Файл: Кубрак А.Д. Морские рыбные порты и их эксплуатация учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 1
оси ординат — количество поступающих и отправляемых грузов. Необходимая емкость склада определяется как наибольшая разность ординат между кривой АБ и ВГ.
Полезная площадь склада Fск находится по выражению
„ _ |
£ с к |
(5) |
|
Гск~ |
рК ' |
||
|
где р — расчетная эксплуатационная погрузка складской площади,
т/м*; &и — коэффициент использования полезной площади складов
для хранения грузов, представляющий отношение пло щади, занятой грузом, к полезной площади склада.
Полезная площадь склада — это вся его площадь за вычетом площадей, занятых строительными конструкция ми, административно-конторскими, техническими и быто выми помещениями и пр.
р и &и принимаются по НТП морских рыбных портов. В табл. 3 и 4 приведены средние эксплуатационные нагрузки на пол складов при хранении различных грузов и коэффициенты использования полезной площади кры тых складов. Коэффициент использования полезной пло
щади |
открытых |
складов |
принимается |
равным 0,75, |
а средние эксплуатационные нагрузки на |
полезную пло |
|||
щадь |
принимаются |
для |
металлических грузов 4 т/м2; |
|
для оборудования |
1,25 т/м2; для универсальных контей |
|||
неров 0,5 т/м2. |
|
|
|
45
|
|
|
Т а б л и ц а 3 |
|
|
СРЕДНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАГРУЗКИ НА ПОЛ |
|||
|
СКЛАДОВ ПРИ ХРАНЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ |
|
||
|
ТАРНО-ШТУЧНЫХ ГРУЗОВ |
|
|
|
|
|
Временная |
Средняя эксплуатационная |
|
|
|
нагрузка (в т/м 5) при |
||
|
Склад |
допускаемая |
хранении |
грузов |
|
нагрузка, |
|
|
|
|
|
т/м 5 |
|
|
|
|
|
в штабелях |
в стеллажах |
Тары .................................. |
|
4/2 |
1,35/1,2 |
|
Продовольствия ............... |
4/2 |
1,9/1,0 |
— |
|
Промыслового вооружения |
4/2 |
3,0/1,4 |
3,5/1,7 |
|
Вещевого имущества и кан |
|
|
|
|
целярских принадлежно- |
4/2 |
|
1,5/1,0 |
|
с т е й .................................. |
|
— |
||
Штурманского и навигаци- |
4/2 |
|
1,4/0,9 |
|
онного |
оборудования . . |
— |
||
Запчастей |
и инструмента |
4/2 |
2,8/1,3 |
3,1/1,4 |
Электрорадиотоваров . . |
. |
4/2 |
1,0/1,3 |
2,4/1,1 |
||||
Химикатов и красок . . |
. |
4/2 |
1,5/0 |
|
1,1/0 |
|||
П р и м е ч а н и е . |
В |
числителе дана |
нагрузка |
на пол первого |
||||
этажа многоэтажного |
и |
одноэтажного склада, в знаменателе — на |
||||||
пол остальных этажей |
многоэтажного склада. |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 4 |
|
|
КОЭФФИЦИЕНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЛЕЗНОЙ ПЛОЩАДИ |
|||||||
|
КРЫТЫХ СКЛАДОВ |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
При хранении |
При |
хранении |
|
|
|
|
|
|
|
грузов |
||
|
|
|
|
|
грузов в шта |
|
||
|
|
|
|
|
в стеллажах |
|||
|
Склад |
|
|
|
белях и укладке |
|||
|
|
|
|
и укладке |
||||
|
|
|
|
|
|
напольным |
||
|
|
|
|
|
|
подвесным |
||
|
|
|
|
|
транспортом |
|||
|
|
|
|
|
транспортом |
|||
Т-ары ..................................................... |
|
|
|
|
|
0,5—0,6 |
|
|
Продовольствия.................................. |
|
|
|
|
0,5—0,6 |
|
— |
|
Промыслового вооружения............... |
|
0,4—0,45 |
0,45—0,55 |
|||||
Вещевого |
имущества |
и |
канцеляр - |
|
0,3—0,4 |
|||
■ских принадлежностей |
................... |
|
|
|||||
Штурманского и |
навигационного |
|
0,3—0,4 |
|||||
оборудования .................................. |
|
|
|
|
— |
|||
Запчастей и инструмента ............... |
|
|
0,3—0,35 |
0,35 -0,4 |
||||
Электрорадиотоваров ....................... |
|
|
0,25—0,3 |
0,3—0,4 |
||||
Химикатов |
и красок........................... |
|
|
|
0,3—0,35 |
0,35—0,4 |
46
ПЕРЕГРУЗОЧНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Подъемно-транспортные машины служат для перемещения грузов в вертикальном, горизонтальном и наклонном направлениях и являются основным оборудо ванием для механизации погрузочно-разгрузочных ра бот в портах. Внедрение перегрузочных машин на грузо вых операциях сокращает трудоемкость работ и числен ность рабочих, освобождает последних от тяжелого фи зического труда.
Подъемно-транспортные машины классифицируются по различным признакам. Все машины по принципу их действия можно разделить на два основных типа: ма шины периодического действия (краны, погрузчики, лиф ты и т. д.) и машины непрерывного действия (конвейеры, элеваторы, пневматические и гидравлические уста новки и т. д.).
Машины периодического действия перемещают груз порционно или поштучно, рабочий ход чередуется с хо лостым. Цикл работы машины состоит из отдельных опе раций: захват груза, перемещение его на заданное рас стояние, отцепка груза, возврат порожнего грузозахват ного приспособления за очередной порцией груза.
Машины непрерывного действия перемещают груз непрерывным потоком, загружаются и разгружаются без остановки несущего органа.
По назначению можно выделить три основные группы машин: прикордонные, установленные непосредственно на причалах и выполняющие главные операции по пере даче грузов с судов на берег или обратно (краны); ма шины внутрипортового транспорта служащие для пе ремещения грузов между причалами и складами (авто- и электропогрузчики, тягачи и т. д.); специальные, пред назначенные для механизации трудоемких работ по пере мещению и укладке грузов в трюмах и вагонах, на скла дах (погрузчики, внутривагонные механизмы, раздвиж ные транспортеры, электроштабелеры и т. д.).
Классификация перегрузочного оборудования по на значению является несколько условной, так как некото рые машины (вилочные погрузчики, транспортеры и т. д.) могут выполнять разнообразные виды работ на судне, складе, в вагоне.
47
П о р т о в ы е |
к р а н ы — это подъемно-транспортные |
машины, которые |
могут поднимать груз, перемещать |
в горизонтальном направлении при помощи вращающей ся стрелы и опускать в нужную точку.
Краны различают по приводу (ручные, паровые, гид равлические и электрические), месту установки (судо
вые, береговые, плавучие), способу перемещения (ста ционарные, применяющиеся редко, и передвижные). Передвижные краны подразделяются на портальные и полупортальные, мостовые, краны на железнодорож ном, автомобильном или гусеничном ходу. В морских рыбных портах наиболее распространены электрические портальные краны.
Портальный кран (рис. 15) представляет собой пол ноповоротный стреловый кран, установленный на высо
48
ком металлическом основании-портале, которое служит для размещения крана на высоте, обеспечивающей об работку высокобортных судов и вагонов. Под порталом прокладываются железнодорожные пути, благодаря чему экономится портовая территория, а железнодорожные пути и кран максимально приближаются к борту судна. Портальные краны передвигаются вдоль причала по подкрановым путям. Стандартные размеры колеи порта-
Рис. 16. Схема вилочного элек тропогрузчика:
1 — ш асси; |
2 — передние |
колеса; |
||
3 — задние |
колеса; |
4 — противо |
||
вес; |
5 — кож ух; |
6 — вертикаль |
||
ная |
рама; |
7 — каретка; |
S — тол |
катель; 9 — вилы .
ла (6; 10,5 и 15,3 м) позволяют разместить под кранами соответственно один, два и три железнодорожных пути.
Основными технико-эксплуатационными параметрами портальных кранов являются грузоподъемность, вылет стрелы, высота подъема крюка, скорости рабочих движе ний. В рыбных портах нашли применение портальные краны отечественной постройки, такие, как «Кировец», «Коммунар», а также «Ганц» (ВНР), «Форель» (ГДР) и некоторые другие. Их техническая характеристика при ведена в табл. 5.
П о г р у з ч и к , в частности универсальный погрузчик, изображенный на рис. 16, представляет собой самоход ную тележку, снабженную грузоподъемным устройством, которое при помощи сменных захватных приспособлений может перемещать груз вертикально, а также горизон тально относительно продольной оси машины (боковой сдвиг). По роду привода погрузчики подразделяются на электропогрузчики, имеющие электродвигатель, который
питается от |
аккумуляторной |
батареи, и автопогрузчи |
|
ки — с приводом от двигателя |
внутреннего |
сгорания. |
|
Назначение |
погрузчиков — штабелирование |
в складах |
49
Т а б л и ц а 5
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОРТАЛЬНЫХ КРАНОВ
Параметры |
|
„Кировец* |
„Коммунар* |
„Ганц“ |
„Форель* |
|
(СССР) |
(СССР) |
(ВНР) |
(ГДР) |
|
Грузоподъемность, г . . . |
3 |
5 |
5 |
3,2 |
|
Вылет стрелы, м |
|
|
|
30 |
25 |
максимальный . . . . |
22 |
30 |
|||
минимальный |
............... |
6 |
8 |
8 |
8 |
Высота подъема |
крюка , м |
|
|
|
|
о б щ а я ........................... |
|
28 |
43,5 |
38 |
37 |
от головки рельса . . . |
18 |
23,5 |
23 |
23 |
|
Скорость |
|
|
|
|
|
подъема груза, м/мин |
67,5 |
73 |
70 |
63 |
|
изменения вылета, м/мин |
40 |
41 |
60 |
40 |
|
передвижения |
крана, |
30 |
33 |
35 |
32 |
м/мин ....................... |
|
||||
поворота, рад/ . . . .с |
0,209 |
0,183 |
0,183 |
0,167 |
|
Масса крана, т ................... |
|
92 |
98 |
124 |
76 |
Колея портала, м ............... |
|
10,5 |
10,5 |
10,5 |
10,5 |
штучных грузов, перевозка их на небольшие расстояния, погрузка-разгрузка судов, вагонов, автомашин.
Основным грузозахватным приспособлением универ сальных погрузчиков является вилочный захват, на ко тором груз располагается консольно относительно пе редних колес.
Область применения погрузчиков особенно расшири лась с созданием для них сменных грузозахватных при способлений и устройств (боковой захват, многоштыре вой захват и др.), позволяющих применять погрузчики при работе с различными грузами. На рис. 17 изображен электропогрузчик ЕВ-676 (Болгария), оборудованный боковым гидравлическим захватом.
50