Файл: Программа мва в п. мЕдведев, в в. уВаров москва 2007 Введение.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопросы для повторения
-
Оценить основные факторы характерные для глобализации экономически развитых стран. -
Роль финансов в современных условиях в системе глобализации. Привести примеры участия России в глобализационных отношениях экономически развитых стран (Германия, Англия, Италия и др.). -
Роль международного разделения труда в процессах глобализации интернационализации. -
Факторы интернационализации финансовой сферы. -
Причины интернационализации производственной деятельности (роль России в процессах глобализации и интерпретации). -
Привести примеры современных интеграционных систем, типа ЕС, АСЕАН и др. -
Характерные уровни («ярусы») деления стран в части экономического развития. -
Охарактеризовать основные составляющие международного менеджмента (ММ). -
ММ и степень необходимости опоры на него в функциональной деятельности компаний. -
Перечислить и оценить степень влияния основных принципов на ММ. -
Объективные причины, ведущие к расширению и развитию системы ММ в работе менеджеров. -
ММ в работе менеджеров наиболее успешных российских компаний.
Практические задания
Кейс 1.
Оценить значение внешнеторговой (ВТ) и внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в жизнедеятельности Вашей (конкретной) компании.
Задание.
Оперяясь на определенные факторы и их особенности оценить значение ВТ И ВЭД для Вашей компании.
К числу значимых факторов могут быть отнесены ответы на следующие вопросы:
-
Участвует ли Ваша компания в ВТ и ВЭД? -
По какой причине она не участвует в указанной деятельности или участвует недостаточно:
-
низкое качество товаров и/или услуг; -
высокая себестоимость/и другие параметры не конкурентоспособности); -
отсутствие партнерских взаимосвязей с зарубежными компаниями; -
отсутствие знаний у менеджеров в области осуществления ВТ И ВЭД и др. составляющие.
-
Оценить возможность участия в ВТ и ВЭД и за счет каких товаров и услуг. -
Роль ВТ и ВЭД в жизнедеятельности компании:
-
незначительная (менее 10%), -
значимая (от 10 до 30%), -
весьма значимая (от 30 до 50%), -
определяющая (свыше 50%).
-
Оценить степень необходимости изучения международного менеджмента, на основе уровня значимости ВТ и ВЭД в жизнедеятельности компании.
Полученные результаты оформить в виде аналитической записки и предложений для включения в план развития компании на конкретное время.
Основные понятия:
Глобализация – процесс расширения бизнес-систем за счет объединения различных видов и форм бизнес-деятельности, с выходом функционирования (жизнедеятельности) за пределы одной страны и континента.
Критерий – создание более ложной и больших размеров новой многофункциональной системы.
Интернационализация – процесс расширения бизнес-системы за счет объединения в общую функциональную систему компаний и систем различной национальной принадлежности.
Критерий – создание более сложной наднациональной системы.
Международный менеджмент – направление менеджмента, используемое для руководства и управления в больших и сложных (транс-национальных) компаниях, сформированное на основе наиболее общих, объективных, научно-обоснованных составляющих, активно используемых в различных школах и составляющих менеджмента в виде определенных подходов, принципов, методов и методик.
2. Наиболее общие характеристики, сформировавшие содержание международного менеджмента
Общеизвестно, что менеджмент в силу целого ряда различных причин родился и интенсивно развивался в США и за сравнительно короткий срок стал весьма эффективным инструментом в руках руководителей различных иерархических уровней, получивших общее название – менеджеры. Первый и общий основной элемент международного менеджмента состоялся.
После второй мировой войны менеджмент стал быстро, интенсивно и весьма успешно распространяться в самых различных странах как наиболее общий инструмент управления бизнес-деятельностью в организациях от самых малых до больших в различных областях деятельности. Выделились и определялись наиболее общие взгляды на менеджмент, которые и стали основой международного менеджмента. В ходе использования менеджмента в различных странах, под воздействием исторических и национальных традиций, культурных и национальных особенностей, определились и начали формироваться отдельные «школы» менеджмента, как отдельные «стволы» общего единого «дерева» (международного менеджмента). Национально-страновые особенности
привели к формированию сравнительного менеджмента, который стал «инструментом» для обеспечения взаимопонимания менеджеров различных стран в процессе внешнеэкономических и внешнеторговых взаимоотношений самых разных организаций и направлений бизнес-деятельности.
Итак, образовались два направления менеджмента:
-
наиболее общее и единое, необходимое для сопровождения глобалистских и интеграционных процессов, особенно многонациональных, больших и сложных организаций (транс-национальных организаций – ТНК) – международный; -
характерное и особенное, появившееся под воздействием национальных особенностей, характерных для малых, средних и больших национальных организаций, изучаемых сравнительным менеджментом (рис.3).
Общий менеджмент
Глобалистские и интеграциональные процессы
Национальные и культурные особенности
Международный менеджмент
Сравнительный менеджмент
Рис. 3. Взаимосвязь международного и сравнительного менеджмента
В силу сосредоточения значительного числа различных составляющих в международном менеджменте стали сосредотачиваться и накапливаться наиболее общие и объективно целесообразные и необходимые составляющие (элементы) менеджмента.
Т ак, общепринятыми стали взгляды на содержание и последовательность развития общеконцептуального подхода на формирование основных этапов в менеджменте: от экономических, к управленческим и до социально-психологических, характерных для настоящего времени (рис. 4).
| Основные этапы | | |||||
| Социально-психологический | Адаптация людей к новым условиям | |||||
| Управленческий | Управление | |||||
| | «Продажа» (стремление к max) | |||||
| «Производство» товаров и услуг (внимание к min) | ||||||
| « Покупка» ресурсов (внимание к min) | ||||||
1960 гг. 1970 гг. 1980 гг. 1990 гг. | | | Т (годы) |
Рис. 4. Основные этапы в развитии концепции менеджмента
Общепринятым стало понимание того, что менеджмент в современных условиях стал необходимым требованием для обеспечения «такой работы с людьми (персоналом, партнерами и клиентами), при которой эффективно управляя их совместной деятельностью и взаимоотношениями, достигаются желаемые экономические результаты». Таким образом, менеджмент становится в подготовке и использовании не просто сложнее, но и обрел «человеческую» направленность. Очевидно, что такого рода направленность с годами будет развиваться и совершенствоваться.
Общепризнанным и доказанным стало необходимость понимание того, что организации, функциональная деятельность и развитие которых обеспечивается работой менеджеров, во времени развиваются в полном соответствии с наличием «индивидуального жизненного цикла» для каждой организации. В тоже время в ходе своей жизнедеятельности организация объективно и обязательно проходит через ряд последовательных этапов (рис. 5).
Корпоративной культуры | | | | | | | |
Стратегического планирования и управления | | | | | | | |
Четких стратегий | | | | | | | |
Сложившихся структур | | | | | | | |
Процедур менеджмента и маркетинга | | | | | | | |
Достаточной квалификации | | Не менее | | | | | Т (годы) |
| Месяцы | года | 2-3 года | 3-5 лет | Свыше 5 и более лет | |
Рис. 5. Содержание основных этапов состояния, организации на протяжении
«жизненного цикла»
В России, все преобразования рыночной направленности осуществляются на протяжении уже свыше 10 лет и в силу этого, ряд крупных и успешных организаций, особенно участвующие в международных экономических операциях, поняли необходимость формирования и укрепления определенной корпоративной культуры. В силу особой сложности и специфичности данного понятия, они в настоящем учебном пособии рассматриваться не будут. Данная категория имеет четкую социально-психологическую направленность и поэтому в наибольшей степени зависит от культурных, исторических и религиозных традиций основной и большей части работающих в организации сотрудников. Это условие требует рассмотрения корпоративной культуры отдельно и специально.