Файл: Конструирование и расчет нежестких дорожных одежд..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 274
Скачиваний: 1
приятным, расчетные влажности в восточных районах (ориен тировочно восточнее, рек Северная Двина и Волга) могут быть по нижены на 5—10%.
Определение расчетной температуры битумоминеральных мате риалов при проектировании дорожных одежд усложнено тем, что здесь нужны значения не абсолютных максимальных или минимальных температур слоя, как, например, при оценке теплоустойчивости ас фальтобетона или склонности его к трещинообразованию, а темпера тура покрытия в тот период, когда напряженное состояние всей дорож ной конструкции, включая и асфальтовый бетон, складывается наи более неблагоприятно. Обычно в центральных районах это период весеннего оттаивания; в южных районах — зимне-весенний период.
Прочностные и деформационные характеристики каменных, гра вийных, песчаных и других подобных материалов, отвечающих со временным техническим требованиям, сравнительно мало зависят от степени увлажнения и температуры в конструкции. В случаях когда используются недостаточно водостойкие материалы, это соответст вующим образом учитывается.
§ 11.19. Расчетные характеристики грунтов
Наиболее достоверные значения деформационных и прочностных характеристик грунтов земляного полотна можно получить путем испытания их в расчетный период непосредственно под одеждой либо путем испытания в лаборатории образцов с ненарушенным сложением, отобранных из земляного полотна при состоянии грунта, близком к расчетному. Однако проведение таких испытаний именно в расчет ный период весьма затруднительно, а применительно к новому строи тельству и просто невозможно. Поэтому в подавляющем большинстве испытания такого рода проводят в лаборатории на образцах, сформо ванных при расчетном состоянии. Сделанные сопоставления показы вают, что характеристики, полученные испытаниями грунта в кон струкции, в большинстве случаев не отличаются существенно от та ковых у переформованных образцов при том же состоянии [40]. Воз можные расхождения идут в запас прочности. Нужно иметь в виду также, что подавляющее протяжение современных автомобильных дорог проектируют в насыпях, поэтому грунт в переформованном об разце ближе к фактическому его состоянию в земляном полотне, во всяком случае в первые годы после постройки. Расчетную влажность грунтов при приготовлении образцов назначают, если нет более до стоверных данных непосредственных наблюдений, по табл. П.6. Плот ность принимают в соответствии с требованием СНиП для имеющихся условий.
Для определения модуля упругости образцы грунта приготавли вают в металлической форме, диаметр которой должен быть не менее четырех, а высота — трех диаметров штампа. Если расчетная влаж ность образца близка к оптимальной, образец приготавливают при
146
расчетной влажности и требуемой плотности. Когда расчетная влаж ность грунта значительно выше оптимальной, образцы приготавли вают, насыщая водой предварительно уплотненный до требуемой плот ности грунт [40].
Объемный вес скелета грунта рассчитывают в этом случае по
формуле |
|
|
Y o K = = A i i z ^ L f |
(И.64) |
|
где А — удельный вес минеральной части, г/см3, |
принимаемый в сред |
|
нем для непластичных грунтов 2,65, а для пластичных 2,68; v — объ |
||
ем защемленного в порах воздуха, |
в долях |
единицы (обычно от |
0,02 до 0,08); W — расчетная весовая |
влажность в долях единицы. |
Испытания местным нагружением для определения модулей упру гости проводят обычно на рычажном прессе [69]. Нагрузки приклады вают ступенями с разгрузкой после каждой ступени. Каждую ступень нагрузки выдерживают до практически полного затухания деформации.
На основе полученных данных строят график зависимости обра тимой деформации от удельного давления. Как правило, эта зави симость близка к линейной. Модуль упругости вычисляют по формуле
E==JLPDH-^)t |
( I L 6 5 ) |
где р — удельная нагрузка, под действием которой получена обра тимая деформация, равная 1; D — диаметр штампа; ц — коэф фициент Пуассона (многочисленные исследования показывают, что когда в грунте не возникают существенные пластические де формации, коэффициент Пуассона близок к 0,35); -^ — коэффициент, учитывающий жесткость штампа.
Во избежание больших ошибок не следует испытывать в лаборато рии малыми штампами песчаные и подобные слабосвязные грунты. Их следует испытывать в конструкции или на полигонах штампами диаметром 25—35 см.
Характеристики сопротивления грунтов и материалов сдвигу определяют на приборах трехосного сжатия (стабилометрах) либо на различного рода сдвижных приборах. Для каждого прибора имеется подробная методика подготовки и проведения испытания. Здесь при водятся лишь общие указания.
Образцы грунта готовят при расчетной влажности и плотности. В приборах трехосного сжатия чаще всего испытывают цилиндри ческие образцы с отношением диаметра к высоте около 1 : 2. Испыты вают не менее трех образцов каждого грунта или материала одинако вой влажности и плотности при различных величинах бокового давле ния аг . Все испытания проводят в условиях открытой системы, когда поровое пространство образца сообщается с атмосферой. Вертикаль ное нагружение целесообразно осуществлять непрерывно с равномер-
147
ной скоростью около 0,1—0,2 кГ/см* в минуту. В процессе нагружения через равные промежутки времени фиксируют вертикальные деформа ции образца.
На основании полученных данных вычисляют скорость деформиро вания образца при различных вертикальных нагрузках и изображают полученные зависимости графически (рис. 11.58). На начальной стадии скорость деформирования равномерно и сравнительно медленно воз растает. Но после того, как нагрузка достигает определенной величи ны (разной при различном боковом обжатии), скорость течения дефор маций резко увеличивается, наступает так называемое лавинное нару шение структуры по П. А. Ребиндеру. Этот момент (на рис. 11.58 обо
значен буквой а) соответствует достижению |
предельного равновесия |
в образце по сдвигу при имеющемся боковом |
давлении. |
На основании полученных данных строят диаграмму Мора и обыч ным порядком находят значение угла внутреннего трения и величину сцепления в грунте при данной влажности и плотности.
Испытания на сдвижных приборах плоского среза менее трудоемки, чем на приборах трехосного сжатия. Результаты же, полученные на приборах трехосного сжатия и сдвижных приборах, при тщательном проведении опытов не разнятся сколько-нибудь существенно.
Испытания грунта на приборах плоского среза чаще всего проводят на образцах цилиндрической формы диаметром не менее 7 см и высотой 3—3,5 см. При наличии в материале крупных частиц (до 40 мм) испы тывают образцы размером в плане до 30 см. Приготавливают образцы также при расчетной влажности и плотности. Чтобы получить на дежные данные, необходимо испытать не менее трех образцов при раз ных вертикальных нагрузках.
Испытания можно производить либо с постоянной скоростью деформирования, либо с постоянной скоростью нагружения. В обоих случаях строят графики по типу рис. 11.58. О наступлении сдвига судят по резкому перелому кривых на графиках.
Вертикапьные нагрузки, кГ/снг
а
а
Рис. 11.58. Зависимость ско рости деформирования от величины вертикальной на грузки для суглинистого грунта при W = 13,3% и 6=1,85 г/си3 :
а — точки резкого роста скорости деформирования;
|
/ — Ог=0,5 |
кГ/см'; |
2 — Ог = |
г Л |
-1,0 кГ/см'1; |
3 — а г - 1 , 5 |
кГ/см' |
|
|
|
148
Величины угла внутреннего трения и сцепления находят из урав нения Кулона т = с Ц- ontgq> путем графического построения.
На основе обобщения результатов испытаний в табл. II.7 при ведены деформативные и прочностные характеристики основных раз новидностей грунтов при разной расчетной влажности.
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
I I . 7 |
||
|
|
|
|
|
Зна чения |
характ гристирс при относитель- |
|||||
|
|
Характеристика |
ной |
влаж! ости в долях |
от границы 1 еку- |
||||||
Грунт |
|
|
|
чест |
|
|
|
||||
|
грунта |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,6 |
0,65 |
0,7 |
0,75 |
0,8 |
0,85 |
0,9 |
Пески |
крупные и |
Е, |
кГ/см2 |
|
1300 |
1300 |
1300 |
1300 |
1300 |
1300 |
1300 |
гравелистые |
Ф° |
|
43 |
43 |
43 |
43 |
43 |
43 |
43 |
||
Пески |
средней |
Е, |
кГ 1см2 |
|
1200 |
1200 |
1200 |
1200 |
1200 |
1200 |
1200 |
крупности |
Ф° |
|
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
||
Пески |
мелкие |
Е, |
кГ/см2 |
|
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
» |
пылеватые |
Ф° |
|
33 |
38 |
38 |
38 |
38 |
38 |
38 |
|
Е, |
кГ/см2 |
|
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
||
Супеси легкие круп |
Ф° |
|
36 |
36 |
36 |
36 |
36 |
36 |
36 |
||
Е, |
кГ/см2 |
|
600 |
600 |
600 |
600 |
600 |
600 |
600 |
||
ные |
легкие (не- |
Ф° |
|
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
|
Супеси |
Е, |
кГ/см2 |
|
450 |
420 |
390 |
370 |
350 |
— |
— |
|
пылеватые) |
Ф° |
кГ/см2 |
|
35 |
35 |
34 |
34 |
33 |
— |
— |
|
Супеси |
пылеватые, |
с, |
|
0,12 |
0,11 |
0,10 |
0,09 |
0,08 |
—. |
— |
|
Е, |
кГ/см2 |
|
600 |
420 |
340 |
280 |
240 |
219 |
200 |
||
суглинки |
и глины |
Ф° |
кГ/см2 |
|
24 |
21 |
18 |
15 |
13 |
11 - 10 |
|
|
|
с, |
|
0,32 |
0,26 |
0,29 |
0,15 |
0,10 |
0,07 |
0,05 |
|
П р и м е ч а н и е . |
1. |
Величина |
сцепления с в'песчаном |
грунте |
и. |
легкой |
крупной супеси зависит от наличия в них цементирующих веществ и может при ниматься от 0,05 до 0,07 кГ/см2. При полном водонасыщении сцепление прини мается равным нулю.
2. Когда в супесчаном и суглинистом грунте содержатся средние и крупные песчаные фракции, значение угла внутреннего трения может достигать 30° и более и уточняется испытанием образцов.
3. Значения модулей упругости грунта с учетом некоторых мероприятий по регулированию водно-теплового режима земляного полотна и нижних слоев дорожной одежды, рекомендуемые Х А Д И , приведены в части I V (см. табл. IV . 5) .
§ I I . 20. Расчетные характеристики материалов
Монолитные материалы. Модуль упругости и прочность на растя жение при изгибе монолитных материалов можно определить по ре зультатам испытания образцов в виде цилиндров и балочек. Модуль упругости может быть определен также по данным послойного испы тания в расчетный период дорожных одежд на эксплуатируемых доро гах. Режим испытаний образцов и метод определения характеристик выбирают в зависимости от свойств материалов и условий их работы в одежде.
Материалы, модуль упругости и прочность которых практически не изменяются в широком диапазоне скоростей нагружения и продол жительности действия нагрузки, можно испытывать почти на всех
149
имеющихся в дорожных лабораториях прессах даже при сравнительно небольшой скорости деформирования (нагружения). К таким мате риалам относят грунты и другие обломочные материалы, укрепленные цементом и иными неорганическими вяжущими.
При определении их модуля упругости и прочности можно руко водствоваться действующими техническими указаниями [71]. Ци линдрические образцы испытывают на сжатие, а балочки — на изгиб.
Значения модуля упругости этих материалов вычисляют по фор мулам:
а) для цилиндрических образцов при испытании на сжатие
|
|
|
Е^_^Ф_ |
|
|
( 1 1 б 6 ) |
б) для балочек, испытанных на изгиб, |
|
|
||||
|
|
|
Е=—^~, |
' |
|
(11.67) |
где Q — нагрузка, |
при |
которой |
обратимая |
деформация |
образца |
|
равна |
Ah или /; Ah и f — соответственно сжатие цилиндра и про |
|||||
гиб в |
середине |
пролета балочки, см; h — высота цилиндра или |
||||
балочки, см; D |
и Ъ — диаметр |
цилиндра |
и ширина балочки, см; |
|||
L 6 — пролет балочки, |
см. |
|
|
|
||
Получаемые в результате лабораторных испытаний значения моду |
||||||
ля упругости непосредственно не могут характеризовать |
поведение |
|||||
материалов, укрепленных |
цементом, в слоях |
реальных конструкций |
в процессе их эксплуатации. Опыт показывает, что в реальных усло виях ввиду неоднородности смесей и неравномерности их перемеши вания, несовершенства ухода в процессе твердения, а также много кратного воздействия природных факторов и временной нагрузки по степенно нарушаются жесткие структурные связи материала, обра зуются усадочные температурные и другие трещины, значительно сни жающие грузораспределяющую способность сдоев из таких материалов.
В связи с этим при установлении расчетного значения модуля упругости материалов, укрепленных неорганическими вяжущими, следует получаемые по формулам (11.66) и (11.67) величины умень шить в 4—5 раз. Этот вопрос в настоящее время изучается.
Расчетное сопротивление растяжению при изгибе с учетом устало стных явлений определяют по формуле
* p . . *r = 7 | r * y . |
( П - 6 8 ) |
где Q — разрушающая нагрузка, кГ; Ку — коэффициент запаса на повторные воздействия нагрузок, учитывающий развитие устало стных явлений в материале (0,3—0,5).
Асфальтобетон и другие битумоминеральные материалы, модуль упругости и прочность которых в значительной мере зависят от ско рости нагружения, желательно испытывать при скоростях нагружения, соответствующих условиям работы материала в дорожной одежде.
150