Файл: Конструирование и расчет нежестких дорожных одежд..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 274

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

приятным, расчетные влажности в восточных районах (ориен­ тировочно восточнее, рек Северная Двина и Волга) могут быть по­ нижены на 5—10%.

Определение расчетной температуры битумоминеральных мате­ риалов при проектировании дорожных одежд усложнено тем, что здесь нужны значения не абсолютных максимальных или минимальных температур слоя, как, например, при оценке теплоустойчивости ас­ фальтобетона или склонности его к трещинообразованию, а темпера­ тура покрытия в тот период, когда напряженное состояние всей дорож­ ной конструкции, включая и асфальтовый бетон, складывается наи­ более неблагоприятно. Обычно в центральных районах это период весеннего оттаивания; в южных районах — зимне-весенний период.

Прочностные и деформационные характеристики каменных, гра­ вийных, песчаных и других подобных материалов, отвечающих со­ временным техническим требованиям, сравнительно мало зависят от степени увлажнения и температуры в конструкции. В случаях когда используются недостаточно водостойкие материалы, это соответст­ вующим образом учитывается.

§ 11.19. Расчетные характеристики грунтов

Наиболее достоверные значения деформационных и прочностных характеристик грунтов земляного полотна можно получить путем испытания их в расчетный период непосредственно под одеждой либо путем испытания в лаборатории образцов с ненарушенным сложением, отобранных из земляного полотна при состоянии грунта, близком к расчетному. Однако проведение таких испытаний именно в расчет­ ный период весьма затруднительно, а применительно к новому строи­ тельству и просто невозможно. Поэтому в подавляющем большинстве испытания такого рода проводят в лаборатории на образцах, сформо­ ванных при расчетном состоянии. Сделанные сопоставления показы­ вают, что характеристики, полученные испытаниями грунта в кон­ струкции, в большинстве случаев не отличаются существенно от та­ ковых у переформованных образцов при том же состоянии [40]. Воз­ можные расхождения идут в запас прочности. Нужно иметь в виду также, что подавляющее протяжение современных автомобильных дорог проектируют в насыпях, поэтому грунт в переформованном об­ разце ближе к фактическому его состоянию в земляном полотне, во всяком случае в первые годы после постройки. Расчетную влажность грунтов при приготовлении образцов назначают, если нет более до­ стоверных данных непосредственных наблюдений, по табл. П.6. Плот­ ность принимают в соответствии с требованием СНиП для имеющихся условий.

Для определения модуля упругости образцы грунта приготавли­ вают в металлической форме, диаметр которой должен быть не менее четырех, а высота — трех диаметров штампа. Если расчетная влаж­ ность образца близка к оптимальной, образец приготавливают при

146


расчетной влажности и требуемой плотности. Когда расчетная влаж­ ность грунта значительно выше оптимальной, образцы приготавли­ вают, насыщая водой предварительно уплотненный до требуемой плот­ ности грунт [40].

Объемный вес скелета грунта рассчитывают в этом случае по

формуле

 

 

Y o K = = A i i z ^ L f

(И.64)

где А — удельный вес минеральной части, г/см3,

принимаемый в сред­

нем для непластичных грунтов 2,65, а для пластичных 2,68; v — объ­

ем защемленного в порах воздуха,

в долях

единицы (обычно от

0,02 до 0,08); W — расчетная весовая

влажность в долях единицы.

Испытания местным нагружением для определения модулей упру­ гости проводят обычно на рычажном прессе [69]. Нагрузки приклады­ вают ступенями с разгрузкой после каждой ступени. Каждую ступень нагрузки выдерживают до практически полного затухания деформации.

На основе полученных данных строят график зависимости обра­ тимой деформации от удельного давления. Как правило, эта зави­ симость близка к линейной. Модуль упругости вычисляют по формуле

E==JLPDH-^)t

( I L 6 5 )

где р — удельная нагрузка, под действием которой получена обра­ тимая деформация, равная 1; D — диаметр штампа; ц — коэф­ фициент Пуассона (многочисленные исследования показывают, что когда в грунте не возникают существенные пластические де­ формации, коэффициент Пуассона близок к 0,35); -^ коэффициент, учитывающий жесткость штампа.

Во избежание больших ошибок не следует испытывать в лаборато­ рии малыми штампами песчаные и подобные слабосвязные грунты. Их следует испытывать в конструкции или на полигонах штампами диаметром 25—35 см.

Характеристики сопротивления грунтов и материалов сдвигу определяют на приборах трехосного сжатия (стабилометрах) либо на различного рода сдвижных приборах. Для каждого прибора имеется подробная методика подготовки и проведения испытания. Здесь при­ водятся лишь общие указания.

Образцы грунта готовят при расчетной влажности и плотности. В приборах трехосного сжатия чаще всего испытывают цилиндри­ ческие образцы с отношением диаметра к высоте около 1 : 2. Испыты­ вают не менее трех образцов каждого грунта или материала одинако­ вой влажности и плотности при различных величинах бокового давле­ ния аг . Все испытания проводят в условиях открытой системы, когда поровое пространство образца сообщается с атмосферой. Вертикаль­ ное нагружение целесообразно осуществлять непрерывно с равномер-

147


ной скоростью около 0,1—0,2 кГ/см* в минуту. В процессе нагружения через равные промежутки времени фиксируют вертикальные деформа­ ции образца.

На основании полученных данных вычисляют скорость деформиро­ вания образца при различных вертикальных нагрузках и изображают полученные зависимости графически (рис. 11.58). На начальной стадии скорость деформирования равномерно и сравнительно медленно воз­ растает. Но после того, как нагрузка достигает определенной величи­ ны (разной при различном боковом обжатии), скорость течения дефор­ маций резко увеличивается, наступает так называемое лавинное нару­ шение структуры по П. А. Ребиндеру. Этот момент (на рис. 11.58 обо­

значен буквой а) соответствует достижению

предельного равновесия

в образце по сдвигу при имеющемся боковом

давлении.

На основании полученных данных строят диаграмму Мора и обыч­ ным порядком находят значение угла внутреннего трения и величину сцепления в грунте при данной влажности и плотности.

Испытания на сдвижных приборах плоского среза менее трудоемки, чем на приборах трехосного сжатия. Результаты же, полученные на приборах трехосного сжатия и сдвижных приборах, при тщательном проведении опытов не разнятся сколько-нибудь существенно.

Испытания грунта на приборах плоского среза чаще всего проводят на образцах цилиндрической формы диаметром не менее 7 см и высотой 3—3,5 см. При наличии в материале крупных частиц (до 40 мм) испы­ тывают образцы размером в плане до 30 см. Приготавливают образцы также при расчетной влажности и плотности. Чтобы получить на­ дежные данные, необходимо испытать не менее трех образцов при раз­ ных вертикальных нагрузках.

Испытания можно производить либо с постоянной скоростью деформирования, либо с постоянной скоростью нагружения. В обоих случаях строят графики по типу рис. 11.58. О наступлении сдвига судят по резкому перелому кривых на графиках.

Вертикапьные нагрузки, кГ/снг

а

а

Рис. 11.58. Зависимость ско­ рости деформирования от величины вертикальной на­ грузки для суглинистого грунта при W = 13,3% и 6=1,85 г/си3 :

а — точки резкого роста скорости деформирования;

 

/ — Ог=0,5

кГ/см';

2 Ог =

г Л

-1,0 кГ/см'1;

3 а г - 1 , 5

кГ/см'

 

 

 

148


Величины угла внутреннего трения и сцепления находят из урав­ нения Кулона т = с Ц- ontgq> путем графического построения.

На основе обобщения результатов испытаний в табл. II.7 при­ ведены деформативные и прочностные характеристики основных раз­ новидностей грунтов при разной расчетной влажности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

I I . 7

 

 

 

 

 

Зна чения

характ гристирс при относитель-

 

 

Характеристика

ной

влаж! ости в долях

от границы 1 еку-

Грунт

 

 

 

чест

 

 

 

 

грунта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,6

0,65

0,7

0,75

0,8

0,85

0,9

Пески

крупные и

Е,

кГ/см2

 

1300

1300

1300

1300

1300

1300

1300

гравелистые

Ф°

 

43

43

43

43

43

43

43

Пески

средней

Е,

кГ 1см2

 

1200

1200

1200

1200

1200

1200

1200

крупности

Ф°

 

40

40

40

40

40

40

40

Пески

мелкие

Е,

кГ/см2

 

1000

1000

1000

1000

1000

1000

1000

»

пылеватые

Ф°

 

33

38

38

38

38

38

38

Е,

кГ/см2

 

500

500

500

500

500

500

500

Супеси легкие круп­

Ф°

 

36

36

36

36

36

36

36

Е,

кГ/см2

 

600

600

600

600

600

600

600

ные

легкие (не-

Ф°

 

40

40

40

40

40

40

40

Супеси

Е,

кГ/см2

 

450

420

390

370

350

пылеватые)

Ф°

кГ/см2

 

35

35

34

34

33

Супеси

пылеватые,

с,

 

0,12

0,11

0,10

0,09

0,08

—.

Е,

кГ/см2

 

600

420

340

280

240

219

200

суглинки

и глины

Ф°

кГ/см2

 

24

21

18

15

13

11 - 10

 

 

с,

 

0,32

0,26

0,29

0,15

0,10

0,07

0,05

П р и м е ч а н и е .

1.

Величина

сцепления с в'песчаном

грунте

и.

легкой

крупной супеси зависит от наличия в них цементирующих веществ и может при­ ниматься от 0,05 до 0,07 кГ/см2. При полном водонасыщении сцепление прини­ мается равным нулю.

2. Когда в супесчаном и суглинистом грунте содержатся средние и крупные песчаные фракции, значение угла внутреннего трения может достигать 30° и более и уточняется испытанием образцов.

3. Значения модулей упругости грунта с учетом некоторых мероприятий по регулированию водно-теплового режима земляного полотна и нижних слоев дорожной одежды, рекомендуемые Х А Д И , приведены в части I V (см. табл. IV . 5) .

§ I I . 20. Расчетные характеристики материалов

Монолитные материалы. Модуль упругости и прочность на растя­ жение при изгибе монолитных материалов можно определить по ре­ зультатам испытания образцов в виде цилиндров и балочек. Модуль упругости может быть определен также по данным послойного испы­ тания в расчетный период дорожных одежд на эксплуатируемых доро­ гах. Режим испытаний образцов и метод определения характеристик выбирают в зависимости от свойств материалов и условий их работы в одежде.

Материалы, модуль упругости и прочность которых практически не изменяются в широком диапазоне скоростей нагружения и продол­ жительности действия нагрузки, можно испытывать почти на всех

149


имеющихся в дорожных лабораториях прессах даже при сравнительно небольшой скорости деформирования (нагружения). К таким мате­ риалам относят грунты и другие обломочные материалы, укрепленные цементом и иными неорганическими вяжущими.

При определении их модуля упругости и прочности можно руко­ водствоваться действующими техническими указаниями [71]. Ци­ линдрические образцы испытывают на сжатие, а балочки — на изгиб.

Значения модуля упругости этих материалов вычисляют по фор­ мулам:

а) для цилиндрических образцов при испытании на сжатие

 

 

 

Е^_^Ф_

 

 

( 1 1 б 6 )

б) для балочек, испытанных на изгиб,

 

 

 

 

 

Е=—^~,

'

 

(11.67)

где Q — нагрузка,

при

которой

обратимая

деформация

образца

равна

Ah или /; Ah и f — соответственно сжатие цилиндра и про­

гиб в

середине

пролета балочки, см; h — высота цилиндра или

балочки, см; D

и Ъ — диаметр

цилиндра

и ширина балочки, см;

L 6 — пролет балочки,

см.

 

 

 

Получаемые в результате лабораторных испытаний значения моду­

ля упругости непосредственно не могут характеризовать

поведение

материалов, укрепленных

цементом, в слоях

реальных конструкций

в процессе их эксплуатации. Опыт показывает, что в реальных усло­ виях ввиду неоднородности смесей и неравномерности их перемеши­ вания, несовершенства ухода в процессе твердения, а также много­ кратного воздействия природных факторов и временной нагрузки по­ степенно нарушаются жесткие структурные связи материала, обра­ зуются усадочные температурные и другие трещины, значительно сни­ жающие грузораспределяющую способность сдоев из таких материалов.

В связи с этим при установлении расчетного значения модуля упругости материалов, укрепленных неорганическими вяжущими, следует получаемые по формулам (11.66) и (11.67) величины умень­ шить в 45 раз. Этот вопрос в настоящее время изучается.

Расчетное сопротивление растяжению при изгибе с учетом устало­ стных явлений определяют по формуле

* p . . *r = 7 | r * y .

( П - 6 8 )

где Q — разрушающая нагрузка, кГ; Ку — коэффициент запаса на повторные воздействия нагрузок, учитывающий развитие устало­ стных явлений в материале (0,3—0,5).

Асфальтобетон и другие битумоминеральные материалы, модуль упругости и прочность которых в значительной мере зависят от ско­ рости нагружения, желательно испытывать при скоростях нагружения, соответствующих условиям работы материала в дорожной одежде.

150