Файл: Конструирование и расчет нежестких дорожных одежд..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 271
Скачиваний: 1
|
« , |
И = Ч 4 5 ° + Т ) + 2 ^ 1 Ч 4 5 ° + Т > - ( "'5 6 ) |
||
а при |
отсутствии |
сцепления |
|
|
|
|
t g 2 45° + |
^ - , |
(Н.57) |
где ^ |
•— относительное изменение объема, |
которое считается поло |
||
жительным при увеличении объема; гх—относительная |
деформация, |
которая считается отрицательной, если происходит сжатие в направ лении Oi, ц>( — угол междучастичного трения с учетом перестройки структуры; Cf — коэффициент, эквивалентный обычному сцепле нию.
При незначительных деформациях плотных или упрочненных зер
нистых материалов, как показал П. Роу, угол q>f равен физическому |
|
углу трения |
частицы по частице: <jy = ф ц . Однако при больших де |
формациях |
первоначально плотного зернистого материала или при |
деформировании рыхлого материала, когда длина отдельных путей скольжения зерен становится существенной по сравнению с их разме
ром, |
несколько превышает фц,, что является следствием |
перегруп |
||||
пировки частиц неправильной формы. Если обозначить |
|
|||||
|
|
а\ = |
^ |
, |
|
(11.58) |
то, измерив величины а1г о 3 |
и -у при |
наибольшем значении — и по |
||||
строив диаграмму Мора для напряжений о\ |
и а3, можно по огибаю |
|||||
щей нескольких кругов Мора обычным путем |
найти величины с* и wf. |
|||||
Легко убедиться, |
что при отсутствии дилатансии [у = |
ОJ условие |
||||
(11.57) |
совпадает с |
теорией |
Кулона — Мора. Это согласуется с тем |
известным фактом, что теория Кулона — Мора хорошо оправдывается применительно к мелкозернистым грунтам, которые 'не проявляют
эффекта |
Рейнольдса и сопротивление сдвигу которых |
определяется |
|
в основном силами связности, структурной прочности, |
коллоидными |
||
явлениями и т. п. |
|
||
|
Для экспериментальной проверки условия (11.57) были проведены |
||
трехосные испытания, в процессе которых измеряли |
величины е 1 ; |
||
°] |
8V |
„ |
/тт ,-„ч |
|
и у. |
В связи с тем что все величины, входящие в уравнение (11.57), |
определяли независимыми испытаниями, можно было проверить при менимость этого выражения [77, 87, 88]. Условие (11.57) подвергли Также тщательной экспериментальной проверке в Кембриджском уни верситете в 1965—1969 гг. благодаря работам К. Роско [86] и Э. Коула [73], выполнивших более 170 испытаний песка на трехосное сжатие. Сопоставление подтвердило теорию П. Роу.
137
Поэтому, принимая во внимание, что теория П. Роу является в на стоящее время наиболее обоснованным развитием теории прочности Кулона — Мора с учетом дилатансии зернистых материалов, пред ставляется целесообразным использовать условия (11.56) и (11.57) для оценки предельного состояния зернистых материалов промежуточ ных слоев дорожных одежд.
Очевидно, эффект Рейнольдса необходимо принимать во внимание не только при оценке предельного равновесия зернистых материалов, но и при анализе напряженного состояния дорожных одежд, имеющих промежуточные зернистые слои.
При деформировании одежды с промежуточным слоем из плотного (упрочненного) зернистого материала этот материал, стремясь уве личить свой объем, встречает сопротивление окружающих слоев. Приращение объема, необходимое для развития сдвиговых деформаций вблизи оси симметрии нагрузки, где действуют наибольшие напряже ния т ш а х , реализуется главным образом за счет боковых (в горизонталь ном направлении) зон зернистого слоя. В горизонтальном направлении возникают дополнительные усилия, как бы повышающие «распорность» зернистого материала. Как известно из механики зернистых сред [23], при этом коэффициент распределительной способности возрастает, что и было отмечено выше при анализе результатов испытаний двухслой ных и трехслойных моделей с измерением напряжений под зернистым слоем и с сопоставлением экспериментальных данных с решением сме шанной задачи. Таким образом, благодаря частичному «защемлению» зернистого материала в промежуточном слое одежды в каждом гори зонтальном ряду в процессе деформирования вовлекается тем большее число зерен, чем сильнее ограничена возможность увеличения объема материала этого слоя.
Именно об этом косвенно свидетельствует повышение коэффи циента распределительной способности промежуточного щебеночного слоя по сравнению со случаем, когда этот слой является самым верх ним в одежде.
Для непосредственной проверки этого положения в Ленфилиале Союздорнии были проведены две серии опытов на моделях, аналогичг ных описанным выше. В опытах первой серии штамп устанавливали на свободную поверхность слоя щебня, лежащего на грунтовом массиве, а вторую серию опытов проводили с уложенной поверх щебеночного слоя пластиной из органического стекла, ограничивающей возмож ности изменения объема щебеночного слоя. При этом штамп устанав ливали на поверхность щебеночного слоя через отверстие в пластине. Перемещение пластины вверх предотвращали жесткими упорами по контуру. Каждую ступень нагрузки выдерживали до затухания вер тикального перемещения штампа, после чего измеряли вертикальные нормальные напряжения в грунтовом основании с помощью заложенных в него тензометрических датчиков, а затем производили разгрузку. Таким образом, в опытах первой серии возможность увеличения объема зернистого слоя была не ограничена, а во второй он как бы работал в условиях частичного «защемления» между грунтовым основанием и верхней пластиной с отверстием для штампа.
138
Исходя из данных об осадке штампа в обеих сериях опытов опреде ляли модули упругости системы щебень — грунт при различных усло виях работы щебеночного слоя. Затем на основе решения теории упру гости для двухслойного упругого полупространства при известном модуле упругости грунтового основания вычисляли значения модулей упругости щебеночного слоя. Оказалось, что полученное расчетом значение модуля для щебня, работавшего в условиях «защемления», более чем в 4 раза превышало величину модуля этого же материала при отсутствии «защемления».
На рис. 11.56 кружками показаны измеренные напряжения: незалитые кружки — напряжения при свободной поверхности щебня, залитые — при «защемленном» щебеночном слое. Радиус кружков — утроенное среднеквадратичное отклонение от арифметического сред него для всех повторных опытов. Сплошными линиями на рис. 11.56 показаны значения относительных вертикальных нормальных напря жений от действия нагрузки, равномерно распределенной по площади круга, вычисленные в соответствии с решениями теории упругости для однородного полупространства (кривая 1) и для упругого двух слойного полупространства с найденными описанным выше путем величинами модулей слоев (кривая 2).
Можно видеть, что измеренные напряжения в грунте при «защем ленном» щебеночном слое приблизительно в 2 раза меньше соответст вующих их значений при свободной поверхности щебня и расположены они ближе к значениям напряжений, вычисленных для двухслойной системы.
Полученные результаты хорошо согласуются с приведенными выше данными о величинах коэффициента распределительной способности промежуточного зернистого слоя по сравнению с его распределитель ной способностью в том случае, когда этот слой является верхним в конструкции.
Отметим, что даже в условиях однородного напряженного состоя ния зернистого материала объемная деформация разрыхления оказы вается частично обратимой [81, 87].
При работе же слоя из зернистого мате риала в дорожной одежде приложение повторных нагрузок от колес автомо-
|
2 у ' |
• |
О |
|
К. |
|
|
|
|
о |
|
|
1д |
|
|
|
Зд\ |
|
|
Рис. |
11.56. Распределение вертикальных нормальных напряжений: |
||
/ — по теории |
упругости для однородного полупространства; |
2 — по |
теории упругости для |
двухслойного полупространства при Ящебня/Ягрувта-Ш
139
билей, |
проходы |
которых |
случайным |
образом |
распределены по ши |
|
рине |
проезжей |
части, |
приводит каждый |
раз к |
возникновению |
|
в данной точке |
главных |
напряжений |
и деформаций, |
отличающихся |
по величине и направлению от возникавших при предыдущем проходе. В этих условиях роль обратимой дилатансии повышается. Поэтому эффект Рейнольдса необходимо принимать во внимание и при оценке воздействия повторных нагрузок на дорожные конструкции, имеющие зернистые слои.
§ 11.16. Пути учета дискретной структуры зернистых материалов при расчетах дорожных одежд
Создание в должной степени обоснованного метода расчета дорож ных одежд с промежуточными зернистыми слоями по существу сводит ся к решению двух вопросов: учет дискретной структуры зернистых материалов при оценке распределительной способности слоев из этих материалов с целью определения вертикальных прогибов и напряже ний, возникающих во всех слоях конструкции и в подстилающем грун те; учет дискретной структуры зернистых материалов при расчете их на прочность из условия предельного равновесия.
Как было показано, основным фактором, влияющим на поведение зернистых материалов в промежуточных слоях дорожных одежд, связанным с дискретностью структуры этих материалов, является эффект дилатансии.
Свойство упрочненного зернистого материала, заключающееся в его способности увеличивать объем при деформировании, может быть от ражено при рассмотрении зернистого слоя как сплошной упругой среды путем подстановки в расчетные зависимости теории упругости повышенных значений коэффициента Пуассона. Чтобы устано вить, какими именно числовыми значениями коэффициента Пуассона характеризуются зернистые материалы, обратимся прежде всего к ранее рассмотренным экспериментальным данным, полученным при испытании образцов этих материалов на приборах трехосного сжатия.
Из кинематических соотношений, используемых, в частности, в тео
рии упругости, реологии и других разделах механики |
сплошных |
|
сред, можно установить, что |
|
|
w = — |
• — , |
(11.59) |
где г± — относительная деформация.
Выражение (11.59) позволяет находить коэффициент Пуассона по данным испытаний образца зернистого материала на трехосное сжатие. Как следует из результатов этих испытаний (кривая 7 рис. 11.55), для плотного зернистого материала относительное изменение объема
у связано с е х практически линейной зависимостью вплоть до мо мента разрушения образца. Поэтому можно считать, что для данного
140