Файл: Конструирование и расчет нежестких дорожных одежд..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 279
Скачиваний: 1
Полное активное напря жение сдвига в подстилаю щем грунте
'''a-max ~ Т а-м ~Ьт ав> |
(И.76) |
||||
причем |
т а . м |
принимают с тем |
|||
знаком, |
с которым оно полу |
||||
чено |
по |
номограмме. |
|
||
4. |
Допускаемое |
активное |
|||
напряжение |
сдвига в подсти |
||||
лающем |
грунте |
вычисляют |
|||
из выражения |
|
|
|||
|
|
[т а Ь -- Л" £ 2 с . |
(11.77) |
||
5. |
Сопоставляя полное ак |
||||
тивное |
напряжение |
сдвига |
|||
та т а х |
с допускаемым |
[т а ] , |
решают вопрос о соответствии
предварительно |
намеченной |
конструкции |
требованиям |
прочности. Если |
т а т а х пре |
восходит [т а ], одежду следует усилить за счет утолщения отдельных слоев либо за счет использования в конструк тивных слоях материалов с более высоким модулем упру гости. Обратное положение —
0,06,
1
0,02
D
>
l l
относительнаятопщонп одежды |
Рис. 11.62. Номограмма для определения поправок к активному напряжению сдвига при изменении толщины какого-либо слоя одежды на 1 см:
1 — Я; = 12 000—15 ООО |
кГ/см1; |
2 — Ei = 6000— |
—7000 кГ/см2; 3 — Ei = 3000—5000 |
кГ/сл<2; 4 — Ei = |
|
= 1500 |
кГ/см1 |
|
а) |
S) |
|
ше [та ]. |
|
|
Егр',¥гр',Сгр |
|
|
||
Для того чтобы сократить |
Рис. 11.63. Схема приведения |
многослойной |
|||||
количество |
корректировок |
||||||
конструкции к двухслойной |
при расчете |
||||||
толщины слоев, полезно поль |
|
промежуточного зернистого |
слоя |
||||
зоваться вспомогательной но |
|
|
|
|
|
||
мограммой |
рис. 11.62, показывающей, насколько изменяется |
удельное |
|||||
активное напряжение сдвига в подстилающем |
грунте от |
временной |
|||||
нагрузки т а . м при изменении на 1 см толщины какого-либо |
конструк |
||||||
тивного слоя с модулем упругости |
Et. |
|
|
|
|||
Промежуточные конструктивные |
слои из |
слабосвязных |
материа |
лов рассчитывают также исходя из условия, чтобы в материале не до стигалось предельное равновесие по сдвигу. Сейчас, как указано выше, для этого используют при расчетах полуэмпирический метод, основан
ный на тех же |
зависимостях |
(11.73) — (11.77). |
|
Имеющуюся |
многослойную |
конструкцию (рис. 11.63, а) |
приводят |
к двухслойной (рис. 11.63, б), после чего находят с помощью |
номограм |
мы (см. рис. 11.41—11.44 в зависимости от материала рассчитываемого слоя) максимальное активное напряжение сдвига в нижнем слое от вре менной нагрузки т а - м , а по номограмме рис. 11.44 — активное напряже ние сдвига от собственного веса вышележащих слоев т а в . После этого
6 Зак. 149 |
161 |
по формуле (11.76) получают т а т а х , а по формуле (11.77) — допускаемое активное напряжение сдвига [та 1 в материале рассчитываемого слоя.
Если фактическое напряжение сдвига превышает допускаемое, необходимо усилить слои одежды, лежащие выше рассчитываемого слоя, либо уложить в рассчитываемый слой более прочный материал. Когда материал рассчитываемого слоя в значительной степени недонапряжен, может оказаться целесообразным уменьшить толщину вышележащих слоев. Однако одновременно в конструкцию дорожной одежды должны быть внесены коррективы, чтобы не нарушалось рав новесие по сдвигу в подстилающем одежду грунте.
При расчете слоев из монолитных материалов должно быть удов летворено условие, гарантирующее работу монолитного слоя при многократном нагружении без нарушения структуры материала (см. гл. 6)*:
° > < Я „ З Г , |
( I I .78) |
где о г — устанавливаемое расчетом наибольшее растягивающее на пряжение в монолитном слое; Rn3V — допустимое растягивающее напряжение при изгибе в материале слоя с учетом усталостных явлений.
Расчет монолитного слоя, когда он является верхним в конструк ции, например асфальтобетонного покрытия, ведут следующим обра зом (см. расчетную схему на рис. 11.47):
1. Находят с помощью номограммы на рис. 11.11 путем последо
вательного приведения |
слоев величину общего |
модуля упругости |
|||
^ о б щ . о |
в |
основании асфальтобетонного |
покрытия. |
|
|
2. |
По |
номограмме |
рис. 11.47 при |
известных |
^(горизонтальная |
Е
ось) и отношении модулей упругости -=—-— (кривые на номограмме)
определяют |
величину |
|
^ о б щ . о |
|
напряжения |
|||
максимального |
растягивающего |
|||||||
в верхнем слое аг |
(вертикальная ось) от нагрузки на |
поверхности |
||||||
одежды, равной |
1 |
кГ/см2. |
|
|
|
|
||
3. Расчетное |
растягивающее'напряжение в |
асфальтовом бетоне |
||||||
находят из выражения |
аг = 1,15 |
ро г, |
где р — удельное давление от |
|||||
расчетного |
автомобиля, |
кГ/см2; |
1,15 — коэффициент динамичности. |
|||||
4. Допускаемое |
растягивающее напряжение |
RH3T |
получают по |
табл. 11.8 и 11.9 с учетом имеющихся природных и эксплуатационных условий либо находят путем испытания образцов.
5. Если а г > ^ ? и з г , одежда должна быть усилена путем утолще ния покрытия, повышения модуля упругости основания Е о б щ . 0 л и б о в покрытие следует уложить асфальтобетон, обладающий повышенным сопротивлением растяжению при расчетной температуре.
Расчет монолитного слоя, когда он является одним из промежу
точных в одежде, |
например |
основание из материалов, укрепленных |
неорганическими |
вяжущими, |
ведется следующим образом. |
* Аналогичный |
метод изложен в ч. I I I . |
162
1. Конструкцию с числом слоев более трех приводят к эквйва-* лентнон по жесткости трехслойной системе (см. расчетную схему к но мограмме на рис. 11.48), в которой монолитный слой является проме жуточным. Для этого по формуле (11.75) определяют средневзвешен ный модуль упругости пакета слоев £ с р , лежащих выше монолитного.
Слои, подстилающие монолитный, приводят с помощью номограммы (см. рис. 11.11) к однородному полупространству с общим модулем £ 3 .
|
h |
F |
2. По номограмме (см. рис. 11.48) при известных значениях ~ |
, |
|
Е2 |
2 |
|
и -=г=- находят |
на нижней горизонтальной оси, как показано стрел- |
|
ками, величину |
максимального растягивающего напряжения о> в про |
межуточном монолитном слое от единичной нагрузки на поверх ности одежды.
3. Расчетное растягивающее напряжение в монолитном слое полу чают по формуле
сгг = 1,15рог.
4. Если о"г > Rmr, одежда должна быть усилена путем утолще ния верхних или нижних слоев, а также самого рассчитываемого моно литного слоя либо последний следует устраивать из более прочного материала. -
Запроектированная дорожная одежда должна удовлетворять тре бованиям в отношении прочности всех конструктивных элементов и в то же время она должна быть наиболее экономичной в имеющихся условиях.
§ 11.23. Расчет дорожных одежд с усовершенствованными, покрытиями облегченного типа
Требование полностью исключать образование остаточных дефор маций оправдано лишь для одежд с капитальными покрытиями. На одеждах с облегченными усовершенствованными покрытиями, сроки между ремонтами которых значительно короче, может быть допущено с целью облегчить конструкцию образование небольших остаточных деформаций в неблагоприятные периоды года.
В связи с этим, как указано в гл. 4, одежды с облегченными усо вершенствованными покрытиями следует рассчитывать на работу в стадии малых пластических деформаций.
Впредь, до разработки строго теоретически обоснованного метода расчета на базе решений смешанной задачи теории упругости и теории пластичности, возможно рассчитывать такие одежды, используя из ложенный выше метод расчета одежд с капитальными покрытиями, но введя поправочные коэффициенты, полученные из опыта.
Формула (11.77) для величины допускаемого активного напряжения сдвига в грунте и слабосвязных материалах примет в этом случае вид:
[xa] = -±-(K'k2c), |
(11.79) |
6* |
163 |
|
|
|
|
|
|
где -р |
|
коэффициент, |
характери- |
||||||
|
|
|
|
|
|
зующнй снижение прочности, наз |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
начаемый в зависимости от требо |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
ваний к эксплуатационным |
каче |
||||||||
|
|
|
|
|
|
ствам |
проектируемой |
одежды. |
|||||||
|
|
|
|
|
|
Для нормирования |
значений |
Кпр |
|||||||
|
|
|
|
|
|
можно |
воспользоваться |
на |
данном |
||||||
|
|
|
|
|
|
этапе |
полученной |
нами |
по результа |
||||||
|
0,1 0,2 |
0^ 0,6 |
0,1 |
1,0 |
там |
испытаний |
AASHO |
193] зависи |
|||||||
Относительное котчестВо айтомойияей * |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
мостью сроков между восстановитель |
|||||||||
Рис. |
11.64. |
Зависимость |
сроков |
ными |
ремонтами |
от |
величины |
Кир |
|||||||
между |
капитальными |
ремонтами |
(рис. |
|
11.64). Получена |
она следую |
|||||||||
от |
прочности |
дорожной |
одежды |
щим |
образом. |
Были |
рассчитаны по |
||||||||
|
|
|
|
|
|
методу предельного равновесия (усло |
|||||||||
вие 11.74) испытанные |
в опытах |
AASHO |
одежды, обладавшие |
раз |
|||||||||||
ными |
КпР , и результаты расчетов сопоставлены с полученной |
в |
про |
||||||||||||
цессе |
испытаний |
работоспособностью |
каждой |
дорожной |
одежды. |
На горизонтальной оси указано количество автомобилей, про шедших до восстановительного ремонта по дорожной одежде с данным коэффициентом прочности, отнесенное к количеству автомобилей, которое может пропустить конструкция с /С п р = 1 (когда необходи мость восстановительного ремонта определяется работоспособностью собственно покрытия).
То обстоятельство, что эта зависимость, как видно на рис. 11.64, подтвердилась в широком диапазоне толщин одежды, а также при весьма различных нагрузках на ось автомобиля, позволяет доста точно уверенно пользоваться ею, во всяком случае, до накопления более обширного опыта.
Установление величин Кпр представляет собой технико-экономи ческую задачу. С уменьшением /Сп р снижается толщина одежды и сокращается размер капиталовложений при строительстве, но зато возрастают затраты на более частые ремонты. Оптимальным будет такое значение /Сп р , при котором суммарные приведенные затраты на строительство одежды и на ее содержание будут наименьшими. По результатам специально выполненных исследований, а также на ос нове обобщения опыта службы дорог можно рекомендовать следую щие значения К11р: для одежд с капитальными покрытиями 1; для одежд с покрытиями из обработанных вязкими битумами щебеночных и гравийных материалов Клр — 0,85—0,95; для одежд с покрытиями из смесей с жидкими вяжущими Кар — 0,75—0,85.
Большие значения следует принимать при интенсивном движении, меньшие — при слабом.
При проектировании дорожных одежд, в состав которых входят сравнительно жесткие конструктивные слои из материалов, укреплен ных неорганическими вяжущими, не следует, как правило, допускать образование остаточных деформаций. Такие одежды во всех случаях нужно проектировать с Л п Р = 1.
164
§11.24. Пример расчета
Проектируется дорожная одежда с асфальтобетонным покрытием на участке
автомобильной дороги |
I I технической категории |
во I I дорожно-климатической |
||
зоне. Тип |
местности |
по |
условиям увлажнения |
I . Грунт земляного полотна — |
суглинок |
непылеватый. |
автомобиль — группа А по ГОСТ 9314—59 (10 Т на ось). |
||
Расчетный грузовой |
||||
Приведенная интенсивность движения на полосу с учетом перспективы — |
||||
550 авт. /сутки. |
|
|
|
|
1. С |
учетом обеспеченности района дорожно-строительными материалами, |
а также опыта службы дорог в районе проектирования намечена следующая кон струкция одежды (рис. 11.65): двухслойное асфальтобетонное покрытие на ос новании из укрепленного цементом гравийного материала; подстилающий слой — из среднезернистого песка. Расчетные характеристики материалов и грунта принимаем следующие (см. гл. 7):
|
Модули |
|
упругости |
асфальтобетона: верхний |
слой — 15 ООО кГ/см2; |
нижний |
||||||||||||||||||||||
слой — 10 ООО кГ/см2. |
|
Сопротивление нижнего слоя асфальтобетона |
растяжению |
|||||||||||||||||||||||||
при изгибе |
/? и з г |
= |
12 |
кГ/см2. |
|
|
материала, |
укрепленного |
6% |
цемента, — |
||||||||||||||||||
|
Модуль |
|
упругости |
гравийного |
|
|||||||||||||||||||||||
5000 кГ/см2, |
|
сопротивление |
растяжению |
при изгибе — Яизг = |
3 |
кГ/см2. |
|
|||||||||||||||||||||
|
Модуль |
|
упругости |
среднезернистого |
песка |
— 1200 |
кГ/см2, |
|
угол |
внутрен |
||||||||||||||||||
него трения |
ф = |
40°; сцепление с = |
0,05 |
кГ/см2. |
Расчетная |
относительная влаж |
||||||||||||||||||||||
ность грунта |
земляного |
полотна |
составляет |
0,75WT . |
При |
этой |
влажности |
|||||||||||||||||||||
£ г р |
= |
280 кГ/см2, |
|
ф = |
15°, |
с = |
0,13 |
|
кГ/см2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
На схеме конструкции одежды показаны предварительно намеченные раз |
|||||||||||||||||||||||||||
меры конструктивных |
слоев. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
2. Параметры расчетного автомобиля по ГОСТ 9314—59: диаметр |
площади |
||||||||||||||||||||||||||
контакта |
колеса |
D = |
33 |
см; |
среднее удельное |
давление |
колеса |
на |
покрытие |
|||||||||||||||||||
р = |
6 |
кГ/см2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
3. |
Рассчитываем, не переходит ли |
в запредельное по |
сдвигу |
состояние |
под |
||||||||||||||||||||||
стилающий |
одежду |
грунт. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
Средний |
модуль |
упругости |
слоев |
дорожной |
одежды |
(11.75) |
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|
|
- ср |
|
15 000 • 5 + |
10 000 • 8 + |
5000 • 18 + |
1200 • 24= 4980 |
кГ/см2. |
|
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 + |
8 + 1 8 + 2 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Вычисляем |
отношения |
-гр |
|
|
|
|
|
|
I) =35 cn |
P=bKf/CMl |
|
|
|
|||||||||||||||
4980 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
: |
280- = 1 7 , |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
tt,~5o± |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Я |
|
5 + 8 + 1 8 |
+ |
24 |
= |
1,67. |
|
|
|
|
|
(?) |
|
$ |
f "о"Ч |
|
|
|
|
|
||||||||
D |
|
|
|
|
33 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По номограмме |
рис. |
11.42 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
rtcr |
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
находим |
активное |
напряжение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
сдвига |
от |
временной |
нагрузки |
|
|
|
|
|
© |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
5 = |
0,0134. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
По |
номограмме |
рис. |
11.44 |
|
|
|
|
|
Суглинок |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
при |
Я |
= |
55 |
|
см |
|
т а |
в |
= |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
= |
0,003 |
кГ/сж2 . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. |
11.65. Расчетная |
схема: |
|
||||||||||||
|
Полное |
|
активное |
напря |
|
|
|
|
кГ/см2; |
|||||||||||||||||||
|
|
/ — верхний |
слой |
асфальтобетона |
|
£ | = 15 000 |
||||||||||||||||||||||
жение |
сдвига |
в |
грунте |
|
|
2 — |
нижний |
слой |
асфальтобетона |
|
|
=10 |
000 |
кГ/см2; |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/?изг = 12 |
кГ/см2; |
3 — гравийный материал |
с добавкой |
||||||||||||
Та.max = |
0,013 |
4-6 + 0,003 |
|
= |
6% цемента £3 =5000 кГ/см2, |
|
Яизг=3 |
кГ/см2; |
4 — сред- |
|||||||||||||||||||
|
незернистый |
песок |
|
£4=1200 |
кГ/см2, |
|
ф4 =40°, |
с4 = |
||||||||||||||||||||
|
|
= |
0,084 |
|
кГ/см2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
=0,05 |
|
кГ/см2 |
|
|
|
|
|
165