Файл: Конструирование и расчет нежестких дорожных одежд..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 238

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

длительной

прочности грунта

при

многократном

нагружении. Под­

твердилось также

и

при

кратковременных

нагрузках

весьма

значи­

тельное снижение

сопротивляемости

полностью

водонасыгденных

су­

глинистых и супесчаных

грунтов. Правда, предельная величина пов­

торяющихся

нагрузок,

при

которых обеспечивалась

работа

грунта

в стадии обратимых деформаций,

составила

для

насыщенных

сугли­

нистых

и

супесчаных

грунтов

(0,18—0,2)

Р с т

 

против

приблизи­

тельно

0,1

Р с т при

испытании

в

лаборатории.

Объясняется

это,

по-видимому, благоприятным

влиянием в

данном

случае

собствен­

ного веса

значительно

больших

объемов

грунта,

участвующих

в процессе

деформирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты исследования в лаборатории и на дорогах поведения грунтов под действием многократных нагрузок разной длительности, прикладываемых с различными интервалами по времени, показывают, что эти два фактора не могут, как правило, привести к изменению стадии деформирования грунта. Этот вывод во всяком случае справед­ лив для условий, в которых проводились опыты: время действия на­ грузок 0,2 сек и более и интервалы между нагрузками не менее 2 сек.

Однако время действия нагрузок, а также интервалы между ними существенно сказываются на величине накопленной осадки, когда грунт работает в упруго-пластической стадии деформирования.

Помимо испытания грунта повторяющимися нагрузками одинако­ вой величины, были проведены опыты, в процессе которых повторяю­ щееся нагружение осуществлялось переменными по величине нагруз­ ками. Имитировалось таким образом воздействие на грунт смешанного движения по дороге. Результаты этих испытаний сопоставляли с опы­ тами, проведенными на тех же грунтах, но нагружавшихся одинако­

выми повторяющимися нагрузками — в одном случае

меньшими

по величине, в другом большими. Как и следовало ожидать,

испытания

показали, что конечное состояние грунта при комбинированном нагру­ жении определяется воздействием большей по величине нагрузки. Если под действием этой нагрузки грунт деформируется в упругопластической стадии, то и при комбинированном нагружении он будет работать в этой же стадии. Если грунт под действием большей по ве­ личине нагрузки работает в стадии обратимых или малых пласти­ ческих деформаций, меньшая нагрузка при комбинированном нагру­ жении не влияет практически ни на конечное состояние грунта, ни на величину накопленной к моменту упрочнения осадки.

Из изложенного следует, что нельзя говорить о степени агрес­ сивности повторяющихся нагрузок безотносительно к тому, в каких условиях осуществляется это нагружение. Характер возникающих

вданном случае процессов и результаты воздействия на грунт много­ кратных нагрузок зависят от многих факторов [3]. В зависимости от сочетания отдельных из них агрессивность повторяющихся нагрузок может разниться во много раз.

Сейчас сложилось общее мнение, что снижение в той или иной степени сопротивляемости грунтов повторяющимся нагрузкам объ­ ясняется прежде всего тиксотропными изменениями структуры связей

вводноколлоидных оболочках, окружающих минеральные частицы.

55


При медленном загружении смещение молекул в пленках в той или иной мере связанной воды происходит так, что силовое взаимодей­ ствие нарушается незначительно и сравнительно быстро восстанавли­ вается. Соответственно снижение сопротивления грунта силовым воздействиям невелико. При быстром изменении напряженного сос­ тояния весьма значительные нарушения связей между частицами грунта не успевают восстанавливаться в интервалах между нагрузка­ ми и прочность грунта существенно снижается.

Именно этим в основном объясняется повышение агрессивности многократных нагрузок с увеличением скорости нагружения и умень­ шением интервалов между нагрузками.

Чем более дисперсен грунт и чем выше влажность, тем интенсивнее сказываются отмеченные явления.

Говоря о характере взаимодействия на контактах оболочек в той или иной степени связанной воды, окружающих минеральные частицы в грунтовом массиве, нужно иметь в виду, что слой так называемой прочносвязанной воды, удерживаемый непосредственно на поверх­ ности минеральной частицы электростатическими, а также отчасти молекулярными силами, обладает очень высокой прочностью и упру­ гостью и весьма значительным сопротивлением сдвигу [59]. Естествен­ но, под действием напряжений в дорожных конструкциях этот слой практически деформироваться не может.

Поверх прочносвязанной воды расположена оболочка так назы­ ваемой рыхлосвязанной воды, структура которой обусловлена прежде всего взаимодействием сил молекулярного притяжения.

На границе прочносвязанной и рыхлосвязанной воды молекулы последней испытывают давление от 200 до 500 кГ/см2. По мере приб­ лижения к внешней границе этой оболочки силовое взаимодействие снижается, вследствие чего постепенно уменьшается и степень связ­ ности молекул. Рыхлосвязанная вода обладает также свойствами упругости. Верхняя граница рыхлосвязанной воды — понятие доста­ точно условное, так как здесь в той или иной степени связанная вода постепенно переходит в свободную (объемную) воду.

В свете изложенного механизм явлений при повторяющемся нагру­ жении грунтов, работающих в стадии обратимых деформаций, пред­ ставляется в следующем виде.

На начальном этапе нагружения происходит более плотная упа­ ковка частиц, увеличивается число контактов. Во взаимодействие вступает все большее количество пленок связанной воды. Как следствие грунт упрочняется и прекращается накопление осадок, обусловленных доуплотнением грунта. Поскольку возникающие под действием нагру­ зок сдвигающие напряжения в данном случае не превосходят сопро­ тивление грунта сдвигу, в дальнейшем каждая повторяющаяся на­ грузка вызывает лишь практически полностью обратимые дефор­ мации.

Величины возникающих в данном случае деформаций, а также усло­ вия развития их во времени позволяют утверждать, что эти деформации обусловлены в основном элементарными смещениями водных оболочек в местах контактов. Имеющиеся результаты исследований позволяют

56


заключить, что величины смещения

водных оболочек на контактах

в рассматриваемых условиях крайне

невелики.

Произведенные расчеты показывают, что в суглинистых грунтах, например, оболочки связанной воды сжимаются под действием нагру­ зок в среднем всего лишь на 1—3% общей их толщины. Причем отно­ сительное сжатие достигает более высоких значений по мере снижения влажности, поскольку при этом возрастает допустимая по условиям сдвига в грунте нагрузка. В песчаных грунтах относительное сжатие оболочек может быть в 2—4 раза большим благодаря резкому сокра­ щению здесь числа контактов между частицами.

Таким образом, обратимые деформации при нагружении упроч­ ненного грунта затрагивают в основном лишь поверхностные, наи­ менее структурированные слои водных оболочек, по своим свойствам сравнительно не очень сильно отличающихся от свойств свободной воды. Этим объясняется, что обратимые деформации протекают в дан­ ном случае с достаточно высокими скоростями.

Исследования показали, что при многократном нагружении грунтов, в том числе и упрочненных, существенно проявляются тиксотропные изменения структуры связанной воды. Замечено, что, если прекратить повторяющееся приложение усилия, подвергавшаяся местному нагружению поверхность грунта в течение некоторого вре­ мени смещается вверх на небольшую величину — происходит как бы эластическое восстановление. Величина этого смещения не превосхо­ дит обычно 10—20% имевшей место в процессе повторяющегося нагру­ жения обратимой деформации.

Если спустя некоторое время возобновить повторяющееся нагружение с тем же режимом, то под действием первых нескольких сотен нагрузок обратимая деформация оказывается несколько меньшей, чем до отдыха, и лишь в дальнейшем достигает первоначальной ве­ личины.

Таким образом, в процессе многократного нагружения частично нарушается структура периферийных водных оболочек. Вода смещается, в стороны от мест контактов, вытесняя или сжимая содержащийся в грунте воздух. За время отдыха нарушенная структура под дей­ ствием молекулярных сил восстанавливается и водные оболочки при­ ходят в первоначальное состояние. Следует отметить, что наблюдав­ шееся в опытах тиксотропное восстановление структуры во времени происходит по закону, близкому к логарифмическому.

По классификации П. А. Ребиндера уплотненные грунты, способ­ ность которых сопротивляться внешним воздействиям обусловлена силами молекулярного взаимодействия в местах контактов оболочек связанной воды, относятся к коагуляционным структурам. Закономер­ ность деформирования таких систем зависит от величины сдвигаю­ щего напряжения. Когда сдвигающее напряжение р < рк к — пре­ дел текучести), наряду с условно мгновенной деформацией сдвига воз никает также и эластическая деформация, так называемое упругое последействие. Пластическое течение в данном случае не возникает, и после снятия нагрузки вся образовавшаяся деформация исчезает. Под действием циклических нагрузок соответствующей величины та-

57


кая упрочненная среда работает в стадии практически полностью обратимых деформаций. П. А. Ребиндер указывает при этом [54 и др. ], что возможны случаи, когда при малых значениях р существенного упругого последействия не наблюдается и система ведет себя как иде­ ально упругое тело.

Вопрос о закономерностях развития эластической деформации во времени очень важен для правильного понимания явлений, проис­ ходящих в упрочненной дорожной конструкции. • От того, насколько быстро протекает этот процесс, зависят величина образующейся под действием кратковременной нагрузки деформации, расчетные зна­ чения модулей упругости грунта и материалов конструктивных слоев одежды1 и как следствие напряженное состояние слоистой конструк­ ции. Поэтому изучению закономерностей деформирования упрочнен­ ных грунтов и материалов во времени уделено в процессе исследования должное внимание.

При испытании циклическими нагрузками фиксировалось на ленте осциллографа с помощью специально разработанной аппаратуры2 изменение во времени величины нагрузки и деформации. Применяв­ шаяся аппаратура позволяла фиксировать течение во времени отдель­ ных процессов с точностью до 0,005 сек.

Все без исключения опыты, проводившиеся как в лаборатории при нагружении штампом диаметром 4—6 см, так и на дорогах, где нагрузка прикладывалась через штампы диаметром 25—50 см, по­ казали, что в упрочненных грунтах, работающих в стадии обратимых деформаций, равно как и в упрочненных водосвязных материалах — гравийных, щебеночных и т. п., эластическая деформация протекает с большими скоростями; соизмеримыми с имеющими место в дорожных конструкциях скоростями изменения напряженного состояния. Ука­ занный вывод справедлив, как показывают проведенные исследования, для грунтов различного гранулометрического состава и притом в ши­ роком диапазоне распространенных в дорожных конструкциях влажностей.

Высокие скорости обратимой деформации в данном случае объ­ ясняются тем, что деформации эти, как указывалось, связаны в ос­ новном с смещением на контактах лишь периферийных оболочек рыхлосвязанной воды, обладающей невысокой сравнительно вязкостью.

На рис. П.З представлен типичный характер изменения во времени нагрузки и деформации при циклическом нагружении. Испытывали с помощью передвижной установки Союздорнии суглинистый грунт

земляного полотна. Предварительно грунт был упрочнен

несколькими

1 В дальнейшем модуль упругости упрочненных

грунтов, материалов и кон­

струкций,

вычисленный по величине обратимой

деформации,

протекающей

за время

действия циклической нагрузки," называется динамическим (равновес­

ным по П. А. Ребиндеру) модулем, а вычисленный по полной величине обратимой

деформации'при длительном действии нагрузки

— длительным или

статическим

модулем

упругости.

 

 

2 Аппаратура, применявшаяся при экспериментах в лаборатории, описана

ниже в

гл. 5. Аппаратура для записи нагрузок и деформаций при

испытании

в полевых условиях с помощью передвижной

установки Союздорнии основы­

валась на проволочной тензометрии.

 

 

58


-1

 

100

SO

/ /

V\

 

 

 

 

4

75

'60

 

 

 

 

Z5

 

/

\\V

^2

 

 

 

9,

 

/-

 

 

 

s;

SO-

 

 

\\

 

 

 

 

4j

 

 

 

'v.

 

 

 

 

0

0

0,1 0,2 0,3

O,'/ 0,S

0,6

0,7 е,в

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деу)ормация,

%

Рис. II.3. Зависимость

деформации от нагрузки во времени при циклическом на-

 

 

 

гружении упрочненного

суглинистого грунта:

 

 

 

 

 

/ — нагрузка;

2 — деформация

 

тысячами приложений той же нагрузки. Интервалы между нагруз­ ками 5 сек. Средняя скорость роста напряжений в процессе нагру­ жения составляла в данном случае около 50 кГ/см2 в 1 сек, т. е. была в несколько раз большей, чем скорость роста напряжений в основа­

нии дорожной одежды под действием эксплуатационных

нагрузок.

Но

и при такой

скорости нагружения деформация лишь

ненамно­

го

отставала от

роста нагрузки. На рисунке показана характерная

зависимость между нагрузкой и деформацией во времени на от­ дельных этапах нагружения и разгрузки. В начале нагружения наблю­ дается обычно отставание деформации, которое по времени не пре­ вышает чаще всего 0,01—0,02 сек, а по величине нагрузки 5— 10% от полной ее величины в опыте. Это качественно очень напоминает ана­ логичное явление в области фильтрации, получившее название на­ чального градиента фильтрации. Однако в данном случае оно вызвано, пр-видимому, частичным восстановлением структуры пленок связан­ ной воды в интервалах между нагружениями.

Далее, как видно на диаграмме, деформация развивается в общем пропорционально росту нагрузки и лишь в конце нагружения наблю­ дается некоторое запаздывание деформации (явление упругого по­ следействия), не превышающее 0,01—0,02 сек.

Затем нагрузка и деформация некоторое время сохраняют постоян­ ную величину. Лишь в отдельных опытах после окончания нагружения возникают небольшие колебания, быстро, однако, затухающие. В на­

чале1 разгрузки происходит также

задержка в восстановлении дефор­

мации, составляющая до 0,01 сек в

супесчаных и песчаных и 0,01 —

0,03 сек в суглинистых грунтах. Затем по мере дальнейшего снижения нагрузки деформация постепенно восстанавливается, хотя и с не­ сколько большим отставанием, чем в процессе нагружения. По окон­ чании разгрузки во всех опытах зафиксировано запаздывание вос­ становления деформации на 0,2—0,7 сек, однако эта наиболее вязкая часть деформации не превышает 10—15% от полной ее величины. Аналогичные зависимости между нагрузкой и деформацией во времени были получены как в опытах на дорогах, так и при испытании грунта в лаборатории на рычажном прессе.

59