Файл: Кубрак А.Д. Морские рыбные порты и их эксплуатация учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 185
Скачиваний: 1
Доплата, дополнительная заработная плата и расхо ды на социальное страхование распределяются пропор ционально заработной плате портовых рабочих по каж дому роду груза.
Расходы на содержание перегрузочных машин, пла нируемые по типам машин, распределяются по родам грузов пропорционально плановым затратам машиночасов работы на погрузку и выгрузку грузов.
Расходы на содержание перегрузочных машин, спе циализированных на перегрузке одного вида груза, пол ностью относятся на себестоимость переработки данного рода, груза.
Плановая себестоимость машино-часа определяется путем деления расходов на содержание определенного типа перегрузочных машин в плановом периоде на соот ветствующие плановые машино-часы работы.
Расходы по амортизации и текущему ремонту грузо вых причалов распределяются пропорционально плано вому количеству перерабатываемых тонн каждого вида груза.
Прочие, цеховые и общепортовые расходы, отнесен ные на грузовые работы, распределяются между видами грузов пропорционально общей сумме заработной платы по каждому виду груза.
В итоге расчеты сводятся в таблицу «Калькуляция себестоимости погрузочно-разгрузочных работ по родам грузов» (табл. 36).
Г л а в а XI. ОПЕРАТИВНАЯ РАБОТА В РЫБНОМ ПОРТУ
ДИСПЕТЧЕРСКОЕ РУКОВОДСТВО
Погрузочно-разгрузочные работы и другие операции по обслуживанию судов в морских рыбных портах проводятся под наблюдением и руководством диспетчерского аппарата порта. Диспетчерская система руководства в морском рыбном порту является формой
241
организации круглосуточного управления его производ
ственной деятельностью.
Диспетчерский аппарат должен обеспечивать четкую работу всех производственных подразделений и служб порта" Общие задачи диспетчерского руководства заклю
чаются в следующем:
обеспечение выполнения годовых, квартальных, ме сячных планов переработки грузов;
разработка сменно-суточных планов и контроль за их
выполнением; координация действий порта, судовладельца, рыбсбы-
та, железной дороги в процессе обработки судов; развитие скоростных методов обработки судов, социа
листического соревнования между участниками погруз ки-выгрузки;
обеспечение рационального и эффективного использо вания перегрузочного оборудования в процессе грузо
вых работ; систематический анализ данных по обработке судов,
железнодорожных вагонов и разработка на базе анализа мероприятий, направленных на сокращение сталийного времени;
оперативная обработка информации, получаемой от подразделений порта и быстрое принятие конкретных решений, направленных на устранение срывов в выпол нении сменно-суточного плана.
Таким образом, система диспетчерского руководства включает три функции управления: сбор информации, ее обработка; оперативное планирование; диспетчерский контроль.
Ведущую роль в диспетчерском руководстве играет диспетчерская порта (главная диспетчерская), аппарат которой включает главного диспетчера, группу по опера тивному планированию и анализу, сменных диспетчеров, сменных операторов. Численность диспетчерского аппа рата определяется величиной грузооборота, интенсив ностью движения судов, организационно-производствен ной структурой порта, конкретными условиями осуществ ления портовых работ. Так, в некоторых портах в штате главной диспетчерской могут быть старший диспетчер, старший техник-оператор. В любом случае функции и задачи диспетчерской службы остаются теми же, не со кращаются, а перераспределяются между наличным
242
штатным персоналом. Функции отдельных работников определяются должностными инструкциями.
Аппарат главной диспетчерской подчинен заместите лю начальника порта по эксплуатации и подбирается из квалифицированных, имеющих хороший производствен ный опыт инженеров-эксплуатационников.
Диспетчер порта является командиром производства. Главный диспетчер морского рыбного порта, его смен ные помощники обязаны организовать работы в порту таким образом, чтобы были полностью исключены про стои судов, вагонов и автомашин, чтобы при обработке судов применялись наиболее прогрессивные и экономи чески целесообразные варианты погрузочно-разгрузоч ных операций. Для этого диспетчерский аппарат должен глубоко вникать в производственную деятельность порта и организацию труда; уметь глубоко и всесторонне ана лизировать и объективно оценивать сложившуюся обста новку; оперативно принимать решения, направленные на повышение экономической эффективности работы пор та. Диспетчерский аппарат всех подразделений порта работает сменами по 8 или 12 ч.
Дежурный диспетчер порта является старшим долж ностным лицом на смене, его указания по вопросам организации производственного процесса обязательны для всех подразделений морского рыбного порта, он координирует всю производственную деятельность, на правляя ее в соответствие с утвержденным сменно-су точным планом.
Главный диспетчер, являясь руководителем диспет черской порта, подбирает штат диспетчерского аппарата для выполнения диспетчерских функций. В обязанности главного диспетчера входит обеспечение своевременной разработки сменно-суточного плана как по порту в целом, так и по отдельным грузовым районам; оформле ние заявок на подачу железнодорожных вагонов и конт роль за деятельностью железнодорожного участка (груп пы), где подача заявок осуществляется этими подразде лениями; планирование обработки флота и перевалки грузов в порту; обеспечение снабжения судов топливом и водой; контроль за подготовкой холодильников и дру гих складов для приема грузов; сбор и учет текущих данных по обработке флота и перевалке грузов; обра ботка поступающей в порт диспетчерской информации;
243
анализ стояночного времени судов; обеспечение взаимо действий порта со сторонними организациями по вопро сам обработки судов, железнодорожных вагонов и авто транспорта; координация действий всех оперативных ра ботников порта, находящихся на смене, по производ ственным вопросам, связанным с выполнением сменно
суточного плана.
Дежурный диспетчер порта осуществляет оператив ное руководство всеми работами в порту и портопунктах, которые предусмотрены сменно-суточным планом, обес печивая их выполнение. Для этого перед началом смены он знакомится с необходимыми документами сменного планирования, оперативными распоряжениями. Сменный дежурный диспетчер принимает меры для устранения причин, вызвавших нарушение сменно-суточного пла на, а если его действия не приводят к желаемому ре зультату, информирует о срывах главного диспетчена или заместителя начальника понта по эксплуатации. Он обеспечивает распределение рабочей силы и перегрузоч ной техники, автомашин между подразделениями порта, контролирует подготовку рабочих мест и организует рас становку судов по причалам; принимает меры к недопу щению простоев судов, вагонов, перегрузочной техники и бригад портовых рабочих; осуществляет руководство ра ботой судов портового флота; организует вспомогатель ные операции по обработке судов (снабжение водой, топливом, перешвартовку и т. д.); обеспечивает постоян ную связь с судовой администрацией и судовладельцами по вопросам проведения грузовых и вспомогательных операций; через диспетчера железнодорожного участка (группы) осуществляет связь с железной дорогой, при нимает действенные меры для обеспечения грузовых ра бот вагонами, контролируя правильность их расстанов ки и бесперебойность погрузки или выгрузки; ведет дис петчерскую и другую документацию по табелю, утверж денному главным диспетчером.
Дежурный диспетчер порта взаимодействует:
сдиспетчерским аппаратом грузового района по воп росам грузовой обработки судов, железнодорожных ва гонов, автомашин;
сдиспетчером железнодорожного участка или стан ции по вопросам обеспечения вагонами;
сдиспетчерскими службами судовладельцев и отде
244
лами эксплуатации вышестоящих организаций по вопро сам обработки флота;
с рыбсбытом по вопросам отгрузки рыбной про дукции;
с диспетчерской автобазы по вопросам обеспечения автотранспортом;
со службой капитана порта по вопросам проводки судов по акватории порта, швартовки, а также порто вого, пожарного и санитарного надзора;
сдиспетчером топливно-грузового района по вопро сам бункеровки судов топливом;
спортофлотом по вопросам оказания судам услуг
буксирами, баржами, катерами и т. д.; со сменным инженером-энергетиком по вопросам,
связанным с обеспечением судов и других объектов электроэнергией, водой.
Дежурный диспетчер имеет право давать письменные или устные распоряжения всем исполнителям сменно-су точного плана по вопросам его выполнения и качест венного обслуживания судов; в случае грубых наруше ний правил техники безопасности или невыполнения рас поряжений о порядке производства работ отстранять ви новных от работ, ходатайствовать через главного диспет чера перед руководством порта о наложении взысканий на отдельных должностных лиц или об их поощрении.
Таким образом, главный диспетчер и его сменные по мощники не только регистрируют факты простоя или срыва графиков обработки судов, но в первую очередь принимают все меры к предотвращению таких срывов и устранению причин, их вызывающих.
Сменный техник-оператор подчиняется дежурному диспетчеру. В его функции входит ведение диспетчер ского журнала оперативного учета работы рыбного пор та; прием и передача радиограмм, телефонограмм, свя занных с обработкой судов; передача судам портового флота по радио производственных заданий; прием опе ративных сведений о ходе выполнения сменно-суточного плана; составление диспетчерских донесений, сводок и своевременная отправка их начальнику порта и выше стоящим организациям.
Качественным выражением работы главной диспет черской является всемерное сокращение времени обра ботки судов путем организации четкого взаимодействия
245
всех участников перегрузочного процесса при выполне нии сменно-суточного плана в целом.
Если диспетчерская порта является рабочим орга ном управления порта в целом, то непосредственное ру ководство эксплуатационной деятельностью каждого грузового района, железнодорожного участка и некото рых других подразделений осуществляется диспетчер ским аппаратом этих подразделений. Однако диспетчер ский аппарат подразделений порта в своей производст венной деятельности тесно связан с главной диспетчер ской, подчиняется ей и выполняет все ее оперативные указания.
Старший диспетчер грузового района выполняет сле дующие функции: руководит диспетчерским аппаратом района (сменными диспетчерами, диспетчерами-техно логами, стивидорами), осуществляя повседневный конт роль за их работой; составляет проект сменно-суточного плана работы района с учетом рационального использо вания перегрузочной техники и портовых рабочих; ин структирует оперативный состав по вопросу выполнения ими сменно-суточного плана; контролирует выполнение сменно-суточного плана грузового района; принимает меры, не допускающие простоя судов, железнодорожных вагонов, перегрузочного оборудования и рабочей силы; составляет графики выхода на работу бригад портовых рабочих; посещает рабочие места обработки судов и ва гонов, проверяет выполнение правил техники безопас ности.
Дежурный диспетчер грузового района проверяет го товность рабочих мест; распределяет бригады портовых рабочих и перегрузочные механизмы по объектам; ин структирует рабочих по правилам техники безопасности, непрерывно контролирует работу бригад, не допуская простоя судов, вагонов, рабочих; ведет диспетчерский учет произведенного объема работ; сообщает результаты работы сменному диспетчеру рыбного порта.
Сменный диспетчер-технолог грузового района раз рабатывает технологию погрузки-выгрузки конкретных судов, контролирует технологическую дисциплину, при нимает участие в составлении сменно-суточного плана грузового района, изучает и распространяет передовой опыт проведения грузовых работ и пр.
Диспетчерский аппарат порта образует обычно сквоз
246
ные смены, т. е. смены, в которых одновременно сме няются дежурный диспетчер порта и сменные диспетче ры производственных подразделений. Благодаря посто янному составу диспетчерского аппарата на смене по вышается согласованность в работе, что способствует более успешному выполнению сменно-суточного плана.
СМЕННО-СУТОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сменно-суточное планирование работы порта представляет собой процесс определения объема и ха рактера работ на сутки с разбивкой по сменам.
Сменно-суточный план составляется в диспетчер ской порта, которая затем контролирует ход его выпол нения. План на очередные сутки, которые отсчитываются обычно от 16 ч текущих до 16 ч следующих суток, со ставляется к 10—12 ч текущих суток. Такой порядок планирования дает возможность своевременно подгото виться к выполнению сменно-суточного плана: выделить средства механизации и транспортные средства, освобо дить складские емкости, подготовить к отправке грузы промыслового снабжения и выполнить другие работы, необходимые для успешного выполнения сменно-суточ ного плана.
Исходными материалами разработки сменно-суточно го плана являются:
сведения о степени выполнения месячного плана; анализ выполнения сменно-суточного плана за преды
дущие сутки; результаты разгрузки и погрузки судов, вагонов и ав
томашин, наличие груженых вагонов в ожидании выгруз ки, обеспеченность порта порожними вагонами и авто машинами;
месячный график движения флота и его обработки в порту, информация капитанов судов, идущих с про мысла;
данные о наличии рабочей силы, состоянии перегру зочного оборудования;
данные о готовности и количестве судов портового флота, которые могут быть использованы для обслужи вания судов;
сведения об имеющихся свободных холодильниках и других складских помещениях;
247
данные о потребности судов, стоящих в порту, во всех видах обслуживания;
информация о наличии в порту бункерного и товар ного топлива, товарной воды, грузов промыслового и ма териально-технического снабжения;
действующие судо-часовые нормы на грузовые рабо ты и нормы на выполнение вспомогательных операций.
К моменту составления сменно-суточного плана все подразделения порта, клиентура и сторонние организа ции обязаны представить в диспетчерскую порта заявки на выполнение тех или иных работ. Эти заявки учиты ваются главным диспетчером порта (старшим диспетче ром по оперативному планированию) при составлении проекта сменно-суточного плана. При составлении смен но-суточного плана должны учитываться также указания и распоряжения вышестоящих организаций — производ ственного (главного) управления рыбной промышленно сти об очередности обработки судов и обеспечении сро ков отправки тех или иных грузов.
Сменно-суточный план должен обеспечивать в пер вую очередь выполнение судовых и вагонных работ, а затем складских, хозяйственных и других внутрипортовых работ.
Основным вопросом при составлении сменно-суточно го плана является определение очередности обработки судов и расстановки их по причалам. После определе ния очередности обработки судов планируется расста новка бригад портовых рабочих, перегрузочных машин, железнодорожных вагонов.
Сменно-суточные планы морских рыбных портов по своей форме, а иногда и по содержанию могут отличать ся один от другого. Это отличие отражает специфику работы конкретного рыбного порта, особенности техноло гии погрузочно-разгрузочных операций, взаимосвязь со смежными видами транспорта, номенклатуру услуг, ока зываемых портом флоту.
Однако независимо от особенностей морского рыбно го порта, сменно-суточный план должен составляться по следующим разделам, отражающим в совокупности ра боту порта.
С у д о в ы е г р у з о в ы е р а б о т ы — этот раздел яв ляется важнейшим в сменно-суточном плане и его раз работке необходимо уделять особое внимание. В разде
248
ле указываются суда, которые будут обрабатываться в течение суток, номера причалов, род груза, вид опера ций (погрузка или выгрузка), число бригад портовых ра бочих, выделяемых в каждую смену на конкретное суд но. Планируется количество грузов, которое будет вы гружено или погружено на судно за каждую смену и в целом за сутки.
В а г о н н ы е р а б о т ы — планируются отдельно по грузовым районам. В плане вагонных работ указывается место (путь) подачи вагонов под погрузку или выгрузку, их количество и тип (крытые, изотермические, рефриже раторные) .
Планирование вагонных работ имеет актуальное значение для обеспечения ритмичной работы порта, раз вития переработки грузов по прямому варианту и со кращения стояночного времени судов в портах.
Основным фактором, определяющим планирование вагонных работ, является количество согласованных с железной дорогой подач к фронту производства погру зочно-разгрузочных работ. На количество подач влияют частота прибытия судов в порт, интенсивность отправки грузов с холодильников в течение суток, длина погру зочно-разгрузочных железнодорожных фронтов, а также интенсивность обработки вагонов и производства манев ровых работ.
Р а б о т а т р а с п о р т н ы х с р е д с т в — планируют ся работа автомашин, антопогрузчиков по сменам и объ ектам, их количество, выделяемое отдельным подразде лениям порта.
Р а б о ч а я с и л а — в разделе указывается количе ство бригад портовых рабочих, выход которых заплани рован по порту в целом и отдельно по грузовым райо нам с разбивкой по сменам. Этот раздел плана регули рует обеспеченность запланированных работ портовыми рабочими, регистрирует расстановку бригад и их загруз ку, является важнейшим звеном планирования производ ства погрузочно-разгрузочных работ в морском рыбном порту. Правильная расстановка бригад портовых рабо чих, обеспечение рабочей силой судовых и вагонных ра бот обусловливает успешное выполнение сменно-суточ ного плана, содействует максимальному использованию рабочей силы и стимулирует повышение производитель ности труда портовых рабочих.
249