Файл: Кубрак А.Д. Морские рыбные порты и их эксплуатация учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 187
Скачиваний: 1
Р а б о т а п о р т о в о г о ф л о т а — в этом разделе планируется работа судов портофлота в той части, в которой она содействует обеспечению выполнения смен но-суточного плана по обработке и обслуживанию стоя щих в порту судов. К этим работам относятся работа портовых буксиров по установке судов к причалам, рас кантовки, перешвартовки и перетяжки, участие плав средств порта в рейдовых грузовых работах, включая работу плавучих бункеровщиков, работа плавсредств по доставке грузов на рыбокомбинаты. Все работы су дов портофлота, не связанные с выполнением грузовых работ, планируются администрацией портофлота не в ущерб основной производственной деятельности морского рыбного порта.
С н а б ж е н и е с у д о в ж и д к и м и г р у з а м и — здесь указываются суда, которые будут бункероваться в течение суток топливом и водой, а также количество принимаемого груза в тоннах, способ бункеровки (с тан кера, барж, берега).
Р а з н ы е р а б о т ы — в сменно-суточном плане долж ны предусматриваться хозяйственные работы, требую щие выделения рабочей силы, автотранспорта и других средств. Такие работы планируются в данном разделе. Кроме того, в сменно-суточном плане может быть раз дел, касающийся распределения портовых рабочих по сторонним организациям и хозяйствам, в случае нару шения графиков подхода судов, отсутствия их в порту под грузовой обработкой, а также невозможности ис пользования рабочей силы на внутрипортовых работах. В сменно-суточном плане должны приводиться также наиболее важные оперативные указания в части органи зации отдельных работ, возможного изменения порядка их выполнения и очередности.
В морских рыбных портах первой категории состав |
|
ляют сменно-суточный план работы грузовых районов. |
|
Такой план отличается от сменно-суточного плана порта |
|
большей |
детализацией планируемых объектов работ. |
В сменно-суточном плане грузового района отражается |
|
расстановка рабочей силы, перегрузочных машин и тран |
|
спортных средств не только по отдельным судам и при |
|
чалам, но |
и по механизированным линиям; указывает |
ся с каких трюмов судна будет проводиться выгрузка (погрузка) в ту или иную смену.
250
Для учета и контроля фактической работы в форме сменно-суточного плана должны быть предусмотрены специальные графы, в которых фиксируется выполнение плана, о чем докладывают на очередном диспетчерском совещании.
Диспетчерские совещания являются важным элемен том в системе диспетчерского руководства. Они прово дятся ежедневно начальником порта или его заместите лем по эксплуатации. В диспетчерских совещаниях при нимают участие начальники производственных подразде лений порта, руководители ряда отделов и служб управ ления порта. Кроме того, на диспетчерских совещаниях могут присутствовать представители сбытовых организа ций, судовладельцев и другой клиентуры.
На диспетчерских совещаниях проверяется выполне ние сменно-суточного плана предыдущих суток: разби раются случаи срывов выполнения сменно-суточного пла на и намечаются меры по их предотвращению в даль нейшем; рассматривается и утверждается сменно-суточ ный план на предстоящие сутки. Утвержденный диспет черским совещанием сменно-суточный план и решения диспетчерского совещания являются основными доку ментами, которыми руководствуется дежурный диспет чер порта на смене.
ДИСПЕТЧЕРСКИЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ
Для того чтобы эффективно осуществлять опе ративное руководство и контроль за обработкой судов, вагонов и другими операциями, диспетчерский аппарат порта ведет учет выполненного объема работ, который включает:
получение и обработку срочной информации об от клонениях в производственном процессе, которая служит основанием администрации для принятия конкретных ре шений;
сбор сведений для составления руководству порта и вышестоящим организациям диспетчерских донесений и отчетов о выполнении сменно-суточного плана.
Диспетчерский учет должен охватить все стороны производственной деятельности рыбного порта.
Данные о выполнении сменно-суточного плана кон центрируются первоначально на грузовых районах и дру-
251
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 37 |
|
|
ДИСПЕТЧЕРСКОЕ ДОНЕСЕНИЕ О ХОДЕ ОБРАБОТКИ СУДОВ |
|||||
|
В ПОРТУ ПО СОСТОЯНИЮ |
НА---------------------- |
|
|||
|
|
|
|
|
Сведения о грузе |
|
№ |
Название |
Время |
|
Начало |
|
род |
пп. |
судна |
прихода |
обработки |
операция |
||
|
|
в порт |
|
|
груза |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
|
4 |
5 |
6 |
|
Сведения о грузе |
|
Окончание |
обработки |
Время |
|
|
|
|
|
|
|
|
всего по |
за сутки |
с начала |
остаток |
план |
факти |
отхода из |
плану |
обработки |
чески |
порта |
|||
7 |
8 |
9 |
10 |
и |
12 |
13 |
гих подразделениях порта, а затем передаются в диспет черскую порта. Основным источником информации при диспетчерском учете является непосредственное наблю дение за ходом работ оперативным персоналом подраз делений порта.
Учет результатов обработки судов и вагонов ведется посменно. На 8 ч каждых суток техник-оператор диспет
черской |
порта составляет диспетчерское донесение |
(табл. 37) |
о ходе обработки судов в порту, которое пред |
ставляется заместителю начальника рыбного порта по эксплуатации, начальнику порта, а также вышестоящей организации. Кроме того, на основании систематизиро ванных данных за сутки в главной диспетчерской состав ляется оперативная сводка о работе порта на 18 ч еже суточно, не исключая выходных и праздничных дней. Та кая сводка передается в вышестоящие организации (производственное управление, главк). Сводка включает четыре раздела.
В разделе « О б р а б о т к а с удов » по каждому судну указываются время швартовки, вручения нотиса, начала и окончания сталийного времени, количество гру за на борту, простои, начало и конец грузовых операций, количество погруженного или выгруженного груза, оста ток груза на борту, время отхода судна из порта.
252
Во втором разделе « Ва г оны» сообщаются данные о результатах обработки железнодорожных вагонов (ко личество вагонов, заявленных, поданных, погруженных, общий остаток, остаток непогруженных вагонов по вине порта). Из общего количества обработанных вагонов выделяется количество вагонов, загруженных мороженой рыбной продукцией, в том числе рефрижераторные поезда.
■указывается количество поданных, выгруженных, а также остаток невыгруженных по вине порта железно дорожных вагонов.
В третьем разделе « Топлив о » даются сведения о количестве принятого топливно-грузовым районом топ лива от железной дороги и остатки цистерн на станции.
В четвертом разделе « Н а л и ч и е г р у з а в по р- т у» даются сведения о имеющихся запасах картонной тары, бочкотары, соли, дизельного топлива и мазута.
Оперативная сводка о работе порта может быть со ставлена на особом бланке в кодированном виде, а за тем передана по радио в вышестоящую организацию, где она сразу поступает в вычислительный центр и под вергается обработке на ЭВМ.
Система диспетчерского учета и отчетности позволя ет главному диспетчеру проводить анализ производст венной деятельности порта и определять:
степень выполнения плановых заданий за любой от резок времени при прогнозировании выполнения месяч ного плана;
ритмичность загрузки рыбного порта и его подраз делений;
реальность месячного графика подхода и обработки судов в порту;
степень использования пропускной способности порта; выполнение судо-часовых норм;
коэффициент приближения валовых и чистых норм грузовых работ по отдельным типам судов;
эффективность диспетчерского руководства.
Такой анализ сопровождается разработкой практи ческих мер по улучшению обработки судов и вагонов, организации производства, повышению производитель ности труда портовых рабочих.
253
ДОКУМЕНТАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСПЕТЧЕРСКОГО РУКОВОДСТВА
Для оперативного и эффективного руководст ва производственной деятельностью морского рыбного порта диспетчерская служба располагает определенной материальной базой.
Диспетчерская порта должна находиться в обособ ленном, светлом, удобном помещении, оборудованном средствами связи, которые обеспечивают оперативное руководство и своевременный контроль за ходом выпол нения сменно-суточного плана. В качестве руководящих и справочных материалов в диспетчерской порта долж ны находиться следующие документы:
план порта и схема специализации причалов; морская карта прилегающего к порту района моря
игеографическая карта путей сообщения СССР; месячные и декадные графики движения судов, посе
щающих данный порт; технико-эксплуатационная характеристика и грузо
вые эксплуатационные свидетельства судов, приписан ных к данному порту, а также судов, регулярно посе щающих порт;
судо-часовые нормы обработки судов, нормы одновре менной обработки, комплексные нормы выработки пор товых рабочих;
альбом технологических карт перегрузочных работ, применяемых в порту;
кодекс торгового мореплавания СССР и международ ный свод сигналов;
обязательное постановление начальника морского рыбного порта;
адреса и телефоны работников порта, вызов которых может быть необходим в любое время суток, а также телефоны должностных лиц вышестоящих организаций; положение о диспетчерской порта, должностные ин
струкции.
Успешное диспетчерское руководство во многом зави сит от наличия средств связи.
Диспетчерская порта должна иметь:
городскую телефонную связь, соединяющую диспетче ра порта с вышестоящими организациями, клиентурой, железной дорогой и т. д.;
254
внутрипортовую телефонную связь, обеспечивающую соединение с отдельными производственными подразде лениями порта, а также стоящими у причалов судами при подключении их к внутрипортовой телефонной сети; внутреннюю диспетчерскую связь, которая обеспечи вает связь диспетчера порта с диспетчерским аппаратом грузовых районов, другими производственными подраз делениями, отделами и службами рыбного порта. Комму татор этой связи обычно находится в диспетчерской пор та и связь с абонентами осуществляет диспетчер порта; громкоговорящую диспетчерскую связь для передачи отдельных распоряжений и указаний и вызова должно стных лиц, находящихся на производственных объектах. Этот вид связи может осуществляться путем включения реконструированного телефонного аппарата в обычную
радиотрансляционную сеть.
Эффективным средством связи является телефонно селекторная связь, которая позволяет диспетчеру соеди няться с любым должностным лицом, имеющим селек торный телефон, без помощи центрального коммутатора. Кроме того, селекторная связь позволяет вести разговор одновременно с несколькими лицами, что дает воз можность проводить диспетчерские совещания с работ никами, находящимися на своих местах. У всех должно стных лиц, имеющих непосредственное отношение к об работке судов, должны быть установлены телефонные аппараты диспетчерской связи.
Получают распространение в морских рыбных портах радиотелефонные станции «Акация», «Корабль», «Порт»,
спомощью которых диспетчер порта может связываться
сотдельными подразделениями порта, с судами порто вого флота, оснащенными радиотелефонными аппарата
ми, а также с судами, стоящими на рейде или на подходе к порту на расстоянии 15—20 миль.
Радиостанция «Порт-2» предназначена для оборудо вания береговых объектов системы УКВ связи и обес печивает связь диспетчерского аппарата порта, абонен тов портовой и городской телефонной сети с судами.
Перспективным видом связи в морских рыбных пор тах является телевидение, которое позволит диспетчеру, находящемуся на своем рабочем месте, в любое время получить на экране телевизора изображение необходи мого участка производства погрузочно-разгрузочных ра
255
бот. Применение телевидения обеспечивает значитель ную экономию времени, так как постоянное наблюдение за ходом грузовых операций облегчает работу диспет чера и обеспечивает принятие правильного решения в нужный момент. Отечественная промышленность серий но выпускает промышленные телевизионные установки следующих типов: ПТУ-ОМ, ПТУ-ОМ1, ПТУ-2М, ДТУ (ПТУ-ЗМ), ПТУ-4 и ПТУ-5. Указанные установки, за ис ключением ДТУ и ПТУ-5, не предназначены специально для работы в морских условиях, однако в ряде случаев с успехом могут быть применены для оперативного ру ководства погрузочно-разгрузочными работами в мор ских рыбных портах.
Промышленная телевизионная установка состоит из серии приемных камер, устанавливаемых на специаль ных или осветительных мачтах, крышах и т. п.; видеоприемного устройства с экраном; коммутатора с кнопка ми, обеспечивающими включение нужного сектора об зора. Приемные камеры с помощью специального дис танционного устройства могут быть всегда направлены на интересующий диспетчера участок.
Дежурный диспетчер должен иметь в своем распо ряжении транспортные средства (автомашину, катер), которые необходимы для доставки тех или иных лиц и т. п. Он ведет диспетчерский вахтенный журнал, в ко тором фиксирует все указания и распоряжения, полу ченные им в течение смены; информацию о подходе су дов и вагонов; действия, предпринятые им самим для успешного выполнения сменно-суточного плана. Диспет черский журнал подписывается диспетчером, сдающим и принимающим смену.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПЕРАТИВНОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ ГРУЗОВЫХ РАБОТ ПО РОДАМ ГРУЗОВ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ СХЕМАМ
В оперативной работе при сравнении техноло гических схем перегрузки важно знать расходы, связан ные с применением данной схемы, так как себестоимость переработки конкретного груза может резко изменяться в пределах одного и того же варианта. На ее величину оказывают влияние транспортная характеристика гру за; класс грузовых помещений; конструктивные особен
256