Файл: Кубрак А.Д. Морские рыбные порты и их эксплуатация учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

оси ординат — количество поступающих и отправляемых грузов. Необходимая емкость склада определяется как наибольшая разность ординат между кривой АБ и ВГ.

Полезная площадь склада Fск находится по выражению

„ _

£ с к

(5)

Гск~

рК '

 

где р — расчетная эксплуатационная погрузка складской площади,

т/м*; &и — коэффициент использования полезной площади складов

для хранения грузов, представляющий отношение пло­ щади, занятой грузом, к полезной площади склада.

Полезная площадь склада — это вся его площадь за вычетом площадей, занятых строительными конструкция­ ми, административно-конторскими, техническими и быто­ выми помещениями и пр.

р и &и принимаются по НТП морских рыбных портов. В табл. 3 и 4 приведены средние эксплуатационные нагрузки на пол складов при хранении различных грузов и коэффициенты использования полезной площади кры­ тых складов. Коэффициент использования полезной пло­

щади

открытых

складов

принимается

равным 0,75,

а средние эксплуатационные нагрузки на

полезную пло­

щадь

принимаются

для

металлических грузов 4 т/м2;

для оборудования

1,25 т/м2; для универсальных контей­

неров 0,5 т/м2.

 

 

 

45

 

 

 

Т а б л и ц а 3

 

СРЕДНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАГРУЗКИ НА ПОЛ

 

СКЛАДОВ ПРИ ХРАНЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ

 

 

ТАРНО-ШТУЧНЫХ ГРУЗОВ

 

 

 

 

Временная

Средняя эксплуатационная

 

 

нагрузка (в т/м 5) при

 

Склад

допускаемая

хранении

грузов

 

нагрузка,

 

 

 

 

т/м 5

 

 

 

 

 

в штабелях

в стеллажах

Тары ..................................

 

4/2

1,35/1,2

 

Продовольствия ...............

4/2

1,9/1,0

Промыслового вооружения

4/2

3,0/1,4

3,5/1,7

Вещевого имущества и кан­

 

 

 

целярских принадлежно-

4/2

 

1,5/1,0

с т е й ..................................

 

Штурманского и навигаци-

4/2

 

1,4/0,9

онного

оборудования . .

Запчастей

и инструмента

4/2

2,8/1,3

3,1/1,4

Электрорадиотоваров . .

.

4/2

1,0/1,3

2,4/1,1

Химикатов и красок . .

.

4/2

1,5/0

 

1,1/0

П р и м е ч а н и е .

В

числителе дана

нагрузка

на пол первого

этажа многоэтажного

и

одноэтажного склада, в знаменателе — на

пол остальных этажей

многоэтажного склада.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 4

 

КОЭФФИЦИЕНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЛЕЗНОЙ ПЛОЩАДИ

 

КРЫТЫХ СКЛАДОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При хранении

При

хранении

 

 

 

 

 

 

грузов

 

 

 

 

 

грузов в шта­

 

 

 

 

 

 

в стеллажах

 

Склад

 

 

 

белях и укладке

 

 

 

 

и укладке

 

 

 

 

 

 

напольным

 

 

 

 

 

 

подвесным

 

 

 

 

 

транспортом

 

 

 

 

 

транспортом

Т-ары .....................................................

 

 

 

 

 

0,5—0,6

 

 

Продовольствия..................................

 

 

 

 

0,5—0,6

 

Промыслового вооружения...............

 

0,4—0,45

0,45—0,55

Вещевого

имущества

и

канцеляр -

 

0,3—0,4

■ских принадлежностей

...................

 

 

Штурманского и

навигационного

 

0,3—0,4

оборудования ..................................

 

 

 

 

Запчастей и инструмента ...............

 

 

0,3—0,35

0,35 -0,4

Электрорадиотоваров .......................

 

 

0,25—0,3

0,3—0,4

Химикатов

и красок...........................

 

 

 

0,3—0,35

0,35—0,4

46


ПЕРЕГРУЗОЧНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Подъемно-транспортные машины служат для перемещения грузов в вертикальном, горизонтальном и наклонном направлениях и являются основным оборудо­ ванием для механизации погрузочно-разгрузочных ра­ бот в портах. Внедрение перегрузочных машин на грузо­ вых операциях сокращает трудоемкость работ и числен­ ность рабочих, освобождает последних от тяжелого фи­ зического труда.

Подъемно-транспортные машины классифицируются по различным признакам. Все машины по принципу их действия можно разделить на два основных типа: ма­ шины периодического действия (краны, погрузчики, лиф­ ты и т. д.) и машины непрерывного действия (конвейеры, элеваторы, пневматические и гидравлические уста­ новки и т. д.).

Машины периодического действия перемещают груз порционно или поштучно, рабочий ход чередуется с хо­ лостым. Цикл работы машины состоит из отдельных опе­ раций: захват груза, перемещение его на заданное рас­ стояние, отцепка груза, возврат порожнего грузозахват­ ного приспособления за очередной порцией груза.

Машины непрерывного действия перемещают груз непрерывным потоком, загружаются и разгружаются без остановки несущего органа.

По назначению можно выделить три основные группы машин: прикордонные, установленные непосредственно на причалах и выполняющие главные операции по пере­ даче грузов с судов на берег или обратно (краны); ма­ шины внутрипортового транспорта служащие для пе­ ремещения грузов между причалами и складами (авто- и электропогрузчики, тягачи и т. д.); специальные, пред­ назначенные для механизации трудоемких работ по пере­ мещению и укладке грузов в трюмах и вагонах, на скла­ дах (погрузчики, внутривагонные механизмы, раздвиж­ ные транспортеры, электроштабелеры и т. д.).

Классификация перегрузочного оборудования по на­ значению является несколько условной, так как некото­ рые машины (вилочные погрузчики, транспортеры и т. д.) могут выполнять разнообразные виды работ на судне, складе, в вагоне.

47

П о р т о в ы е

к р а н ы — это подъемно-транспортные

машины, которые

могут поднимать груз, перемещать

в горизонтальном направлении при помощи вращающей­ ся стрелы и опускать в нужную точку.

Краны различают по приводу (ручные, паровые, гид­ равлические и электрические), месту установки (судо­

вые, береговые, плавучие), способу перемещения (ста­ ционарные, применяющиеся редко, и передвижные). Передвижные краны подразделяются на портальные и полупортальные, мостовые, краны на железнодорож­ ном, автомобильном или гусеничном ходу. В морских рыбных портах наиболее распространены электрические портальные краны.

Портальный кран (рис. 15) представляет собой пол­ ноповоротный стреловый кран, установленный на высо­

48


ком металлическом основании-портале, которое служит для размещения крана на высоте, обеспечивающей об­ работку высокобортных судов и вагонов. Под порталом прокладываются железнодорожные пути, благодаря чему экономится портовая территория, а железнодорожные пути и кран максимально приближаются к борту судна. Портальные краны передвигаются вдоль причала по подкрановым путям. Стандартные размеры колеи порта-

Рис. 16. Схема вилочного элек­ тропогрузчика:

1 — ш асси;

2 — передние

колеса;

3 — задние

колеса;

4 — противо­

вес;

5 — кож ух;

6 — вертикаль­

ная

рама;

7 — каретка;

S — тол­

катель; 9 — вилы .

ла (6; 10,5 и 15,3 м) позволяют разместить под кранами соответственно один, два и три железнодорожных пути.

Основными технико-эксплуатационными параметрами портальных кранов являются грузоподъемность, вылет стрелы, высота подъема крюка, скорости рабочих движе­ ний. В рыбных портах нашли применение портальные краны отечественной постройки, такие, как «Кировец», «Коммунар», а также «Ганц» (ВНР), «Форель» (ГДР) и некоторые другие. Их техническая характеристика при­ ведена в табл. 5.

П о г р у з ч и к , в частности универсальный погрузчик, изображенный на рис. 16, представляет собой самоход­ ную тележку, снабженную грузоподъемным устройством, которое при помощи сменных захватных приспособлений может перемещать груз вертикально, а также горизон­ тально относительно продольной оси машины (боковой сдвиг). По роду привода погрузчики подразделяются на электропогрузчики, имеющие электродвигатель, который

питается от

аккумуляторной

батареи, и автопогрузчи­

ки — с приводом от двигателя

внутреннего

сгорания.

Назначение

погрузчиков — штабелирование

в складах

49



Т а б л и ц а 5

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОРТАЛЬНЫХ КРАНОВ

Параметры

 

„Кировец*

„Коммунар*

„Ганц“

„Форель*

 

(СССР)

(СССР)

(ВНР)

(ГДР)

Грузоподъемность, г . . .

3

5

5

3,2

Вылет стрелы, м

 

 

 

30

25

максимальный . . . .

22

30

минимальный

...............

6

8

8

8

Высота подъема

крюка , м

 

 

 

 

о б щ а я ...........................

 

28

43,5

38

37

от головки рельса . . .

18

23,5

23

23

Скорость

 

 

 

 

 

подъема груза, м/мин

67,5

73

70

63

изменения вылета, м/мин

40

41

60

40

передвижения

крана,

30

33

35

32

м/мин .......................

 

поворота, рад/ . . . .с

0,209

0,183

0,183

0,167

Масса крана, т ...................

 

92

98

124

76

Колея портала, м ...............

 

10,5

10,5

10,5

10,5

штучных грузов, перевозка их на небольшие расстояния, погрузка-разгрузка судов, вагонов, автомашин.

Основным грузозахватным приспособлением универ­ сальных погрузчиков является вилочный захват, на ко­ тором груз располагается консольно относительно пе­ редних колес.

Область применения погрузчиков особенно расшири­ лась с созданием для них сменных грузозахватных при­ способлений и устройств (боковой захват, многоштыре­ вой захват и др.), позволяющих применять погрузчики при работе с различными грузами. На рис. 17 изображен электропогрузчик ЕВ-676 (Болгария), оборудованный боковым гидравлическим захватом.

50