Файл: Кубрак А.Д. Морские рыбные порты и их эксплуатация учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 211

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наибольшее распространение получили следующие технологические схемы: трюм — кран — вагон; трюм — кран — вагон (электропогрузчик); трюм (роликовая те­ леж ка)— кран — вагон (роликовая тележка); трюм — кран — электропогрузчик — склад (готовыми пакетами); трюм — кран — автомашина. В последние годы шире стали применяться комплексно-механизированные техно­ логические схемы, основанные на пакетировании груза, например трюм (электропогрузчик) — кран — вагон (электропогрузчик).

Рассмотрим способы производства судовых, вагон­ ных и складских операций при перегрузке рыбной про­ дукции в картонных ящиках.

Способы выполнения судовой операции зависят ог конструктивных особенностей грузовых помещений суд­ на, имеющегося в порту перегрузочного оборудования и пр. Операция может проводиться вручную; механизи­ рованным способом с использованием машин периоди­ ческого и непрерывного действия (погрузчиков, транс­ портеров) для доставки груза из-под палубного прост­ ранства на просвет люка, или наоборот; комплексно­ механизированно, если груз доставляется на судне в виде пакетов.

Применение электропогрузчиков возможно лишь в трюмах крупнотоннажных плавбаз, транспортных и про­ изводственных рефрижераторов, имеющих просторные грузовые помещения и люки больших размеров. Однако ряд судов этих типов имеет в грузовых помещениях на­ польные решетки малой прочности, что ограничивает использование электропогрузчиков. Для механизации судовой операции на таких судах используют малогаба­ ритные погрузчики (ЕВ-676, ЕВ-683, ЭП-201 и др.), обо­ рудованные пневматическими шинами.

Конструкция трюмов крупнотоннажных промысловых судов (БМРТ, РТМ) не позволяет использовать элект­ ропогрузчики для выполнения судовой операции, поэто­ му на таких судах применяют переносные транспортеры, а также стационарные ленточные транспортеры, уста­ новленные в трюмах этих судов.

Судовая операция на транспортных и производст­ венных рефрижераторах выполняется следующим обра­ зом. Портальный кран подает в трюм порожние подцо-

194

Портовые рабочие в подпалубном пространстве берут картонные ящики из штабеля и укладывают на транс­ портер, подающий их к просвету люка, где ящики фор­ мируются в пакет на поддоне. Раздвижные транспорте­ ры применяются в небольших трюмах, а также при на­ личии большого количества пиллерсов, когда значитель­ но усложняется маневрирование электропогрузчика в

трюме.

Все шире применяется перевозка рыбной продукции в пакетах, когда отдельные ящики с рыбной продукцией

Рис. 39. Пакет, сформирован­

ный при помощи

строп-ленты:

1 — крю чки;

2 — упаковочная

лента;

3 — замок;

4 — вспомога­

тельные

отверстия;

5 — стальная

строп-лента.

собирают в пакет. Применяются разнообразные способы формирования пакетов на судах (на поддонах, с по­ мощью обвязки строп-лентой, без пакетообразующих средств). При пакетной перевозке и перегрузке исклю­ чается ручная поштучная укладка или разборка шта­ беля в трюме, вагоне, на складе. Пакеты перегружаются с помощью погрузчиков. Это позволяет осуществить ком­ плексную механизацию перегрузки в порту.

На рис. 39 изображен пакет мороженой рыбной про­ дукции, сформированный при помощи строп-ленты. Па­ кет формируется на стальной строп-ленте, а затем стя­ гивается упаковочной лентой. На концах ленты укреп­ лены крючки, которые входят во вспомогательные отвер­ стия строп-ленты. Обжатие пакета и соединение упако­ вочной ленты замком проводятся с помощью специаль­ ной ручной упаковочной машины.

Наиболее целесообразно пакетирование без примене­ ния пакетоформирующих средств, так как оно требует меньших затрат труда и исключает необходимость из­

197


готовления большого количества обвязочных материалов и поддонов.

Пакет представляет собой семь — шесть рядов кар­ тонных ящиков по высоте, причем в каждом ряду укла­ дывают четыре ящика. Ящики нижнего ряда уложены на узкую сторону параллельно друг другу, а в осталь­ ных рядах на широкую сторону. Вследствие такой укладки в нижней части пакета образуются зазоры ши­ риной 100—120 мм, предназначенные для заводки лап гидравлического захвата электропогрузчика. Пакет и зазоры хорошо видны на рис. 41. Практика пакетных перевозок в Калининградском производственном управ­ лении рыбной промышленности показала, что примене­ ние такого пакета является наиболее целесообразным. Масса пакета 924 кг, а размер в плане 820x1100 мм.

Технология судовой операции при пакетной перегруз­ ке определяется способом, которым сформированы паке­ ты, размером самих пакетов, имеющимися в порту типа­ ми электропогрузчиков и грузозахватных приспособле­ ний к ним.

После освобождения от груза просвета люка, на котором рыбная продукция может быть загружена без пакетирования или в виде пакетов, образованных с по­ мощью строп-лент, в трюм на палубный настил пода­ ются портальным краном один-два электропогрузчика.

В подпалубном пространстве пакеты формируют, как правило, без пакетообразующих средств. Судовая опера­ ция при разгрузке пакетов, образованных без применения пакетообразующих средств, проводится малогабаритны­ ми электропогрузчиками (ЕВ-683, ЕВ-676), оборудован­ ными боковыми гидравлическими захватами с кареткой бокового сдвига. Если пакеты сформированы на поддо­ нах, используются электропогрузчики с вилочными за­ хватами и кареткой бокового сдвига.

На рис. 40 и 41 показано формирование подъема груза на просвете люка с применением электропогруз­ чиков в том случае, когда пакетирование осуществлено без пакетообразующих средств. На рис. 40 показан про­ цесс захвата пакета в подпалубном пространстве и тран­ спортировки его на просвет люка, где он устанавливает­ ся на поддон размером 1100X1600 мм (рис. 41). После установки на поддон второго пакета портовые рабочие

198


данный краном к двери вагона, двое укладывают ящики внутри вагона, принимая их с телескопического при­ водного рольганга. В настоящее время изготовлены и испытываются экспериментальные образцы такой ма­ шины. Однако применение машин непрерывного спосо­ ба действия не дает возможности комплексно механи­ зировать перегрузку мороженой рыбной продукции, так как подача картонных ящиков на транспортер в трюме или укладка груза в вагоне осуществляется портовыми рабочими вручную поштучно. Применение транспортеров сдерживает также пакетную перевозку и перегрузку мо­ роженой рыбной продукции.

Для загрузки железнодорожных вагонов все шире практикуют применение малогабаритных электропогруз­ чиков, что позволяет осуществить на ряде судов комп­ лексную механизацию технологического процесса по ва­ рианту судно-вагон. Использование электропогрузчиков на внутривагонных работах сдерживается конструктив­ ными особенностями типов железнодорожных вагонов, загружаемых в рыбных портах (напольные решетки име­ ют малую прочность, узкие дверные проемы).

В настоящее время железнодорожный парк попол­ няется новыми типами вагонов с широкими дверными проемами и прочными напольными решетками, что дает основание считать перспективным применение погрузчи­ ков для механизации внутривагонных работ.

Вагонная операция в технологической схеме трюм (электропогрузчик, готовые пакеты) — кран — вагон (электропогрузчик, готовые пакеты) осуществляется следующим образом. Портальный кран подает груже­ ный поддон с двумя пакетами на поворотный круг, ус­ тановленный на столе-рампе (рис. 45). Загрузка вагона проводится одним-двумя малогабаритными электропо­ грузчиками (4004, ЕВ-676, ЕВ-683), оборудованными бо­ ковыми гидравлическими захватами с кареткой бокового смещения или вилами с гидравлическим сталкивателем. Лапами захвата электропогрузчик берет один пакет, до­ ставляет его в торец вагона и там укладывает. Порто­ вые рабочие разворачивают поддон на поворотном круге для того, чтобы электропогрузчик смог захватить второй пакет.

Складская операция заключается в штабелировании

203

Работы по приемке, хранению и отправке мороженой рыбной продукции с холодильников являются, как пра­ вило, комплексно-механизированными. Это объясняется тем, что на холодильники груз поступает предваритель­ но сформированным в пакеты и уложенным на поддоны.

Загрузка камер холодильника проводится в 2—3 па­ кета по высоте. Электропогрузчик с пакетом груза подъ­ езжает вплотную к штабелю, поднимает пакет на необхо­ димую высоту и устанавливает его в штабель. Хранение рыбной продукции в холодильнике в виде готовых па­ кетов позволяет значительно снизить затраты труда при последующей отгрузке рыбной продукции.

Автотранспортная операция осуществляется следую­ щим образом. Рефрижераторная автомашина торцевой частью подъезжает к столу-рампе. Пакет груза подается непосредственно на стол или на роликовую тележку, установленную на столе-рампе. В первом случае порто­ вые рабочие вручную поштучно заносят картонные ящи­ ки в автомашину и там укладывают, во втором — груже­ ная роликовая тележка закатывается в автомашину к месту укладки ящиков, рабочие разгружают ее, затем выкатывают на стол-рампу. Освобожденный от груза поддон убирают с роликовой тележки, а на нее подают очередной пакет мороженой рыбной продукции.

Расстановка портовых рабочих по операциям техно­ логического процесса при перегрузке мороженой рыбной продукции определяется рядом факторов (тип судна, применяемые перегрузочные механизмы, число операций и пр.).

Основным направлением дальнейшего совершенство­ вания перегрузочного процесса с мороженой рыбной продукцией является комплексная механизация. Условием, способствующим комплексной механизации, является расширение пакетных перевозок рыбной продукции. Уже в 1972 г. в рыбные порты страны было доставлено па­ кетным способом свыше 200 тыс. т. рыбной продукции и получен значительный экономический эффект от сокра­ щения времени нахождения судов под обработкой. На­ пример, при первых опытных пакетных разгрузках ТР «Финский залив» в Калининградском рыбном порту сменная выработка портовых рабочих достигала 212 т, или 235% действующих комплексных норм выработки.

205


ПЕРЕГРУЗКА СОЛЕНОЙ РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ

Соленую рыбу в виде полуфабриката выра­ батывают на СРТ и сдают в море на плавбазы для даль­ нейшей переработки в готовую продукцию. Соленую готовую продукцию изготовляют и сами плавбазы из све­ жей рыбы, поступающей от среднетоннажного промыс­ лового флота. Ее затаривают в 120-, 100- и 50-литровые бочки, изготовленные специализированными предприятия­ ми. В последнее время распространение получают бочки емкостью 50 л как наиболее удобные для реализации продукции в торговой сети.

Масса одного места поступающей в порт рыбной про­ дукции колеблется в широких пределах в зависимости от породного состава рыбы, вида посола, степени соле­ ности, плотности укладки рыбы в бочки и т. д. Ориен­ тировочно массу одного места груза можно определить по формуле

 

 

С = С\ -f- С2,

где С — масса брутто

места груза, кг;

Ci — масса

нетто места груза,

кг;

С2 — масса

бочки,

кг.

 

 

 

C i =

k y ,

где

— переводной коэффициент, равный 1,08— 1,2;

 

V — расчетный объем бочки.

 

6*2

где

&2 — коэффициент набухания, равный 1,1 — 1,2;

 

Q — масса бочки по ГОСТу, кг.

В небольших количествах вырабатывается сельдь су­ хого посола, которую перевозят в деревянных ящиках.

Широкое распространение получает изготовление со­ леной сельди и рыбы других пород в жестяных банках емкостью по 3 и 5 кг (пресервы). Для упаковки пресер­ вов применяют картонные ящики размером 440Х220Х Х195 мм, объемом 19 дм3, вмещающие четыре банки емкостью по 3 кг. В табл. 29 дана транспортная харак­ теристика соленой рыбной продукции.

Соленую рыбную продукцию и полуфабрикат в рыб­ ных портах перегружают по следующим технологиче­ ским схемам: трюм — кран — вагон, трюм — кран — авто­ погрузчик или автомашина — склад, трюм — кран — ав-

206


Т а б л и ц а

ТРАНСПОРТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЛЕНОЙ РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ

 

1Массаодного

места(брут­ ),токг

Погрузочный

Груз

Вид тары,

 

 

упаковки

 

объем, м3/т

29

Класс груза

Рыба соленая разная

Бочки

81—165

1,27-1,9

Б-165

»

»

» . . .

»

166—300

1 ,1 -1,4

Б-ЗС0

»

»

» . . .

»

301 и

1,5

Б-500

»

»

» . . .

Ящики де­

более

1,61—2,21

Я-50

До 50

Пресервы в

металличе­

ревянные

 

 

 

 

 

 

 

ских

и полиэтилено-

Ящики

До 50

2,0—1,15

Я-50

вых банках ...............

То ж е ...............................

Картонные

До 20

2,46

я-оо

» ...................................

ящики

Свыше 20

2,46

Я-50

То же

томашина,

склад — электропогрузчик — вагон, трюм —

кран — автопогрузчик — склад

(электропогрузчик). Кор­

донная

операция при выгрузке плавбаз выполняется

портальными кранами, а при выгрузке средних рыбо­ ловных траулеров могут применяться, кроме того, авто­ мобильные или береговые стационарные краны. Осталь­ ные операции выполняются обычно вручную. Способ­ ность бочек перекатываться значительно облегчает пе­ ремещение груза при формировании подъема груза в трюме и расформировании его в вагоне.

Для выгрузки бочек из трюма обычно применяют раму с комплектом храпцевидных захватов различной конструкции, которые укладывают на уторы бочек (см. рис. 52). Бочки из трюма выгружают послойно, с уг­ лублением на одну бочку (рис. 46). В трюме бочки, как правило, перевозят в положении на торец, один слой бочек отделяют от другого сепарацией. Портовые рабо­ чие опрокидывают бочки в положение лежа и выка­ тывают на просвет люка. Затем в трюм краном подает­ ся рама с храпцами, рассчитанная на одновременный

захват

16—18 бочек.

При

разгрузке

по технологической схеме трюм —

кран — вагон груз

подается на стол-рампу, установлен-

207