Файл: Кубрак А.Д. Морские рыбные порты и их эксплуатация учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 211
Скачиваний: 1
Наибольшее распространение получили следующие технологические схемы: трюм — кран — вагон; трюм — кран — вагон (электропогрузчик); трюм (роликовая те леж ка)— кран — вагон (роликовая тележка); трюм — кран — электропогрузчик — склад (готовыми пакетами); трюм — кран — автомашина. В последние годы шире стали применяться комплексно-механизированные техно логические схемы, основанные на пакетировании груза, например трюм (электропогрузчик) — кран — вагон (электропогрузчик).
Рассмотрим способы производства судовых, вагон ных и складских операций при перегрузке рыбной про дукции в картонных ящиках.
Способы выполнения судовой операции зависят ог конструктивных особенностей грузовых помещений суд на, имеющегося в порту перегрузочного оборудования и пр. Операция может проводиться вручную; механизи рованным способом с использованием машин периоди ческого и непрерывного действия (погрузчиков, транс портеров) для доставки груза из-под палубного прост ранства на просвет люка, или наоборот; комплексно механизированно, если груз доставляется на судне в виде пакетов.
Применение электропогрузчиков возможно лишь в трюмах крупнотоннажных плавбаз, транспортных и про изводственных рефрижераторов, имеющих просторные грузовые помещения и люки больших размеров. Однако ряд судов этих типов имеет в грузовых помещениях на польные решетки малой прочности, что ограничивает использование электропогрузчиков. Для механизации судовой операции на таких судах используют малогаба ритные погрузчики (ЕВ-676, ЕВ-683, ЭП-201 и др.), обо рудованные пневматическими шинами.
Конструкция трюмов крупнотоннажных промысловых судов (БМРТ, РТМ) не позволяет использовать элект ропогрузчики для выполнения судовой операции, поэто му на таких судах применяют переносные транспортеры, а также стационарные ленточные транспортеры, уста новленные в трюмах этих судов.
Судовая операция на транспортных и производст венных рефрижераторах выполняется следующим обра зом. Портальный кран подает в трюм порожние подцо-
194
Портовые рабочие в подпалубном пространстве берут картонные ящики из штабеля и укладывают на транс портер, подающий их к просвету люка, где ящики фор мируются в пакет на поддоне. Раздвижные транспорте ры применяются в небольших трюмах, а также при на личии большого количества пиллерсов, когда значитель но усложняется маневрирование электропогрузчика в
трюме.
Все шире применяется перевозка рыбной продукции в пакетах, когда отдельные ящики с рыбной продукцией
Рис. 39. Пакет, сформирован
ный при помощи |
строп-ленты: |
||
1 — крю чки; |
2 — упаковочная |
||
лента; |
3 — замок; |
4 — вспомога |
|
тельные |
отверстия; |
5 — стальная |
строп-лента.
собирают в пакет. Применяются разнообразные способы формирования пакетов на судах (на поддонах, с по мощью обвязки строп-лентой, без пакетообразующих средств). При пакетной перевозке и перегрузке исклю чается ручная поштучная укладка или разборка шта беля в трюме, вагоне, на складе. Пакеты перегружаются с помощью погрузчиков. Это позволяет осуществить ком плексную механизацию перегрузки в порту.
На рис. 39 изображен пакет мороженой рыбной про дукции, сформированный при помощи строп-ленты. Па кет формируется на стальной строп-ленте, а затем стя гивается упаковочной лентой. На концах ленты укреп лены крючки, которые входят во вспомогательные отвер стия строп-ленты. Обжатие пакета и соединение упако вочной ленты замком проводятся с помощью специаль ной ручной упаковочной машины.
Наиболее целесообразно пакетирование без примене ния пакетоформирующих средств, так как оно требует меньших затрат труда и исключает необходимость из
197
готовления большого количества обвязочных материалов и поддонов.
Пакет представляет собой семь — шесть рядов кар тонных ящиков по высоте, причем в каждом ряду укла дывают четыре ящика. Ящики нижнего ряда уложены на узкую сторону параллельно друг другу, а в осталь ных рядах на широкую сторону. Вследствие такой укладки в нижней части пакета образуются зазоры ши риной 100—120 мм, предназначенные для заводки лап гидравлического захвата электропогрузчика. Пакет и зазоры хорошо видны на рис. 41. Практика пакетных перевозок в Калининградском производственном управ лении рыбной промышленности показала, что примене ние такого пакета является наиболее целесообразным. Масса пакета 924 кг, а размер в плане 820x1100 мм.
Технология судовой операции при пакетной перегруз ке определяется способом, которым сформированы паке ты, размером самих пакетов, имеющимися в порту типа ми электропогрузчиков и грузозахватных приспособле ний к ним.
После освобождения от груза просвета люка, на котором рыбная продукция может быть загружена без пакетирования или в виде пакетов, образованных с по мощью строп-лент, в трюм на палубный настил пода ются портальным краном один-два электропогрузчика.
В подпалубном пространстве пакеты формируют, как правило, без пакетообразующих средств. Судовая опера ция при разгрузке пакетов, образованных без применения пакетообразующих средств, проводится малогабаритны ми электропогрузчиками (ЕВ-683, ЕВ-676), оборудован ными боковыми гидравлическими захватами с кареткой бокового сдвига. Если пакеты сформированы на поддо нах, используются электропогрузчики с вилочными за хватами и кареткой бокового сдвига.
На рис. 40 и 41 показано формирование подъема груза на просвете люка с применением электропогруз чиков в том случае, когда пакетирование осуществлено без пакетообразующих средств. На рис. 40 показан про цесс захвата пакета в подпалубном пространстве и тран спортировки его на просвет люка, где он устанавливает ся на поддон размером 1100X1600 мм (рис. 41). После установки на поддон второго пакета портовые рабочие
198
данный краном к двери вагона, двое укладывают ящики внутри вагона, принимая их с телескопического при водного рольганга. В настоящее время изготовлены и испытываются экспериментальные образцы такой ма шины. Однако применение машин непрерывного спосо ба действия не дает возможности комплексно механи зировать перегрузку мороженой рыбной продукции, так как подача картонных ящиков на транспортер в трюме или укладка груза в вагоне осуществляется портовыми рабочими вручную поштучно. Применение транспортеров сдерживает также пакетную перевозку и перегрузку мо роженой рыбной продукции.
Для загрузки железнодорожных вагонов все шире практикуют применение малогабаритных электропогруз чиков, что позволяет осуществить на ряде судов комп лексную механизацию технологического процесса по ва рианту судно-вагон. Использование электропогрузчиков на внутривагонных работах сдерживается конструктив ными особенностями типов железнодорожных вагонов, загружаемых в рыбных портах (напольные решетки име ют малую прочность, узкие дверные проемы).
В настоящее время железнодорожный парк попол няется новыми типами вагонов с широкими дверными проемами и прочными напольными решетками, что дает основание считать перспективным применение погрузчи ков для механизации внутривагонных работ.
Вагонная операция в технологической схеме трюм (электропогрузчик, готовые пакеты) — кран — вагон (электропогрузчик, готовые пакеты) осуществляется следующим образом. Портальный кран подает груже ный поддон с двумя пакетами на поворотный круг, ус тановленный на столе-рампе (рис. 45). Загрузка вагона проводится одним-двумя малогабаритными электропо грузчиками (4004, ЕВ-676, ЕВ-683), оборудованными бо ковыми гидравлическими захватами с кареткой бокового смещения или вилами с гидравлическим сталкивателем. Лапами захвата электропогрузчик берет один пакет, до ставляет его в торец вагона и там укладывает. Порто вые рабочие разворачивают поддон на поворотном круге для того, чтобы электропогрузчик смог захватить второй пакет.
Складская операция заключается в штабелировании
203
Работы по приемке, хранению и отправке мороженой рыбной продукции с холодильников являются, как пра вило, комплексно-механизированными. Это объясняется тем, что на холодильники груз поступает предваритель но сформированным в пакеты и уложенным на поддоны.
Загрузка камер холодильника проводится в 2—3 па кета по высоте. Электропогрузчик с пакетом груза подъ езжает вплотную к штабелю, поднимает пакет на необхо димую высоту и устанавливает его в штабель. Хранение рыбной продукции в холодильнике в виде готовых па кетов позволяет значительно снизить затраты труда при последующей отгрузке рыбной продукции.
Автотранспортная операция осуществляется следую щим образом. Рефрижераторная автомашина торцевой частью подъезжает к столу-рампе. Пакет груза подается непосредственно на стол или на роликовую тележку, установленную на столе-рампе. В первом случае порто вые рабочие вручную поштучно заносят картонные ящи ки в автомашину и там укладывают, во втором — груже ная роликовая тележка закатывается в автомашину к месту укладки ящиков, рабочие разгружают ее, затем выкатывают на стол-рампу. Освобожденный от груза поддон убирают с роликовой тележки, а на нее подают очередной пакет мороженой рыбной продукции.
Расстановка портовых рабочих по операциям техно логического процесса при перегрузке мороженой рыбной продукции определяется рядом факторов (тип судна, применяемые перегрузочные механизмы, число операций и пр.).
Основным направлением дальнейшего совершенство вания перегрузочного процесса с мороженой рыбной продукцией является комплексная механизация. Условием, способствующим комплексной механизации, является расширение пакетных перевозок рыбной продукции. Уже в 1972 г. в рыбные порты страны было доставлено па кетным способом свыше 200 тыс. т. рыбной продукции и получен значительный экономический эффект от сокра щения времени нахождения судов под обработкой. На пример, при первых опытных пакетных разгрузках ТР «Финский залив» в Калининградском рыбном порту сменная выработка портовых рабочих достигала 212 т, или 235% действующих комплексных норм выработки.
205
ПЕРЕГРУЗКА СОЛЕНОЙ РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ
Соленую рыбу в виде полуфабриката выра батывают на СРТ и сдают в море на плавбазы для даль нейшей переработки в готовую продукцию. Соленую готовую продукцию изготовляют и сами плавбазы из све жей рыбы, поступающей от среднетоннажного промыс лового флота. Ее затаривают в 120-, 100- и 50-литровые бочки, изготовленные специализированными предприятия ми. В последнее время распространение получают бочки емкостью 50 л как наиболее удобные для реализации продукции в торговой сети.
Масса одного места поступающей в порт рыбной про дукции колеблется в широких пределах в зависимости от породного состава рыбы, вида посола, степени соле ности, плотности укладки рыбы в бочки и т. д. Ориен тировочно массу одного места груза можно определить по формуле
|
|
С = С\ -f- С2, |
|
где С — масса брутто |
места груза, кг; |
||
Ci — масса |
нетто места груза, |
кг; |
|
С2 — масса |
бочки, |
кг. |
|
|
|
C i = |
k y , |
где |
— переводной коэффициент, равный 1,08— 1,2; |
|
V — расчетный объем бочки. |
|
6*2 “ |
где |
&2 — коэффициент набухания, равный 1,1 — 1,2; |
|
Q — масса бочки по ГОСТу, кг. |
В небольших количествах вырабатывается сельдь су хого посола, которую перевозят в деревянных ящиках.
Широкое распространение получает изготовление со леной сельди и рыбы других пород в жестяных банках емкостью по 3 и 5 кг (пресервы). Для упаковки пресер вов применяют картонные ящики размером 440Х220Х Х195 мм, объемом 19 дм3, вмещающие четыре банки емкостью по 3 кг. В табл. 29 дана транспортная харак теристика соленой рыбной продукции.
Соленую рыбную продукцию и полуфабрикат в рыб ных портах перегружают по следующим технологиче ским схемам: трюм — кран — вагон, трюм — кран — авто погрузчик или автомашина — склад, трюм — кран — ав-
206
Т а б л и ц а
ТРАНСПОРТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЛЕНОЙ РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ
|
1Массаодного |
места(брут ),токг |
Погрузочный |
Груз |
Вид тары, |
|
|
|
упаковки |
|
объем, м3/т |
29
Класс груза
Рыба соленая разная |
Бочки |
81—165 |
1,27-1,9 |
Б-165 |
||
» |
» |
» . . . |
» |
166—300 |
1 ,1 -1,4 |
Б-ЗС0 |
» |
» |
» . . . |
» |
301 и |
1,5 |
Б-500 |
» |
» |
» . . . |
Ящики де |
более |
1,61—2,21 |
Я-50 |
До 50 |
||||||
Пресервы в |
металличе |
ревянные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
ских |
и полиэтилено- |
Ящики |
До 50 |
2,0—1,15 |
Я-50 |
|
вых банках ............... |
||||||
То ж е ............................... |
Картонные |
До 20 |
2,46 |
я-оо |
||
» ................................... |
ящики |
Свыше 20 |
2,46 |
Я-50 |
||
То же |
||||||
томашина, |
склад — электропогрузчик — вагон, трюм — |
|||||
кран — автопогрузчик — склад |
(электропогрузчик). Кор |
|||||
донная |
операция при выгрузке плавбаз выполняется |
портальными кранами, а при выгрузке средних рыбо ловных траулеров могут применяться, кроме того, авто мобильные или береговые стационарные краны. Осталь ные операции выполняются обычно вручную. Способ ность бочек перекатываться значительно облегчает пе ремещение груза при формировании подъема груза в трюме и расформировании его в вагоне.
Для выгрузки бочек из трюма обычно применяют раму с комплектом храпцевидных захватов различной конструкции, которые укладывают на уторы бочек (см. рис. 52). Бочки из трюма выгружают послойно, с уг лублением на одну бочку (рис. 46). В трюме бочки, как правило, перевозят в положении на торец, один слой бочек отделяют от другого сепарацией. Портовые рабо чие опрокидывают бочки в положение лежа и выка тывают на просвет люка. Затем в трюм краном подает ся рама с храпцами, рассчитанная на одновременный
захват |
16—18 бочек. |
|
При |
разгрузке |
по технологической схеме трюм — |
кран — вагон груз |
подается на стол-рампу, установлен- |
207