Файл: Программа мва в п. мЕдведев, в в. уВаров москва 2007 Введение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопросы для повторения

Практические задания

Рис. 3. Взаимосвязь международного и сравнительного менеджмента

Литература: Стэнли Янг. Системное управление организацией,- М.: «Советское радио»1272. Управление – это наука и искусство: А.Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейкор, Г. Форд, М,: Республика,1992 Медведев В.П. Основы менеджмента:- М,: Дека 2002 Могилевский В.Д. Метозология систем.- М,: Экономика, 1999 Управление организацией: Энциклопедический словарь,-М.: ИНФРА-М, 2001 Сэийт, Фудзиеси, Теория управления и менеджмента, Токио: «РОТОБО»,1994 «Руководство предприятием».- Бад Хорцбург: «Академия»,1994 Коротков Э.М. Конценция российского менеджмента.- М.: Дека,2004 Пригожин А.И. Методы развития организации.- М.: МЦФЭР, 2003 Вопросы для повторения Охарактеризовать основные этапы в развитии концепции менеджмента Оценить основные этапы развития организации Охарактеризовать основные понятия: Образец ( vision), миссия , стратегические цели и стратегия поведения компании на рынке Оценить взаимосвязь стратегического менеджмента и стратегического управления Охарактеризовать внутренние факторы Показать взаимосвязь персонала, техники и технологии и системы управления Перечислить охарактеризовать элементы в модели Стенга Янга Охарактеризовать основные группы факторов внешней среды Оценить взаимосвязь и роль факторов времени в системе; Т рит., Т упр., t дейст. Охарактеризовать основные функции менеджеров Почему основные функции менеджеров принято рассматривать в виде «колеса менеджмента» Роль основных составляющих в системе руководства компанией Задание Применительно к вашей организации охарактеризовать основные элементы; vision, стратегические и оперативные цели Показать их системную взаимосвязь и роль в функциональной деятельности компании Оценить состояние внешней среды в определенных условиях и внутренних факторов Попытаться оценить последовательность работы менеджеров по оценке внутренних факторов и внешней среды. 3. Элементный состав и содержание основных функций менеджеровРассматривая основные элементы функциональной деятельности менеджеров с позиции международного менеджмента, проанализируем наиболее общее содержание следующих этапов: планирование, организация работ для реализации планов, оперативное руководство и контроль.Всеми школами менеджмента их принято рассматривать в виде цикла («колеса менеджмента») применительно к оперативным и стратегическим планом компании.Так, при делении планов на регулярные (систематически разрабатываемые и повторяющиеся) в виде оперативных и стратегических и не регулярные, в виде бизнес-планов (разрабатываемые по мере необходимости). Таким образом, планирование и планы (как определенный документ) отличаются сроками и детальностью проработки. Оперативные – более детализированные и стратегические – более обобщенные.Функции организация, оперативное руководство и контроль принято соотносить с оперативными планами и их реализацией. Оперативные планы, организация работы, оперативное руководство и контроль разрабатываются и используются для руководства персоналом и управления потоками ресурсов в процессе постоянной, повседневной функциональной деятельности компании на протяжении года.Доказано, что в процессе планирования и организации работ менеджерам следует предусматривать некоторый резерв времени (Т рез.) для внесения возможных корректив до начала реализации планов. В ходе оперативного руководства функциональной деятельностью, которая осуществляется под воздействием неуправляемой внешней среды, постоянно ощущается дефицит времени (Т деф.) – рис. 15. Рис. 15. Основные функции менеджеров и фактор времениБизнес-планы принято рассматривать как особый документ, обладающий качествами и характеристиками товара и услуги, в силу того, что он может быть заказан для разработки определенным структурам, не входящим в состав компании. В результате одна группа лиц или отдельное лицо может заказать разработку бизнес-плана другой компании с целью последующего привлечения к его реализации. Третьих лиц и компаний (в том числе и банков), готовых инвестировать или участвовать в реализации конкретных проектов.Бизнес-планы отличаются еще и тем, что для них существуют международные стандарты и общепринятые формы.Как правило, бизнес-планы включают ряд обязательных разделов13,14,15: Введение Описание организации (системы, предприятия) Описание продукции (работ, товаров, услуг) Анализ рынка и конкурентов (маркетинговый анализ) Маркетинговый план План производственной деятельности (с учетом используемых технологий) Организационный план Финансовый план (бюджеты, источники финансирования) Инвестиционный план (источники финансирования в конкретные составляющие) Приложения (по мере необходимости) Любой бизнес-план должен дать ответы для предпринимателя и его возможных партнеров и инвесторов по крайней мере на шесть обязательных основных вопросов (рис. 16)16. Рис. 16. Назначение и основные элементы бизнес-планаХарактерной особенностью бизнес-планов является отсутствие необходимости формировать начало деятельности с четко установленного времени (с началом очередного года, финансового отчетного времени) и не регулярность, т.е. разрабатываются только по мере необходимости.Стратегические и оперативные планы принято относить к регулярным, т.е. разрабатываемым систематически, их реализацию как правило привязывают к началу очередного рода (финансового, производственно-функционального). Естественно, что в рамках стратегического плана, в зависимости от цикла жизни производственных товаров и услуг, оперативные (ежегодные) планы повторяются столько раз, на сколько лет формируются стратегические планы (от 5 до 10 лет, а иногда и более лет) – рис. 6.Международный менеджмент утверждает, а опыт подтверждает, что вначале целесообразно разрабатывать стратегические планы, в рамках которых формируются оперативные (годичные). Все действия менеджеров по организаторской работе (в виде отдельных элементов) и оперативному руководству функционированием компании принято реализовывать в оперативных планах. Систему планов (стратегических, среднесрочных и оперативных) и характеризующих их обязательные элементы принято оценивать по рейтинговой значимости от 1 до 6 баллов (наиболее значимые – 1), что должно обращать внимание менеджеров на их качественную и детальную проработку (рис. 17).

квалификация персонала, его отношения к работе, техники, технологии, качество сырья, материалов и продукта (товара), соотношение цена/качество, себестоимость и ряда др. экономических, технико-технологических, управленческих и социально-психологических показателей. В самом общем виде их можно обозначить как «Ri» (развития) и «Uj» (угасания, ухудшения) (рис. 55).

Рис. 55. Основные этапы жизненного цикла товара (и организации)
Естественно, что совокупные показатели Ri и Uj представляют собой некоторые величины, характеризующие качественную и количественную характеристику в сопоставимых значениях данных составляющих. Теоретические обоснования показывают, а опыт подтверждает, что при формировании сотрудничества различных компаний в ходе совместной деятельности может произойти сложение «потенциалов», образуемых из значений Ri и Uj всех участвующих в данном процессе компаний (рис. 56).

Эф.


Компания «А»
Т (годы)

Эф.



Компания «В»



Суммарная эффективность Т (годы)
Совместная деятельность

(«А» + «В»)

Т начало совместной деятельности Т (годы)
Рис. 56. Возможность сложения эффективности при совместной деятельности
Опыт показывает, что синергетический эффект, когда общий потенциал может оказаться значительно большим, чем «простая сумма» потенциалов различных компаний, но при неправильно избранной общей системной стратегии, и значительно меньшей. В подобных случаях, стратегия общая и оптимальные частные стратегии, отдельных компаний участвующих в проекте, должны вести к синергетическому эффекту (3):

Робщ. >> → («синергетический эффект») (3),


где,

Робщ. – общий (интеграционный) потенциал,

Рi – частные потенциалы внутри компаний и компании (в общем).

В недавнем прошлом, при строительстве третьева транспортного кольца в Москве, когда были собраны для совместной деятельности представители германской промышленности, создавшие высокопроизводительный проходческий щит для производства подземных (туннельных) работ, представители французских строительных компаний, получившие хороший опыт работы в ходе прокладки туннеля под проливом Ламанш и московских метростроителей, были получены очень хорошие совместные результаты. В данном случае потенциал (Pi) каждой группы исполнителей, позволил получить высокорезультативный общий Робщ. потенциал.

Наряду с теорией организации, системой сложения потенциалов, в международном менеджменте широко используется подход перехода от концепции предметной унификации и концепции унификации бизнес-процессов, в виде менеджмента человеческих ресурсов, современных высокотехнологических производственных процессов, новых управленческих технологий, использования новых методов обработки и использования бизнес-информации, управления финансовыми потоками, методы логистики и др.

При использовании унифицированных подходов в бизнес-деятельности компании затрачивают значительно меньше времени при переходе с одного продукта на другой, с одних методов управления, к другим.

В результате унификации бизнес-процессов, не только различные компании в одной области бизнеса (как партнерские так и конкурирующие), но и в смежных областях, способны выпускать новые товарные продукты через несколько месяцев (небольшие телефоны, персональные компьютеры и др.).

Международный менеджмент все интенсивнее внедряет не только унификацию бизнес процессов, но и реинжиниринговые технологии, позволяющие достаточно быстро переходить от одного вида бизнес-деятельности к другому.

Внедрение унификации в бизнес-процессы позволяют значительно повысить:

  • Конкурентоспособность элементов (подсистем) и компании (системы) в целом;

  • Интенсифицировать экономическую деятельность;

  • Обеспечить большую финансовую устойчивость;

  • Стабильность функциональной деятельности (особенно международных консорциумов, ТНК и надструктурных образований типа OPEK и др.).

Таким образом, международный менеджмент стал весьма эффективным направлением менеджмента, в котором интенсивно анализируются, обобщаются и немедленно используются все лучшие достижения в области унификации бизнес-процессов. К этому вынуждают и лучшие достижения в работе менеджеров партнерских компаний и требования основных клиентов.



Среди множества инифицированных процессов особо выделяются два стратегических направления инжиниринг и реинжиниринг, как весьма эффективные и результативные стратегии.

Инжиниринг рассматривается как стратегия, основанная на развитии инновационного образа мышления менеджеров применительно к функциональной деятельности организации.

Функциональную деятельность рассматривают как производственную, управление персоналом и управленческую деятельность как определенные технологические процессы, которые обеспечиваются соответствующим «инженерным» сопровождением. Совершенствование инженерного (технико-технологического) сопровождения основных процессов и называется инжиниринговой деятельностью менеджеров (рис. 57). Такое совершенствование может быть направленно на одно из направлений (технологии, персонал или система управления) или несколько. Критерием результативности инжиниринговой деятельности может быть соответствие уровню и качеству бизнес-деятельности партнера, пожеланиям основных клиентов (особенности в части цена/качество, или получения лучших результатов среди аналогичных товаров и/или услуг, комфортности работы персонала или достижения определенного уровня управления.

Персонал




Система управления


Техника и технологии
Рис. 57. Основные направления (стратегии) инжиниринговой деятельности менеджеров
В силу того, что инжиниринговые технологии в высокой степени научно обоснованы и носят объективный характер, они широко используют в системе международного менеджмента.

Реинжиниринг представляет собой радикальное перепроектирование бизнес-процессов и рассматривается как кардинальное и одновременное изменения всех основных составляющих функциональной деятельности компании (рис. 57) во имя получения синергетического эффекта в деятельности компании, когда совокупный общий потенциал становится в разы больше простой суммы потенциалов компании (рис. 58).




Рис. 58. Графическая модель в соответствии инжиниринга и реинжиниринга
Стратегии реинжиниринговой направленности зависят от потенциала компании, на который могут решающим образом повлиять партнерские и/или объединенные усилия двух и более взаимодействующих компаний в стратегии «выгодно/выгодно». Реинжиниринговые действия и использование соответствующих технологий начинаются с того, что менеджеры должны получить ответы на следующие вопросы:

  1. Почему компания делает то, что делает?

  2. Почему производственная деятельность осуществляется именно данным способом?

  3. Какой хочет стать компания?

  4. За счет чего компания может перейти на желаемый уровень?

Именно четвертый вопрос и может предопределять выбор инжиниринговой или реинжиниринговой направленности и соответствующей стратегии.

Реинжиниринг, как и инжиниринг связаны с выбором стратегии применительно к одной из взаимодействующих и/или партнерских компаний (сторон) бизнес-деятельности.

Международный менеджмент одной из важнейших целей видит в осуществлении сравнительного анализа бизнес-деятельности одной компании на фоне (в среде) других. В подобных случаях можно опираться на доказавшую свою эффективность методику ЮНИДО «5М».

Существо методики заключается в сравнительной оценке двух и более организаций по пяти основным факторам (рис. 59):

  • Рыночная зависимость (market);

  • Доступность и состояния сырья и комплектующих (materiel);

  • Характеристика персонала (man);

  • Используемые технологии (machine);

  • Состояние финансов (money).

Зависимость от внешней среды

Характеристики внутренних факторов

Market

Material

Man

Machine

Money

Влияние рынка

Доступность сырья и материалов

Квалификация и активность персонала

Используемые технологии

Состояние финансов



Рис. 59. Основные составляющие при оценке компании на «5М»
Оценив каждую из партнерских и/или взаимодействующих в бизнес-дечятельности компанию по пяти перечисленным характеристическим в сопоставимым значениях параметров, обосновывается наиболее из целесообразных стратегий и степень целесообразности взаимодействия (стратегия «выгодно/выгодно») – рис. 60.



Рис. 60. Определение «высокого» вклада каждой компании в общую бизнес-систему
Таким образом, методика «5М» позволяет выбрать и обосновать наиболее целесообразную стратегию для повышения вклада в общую, совместную бизнес-деятельность.

Наряду с указанным направлением, методика «5М» позволяет оценить не только состояние компании на момент (время) анализа, но и оценить потенциал компании, для выбора совместной стратегии, с целью обеспечения синергетического эффекта как внутри каждой компании, так и общего результата.

Опыт международного менеджмента доказывает, что совместная деятельность нескольких успешных компаний чаще приводят к синергетическому эффекту, если выбраны наиболее результативные стратегии деятельности. В последние годы, российские компании все чаще используют механизмы совместной деятельности и международного менеджмента уже не как средство для выживания компании в рыночных условиях, а как фактор интенсивного развития компании в долгосрочной перспективе /7/.
Литература:

  1. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

  2. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1995.

  3. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – М.: Бизнес-школа «Интен- Синтез», 1997.

  4. Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: Теория и практика. – СПб.: Питер, 2000.

  5. Пригожин А.И. Методы развития организации – М.: МЦФЭР, 2003.

  6. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник. – Н. Новгород: НИМБ, 2003.

  7. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. – М.: Дека, 2004.

  8. Медведев В.П., Понуждаев Э.А. Теория организации. – М.: Юристъ, 2006.

  9. Управление организацией: Энциклопедической словарь. – М.: ИНФРА-М, 2001.

  10. Бизнес: Оксфордский толковый словарь: Англо-русский. – М.: «прогресс-Академия», РГГУ, 1995.