Файл: Программа мва в п. мЕдведев, в в. уВаров москва 2007 Введение.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
умению работать в условиях дефицита времени, что соответствует наиболее сложным условиям.
Функция реализация в полной мере соответствует оперативному руководству.
Функция контроль является полной аналогией, рассмотренной ранее (рис 10).
Нет необходимости отдельно и специально рассматривать аналогичный цикл, принятый в американской школе менеджмента в связи с тем, что и японская и немецкие школы стали продолжением и связаны с некоторыми особенностями национальной бизнес-системы и культуры.
Рассмотренные материалы позволяет сделать следующие выводы:
общность
отличия
Международный менеджмент как объективные, наиболее общие в жизни людей, как сотрудников единой системы и общей среды
Сравнительный менеджмент как основное, отличительное в жизни и функционировании людей в общей среде
Рис. 14. Основные факторы, определяющие формирование международного сравнительного менеджмента
Применительно к элементам, определяющим содержание основных функций в цикле работы менеджеров, ведущие школы менеджмента произвели единомыслие и
определили их как обязательность планирования, организацию подготовки и реализации планов, оперативное руководство функциональной деятельностью и контроль,
Мотивация, коммуникации, порядок принятия решений, координацию работы и др., рассматриваются иногда в виде разнозначных с ранее перечисленными или в качестве элементов планирования, организации, оперативного руководства и контроля. Независимо от точки зрения на рейтинговую значимость, они определяют основное содержание работы менеджеров, что и требует их обязательного рассмотрения в качестве элементов международного менеджмента.
Отличия в реализации перечисленных элементов, от субъективных составляющих (школа менеджмента, специфика бизнес-деятельности, размер компании и национально-эмоциональных различий и уровня подготовки) принято изучать в курсе сравнительного менеджмента.
В результате, функциональную деятельность менеджеров условно можно разделить на две группы подходов в виде «Что» и «Как», к международному менеджменту принято относить все, соответствующее ответу на вопрос «что», и к сравнительному, отвечающее на вопрос «как».
Рис. 17. Рейтинговые показатели планов и элементов, характеризующих значимости этих планов17
Элементарный состав и последовательность этапов стратегического планирования и последующего управления. Реализации данных планов проще всего рассмотреть в виде определенной методики (рис. 18).
Рис. 18. Последовательность этапов и содержание основных элементов Стратегического Плана
В рамках международного менеджмента особый интерес представляют элементы, анализа внутренних факторов (п.3.1.рис.18) и факторов внешней среды (п.3.2. рис.18) в системе SWOT – анализа (п.4.рис.18). Как правило SWOT – анализ рассматривают как матрицу 2х2 в виде «сильных» и «слабых» сторон анализируемой компании, «угроз» и «возможностей» под воздействием внешней среды (рис. 19).
Рис. 19. Основные составляющие SWOT – анализа
Естественно, что практически невозможно перечислить весь спектр не только «угроз» и «возможностей» внешней среды, но и все многообразие «сильных» и «слабых» сторон организации. Поэтому наряду со SWOT – анализом существуют и другие методики, число которых, особенно в условиях компьютеризации и расширения возможности использования экономико-математических методов, процессов моделирования, методов исследования операций (кибернетики) и других методов и средств формализации и повышения эффективности различных расчетов (управления запасами, теории массового обслуживания, сетевого планирования и управления и др.).
Прежде чем рассмотреть содержание основных элементов оперативных планов, следует определиться с состоянием и характером изменения информации, необходимой для осуществления планирования.
Так, информацию для оперативного планирования принято рассматривать в виде, необходимой для «непосредственных действий», в то время как для разработки среднесрочных и долговременных (стратегических) планов дополнительно необходима информация в области «интересов» и «зон влияния» (рис. 20).
Рис. 20. Накопление информации для обеспечения непосредственной основной деятельности, влияния и формирующихся интересов
Регулярный анализ бизнес-информации ведется, начиная примерно с 1972 года. Исследования в данной области показали, что каждые 5 лет объем информации удваивается (рис.21), а на каждое рабочее место менеджера-управленца в течении одного рабочего дня поступает до 1000 стр. информации (формата А4), в то время как обладатель может успешно обрабатывать и использовать только около 100 стр. ( 10 %).
Рис. 21. Возрастание информации во времени в компании
В то время объем информации достоверной и необходимой для эффективного управления деятельностью компании уменьшается по экспоненциальной зависимости (рис. 22).
Рис. 22. Характер изменения необходимой для управления и планирования информации во времени
Естественно, что кривая (экспонента) уменьшения информации во времени не следует рассматривать как абсолютно объективную характеристику. Количественные значения зависят от конкретных объектов, продолжительности их жизненного цикла и состоянии объекта на жизненности цикла (этапы развития, стабильности, увядания). Данная кривая характеризует качественное изменение объекта, необходимой для деятельности организации (компании) информации во времени. Приведенная закономерность позволяет объяснить различный элементный состав оперативного и стратегического планирования. Становится понятной невозможность при стратегическом планировании опираться на линейную зависимость (АС) аппроксимации и допустимость такого подхода при оперативном (АЕ) планировании. В конечном итоге, оперативное планирование (до 1 года) стали рассматривать в виде опоры на шесть обязательных элементов: цели и прогнозирование, программа деятельности на год (в виде основных задач), сроки, необходимые для выполнения каждой задачи, бюджеты на выполнение каждой задачи, общий бюджет и источники финансирования, ценовая политика и процедуры ее реализации на протяжении года (рис.23).
Рис. 23. Основные обязательные элементы оперативного планирования
Естественно, что перечисленные (рис. 23) элементы относятся к общему оперативному плану компании, где общий план становится результатом разработки целого ряда планов на год (маркетинговый, производственный, по персоналу, продаж, финансового и др.).
Опыт менеджмента свидетельствует о том, что даже хорошо отработанные планы, но не полностью подготовленные к реализации (т.е. «не организованные» на исполнение), как правило, плохо, не четко и не полностью могут быть реализованы в силу воздействия не управляемых факторов внешней среды. Поэтому появилась и четко определилась функция «организация» как некоторые составляющие по обеспечению и подготовки будущего процесса – реализация и оперативное руководство функциональной деятельностью компании. Итак, организация, в составе основных функций менеджеров, рассматривается как процесс, некоторая последовательность определенных действий менеджеров по подготовке планов к реализации. Естественно, что процесс организации характерен только для оперативных, годичных планов компании. Для того, чтобы планы на год были четко реализованы, необходимо проанализировать, а в случае необходимости и откорректировать структурирование компании, степень соответствия структурного построения компании используемым технологиям (распределения обязанностей между структурными элементами и целесообразные «узлы» и «рабочие места», которым следует «делегировать полномочия») и характер «технологических» взаимоотношений технологических процессов (по подразделениям, группам и отдельным «рабочим местам»). Наряду с тремя вышеперечисленными составляющими, которые условно можно назвать «менеджерско-технологическими», необходимо предусмотреть определенные «социально-психологические» в виде привлечения к
Функция реализация в полной мере соответствует оперативному руководству.
Функция контроль является полной аналогией, рассмотренной ранее (рис 10).
Нет необходимости отдельно и специально рассматривать аналогичный цикл, принятый в американской школе менеджмента в связи с тем, что и японская и немецкие школы стали продолжением и связаны с некоторыми особенностями национальной бизнес-системы и культуры.
Рассмотренные материалы позволяет сделать следующие выводы:
-
в настоящее время сформировались и определились основные национальные школы менеджмента, в том числе и российская12; -
в концепциях основных школ имеются общие подходы и элементы, которые и стали использовать в качестве составляющих международного менеджмента; -
очевидно, что национальные и характерные особенности во взглядах различных школ, зависят от отличительных определенных особых условий, в которых развились бизнес-системы (рис 14).
-
Географическое положение страны и природа -
Национальная культура как среда бизнеса -
История государственности и бизнеса -
Пространство как средство объединения и разнообразия -
Общность людей, коммуникации внутри пространства и вне его -
Коллективизм и индивидуализм как факторы жизнедеятельности людей -
Конкурентность в национальной культуре и жизнедеятельности
общность
отличия
Международный менеджмент как объективные, наиболее общие в жизни людей, как сотрудников единой системы и общей среды
Сравнительный менеджмент как основное, отличительное в жизни и функционировании людей в общей среде
Рис. 14. Основные факторы, определяющие формирование международного сравнительного менеджмента
Применительно к элементам, определяющим содержание основных функций в цикле работы менеджеров, ведущие школы менеджмента произвели единомыслие и
определили их как обязательность планирования, организацию подготовки и реализации планов, оперативное руководство функциональной деятельностью и контроль,
Мотивация, коммуникации, порядок принятия решений, координацию работы и др., рассматриваются иногда в виде разнозначных с ранее перечисленными или в качестве элементов планирования, организации, оперативного руководства и контроля. Независимо от точки зрения на рейтинговую значимость, они определяют основное содержание работы менеджеров, что и требует их обязательного рассмотрения в качестве элементов международного менеджмента.
Отличия в реализации перечисленных элементов, от субъективных составляющих (школа менеджмента, специфика бизнес-деятельности, размер компании и национально-эмоциональных различий и уровня подготовки) принято изучать в курсе сравнительного менеджмента.
В результате, функциональную деятельность менеджеров условно можно разделить на две группы подходов в виде «Что» и «Как», к международному менеджменту принято относить все, соответствующее ответу на вопрос «что», и к сравнительному, отвечающее на вопрос «как».
Литература:
-
Стэнли Янг. Системное управление организацией,- М.: «Советское радио»1272.
-
Управление – это наука и искусство: А.Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейкор, Г. Форд, М,: Республика,1992
-
Медведев В.П. Основы менеджмента:- М,: Дека 2002
-
Могилевский В.Д. Метозология систем.- М,: Экономика, 1999
-
Управление организацией: Энциклопедический словарь,-М.: ИНФРА-М, 2001
-
Сэийт, Фудзиеси, Теория управления и менеджмента, Токио: «РОТОБО»,1994
-
«Руководство предприятием».- Бад Хорцбург: «Академия»,1994
-
Коротков Э.М. Конценция российского менеджмента.- М.: Дека,2004
-
Пригожин А.И. Методы развития организации.- М.: МЦФЭР, 2003
Вопросы для повторения
-
Охарактеризовать основные этапы в развитии концепции менеджмента
-
Оценить основные этапы развития организации
-
Охарактеризовать основные понятия: Образец ( vision), миссия , стратегические цели и стратегия поведения компании на рынке
-
Оценить взаимосвязь стратегического менеджмента и стратегического управления
-
Охарактеризовать внутренние факторы
-
Показать взаимосвязь персонала, техники и технологии и системы управления
-
Перечислить охарактеризовать элементы в модели Стенга Янга
-
Охарактеризовать основные группы факторов внешней среды
-
Оценить взаимосвязь и роль факторов времени в системе; Т рит., Т упр., t дейст.
-
Охарактеризовать основные функции менеджеров
-
Почему основные функции менеджеров принято рассматривать в виде «колеса менеджмента»
-
Роль основных составляющих в системе руководства компанией
Задание
-
Применительно к вашей организации охарактеризовать основные элементы; vision, стратегические и оперативные цели
-
Показать их системную взаимосвязь и роль в функциональной деятельности компании
-
Оценить состояние внешней среды в определенных условиях и внутренних факторов
-
Попытаться оценить последовательность работы менеджеров по оценке внутренних факторов и внешней среды.
3. Элементный состав и содержание основных
функций менеджеров
Рассматривая основные элементы функциональной деятельности менеджеров с позиции международного менеджмента, проанализируем наиболее общее содержание следующих этапов: планирование, организация работ для реализации планов, оперативное руководство и контроль.
Всеми школами менеджмента их принято рассматривать в виде цикла («колеса менеджмента») применительно к оперативным и стратегическим планом компании.
Так, при делении планов на регулярные (систематически разрабатываемые и повторяющиеся) в виде оперативных и стратегических и не регулярные, в виде бизнес-планов (разрабатываемые по мере необходимости). Таким образом, планирование и планы (как определенный документ) отличаются сроками и детальностью проработки. Оперативные – более детализированные и стратегические – более обобщенные.
Функции организация, оперативное руководство и контроль принято соотносить с оперативными планами и их реализацией. Оперативные планы, организация работы, оперативное руководство и контроль разрабатываются и используются для руководства персоналом и управления потоками ресурсов в процессе постоянной, повседневной функциональной деятельности компании на протяжении года.
Доказано, что в процессе планирования и организации работ менеджерам следует предусматривать некоторый резерв времени (Т рез.) для внесения возможных корректив до начала реализации планов. В ходе оперативного руководства функциональной деятельностью, которая осуществляется под воздействием неуправляемой внешней среды, постоянно ощущается дефицит времени (Т деф.) – рис. 15.
Рис. 15. Основные функции менеджеров и фактор времени
Бизнес-планы принято рассматривать как особый документ, обладающий качествами и характеристиками товара и услуги, в силу того, что он может быть заказан для разработки определенным структурам, не входящим в состав компании. В результате одна группа лиц или отдельное лицо может заказать разработку бизнес-плана другой компании с целью последующего привлечения к его реализации. Третьих лиц и компаний (в том числе и банков), готовых инвестировать или участвовать в реализации конкретных проектов.
Бизнес-планы отличаются еще и тем, что для них существуют международные стандарты и общепринятые формы.
Как правило, бизнес-планы включают ряд обязательных разделов13,14,15:
-
Введение
-
Описание организации (системы, предприятия)
-
Описание продукции (работ, товаров, услуг)
-
Анализ рынка и конкурентов (маркетинговый анализ)
-
Маркетинговый план
-
План производственной деятельности (с учетом используемых технологий)
-
Организационный план
-
Финансовый план (бюджеты, источники финансирования)
-
Инвестиционный план (источники финансирования в конкретные составляющие)
-
Приложения (по мере необходимости)
Любой бизнес-план должен дать ответы для предпринимателя и его возможных партнеров и инвесторов по крайней мере на шесть обязательных основных вопросов (рис. 16)16.
Рис. 16. Назначение и основные элементы бизнес-плана
Характерной особенностью бизнес-планов является отсутствие необходимости формировать начало деятельности с четко установленного времени (с началом очередного года, финансового отчетного времени) и не регулярность, т.е. разрабатываются только по мере необходимости.
Стратегические и оперативные планы принято относить к регулярным, т.е. разрабатываемым систематически, их реализацию как правило привязывают к началу очередного рода (финансового, производственно-функционального). Естественно, что в рамках стратегического плана, в зависимости от цикла жизни производственных товаров и услуг, оперативные (ежегодные) планы повторяются столько раз, на сколько лет формируются стратегические планы (от 5 до 10 лет, а иногда и более лет) – рис. 6.
Международный менеджмент утверждает, а опыт подтверждает, что вначале целесообразно разрабатывать стратегические планы, в рамках которых формируются оперативные (годичные).
Все действия менеджеров по организаторской работе (в виде отдельных элементов) и оперативному руководству функционированием компании принято реализовывать в оперативных планах. Систему планов (стратегических, среднесрочных и оперативных) и характеризующих их обязательные элементы принято оценивать по рейтинговой значимости от 1 до 6 баллов (наиболее значимые – 1), что должно обращать внимание менеджеров на их качественную и детальную проработку (рис. 17).
Стэнли Янг. Системное управление организацией,- М.: «Советское радио»1272.
Управление – это наука и искусство: А.Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейкор, Г. Форд, М,: Республика,1992
Медведев В.П. Основы менеджмента:- М,: Дека 2002
Могилевский В.Д. Метозология систем.- М,: Экономика, 1999
Управление организацией: Энциклопедический словарь,-М.: ИНФРА-М, 2001
Сэийт, Фудзиеси, Теория управления и менеджмента, Токио: «РОТОБО»,1994
«Руководство предприятием».- Бад Хорцбург: «Академия»,1994
Коротков Э.М. Конценция российского менеджмента.- М.: Дека,2004
Пригожин А.И. Методы развития организации.- М.: МЦФЭР, 2003
Охарактеризовать основные этапы в развитии концепции менеджмента
Оценить основные этапы развития организации
Охарактеризовать основные понятия: Образец ( vision), миссия , стратегические цели и стратегия поведения компании на рынке
Оценить взаимосвязь стратегического менеджмента и стратегического управления
Охарактеризовать внутренние факторы
Показать взаимосвязь персонала, техники и технологии и системы управления
Перечислить охарактеризовать элементы в модели Стенга Янга
Охарактеризовать основные группы факторов внешней среды
Оценить взаимосвязь и роль факторов времени в системе; Т рит., Т упр., t дейст.
Охарактеризовать основные функции менеджеров
Почему основные функции менеджеров принято рассматривать в виде «колеса менеджмента»
Роль основных составляющих в системе руководства компанией
Применительно к вашей организации охарактеризовать основные элементы; vision, стратегические и оперативные цели
Показать их системную взаимосвязь и роль в функциональной деятельности компании
Оценить состояние внешней среды в определенных условиях и внутренних факторов
Попытаться оценить последовательность работы менеджеров по оценке внутренних факторов и внешней среды.
Введение
Описание организации (системы, предприятия)
Описание продукции (работ, товаров, услуг)
Анализ рынка и конкурентов (маркетинговый анализ)
Маркетинговый план
План производственной деятельности (с учетом используемых технологий)
Организационный план
Финансовый план (бюджеты, источники финансирования)
Инвестиционный план (источники финансирования в конкретные составляющие)
Приложения (по мере необходимости)
Исходные элементы и системы планов | Объединяющие показатели |
Образ (VISION) и Миссия - 1 |
|
Стратегические и долгосрочные планы (5-10 лет) - 2 | |
Среднесрочные планы (2-3 год) - 3 | |
Краткосрочные и оперативные планы (ежегодные и ежемесячные) - 4 |
|
Рис. 17. Рейтинговые показатели планов и элементов, характеризующих значимости этих планов17
Элементарный состав и последовательность этапов стратегического планирования и последующего управления. Реализации данных планов проще всего рассмотреть в виде определенной методики (рис. 18).
Рис. 18. Последовательность этапов и содержание основных элементов Стратегического Плана
В рамках международного менеджмента особый интерес представляют элементы, анализа внутренних факторов (п.3.1.рис.18) и факторов внешней среды (п.3.2. рис.18) в системе SWOT – анализа (п.4.рис.18). Как правило SWOT – анализ рассматривают как матрицу 2х2 в виде «сильных» и «слабых» сторон анализируемой компании, «угроз» и «возможностей» под воздействием внешней среды (рис. 19).
Рис. 19. Основные составляющие SWOT – анализа
Естественно, что практически невозможно перечислить весь спектр не только «угроз» и «возможностей» внешней среды, но и все многообразие «сильных» и «слабых» сторон организации. Поэтому наряду со SWOT – анализом существуют и другие методики, число которых, особенно в условиях компьютеризации и расширения возможности использования экономико-математических методов, процессов моделирования, методов исследования операций (кибернетики) и других методов и средств формализации и повышения эффективности различных расчетов (управления запасами, теории массового обслуживания, сетевого планирования и управления и др.).
Прежде чем рассмотреть содержание основных элементов оперативных планов, следует определиться с состоянием и характером изменения информации, необходимой для осуществления планирования.
Так, информацию для оперативного планирования принято рассматривать в виде, необходимой для «непосредственных действий», в то время как для разработки среднесрочных и долговременных (стратегических) планов дополнительно необходима информация в области «интересов» и «зон влияния» (рис. 20).
Рис. 20. Накопление информации для обеспечения непосредственной основной деятельности, влияния и формирующихся интересов
Регулярный анализ бизнес-информации ведется, начиная примерно с 1972 года. Исследования в данной области показали, что каждые 5 лет объем информации удваивается (рис.21), а на каждое рабочее место менеджера-управленца в течении одного рабочего дня поступает до 1000 стр. информации (формата А4), в то время как обладатель может успешно обрабатывать и использовать только около 100 стр. ( 10 %).
Рис. 21. Возрастание информации во времени в компании
В то время объем информации достоверной и необходимой для эффективного управления деятельностью компании уменьшается по экспоненциальной зависимости (рис. 22).
Рис. 22. Характер изменения необходимой для управления и планирования информации во времени
Естественно, что кривая (экспонента) уменьшения информации во времени не следует рассматривать как абсолютно объективную характеристику. Количественные значения зависят от конкретных объектов, продолжительности их жизненного цикла и состоянии объекта на жизненности цикла (этапы развития, стабильности, увядания). Данная кривая характеризует качественное изменение объекта, необходимой для деятельности организации (компании) информации во времени. Приведенная закономерность позволяет объяснить различный элементный состав оперативного и стратегического планирования. Становится понятной невозможность при стратегическом планировании опираться на линейную зависимость (АС) аппроксимации и допустимость такого подхода при оперативном (АЕ) планировании. В конечном итоге, оперативное планирование (до 1 года) стали рассматривать в виде опоры на шесть обязательных элементов: цели и прогнозирование, программа деятельности на год (в виде основных задач), сроки, необходимые для выполнения каждой задачи, бюджеты на выполнение каждой задачи, общий бюджет и источники финансирования, ценовая политика и процедуры ее реализации на протяжении года (рис.23).
Рис. 23. Основные обязательные элементы оперативного планирования
Естественно, что перечисленные (рис. 23) элементы относятся к общему оперативному плану компании, где общий план становится результатом разработки целого ряда планов на год (маркетинговый, производственный, по персоналу, продаж, финансового и др.).
Опыт менеджмента свидетельствует о том, что даже хорошо отработанные планы, но не полностью подготовленные к реализации (т.е. «не организованные» на исполнение), как правило, плохо, не четко и не полностью могут быть реализованы в силу воздействия не управляемых факторов внешней среды. Поэтому появилась и четко определилась функция «организация» как некоторые составляющие по обеспечению и подготовки будущего процесса – реализация и оперативное руководство функциональной деятельностью компании. Итак, организация, в составе основных функций менеджеров, рассматривается как процесс, некоторая последовательность определенных действий менеджеров по подготовке планов к реализации. Естественно, что процесс организации характерен только для оперативных, годичных планов компании. Для того, чтобы планы на год были четко реализованы, необходимо проанализировать, а в случае необходимости и откорректировать структурирование компании, степень соответствия структурного построения компании используемым технологиям (распределения обязанностей между структурными элементами и целесообразные «узлы» и «рабочие места», которым следует «делегировать полномочия») и характер «технологических» взаимоотношений технологических процессов (по подразделениям, группам и отдельным «рабочим местам»). Наряду с тремя вышеперечисленными составляющими, которые условно можно назвать «менеджерско-технологическими», необходимо предусмотреть определенные «социально-психологические» в виде привлечения к