Файл: Кубрак А.Д. Морские рыбные порты и их эксплуатация учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 187

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Р а б о т а п о р т о в о г о ф л о т а — в этом разделе планируется работа судов портофлота в той части, в которой она содействует обеспечению выполнения смен­ но-суточного плана по обработке и обслуживанию стоя­ щих в порту судов. К этим работам относятся работа портовых буксиров по установке судов к причалам, рас­ кантовки, перешвартовки и перетяжки, участие плав­ средств порта в рейдовых грузовых работах, включая работу плавучих бункеровщиков, работа плавсредств по доставке грузов на рыбокомбинаты. Все работы су­ дов портофлота, не связанные с выполнением грузовых работ, планируются администрацией портофлота не в ущерб основной производственной деятельности морского рыбного порта.

С н а б ж е н и е с у д о в ж и д к и м и г р у з а м и — здесь указываются суда, которые будут бункероваться в течение суток топливом и водой, а также количество принимаемого груза в тоннах, способ бункеровки (с тан­ кера, барж, берега).

Р а з н ы е р а б о т ы — в сменно-суточном плане долж­ ны предусматриваться хозяйственные работы, требую­ щие выделения рабочей силы, автотранспорта и других средств. Такие работы планируются в данном разделе. Кроме того, в сменно-суточном плане может быть раз­ дел, касающийся распределения портовых рабочих по сторонним организациям и хозяйствам, в случае нару­ шения графиков подхода судов, отсутствия их в порту под грузовой обработкой, а также невозможности ис­ пользования рабочей силы на внутрипортовых работах. В сменно-суточном плане должны приводиться также наиболее важные оперативные указания в части органи­ зации отдельных работ, возможного изменения порядка их выполнения и очередности.

В морских рыбных портах первой категории состав­

ляют сменно-суточный план работы грузовых районов.

Такой план отличается от сменно-суточного плана порта

большей

детализацией планируемых объектов работ.

В сменно-суточном плане грузового района отражается

расстановка рабочей силы, перегрузочных машин и тран­

спортных средств не только по отдельным судам и при­

чалам, но

и по механизированным линиям; указывает­

ся с каких трюмов судна будет проводиться выгрузка (погрузка) в ту или иную смену.

250


Для учета и контроля фактической работы в форме сменно-суточного плана должны быть предусмотрены специальные графы, в которых фиксируется выполнение плана, о чем докладывают на очередном диспетчерском совещании.

Диспетчерские совещания являются важным элемен­ том в системе диспетчерского руководства. Они прово­ дятся ежедневно начальником порта или его заместите­ лем по эксплуатации. В диспетчерских совещаниях при­ нимают участие начальники производственных подразде­ лений порта, руководители ряда отделов и служб управ­ ления порта. Кроме того, на диспетчерских совещаниях могут присутствовать представители сбытовых организа­ ций, судовладельцев и другой клиентуры.

На диспетчерских совещаниях проверяется выполне­ ние сменно-суточного плана предыдущих суток: разби­ раются случаи срывов выполнения сменно-суточного пла­ на и намечаются меры по их предотвращению в даль­ нейшем; рассматривается и утверждается сменно-суточ­ ный план на предстоящие сутки. Утвержденный диспет­ черским совещанием сменно-суточный план и решения диспетчерского совещания являются основными доку­ ментами, которыми руководствуется дежурный диспет­ чер порта на смене.

ДИСПЕТЧЕРСКИЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ

Для того чтобы эффективно осуществлять опе­ ративное руководство и контроль за обработкой судов, вагонов и другими операциями, диспетчерский аппарат порта ведет учет выполненного объема работ, который включает:

получение и обработку срочной информации об от­ клонениях в производственном процессе, которая служит основанием администрации для принятия конкретных ре­ шений;

сбор сведений для составления руководству порта и вышестоящим организациям диспетчерских донесений и отчетов о выполнении сменно-суточного плана.

Диспетчерский учет должен охватить все стороны производственной деятельности рыбного порта.

Данные о выполнении сменно-суточного плана кон­ центрируются первоначально на грузовых районах и дру-

251


 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 37

 

ДИСПЕТЧЕРСКОЕ ДОНЕСЕНИЕ О ХОДЕ ОБРАБОТКИ СУДОВ

 

В ПОРТУ ПО СОСТОЯНИЮ

НА----------------------

 

 

 

 

 

 

Сведения о грузе

Название

Время

 

Начало

 

род

пп.

судна

прихода

обработки

операция

 

 

в порт

 

 

груза

 

 

 

 

 

 

1

2

3

 

4

5

6

 

Сведения о грузе

 

Окончание

обработки

Время

 

 

 

 

 

 

всего по

за сутки

с начала

остаток

план

факти­

отхода из

плану

обработки

чески

порта

7

8

9

10

и

12

13

гих подразделениях порта, а затем передаются в диспет­ черскую порта. Основным источником информации при диспетчерском учете является непосредственное наблю­ дение за ходом работ оперативным персоналом подраз­ делений порта.

Учет результатов обработки судов и вагонов ведется посменно. На 8 ч каждых суток техник-оператор диспет­

черской

порта составляет диспетчерское донесение

(табл. 37)

о ходе обработки судов в порту, которое пред­

ставляется заместителю начальника рыбного порта по эксплуатации, начальнику порта, а также вышестоящей организации. Кроме того, на основании систематизиро­ ванных данных за сутки в главной диспетчерской состав­ ляется оперативная сводка о работе порта на 18 ч еже­ суточно, не исключая выходных и праздничных дней. Та­ кая сводка передается в вышестоящие организации (производственное управление, главк). Сводка включает четыре раздела.

В разделе « О б р а б о т к а с удов » по каждому судну указываются время швартовки, вручения нотиса, начала и окончания сталийного времени, количество гру­ за на борту, простои, начало и конец грузовых операций, количество погруженного или выгруженного груза, оста­ ток груза на борту, время отхода судна из порта.

252


Во втором разделе « Ва г оны» сообщаются данные о результатах обработки железнодорожных вагонов (ко­ личество вагонов, заявленных, поданных, погруженных, общий остаток, остаток непогруженных вагонов по вине порта). Из общего количества обработанных вагонов выделяется количество вагонов, загруженных мороженой рыбной продукцией, в том числе рефрижераторные поезда.

■указывается количество поданных, выгруженных, а также остаток невыгруженных по вине порта железно­ дорожных вагонов.

В третьем разделе « Топлив о » даются сведения о количестве принятого топливно-грузовым районом топ­ лива от железной дороги и остатки цистерн на станции.

В четвертом разделе « Н а л и ч и е г р у з а в по р- т у» даются сведения о имеющихся запасах картонной тары, бочкотары, соли, дизельного топлива и мазута.

Оперативная сводка о работе порта может быть со­ ставлена на особом бланке в кодированном виде, а за­ тем передана по радио в вышестоящую организацию, где она сразу поступает в вычислительный центр и под­ вергается обработке на ЭВМ.

Система диспетчерского учета и отчетности позволя­ ет главному диспетчеру проводить анализ производст­ венной деятельности порта и определять:

степень выполнения плановых заданий за любой от­ резок времени при прогнозировании выполнения месяч­ ного плана;

ритмичность загрузки рыбного порта и его подраз­ делений;

реальность месячного графика подхода и обработки судов в порту;

степень использования пропускной способности порта; выполнение судо-часовых норм;

коэффициент приближения валовых и чистых норм грузовых работ по отдельным типам судов;

эффективность диспетчерского руководства.

Такой анализ сопровождается разработкой практи­ ческих мер по улучшению обработки судов и вагонов, организации производства, повышению производитель­ ности труда портовых рабочих.

253

ДОКУМЕНТАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСПЕТЧЕРСКОГО РУКОВОДСТВА

Для оперативного и эффективного руководст­ ва производственной деятельностью морского рыбного порта диспетчерская служба располагает определенной материальной базой.

Диспетчерская порта должна находиться в обособ­ ленном, светлом, удобном помещении, оборудованном средствами связи, которые обеспечивают оперативное руководство и своевременный контроль за ходом выпол­ нения сменно-суточного плана. В качестве руководящих и справочных материалов в диспетчерской порта долж­ ны находиться следующие документы:

план порта и схема специализации причалов; морская карта прилегающего к порту района моря

игеографическая карта путей сообщения СССР; месячные и декадные графики движения судов, посе­

щающих данный порт; технико-эксплуатационная характеристика и грузо­

вые эксплуатационные свидетельства судов, приписан­ ных к данному порту, а также судов, регулярно посе­ щающих порт;

судо-часовые нормы обработки судов, нормы одновре­ менной обработки, комплексные нормы выработки пор­ товых рабочих;

альбом технологических карт перегрузочных работ, применяемых в порту;

кодекс торгового мореплавания СССР и международ­ ный свод сигналов;

обязательное постановление начальника морского рыбного порта;

адреса и телефоны работников порта, вызов которых может быть необходим в любое время суток, а также телефоны должностных лиц вышестоящих организаций; положение о диспетчерской порта, должностные ин­

струкции.

Успешное диспетчерское руководство во многом зави­ сит от наличия средств связи.

Диспетчерская порта должна иметь:

городскую телефонную связь, соединяющую диспетче­ ра порта с вышестоящими организациями, клиентурой, железной дорогой и т. д.;

254


внутрипортовую телефонную связь, обеспечивающую соединение с отдельными производственными подразде­ лениями порта, а также стоящими у причалов судами при подключении их к внутрипортовой телефонной сети; внутреннюю диспетчерскую связь, которая обеспечи­ вает связь диспетчера порта с диспетчерским аппаратом грузовых районов, другими производственными подраз­ делениями, отделами и службами рыбного порта. Комму­ татор этой связи обычно находится в диспетчерской пор­ та и связь с абонентами осуществляет диспетчер порта; громкоговорящую диспетчерскую связь для передачи отдельных распоряжений и указаний и вызова должно­ стных лиц, находящихся на производственных объектах. Этот вид связи может осуществляться путем включения реконструированного телефонного аппарата в обычную

радиотрансляционную сеть.

Эффективным средством связи является телефонно­ селекторная связь, которая позволяет диспетчеру соеди­ няться с любым должностным лицом, имеющим селек­ торный телефон, без помощи центрального коммутатора. Кроме того, селекторная связь позволяет вести разговор одновременно с несколькими лицами, что дает воз­ можность проводить диспетчерские совещания с работ­ никами, находящимися на своих местах. У всех должно­ стных лиц, имеющих непосредственное отношение к об­ работке судов, должны быть установлены телефонные аппараты диспетчерской связи.

Получают распространение в морских рыбных портах радиотелефонные станции «Акация», «Корабль», «Порт»,

спомощью которых диспетчер порта может связываться

сотдельными подразделениями порта, с судами порто­ вого флота, оснащенными радиотелефонными аппарата­

ми, а также с судами, стоящими на рейде или на подходе к порту на расстоянии 15—20 миль.

Радиостанция «Порт-2» предназначена для оборудо­ вания береговых объектов системы УКВ связи и обес­ печивает связь диспетчерского аппарата порта, абонен­ тов портовой и городской телефонной сети с судами.

Перспективным видом связи в морских рыбных пор­ тах является телевидение, которое позволит диспетчеру, находящемуся на своем рабочем месте, в любое время получить на экране телевизора изображение необходи­ мого участка производства погрузочно-разгрузочных ра­

255

бот. Применение телевидения обеспечивает значитель­ ную экономию времени, так как постоянное наблюдение за ходом грузовых операций облегчает работу диспет­ чера и обеспечивает принятие правильного решения в нужный момент. Отечественная промышленность серий­ но выпускает промышленные телевизионные установки следующих типов: ПТУ-ОМ, ПТУ-ОМ1, ПТУ-2М, ДТУ (ПТУ-ЗМ), ПТУ-4 и ПТУ-5. Указанные установки, за ис­ ключением ДТУ и ПТУ-5, не предназначены специально для работы в морских условиях, однако в ряде случаев с успехом могут быть применены для оперативного ру­ ководства погрузочно-разгрузочными работами в мор­ ских рыбных портах.

Промышленная телевизионная установка состоит из серии приемных камер, устанавливаемых на специаль­ ных или осветительных мачтах, крышах и т. п.; видеоприемного устройства с экраном; коммутатора с кнопка­ ми, обеспечивающими включение нужного сектора об­ зора. Приемные камеры с помощью специального дис­ танционного устройства могут быть всегда направлены на интересующий диспетчера участок.

Дежурный диспетчер должен иметь в своем распо­ ряжении транспортные средства (автомашину, катер), которые необходимы для доставки тех или иных лиц и т. п. Он ведет диспетчерский вахтенный журнал, в ко­ тором фиксирует все указания и распоряжения, полу­ ченные им в течение смены; информацию о подходе су­ дов и вагонов; действия, предпринятые им самим для успешного выполнения сменно-суточного плана. Диспет­ черский журнал подписывается диспетчером, сдающим и принимающим смену.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПЕРАТИВНОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ ГРУЗОВЫХ РАБОТ ПО РОДАМ ГРУЗОВ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ СХЕМАМ

В оперативной работе при сравнении техноло­ гических схем перегрузки важно знать расходы, связан­ ные с применением данной схемы, так как себестоимость переработки конкретного груза может резко изменяться в пределах одного и того же варианта. На ее величину оказывают влияние транспортная характеристика гру­ за; класс грузовых помещений; конструктивные особен­

256