Файл: Конструирование и расчет нежестких дорожных одежд..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 262

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

iff И $2 38 36Ы 32 2Н ?.В 2k 22

№ 16 ft П

Рис. 11.42. Деталь номограммы на рис. 11.40 в крупном масштабе

0 0,002 ОМ 0,00В 0,00S OpiO 0,012 0,014 0,016 0,013 0,020 0,022 0,024 0,026 О/Ш 0,030 0/132 0J№ 0,03

Рис. 11.43. Деталь номограммы на рис. 11.41 в крупном масштабе

На рис. 11.42

и

11.43 приведены детали

расчетных

номограмм,

которыми

следует

пользоваться

при малых

значениях т а.м с

целью

повысить

точность

расчетов.

 

 

 

г

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчетную величину активного напряжения сдвига в нижнем слое

от собственного веса одежды т а . в вычисляют по формуле

 

 

 

 

 

 

 

yk

[1 —е —(1 + е) sin ф1,

 

 

(11.45)

 

 

 

 

2 cos ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где h

толщина;

у

— средний

объемный " вес материалов

одежды;

е

коэффициент

бокового давления в материале нижнего

слоя,

равный

-г——.

 

 

 

 

 

 

 

 

На рис. 11.44 приводится номограмма для определения

расчетных

значений

т а в . Все расчетные номограммы .построены при значениях

коэффициента Пуассона для подстилающего одежду грунта р 2

=

0,35.

Для материалов одежды принято

в среднем Pi = 0,25.

 

 

 

Следует отметить, что, как указано выше, даже значительные откло­ нения в величине р сравнительно мало сказываются на результатах расчета.

Полное максимальное активное напряжение сдвига в нижнем слое

под центром нагруженной площади:

 

Tamax = т а м i т а в -

(11.46)

Причем знак т а в принимается в соответствии со знаком на номо­ грамме рис. 11.44. Как следует из изложенного выше, предельное рав­ новесие не будет достигнуто, если

(11.47)

где К — комплескный коэффициент, значения которого приводятся далее в гл. 8.

13

Толщина

одвкды,м

Рис.

11.44.

Номограмма

го

для

определения

величи­

 

ны

активного

напряже­

 

ния

сдвига

от собствен­

 

ного

веса Тя.в в

нижнем

 

 

слое

 

122


Эффективность рассматриваемого критерия предельного состояния подтверждена многими экспериментами, а также данными учета опыта службы дорог в эксплуатации.

Во всех случаях, когда предельное равновесие по сдвигу достига­ лось по расчету в одной наиболее напряженной точке грунтового ос­ нования, на одежде при повторном нагружении накапливались остаточ­ ные деформации.

Сопоставление опыта службы дорожных одежд с результатами расчета, в частности и по предложенному критерию [28], приводится

вгл. 10.

§11.13. Предельное состояние слоев из монолитных материалов

Сопротивление разрушению является основной характеристикой монолитного материала. В последние годы установлено, что в зависи­ мости от условий нагружения и свойств материалов одни из них раз­ рушаются мгновенно (хрупко), а разрушение других начинает разви­ ваться задолго до достижения максимальной нагрузки и полностью заканчивается лишь при снижении напряжения до нуля, как это схема­ тически показано на рис. 11.45 (кривая 6).

Применительно к материа­

лам, из

которых устраивают

монолитные

слои

дорожных

одежд,

 

сказанное

иллю­

стрируется

зависимостями

рис. 11.46.

Прямая

1 харак­

терна

для

цементогрунта.

Разрушение

этого

материала

в широком

диапазоне темпе­

ратур

и

скоростей

деформи­

рования

происходит хрупко.

Возникающие при этом тре­

щины

развиваются

быстро,

лавинообразно. Напряжение, соответствующее точке Ra3T, практически является здесь константой, характеризую­ щей прочность на изгиб этого материала. Кривая 2 типична для асфальтобетона. Пара­ метры ее и характерные точ­ ки зависят главным образом от состава асфальтобетона, свойств вяжущего, темпера­ туры и скорости нагружения.

Опыты О. П. Хальяка, про­ веденные под руководством

Деформация или Время,

Рис. 11.45. Диаграмма Фридмана — Дроз - довского, характеризующая эволюцию пред­ ставлений о разрушении материалов (круж­ ками отмечен момент окончательного разру­ шения) :

7—до XVII

в.; 2 — X V I I и

XVIII

в.; 3 -

XIX в.;

4 начало

XX в.; 5 — 30-е

годы

XX в.;

6 — 60-е

 

годы XX в.

 

 

Деформация или бремя

Рис. 11.46. Диаграмма растяжения при из­

гибе балочек, деформируемых с постоянной dz

скоростью -щ- = const

123


автора, показали ,что начальный отрезок этой кривой (до точки Rm!) прямолинеен и соответствует развитию в образце лишь обратимых де­ формаций. Отрезок RU3T— RB— криволинеен, деформация растет здесь быстрее напряжения. Это соответствует, по-видимому, процессу нару­ шения структуры материала. На отрезке RB — RK возникают и разви­ ваются трещины в наиболее растянутой зоне. Рост деформации сопро­ вождается здесь падением напряжения. Последний отрезок кривой 2 характеризует процесс окончательного разрушения образца.

Рассмотренная диаграмма (кривая 2) дана применительно к усло­ виям упруго-вязко-пластического деформирования и вязко-пластично­ го разрушения асфальтобетона. Однако с повышением вязкости битума, понижением температуры и увеличением скорости нагружения пове­ дение асфальтобетона под нагрузкой может приблизиться к подведе­ нию хрупкого материала. Разрушение происходит в этом случае неда­ леко за пределами прямолинейного участка, соответствующего, как указывалось, развитию лишь обратимых деформаций.

Изложенное свидетельствует о том, что предельным состоянием монолитных материалов, которые должны работать в стадии обрати­ мых деформаций, является начальная стадия изменения структуры материала, выражающаяся в нарушении отдельных связей под дейст­ вием растягивающих напряжений. Этому состоянию соответствует на диаграмме рис. 11.46 точка Rmsv.

Под действием напряжений, превышающих £?И 8 Г , или при много­ кратном приложении этого, а в отдельных случаях и меньшего по ве­ личине напряжения процесс нарушения структуры прогрессирует и приводит к образованию трещин.

Поскольку при инженерных расчетах практический интерес пред­ ставляет прямолинейный участок диаграмм (см. рис. 11.46), в качестве критерия предельного состояния конструктивного слоя из монолит­

ного материала может быть принята как

наибольшая

величина рас­

тягивающего напряжения

при изгибе Ra3T,

так и величина упругого

относительного удлинения

е п Р , соответствующая этому

напряжению.

В соответствии с указанным расчет

слоев из монолитных мате­

риалов

сводится к удовлетворению неравенств

 

или

 

° г < Я И з г

 

(П.48)

 

 

 

 

 

 

е < е п р ,

 

(11.49)

где 0Г

(е) — устанавливаемое расчетом (ожидаемое) наибольшее рас­

тягивающее напряжение (относительное удлинение) в рассматри­ ваемом слое, кГ/см2; # и з г п р ) — допустимое растягивающее напря­

жение (относительное

удлинение)

при изгибе для материала слоя

с учетом

усталостных

явлений,

кГ/см2.

 

Величина

RB3r п р )

зависит

от

физико-механических

свойств

материала и режима нагружения

(повторяемость, скорость

нагруже­

ния, продолжительность действия нагрузки и др.), определяющих интенсивность процессов разрушения структуры. Кроме того, для асфальтобетона допустимое растягивающее напряжение (относитель-

124


ное удлинение) в большой степени зависит от температуры в расчетном периоде, для материалов, укрепленных цементом, — от влажности.

Для определения наибольших растягивающих напряжений в моно­ литном слое желательно было бы, конечно, иметь строгие решения, учитывающие в максимальной мере упруго-вязко-пластические (дефор­

мационные)

свойства и соответствующие прочностные характеристики

материала,

а также изменение во времени напряженного состояния

в зависимости от режима нагружения.

Хотя получить решение задачи, отвечающее всем указанным усло­ виям, до сих пор не удается, тем не менее сейчас уже созданы пред­ посылки, позволяющие использовать методы теории упругости для расчетов на прочность конструкций из упруго-вязких материалов. При этом необходимо, чтобы вводимые в расчет по методам теории упруго­ сти деформационные (Е, [х) и прочностные характеристики (Rasr) ма­ териала были определены в условиях, близких к тем, в которых ра­ ботает рассматриваемый конструктивный слой.

Наиболее неблагоприятные условия для работы верхнего слоя конструкции, в частности асфальтобетонного покрытия, имеют место при недостаточном его сцеплении с верхним слоем основания (гл. 5).

Применительно к этим условиям горизонтальные составляющие нормального напряжения в любой точке покрытия при изгибе могут

быть определены

по формулам:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

=

E l Z l

 

 

 

+

 

( m - 3 )

 

j

5 0 )

 

 

l - | i f

 

 

(l+tfi>-2 )3

 

 

 

 

<#> =

E ^

2K,w0

о + м + ^

а -

з ^ ) .

 

 

( I L 5 1 )

 

 

1— (Xf

 

 

 

( 1 + t f i / - 2 ) 3

 

 

 

 

К

 

D

 

 

 

/

£ i ( 1 ~ r t c p )

 

 

 

 

arctg2

h_ • h 1 1 h l

 

 

 

 

 

 

 

V

£ 0 б щ . o(l — Hi)

 

 

 

 

 

nR2

 

 

 

 

 

 

где hy — толщина покрытия, см; Ег

и цг

— модуль упругости,

кГ/см2,

и коэффициент

Пуассона

материала

покрытия; Ео5щ,0

и

]xcp

общий модуль упругости, кГ/см2,

и среднее значение

коэффициента

Пуассона

конструкции, подстилающей

покрытие; zx

— расстояние

по вертикали от рассматриваемой

точки до серединной

поверхно­

сти покрытия,

см; г — расстояние

по горизонтали

от

рассматри­

ваемой точки до оси действующей

нагрузки, см; w0 — величина

(стрела)

прогиба, см; D =

2R — диаметр

круга,

равновеликого

следу колеса расчетного автомобиля, см.

Наиболее напряженная точка находится на нижней поверхности покрытия по оси действующей нагрузки.

Подставив поэтому в формулы (11.50) и (11.51) zx = ^, г = 0 и приведенное выше значение Ки получим следующие формулы для

125


определения максимального растягивающего напряжения в материале покрытия при изгибе:

где р — удельное давление от расчетного автомобиля, кГ/см2; К — коэффициент запаса на динамичность и неоднородность усло­ вий работы одежды, принимаемый 1,15—1,3.

Максимальное относительное удлинение в наиболее напряженной точке определяют по формуле

8

M l — Hi)

4

D

(11.55)

 

 

 

 

 

 

По формуле (11.52) с учетом зависимостей (11.53) и (11.54) составлена номограмма (рис. 11.47), значительно упрощающая расчет покрытия на прочность.

Все расчеты,

связанные

с составлением номограммы, выполнены

при [хх = 0,25,

р-2 = 0.35

и [ 1 с р = 0,30.

Значение наибольшего растягивающего напряжения в промежу­ точных слоях дорожной одежды аг может быть определено по формуле (11.28), полученной для трехслойной системы (гл. 5) при совместном перемещении слоев на контакте, так как материал промежуточного слоя работает наиболее напряженно именно при этом условии.

Конструкции с числом более трех приводят к трехслойным систе­ мам, в которых рассчитываемый слой-является промежуточным.

Для облегчения расчета по формуле (11.28) разработана номограм­ ма, представленная на рис. 11.48. Величины наибольшего растяги­ вающего напряжения получают по номограмме в относительных еди-

ницах: о> = т/-.

Ар

h

Номограмма построена при у = = 0,3. Анализ результатов расчетов показал, однако, что она может быть использована с доста­ точной для практических целей точностью при значениях у в пределах

от 0,1 до 0,6.

 

Действенность приводимого критерия

предельного состояния

монолитных слоев в дорожных одеждах (Ra3T

или е п Р ) изучалась на

балочках из асфальтового бетона (см. гл. 3), а также на моделях и конструкциях одежд.

Как указывалось, в Ленинградском филиале Союздорнии проведена серия испытаний моделей одежд повторными нагрузками. Модели пред-

126