Файл: Кубрак А.Д. Морские рыбные порты и их эксплуатация учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 184
Скачиваний: 1
варианту, процент охвата перегрузочных процессов комплексной механизацией (см. «Натуральные показате ли погрузочно-разгрузочных работ»).
Погрузочно-разгрузочные работы в порту планируют ся в соответствии с разработанными технологическими процессами, на основании которых составляется плано вая вариантная таблица (табл. 34), отражающая кон кретный план прохождения грузов через порт, т. е. пока зывающая, по каким технологическим схемам будет пе реработан груз в порту с момента его поступления и до момента отправления. Эта таблица разрабатывается по видам грузов согласно их номенклатуре, принятой для данного порта. По вариантной таблице определяется объем переработки грузов в тонно-операциях с распре делением их на механизированные, комплексно-механи зированные и ручные, а также количество грузов, прохо дящих через склады или по прямому варианту.
Составление плановой вариантной таблицы является трудоемким процессом, поэтому при разработке техпромфинплана обычно пользуются готовой отчетной вариант ной таблицей за прошлый год, внося в нее соответствую щие изменения, вызванные внедрением прогрессивной технологии, механизации и комплексной механизации.
Одновременно с планом погрузочно-разгрузочных ра бот определяется объем работы механизмов и рассчиты вается количество машино-часов их работы. Объем пе реработки грузов каждой машиной определяется в тоннах.
Варианты Груз перера
ботки
Количество тонн
|
|
|
Т а б л и ц а |
3 4 |
|
Количество тонно-операций |
|
||
|
|
в том |
числе |
|
|
механизированных |
|
|
|
всего |
берего |
судовыми |
комплекс- |
|
выми ме |
но-меха- |
|
||
|
перегру |
ручных |
||
|
ханизи |
низиро- |
||
|
рованными |
зочными |
ванных |
|
|
средства |
средст |
|
|
|
ми |
вами |
|
|
Пр и м е ч а н и е. Составляется в целом по порт}г на -год и по кварта пам.
232
План затрат машинного времени для производства грузовых работ составляют по каждому типу машин (портальные краны, электропогрузчики, автопогрузчики и пр.), по видам грузов и вариантам работы на основа нии вариантной таблицы и норм выработки в тоннах за 1 ч работы машины. В плане указывается число пере грузочных машин, числящихся на балансе порта, с уче том их пополнения, а также вывода из эксплуатации и сдачи в аренду.
В плане использования перегрузочных машин приво дятся следующие показатели.
Р а с ч е т н ы й ф о н д в р е м е н и работы оборудова ния —■это сумма произведений среднего количества еди ниц данного вида средств механизации на режимное вре мя, т. е. на количество часов работы перегрузочной ма шины в году, равное времени работы рыбного порта, установленного ему, исходя из условий производственной деятельности. Плановое время перегрузочных машин представляет собой режимное время, за исключением времени остановки оборудования на планово-предупре дительный ремонт.
П л а н о в ы й ф о н д в р е м е н и р а б о т ы оборудо вания находится суммированием произведений среднего количества единиц данного вида машин на плановый фонд времени.
К о э ф ф и ц и е н т и с п о л ь з о в а н и я перегрузоч ных машин по расчетному времени kp равен частному от деления планового бюджета времени на расчетный
где t n — плановый бюджет времени, машино-ч; tp — расчетный бюджет времени, машино-ч.
Вплане использования перегрузочных машин приво дятся также плановая расчетная производительность оборудования и коэффициент ее использования.
Встоимостном выражении производственный план порта характеризуется объемом работ и услуг. Реализо ванными считаются работы и услуги, оплаченные клиен
том или сторонней организацией, т. е. с момента поступ ления средств на расчетный или спецссудный счет рыб ного порта.
В план объема реализации работ и услуг (табл. 35) входят:
233
|
|
|
Т а б л и ц а |
35 |
|
РАСЧЕТ ОБЪЕМА РЕАЛИЗАЦИИ РАБОТ И УСЛУГ НА 19-----г. |
|||||
Выполняемые работы |
Единица |
Коли- |
Тарифные |
Сумма |
|
измерения |
чество |
ставки, |
дохода, |
||
|
|
|
р.к. |
тыс. |
руб. |
Погрузочно-разгрузочные ра |
|
|
|
|
|
боты, всего |
|
|
|
|
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
Услуги, не связанные с |
по |
|
|
|
|
грузочно-разгрузочными рабо тами, всего В том числе:
Прирост (убыль) выполненных, но не оплаченных работ и услуг
Итого объем реализации работ и услуг .................................. •
П р и м е ч а н и е . Составляется на год и по кварталам в целом по порту и по каждому подразделению.
стоимость погрузочно-разгрузочных работ, транспор тировки и хранения грузов, а также других услуг, пла нируемых к выполнению и оплате по действующим та рифам;
плата за сдаваемые в аренду основные фонды; стоимость работ промышленного характера, включая
капитальный ремонт своего оборудования, выполняемый силами производственного персонала порта, а также реа лизацию услуг своему капитальному строительству и пр.
Вместе с тем в объем реализации работ и услуг пор та не включаются:
стоимость материалов технического снабжения (топ лива, соли, тары, промыслового вооружения, оборудова ния, аммиака, запасных частей и других видов снабже ния), приобретаемых и реализуемых портом судам, клиентуре и сторонним организациям;
234
стоимость сырья при выработке рыбной продукции портом;
стоимость услуг, оказываемых отдельными подразде лениями порта друг другу;
стоимость услуг, оказываемых жилищно-коммуналь ным хозяйствам предприятиями обслуживания, обще ственного питания и др.
Для обеспечения соответствия планируемого объема погрузочно-разгрузочных работ техническим возможно стям порта необходимо рассчитать пропускную способ ность рыбного порта.
ПЛАНИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПОГРУЗОЧНОРАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ
Себестоимость является важнейшим показате лем эффективности производства.
Погрузочно-разгрузочные работы связаны с расходо ванием больших денежных средств, уменьшение которых имеет большое значение для народного хозяйства, так как позволяет снизить тарифы на погрузочно-разгрузоч ные операции и тем самым сделать более дешевой про дукцию рыбной промышленности.
Себестоимость комплексно отражает степень исполь зования перегрузочного оборудования, уровень произво дительности труда, экономное расходование материаль ных ресурсов, уровень организации управления погру зочно-разгрузочными процессами и т. п.
Плановая себестоимость погрузочно-разгрузочных работ определяется в среднем по всем грузам, перераба тываемым морским рыбным портом. Из общей себестои мости выделяется себестоимость переработки наливных
грузов. |
1 |
Единицей калькулирования себестоимости погрузоч но-разгрузочных работ является одна физическая тонна перерабатываемых портом грузов. Калькуляция себе стоимости — это исчисление затрат по отдельным стать ям на выполнение погрузочно-разгрузочных работ с од ной физической тонной груза (или тонно-операцией).
Плановую и отчетную калькуляцию себестоимости погрузочно-разгрузочных работ в портах составляют по следующей номенклатуре статей затрат: заработная пла та основная и дополнительная; отчисления на социаль
235
ное страхование; топливо; электроэнергия; материалы; износ малоценного и быстроизнашивающегося инвента ря; амортизация; текущий ремонт; услуги транспорта; охрана труда; прочие расходы; общепортовые расходы.
В статью |
« О с н о в н а я и д о п о л н и т е л ь н а я |
з а р а б о т н а я |
п л а т а » включаются все виды оплаты |
труда, входящие в фонд заработной платы работников грузовых районов и приравненных к ним участков, заня тых на выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
В затраты |
« О т ч и с л е н и я на |
с о ц и а л ь н о е |
с т р а х о в а н и е » |
включаются расходы |
по отчислению |
в фонд государственного социального страхования в раз мере установленного процента с общей суммы заработ ной платы. В рыбной промышленности этот процент ра вен 6,8.
Статья « Топлив о » учитывает расходы, связанные с потреблением топлива перегрузочными машинами и на бытовые нужды в соответствии с утвержденными техни ческими нормами на 1 л. с. в час или по удельным нормам расхода, разработанным морским рыбным пор том и утвержденным вышестоящей организацией.
В статью « Э л е к т р о э н е р г и я » включаются затра ты, связанные с потреблением электроэнергии на техни ческие и бытовые нужды грузовыми районами.
В статью « Ма т е р и а л ы » включаются расходы на обтирочные, смазочные и другие материалы, отпускае мые на содержание перегрузочных машин и других ма шин и механизмов.
В статье « Из н о с |
м а л о ц е н н о г о |
и б ы с т р о и з |
н а ш и в а ю щ е г о с я |
и н в е н т а р я » |
учитываются |
расходы, связанные с возобновлением, износом, содер жанием и ремонтом такелажа, поддонов, строп и других предметов, используемых на погрузочно-разгрузочных работах, стоимостью 50 руб. независимо от сроков служ
бы или сроком службы менее года независимо от стои мости.
В статью « А м о р т и з а ц и я » включаются амортиза ционные отчисления от балансовой стоимости перегру зочных и других машин и механизмов, всех зданий и со оружений грузового района, а также амортизационные отчисления от балансовой стоимости грузовых причалов.
Статья « Т е к у щи й р е мо н т » включает расходы по ремонту перегрузочных машин и других машин и ме
236
ханизмов грузовых причалов, административно-бытовых зданий и других основных средств, обслуживающих по грузочно-разгрузочные работы.
« Ус л у г и т р а н с п о р т а » включают расходы, свя занные с услугами портофлота, оказываемыми грузово му району по обеспечению производства погрузочно-раз грузочных работ; расходы автотранспорта, участвующе го в технологическом процессе погрузочно-разгрузочных работ; расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов,
включая услуги железнодорожного участка |
(группы) |
порта. |
расходы |
В статью « О х р а н а т р у д а » включаются |
по износу спецодежды, спецобуви, средств индивидуаль ной защиты работников грузовых районов, содержанию душевых, кипятильников, сушилок и прочего оборудова ния, связанного с охраной труда, а также расходы по технике безопасности, промысловой санитарии и пр.
В статью « Пр о ч и е р а с х о д ы » включаются рас ходы грузовых районов порта на подъемные и команди ровочные производственного персонала, канцелярские, почтово-телеграфные, типографские и другие расходы, которые нельзя отнести к перечисленным выше статьям калькуляции.
« О б щ е п о р т о в ы е р а с х о д ы » включают админи стративно-управленческие расходы аппарата управления порта и расходы общехозяйственного характера.
Расходы по портовому флоту, относящиеся на себе стоимость грузовых работ, определяют исходя из пла нового объема работ (в судо-ч) по обслуживанию при бывающих в порт судов и себестоимости 1 ч работы буксиров.
Расходы по автотранспорту определяют на основании планового объема и дальности перевозки грузов соглас но технологии грузовых работ и плановой себестоимости тонно-километра или машино-часа.
Общепортовые расходы относят на себестоимость по грузочно-разгрузочных работ пропорционально заработ ной плате производственного персонала грузового райо на. Сумма общепортовых расходов определяется сметой общепортовых расходов.
В себестоимость грузовых работ не включаются рас ходы по внепортовым работам, не связанным с выполне нием плана погрузочно-разгрузочных работ; по содержа
237
нию перегрузочных машин за время сдачи их в аренду; по хранению грузов на холодильниках и складах.
Кроме того^ штрафы и премии, связанные с обработ кой судов, считаются непланируемыми расходами (дохо дами), в себестоимость не включаются, а учитываются в составе фактических прибылей и убытков морского рыбного порта.
Таким образом, расчетной единицей себестоимости погрузочно-разгрузочных работ в рыбном порту по дей ствующей методике является обезличенная тонна пере работанного груза
- |
R |
(73) |
S - - Q . |
||
где R — годовые эксплуатационные расходы, |
руб.; |
|
Q — общий годовой грузооборот рыбного |
порта, фйзические tJ |
Основная цель планирования себестоимости грузовых операций состоит в выявлении и использовании имею щихся возможностей снижения расходов на погрузочноразгрузочные работы. Решение этой задачи предпола гает всесторонний анализ достигнутого уровня себестои мости. Однако фактическая себестоимость осредненной тонны груза не может служить критерием для оценки производственных процессов порта, так как при сравне нии с плановой себестоимостью не показывает истинной причины и величины изменения себестоимости перера ботки 1 физической тонны конкретного груза.
Такой метод определения не дает правильного пред ставления о хозяйственной деятельности рыбного порта, так как в общем итоге объединены различные по трудо емкости грузы.
Снижение или повышение себестоимости при таком учете может совершенно не зависеть от качества работы предприятия: изменение себестоимости может происхо дить при прочих равных условиях и под влиянием струк турных сдвигов в грузообороте. В этих условиях абсо лютное значение знаменателя формулы (73) может из меняться при постоянном объеме трудовых затрат.
Для оперативного анализа производственной дея тельности рыбного порта и оценки результатов этой дея тельности представляет интерес не среднее значение себестоимости переработки одной тонны обезличенного груза, а себестоимость перегрузки одной тонны конкрет
238
ного рода груза с учетом трудоемкости переработки не только по родам грузов, но и по вариантам работ. Более того, даже при одном и том же варианте перегрузочных работ себестоимость переработки одной тонны груза за висит в значительной степени от типа обрабатываемых судов и способов переработки.
При планировании себестоимости грузовых работ раз личают прямые и косвенные расходы. К прямым отно сятся расходы, которые могут планироваться и учиты ваться по конкретным объектам калькуляции непосред ственно, без предварительного распределения. Косвен ные расходы требуют предварительного распределения.
Деление расходов на прямые и косвенные в извест ной мере условно, так как ни один элемент затрат нель зя отнести полностью к прямым или косвенным: в одних случаях расходы могут быть прямыми, а в других — кос венными. Например, при расчете средней себестоимости перевалки 1 т груза амортизация и текущий ремонт бу дут прямыми расходами, а при расчете себестоимости по отдельным родам груза —■косвенными.
Для вскрытия резервов и устранения недостатков в проведении грузовых работ, разработки или пересмотра тарифов на грузовые операции составляют калькуляцию себестоимости погрузочно-разгрузочных работ по родам груза.
Калькулирование себестоимости по родам груза про водится по следующим статьям расходов: заработная плата портовых рабочих, доплаты, дополнительная за работная плата, отчисления на социальное страхование; расходы по содержанию перегрузочных машин; услуги транспорта; амортизация грузовых причалов; текущий ремонт грузовых причалов; прочие расходы; цеховые расходы, т. е. расходы грузового района, общепортовые расходы.
Заработная плата рассчитывается непосредственно по видам грузов. На основании планового объема пере работки грузов по вариантам и по нормам выработки портовых рабочих с учетом их выполнения определяется плановая трудоемкость в человеко-часах по каждому роду груза. Зная часовую тарифную ставку и трудоем кость, можем определить плановый фонд заработной платы по родам грузов.
239
Т а б л и ц а 36
КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧ.
НЫХ РАБОТ
Груз
ПО ВИДАМ ГРУЗОВ |
|
|
|
|||
|
|
|
Доплаты и |
-Расходы |
||
|
|
|
дополнитель |
|||
|
Заработ |
ная заработ |
по содер |
|||
|
ная плата |
ная |
плата, |
жанию |
||
|
рабочих |
отчисления |
перегру |
|||
|
по тарифу |
на социаль |
зочных |
|||
т |
|
|
ное |
стра |
машин |
|
|
|
хование |
|
|
||
. |
|
|
|
|
||
Количество, тыс |
сумма затрат, тыс. руб. |
на 1 т, р.-к. |
сумма затрат, тыс. руб. |
на 1 т, р.-к. |
сумма затрат, тыс. руб. |
на 1 т, р.-к. |
Услуги транс порта
сумма затрат, тыс. руб. |
на 1 т, р.-к. |
Связанные с морским грузооборотом
Не связанные с мор ским грузооборотом t
Расходы |
по |
|
Расходы |
|
|
причалам |
|
|
|||
Прочие |
^района и |
Всего |
|||
(амортизация |
|||||
расходы |
обще- |
расходов |
|||
и текущий |
|||||
|
портовые |
|
|||
ремонт) |
|
|
|||
|
|
|
|||
Груз |
|
|
|
|
|
Н |
|
|
|
|
|
а< |
|
|
|
|
|
<И |
|
|
|
|
|
|
|
|
« >» |
5 о |
|
|
|
|
« >» |
||
2 . |
|
я . |
« о, |
«з о» |
|
|
2 . |
S . |
|||
2 «-> |
|
2 2 |
S и |
S О |
|
>.3 |
|
>>3 |
>>3 |
>. J3 |
|
и н |
|
|
t- |
|
Связанные с морским грузооборотом
Не связанные с мор ским грузооборотом
240