Файл: Конструирование и расчет нежестких дорожных одежд..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 270
Скачиваний: 1
зернистого материала величина коэффициента Пуассона |
не зависит |
||||||||
от величины деформации и является |
константой: |
|
|
|
|
||||
|
|
f i = |
_ L ( i _ T | , ) > |
|
|
|
(П.60) |
||
1 |
6V |
|
|
|
|
|
|
|
|
где i|j = - |
. — |
определяют по |
результатам |
испытании |
на |
трехосное |
|||
сжатие. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Когда |
продольное сжатие |
образца сопровождается |
увеличением |
||||||
его объема, из формулы (11.60) при е < 0 и -у> |
0 получим р, > |
0,5. |
|||||||
В соответствии с [92] для плотного песка |
i|) = |
—0,65, |
откуда |
по |
|||||
формуле (11.60) находим, что |х — 0,82. |
|
|
|
|
|
||||
Анализируя данные опытов, проведенных в Японии М. Сакуро и |
|||||||||
Я. Норио |
[81], можно показать, что для средних |
(гидростатических) |
|||||||
напряжений в |
диапазоне о — 1—4 |
кГ/см2 |
коэффициент |
Пуассона, |
вычисленный по формуле (11.60), не зависит от величины а и не выхо дит за пределы р, = 0,72—1. Из результатов опытов, поставленных А. С. Строгановым в НИИ оснований и подземных сооружений Гос строя СССР [61 ], следует, что для рыхлого песка р, -= 0,56, а для плот ного [х = 0,74.
„ Таким .образом, экспериментально полученные величины коэф фициентов Пуассона для песка по данным различных исследователей превышают р. = 0,5. К аналогичному выводу приводит обработка имею щихся экспериментальных данных для гравийных материалов, сталь ной дроби и стеклянных шариков.
Увеличение коэффициента Пуассона какого-либо слоя системы должно при расчетах привести к уменьшению величин напряжений в нижележащих слоях и подстилающем полупространстве. Так, при няв для «защемленного» щебеночного слоя модели, результаты испы таний которой показаны на рис. 11.56, коэффициент |х = 0,85 (вместо ранее принимавшегося р, = 0,25), получим, что это эквивалентно приблизительно четырехкратному увеличению его модуля упругости. При этом результаты расчетов (кривая 2 на рис. 11.56) хорошо согла суются с опытными данными.
Следовательно, дискретность структуры зернистых материалов может найти свое отражение при оценке напряженного состояния дорожных одежд, если основное свойство этих материалов — эффект расширяемости — будет учтено надлежащим образом при назначении расчетных значений коэффициентов Пуассона.
В качестве наиболее обоснованного критерия прочности слабосвяз ных зернистых материалов дорожных одежд следует рассматривать условие предельного равновесия при сдвиге. Дискретность структуры зернистых слабосвязных материалов может быть учтена при этом заменой обычно применяемого условия Кулона — Мора на условие прочности П. Роу, учитывающее дилатансию этих материалов.
Условие П. Роу (11.56) и (11.57) можно преобразовать с тем, чтобы учесть дилатансионные свойства зернистого материала с помощью коэффициента Пуассона, используемого и при вычислении величин напряжений.
141
Так как для осесимметричного напряженного состояния в точках, принадлежащих оси симметрии, е2 = е3 , то в соответствии с равенст вом (11.59) можно записать
|
|
_ L * L = |
1 _ 2ц . |
|
(И.61) |
||
|
|
e |
i v |
|
|
|
|
Внося формулу |
(11.61) в условие П. Роу (11.56), получим |
|
|||||
^ = 2u. [ tg2 |
(' 45° + *L )+ 2Л |
tg (45° + |
) 1 , |
(11.62) |
|||
o 3 |
L |
I |
2 ) |
o3 |
\ |
2 ,/J |
|
а при отсутствии |
сцепления |
|
|
|
|
||
|
^ - = |
2 n t g ^ 4 5 ° + |
^ l ) . |
|
(11.63) |
Таким образом, в приводимых условиях прочности фигурирует угол внутреннего трения, определенный с учетом энергии, затрачен ной только собственно на внутреннее трение, а эффект дилатансии учитывается с помощью коэффициента \i, входящего также и в реше ние теории упругости, используемое при вычислении действующих напряжений. Это позволяет значительно упростить составление но мограмм для расчета конструкций по условию местного предельного равновесия.
Величины \х и (ff подлежат экспериментальному определению для различных слабосвязных дорожно-строительных материалов с по-, мощью приборов трехосного сжатия. Причем при нормировании рас четных значений \х придется учитывать также степень «защемления» материала в конструкции в зависимости от жесткости вышележащих конструктивных слоев, воздействия повторных нагрузок и др.
Таким образом, при разработке в должной степени теоретически обоснованного метода расчета дорожных одежд с промежуточными зернистыми слоями целесообразно:
1. Использовать для вычисления напряжений и перемещений имеющиеся решения теории упругости, полагая для материалов про межуточных зернистых слоев коэффициент Пуассона равным его ве личине, найденной из результатов испытаний на трехосное сжатие,
сучетом условий «защемления» его- в одежде.
2.Для проверки условия местного предельного равновесия при сдвиге в слоях из слабосвязных зернистых материалов использовать условие вида (11.56) либо (11.63).
Эти положения позволят учесть дискретные свойства зернистых материалов и отразить явление дилатансии в расчетных уравнениях.
В настоящее время, пока не создан в должной мере теоретически обоснованный метод расчета, рекомендуется рассчитывать промежу точные слои из зернистых материалов полуэмпирическим методом, изложенным в гл. 8. Этот метод хорошо согласуется с эксперименталь ными данными и опытом службы дорожных одежд.
142
Г л а в а |
7 |
РАСЧЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ГРУНТОВ И МАТЕРИАЛОВ |
§ 11.17. Общие принципы назначения расчетных характеристик
При проектировании дорожных одежд с капитальными и усовер шенствованными облегченными покрытиями, которые рассчитывают на работу в стадии обратимых деформаций, используют две группы расчетных характеристик — прочностные и деформационные. Де формационными характеристиками грунтов земляного полотна и всех видов материалов конструктивных слоев одежды являются модуль упругости Е и коэффициент Пуассона р. В качестве прочностных ха рактеристик используют:
для грунтов земляного полотна и слабосвязных материалов кон структивных слоев одежды — значения параметров, характеризую щих сопротивление сдвигу — сцепление с и величину угла внутрен него трения Ф;
для монолитных материалов на базе твердых органических, а также неорганических вяжущих, где имеются достаточно прочные и при том невосстанавливающиеся связи между частицами (асфальтовый бетон, материалы и грунты, укрепленные цементом, и т. п.) — сопротивле ние растяжению при изгибе Ra3r.
Все характеристики являются физически реальными величинами. Большинство из них возможно уже сейчас устанавливать путем не посредственных испытаний грунтов и материалов.
Расчетные характеристики грунтов и ряда материалов сильно за висят от их состояния в расчетный период — влажности, плотности, а также температуры (битумоминеральные материалы). За расчетный принимают период, когда прочность и жесткость грунта, а также одеж ды в целом достигают наименьших значений.
В отличие от имевшей место ранее практики нормирования рас четных характеристик следует считать целесообразным перейти к нор мированию характеристик для грунта и отдельных материалов в два этапа. Сначала устанавливают расчетное состояние грунта или мате риала в данных условиях, а затем при известном уже расчетном со стоянии назначают величины прочностных и деформационных расчет ных характеристик. Такой порядок позволяет значительно более обоснованно назначать необходимые при проектировании расчетные характеристики. Появляется возможность раздельно совершенство вать, с одной стороны, способы прогнозирования расчетного состояния грунта или материала в конкретных местных условиях, с другой — методы определения значений расчетных характеристик при данном расчетном состоянии.
Оказывается также возможным определять в каждом отдельном случае значения прочностных и деформационных характеристик путем испытания грунтов и материалов при известном расчетном их состоя нии. Последний способ следует считать на сегодняшний день наиболее
143
надежным, так как при этом имеется возможность учесть особенности свойств реальных грунтов и материалов.
Но непосредственные испытания сравнительно трудоемки, и пока оказывается Целесообразным использовать их главным образом на стадии рабочего проектирования, а также в условиях, сильно отли чающихся от широко распространенных.
При массовых расчетах приходится сейчас пользоваться табличны ми значениями прочностных и деформационных характеристик. Их получают в результате обобщения данных большого количества испы таний. Табличные значения прочностных характеристик представляют часто встречающиеся минимальные их значения в соответствующих условиях (дабы гарантировать необходимую надежность конструкций), а деформационных — часто встречающиеся средние их значения.
Табличные значения расчетных характеристик по мере накопления экспериментальных данных должны уточняться и дифференцироваться. Это один из путей дальнейшего повышения эффективности метода расчета.
§ 11.18. Расчетное состояние грунтов и материалов
Влажностный режим земляного полотна определяется очень боль шим числом факторов как природных, так и конструктивных и экс плуатационных. Состояние теории в этой области не позволяет пока, за отдельными лишь исключениями, исчерпывающе оценить влияние
каждого из этих факторов в чрезвычайно |
разнообразных условиях |
на территории Советского Союза. В связи |
с этим для установления |
расчетных влажностей приходится пока ориентироваться главным образом на результаты наблюдений на эксплуатируемых дорогах.
В табл. II.6 обобщены имеющиеся в настоящее время данные о зна чениях расчетных влажностей грунта в земляном полотне автомобиль ных дорог с усовершенствованными покрытиями:
Нужно особо подчеркнуть, что приводимые значения расчетных влажностей действительны лишь в том случае, если земляное полотно уплотнено,до требуемого состояния, имеет установленные техниче скими условиями размеры и предохранено от избыточного увлажнения. В иных условиях влажность грунта может достигать границы теку чести, а иногда даже превышать ее и нормированию пока не под дается .
Значения влажности грунтов в таблице следует рассматривать как наибольшие, часто встречающиеся в верхней части земляного полотна в данных климатических зонах и условиях увлажнения местности. Их следует в дальнейшем.корректировать с учетом местных особен ностей (микроклимат, свойства грунтов, условия водоотвода, спе циальные мероприятия по регулированию водного режима и др.). Основным источником необходимых для этого данных являются соз даваемые на дорогах стационарные станции и посты, оснащенные совре менным оборудованием для подробного изучения водно-теплового режима.
144
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
I I . 6' |
|
|
|
|
|
Грунт |
|
|
|
Дорожно-клима- |
Тип местности |
|
Суглинок |
(непы- |
Супесь пылева- |
||
по условиям |
Супесь легкая |
||||||
тическая зона |
увлажнения |
леватый), |
глина |
тая, |
суглинок |
||
|
|
|
|
|
|
пылеватый |
|
|
|
Расчетные влажности (в долях от границы текучести) |
|||||
|
1 |
0,7 |
|
0,75 |
|
0,8 |
|
п |
2 |
0,75 |
1 |
0,8 |
|
|
0,85 |
|
3 |
0,8 |
|
0,85 |
|
0,90 |
|
|
1 |
0,65' |
|
0,7 |
|
|
0,75 |
ш |
2 |
0,7 |
|
0,75 |
|
0,8 |
|
|
3 |
0,7 |
|
0,75 |
|
0,8 |
|
|
1 |
0,6 |
|
0,65 |
|
0,7 |
|
IV |
2 |
0,65 |
|
0,7 |
|
|
0,75 |
|
3 |
0,65 |
|
0,7 |
|
|
0,75 |
|
1 |
0,6 |
|
0,6 |
|
|
0,65 |
V |
2 |
0,6 |
|
0,65 |
|
0,70 |
|
|
3 |
0,65 |
|
0,7 |
|
|
0,70 |
* |
Таблицы |
I I . 6 — I I . 10 составлены |
с |
учетом данных наблюдений и исследо |
ваний |
Союздорнии и его Ленинградского, |
Средне-Азиатского и Казахского фи |
||
лиалов, МАДИ, |
Х А Д И и ряда других |
организаций. |
Расчетные влажности в таблице приведены при толщине дорожной одежды около 50 см. Когда одежда (стабильный слой) имеет большую толщину, влагонакопление в верхней части земляного полотна, свя занное с увеличением объема грунта при промерзании (пучением), происходит менее интенсивно благодаря большей пригрузке. В этом случае расчетную влажность (для условий, оконтуренных в таблице) устанавливают с помощью номограммы рис. 11.57.
П р и м е р . Пусть для суглинистого пылеватого грунта во I I дорожно-климатической зоне при 2-м типе местности получена влаж ность по таблице 0,85 № т . Мощность стабиль ного слоя составляет 1,1 м. В этом случае в соответствии с рис. 11.57 значение расчетной влажности следует принять 0,80 W T .
Расчетные влажности в табл. II.6 даны применительно к условиям, имею щимся в западных областях каждой дорожно-хлиматической зоны, а также в республиках Средней Азии. Учиты вая, что при переходе с запада на во сток климат становится более континен тальным, уменьшается количество осад ков и возрастает скорость промерзания, вследствие чего водный режим земля ного полотна становится более благо-
относительная бптность
0,75 0,»й 0,85 ' 0,91
Рис. 11.57. Номограмма для определения расчетной влаж ности в зависимости от тол щины стабильного слоя
145