Файл: Кубрак А.Д. Морские рыбные порты и их эксплуатация учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 182
Скачиваний: 1
Г л а в а х . ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ МОРСКОГО РЫБНОГО ПОРТА
ТЕХП РО М Ф И Н П Л А Н ПО РТА
Эксплуатационная деятельность рыбного пор та основывается на планировании.
Техпромфинплан рыбного порта — это комплексная программа технической, производственной и хозяйствен ной деятельности порта на год. В нем устанавливаются задания по всем сторонам деятельности порта, а также ресурсы, необходимые для их выполнения. Техпромфин план разрабатывается в соответствии с методическими указаниями по составлению техпромфинплана морского рыбного порта, утвержденными Министерством рыбного хозяйства СССР 8 февраля 1971 г.
Исходными материалами для разработки техпром финплана являются перспективный план развития пор та; плановые задания, утвержденные вышестоящими ор ганизациями; договоры, заявки клиентов и сторонних организаций на производство погрузочно-разгрузочных работ и других услуг; задания по внедрению новой тех ники; фонды на материально-техническое снабжение.
При разработке показателей техпромфинплана мор ские рыбные порты руководствуются отраслевыми, бас сейновыми и местными нормами и нормативами, к кото рым относятся нормы обработки судов в портах и пор товых пунктах; нормы трудоемкости ремонта перегру зочных машин; единые комплексные нормы времени и выработки на погрузочно-разгрузочные работы; нормы платы за производственные фонды и нормируемые обо ротные средства; нормативы отчислений в фонды эконо мического стимулирования и т. п.
К бассейновым нормам относятся нормы одновремен ной обработки судов в портах и бассейновые комплекс ные нормы времени и выработки на погрузочно-разгру зочные работы, выполняемые портом.
Местные нормы могут быть установлены на погру зочно-разгрузочные работы, расход материалов, электро энергии, топлива.
Техпромфинплан порта содержит показатели, утверж
220
даемые вышестоящей организацией (директивные) и ут верждаемые портом (расчетные).
Директивными являются следующие показатели:
по производству: объем реализации погрузочно-раз грузочных работ и услуг порта в стоимостном выраже нии; общий грузооборот в физических тоннах, в том числе морской грузооборот;
по труду: общий фонд заработной платы; производи тельность труда;
по финансам: балансовая прибыль; общая и расчет ная рентабельность; фонды экономического стимулиро вания; лимиты административно-управленческих расхо дов; ассигнования из бюджета; платежи в бюджет; от числения в централизованные фонды и финансирование из централизованных фондов вышестоящих организаций;
по капитальному строительству: общий объем центра лизованных капитальных вложений, в том числе объем строительно-монтажных работ; объем вводимых в дей ствие основных фондов и производственных мощностей за счет централизованных капитальных вложений;
по материально-техническому снабжению: объем по ставок материалов и оборудования, выделяемый порту вышестоящими организациями. Кроме того, вышестоя щей организацией утверждаются задания по внедрению новой техники (задания по внедрению средств механи зации, комплексной механизации и автоматизации пере грузочных процессов), задания на разработку, испыта ние и внедрение новых типов перегрузочных машин, гру зозахватных устройств и приспособлений.
Расчетными показателями являются:
по производству: номенклатура грузов в общем и морском грузообороте в физических тоннах; общий объем грузопереработки в тонно-операциях; объем переработки грузов по прямому варианту в тоннах; процент охвата перегрузочных процессов комплексной механизацией, в том числе сухогрузов;
по труду: численность всех работающих, в том числе производственного персонала; численность рабочих, за нятых на погрузочно-разгрузочных операциях; средняя заработная плата одного работающего;
по себестоимости и финансам: общие затраты по пор ту в целом, в том числе затраты на производство, из них на погрузочно-разгрузочные работы, себестоимость пере
221
работки 1 т груза; распределение фондов экономического стимулирования;
по повышению эффективности производства: фондо отдача;
по капитальным вложениям: объем капитальных вло жений за счет фондов развития производства и социаль но-культурных мероприятий; ввод в действие основных фондов за счет средств фондов развития производства и социально-культурных мероприятий.
Морской рыбный порт разрабатывает предложения по основным показателям техпромфинплана с учетом максимального использования производственных резер вов и представляет их в вышестоящую организацию. После рассмотрения вышестоящей организацией этих предложений порт подготовляет проект техпромфинпла на. Окончательное составление техпромфинплана прово дится после получения от вышестоящей организации утвержденных плановых заданий по основным показа телям.
Методическое руководство по составлению техпром финплана осуществляется планово-экономическим отде лом порта. В разработке отдельных разделов плана при нимают участие соответствующие отделы, службы и под разделения порта.
Для координации работ участников разработки пла на рекомендуется составить сетевой график производ ства этих работ по методике, предложенной лаборато рией технико-экономических исследований и ЭВМ спе циального экспериментального конструкторского бюро АтлантНИРО.
Техпромфинплан морского рыбного порта состоит из следующих разделов: сводные показатели работы пор та; план погрузочно-разгрузочных работ и услуг; план повышения эффективности погрузочно-разгрузочных ра бот и услуг; план капитального строительства; план ма териально-технического снабжения; план по труду и за работной плате; план по себестоимости, прибыли и рен табельности погрузочно-разгрузочных работ и услуг; план по фондам экономического стимулирования; финан совый план; показатели деятельности подразделений порта. В техпромфинплане рыбного порта все показате ли детализируются в квартальном разрезе.
222
Техпромфинплан имеет большое организующее зна чение для всей производственно-хозяйственной деятель ности порта, так как он не только ставит перед работ никами порта задачи в области производства, труда, себестоимости, прибыли, но и указывает пути их реше ния. Рассмотрим состав разделов техпромфинплана.
Раздел |
с в о д н ы х п о к а з а т е л е й |
р а б о т ы |
по р- |
|
т а представляет |
собой таблицу, в которой приведены |
|||
директивные и расчетные показатели плана. |
|
|||
П л а н |
п о г р у з о ч н о - р а з г р у з о ч н ы х р а б о т |
|||
и у с л у г |
п о р т а |
является ведущим |
разделом |
тех |
промфинплана, определяющим расчеты всех остальных разделов. В его состав входят план погрузочно-разгру зочных работ порта в натуральном выражении; планы погрузочно-разгрузочных работ по клиентам, план по грузочно-разгрузочных работ по вариантам переработки грузов, расчет использования перегрузочного оборудова ния, расчет объема реализации работ и услуг в стои мостном выражении.
П л а н п о в ы ш е н и я э ф ф е к т и в н о с т и п о г р у з о ч н о - р а з г р у з о ч н ы х р а б о т и у с л у г порта намечает на базе достижений отечественной и зарубеж ной науки, техники и передовой технологии комплекс мероприятий по повышению пропускной способности порта при наименьших капиталовложениях и эксплуата ционных расходах, увеличению объемов обслуживания флота и сокращению стояночного времени его в портах.
Основные мероприятия, разрабатываемые в плане, следующие: внедрение прогрессивной технологии, меха низации и комплексной механизации; совершенствование системы управления, планирования и организации про изводства; внедрение научной организации труда рабо чих, ИТР и служащих; внедрение предложений по эконо мии материалов, топлива и энергии; модернизация и замена устаревшего оборудования, грузозахватных устройств и приспособлений. При включении мероприя тий в план повышения эффективности производственной деятельности порта проводятся технико-экономические расчеты, подтверждающие экономическую эффектив ность или другую целесообразность их внедрения. Раз дел повышения эффективности производства включает также план капитального ремонта основных фондов и план использования производственных фондов.
223
Эффективность использования основных производ ственных фондов характеризуется показателем фондоот
дачи, который |
в целом по порту определяется путем |
|||
деления объема |
реализации |
работ |
и услуг на сред |
|
негодовую |
стоимость основных |
производственных |
||
фондов. |
к а п и т а л ь н о г о |
с т р о и т е л ь с т в а раз |
||
П л а н |
рабатывается для определения объема и направления средств на расширение и реконструкцию порта, ввод в
действие производственных мощностей и основных фондов.
Основными документами плана капитального строи тельства являются титульные списки и сводный план капитального строительства. В плане указывается, за счет каких источников будет финансироваться тот или иной объект капитального строительства: централизо ванных средств, утверждаемых вышестоящей организа цией, включая кредиты Стройбанка на капитальное строительство; нецентрализованных средств, образуемых за счет фонда развития производства; фонда социально культурных мероприятий и жилищного строительства; кредитов банка на внедрение новой техники и совершен ствование производства.
П л а н м а т е р и а л ь н о - т е х н и ч е с к о г о с н а б ж е н и я определяет потребность порта в основных и вспомогательных материалах, топливе, электроэнергии. Планирование материально-технического снабжения предусматривает расчет потребности в предметах мате риально-технического снабжения для погрузочно-разгру зочных районов и других подразделений порта (порто вого флота, электрорадионавигационной камеры, автоба зы, механических мастерских и т. д .); составление свод ного годового плана материально-технического снаб жения.
Базой для составления плана материально-техниче ского снабжения являются планы производственно эксплуатационной деятельности порта; проектно-сметная документация на производственные и строительные объекты; нормы расходов материалов.
Отдельно в плане выделяется потребность в матери альных ресурсах для обеспечения работ за счет фонда развития производства и фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства.
224
П л а н по т р у д у и з а р а б о т н о й п л а т е со держит планирование роста производительности труда, расчет численности работающих в порту, расчет фонда заработной платы и средней заработной платы.
Основными задачами при разработке плана по труду являются:
обеспечение опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом средней заработной платы; стимулирование каждого участка производственного процесса и в целом коллектива порта в улучшении тех нико-экономических показателей производственно-хозяй
ственной деятельности порта; обеспечение потребности в кадрах необходимой ква
лификации, а также повышение квалификации работни ков порта.
Производительность труда в целом по порту опреде ляется в стоимостном выражении путем деления объема реализации работ и услуг в рублях на среднесписочную численность производственного персонала.
К производственному персоналу относятся все кате гории работающих, за исключением работников жилищ но-коммунального хозяйства, клубов и пр.
Когда в результате расчетов оказывается, что в пла нируемом периоде не обеспечивается необходимое соот ношение между темпом роста производительности труда и темпом роста средней заработной платы, разрабатыва ются дополнительные мероприятия по повышению про изводительности или принимаются дополнительные зада ния по увеличению объема производства.
Общая численность работающих в плане по труду устанавливается как среднесписочное количество рабо тающих на планируемый период в целом по порту и структурным подразделениям.
Численность работников, занятых на нормируемых работах, определяется делением установленного объема работ (трудоемкости в человеко-часах) на годовой бюд жет рабочего времени одного работающего в часах и на процент выполнения норм или делением установленного объема работ на рассчитанную с учетом роста произво дительность труда в планируемом году.
Далее планируется фонд заработной платы в целом по порту и каждому структурному подразделению в пре делах установленного лимита.
8 Зак. 626 |
225 |
Планирование заработной платы и премирования должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечи валось повышение заинтересованности каждого работни ка в улучшении общих результатов работы порта и од новременно максимально учитывался и поощрялся вклад каждого из работников и отдельных подразделений в улучшении производственно-хозяйственной деятельности порта в целом.
П л а н по с е б е с т о и м о с т и , п р и б ы л и и р е н т а б е л ь н о с т и определяет все затраты порта, связан ные с его производственно-хозяйственной деятельностью и в соответствии с этим содержит смету затрат на про изводство; план по себестоимости погрузочно-разгрузоч ных работ; калькулирование себестоимости погрузочноразгрузочных работ по видам грузов. Кроме того, в этом разделе техпромфинплана планируется сумма прибыли, получаемая портом от реализации работ и услуг, и рен табельность.
Прибыль порта представляет собой разность между планируемым объемом реализации работ и услуг порта и затратами на производство.
Размер общей (балансовой) прибыли определяется суммой прибыли от реализации погрузочно-разгрузочных работ и от реализации прочих услуг и внереализацион ных доходов порта.
Устанавливается общая и расчетная рентабельность. Уровень общей рентабельности определяется отноше нием суммы балансовой прибыли к среднегодовой стои мости основных производственных фондов и нормируе
мых оборотных средств
p = 4 T f O - m |
(70) |
где Р — уровень общей рентабельности, %; |
тыс. руб.; |
Я б — плановая сумма балансовой прибыли, |
Ф— планируемая среднегодовая стоимость основных производ ственных фондов порта, тыс. руб.;
О — сумма нормируемых оборотных средств порта, тыс. руб.
Уровень расчетной рентабельности определяется де лением балансовой прибыли, уменьшенной на сумму платы за основные производственные фонды и нормируе мые оборотные средства, а также платежей по процен там за банковский кредит на сумму среднегодовой стои
226