Файл: Конструирование и расчет нежестких дорожных одежд..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 248
Скачиваний: 1
расчета, так как не было еще найдено теоретического решения для слоистого полупространства.
В связи с появлением доступных для практического использования решений о напряженном состоянии и деформациях двухслойных упру гих систем, а также с новыми возможностями в части создания более совершенной аппаратуры для измерения напряжений и перемещений, в Ленфилиале Союздорнии была проведена, как уже указывалось, новая серия экспериментов.
Эксперименты при длительном и кратковременном воздействии на грузок проводили на моделях слоистых систем, а также на реальных дорожных одеждах. Модели изготавливали в металлических формах диаметром 20 см'. Верхний слой толщиной 1 и 2 см из песчаного асфаль тового бетона укладывали на подготовленное основание. Испытывали также модели с верхним слоем из грунта, укрепленного добавкой 8% цемента. Часть используемых для устройства покрытия плиток имела гладкую нижнюю поверхность, которую к тому же перед укладкой в модель смазывали тонким слоем вазелина. Этим воспроизводилась работа конструкций в условиях, приближающихся к свободному сме щению слоев на контакте. Другая часть плиток имела шероховатую нижнюю поверхность, что достигалось втапливанием в смесь при уплот нении гранитных высевок. В основание моделей укладывали с послой ным уплотнением с.углинисто-пылеватый грунт, имевший влажность в отдельных опытах от 0,54 до 0,78 WT (WT — влажность при границе текучести).
Для измерения напряжений в процессе опытов как в лаборатории, так и на дорогах использовали датчики, разработанные лабораторией измерений Ленинградского филиала Союздорнии. Датчики представ
ляли собой |
полые |
металлические |
коробки с размерами |
для |
моделей: |
|
диаметр — 24 мм, высота — 5 мм, для испытания реальных |
конструк |
|||||
ций: диаметр — около 60 мм, высота — 18 мм. |
|
|
||||
и} |
3 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Рис. 11.12. Датчики для измерения напряжений:
/ — рабочие тензометры; 2 — компенсирующие |
тензометры; |
3— рабочая мембрана; |
4 — шту |
цер; 5 —якорь; 6 •—• упорный винт якоря; 7—индуктивные |
катушки; 8 — кольцо; |
9— корпус |
|
датчика; 10 — |
упругая шайба |
|
80
Под действием |
возникающих в грунте |
напряже |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
ний |
торцовые |
мембраны |
датчиков |
прогибаются. |
|
|
|
|
|
||||||||||||||
Воспринимающий элемент, помещенный внутри дат |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
чика, |
преобразует |
прогиб мембраны |
в |
изменение |
|
|
|
|
|
||||||||||||||
тока, |
протекающего |
через датчик, |
что и |
регистри |
|
|
|
|
|
||||||||||||||
руют с помощью |
гальванометра |
или |
|
записывают |
|
|
|
|
|
||||||||||||||
на ленту |
осциллографа. |
Датчики |
были |
двух |
ти |
|
|
|
|
|
|||||||||||||
пов: с |
воспринимающим |
элементом в |
виде |
двух |
|
|
|
|
|
||||||||||||||
индуктивных |
катушек и якоря между |
ними |
конст |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
рукции И. И. Зактрегера (рис. 11.12, а) и с воспри |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
нимающим элементом |
в |
виде |
тензорешеток, |
на |
|
|
|
|
|
||||||||||||||
клеенных |
на |
внутреннюю |
|
поверхность |
|
мембраны |
|
|
|
|
|
||||||||||||
(рис. 11.12, б). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Перед |
закладкой |
в |
конструкцию |
датчики |
та |
|
|
|
|
|
|||||||||||||
рировали |
в грунте в специальном приборе по типу |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
прибора трехосного сжатия. При испытании моде |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
лей |
в |
каждую |
из них устанавливали |
|
три-четыре |
|
|
|
|
|
|||||||||||||
датчика на разной глубине от контакта с покры |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
тием, |
но не глубже 8 см. Часть |
датчиков |
распола |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
галась рабочей мембраной параллельно поверхно |
Рис. |
|
11.13. |
Датчик |
|||||||||||||||||||
сти |
для |
измерения |
вертикальных |
напряжений, а |
|
||||||||||||||||||
часть — перпендикулярно |
для регистрации |
гори |
для |
|
регистрации |
||||||||||||||||||
вертикальных |
пере |
||||||||||||||||||||||
зонтальных |
составляющих |
напряжений. |
|
|
|
|
|
мещений |
|
||||||||||||||
Измерение |
вертикальных |
перемещений поверх |
|
|
штампа: |
|
|||||||||||||||||
ности |
при |
испытании моделей |
кратковременными |
1 — индикатор; |
2 — |
||||||||||||||||||
индуктивные |
катуш |
||||||||||||||||||||||
нагрузками |
осуществляли |
специально |
|
сконструи |
ки; |
3 |
— сердечник; |
||||||||||||||||
рованном прибором (рис. 11.13). Прибор |
состоит из |
4 — заплечик |
штампа |
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
стрелочного |
индикатора, |
двух |
дифференциально |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
включенных |
катушек |
и помещенного |
внутри пос |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
ледних подвижного сердечника. |
Перемещение |
сер |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
дечника |
относительно |
закрепленных |
на |
штативе |
|
|
|
|
|
||||||||||||||
катушек приводит |
к изменению |
протекающего |
по |
Рис. |
|
11.14. |
Датчик |
||||||||||||||||
датчику тока, что регистрируется с помощью осцил |
|
||||||||||||||||||||||
для |
|
регистрации |
|||||||||||||||||||||
лографа. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
во |
времени при |
нагрузок |
на |
||||||||||
Измерение величины нагрузки |
|
|
штамп: |
|
|||||||||||||||||||
испытании кратковременными нагрузками |
моделей |
/ — |
|
тензометр |
со |
||||||||||||||||||
осуществлялось датчиком (рис. 11.14); датчик |
снаб |
противления; |
|
2 — |
|||||||||||||||||||
|
|
штамп |
|
|
|||||||||||||||||||
жен мембраной, на нижнюю плоскость |
которой |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
наклеены |
два проволочных |
тензометра |
сопротивления, |
соединенные |
|||||||||||||||||||
в полумост. Модели |
испытывали |
штампами диаметром 4 и 6 см. |
|
||||||||||||||||||||
Испытание статическими нагрузками проводили на обычном ры |
|||||||||||||||||||||||
чажном прессе. Нагрузки |
прикладывали |
возрастающими |
ступенями |
с выдерживанием каждой ступени до практически полного затухания деформации. После этого производили разгрузку с выдерживанием до прекращения восстановления деформации.
Испытание моделей при кратковременном воздействии нагрузок производили на прессе (рис. 11.15). Пресс позволял создавать нагруз ки длительностью от 0,15 до 1 сек, изменяющиеся во времени по сину соидальному закону. Одновременно были испытаны в условиях дли-
81
тельного и кратковременного нагружения образцы материалов, ис пользованных при изготовлении моделей.
Испытание реальных одежд проводили преимущественно на доро гах с интенсивным и тяжелым движением, находящихся в эксплуата ции достаточно длительное время, с хорошо сформировавшейся прочной дорожной одеждой.
На рис. 11.16 приведены характерные конструкции одежд и указа но размещение датчиков. Чтобы исключить по возможности элемент случайности, датчики устанавливали по двум вертикалям, расположен ным на полосе наката на расстоянии 2 м одна от другой. При закладке датчиков в скважины стремились возможно меньше нарушать сложив шуюся структуру конструкции. Особое внимание обращали на уплот нение укладываемых обратно в скважину грунта и материалов слоев одежды.
Для замера вертикальных перемещений поверхности покрытия при испытании проездом автомобилей на каждом участке были установлены датчики деформации (рис. 11.17). Корпус датчика заделывается в пок рытие. В корпусе закреплена индуктивная катушка, образующая с якорем зазор 1,5—2 мм. Якорь жестко связан с верхним концом репера, стержень которого прочно заделан нижним концом в грунт на достаточно большой глубине. Для устранения трения грунта по стен-, кам стержень репера помещен в резиновую трубку, наполненную соли долом. При вертикальных перемещениях покрытия корпус датчика
вместе с катушкой смещается по отношению к якорю, что |
приводит |
к изменению индуктивности катушек. Это регистрируется |
на ленте |
осциллографа. Тарировку датчиков деформаций производят |
непосред |
ственно перед испытанием, путем статического нагружения |
покрытия |
с измерением прогиба стрелочными индикаторами. |
|
Рис. 11.15. Пресс для кратковременных на грузок:
/ — нагружающее устрой ство; 2 — кривошипный механизм; 3 — электро двигатель; 4 — испыты ваемый образец
82
Статическими нагрузками одежды испытывали с помощью передвижного пресса Союздорнии. Нагрузки прикла дывали возрастающими ступенями с ин тервалом в 2 кГ/см2. Нагружение про изводили штампами диаметром 25, 34 и 50 см. Каждую ступень выдерживали до практически полного затухания дефор мации, после чего производили разгруз
ку. Штампы устанавливали |
непосред |
|||
ственно |
над |
вертикалями |
с |
датчиками, |
а также |
на |
расстояниях |
25, |
50, 100 и |
150 см от них.
Помимо статических, была произве дена серия испытаний гружеными авто мобилями МАЗ-200 и других марок, дви жущимися со скоростями до 70 км/ч. На всех участках испытаний при каж дой скорости движения, изменяющейся ступенями по 10 км/ч, на ленту осцил лографа записывали 20—25 проходов автомобиля. Фиксировали также напря жения и деформации под колесом стоя щего автомобиля. Следует подчеркнуть, что все эксперименты как в лаборато рии, так и на дорогах производили под действием нагрузок, не вызывавших сколько-нибудь существенных остаточ ных деформаций.
Испытания как |
в лаборатории, |
так |
и на дорогах показали, что между |
на |
|
грузками на штамп, |
вертикальными сме |
щениями поверхности и напряжениями в толще конструкций существуют за висимости, близкие к линейным. Линей ная зависимость сохраняется в широком диапазоне нагрузок на штамп при раз ных размерах последнего.
Измеренные вертикальные напряже ния в основании моделей при установке штампов над датчиками показаны на рис. 11.18. Здесь, как и далее, на рис. 11.19 и 11.21, жирными отрезками обозначены пределы изменения относи тельных величин напряжений при раз ных ступенях нагрузки; сплошными кривыми линиями даны величины на пряжений, рассчитанные при соответст вующих условиях для двухслойных
al
J t=iNa3
Рис. 11.16. Конструкции дорож ных одежд на участках испы таний и схемы размещения
датчиков; а — асфальтобетон на щебе
ночном основании и нижнем песчаном слое; б — покрытие из цементогрунта
/ 3 2
Рис. 11.17. Датчик для реги страции вертикальных переме щений покрытия:
J — корпус датчика; 2 — индуктив ная катушка; 3 — якорь; 4 — репер
'83
а) |
упругих систем. Полученные в опы |
|||
тах значения |
напряжений |
достаточно |
||
|
||||
|
удовлетворительно согласуются с вы |
|||
|
численными |
в широком |
диапазоне |
|
|
нагрузок. |
|
|
|
|
0,2 |
|
|
Величины |
измеренных |
горизон |
||||||||
|
|
|
|
|
тальных |
составляющих |
напряжений |
||||||||
|
|
|
|
|
в моделях (см. рис. 11.19) существенно |
||||||||||
|
|
|
|
|
зависят от условий сопряжения |
слоев |
|||||||||
|
|
EH;JUH=0JS |
на контакте. В опытах |
на |
моделях, у |
||||||||||
|
|
|
|
|
которых верхний |
слой |
имел |
шерохо |
|||||||
|
|
|
|
|
ватую |
нижнюю |
поверхность, |
изме |
|||||||
|
|
|
|
|
ренные напряжения были близки к |
||||||||||
|
|
|
|
|
вычисленным для |
случая |
совместной |
||||||||
|
|
|
|
|
работы слоев на контакте, а -при глад |
||||||||||
|
|
|
|
|
кой |
нижней |
поверхности — к |
рас |
|||||||
|
|
|
|
|
считанным по схеме с гладким кон |
||||||||||
Z/* |
|
|
|
тактом. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
Результаты |
лабораторных |
испыта |
||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||
1) |
#'2СМ |
|
|
|
ний |
подтвердились |
также |
экспери |
|||||||
|
|
|
ментами на дорогах. На рис. |
11.20 |
|||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
приведены результаты |
испытания до |
|||||||||
|
|
|
|
|
рожной |
конструкции с покрытием из |
|||||||||
|
|
|
|
|
двухслойного |
асфальтобетона, |
осно |
||||||||
|
|
|
|
|
ванием из известнякового щебня и |
||||||||||
|
|
|
|
|
песчаным подстилающим слоем. Грунт |
||||||||||
|
|
|
|
|
земляного полотна — суглинок |
пыле- |
|||||||||
|
|
|
|
|
ватый. Можно видеть, что зависи |
||||||||||
|
|
|
|
|
мость вертикальных |
смещений штам |
|||||||||
|
|
|
|
|
па |
от |
нагрузки |
носит |
практически |
||||||
|
|
|
|
|
линейный |
характер. |
|
|
|
|
|
||||
Рис. 11.18. Вертикальные состав |
Измеренные |
вертикальные напря |
|||||||||||||
ляющие |
напряжений |
в моделях: |
жения в земляном полотне (рис. |
11.21) |
|||||||||||
а — под |
центром |
нагруженной |
при |
установке |
штампов |
разных диа |
|||||||||
площади; |
б — на контакте |
слоев |
метров над одной из вертикалей с |
||||||||||||
в |
стороне |
от оси действия |
нагруз |
||||||||||||
ки |
(г — расстояние |
от |
центра |
датчиками близки |
к |
вычисленным. |
|||||||||
штампа до места измерения на |
Аналогичные результаты |
получены и |
|||||||||||||
|
|
пряжений) |
|
|
при |
испытаниях |
с установкой |
штам |
|||||||
|
|
|
|
|
пов над второй |
вертикалью, |
а также |
на разных расстояниях от вертикалей. Это наблюдалось в широком диапазоне значений нагрузки.
Кроме статических испытаний, были проведены опыты при кратко временном воздействии нагрузок. Установлено, что во всех случаях, когда верхний слой моделей или покрытия реальных одежд выполнен из асфальтового бетона, средние величины напряжений в нижних слоях с уменьшением длительности действия нагрузки снижались (кривые 1, 2 на рис. 11.22, а и рис. 11.23, а). В частности, уменьшение напряжений в грунте земляного полотна на 'контакте с одеждой при проезде автомобилей достигало 25—30% по сравнению со статическим
84
a) |
r |
|
|
61 |
|
|
|
шШ |
рг1нГ'см! |
i ' w |
|
|
|
|
|
|
|
If |
|
|
|
|
|
|
05 |
|
|
|
|
|
|
1,0 |
|
|
|
|
|
|
1,5 |
|
|
|
|
|
|
2,0 |
|
|
|
|
|
|
2,5 |
|
|
Рис. 11.19. Горизонтальные составляющие |
напряжений |
в моделях |
под центром |
|||
|
|
|
нагруженной |
площади: |
|
|
а — при совместной |
работе |
слоев; б — при свободном |
смещении |
верхнего слоя |
||
|
|
|
по нижнему |
|
|
действием колеса. Снижались также с уменьшением времени действия нагрузки и вертикальные прогибы поверхности покрытия.
Иная картина наблюдалась при испытании конструкций с верхним слоем из цементогрунта. Здесь как в экспериментах с моделями, так и при испытании конструкций на дорогах с уменьшением длительности действия нагрузки средние величины напряжений в нижнем слое несколько возрастали (кривые 3 на рис. 11.22 и рис. 11.24, а). Верти кальный же прогиб, как и при испытании одежд с покрытием из ас фальтобетона, с уменьшением времени действия нагрузки несколько снижался (рис. 11.24, б).
Объясняются эти особенности напряженно-деформированного сос
тояния различными |
реоло |
о |
г |
|
ь |
РкГ/смг |
||||||
гическими свойствами ела- |
|
|||||||||||
гающих |
конструкцию |
ма |
|
|
|
|
|
|
||||
териалов. |
В гл. 3 |
отмеча |
|
|
|
|
|
|
||||
лись особенности деформи |
|
|
|
|
|
|
||||||
рования |
во |
времени |
раз |
м а » |
|
|
|
|
|
|||
личных |
|
материалов. Они |
|
|
|
|
|
|
||||
подтвердились и при испы |
|
|
|
|
|
|
||||||
тании |
материалов," приме |
о,ооч\ |
|
|
|
|
|
|||||
ненных |
для |
изготовления |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
моделей. |
Можно |
|
видеть |
|
|
|
|
|
|
|||
(рис. 11.25), что |
с |
умень |
0,00В |
|
|
|
|
|
||||
шением |
времени |
действия |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
нагрузки до величины, со |
|
|
|
|
|
|
||||||
ответствующей |
|
времени |
|
|
|
|
|
|
||||
действия |
напряжений |
в |
Рис. II.-20. Испытание дорожной одежды штам |
|||||||||
реальных конструкциях от |
пами разного размера |
(р — удельное |
давление |
|||||||||
движущихся |
автомобилей |
/ — штамп |
на поверхности): |
|
34 см; 3 — |
|||||||
(0,1—0,2 сек), деформируе |
диаметром |
25 |
см; 2 — т о же, |
|||||||||
|
то |
же, 50 см |
|
|
85