Файл: Кубрак А.Д. Морские рыбные порты и их эксплуатация учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 182

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а в а х . ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ МОРСКОГО РЫБНОГО ПОРТА

ТЕХП РО М Ф И Н П Л А Н ПО РТА

Эксплуатационная деятельность рыбного пор­ та основывается на планировании.

Техпромфинплан рыбного порта — это комплексная программа технической, производственной и хозяйствен­ ной деятельности порта на год. В нем устанавливаются задания по всем сторонам деятельности порта, а также ресурсы, необходимые для их выполнения. Техпромфин­ план разрабатывается в соответствии с методическими указаниями по составлению техпромфинплана морского рыбного порта, утвержденными Министерством рыбного хозяйства СССР 8 февраля 1971 г.

Исходными материалами для разработки техпром­ финплана являются перспективный план развития пор­ та; плановые задания, утвержденные вышестоящими ор­ ганизациями; договоры, заявки клиентов и сторонних организаций на производство погрузочно-разгрузочных работ и других услуг; задания по внедрению новой тех­ ники; фонды на материально-техническое снабжение.

При разработке показателей техпромфинплана мор­ ские рыбные порты руководствуются отраслевыми, бас­ сейновыми и местными нормами и нормативами, к кото­ рым относятся нормы обработки судов в портах и пор­ товых пунктах; нормы трудоемкости ремонта перегру­ зочных машин; единые комплексные нормы времени и выработки на погрузочно-разгрузочные работы; нормы платы за производственные фонды и нормируемые обо­ ротные средства; нормативы отчислений в фонды эконо­ мического стимулирования и т. п.

К бассейновым нормам относятся нормы одновремен­ ной обработки судов в портах и бассейновые комплекс­ ные нормы времени и выработки на погрузочно-разгру­ зочные работы, выполняемые портом.

Местные нормы могут быть установлены на погру­ зочно-разгрузочные работы, расход материалов, электро­ энергии, топлива.

Техпромфинплан порта содержит показатели, утверж­

220

даемые вышестоящей организацией (директивные) и ут­ верждаемые портом (расчетные).

Директивными являются следующие показатели:

по производству: объем реализации погрузочно-раз­ грузочных работ и услуг порта в стоимостном выраже­ нии; общий грузооборот в физических тоннах, в том числе морской грузооборот;

по труду: общий фонд заработной платы; производи­ тельность труда;

по финансам: балансовая прибыль; общая и расчет­ ная рентабельность; фонды экономического стимулиро­ вания; лимиты административно-управленческих расхо­ дов; ассигнования из бюджета; платежи в бюджет; от­ числения в централизованные фонды и финансирование из централизованных фондов вышестоящих организаций;

по капитальному строительству: общий объем центра­ лизованных капитальных вложений, в том числе объем строительно-монтажных работ; объем вводимых в дей­ ствие основных фондов и производственных мощностей за счет централизованных капитальных вложений;

по материально-техническому снабжению: объем по­ ставок материалов и оборудования, выделяемый порту вышестоящими организациями. Кроме того, вышестоя­ щей организацией утверждаются задания по внедрению новой техники (задания по внедрению средств механи­ зации, комплексной механизации и автоматизации пере­ грузочных процессов), задания на разработку, испыта­ ние и внедрение новых типов перегрузочных машин, гру­ зозахватных устройств и приспособлений.

Расчетными показателями являются:

по производству: номенклатура грузов в общем и морском грузообороте в физических тоннах; общий объем грузопереработки в тонно-операциях; объем переработки грузов по прямому варианту в тоннах; процент охвата перегрузочных процессов комплексной механизацией, в том числе сухогрузов;

по труду: численность всех работающих, в том числе производственного персонала; численность рабочих, за­ нятых на погрузочно-разгрузочных операциях; средняя заработная плата одного работающего;

по себестоимости и финансам: общие затраты по пор­ ту в целом, в том числе затраты на производство, из них на погрузочно-разгрузочные работы, себестоимость пере­

221



работки 1 т груза; распределение фондов экономического стимулирования;

по повышению эффективности производства: фондо­ отдача;

по капитальным вложениям: объем капитальных вло­ жений за счет фондов развития производства и социаль­ но-культурных мероприятий; ввод в действие основных фондов за счет средств фондов развития производства и социально-культурных мероприятий.

Морской рыбный порт разрабатывает предложения по основным показателям техпромфинплана с учетом максимального использования производственных резер­ вов и представляет их в вышестоящую организацию. После рассмотрения вышестоящей организацией этих предложений порт подготовляет проект техпромфинпла­ на. Окончательное составление техпромфинплана прово­ дится после получения от вышестоящей организации утвержденных плановых заданий по основным показа­ телям.

Методическое руководство по составлению техпром­ финплана осуществляется планово-экономическим отде­ лом порта. В разработке отдельных разделов плана при­ нимают участие соответствующие отделы, службы и под­ разделения порта.

Для координации работ участников разработки пла­ на рекомендуется составить сетевой график производ­ ства этих работ по методике, предложенной лаборато­ рией технико-экономических исследований и ЭВМ спе­ циального экспериментального конструкторского бюро АтлантНИРО.

Техпромфинплан морского рыбного порта состоит из следующих разделов: сводные показатели работы пор­ та; план погрузочно-разгрузочных работ и услуг; план повышения эффективности погрузочно-разгрузочных ра­ бот и услуг; план капитального строительства; план ма­ териально-технического снабжения; план по труду и за­ работной плате; план по себестоимости, прибыли и рен­ табельности погрузочно-разгрузочных работ и услуг; план по фондам экономического стимулирования; финан­ совый план; показатели деятельности подразделений порта. В техпромфинплане рыбного порта все показате­ ли детализируются в квартальном разрезе.

222

Техпромфинплан имеет большое организующее зна­ чение для всей производственно-хозяйственной деятель­ ности порта, так как он не только ставит перед работ­ никами порта задачи в области производства, труда, себестоимости, прибыли, но и указывает пути их реше­ ния. Рассмотрим состав разделов техпромфинплана.

Раздел

с в о д н ы х п о к а з а т е л е й

р а б о т ы

по р-

т а представляет

собой таблицу, в которой приведены

директивные и расчетные показатели плана.

 

П л а н

п о г р у з о ч н о - р а з г р у з о ч н ы х р а б о т

и у с л у г

п о р т а

является ведущим

разделом

тех­

промфинплана, определяющим расчеты всех остальных разделов. В его состав входят план погрузочно-разгру­ зочных работ порта в натуральном выражении; планы погрузочно-разгрузочных работ по клиентам, план по­ грузочно-разгрузочных работ по вариантам переработки грузов, расчет использования перегрузочного оборудова­ ния, расчет объема реализации работ и услуг в стои­ мостном выражении.

П л а н п о в ы ш е н и я э ф ф е к т и в н о с т и п о г р у ­ з о ч н о - р а з г р у з о ч н ы х р а б о т и у с л у г порта намечает на базе достижений отечественной и зарубеж­ ной науки, техники и передовой технологии комплекс мероприятий по повышению пропускной способности порта при наименьших капиталовложениях и эксплуата­ ционных расходах, увеличению объемов обслуживания флота и сокращению стояночного времени его в портах.

Основные мероприятия, разрабатываемые в плане, следующие: внедрение прогрессивной технологии, меха­ низации и комплексной механизации; совершенствование системы управления, планирования и организации про­ изводства; внедрение научной организации труда рабо­ чих, ИТР и служащих; внедрение предложений по эконо­ мии материалов, топлива и энергии; модернизация и замена устаревшего оборудования, грузозахватных устройств и приспособлений. При включении мероприя­ тий в план повышения эффективности производственной деятельности порта проводятся технико-экономические расчеты, подтверждающие экономическую эффектив­ ность или другую целесообразность их внедрения. Раз­ дел повышения эффективности производства включает также план капитального ремонта основных фондов и план использования производственных фондов.

223


Эффективность использования основных производ­ ственных фондов характеризуется показателем фондоот­

дачи, который

в целом по порту определяется путем

деления объема

реализации

работ

и услуг на сред­

негодовую

стоимость основных

производственных

фондов.

к а п и т а л ь н о г о

с т р о и т е л ь с т в а раз­

П л а н

рабатывается для определения объема и направления средств на расширение и реконструкцию порта, ввод в

действие производственных мощностей и основных фондов.

Основными документами плана капитального строи­ тельства являются титульные списки и сводный план капитального строительства. В плане указывается, за счет каких источников будет финансироваться тот или иной объект капитального строительства: централизо­ ванных средств, утверждаемых вышестоящей организа­ цией, включая кредиты Стройбанка на капитальное строительство; нецентрализованных средств, образуемых за счет фонда развития производства; фонда социально­ культурных мероприятий и жилищного строительства; кредитов банка на внедрение новой техники и совершен­ ствование производства.

П л а н м а т е р и а л ь н о - т е х н и ч е с к о г о с н а б ­ ж е н и я определяет потребность порта в основных и вспомогательных материалах, топливе, электроэнергии. Планирование материально-технического снабжения предусматривает расчет потребности в предметах мате­ риально-технического снабжения для погрузочно-разгру­ зочных районов и других подразделений порта (порто­ вого флота, электрорадионавигационной камеры, автоба­ зы, механических мастерских и т. д .); составление свод­ ного годового плана материально-технического снаб­ жения.

Базой для составления плана материально-техниче­ ского снабжения являются планы производственно­ эксплуатационной деятельности порта; проектно-сметная документация на производственные и строительные объекты; нормы расходов материалов.

Отдельно в плане выделяется потребность в матери­ альных ресурсах для обеспечения работ за счет фонда развития производства и фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства.

224


П л а н по т р у д у и з а р а б о т н о й п л а т е со­ держит планирование роста производительности труда, расчет численности работающих в порту, расчет фонда заработной платы и средней заработной платы.

Основными задачами при разработке плана по труду являются:

обеспечение опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом средней заработной платы; стимулирование каждого участка производственного процесса и в целом коллектива порта в улучшении тех­ нико-экономических показателей производственно-хозяй­

ственной деятельности порта; обеспечение потребности в кадрах необходимой ква­

лификации, а также повышение квалификации работни­ ков порта.

Производительность труда в целом по порту опреде­ ляется в стоимостном выражении путем деления объема реализации работ и услуг в рублях на среднесписочную численность производственного персонала.

К производственному персоналу относятся все кате­ гории работающих, за исключением работников жилищ­ но-коммунального хозяйства, клубов и пр.

Когда в результате расчетов оказывается, что в пла­ нируемом периоде не обеспечивается необходимое соот­ ношение между темпом роста производительности труда и темпом роста средней заработной платы, разрабатыва­ ются дополнительные мероприятия по повышению про­ изводительности или принимаются дополнительные зада­ ния по увеличению объема производства.

Общая численность работающих в плане по труду устанавливается как среднесписочное количество рабо­ тающих на планируемый период в целом по порту и структурным подразделениям.

Численность работников, занятых на нормируемых работах, определяется делением установленного объема работ (трудоемкости в человеко-часах) на годовой бюд­ жет рабочего времени одного работающего в часах и на процент выполнения норм или делением установленного объема работ на рассчитанную с учетом роста произво­ дительность труда в планируемом году.

Далее планируется фонд заработной платы в целом по порту и каждому структурному подразделению в пре­ делах установленного лимита.

8 Зак. 626

225

Планирование заработной платы и премирования должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечи­ валось повышение заинтересованности каждого работни­ ка в улучшении общих результатов работы порта и од­ новременно максимально учитывался и поощрялся вклад каждого из работников и отдельных подразделений в улучшении производственно-хозяйственной деятельности порта в целом.

П л а н по с е б е с т о и м о с т и , п р и б ы л и и р е н ­ т а б е л ь н о с т и определяет все затраты порта, связан­ ные с его производственно-хозяйственной деятельностью и в соответствии с этим содержит смету затрат на про­ изводство; план по себестоимости погрузочно-разгрузоч­ ных работ; калькулирование себестоимости погрузочноразгрузочных работ по видам грузов. Кроме того, в этом разделе техпромфинплана планируется сумма прибыли, получаемая портом от реализации работ и услуг, и рен­ табельность.

Прибыль порта представляет собой разность между планируемым объемом реализации работ и услуг порта и затратами на производство.

Размер общей (балансовой) прибыли определяется суммой прибыли от реализации погрузочно-разгрузочных работ и от реализации прочих услуг и внереализацион­ ных доходов порта.

Устанавливается общая и расчетная рентабельность. Уровень общей рентабельности определяется отноше­ нием суммы балансовой прибыли к среднегодовой стои­ мости основных производственных фондов и нормируе­

мых оборотных средств

p = 4 T f O - m

(70)

где Р — уровень общей рентабельности, %;

тыс. руб.;

Я б — плановая сумма балансовой прибыли,

Ф— планируемая среднегодовая стоимость основных производ­ ственных фондов порта, тыс. руб.;

О — сумма нормируемых оборотных средств порта, тыс. руб.

Уровень расчетной рентабельности определяется де­ лением балансовой прибыли, уменьшенной на сумму платы за основные производственные фонды и нормируе­ мые оборотные средства, а также платежей по процен­ там за банковский кредит на сумму среднегодовой стои­

226