Файл: Программа мва в п. мЕдведев, в в. уВаров москва 2007 Введение.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ресурсы стали доступны в любой точке мирового хозяйства. Но при этом в финансовые потоки включаются в больших объемах «горячие» деньги, привлекаемые высокими процентными ставками, и, следовательно, ориентированные на краткосрочность вложений. Они быстро меняют направления движения в зависимости от улучшения или ухудшения условий в том или ином регионе, либо в конкретной стране.
Интернационализация в финансовой сфере достигла таких масштабов, что финансовые инструменты перестали быть национальными регуляторами экономического развития и становятся мощным орудием не только конкуренции экономических субъектов, но и экономического воздействия одних стран на других. Современная мировая экономика имеет как бы два лица: технологическое (производственное), являющееся отражением международного разделения труда и основанного на нем обмена товарами и услугами, и финансовое (доходное), выражающее существование относительно самостоятельного транснационального рынка капитала1.
Таким образом, глобализация выражается в расширении международных торговых, финансовых и инвестиционных потоков при их растущей взаимосвязи и взаимозависимости. В мировой экономике в настоящее время главную роль играют ведущие международные экономические и финансовые организации. Примерно 50-60 основных транснациональных финансово-промышленных групп и около 40 тыс. транснациональных корпораций контролируют треть авуаров частного сектора, треть промышленного производства и более половины внешней торговли2.
Мотивы интернационализации в сфере производства заключаются не только в стремлении к проникновению на зарубежные рынки сбыта, но и в технологическом контроле потенциальных конкурентов. В условиях высоких импортных тарифов и нетарифных барьеров организация производства на месте является средством их преодоления. Другая причина заключается в возможности использования сырьевых и энергетических ресурсов других стран, их научно-технического и кадрового потенциала. Но глобализация мировой экономики стала возможной в результате либерализации национальных рынков. Либерализация международных экономических отношений, выражающаяся в ослаблении или устранении препятствий на пути международного движения товаров, услуг, объектов интеллектуальной
собственности, финансовых ресурсов, труда и капитала также является новой тенденцией мирового экономического развития. Наряду с глобализацией она будет определять развитие мировой экономики на современном этапе.
На основе многосторонних договоренностей в рамках специализированных организаций (ВТО, Юнкад, МВФ и др.) достигнута унификация норм и правил осуществления торговых и финансовых операций. Но универсализация торговых режимов не привела к созданию единого экономического пространства. Мировая экономика представляет собой многополюсную структуру. В мировые интеграционные процессы разные группы стран втянуты в разной степени и не на равных. Степень и формы участия каждой страны в системе международных экономических отношений определяются уровнем развития ее экономики, спецификой ее народного хозяйства, а также проводимой государством внешнеэкономической политикой.
Тенденция к экономическому объединению усиливается на региональном уровне. Региональная интеграция выражается в формировании межгосударственных объединений - таможенных и экономических союзов, экономических сообществ и т.д. Примером региональной экономической интеграции являются Европейский Союз, Асеан, Меркосур, Нафта и др. Это обусловлено тем, что внутренние рынки даже крупных стран оказываются недостаточными для них. Возникает необходимость в создания более обширного единого экономического пространства, в пределах которого устраняются внутренние барьеры для внешнеэкономических связей, проводится единая таможенная политика, координируются и другие направления экономической политики - денежно-кредитная, транспортная и т.д. Экономические субъекты, входящие в данную группировку стран, пользуются преференциальным режимом. Их внешнеэкономическая деятельность ориентирована в первую очередь на партнеров по сообществу.
Мировой товарный рынок сегодня можно сравнить с многоярусной системой, которую условно можно разделить на три этажа (яруса). Самый нижний этаж - это рынок базовых товаров, к которым относится продукция добывающей промышленности и сельского хозяйства. Средний этаж занимают в основном низкотехнологичные готовые изделия. На самом верхнем ярусе размещается рынок высокотехнологичной продукции. За последние десятилетия в мире произошли существенные качественные изменения в материальном производстве и товарной структуре мировой торговли. Под воздействием научно-технического прогресса ускорился рост
производства мировой продукции с высокой степенью добавленной стоимости, в первую очередь высокотехнологичной и наукоемкой. Борьба за конкурентоспособность диктует стремление к более быстрому переводу своего товара на «верхний ярус».
На мировом рынке высокотехнологичной продукции идет ожесточенная конкуренция между так называемыми постиндустриальными странами. Это, прежде всего, промышленно развитые страны запада. Они тщательно охраняют этот сектор рынка от появления на нем новых конкурентов, претендующих хоть на какую-то долю в продаже, которыми являются новые индустриальные страны первой волны.
На рынке среднетехнологичной и низкотехнологичной продукции конкуренция идет между индустриализирующимися странами, то есть странами, идущими по пути «догоняющего развития». Переход из этих сегментов на более «высокий ярус» детерминирован и тем, что конкуренция на этом сегменте мирового рынка все более ужесточается по мере того, как рынок пополняется за счет развивающихся (в том числе и постсоциалистических) стран.
На нижнем ярусе мирового рынка хоть и нет такой ожесточенной конкурентной борьбы, но имеется достаточное количество претендентов. Здесь сбывают свою продукцию большинство латиноамериканских, африканских, развивающихся стран Азии, а также постсоветские государства.
Конкурентная борьба идет в двух направлениях. С одной стороны - за овладение рынками сбыта между поставщиками определенной продукции. С другой стороны - конкуренция за те же рынки сбыта, но между местными производителями национальной продукции и иностранными поставщиками.
В разных сегментах мирового рынка используются разные формы конкурентной борьбы. На нижнем ярусе одержать верх над конкурентом можно главным образом за счет ценовой политики, так как у базовых товаров качественные параметры близки. А на рынке готовых изделий первостепенное значение имеет не цена, а потребительские свойства продукции, ее качественные характеристики. Для научно-технической продукции приоритетными является ее новизна, эффективность использования.
Борьба местных производителей с иностранными поставщиками определяет уровень протекционистской защиты внутреннего рынка. На нижнем этаже опасность конкуренции со стороны иностранных базовых товаров невелика, так как при наличии ресурсно-сырьевой базы в стране местное сырье будет дешевле уже в силу меньших затрат на
транспортировку. А если нет своей ресурсной базы, то нет и конкуренции. Поэтому рынки базовых товаров не требуют высокой степени протекционизма. Рынки готовых изделий в большей степени защищаются от иностранных товаров. Таким образом, характер и степень конкуренции определяют торговую политику государств - меру соотношения в ней либерализма и протекционизма, дифференциацию уровня защиты внутреннего рынка в отношении различных видов товаров. Характер мирового торгового режима определяют промышленно развитые страны. На основе взаимных договоренностей они устанавливаются порядок обмена наукоемкой продукцией в своих интересах. Остальные страны вынуждены придерживаться правил игры, выработанных авангардом мировой экономики, и мириться с низкими тарифами на продукцию, обращающуюся на нижних ярусах мирового рынка.
На рынке услуг в качестве экспортеров доминируют экономически
развитые страны - США, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Япония,
имеющие высоко развитую сферу услуг. Их доля в общем объеме
экспортных поставок составляет половину. Это доказывает, что
международная торговля услугами становится все более привлекательным
сегментом мирового рынка.
Признание существования такого явления, как международный менеджмент, продиктовано объективными изменениями взглядов на мировую экономику. Научные парадигмы ее исследования учитывают качественно новые параметры ее факторов, новое отношение ко времени и пространству (среде) менеджмента.
В свете сказанного можно было бы определить международный
менеджмент как особый вид менеджмента, проявившийся в смене
управленческой парадигмы в условиях стремительно глобализирующейся экономики, характеризующийся общепланетарным подходом в оценке рынков, конкуренции, факторов внешней и внутренней среды компании, а также хозяйственной активностью и контролем своих операций и активов в общемировом масштабе. Качественные сдвиги в мировой экономике породили скачек в развитии управления бизнесом, использовании транснациональными компаниями конкурентных преимуществ региональных межгосударственных интеграционных объединений, договорных форм межкорпоративного сотрудничества, так называемого «административного ресурса» и транснациональных инновационных систем.
Международный менеджмент, избирательно применяя некоторые из классических принципов менеджмента, выдвигает новые принципы, основными из которых являются следующие:
Интернационализация в финансовой сфере достигла таких масштабов, что финансовые инструменты перестали быть национальными регуляторами экономического развития и становятся мощным орудием не только конкуренции экономических субъектов, но и экономического воздействия одних стран на других. Современная мировая экономика имеет как бы два лица: технологическое (производственное), являющееся отражением международного разделения труда и основанного на нем обмена товарами и услугами, и финансовое (доходное), выражающее существование относительно самостоятельного транснационального рынка капитала1.
Таким образом, глобализация выражается в расширении международных торговых, финансовых и инвестиционных потоков при их растущей взаимосвязи и взаимозависимости. В мировой экономике в настоящее время главную роль играют ведущие международные экономические и финансовые организации. Примерно 50-60 основных транснациональных финансово-промышленных групп и около 40 тыс. транснациональных корпораций контролируют треть авуаров частного сектора, треть промышленного производства и более половины внешней торговли2.
Мотивы интернационализации в сфере производства заключаются не только в стремлении к проникновению на зарубежные рынки сбыта, но и в технологическом контроле потенциальных конкурентов. В условиях высоких импортных тарифов и нетарифных барьеров организация производства на месте является средством их преодоления. Другая причина заключается в возможности использования сырьевых и энергетических ресурсов других стран, их научно-технического и кадрового потенциала. Но глобализация мировой экономики стала возможной в результате либерализации национальных рынков. Либерализация международных экономических отношений, выражающаяся в ослаблении или устранении препятствий на пути международного движения товаров, услуг, объектов интеллектуальной
собственности, финансовых ресурсов, труда и капитала также является новой тенденцией мирового экономического развития. Наряду с глобализацией она будет определять развитие мировой экономики на современном этапе.
На основе многосторонних договоренностей в рамках специализированных организаций (ВТО, Юнкад, МВФ и др.) достигнута унификация норм и правил осуществления торговых и финансовых операций. Но универсализация торговых режимов не привела к созданию единого экономического пространства. Мировая экономика представляет собой многополюсную структуру. В мировые интеграционные процессы разные группы стран втянуты в разной степени и не на равных. Степень и формы участия каждой страны в системе международных экономических отношений определяются уровнем развития ее экономики, спецификой ее народного хозяйства, а также проводимой государством внешнеэкономической политикой.
Тенденция к экономическому объединению усиливается на региональном уровне. Региональная интеграция выражается в формировании межгосударственных объединений - таможенных и экономических союзов, экономических сообществ и т.д. Примером региональной экономической интеграции являются Европейский Союз, Асеан, Меркосур, Нафта и др. Это обусловлено тем, что внутренние рынки даже крупных стран оказываются недостаточными для них. Возникает необходимость в создания более обширного единого экономического пространства, в пределах которого устраняются внутренние барьеры для внешнеэкономических связей, проводится единая таможенная политика, координируются и другие направления экономической политики - денежно-кредитная, транспортная и т.д. Экономические субъекты, входящие в данную группировку стран, пользуются преференциальным режимом. Их внешнеэкономическая деятельность ориентирована в первую очередь на партнеров по сообществу.
Мировой товарный рынок сегодня можно сравнить с многоярусной системой, которую условно можно разделить на три этажа (яруса). Самый нижний этаж - это рынок базовых товаров, к которым относится продукция добывающей промышленности и сельского хозяйства. Средний этаж занимают в основном низкотехнологичные готовые изделия. На самом верхнем ярусе размещается рынок высокотехнологичной продукции. За последние десятилетия в мире произошли существенные качественные изменения в материальном производстве и товарной структуре мировой торговли. Под воздействием научно-технического прогресса ускорился рост
производства мировой продукции с высокой степенью добавленной стоимости, в первую очередь высокотехнологичной и наукоемкой. Борьба за конкурентоспособность диктует стремление к более быстрому переводу своего товара на «верхний ярус».
На мировом рынке высокотехнологичной продукции идет ожесточенная конкуренция между так называемыми постиндустриальными странами. Это, прежде всего, промышленно развитые страны запада. Они тщательно охраняют этот сектор рынка от появления на нем новых конкурентов, претендующих хоть на какую-то долю в продаже, которыми являются новые индустриальные страны первой волны.
На рынке среднетехнологичной и низкотехнологичной продукции конкуренция идет между индустриализирующимися странами, то есть странами, идущими по пути «догоняющего развития». Переход из этих сегментов на более «высокий ярус» детерминирован и тем, что конкуренция на этом сегменте мирового рынка все более ужесточается по мере того, как рынок пополняется за счет развивающихся (в том числе и постсоциалистических) стран.
На нижнем ярусе мирового рынка хоть и нет такой ожесточенной конкурентной борьбы, но имеется достаточное количество претендентов. Здесь сбывают свою продукцию большинство латиноамериканских, африканских, развивающихся стран Азии, а также постсоветские государства.
Конкурентная борьба идет в двух направлениях. С одной стороны - за овладение рынками сбыта между поставщиками определенной продукции. С другой стороны - конкуренция за те же рынки сбыта, но между местными производителями национальной продукции и иностранными поставщиками.
В разных сегментах мирового рынка используются разные формы конкурентной борьбы. На нижнем ярусе одержать верх над конкурентом можно главным образом за счет ценовой политики, так как у базовых товаров качественные параметры близки. А на рынке готовых изделий первостепенное значение имеет не цена, а потребительские свойства продукции, ее качественные характеристики. Для научно-технической продукции приоритетными является ее новизна, эффективность использования.
Борьба местных производителей с иностранными поставщиками определяет уровень протекционистской защиты внутреннего рынка. На нижнем этаже опасность конкуренции со стороны иностранных базовых товаров невелика, так как при наличии ресурсно-сырьевой базы в стране местное сырье будет дешевле уже в силу меньших затрат на
транспортировку. А если нет своей ресурсной базы, то нет и конкуренции. Поэтому рынки базовых товаров не требуют высокой степени протекционизма. Рынки готовых изделий в большей степени защищаются от иностранных товаров. Таким образом, характер и степень конкуренции определяют торговую политику государств - меру соотношения в ней либерализма и протекционизма, дифференциацию уровня защиты внутреннего рынка в отношении различных видов товаров. Характер мирового торгового режима определяют промышленно развитые страны. На основе взаимных договоренностей они устанавливаются порядок обмена наукоемкой продукцией в своих интересах. Остальные страны вынуждены придерживаться правил игры, выработанных авангардом мировой экономики, и мириться с низкими тарифами на продукцию, обращающуюся на нижних ярусах мирового рынка.
На рынке услуг в качестве экспортеров доминируют экономически
развитые страны - США, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Япония,
имеющие высоко развитую сферу услуг. Их доля в общем объеме
экспортных поставок составляет половину. Это доказывает, что
международная торговля услугами становится все более привлекательным
сегментом мирового рынка.
Признание существования такого явления, как международный менеджмент, продиктовано объективными изменениями взглядов на мировую экономику. Научные парадигмы ее исследования учитывают качественно новые параметры ее факторов, новое отношение ко времени и пространству (среде) менеджмента.
В свете сказанного можно было бы определить международный
менеджмент как особый вид менеджмента, проявившийся в смене
управленческой парадигмы в условиях стремительно глобализирующейся экономики, характеризующийся общепланетарным подходом в оценке рынков, конкуренции, факторов внешней и внутренней среды компании, а также хозяйственной активностью и контролем своих операций и активов в общемировом масштабе. Качественные сдвиги в мировой экономике породили скачек в развитии управления бизнесом, использовании транснациональными компаниями конкурентных преимуществ региональных межгосударственных интеграционных объединений, договорных форм межкорпоративного сотрудничества, так называемого «административного ресурса» и транснациональных инновационных систем.
Международный менеджмент, избирательно применяя некоторые из классических принципов менеджмента, выдвигает новые принципы, основными из которых являются следующие:
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9