Файл: Программа мва в п. мЕдведев, в в. уВаров москва 2007 Введение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопросы для повторения

Практические задания

Рис. 3. Взаимосвязь международного и сравнительного менеджмента

Литература: Стэнли Янг. Системное управление организацией,- М.: «Советское радио»1272. Управление – это наука и искусство: А.Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейкор, Г. Форд, М,: Республика,1992 Медведев В.П. Основы менеджмента:- М,: Дека 2002 Могилевский В.Д. Метозология систем.- М,: Экономика, 1999 Управление организацией: Энциклопедический словарь,-М.: ИНФРА-М, 2001 Сэийт, Фудзиеси, Теория управления и менеджмента, Токио: «РОТОБО»,1994 «Руководство предприятием».- Бад Хорцбург: «Академия»,1994 Коротков Э.М. Конценция российского менеджмента.- М.: Дека,2004 Пригожин А.И. Методы развития организации.- М.: МЦФЭР, 2003 Вопросы для повторения Охарактеризовать основные этапы в развитии концепции менеджмента Оценить основные этапы развития организации Охарактеризовать основные понятия: Образец ( vision), миссия , стратегические цели и стратегия поведения компании на рынке Оценить взаимосвязь стратегического менеджмента и стратегического управления Охарактеризовать внутренние факторы Показать взаимосвязь персонала, техники и технологии и системы управления Перечислить охарактеризовать элементы в модели Стенга Янга Охарактеризовать основные группы факторов внешней среды Оценить взаимосвязь и роль факторов времени в системе; Т рит., Т упр., t дейст. Охарактеризовать основные функции менеджеров Почему основные функции менеджеров принято рассматривать в виде «колеса менеджмента» Роль основных составляющих в системе руководства компанией Задание Применительно к вашей организации охарактеризовать основные элементы; vision, стратегические и оперативные цели Показать их системную взаимосвязь и роль в функциональной деятельности компании Оценить состояние внешней среды в определенных условиях и внутренних факторов Попытаться оценить последовательность работы менеджеров по оценке внутренних факторов и внешней среды. 3. Элементный состав и содержание основных функций менеджеровРассматривая основные элементы функциональной деятельности менеджеров с позиции международного менеджмента, проанализируем наиболее общее содержание следующих этапов: планирование, организация работ для реализации планов, оперативное руководство и контроль.Всеми школами менеджмента их принято рассматривать в виде цикла («колеса менеджмента») применительно к оперативным и стратегическим планом компании.Так, при делении планов на регулярные (систематически разрабатываемые и повторяющиеся) в виде оперативных и стратегических и не регулярные, в виде бизнес-планов (разрабатываемые по мере необходимости). Таким образом, планирование и планы (как определенный документ) отличаются сроками и детальностью проработки. Оперативные – более детализированные и стратегические – более обобщенные.Функции организация, оперативное руководство и контроль принято соотносить с оперативными планами и их реализацией. Оперативные планы, организация работы, оперативное руководство и контроль разрабатываются и используются для руководства персоналом и управления потоками ресурсов в процессе постоянной, повседневной функциональной деятельности компании на протяжении года.Доказано, что в процессе планирования и организации работ менеджерам следует предусматривать некоторый резерв времени (Т рез.) для внесения возможных корректив до начала реализации планов. В ходе оперативного руководства функциональной деятельностью, которая осуществляется под воздействием неуправляемой внешней среды, постоянно ощущается дефицит времени (Т деф.) – рис. 15. Рис. 15. Основные функции менеджеров и фактор времениБизнес-планы принято рассматривать как особый документ, обладающий качествами и характеристиками товара и услуги, в силу того, что он может быть заказан для разработки определенным структурам, не входящим в состав компании. В результате одна группа лиц или отдельное лицо может заказать разработку бизнес-плана другой компании с целью последующего привлечения к его реализации. Третьих лиц и компаний (в том числе и банков), готовых инвестировать или участвовать в реализации конкретных проектов.Бизнес-планы отличаются еще и тем, что для них существуют международные стандарты и общепринятые формы.Как правило, бизнес-планы включают ряд обязательных разделов13,14,15: Введение Описание организации (системы, предприятия) Описание продукции (работ, товаров, услуг) Анализ рынка и конкурентов (маркетинговый анализ) Маркетинговый план План производственной деятельности (с учетом используемых технологий) Организационный план Финансовый план (бюджеты, источники финансирования) Инвестиционный план (источники финансирования в конкретные составляющие) Приложения (по мере необходимости) Любой бизнес-план должен дать ответы для предпринимателя и его возможных партнеров и инвесторов по крайней мере на шесть обязательных основных вопросов (рис. 16)16. Рис. 16. Назначение и основные элементы бизнес-планаХарактерной особенностью бизнес-планов является отсутствие необходимости формировать начало деятельности с четко установленного времени (с началом очередного года, финансового отчетного времени) и не регулярность, т.е. разрабатываются только по мере необходимости.Стратегические и оперативные планы принято относить к регулярным, т.е. разрабатываемым систематически, их реализацию как правило привязывают к началу очередного рода (финансового, производственно-функционального). Естественно, что в рамках стратегического плана, в зависимости от цикла жизни производственных товаров и услуг, оперативные (ежегодные) планы повторяются столько раз, на сколько лет формируются стратегические планы (от 5 до 10 лет, а иногда и более лет) – рис. 6.Международный менеджмент утверждает, а опыт подтверждает, что вначале целесообразно разрабатывать стратегические планы, в рамках которых формируются оперативные (годичные). Все действия менеджеров по организаторской работе (в виде отдельных элементов) и оперативному руководству функционированием компании принято реализовывать в оперативных планах. Систему планов (стратегических, среднесрочных и оперативных) и характеризующих их обязательные элементы принято оценивать по рейтинговой значимости от 1 до 6 баллов (наиболее значимые – 1), что должно обращать внимание менеджеров на их качественную и детальную проработку (рис. 17).



Вопросы для повторения:

  1. Дать определение понятия стратегии. Какие определения и сколько Вы знаете?

  2. Показать взаимосвязь понятий: стратегия, стратегические и оперативные цели.

  3. Перечислить и охарактеризовать основные базовые стратегии компании. Почему некоторые стратегии принято называть базовыми?

  4. Какие стратегии, как правило, используются компаниями наряду с базовыми?

  5. Роль внешней среды и состояния внутренних факторов при выборе стратегии компании.

  6. Охарактеризовать модель Мак-Кинси «7С» и показать роль стратегии в данной модели.

  7. Существуют ли модель, в которой показана взаимосвязь внешней среды, внутренних факторов и избираемой стратегии? Показать существо данной модели.

  8. Оценить значение матрицы выбора стратегии и оценить ее роль в международном менеджменте.

  9. Соотнести характеристики жизненных циклов (ЖЦ) компании, товаров и услуг. Роль стратегии в данной взаимосвязи.

  10. Возможность и важность модсаирования ЖЦ компаний, товаров, роль «сложения» и влияния всего перечисленного на выбор стратегии.

  11. Какую роль могут сыграть в выборе стратегии инжиниринговые и реинжиниринговые подходы?

  12. Почему инжиниринговые и реинжиниринговые технологии играют особую роль в международном менеджменте?

  13. Охарактеризовать методику ЮНИДО «5М» и оценить ее роль в выборе стратегии поведения компании на рынке.

  14. Почему методику «5М» целесообразно использовать в международном менеджменте для выбора стратегии?

  15. В чем существо общих подходов и чем различаются стратегическим и международный менеджмент?


Кейс:

Оценить существующие и возможные партнерские связи Вашей компании с зарубежными компаниями по методике «5М» и сравнить по каждому элементу («М») свои достоинства и недостатки.

Какую стратегию целесообразно избрать (или несколько стратегий) и где целесообразны «сложения» жизненных циклов?

Примечание:

  1. Параметры для оценки выбрать как можно ближе к истинным.

  2. В случае отсутствия конкретных характеристических значений, предложить свой вариант по согласованию с преподавателем.

  3. Результаты оформить, опираясь на рис. 59, 60 и 58.





t3 – как время «начала» для выбора стратегии
Вопрос: какую стратегию избирать при совместной деятельности?
Эффективность





Компания «В»

Компания «А» (t)



Рис. 1 (58). Положение этапов ЖЦ компаний на шкале времени


А М1

М2

М3

М4

М5




В М1

М2

М3

М4

М5



































Рис. 2 (59). Соотношение «5М» компаний «А» и «Б»


Компании

М1

М2

М3

М4

М5

«А»

«А»
















? ? ? ? ?

?

«В»

















«В»


Рис.3 (60). Характер взаимосоответствия между показателями «Mi»


Тест

по курсу международный менеджмент (ММ)

  1. Международный менеджмент – это:

  • Система управления зарубежными филиалами ТНК;

  • Система взглядов по обеспечению взаимоотношений компаний, принадлежащих различным странам и школам менеджмента;

  • Система научно обоснованных взглядов и положений отражений объективные законы управления внешнеэкономической деятельностью компаний и сложных систем.

  • Международный менеджмент – это система научно-обоснованных взглядов и положений и она:

    • Тождественно соответствует менеджменту (общему);

    • Представляет собой комбинацию менеджмента и стратегического менеджмента;

    • Представляет собой самостоятельную составляющую менеджмента с использованием стратегического менеджмента и др. областей знаний.

    1. Критерием отнесения менеджмента к международному является:

    • Управление зарубежными филиалами;

    • Наличие зарубежных партнеров;

    • Необходимость управления в системе осуществления внешнеэкономической деятельностью;

    • Необходимость взаимодействия в глобальных и интернациональных экономических системах.

    1. В какой степени глобализация влияет на развитие ММ:

    • Не оказывает влияния;

    • Влияет (в какой мере?);

    • Является определяющим фактором развития.

    1. Наличие взаимосвязи между глобализацией и интернационализацией экономических и ММ:

    • Не очевидно;

    • Очевидно;

    • ММ развивается все интенсивнее со времнем.

    1. Международный менеджмент развивается как –

    • Самостоятельная область знаний;

    • Как составляющая менеджмента;

    • Как составляющая менеджмента и стратегического менеджмента;

    • Как составляющая целого ряда научных направлений в области руководства и управления.

    1. Как много ММ выбрал в себя из менеджмента и стратегического менеджмента:

    • Некоторые положения;

    • Основные, наиболее объективные положения;

    • Признаваемые различными школами менеджмента.

    1. Применимость ММ в деятельности компании:

    • В зависимости от области бизнеса;

    • В зависимости от размера компании;

    • В зависимости от школы менеджмента и страны;

    • В зависимости от осуществления внешнеэкономической деятельности.

    1. В какой степени составляющие менеджмента используются в системе ММ:


    • Некоторые (какие?);

    • Полностью, но при определенных условиях;

    • Имеют свой специфичный аппарат.

    1. Специфика ориентации ММ в основных функциях менеджеров:

    • На определенную деятельность;

    • Имеют стратегическую направленность;

    • Используется как в оперативной, так и в стратегической составляющих.

    1. Планирование, организация работ по реализации планов, оперативное руководство и контроль отличаются в ММ от менеджмента или не отличаются:

    • Не отличаются;

    • Отличаются, но не существенно;

    • Имеют принципиальные отличия.

    1. Бизнес-планирование и бизнес-планы в ММ используются как и в:

    • Как и в системе менеджмента;

    • Как и в стратегическом менеджменте;

    • Имеют особую значимость.

    1. Международный менеджмент и управления персоналом:

    • Являются полной аналогией;

    • Становятся более сложными и ориентированными на отдельные группы;

    • Отличаются принципиально.

    1. Мотивация и коммуникации в ММ:

    • Играют особую роль;

    • Соответствуют национальным особенностям основных сотрудников страны;

    • Имеют общие характерные черты.

    1. Фактор времени в системе ММ:

    • Аналогичен как в стране, так и за рубежом;

    • Соответствует рыночным условиям;

    • Имеет характерные, страновые черты.

    1. Принятие решений в системе ММ:

    • Становится более сложным;

    • Является полной аналогией менеджмента;

    • Имеет характерные особенности.

    1. Понятие стратегия в ММ имеет определенное значение. Оно:

    • Аналогично стратегическому менеджменту;

    • Более значимо, чем в стратегическом менеджменте (И почему?);

    • Менее значимо (И почему?).

    1. Использование базовых стратегий в ММ:

    • Постоянно и обязательно необходимо (почему?);

    • Используется шире, чем стратегическом менеджменте (и почему?);

    • Используется реже, чем в стратегическом менеджменте (и почему?).

    1. Существуют ли в ММ методические приемы и методики для выбора стратегии? Они:

    • Используются аналогично, как и в стратегическом менеджменте;

    • Играют более значительную роль (и почему?);

    • Менее значимы (и почему?).


    1. Инжиниринг и реинжиниринг в выборе стратегии поведения компании на рынке в системе ММ:

    • Не отличается от используемых подходов в менеджменте;

    • Играют более значимую роль (почему?);

    • Играют менее значимую роль (почему?).

    1. Теория жизненных циклов (товаров и организаций) в ММ целесообразна (или не целесообразна):

    • Повышает эффективность выбранной стратегии (за счет чего?);

    • Играет аналогичную роль;

    • Не играет существенного значения.

    1. Возможности выбора стратегии на основе использования моделей жизненных циклов (товаров и организаций)

    • Приводит к получению аналогичных результатов, но усложняют процесс выбора;

    • Усложнение процесса выбора повышает и обоснованность избираемой стратегии;

    • Усложняют работу, не обеспечивая лучшее обоснование выбора стратегии.

    1. Международный менеджмент в современных условиях:

    • Интенсивно расширяется;

    • Используется только заинтересованными сторонами (компаниями);

    • Развивается недостаточно.

    1. Вступление России в ВТО потребует:

    • Более широкого использования ММ;

    • Не внесет существенных изменений в подготовку менеджеров;

    • Потребует специальной подготовки менеджеров в компаниях (каких?).


    Выводы

    В современных условиях бизнес-деятельность все в большей степени имеет тенденцию к глобализации и интернационализации, что объективно вынуждает менеджеров различных компаний изучать и использовать в практической деятельности достижения международного менеджмента, с его подходами, методами и соответствующими «инструментами».

    Международный менеджмент стал той составляющей менеджмента, в которой используются наиболее общие, научно-обоснованные и проверенные на практике подходы и методы для осуществления руководства персоналом и управления бизнес-процессами компаний, осуществляющих внешне-экономическую деятельность. Национальная принадлежность, школа менеджмента, область бизнеса и размер компании для международного менеджмента не играют существенного значения, а ориентируется на достижения науки и проверку на практике.