы перегружаемого груза. Колодки крепятся к ла пам ползунков, перемещающихся в направляющих гру зовой каретки. Боковое смещение каретки позволяет захватывать и укладывать груз без дополнительных за трат времени на маневрирование погрузчика. На рис. 17 изображен электропогрузчик ЕВ-676, оборудованный бо ковым гидравлическим захватом.
В зарубежных портах для транспортировки и уклад ки бочек широко применяется гидравлический захват, показанный на рис. 33. Бочки, установленные на торец, зажимаются системой рычагов, которые приводятся в действие гидроцшшндрами.
Кроме грузозахватных устройств при производстве погрузочно-разгрузочных работ используют и другой ин вентарь, создающий удобства в работе и облегчающий выполнение отдельных операций, например приспособле ния, способствующие надежной и удобной застройке гру зозахватных устройств, рабочие инструменты, оборудо вание рабочих мест. К наиболее часто используемому перегрузочному инвентарю относятся рама для подвес-
190
i-Рис. 36. Поворотный ' круг.
поворотная тележка, которая позволяет легко изменять направление движения.
Стол-рампа — это переносное устройство, используе мое при грузовой обработке железнодорожных вагонов, автомашин (рис. 35). Она представляет собой площадку, устанавливаемую на уровне пола вагона или кузова автомашины, на которую принимаются пакеты груза до погрузки (выгрузки) их в вагон или автомашину.
Поворотный круг (рис. 36) используется для разво рота поддонов с грузом в положение, удобное для за хвата подъема вилами погрузчика, и может быть уста новлен на просвете трюма, на столе-рампе.
Для открытия и закрытия дверей железнодорожных вагонов используются специальные рычажные устройст ва. Остановка железнодорожных вагонов может прово диться с помощью устройств, называемых башмаками.
Забортные сетки навешиваются на борт судна в рай оне движения груза во избежание попадания в воду случайно выпавших из пакета отдельных мест груза.
Погрузочно-разгрузочный инвентарь рыбный порт из готовляет обычно самостоятельно в механических и та келажных мастерских.
ПЕРЕГРУЗКА МОРОЖЕНОЙ РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ
Мороженую рыбную продукцию приготовляют из живой или свежей уснувшей рыбы (без разделки или после разделки) путем заморозки ее в брикетах массой 9; 10; 11 и 12 кг. Брикеты упаковывают главным обра зом в картонные ящики, в отдельных случаях в бумаж ные мешки или рогожные кули. Для упаковки мороже ной рыбной продукции обычно используют картонные ящики длиной 820 мм, шириной 270 мм и высотой 240 мм. Масса ящика 2 кг. В ящик укладывают три брикета мо роженой рыбы или филе, следовательно, масса рыбной
192
продукции в одном ящике может быть 27, 30, 33, 36 кг. В табл. 28 дана транспортная характеристика мороже ной рыбной продукции.
Картонные ящики с мороженой рыбной продукцией должны быть прочно обвязаны шпагатом, обтянуты ме таллической лентой или оклеены гуммированной лентой. Допускается обвязка ящиков проволокой или шпагатом.
|
|
|
Т а б л'и ц а |
28 |
ТРАНСПОРТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОРОЖЕНОЙ РЫБНОЙ |
||||
ПРОДУКЦИИ |
|
|
|
|
|
|
Масса |
|
|
Груз |
Вид тары, |
одного |
Погрузочный |
Класс |
упаковки |
места |
объем, м3/т |
груза |
|
|
|
(брутто), |
|
|
|
|
кг |
|
|
Рыба мороженая . . . . |
Картонные |
До 50 |
До 2,45 |
Я-50 |
» ......................... |
ящики |
До £0 |
До 2,45 |
М-50 |
Мешки |
||||
» ......................... |
бумажные |
До 50 |
До 2,45 |
М-50 |
Мешки |
||||
» ......................... |
джутовые |
До £0 |
До 2,45 |
Я-50 |
Деревянные |
||||
» .......................... |
ящики |
Свыше 50 |
До 2,45 |
Я-80 |
» |
||||
Рыбное филе мороженое |
Картонные |
До 50 |
1,1—1,83 |
Я-50 |
|
ящики |
|
|
|
В морских рыбных портах в основном проводится разгрузка мороженой рыбной продукции из рефрижера торных судов по прямому варианту (судно-вагон, судноавтомашина) или на склад.
Технологическая схема перегрузки определяется име ющимся в порту перегрузочным оборудованием и типом
судна.
Существующая технология перегрузки мороженой рыбной продукции основана на применении машин пе риодического действия и представляет собой сочетание механизированных операций перемещения (кордонной, внутрипортовой) и выполняемых с помощью машин или вручную начальных или конечных операций (судовой, вагонной).
7 Зак. 626* |
193 |