Файл: Программа мва в п. мЕдведев, в в. уВаров москва 2007 Введение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопросы для повторения

Практические задания

Рис. 3. Взаимосвязь международного и сравнительного менеджмента

Литература: Стэнли Янг. Системное управление организацией,- М.: «Советское радио»1272. Управление – это наука и искусство: А.Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейкор, Г. Форд, М,: Республика,1992 Медведев В.П. Основы менеджмента:- М,: Дека 2002 Могилевский В.Д. Метозология систем.- М,: Экономика, 1999 Управление организацией: Энциклопедический словарь,-М.: ИНФРА-М, 2001 Сэийт, Фудзиеси, Теория управления и менеджмента, Токио: «РОТОБО»,1994 «Руководство предприятием».- Бад Хорцбург: «Академия»,1994 Коротков Э.М. Конценция российского менеджмента.- М.: Дека,2004 Пригожин А.И. Методы развития организации.- М.: МЦФЭР, 2003 Вопросы для повторения Охарактеризовать основные этапы в развитии концепции менеджмента Оценить основные этапы развития организации Охарактеризовать основные понятия: Образец ( vision), миссия , стратегические цели и стратегия поведения компании на рынке Оценить взаимосвязь стратегического менеджмента и стратегического управления Охарактеризовать внутренние факторы Показать взаимосвязь персонала, техники и технологии и системы управления Перечислить охарактеризовать элементы в модели Стенга Янга Охарактеризовать основные группы факторов внешней среды Оценить взаимосвязь и роль факторов времени в системе; Т рит., Т упр., t дейст. Охарактеризовать основные функции менеджеров Почему основные функции менеджеров принято рассматривать в виде «колеса менеджмента» Роль основных составляющих в системе руководства компанией Задание Применительно к вашей организации охарактеризовать основные элементы; vision, стратегические и оперативные цели Показать их системную взаимосвязь и роль в функциональной деятельности компании Оценить состояние внешней среды в определенных условиях и внутренних факторов Попытаться оценить последовательность работы менеджеров по оценке внутренних факторов и внешней среды. 3. Элементный состав и содержание основных функций менеджеровРассматривая основные элементы функциональной деятельности менеджеров с позиции международного менеджмента, проанализируем наиболее общее содержание следующих этапов: планирование, организация работ для реализации планов, оперативное руководство и контроль.Всеми школами менеджмента их принято рассматривать в виде цикла («колеса менеджмента») применительно к оперативным и стратегическим планом компании.Так, при делении планов на регулярные (систематически разрабатываемые и повторяющиеся) в виде оперативных и стратегических и не регулярные, в виде бизнес-планов (разрабатываемые по мере необходимости). Таким образом, планирование и планы (как определенный документ) отличаются сроками и детальностью проработки. Оперативные – более детализированные и стратегические – более обобщенные.Функции организация, оперативное руководство и контроль принято соотносить с оперативными планами и их реализацией. Оперативные планы, организация работы, оперативное руководство и контроль разрабатываются и используются для руководства персоналом и управления потоками ресурсов в процессе постоянной, повседневной функциональной деятельности компании на протяжении года.Доказано, что в процессе планирования и организации работ менеджерам следует предусматривать некоторый резерв времени (Т рез.) для внесения возможных корректив до начала реализации планов. В ходе оперативного руководства функциональной деятельностью, которая осуществляется под воздействием неуправляемой внешней среды, постоянно ощущается дефицит времени (Т деф.) – рис. 15. Рис. 15. Основные функции менеджеров и фактор времениБизнес-планы принято рассматривать как особый документ, обладающий качествами и характеристиками товара и услуги, в силу того, что он может быть заказан для разработки определенным структурам, не входящим в состав компании. В результате одна группа лиц или отдельное лицо может заказать разработку бизнес-плана другой компании с целью последующего привлечения к его реализации. Третьих лиц и компаний (в том числе и банков), готовых инвестировать или участвовать в реализации конкретных проектов.Бизнес-планы отличаются еще и тем, что для них существуют международные стандарты и общепринятые формы.Как правило, бизнес-планы включают ряд обязательных разделов13,14,15: Введение Описание организации (системы, предприятия) Описание продукции (работ, товаров, услуг) Анализ рынка и конкурентов (маркетинговый анализ) Маркетинговый план План производственной деятельности (с учетом используемых технологий) Организационный план Финансовый план (бюджеты, источники финансирования) Инвестиционный план (источники финансирования в конкретные составляющие) Приложения (по мере необходимости) Любой бизнес-план должен дать ответы для предпринимателя и его возможных партнеров и инвесторов по крайней мере на шесть обязательных основных вопросов (рис. 16)16. Рис. 16. Назначение и основные элементы бизнес-планаХарактерной особенностью бизнес-планов является отсутствие необходимости формировать начало деятельности с четко установленного времени (с началом очередного года, финансового отчетного времени) и не регулярность, т.е. разрабатываются только по мере необходимости.Стратегические и оперативные планы принято относить к регулярным, т.е. разрабатываемым систематически, их реализацию как правило привязывают к началу очередного рода (финансового, производственно-функционального). Естественно, что в рамках стратегического плана, в зависимости от цикла жизни производственных товаров и услуг, оперативные (ежегодные) планы повторяются столько раз, на сколько лет формируются стратегические планы (от 5 до 10 лет, а иногда и более лет) – рис. 6.Международный менеджмент утверждает, а опыт подтверждает, что вначале целесообразно разрабатывать стратегические планы, в рамках которых формируются оперативные (годичные). Все действия менеджеров по организаторской работе (в виде отдельных элементов) и оперативному руководству функционированием компании принято реализовывать в оперативных планах. Систему планов (стратегических, среднесрочных и оперативных) и характеризующих их обязательные элементы принято оценивать по рейтинговой значимости от 1 до 6 баллов (наиболее значимые – 1), что должно обращать внимание менеджеров на их качественную и детальную проработку (рис. 17).



Международный менеджмент, как и менеджмент вообще, становится вся более стратегически ориентированным, вбирая в себя все достижения стратегического менеджмента. В процессе реализации избираемых стратегий, оперативная деятельность и оперативный менеджмент опирается на лучшие достижения в оперативном менеджменте, менеджменте человеческих ресурсов и теории систем.

Выбор, обоснование и реализации стратегии стали определяющим элементом не только для стратегического, но и для международного менеджмента. В результате, все достижения в области стратегического менеджмента и особенно при выборе стратегии, стали основополагающими для международного менеджмента (ММ).

Базовые стратегии стали обязательными для компаний, участвующих в ВЭД, как средство и «инструмент» достижения конкурентного преимущества в условиях глобализации рынка.

Выбор наиболее целесообразной стратегии возможен только на основе тщательного анализа возможностей компании в зависимости от состояния внутренних факторов и условий, предоставляемых внешней средой.

Международный менеджмент особое внимание обращает на глобальные рынки, условия интернационализации бизнеса и взаимовыгодные партнерские отношения и внимания и клиентам в различных странах. Наиболее эффективными являются стратегии избранные для долговременных отношений в условиях «выгодно/выгодно», для различных сторон.

Наряду с базовыми стратегиями, ММ использует весь спектр возможных стратегий, которые должны или могут обеспечивать конкурентные преимущества в условиях глобальных рынков.

Сложность выбора и обоснования целесообразных стратегий, привели к созданию и широкому использованию научно-обоснованных методик для работы менеджеров.

Выбор, обоснование и последующая реализация избранных стратегий, требуют хорошей подготовки менеджеров и готовности сотрудников обеспечивать успех в их реализации. Следовательно квалификация, активность и командность в работе являются обязательными для ММ.

К числу наиболее значимых квалификационных характеристик ММ относятся все основные составляющие оперативной деятельности, так называемые основные функции менеджеров, в виде планирования, организации работ по реализации планов, оперативного руководства и контроля.

ММ продолжает интенсивно развиваться, особенно в условиях резкого и значительного перехода от товарно-продуктовой унификации к процессам унификации бизнеса, что ведет к более широкому использованию наиболее общих и «унифицированных» стратегий развития бизнес-процессов.


Весьма эффективным инструментом для выбора и обоснования наиболее целесообразных стратегий в ММ стали общие подходы в виде инжиниринга и особенног реинжиниринга бизнес-процессов в компании.

К числу хорошо научно-обоснованных и проверенных на практике относятся достижения в области теории системы, особенно теория жизненных циклов товаров и организаций.

Модели жизненных циклов позволяют обеспечить научное обоснование стратегий в виде «сложения» достижений различных партнерских компаний для достижения развития, а иногда и синергетического эффекта.

Таким образом, к настоящему времени уже определились основные составляющие, определяющие основное содержание международного менеджмента.


1 А. Неклесса. «Перспективы глобального развития и места Африки в Новом мире (социально-экономический аспект)», «МЭ и МО», №8, 1995 г., с.90. «Деловой мир», 13.11.97, с.3.

2 Там же.

3 Поретр М. Международная конкуренция. - М.; Международные отношения. 1993 г., стр. 4.

4 Зубченко Л.А. Международное движение капитала в условиях глобализации мировой экономики. - М.: МИЭП, 2002г.. стр. 90

5 В. Шенаев, Н. Шмелев. Современная Европа. – М.: Экономика, 2000, №1, стр.29.

6 Перспективы социально-экономического развития западноевропейских стран (Прогноз на 2000-2015 годы),. – М.: ИМЭМО РАН, стр.31.

7 Там же, стр.212.

8 Ourdette A. Strategies d’Entreprise. Une Analyse Macroeconomique. Paris, Montcrestien, 1989, p. 171.

9 Martinet a. Ch. Strategie. Vuilbert, Paris, 1983, p. 217-219.

10 Сэийт, Фудзиёси. «Теория управления и менеджмента». Токио: «РОТОБО», 1994.

11 «Руководство предприятием»: - Бад Харцбург, «Академия», 1994.

12 Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. – М.: Дека, 2004.

13 Управление организацией: Энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 822 с.

14 Деловое планирование. – М.: Финансы и статистика, 1997.

15 Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Бизнес-планы: Методика разработки. – М.: «Ось-89», 2002. – 86 с.

16 Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Бизнес-планы: Методика разработки. – М.: «Ось-89», 2002. – 86 с.

17 Медведев В.П. Основы менеджмента. – М.: ДЕКА, 2002. – 840 с.

18 По специальной методике: «Методика описания рабочих мест в организации». Бад-Харцбург: Академия, 1992.

19 Концепция и методы развития способностей менеджеров. – Токио: «РОТОБО», 1994.

20 Юзвиснин И.И. Основы информациологии. Учебник.- М.: Высшая школа, 2001 – 600 с.

21 Метолика NYPS. Иокогама: «Иокогава-денки», 1994.


22 Меокон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Деко, 2002.