Файл: Конструирование и расчет нежестких дорожных одежд..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 242
Скачиваний: 1
Из изложенного следует, что в упрочненных грунтах имеет место очень близкая к линейной зависимость между величиной нагрузки и обратимой деформацией. Линейная зависимость сохраняется как при длительных нагрузках, прикладываемых возрастающими ступенями с разгрузкой после каждой ступени, так и при кратковременных на грузках различной величины. Исключение могут представлять лишь очень малые нагрузки, близкие, как указывалось, к «порогу деформи рования», а также нагрузки, превышающие те, которыми грунт был упрочнен. Как следствие, очень мало разнятся в этих условиях зна чения динамических и длительных модулей упругости таких грунтов.
Несомненно, процессы деформирования грунтов во времени весьма сложны и характер имеющих здесь место процессов определяется боль шим числом факторов. Нужны обширные исследования, чтобы исчер пывающе выяснить и оценить возникающие здесь явления.
Проведенные нами исследования затрагивают лишь очень неболь шую, хотя и весьма важную для целей дорожного строительства часть этой проблемы, касающуюся только упрочненных грунтов, работаю щих под действием циклических нагрузок в стадии обратимых де формаций.
Не все вопросы исчерпывающе решены и в этой области. Но уже на основании полученных результатов можно с достаточной уверен ностью утверждать, что при создании расчетных схем нежестких дорож ных одежд, работающих в стадии обратимых деформаций, а также при установлении необходимых для целей проектирования расчетных характеристик возможно на данном этапе без существенного ущерба для точности расчетов пренебречь особенностями деформирования упрочненных грунтов во времени и распространить на них закономер
ности, |
выведенные для идеально упругих сред. |
На |
первый взгляд сделанные выводы о практически полной обра |
тимости деформаций, о высоких скоростях течения их во времени и отдельные другие могут показаться противоречащими установившимся взглядам на грунт, как на упруго-вязко-пластическую среду. Однако никакого 'противоречия здесь нет, а различный характер явлений объясняется тем, что каждое из них связано со строго определенными условиями деформирования. '
Деформация течет сравнительно медленно, когда в грунте возни кают значительные взаимные перемещения частиц, соизмеримые с ве личиной последних или во много раз их превышающие — в процессе более плотной укладки частиц и тем более, когда в грунте развиваются пластические смещения. В этих условиях вязкость пленок связанной воды, а также фильтрационные процессы существенно замедляют течение деформации. Что касается весьма малых и полностью обрати мых деформаций упрочненного грунта, обусловленных элементарными смещениями лишь периферийных оболочек рыхлосвязанной воды, эти деформации развиваются, как показано, с достаточно высокими скоростями.
Наряду с общим познавательным значением проведенных ис следований, позволивших в определенной мере раскрыть сущность явлений, возникающих в грунте при повторяющемся нагружении,
60
полученные результаты дают возможность объяснить причины из вестных из практики особенностей службы дорожных конструкций в тех или иных условиях. /
Так, становится понятной причина имевшего место до недавнего времени массового развития на дорогах с тонкослойными одеждами весенних деформаций, неправильно называемых иногда «пучинами», приуроченного в первую очередь к природным районам и условиям,
где возможно полное водонасыщение (относительная |
влажность |
W |
|
™- выше 0,75—0,80) слабо фильтрующих грунтов верхней |
части зем- |
ляного полотна.
Понятной становится и достаточно высокая эффективность дре нирования в этих условиях даже только самых верхних слоев подсти лающего одежду грунта. Примером этого является широко распро страненная не так давно в практике эксплуатации дорог отрывка так называемых воздушных воронок на обочинах в местах, где намечается образование весенних деформаций.
Наконец, как показали исследования, утолщение дорожной одежды следует рассматривать не только как мероприятие, вызывающее сни жение величины напряжений в подстилающем грунте, но и как способ уменьшения здесь скоростей роста напряжений от временных нагру зок. Именно совместным влиянием этих факторов может быть, повидимому, объяснена достаточно высокая работоспособность многих участков старых дорог с заниженным земляным полотном в неблаго приятных грунтово-гидрогеологических условиях, на которых тол щина одежды в результате многократного усиления доведена до 80 см
иболее.
§П.З. Закономерность деформирования материалов, содержащих органическое вяжущее
>
По-иному протекают обратимые деформации в материалах, в состав которых входит органическое вяжущее. Здесь степень вязкости де формации достаточно велика.
Закономерности деформирования битумоминеральных материалов изучались как при местном нагружении монолитов в условиях огра ниченного бокового расширения, так и при изгибе образцов в виде балочек.
На рис. II.4 приведены результаты испытания упрочненного об разца песчаного асфальтобетона. Цилиндрический образец диаметром и высотой 20 см был сформован послойно из горячей смеси под давле нием 300 кПсм2. После охлаждения до + 20° С образец был подверг нут многократному нагружению на рычажном прессе через установ ленный в центре штамп диаметром 4 см. Повторяющиеся нагрузки при кладывали до практически полной стабилизации остаточной деформа ции. Время действия каждой нагрузки — 6 сек с такими же интерва лами. После этого записано на ленте осциллографа изменение в те чение цикла величины нагрузки и деформации. Как видно, начало
61
развития |
деформации отстает от начала нагружения всего лишь на |
0,1 сек, |
или приблизительно на 15%, от полной величины нагрузки |
в опыте. Но затем деформация развивается очень медленно, и к концу роста нагрузки достигает лишь приблизительно половины общей своей величины. Остальная часть деформации течет на протяжении всего остающегося времени до начала разгрузки. Еще медленнее восстанав ливается деформация при разгрузке. Как видно из рисунка, восста новление деформации начинается, лишь когда образец уже почти полностью разгружен и этот процесс продолжается на протяжении всего времени отдыха.
Скорость течения деформации в упрочненных битумосвязных средах, таким образом, в десятки раз ниже, чем в водосвязных. Весьма значительная затяжка во времени течения пластической деформации как при нагружении, так особенно и при разгрузке объясняется срав нительно высокой вязкостью пленок битума, окружающих минераль ные частицы и микроагрегаты, и обратимыми смещениями перифе рийных оболочек в местах контактов под действием напряжений от временных нагрузок. Очевидно, скорость развития эластической де формации будет в большой степени зависеть от свойств вяжущего, температуры среды, а также состава смеси.
Поведение битумоминеральных материалов под действием нагру зок зависит, кроме того, от величины, продолжительности действия и повторяемости нагрузок, скорости нагружения, а также интервалов между нагрузками.
Отмеченные особенности деформирования этих материалов при водят к значительному различию в величинах динамических и длитель ных модулей упругости и наряду с этим существенно сказываются на прочностных характеристиках материала.
Закономерности изменения модуля упругости и прочности на рас тяжение при изгибе асфальтобетона в зависимости от указанных выше
факторов |
изучали на образцах |
в виде |
балочек. Балочки |
размером |
4 X 4Х |
16 см изготовляли из |
горячей |
асфальтобетонной |
смеси — |
мраморной крошки подобранного состава с зернами размером до 5 мм
|
|
|
i« 100, |
/ |
|
|
то |
но |
|
|
|
|
|
§ 7 Я °х |
60 |
|
|
|
/ |
|
|
|
|
/ |
|
||
|
|
1 |
/ |
|
|
|
|
|
/ |
|
/ |
|
|
|
|
/ |
|
|
|
|
^ |
201 |
1 |
/ |
X |
/100 |
|
|
1 |
/ |
/ |
|||
|
|
/ |
|
|
|
|
|
|
0,1 0,4 0,6 0,S 1,01,2 6,06,2B,i, Bp Б,8 7.0 7,2 7р 7,6 7,8 |
|
20 ifO 60 SO |
||
|
|
|
Время, сек |
|
Деформация, % |
|
Рис. II.4. Зависимость деформации от нагрузки во времени при циклическом на гружении упрочненного асфальтобетона:
/ — нагрузка; 2 —деформация
62
На этом же рисунке приведены данные о величине относительной горизонтальной деформации асфальтобетонных образцов в зависимости от напряжений при изгибе. Испытания производили также кратковре менными нагрузками при температуре образцов +20° С. Нагрузку на образец подбирали таким образом, чтобы напряжения растяжения при изгибе изменялись в диапазоне 3—18 кГ/см2, что соответствует напряжениям, возникающим в асфальтобетонном покрытии распро страненных конструкций дорожных одежд. Продолжительность дей ствия нагрузки в отдельных опытах составляла 0,1, 0,5 и 1 сек. Как видно, связь между напряжениями и деформациями при одной и той же продолжительности действия нагрузки оказалась в этих условиях линейной.
Результаты испытаний свидетельствуют, таким образом, что при режиме нагружения, близком к условиям, имеющим место на авто мобильных дорогах, асфальтобетон ведет себя при +20° С как упругоизотропная линейно-деформируемая среда. Не вызывает сомнений, что при более низких температурах упругие свойства в асфальтовом бе тоне будут проявляться еще резче. При более высокой температуре и медленном нагружении наряду с обратимыми будут возникать вязко-
пластические деформации и проявляться анизотропия |
(различные |
||||||||||||||
закономерности деформирования при сжатии и растяжении). |
|
||||||||||||||
Сопротивление асфальтобетона изгибу характеризуется главным |
|||||||||||||||
образом его жесткостью, а также прочностью на растяжение. |
|
||||||||||||||
Величины модуля |
упругости |
исследованы при разных положитель |
|||||||||||||
ных температурах |
и различной |
продолжительности |
нагружения [58]. |
||||||||||||
Исследования образцов, приготовленных из мраморной крошки и |
|||||||||||||||
битумов |
разной вязкости, показали, |
что при изменении |
температуры |
||||||||||||
от 10 до 30° С значение модуля |
упругости снижается |
приблизительно |
|||||||||||||
в 3 |
раза |
при продолжительности нагружения |
|
t = |
0,1 сек, |
в |
6 раз |
||||||||
при t = |
1 сек и в 10 и более раз при t = |
10 сек. Испытанием при тем |
|||||||||||||
пературе + 10° С и продолжительности |
нагружения в 0,1 сек бало- |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
чек |
из |
асфальтового |
бетона, |
||||||
|
|
|
|
|
|
взятого из покрытия эксплуати |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
руемых дорог, |
установлено, что |
||||||||
|
|
|
|
|
|
примерно в 70% |
случаев |
дина |
|||||||
|
|
|
|
|
|
мические значения модуля упру |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
гости |
находились |
в |
пределах |
||||||
|
|
|
|
|
|
45 000—75 000 |
кГ/см2. |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
Прочность |
|
асфальтобетона |
||||||
|
|
|
|
|
|
на |
изгиб |
|
при |
разных |
положи |
||||
|
|
|
|
|
|
тельных |
температурах |
изучали |
|||||||
|
|
Напряжете при. изгиВе,к1]тг |
|
под действием повторных нагру |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
зок при различных режимах на |
|||||||||
Рис. II.6. Зависимость между деформа |
гружения. |
Выяснено, |
что при |
||||||||||||
цией |
и напряжением |
в |
асфальтобетон |
скоростях нагружения |
в |
диапа |
|||||||||
ных |
образцах при кратковременном |
на |
зоне 80—150 кГ/см2 |
в 1 сек с по |
|||||||||||
гружении; |
вверху — осциллограмма |
на |
|||||||||||||
|
|
гружения: ' |
|
нижением |
температуры |
проч |
|||||||||
/ — нагрузка на образец; |
2 — растяжение |
на |
ность |
растет |
до |
определенного |
|||||||||
нижней грани балочки; |
3 — |
сжатие на верхней |
предела, |
а затем |
с |
дальнейшим |
|||||||||
|
|
грани |
|
|
64