Файл: Программа мва в п. мЕдведев, в в. уВаров москва 2007 Введение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопросы для повторения

Практические задания

Рис. 3. Взаимосвязь международного и сравнительного менеджмента

Литература: Стэнли Янг. Системное управление организацией,- М.: «Советское радио»1272. Управление – это наука и искусство: А.Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейкор, Г. Форд, М,: Республика,1992 Медведев В.П. Основы менеджмента:- М,: Дека 2002 Могилевский В.Д. Метозология систем.- М,: Экономика, 1999 Управление организацией: Энциклопедический словарь,-М.: ИНФРА-М, 2001 Сэийт, Фудзиеси, Теория управления и менеджмента, Токио: «РОТОБО»,1994 «Руководство предприятием».- Бад Хорцбург: «Академия»,1994 Коротков Э.М. Конценция российского менеджмента.- М.: Дека,2004 Пригожин А.И. Методы развития организации.- М.: МЦФЭР, 2003 Вопросы для повторения Охарактеризовать основные этапы в развитии концепции менеджмента Оценить основные этапы развития организации Охарактеризовать основные понятия: Образец ( vision), миссия , стратегические цели и стратегия поведения компании на рынке Оценить взаимосвязь стратегического менеджмента и стратегического управления Охарактеризовать внутренние факторы Показать взаимосвязь персонала, техники и технологии и системы управления Перечислить охарактеризовать элементы в модели Стенга Янга Охарактеризовать основные группы факторов внешней среды Оценить взаимосвязь и роль факторов времени в системе; Т рит., Т упр., t дейст. Охарактеризовать основные функции менеджеров Почему основные функции менеджеров принято рассматривать в виде «колеса менеджмента» Роль основных составляющих в системе руководства компанией Задание Применительно к вашей организации охарактеризовать основные элементы; vision, стратегические и оперативные цели Показать их системную взаимосвязь и роль в функциональной деятельности компании Оценить состояние внешней среды в определенных условиях и внутренних факторов Попытаться оценить последовательность работы менеджеров по оценке внутренних факторов и внешней среды. 3. Элементный состав и содержание основных функций менеджеровРассматривая основные элементы функциональной деятельности менеджеров с позиции международного менеджмента, проанализируем наиболее общее содержание следующих этапов: планирование, организация работ для реализации планов, оперативное руководство и контроль.Всеми школами менеджмента их принято рассматривать в виде цикла («колеса менеджмента») применительно к оперативным и стратегическим планом компании.Так, при делении планов на регулярные (систематически разрабатываемые и повторяющиеся) в виде оперативных и стратегических и не регулярные, в виде бизнес-планов (разрабатываемые по мере необходимости). Таким образом, планирование и планы (как определенный документ) отличаются сроками и детальностью проработки. Оперативные – более детализированные и стратегические – более обобщенные.Функции организация, оперативное руководство и контроль принято соотносить с оперативными планами и их реализацией. Оперативные планы, организация работы, оперативное руководство и контроль разрабатываются и используются для руководства персоналом и управления потоками ресурсов в процессе постоянной, повседневной функциональной деятельности компании на протяжении года.Доказано, что в процессе планирования и организации работ менеджерам следует предусматривать некоторый резерв времени (Т рез.) для внесения возможных корректив до начала реализации планов. В ходе оперативного руководства функциональной деятельностью, которая осуществляется под воздействием неуправляемой внешней среды, постоянно ощущается дефицит времени (Т деф.) – рис. 15. Рис. 15. Основные функции менеджеров и фактор времениБизнес-планы принято рассматривать как особый документ, обладающий качествами и характеристиками товара и услуги, в силу того, что он может быть заказан для разработки определенным структурам, не входящим в состав компании. В результате одна группа лиц или отдельное лицо может заказать разработку бизнес-плана другой компании с целью последующего привлечения к его реализации. Третьих лиц и компаний (в том числе и банков), готовых инвестировать или участвовать в реализации конкретных проектов.Бизнес-планы отличаются еще и тем, что для них существуют международные стандарты и общепринятые формы.Как правило, бизнес-планы включают ряд обязательных разделов13,14,15: Введение Описание организации (системы, предприятия) Описание продукции (работ, товаров, услуг) Анализ рынка и конкурентов (маркетинговый анализ) Маркетинговый план План производственной деятельности (с учетом используемых технологий) Организационный план Финансовый план (бюджеты, источники финансирования) Инвестиционный план (источники финансирования в конкретные составляющие) Приложения (по мере необходимости) Любой бизнес-план должен дать ответы для предпринимателя и его возможных партнеров и инвесторов по крайней мере на шесть обязательных основных вопросов (рис. 16)16. Рис. 16. Назначение и основные элементы бизнес-планаХарактерной особенностью бизнес-планов является отсутствие необходимости формировать начало деятельности с четко установленного времени (с началом очередного года, финансового отчетного времени) и не регулярность, т.е. разрабатываются только по мере необходимости.Стратегические и оперативные планы принято относить к регулярным, т.е. разрабатываемым систематически, их реализацию как правило привязывают к началу очередного рода (финансового, производственно-функционального). Естественно, что в рамках стратегического плана, в зависимости от цикла жизни производственных товаров и услуг, оперативные (ежегодные) планы повторяются столько раз, на сколько лет формируются стратегические планы (от 5 до 10 лет, а иногда и более лет) – рис. 6.Международный менеджмент утверждает, а опыт подтверждает, что вначале целесообразно разрабатывать стратегические планы, в рамках которых формируются оперативные (годичные). Все действия менеджеров по организаторской работе (в виде отдельных элементов) и оперативному руководству функционированием компании принято реализовывать в оперативных планах. Систему планов (стратегических, среднесрочных и оперативных) и характеризующих их обязательные элементы принято оценивать по рейтинговой значимости от 1 до 6 баллов (наиболее значимые – 1), что должно обращать внимание менеджеров на их качественную и детальную проработку (рис. 17).



Всероссийская академия ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

ПРОГРАММА мВА




в.п. мЕДВЕДЕВ,

в.в. уВАРОВ

Москва

2007

Введение

Международный менеджмент, как специфическое и самостоятельное направление менеджмента, получил всеобщее признание и повсеместно и широко используется целым рядом компаний в своей практической деятельности. Наряду с практическим использованием он нуждается в систематизации и всесторонним научным обоснованием, особенно в компаниях, участвующих в совместной деятельности с зарубежными партнерами, обучении менеджеров в различных странах. По этому, в рамках Проекта Европейского Союза «Темпус» (2002-2005) во Всероссийской академии внешней торговли совместно с рядом учебных заведений некоторых стран Евросоюза (Германии, Испании и Франции: Высшей школы г. Бремен, Бизнес-школы университета г. Сарагосы и университета Парижа - 12 (ХII) Валь-де-Нарм) был подготовлен учебник «Международный менеджмент» (2005 год) в рамках которого были рассмотрены основные вопросы, определяющие международный менеджмент как объективное направление в менеджменте, связанное с условиями и факторами глобализации в экономике, как «инструмент» для обеспечения межорганизационных взаимоотношений менеджеров. Наряду с межорганизационных составляющей международного менеджмента, существует и внутриорганизационная сформировавшаяся на основе наиболее объективных факторов, таких как существо и содержание взглядов на внешнюю среду и внутренние факторы, систему управления и ее роль в деятельности любой компании, перечень и содержание наиболее повторяемых и наиболее общих функций менеджеров, которые также требуют рассмотрения. Данные элементы стали основными и наиболее общими в организациях, участвующих во ВЭД, независимо от области бизнеса, школы менеджмента, страны функционирования и размера компании.

Опыт показывает, что совместная ВЭД отличается стремлением к долговременным отношениям и поэтому тяготеет к стратегическому менеджменту.

Следовательно, предметная область и даже некоторые «инструментальные» подходы используемые международным менеджментом в своей основе уже определились и требуют специального изучения, как своеобразные стандарты, характерной деятельности во взаимоотношения компаний разных стран.

Таким образом, можно в самом общем виде определить состав и содержание международного менеджмента, требующие специального изучения:


  • Интенсивное влияние глобализации и интернационализации экономических отношений;

  • Решающую роль стратегического и инновационного менеджмента в формировании и развитии международного менеджмента;

  • Использование во внутриорганизационной, оперативной деятельности компаний наиболее общих, научно- обоснованных и проверенных на практике, элементов и подходов, используемых всеми основными школами менеджмента (американской, европейской и японской), В конце ХХ столетия менеджерам всех школ стало ясно, что оперативный менеджмент является средством для обеспечения реализации основных составляющих стратегического менеджмента, а именно: желаемого образа компании в будущем (VISION), с учетом миссии, в которой учитывается опыт, достижения и возможности компании; взаимоотношение внешней среды и внутренних факторов, на основе SWOT-анализа; определяющая роль стратегических целей и стратегии поведения компании для их достижения; высокий уровень профессионализма менеджеров компании при реализации оперативных целей как следствие стратегических.

Таким образом, основной круг вопросов для изучения в составе предмета международного менеджмента определяется необходимостью обеспечения деятельности компании в условиях все усиливающейся глобализации и интернационализации экономических интересов всех стран, в том числе и для России.

Всем перечисленным и определяется необходимость изучения основных положений международного менеджмента.

Литература:


  1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.Основы менеджмента. - М.; Дело, 2002

  2. Управление организацией; Энциклопедический словарь. – М.: Инфор-м, 2001

  3. Деловое планирование, - М,; Финансы и статистика, 1997.

  4. Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Бизнес- планы; методика разработки – М.; «Ось– 89» ,2002

  5. Медведев В.П. Основы менеджмента. - : Дека, 2002

  6. Большаков А.С., Михайлов В.И.Современный менеджмент.; теория и практика. – СПб: Питер, 2000

  7. Томсон А.А. Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент, -М,; «Банки и биржи», «Юнити», 1998

  8. Менеджмент: учебник /под ред. проф. Королева,- М.: «Экономист», 2004/

  9. Международный менеджмент, Учебник, - М,; ВАВТ,2005

  10. «Руководство предприятием»,- Бад Харубург; «Академия», 1994

  11. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. – М,; Дека , 2004


Вопросы для повторения:



  1. Роль фактора времени в основных функциях менеджеров,

  2. Чем бизнес-планы отнимаются от «регулярных» планов?

  3. Основное содержание бизнес-плана (например, см. рис.16)

  4. Последовательность шагов при стратегическом планировании (см. рис 18).

  5. Основное содержание SWOT-анализа (см. рис.19)

  6. Значимость информации для осуществления прогнозирования и планирования (см. рис. 21 и 22).

  7. Основной элементный состав функции «оперативное планирование (см. рис. 23).

  8. Элементный состав функции «организация работы» (см. рис. 24).

  9. Элементный состав функции «Оперативное руководство».

  10. Значение структурного построения поведения компании для обеспечения эффективности функционирования.

  11. Возможности моделирования поведения сотрудника в компании и основные составляющие (см. рис. 26).

  12. Основные элементы, необходимые для моделирования системы мотивации сотрудников (см. рис. 28).

  13. Необходимость учета в системе мотивации как интересы личности, так и групповые (РМ. рис. 29).

  14. Элементы, необходимые для осуществления процесса коммуникаций (см. рис. 31)

  15. Основной элементный состав, характеризующий «стиль жизни» сотрудника (см. рис.32).

  16. Целесообразность и возможность моделирования процесса планирования и организации. Объединяющий элемент, (см. рис. 33).

  17. Фактор времени и принципиальные различие его воздействия при организации работы и оперативном руководстве.

  18. Взаимозависимость характеристических параметров времени: Ткрит., Тупр. (см. рис. 35).

  19. Охарактеризовать основные требования, предъявляемые к принимаемым решениям (см. рис. 36 ).

  20. Оценить систему классификации решений (см. рис. 37).

  21. Роль «команды» в принятие решений (см. рис. 40).

  22. Роль выработки решений в системе международного менеджмента и возможные алгоритмы.

  23. Роль место решений в процессе оперативного руководства (см. рис. 43).

  24. Содержание «петли качества» международного стандарта TSO-900 и его влияние на деятельность компании.

  25. Система контроля в международном менеджменте.


1. Факторы глобализации мировой экономики и интернационализация бизнеса компаний

1.1. Экономические факторыглобализации как основа

международного менеджмента

В начале XXI века развитые страны уверенно вступили в зрелую стадию
глобализации, характеризующуюся следующими факторами:

  • углубление международного разделения труда эволюционировало от общего (межотраслевого) к внутриотраслевому и даже специализированному - технологическому;

  • рост движения капитала опережает движение товаров. Операции с ценными бумагами за последние десять лет многократно превысили объемы мирового валового продукта. Деньги сами по себе стали объектом купли-продажи, а понятия спекулянт и спекуляции утрачивают пейоративный характер;

- электронная торговля и электронные платежи приобретают все
большее значение, а, по расчетам специалистов ЮНКТАД, уже сейчас
электронная торговля превышает 10% всего объема мировой торговли;

  • концентрация капитала на основе слияний и поглощении компаний и банков, особенно в высокотехнологичных отраслях, создает ситуацию, когда годовые бюджеты отдельных компаний значительно превышают бюджеты некоторых государств;

  • на фоне повышения управляющей роли транснациональных компаний (ТНК) при некотором умалении значения институтов государственного управления растет регулирующее влияние международных экономических и финансовых организаций (ВТО, МВФ, ОЭСР и д.р.);

  • интеграционные процессы получают особое развитие на региональном, субрегиональном и межрегиональном уровнях, став основной движущей силой глобализации. Наиболее ярким примером такой интеграции стала Западная Европа, с введением в которой единой валюты интеграционный процесс перерос рамки торгово-экономического союза. В Азии интеграционные процессы отражают АТЭС и АСЕАН, в Северной Америке - МЕРКОСУР. Естественно, и здесь возрастает роль наднациональных органов при всеобщей всемирной унификации стандартов, норм и правил экономического взаимодействия;

- в новых экономических условиях возрастает роль транспорта. Логистика естественно перерастает в ведущую, часто интегрирующую функцию менеджмента ТНК.

Глобальная экономическая система является не только высоко динамичной и нестабильной, но еще и высокоизбирательной и изолирующей, маргинальные секторы утрачивают социально-экономические связи. Маргинальные экономические регионы мировой экономики начинают жить, руководствуясь логикой, отличной от логики информационной экономики, их население не работает на нее и не пользуется ее услугами. Создаваемая так асимметрия усиливается как на межгосударственном уровне, так и внутри каждой страны. Следствием этого становится усиливающаяся сегментация населения земного шара, приводя, в конечном счете, к глобальному неравенству. Ответственность за данный процесс, с одной стороны, ложится на
институты внешнеэкономической политики, препятствующей или отказывающейся от активного содействия включению предприятий и экономических регионов страны в глобальные сети. С другой стороны - на внутреннюю социальную политику, допускающую неконтролируемый рост социального неравенства, резко дробящую страну на столичные, более или менее процветающие зоны, и глухую провинциальную глубинку.

Глобализация, усиливая взаимозависимость национальных хозяйств в финансовой сфере, интернационализованной в наибольшей степени, делает их более уязвимыми в случае возникновения негативных процессов на мировых финансовых рынках. Наиболее существенным фактором зрелой фазы глобализации становится изменение характера конкуренции - начинают доминировать законы и механизмы монополистической конкуренции.

Воспользоваться результатами исторически сложившегося международного разделения труда можно только при включении национальной экономики страны в мирохозяйственные связи путем активного участия в международном обмене товарами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности. Только используя достижения международного разделения труда и активно участвуя в системе международных экономических и научно-технических связей, можно получить доступ к мировым ресурсам научно-технической информации, можно обеспечить себе условия для развития собственных возможностей в этой области.

Возникает вопрос, в каком качестве международная торговля войдет в мировую экономику, и на каком «этаже» мирового рынка займет она место? Это зависит от активной государственной политики, построенной на конкретизации стратегии, на основе определения будущей роли страны в международном разделении труда.

Вследствие отказа многих стран от жесткого регулирования капитальных операций стал возможным вывоз капитала, который, помимо развития межфирменных связей, является главным механизмом расширения деятельности ТНК. Либерализация международного движения капиталов, обменных валютных операций, снятие ограничений в отношении кредитных операций банков, отмена контроля над процентными ставками и другие меры привели к росту международного перемещения капитала в самых разнообразных формах. В том числе и по государственным каналам - от традиционных кредитов до прямых и портфельных инвестиций. Кредитные