Файл: Конструирование и расчет нежестких дорожных одежд..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 258

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Порядок расчета показан на номограмме пунктирными линиями

со

стрелками для

примера конструкции, приведенной на рис. 11.32.

В

данном случае

определяют нормальное напряжение o i 3 ) в точке

на контакте промежуточного слоя одежды с грунтом земляного полот­

на, а также в точках, расположенных на глубине R =

17 см; 2R, 3R, AR

и 5R от контактной

поверхности.

Найденные величины о(г3)

при­

ведены на рис. 11.32

в виде эпюры

распределения

вертикальных

на­

пряжений по глубине.

На рис. 11.33 дана номограмма для определения безразмерного вертикального перемещения поверхности подстилающего одежду полу­ пространства по оси действующей нагрузки

•'pac4L'S

а

o,i

о,2

о,з

о,ч

ojK

l 0

0,2

ОМ

_ 0,6

0,8 .

1,0

1,2

1,4

1J&

1,8

А'

I I I I I I I I I I

I У I ? I I I

I I I I j I I I I I I , I М

I I I

I t I I I I

 

О

0,1

0,2

 

0,3

 

0,U

.6?

Рис. 11.31. Номограмма для определения вертикальных напряжений в земляном полотне трехслойной конструкции

110



Номограмма

 

построена

для

 

 

 

 

 

 

 

у=

^

== 0,5. В этом случае коэф­

 

 

 

 

 

 

 

фициент 1=1.

 

При других значе­

 

 

 

 

 

 

 

ниях у величину коэффициента \

 

 

 

 

0,10 е7

т

следует

принимать

по таблице

 

 

 

 

 

 

 

на

рис. 11.33.

 

 

 

 

 

 

V-

 

1

 

 

 

 

Прогиб

поверхности

 

одежд,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

для которых Ех>

Ег,

опреде­

 

1,0-

 

 

 

 

ляют

с

помощью

номограммы

 

 

 

 

 

рис.

11.11

на

основании

полу­

 

1,5-

 

1

 

 

 

ченной величины £0 бщ-

 

Однако

 

г,о-

 

 

 

 

в ряде случаев, как указано

 

1

 

 

 

выше, приходится

рассчитывать

 

2,5-

 

 

 

дорожные

одежды,

у

которых

 

 

 

 

величины

модулей

упругости

с

 

\

 

 

 

 

 

 

 

 

глубиной

возрастают

 

(Е^Е^).

 

 

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

Для

этого

создана

номограмма

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

(рис. 11.34),

позволяющая опре­

Рис. 11.32. Распределение

вертикальных

делять

безразмерную величину

 

( 3 )

 

 

 

 

 

прогиба

поверхности

системы

напряжении

 

в

земляном полотне:

 

 

w E *

и

общий

модуль уп-

i—асфальтобетон.

Я, = 15 ООО

кГ/см2;

2

це-

W

 

pD

 

 

 

 

 

 

 

 

ментогрунт, £ 2

= 3000

кГ/сж2 ;

3 — суглинок,

ругости

£

 

 

Е2

 

 

извест-

 

£з -

300

кГ/см*

 

 

 

 

 

при

 

 

 

 

 

 

 

 

о б

щ

=—

 

 

 

 

 

 

 

 

ных значениях Et,

hviD,

а также найти

величину модуля

упру­

гости материала верхнего слоя Ех

при известных

значениях

других

характеристик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С помощью полученных формул и номограмм могут быть построены эпюры распределения напряжений и перемещений в слоях дорожной

одежды и в земляном полотне.

 

 

 

 

На рис. 11.35 для двух

вариантов

конструкций дорожной

одежды

с асфальтобетонным

покрытием

приведены

данные о напряжениях

и деформациях в слоях в наиболее опасном сечении. В табл. II.5 даны

вертикальные перемещения

wlt

w2 и w3 от единичной нагрузки для

точек, находящихся

на поверхности

покрытия и границах

раздела

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а I I . 4

 

 

 

 

h1

 

 

Я,

 

 

 

 

 

 

Я 2

0, 1

|

0,2

 

0,5

0,8

 

 

 

Коэффициент

£ z

 

2

1,00

 

1,00

 

1,00

1,00

5 •

1,07

 

1,00

 

0,93

0,78

10—15

1,15

 

1,00

 

0,85

0,55

25

1,20

 

1,00

 

0,80

Ill


слоев при у 0,3; ^ == 1. Прогибы вычисляются по формуле pD -

Расчет произведен для случая невозможности взаимного переме­ щения слоев в плоскости контакта. Приведенные решения в принципе могут быть использованы для определения напряжений и деформаций

О

0,5

1,0, 1,5\

2,0

2,5

3,0

3,5

%0

i,t5

5 $

* 1

• • • 1 ' • • • 1 ' • I • ' * ' • • ' ' ' ' ' I 1 1

' ' < ' I • ' 1 1 ' 1

• I ' ' • • 1

• • • • 1

 

О

.

, 0,1

0,2

 

0,3

 

0,4

 

UTj

Рис. 11.33. Номограмма для определения вертикальных перемещений (прогибов) поверхности грунтового полупространства трехслойной конструкции

О

1

2

"

3

*

S

Рис. 11.34. Номограмма для определения общего модуля упругости двухслойной

конструкции Ei<Ei

вдорожных одеждах как при длительном действии нагрузки, так и при кратковременном. Это утверждение основано на анализе опытных данных, а также теоретических положений применительно к условиям,

вкоторых работают рассчитываемые на современное движение одежды. Анализ показал, что в данном случае обеспечивается следующее:

113

 

 

 

 

Т а б л и ц а И . 5

 

Е2

 

 

 

 

Е3

 

 

 

0

5

0,208

0,261

0,268

15

0,164

0,182

0,186

используемые для создания дорожных одежд, отвечающие совре­ менным требованиям материалы и упрочненные грунты ведут себя под нагрузками в конструкции как сплошные квазиизотропные твердые среды; возникающие в слоях перемещения и деформации весьма малы по сравнению с размерами элементов конструкции; связь между де­ формациями и напряжениями при имеющей место продолжительности

действия нагрузки

практически линейна;

коэффициент Пуассона

в процессе упругого деформирования не

меняет

сколько-нибудь

существенно своего

значения; справедлив

принцип

суперпозиции;

в диапазоне современных скоростей движения автомобилей напря­ женно-деформированное состояние конструкции обладает свойствами квазистатичности.

Все сказанное в соответствии с общей

линейной теорией ползуче­

сти представляет

собой необходимые и

достаточные предпосылки,

а)

 

 

П=ЗЬс»

Сжатие

Сжатие

0,18 0,20 0,300,WOPOOPOQ,70 (,(«)

?) Растяжение^=3^г^ Сжатие

РастяжениеD--3hcM сжатие ~&г'а,го op; о,20 opsojoot

W • • • •

Рис. 11.35. Распределение напряжений и деформаций

в различных слоях конст­

рукции дорожной

одежды по_оси

действия

нагрузки:

 

а — вертикальные нормальные напряжения

0 Z ( K ) ;

б —• горизонтальные

нормальные

напряжения о>( к ) ; в — относительные горизонтальные деформации е к ;

г — объем­

 

ные деформации 6К ;

 

Е,

 

/ — при

= 5 и

Е, = 5; 2 •

 

Е,

 

 

при

= 5 и

Е. = 10

 

114


позволяющие свести задачу о напряженно-деформированном состоянии дорожной одежды, в том числе и со слоями из материалов, которым свойственно упругое последействие, к задачам теории упругого полу­ пространства. Фактор времени учитывается в этом случае при опре­ делении значений упругих характеристик грунта и материалов слоев.

Г л а в а 6

ПРЕДЕЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД С КАПИТАЛЬНЫМИ ПОКРЫТИЯМИ

§11.12. Предельное равновесие в грунтах

ислабосвязных материалах

Из существующих теорий прочности [11, 44, 47, 65, 66 и др.] наи­ более применима к грунтам теория наибольших касательных напря­ жений. Основной формой нарушения сплошности грунтов и подобных им сред под действием внешних нагрузок является сдвиг. Предельное состояние по прочности в какой-либо точке массива наступает, когда касательное напряжение, действующее по площадкам скольжения, достигает величины сопротивления грунта или материала сдвигу. Исходя из этого в качестве условия прочности в грунтах и подобных им средах принимается условие предельного равновесия при сдвиге.

К грунтам, работающим, как правило, в условиях сжатия, наи­ более применима теория прочности Мора.

Условие прочности исходя из теории Мора имеет вид:

K I = f ( < U

(и.33)

где т„ и о„ касательное и нормальное напряжения на площадке скольжения.

Существуют различные мнения о характере зависимости (11.33). Однако считается в настоящее время допустимым для практических расчетов принимать в соответствии с законом Кулона, что сопротив­ ление сдвигу растет пропорционально увеличению нормального дав­ ления1 :

| T n | = c +

a n tgq>,

(11.34)

где с и ф — расчетные параметры,

определяющие

общее сопротивле­

ние грунта сдвигу и условно называемые: с — сцеплением и ф — углом внутреннего трения.

С помощью графического построения, называемого кругом Мора, устанавливаются зависимости величины напряжения по площадкам, составляющим различный угол с главными площадками.

В условиях плоского напряженного состояния при величине глав­ ных напряжений ог и а3 , как видно на рис. 11.36, касательное напряже-

1 Особые условия работы слабосвязных зернистых материалов в промежу­ точных конструктивных слоях одежды, когда проявляются свойства дилатансии, рассматриваются далее.

115