Файл: Программа мва в п. мЕдведев, в в. уВаров москва 2007 Введение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопросы для повторения

Практические задания

Рис. 3. Взаимосвязь международного и сравнительного менеджмента

Литература: Стэнли Янг. Системное управление организацией,- М.: «Советское радио»1272. Управление – это наука и искусство: А.Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейкор, Г. Форд, М,: Республика,1992 Медведев В.П. Основы менеджмента:- М,: Дека 2002 Могилевский В.Д. Метозология систем.- М,: Экономика, 1999 Управление организацией: Энциклопедический словарь,-М.: ИНФРА-М, 2001 Сэийт, Фудзиеси, Теория управления и менеджмента, Токио: «РОТОБО»,1994 «Руководство предприятием».- Бад Хорцбург: «Академия»,1994 Коротков Э.М. Конценция российского менеджмента.- М.: Дека,2004 Пригожин А.И. Методы развития организации.- М.: МЦФЭР, 2003 Вопросы для повторения Охарактеризовать основные этапы в развитии концепции менеджмента Оценить основные этапы развития организации Охарактеризовать основные понятия: Образец ( vision), миссия , стратегические цели и стратегия поведения компании на рынке Оценить взаимосвязь стратегического менеджмента и стратегического управления Охарактеризовать внутренние факторы Показать взаимосвязь персонала, техники и технологии и системы управления Перечислить охарактеризовать элементы в модели Стенга Янга Охарактеризовать основные группы факторов внешней среды Оценить взаимосвязь и роль факторов времени в системе; Т рит., Т упр., t дейст. Охарактеризовать основные функции менеджеров Почему основные функции менеджеров принято рассматривать в виде «колеса менеджмента» Роль основных составляющих в системе руководства компанией Задание Применительно к вашей организации охарактеризовать основные элементы; vision, стратегические и оперативные цели Показать их системную взаимосвязь и роль в функциональной деятельности компании Оценить состояние внешней среды в определенных условиях и внутренних факторов Попытаться оценить последовательность работы менеджеров по оценке внутренних факторов и внешней среды. 3. Элементный состав и содержание основных функций менеджеровРассматривая основные элементы функциональной деятельности менеджеров с позиции международного менеджмента, проанализируем наиболее общее содержание следующих этапов: планирование, организация работ для реализации планов, оперативное руководство и контроль.Всеми школами менеджмента их принято рассматривать в виде цикла («колеса менеджмента») применительно к оперативным и стратегическим планом компании.Так, при делении планов на регулярные (систематически разрабатываемые и повторяющиеся) в виде оперативных и стратегических и не регулярные, в виде бизнес-планов (разрабатываемые по мере необходимости). Таким образом, планирование и планы (как определенный документ) отличаются сроками и детальностью проработки. Оперативные – более детализированные и стратегические – более обобщенные.Функции организация, оперативное руководство и контроль принято соотносить с оперативными планами и их реализацией. Оперативные планы, организация работы, оперативное руководство и контроль разрабатываются и используются для руководства персоналом и управления потоками ресурсов в процессе постоянной, повседневной функциональной деятельности компании на протяжении года.Доказано, что в процессе планирования и организации работ менеджерам следует предусматривать некоторый резерв времени (Т рез.) для внесения возможных корректив до начала реализации планов. В ходе оперативного руководства функциональной деятельностью, которая осуществляется под воздействием неуправляемой внешней среды, постоянно ощущается дефицит времени (Т деф.) – рис. 15. Рис. 15. Основные функции менеджеров и фактор времениБизнес-планы принято рассматривать как особый документ, обладающий качествами и характеристиками товара и услуги, в силу того, что он может быть заказан для разработки определенным структурам, не входящим в состав компании. В результате одна группа лиц или отдельное лицо может заказать разработку бизнес-плана другой компании с целью последующего привлечения к его реализации. Третьих лиц и компаний (в том числе и банков), готовых инвестировать или участвовать в реализации конкретных проектов.Бизнес-планы отличаются еще и тем, что для них существуют международные стандарты и общепринятые формы.Как правило, бизнес-планы включают ряд обязательных разделов13,14,15: Введение Описание организации (системы, предприятия) Описание продукции (работ, товаров, услуг) Анализ рынка и конкурентов (маркетинговый анализ) Маркетинговый план План производственной деятельности (с учетом используемых технологий) Организационный план Финансовый план (бюджеты, источники финансирования) Инвестиционный план (источники финансирования в конкретные составляющие) Приложения (по мере необходимости) Любой бизнес-план должен дать ответы для предпринимателя и его возможных партнеров и инвесторов по крайней мере на шесть обязательных основных вопросов (рис. 16)16. Рис. 16. Назначение и основные элементы бизнес-планаХарактерной особенностью бизнес-планов является отсутствие необходимости формировать начало деятельности с четко установленного времени (с началом очередного года, финансового отчетного времени) и не регулярность, т.е. разрабатываются только по мере необходимости.Стратегические и оперативные планы принято относить к регулярным, т.е. разрабатываемым систематически, их реализацию как правило привязывают к началу очередного рода (финансового, производственно-функционального). Естественно, что в рамках стратегического плана, в зависимости от цикла жизни производственных товаров и услуг, оперативные (ежегодные) планы повторяются столько раз, на сколько лет формируются стратегические планы (от 5 до 10 лет, а иногда и более лет) – рис. 6.Международный менеджмент утверждает, а опыт подтверждает, что вначале целесообразно разрабатывать стратегические планы, в рамках которых формируются оперативные (годичные). Все действия менеджеров по организаторской работе (в виде отдельных элементов) и оперативному руководству функционированием компании принято реализовывать в оперативных планах. Систему планов (стратегических, среднесрочных и оперативных) и характеризующих их обязательные элементы принято оценивать по рейтинговой значимости от 1 до 6 баллов (наиболее значимые – 1), что должно обращать внимание менеджеров на их качественную и детальную проработку (рис. 17).

Вопросы для повторения


  1. Оценить основные факторы характерные для глобализации экономически развитых стран.

  2. Роль финансов в современных условиях в системе глобализации. Привести примеры участия России в глобализационных отношениях экономически развитых стран (Германия, Англия, Италия и др.).

  3. Роль международного разделения труда в процессах глобализации интернационализации.

  4. Факторы интернационализации финансовой сферы.

  5. Причины интернационализации производственной деятельности (роль России в процессах глобализации и интерпретации).

  6. Привести примеры современных интеграционных систем, типа ЕС, АСЕАН и др.

  7. Характерные уровни («ярусы») деления стран в части экономического развития.

  8. Охарактеризовать основные составляющие международного менеджмента (ММ).

  9. ММ и степень необходимости опоры на него в функциональной деятельности компаний.

  10. Перечислить и оценить степень влияния основных принципов на ММ.

  11. Объективные причины, ведущие к расширению и развитию системы ММ в работе менеджеров.

  12. ММ в работе менеджеров наиболее успешных российских компаний.



Практические задания


Кейс 1.

Оценить значение внешнеторговой (ВТ) и внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в жизнедеятельности Вашей (конкретной) компании.

Задание.

Оперяясь на определенные факторы и их особенности оценить значение ВТ И ВЭД для Вашей компании.

К числу значимых факторов могут быть отнесены ответы на следующие вопросы:

  1. Участвует ли Ваша компания в ВТ и ВЭД?

  2. По какой причине она не участвует в указанной деятельности или участвует недостаточно:

  • низкое качество товаров и/или услуг;

  • высокая себестоимость/и другие параметры не конкурентоспособности);

  • отсутствие партнерских взаимосвязей с зарубежными компаниями;

  • отсутствие знаний у менеджеров в области осуществления ВТ И ВЭД и др. составляющие.

  1. Оценить возможность участия в ВТ и ВЭД и за счет каких товаров и услуг.

  2. Роль ВТ и ВЭД в жизнедеятельности компании:

  • незначительная (менее 10%),

  • значимая (от 10 до 30%),

  • весьма значимая (от 30 до 50%),

  • определяющая (свыше 50%).

  1. Оценить степень необходимости изучения международного менеджмента, на основе уровня значимости ВТ и ВЭД в жизнедеятельности компании.


Полученные результаты оформить в виде аналитической записки и предложений для включения в план развития компании на конкретное время.
Основные понятия:

Глобализация – процесс расширения бизнес-систем за счет объединения различных видов и форм бизнес-деятельности, с выходом функционирования (жизнедеятельности) за пределы одной страны и континента.

Критерий – создание более ложной и больших размеров новой многофункциональной системы.

Интернационализация – процесс расширения бизнес-системы за счет объединения в общую функциональную систему компаний и систем различной национальной принадлежности.

Критерий – создание более сложной наднациональной системы.

Международный менеджмент – направление менеджмента, используемое для руководства и управления в больших и сложных (транс-национальных) компаниях, сформированное на основе наиболее общих, объективных, научно-обоснованных составляющих, активно используемых в различных школах и составляющих менеджмента в виде определенных подходов, принципов, методов и методик.
2. Наиболее общие характеристики, сформировавшие содержание международного менеджмента

Общеизвестно, что менеджмент в силу целого ряда различных причин родился и интенсивно развивался в США и за сравнительно короткий срок стал весьма эффективным инструментом в руках руководителей различных иерархических уровней, получивших общее название – менеджеры. Первый и общий основной элемент международного менеджмента состоялся.

После второй мировой войны менеджмент стал быстро, интенсивно и весьма успешно распространяться в самых различных странах как наиболее общий инструмент управления бизнес-деятельностью в организациях от самых малых до больших в различных областях деятельности. Выделились и определялись наиболее общие взгляды на менеджмент, которые и стали основой международного менеджмента. В ходе использования менеджмента в различных странах, под воздействием исторических и национальных традиций, культурных и национальных особенностей, определились и начали формироваться отдельные «школы» менеджмента, как отдельные «стволы» общего единого «дерева» (международного менеджмента). Национально-страновые особенности

привели к формированию сравнительного менеджмента, который стал «инструментом» для обеспечения взаимопонимания менеджеров различных стран в процессе внешнеэкономических и внешнеторговых взаимоотношений самых разных организаций и направлений бизнес-деятельности.

Итак, образовались два направления менеджмента:

  • наиболее общее и единое, необходимое для сопровождения глобалистских и интеграционных процессов, особенно многонациональных, больших и сложных организаций (транс-национальных организаций – ТНК) – международный;

  • характерное и особенное, появившееся под воздействием национальных особенностей, характерных для малых, средних и больших национальных организаций, изучаемых сравнительным менеджментом (рис.3).


Общий менеджмент



Глобалистские и интеграциональные процессы

Национальные и культурные особенности




Международный менеджмент

Сравнительный менеджмент


Рис. 3. Взаимосвязь международного и сравнительного менеджмента



В силу сосредоточения значительного числа различных составляющих в международном менеджменте стали сосредотачиваться и накапливаться наиболее общие и объективно целесообразные и необходимые составляющие (элементы) менеджмента.

Т ак, общепринятыми стали взгляды на содержание и последовательность развития общеконцептуального подхода на формирование основных этапов в менеджменте: от экономических, к управленческим и до социально-психологических, характерных для настоящего времени (рис. 4).




Основные этапы








Социально-психологический

Адаптация людей к новым условиям




Управленческий

Управление







«Продажа» (стремление к max)




«Производство» товаров и услуг (внимание к min)




« Покупка» ресурсов (внимание к min)

1960 гг. 1970 гг. 1980 гг. 1990 гг.







Т (годы)

Рис. 4. Основные этапы в развитии концепции менеджмента
Общепринятым стало понимание того, что менеджмент в современных условиях стал необходимым требованием для обеспечения «такой работы с людьми (персоналом, партнерами и клиентами), при которой эффективно управляя их совместной деятельностью и взаимоотношениями, достигаются желаемые экономические результаты». Таким образом, менеджмент становится в подготовке и использовании не просто сложнее, но и обрел «человеческую» направленность. Очевидно, что такого рода направленность с годами будет развиваться и совершенствоваться.


Общепризнанным и доказанным стало необходимость понимание того, что организации, функциональная деятельность и развитие которых обеспечивается работой менеджеров, во времени развиваются в полном соответствии с наличием «индивидуального жизненного цикла» для каждой организации. В тоже время в ходе своей жизнедеятельности организация объективно и обязательно проходит через ряд последовательных этапов (рис. 5).


Корпоративной культуры



















Стратегического планирования и управления






















Четких

стратегий






















Сложившихся структур






















Процедур менеджмента и маркетинга






















Достаточной квалификации




Не менее













Т (годы)




Месяцы

года

2-3 года

3-5 лет

Свыше 5 и более лет





Рис. 5. Содержание основных этапов состояния, организации на протяжении

«жизненного цикла»
В России, все преобразования рыночной направленности осуществляются на протяжении уже свыше 10 лет и в силу этого, ряд крупных и успешных организаций, особенно участвующие в международных экономических операциях, поняли необходимость формирования и укрепления определенной корпоративной культуры. В силу особой сложности и специфичности данного понятия, они в настоящем учебном пособии рассматриваться не будут. Данная категория имеет четкую социально-психологическую направленность и поэтому в наибольшей степени зависит от культурных, исторических и религиозных традиций основной и большей части работающих в организации сотрудников. Это условие требует рассмотрения корпоративной культуры отдельно и специально.