Файл: Программа мва в п. мЕдведев, в в. уВаров москва 2007 Введение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопросы для повторения

Практические задания

Рис. 3. Взаимосвязь международного и сравнительного менеджмента

Литература: Стэнли Янг. Системное управление организацией,- М.: «Советское радио»1272. Управление – это наука и искусство: А.Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейкор, Г. Форд, М,: Республика,1992 Медведев В.П. Основы менеджмента:- М,: Дека 2002 Могилевский В.Д. Метозология систем.- М,: Экономика, 1999 Управление организацией: Энциклопедический словарь,-М.: ИНФРА-М, 2001 Сэийт, Фудзиеси, Теория управления и менеджмента, Токио: «РОТОБО»,1994 «Руководство предприятием».- Бад Хорцбург: «Академия»,1994 Коротков Э.М. Конценция российского менеджмента.- М.: Дека,2004 Пригожин А.И. Методы развития организации.- М.: МЦФЭР, 2003 Вопросы для повторения Охарактеризовать основные этапы в развитии концепции менеджмента Оценить основные этапы развития организации Охарактеризовать основные понятия: Образец ( vision), миссия , стратегические цели и стратегия поведения компании на рынке Оценить взаимосвязь стратегического менеджмента и стратегического управления Охарактеризовать внутренние факторы Показать взаимосвязь персонала, техники и технологии и системы управления Перечислить охарактеризовать элементы в модели Стенга Янга Охарактеризовать основные группы факторов внешней среды Оценить взаимосвязь и роль факторов времени в системе; Т рит., Т упр., t дейст. Охарактеризовать основные функции менеджеров Почему основные функции менеджеров принято рассматривать в виде «колеса менеджмента» Роль основных составляющих в системе руководства компанией Задание Применительно к вашей организации охарактеризовать основные элементы; vision, стратегические и оперативные цели Показать их системную взаимосвязь и роль в функциональной деятельности компании Оценить состояние внешней среды в определенных условиях и внутренних факторов Попытаться оценить последовательность работы менеджеров по оценке внутренних факторов и внешней среды. 3. Элементный состав и содержание основных функций менеджеровРассматривая основные элементы функциональной деятельности менеджеров с позиции международного менеджмента, проанализируем наиболее общее содержание следующих этапов: планирование, организация работ для реализации планов, оперативное руководство и контроль.Всеми школами менеджмента их принято рассматривать в виде цикла («колеса менеджмента») применительно к оперативным и стратегическим планом компании.Так, при делении планов на регулярные (систематически разрабатываемые и повторяющиеся) в виде оперативных и стратегических и не регулярные, в виде бизнес-планов (разрабатываемые по мере необходимости). Таким образом, планирование и планы (как определенный документ) отличаются сроками и детальностью проработки. Оперативные – более детализированные и стратегические – более обобщенные.Функции организация, оперативное руководство и контроль принято соотносить с оперативными планами и их реализацией. Оперативные планы, организация работы, оперативное руководство и контроль разрабатываются и используются для руководства персоналом и управления потоками ресурсов в процессе постоянной, повседневной функциональной деятельности компании на протяжении года.Доказано, что в процессе планирования и организации работ менеджерам следует предусматривать некоторый резерв времени (Т рез.) для внесения возможных корректив до начала реализации планов. В ходе оперативного руководства функциональной деятельностью, которая осуществляется под воздействием неуправляемой внешней среды, постоянно ощущается дефицит времени (Т деф.) – рис. 15. Рис. 15. Основные функции менеджеров и фактор времениБизнес-планы принято рассматривать как особый документ, обладающий качествами и характеристиками товара и услуги, в силу того, что он может быть заказан для разработки определенным структурам, не входящим в состав компании. В результате одна группа лиц или отдельное лицо может заказать разработку бизнес-плана другой компании с целью последующего привлечения к его реализации. Третьих лиц и компаний (в том числе и банков), готовых инвестировать или участвовать в реализации конкретных проектов.Бизнес-планы отличаются еще и тем, что для них существуют международные стандарты и общепринятые формы.Как правило, бизнес-планы включают ряд обязательных разделов13,14,15: Введение Описание организации (системы, предприятия) Описание продукции (работ, товаров, услуг) Анализ рынка и конкурентов (маркетинговый анализ) Маркетинговый план План производственной деятельности (с учетом используемых технологий) Организационный план Финансовый план (бюджеты, источники финансирования) Инвестиционный план (источники финансирования в конкретные составляющие) Приложения (по мере необходимости) Любой бизнес-план должен дать ответы для предпринимателя и его возможных партнеров и инвесторов по крайней мере на шесть обязательных основных вопросов (рис. 16)16. Рис. 16. Назначение и основные элементы бизнес-планаХарактерной особенностью бизнес-планов является отсутствие необходимости формировать начало деятельности с четко установленного времени (с началом очередного года, финансового отчетного времени) и не регулярность, т.е. разрабатываются только по мере необходимости.Стратегические и оперативные планы принято относить к регулярным, т.е. разрабатываемым систематически, их реализацию как правило привязывают к началу очередного рода (финансового, производственно-функционального). Естественно, что в рамках стратегического плана, в зависимости от цикла жизни производственных товаров и услуг, оперативные (ежегодные) планы повторяются столько раз, на сколько лет формируются стратегические планы (от 5 до 10 лет, а иногда и более лет) – рис. 6.Международный менеджмент утверждает, а опыт подтверждает, что вначале целесообразно разрабатывать стратегические планы, в рамках которых формируются оперативные (годичные). Все действия менеджеров по организаторской работе (в виде отдельных элементов) и оперативному руководству функционированием компании принято реализовывать в оперативных планах. Систему планов (стратегических, среднесрочных и оперативных) и характеризующих их обязательные элементы принято оценивать по рейтинговой значимости от 1 до 6 баллов (наиболее значимые – 1), что должно обращать внимание менеджеров на их качественную и детальную проработку (рис. 17).

ресурсы стали доступны в любой точке мирового хозяйства. Но при этом в финансовые потоки включаются в больших объемах «горячие» деньги, привлекаемые высокими процентными ставками, и, следовательно, ориентированные на краткосрочность вложений. Они быстро меняют направления движения в зависимости от улучшения или ухудшения условий в том или ином регионе, либо в конкретной стране.

Интернационализация в финансовой сфере достигла таких масштабов, что финансовые инструменты перестали быть национальными регуляторами экономического развития и становятся мощным орудием не только конкуренции экономических субъектов, но и экономического воздействия одних стран на других. Современная мировая экономика имеет как бы два лица: технологическое (производственное), являющееся отражением международного разделения труда и основанного на нем обмена товарами и услугами, и финансовое (доходное), выражающее существование относительно самостоятельного транснационального рынка капитала1.

Таким образом, глобализация выражается в расширении международных торговых, финансовых и инвестиционных потоков при их растущей взаимосвязи и взаимозависимости. В мировой экономике в настоящее время главную роль играют ведущие международные экономические и финансовые организации. Примерно 50-60 основных транснациональных финансово-промышленных групп и около 40 тыс. транснациональных корпораций контролируют треть авуаров частного сектора, треть промышленного производства и более половины внешней торговли2.

Мотивы интернационализации в сфере производства заключаются не только в стремлении к проникновению на зарубежные рынки сбыта, но и в технологическом контроле потенциальных конкурентов. В условиях высоких импортных тарифов и нетарифных барьеров организация производства на месте является средством их преодоления. Другая причина заключается в возможности использования сырьевых и энергетических ресурсов других стран, их научно-технического и кадрового потенциала. Но глобализация мировой экономики стала возможной в результате либерализации национальных рынков. Либерализация международных экономических отношений, выражающаяся в ослаблении или устранении препятствий на пути международного движения товаров, услуг, объектов интеллектуальной
собственности, финансовых ресурсов, труда и капитала также является новой тенденцией мирового экономического развития. Наряду с глобализацией она будет определять развитие мировой экономики на современном этапе.

На основе многосторонних договоренностей в рамках специализированных организаций (ВТО, Юнкад, МВФ и др.) достигнута унификация норм и правил осуществления торговых и финансовых операций. Но универсализация торговых режимов не привела к созданию единого экономического пространства. Мировая экономика представляет собой многополюсную структуру. В мировые интеграционные процессы разные группы стран втянуты в разной степени и не на равных. Степень и формы участия каждой страны в системе международных экономических отношений определяются уровнем развития ее экономики, спецификой ее народного хозяйства, а также проводимой государством внешнеэкономической политикой.

Тенденция к экономическому объединению усиливается на региональном уровне. Региональная интеграция выражается в формировании межгосударственных объединений - таможенных и экономических союзов, экономических сообществ и т.д. Примером региональной экономической интеграции являются Европейский Союз, Асеан, Меркосур, Нафта и др. Это обусловлено тем, что внутренние рынки даже крупных стран оказываются недостаточными для них. Возникает необходимость в создания более обширного единого экономического пространства, в пределах которого устраняются внутренние барьеры для внешнеэкономических связей, проводится единая таможенная политика, координируются и другие направления экономической политики - денежно-кредитная, транспортная и т.д. Экономические субъекты, входящие в данную группировку стран, пользуются преференциальным режимом. Их внешнеэкономическая деятельность ориентирована в первую очередь на партнеров по сообществу.

Мировой товарный рынок сегодня можно сравнить с многоярусной системой, которую условно можно разделить на три этажа (яруса). Самый нижний этаж - это рынок базовых товаров, к которым относится продукция добывающей промышленности и сельского хозяйства. Средний этаж занимают в основном низкотехнологичные готовые изделия. На самом верхнем ярусе размещается рынок высокотехнологичной продукции. За последние десятилетия в мире произошли существенные качественные изменения в материальном производстве и товарной структуре мировой торговли. Под воздействием научно-технического прогресса ускорился рост

производства мировой продукции с высокой степенью добавленной стоимости, в первую очередь высокотехнологичной и наукоемкой. Борьба за конкурентоспособность диктует стремление к более быстрому переводу своего товара на «верхний ярус».

На мировом рынке высокотехнологичной продукции идет ожесточенная конкуренция между так называемыми постиндустриальными странами. Это, прежде всего, промышленно развитые страны запада. Они тщательно охраняют этот сектор рынка от появления на нем новых конкурентов, претендующих хоть на какую-то долю в продаже, которыми являются новые индустриальные страны первой волны.

На рынке среднетехнологичной и низкотехнологичной продукции конкуренция идет между индустриализирующимися странами, то есть странами, идущими по пути «догоняющего развития». Переход из этих сегментов на более «высокий ярус» детерминирован и тем, что конкуренция на этом сегменте мирового рынка все более ужесточается по мере того, как рынок пополняется за счет развивающихся (в том числе и постсоциалистических) стран.

На нижнем ярусе мирового рынка хоть и нет такой ожесточенной конкурентной борьбы, но имеется достаточное количество претендентов. Здесь сбывают свою продукцию большинство латиноамериканских, африканских, развивающихся стран Азии, а также постсоветские государства.

Конкурентная борьба идет в двух направлениях. С одной стороны - за овладение рынками сбыта между поставщиками определенной продукции. С другой стороны - конкуренция за те же рынки сбыта, но между местными производителями национальной продукции и иностранными поставщиками.

В разных сегментах мирового рынка используются разные формы конкурентной борьбы. На нижнем ярусе одержать верх над конкурентом можно главным образом за счет ценовой политики, так как у базовых товаров качественные параметры близки. А на рынке готовых изделий первостепенное значение имеет не цена, а потребительские свойства продукции, ее качественные характеристики. Для научно-технической продукции приоритетными является ее новизна, эффективность использования.

Борьба местных производителей с иностранными поставщиками определяет уровень протекционистской защиты внутреннего рынка. На нижнем этаже опасность конкуренции со стороны иностранных базовых товаров невелика, так как при наличии ресурсно-сырьевой базы в стране местное сырье будет дешевле уже в силу меньших затрат на
транспортировку. А если нет своей ресурсной базы, то нет и конкуренции. Поэтому рынки базовых товаров не требуют высокой степени протекционизма. Рынки готовых изделий в большей степени защищаются от иностранных товаров. Таким образом, характер и степень конкуренции определяют торговую политику государств - меру соотношения в ней либерализма и протекционизма, дифференциацию уровня защиты внутреннего рынка в отношении различных видов товаров. Характер мирового торгового режима определяют промышленно развитые страны. На основе взаимных договоренностей они устанавливаются порядок обмена наукоемкой продукцией в своих интересах. Остальные страны вынуждены придерживаться правил игры, выработанных авангардом мировой экономики, и мириться с низкими тарифами на продукцию, обращающуюся на нижних ярусах мирового рынка.

На рынке услуг в качестве экспортеров доминируют экономически
развитые страны - США, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Япония,
имеющие высоко развитую сферу услуг. Их доля в общем объеме
экспортных поставок составляет половину. Это доказывает, что
международная торговля услугами становится все более привлекательным
сегментом мирового рынка.

Признание существования такого явления, как международный менеджмент, продиктовано объективными изменениями взглядов на мировую экономику. Научные парадигмы ее исследования учитывают качественно новые параметры ее факторов, новое отношение ко времени и пространству (среде) менеджмента.

В свете сказанного можно было бы определить международный
менеджмент как особый вид менеджмента, проявившийся в смене
управленческой парадигмы в условиях стремительно глобализирующейся экономики, характеризующийся общепланетарным
подходом в оценке рынков, конкуренции, факторов внешней и внутренней среды компании, а также хозяйственной активностью и контролем своих операций и активов в общемировом масштабе. Качественные сдвиги в мировой экономике породили скачек в развитии управления бизнесом, использовании транснациональными компаниями конкурентных преимуществ региональных межгосударственных интеграционных объединений, договорных форм межкорпоративного сотрудничества, так называемого «административного ресурса» и транснациональных инновационных систем.


Международный менеджмент, избирательно применяя некоторые из классических принципов менеджмента, выдвигает новые принципы, основными из которых являются следующие:
  1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9