Файл: Конструирование и расчет нежестких дорожных одежд..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 258
Скачиваний: 1
|
Порядок расчета показан на номограмме пунктирными линиями |
|
со |
стрелками для |
примера конструкции, приведенной на рис. 11.32. |
В |
данном случае |
определяют нормальное напряжение o i 3 ) в точке |
на контакте промежуточного слоя одежды с грунтом земляного полот
на, а также в точках, расположенных на глубине R = |
17 см; 2R, 3R, AR |
|||
и 5R от контактной |
поверхности. |
Найденные величины о(г3) |
при |
|
ведены на рис. 11.32 |
в виде эпюры |
распределения |
вертикальных |
на |
пряжений по глубине.
На рис. 11.33 дана номограмма для определения безразмерного вертикального перемещения поверхности подстилающего одежду полу пространства по оси действующей нагрузки
•'pac4L'S
а |
o,i |
о,2 |
о,з |
о,ч |
ojK |
l 0 |
0,2 |
ОМ |
_ 0,6 |
0,8 . |
1,0 |
1,2 |
1,4 |
1J& |
1,8 |
А' |
I I I I I I I I I I |
I У I ? I I I |
I I I I j I I I I I I , I М |
I I I |
I t I I I I |
||||
|
О |
0,1 |
0,2 |
|
0,3 |
|
0,U |
.6? |
Рис. 11.31. Номограмма для определения вертикальных напряжений в земляном полотне трехслойной конструкции
110
Номограмма |
|
построена |
для |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
у= |
^ |
== 0,5. В этом случае коэф |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
фициент 1=1. |
|
При других значе |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
ниях у величину коэффициента \ |
|
|
|
|
0,10 е7 |
т |
||||||||||||
следует |
принимать |
по таблице |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
на |
рис. 11.33. |
|
|
|
|
|
|
V- |
|
1 |
|
|
|
|||||
|
Прогиб |
поверхности |
|
одежд, |
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
для которых Ех> |
Ег, |
опреде |
|
1,0- |
|
|
|
|
||||||||||
ляют |
с |
помощью |
номограммы |
|
|
|
|
|
||||||||||
рис. |
11.11 |
на |
основании |
полу |
|
1,5- |
|
1 |
|
|
|
|||||||
ченной величины £0 бщ- |
|
Однако |
|
г,о- |
|
|
|
|
||||||||||
в ряде случаев, как указано |
|
1 |
|
|
|
|||||||||||||
выше, приходится |
рассчитывать |
|
2,5- |
|
|
|
||||||||||||
дорожные |
одежды, |
у |
которых |
|
|
|
|
|||||||||||
величины |
модулей |
упругости |
с |
|
\ |
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||
глубиной |
возрастают |
|
(Е^Е^). |
|
|
1 |
|
|
|
|
||||||||
|
|
2 |
|
|
|
|
||||||||||||
Для |
этого |
создана |
номограмма |
|
|
|
|
|
||||||||||
|
1 |
|
|
|
|
|
||||||||||||
(рис. 11.34), |
позволяющая опре |
Рис. 11.32. Распределение |
вертикальных |
|||||||||||||||
делять |
безразмерную величину |
|||||||||||||||||
|
( 3 ) |
|
|
|
|
|
||||||||||||
прогиба |
поверхности |
системы |
напряжении |
|
в |
земляном полотне: |
||||||||||||
|
|
w E * |
и |
общий |
модуль уп- |
i—асфальтобетон. |
Я, = 15 ООО |
кГ/см2; |
2 — |
це- |
||||||||
W |
|
pD |
|
|
|
|
|
|
|
|
ментогрунт, £ 2 |
= 3000 |
кГ/сж2 ; |
3 — суглинок, |
||||
ругости |
£ |
|
|
Е2 |
|
|
извест- |
|
£з - |
300 |
кГ/см* |
|
|
|
||||
|
|
при |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
о б |
щ |
=— |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
ных значениях Et, |
hviD, |
а также найти |
величину модуля |
упру |
||||||||||||||
гости материала верхнего слоя Ех |
при известных |
значениях |
других |
|||||||||||||||
характеристик. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С помощью полученных формул и номограмм могут быть построены эпюры распределения напряжений и перемещений в слоях дорожной
одежды и в земляном полотне. |
|
|
|
|
||
На рис. 11.35 для двух |
вариантов |
конструкций дорожной |
одежды |
|||
с асфальтобетонным |
покрытием |
приведены |
данные о напряжениях |
|||
и деформациях в слоях в наиболее опасном сечении. В табл. II.5 даны |
||||||
вертикальные перемещения |
wlt |
w2 и w3 от единичной нагрузки для |
||||
точек, находящихся |
на поверхности |
покрытия и границах |
раздела |
|||
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а I I . 4 |
|
|
|
|
|
h1 |
|
|
Я, |
|
|
|
|
|
|
Я 2 |
0, 1 |
| |
0,2 |
|
0,5 |
0,8 |
|
|
|
Коэффициент |
£ z |
|
|
2 |
1,00 |
|
1,00 |
|
1,00 |
1,00 |
5 • |
1,07 |
|
1,00 |
|
0,93 |
0,78 |
10—15 |
1,15 |
|
1,00 |
|
0,85 |
0,55 |
25 |
1,20 |
|
1,00 |
|
0,80 |
— |
Ill
слоев при у 0,3; ^ == 1. Прогибы вычисляются по формуле pD -
Расчет произведен для случая невозможности взаимного переме щения слоев в плоскости контакта. Приведенные решения в принципе могут быть использованы для определения напряжений и деформаций
О |
0,5 |
1,0, 1,5\ |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
3,5 |
%0 |
i,t5 |
5 $ |
* 1 |
• • • 1 ' • • • 1 ' • I • ' * ' • • ' ' ' ' ' I 1 1 |
' ' < ' I • ' 1 1 ' 1 |
• I ' ' • • 1 |
• • • • 1 |
|
||||
О |
. |
, 0,1 |
0,2 |
|
0,3 |
|
0,4 |
|
UTj |
Рис. 11.33. Номограмма для определения вертикальных перемещений (прогибов) поверхности грунтового полупространства трехслойной конструкции
О |
1 |
2 |
" |
3 |
* |
S -О |
Рис. 11.34. Номограмма для определения общего модуля упругости двухслойной
конструкции Ei<Ei
вдорожных одеждах как при длительном действии нагрузки, так и при кратковременном. Это утверждение основано на анализе опытных данных, а также теоретических положений применительно к условиям,
вкоторых работают рассчитываемые на современное движение одежды. Анализ показал, что в данном случае обеспечивается следующее:
113
|
|
|
|
Т а б л и ц а И . 5 |
|
Е2 |
|
|
|
|
Е3 |
|
|
|
0 |
5 |
0,208 |
0,261 |
0,268 |
15 |
0,164 |
0,182 |
0,186 |
используемые для создания дорожных одежд, отвечающие совре менным требованиям материалы и упрочненные грунты ведут себя под нагрузками в конструкции как сплошные квазиизотропные твердые среды; возникающие в слоях перемещения и деформации весьма малы по сравнению с размерами элементов конструкции; связь между де формациями и напряжениями при имеющей место продолжительности
действия нагрузки |
практически линейна; |
коэффициент Пуассона |
|
в процессе упругого деформирования не |
меняет |
сколько-нибудь |
|
существенно своего |
значения; справедлив |
принцип |
суперпозиции; |
в диапазоне современных скоростей движения автомобилей напря женно-деформированное состояние конструкции обладает свойствами квазистатичности.
Все сказанное в соответствии с общей |
линейной теорией ползуче |
|
сти представляет |
собой необходимые и |
достаточные предпосылки, |
а) |
|
|
П=ЗЬс» |
Сжатие |
Сжатие |
0,18 0,20 0,300,WOPOOPOQ,70 (,(«)
?) Растяжение^=3^г^ Сжатие
РастяжениеD--3hcM сжатие ~&г'а,го op; о,20 opsojoot
W • • • •
Рис. 11.35. Распределение напряжений и деформаций |
в различных слоях конст |
||||||
рукции дорожной |
одежды по_оси |
действия |
нагрузки: |
|
|||
а — вертикальные нормальные напряжения |
0 Z ( K ) ; |
б —• горизонтальные |
нормальные |
||||
напряжения о>( к ) ; в — относительные горизонтальные деформации е к ; |
г — объем |
||||||
|
ные деформации 6К ; |
|
Е, |
|
|||
/ — при |
= 5 и |
Е, = 5; 2 • |
|
Е, |
|
|
|
при |
= 5 и |
Е. = 10 |
|
114
позволяющие свести задачу о напряженно-деформированном состоянии дорожной одежды, в том числе и со слоями из материалов, которым свойственно упругое последействие, к задачам теории упругого полу пространства. Фактор времени учитывается в этом случае при опре делении значений упругих характеристик грунта и материалов слоев.
Г л а в а 6
ПРЕДЕЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД С КАПИТАЛЬНЫМИ ПОКРЫТИЯМИ
§11.12. Предельное равновесие в грунтах
ислабосвязных материалах
Из существующих теорий прочности [11, 44, 47, 65, 66 и др.] наи более применима к грунтам теория наибольших касательных напря жений. Основной формой нарушения сплошности грунтов и подобных им сред под действием внешних нагрузок является сдвиг. Предельное состояние по прочности в какой-либо точке массива наступает, когда касательное напряжение, действующее по площадкам скольжения, достигает величины сопротивления грунта или материала сдвигу. Исходя из этого в качестве условия прочности в грунтах и подобных им средах принимается условие предельного равновесия при сдвиге.
К грунтам, работающим, как правило, в условиях сжатия, наи более применима теория прочности Мора.
Условие прочности исходя из теории Мора имеет вид:
K I = f ( < U |
(и.33) |
где т„ и о„ — касательное и нормальное напряжения на площадке скольжения.
Существуют различные мнения о характере зависимости (11.33). Однако считается в настоящее время допустимым для практических расчетов принимать в соответствии с законом Кулона, что сопротив ление сдвигу растет пропорционально увеличению нормального дав ления1 :
| T n | = c + |
a n tgq>, |
(11.34) |
где с и ф — расчетные параметры, |
определяющие |
общее сопротивле |
ние грунта сдвигу и условно называемые: с — сцеплением и ф — углом внутреннего трения.
С помощью графического построения, называемого кругом Мора, устанавливаются зависимости величины напряжения по площадкам, составляющим различный угол с главными площадками.
В условиях плоского напряженного состояния при величине глав ных напряжений ог и а3 , как видно на рис. 11.36, касательное напряже-
1 Особые условия работы слабосвязных зернистых материалов в промежу точных конструктивных слоях одежды, когда проявляются свойства дилатансии, рассматриваются далее.
115