Файл: Конструирование и расчет нежестких дорожных одежд..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 279

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Полное активное напря­ жение сдвига в подстилаю­ щем грунте

'''a-max ~ Т а-м ~Ьт ав>

(И.76)

причем

т а . м

принимают с тем

знаком,

с которым оно полу­

чено

по

номограмме.

 

4.

Допускаемое

активное

напряжение

сдвига в подсти­

лающем

грунте

вычисляют

из выражения

 

 

 

 

а Ь -- Л" £ 2 с .

(11.77)

5.

Сопоставляя полное ак­

тивное

напряжение

сдвига

та т а х

с допускаемым

а ] ,

решают вопрос о соответствии

предварительно

намеченной

конструкции

требованиям

прочности. Если

т а т а х пре­

восходит [т а ], одежду следует усилить за счет утолщения отдельных слоев либо за счет использования в конструк­ тивных слоях материалов с более высоким модулем упру­ гости. Обратное положение —

0,06,

1

0,02

D

>

l l

относительнаятопщонп одежды |

Рис. 11.62. Номограмма для определения поправок к активному напряжению сдвига при изменении толщины какого-либо слоя одежды на 1 см:

1 — Я; = 12 000—15 ООО

кГ/см1;

2 — Ei = 6000—

—7000 кГ/см2; 3 — Ei = 3000—5000

кГ/сл<2; 4 — Ei =

= 1500

кГ/см1

 

а)

S)

 

ше [та ].

 

 

Егр',¥гр',Сгр

 

 

Для того чтобы сократить

Рис. 11.63. Схема приведения

многослойной

количество

корректировок

конструкции к двухслойной

при расчете

толщины слоев, полезно поль­

 

промежуточного зернистого

слоя

зоваться вспомогательной но­

 

 

 

 

 

мограммой

рис. 11.62, показывающей, насколько изменяется

удельное

активное напряжение сдвига в подстилающем

грунте от

временной

нагрузки т а . м при изменении на 1 см толщины какого-либо

конструк­

тивного слоя с модулем упругости

Et.

 

 

 

Промежуточные конструктивные

слои из

слабосвязных

материа­

лов рассчитывают также исходя из условия, чтобы в материале не до­ стигалось предельное равновесие по сдвигу. Сейчас, как указано выше, для этого используют при расчетах полуэмпирический метод, основан­

ный на тех же

зависимостях

(11.73) — (11.77).

 

Имеющуюся

многослойную

конструкцию (рис. 11.63, а)

приводят

к двухслойной (рис. 11.63, б), после чего находят с помощью

номограм­

мы (см. рис. 11.41—11.44 в зависимости от материала рассчитываемого слоя) максимальное активное напряжение сдвига в нижнем слое от вре­ менной нагрузки т а - м , а по номограмме рис. 11.44 — активное напряже­ ние сдвига от собственного веса вышележащих слоев т а в . После этого

6 Зак. 149

161


по формуле (11.76) получают т а т а х , а по формуле (11.77) допускаемое активное напряжение сдвига [та 1 в материале рассчитываемого слоя.

Если фактическое напряжение сдвига превышает допускаемое, необходимо усилить слои одежды, лежащие выше рассчитываемого слоя, либо уложить в рассчитываемый слой более прочный материал. Когда материал рассчитываемого слоя в значительной степени недонапряжен, может оказаться целесообразным уменьшить толщину вышележащих слоев. Однако одновременно в конструкцию дорожной одежды должны быть внесены коррективы, чтобы не нарушалось рав­ новесие по сдвигу в подстилающем одежду грунте.

При расчете слоев из монолитных материалов должно быть удов­ летворено условие, гарантирующее работу монолитного слоя при многократном нагружении без нарушения структуры материала (см. гл. 6)*:

° > < Я „ З Г ,

( I I .78)

где о г — устанавливаемое расчетом наибольшее растягивающее на­ пряжение в монолитном слое; Rn3V — допустимое растягивающее напряжение при изгибе в материале слоя с учетом усталостных явлений.

Расчет монолитного слоя, когда он является верхним в конструк­ ции, например асфальтобетонного покрытия, ведут следующим обра­ зом (см. расчетную схему на рис. 11.47):

1. Находят с помощью номограммы на рис. 11.11 путем последо­

вательного приведения

слоев величину общего

модуля упругости

^ о б щ . о

в

основании асфальтобетонного

покрытия.

 

2.

По

номограмме

рис. 11.47 при

известных

^(горизонтальная

Е

ось) и отношении модулей упругости -=—-— (кривые на номограмме)

определяют

величину

 

^ о б щ . о

 

напряжения

максимального

растягивающего

в верхнем слое аг

(вертикальная ось) от нагрузки на

поверхности

одежды, равной

1

кГ/см2.

 

 

 

 

3. Расчетное

растягивающее'напряжение в

асфальтовом бетоне

находят из выражения

аг = 1,15

ро г,

где р — удельное давление от

расчетного

автомобиля,

кГ/см2;

1,15 коэффициент динамичности.

4. Допускаемое

растягивающее напряжение

RH3T

получают по

табл. 11.8 и 11.9 с учетом имеющихся природных и эксплуатационных условий либо находят путем испытания образцов.

5. Если а г > ^ ? и з г , одежда должна быть усилена путем утолще­ ния покрытия, повышения модуля упругости основания Е о б щ . 0 л и б о в покрытие следует уложить асфальтобетон, обладающий повышенным сопротивлением растяжению при расчетной температуре.

Расчет монолитного слоя, когда он является одним из промежу­

точных в одежде,

например

основание из материалов, укрепленных

неорганическими

вяжущими,

ведется следующим образом.

* Аналогичный

метод изложен в ч. I I I .

162


1. Конструкцию с числом слоев более трех приводят к эквйва-* лентнон по жесткости трехслойной системе (см. расчетную схему к но­ мограмме на рис. 11.48), в которой монолитный слой является проме­ жуточным. Для этого по формуле (11.75) определяют средневзвешен­ ный модуль упругости пакета слоев £ с р , лежащих выше монолитного.

Слои, подстилающие монолитный, приводят с помощью номограммы (см. рис. 11.11) к однородному полупространству с общим модулем £ 3 .

 

h

F

2. По номограмме (см. рис. 11.48) при известных значениях ~

,

Е2

2

 

и -=г=- находят

на нижней горизонтальной оси, как показано стрел-

ками, величину

максимального растягивающего напряжения о> в про­

межуточном монолитном слое от единичной нагрузки на поверх­ ности одежды.

3. Расчетное растягивающее напряжение в монолитном слое полу­ чают по формуле

сгг = 1,15рог.

4. Если о"г > Rmr, одежда должна быть усилена путем утолще­ ния верхних или нижних слоев, а также самого рассчитываемого моно­ литного слоя либо последний следует устраивать из более прочного материала. -

Запроектированная дорожная одежда должна удовлетворять тре­ бованиям в отношении прочности всех конструктивных элементов и в то же время она должна быть наиболее экономичной в имеющихся условиях.

§ 11.23. Расчет дорожных одежд с усовершенствованными, покрытиями облегченного типа

Требование полностью исключать образование остаточных дефор­ маций оправдано лишь для одежд с капитальными покрытиями. На одеждах с облегченными усовершенствованными покрытиями, сроки между ремонтами которых значительно короче, может быть допущено с целью облегчить конструкцию образование небольших остаточных деформаций в неблагоприятные периоды года.

В связи с этим, как указано в гл. 4, одежды с облегченными усо­ вершенствованными покрытиями следует рассчитывать на работу в стадии малых пластических деформаций.

Впредь, до разработки строго теоретически обоснованного метода расчета на базе решений смешанной задачи теории упругости и теории пластичности, возможно рассчитывать такие одежды, используя из­ ложенный выше метод расчета одежд с капитальными покрытиями, но введя поправочные коэффициенты, полученные из опыта.

Формула (11.77) для величины допускаемого активного напряжения сдвига в грунте и слабосвязных материалах примет в этом случае вид:

[xa] = -±-(K'k2c),

(11.79)

6*

163


 

 

 

 

 

 

где

 

коэффициент,

характери-

 

 

 

 

 

 

зующнй снижение прочности, наз­

 

 

 

 

 

 

начаемый в зависимости от требо­

 

 

 

 

 

 

ваний к эксплуатационным

каче­

 

 

 

 

 

 

ствам

проектируемой

одежды.

 

 

 

 

 

 

Для нормирования

значений

Кпр

 

 

 

 

 

 

можно

воспользоваться

на

данном

 

 

 

 

 

 

этапе

полученной

нами

по результа­

 

0,1 0,2

0^ 0,6

0,1

1,0

там

испытаний

AASHO

193] зависи­

Относительное котчестВо айтомойияей *

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мостью сроков между восстановитель­

Рис.

11.64.

Зависимость

сроков

ными

ремонтами

от

величины

Кир

между

капитальными

ремонтами

(рис.

 

11.64). Получена

она следую­

от

прочности

дорожной

одежды

щим

образом.

Были

рассчитаны по

 

 

 

 

 

 

методу предельного равновесия (усло­

вие 11.74) испытанные

в опытах

AASHO

одежды, обладавшие

раз­

ными

КпР , и результаты расчетов сопоставлены с полученной

в

про­

цессе

испытаний

работоспособностью

каждой

дорожной

одежды.

На горизонтальной оси указано количество автомобилей, про­ шедших до восстановительного ремонта по дорожной одежде с данным коэффициентом прочности, отнесенное к количеству автомобилей, которое может пропустить конструкция с /С п р = 1 (когда необходи­ мость восстановительного ремонта определяется работоспособностью собственно покрытия).

То обстоятельство, что эта зависимость, как видно на рис. 11.64, подтвердилась в широком диапазоне толщин одежды, а также при весьма различных нагрузках на ось автомобиля, позволяет доста­ точно уверенно пользоваться ею, во всяком случае, до накопления более обширного опыта.

Установление величин Кпр представляет собой технико-экономи­ ческую задачу. С уменьшением /Сп р снижается толщина одежды и сокращается размер капиталовложений при строительстве, но зато возрастают затраты на более частые ремонты. Оптимальным будет такое значение /Сп р , при котором суммарные приведенные затраты на строительство одежды и на ее содержание будут наименьшими. По результатам специально выполненных исследований, а также на ос­ нове обобщения опыта службы дорог можно рекомендовать следую­ щие значения К11р: для одежд с капитальными покрытиями 1; для одежд с покрытиями из обработанных вязкими битумами щебеночных и гравийных материалов Клр 0,85—0,95; для одежд с покрытиями из смесей с жидкими вяжущими Кар — 0,75—0,85.

Большие значения следует принимать при интенсивном движении, меньшие — при слабом.

При проектировании дорожных одежд, в состав которых входят сравнительно жесткие конструктивные слои из материалов, укреплен­ ных неорганическими вяжущими, не следует, как правило, допускать образование остаточных деформаций. Такие одежды во всех случаях нужно проектировать с Л п Р = 1.

164


§11.24. Пример расчета

Проектируется дорожная одежда с асфальтобетонным покрытием на участке

автомобильной дороги

I I технической категории

во I I дорожно-климатической

зоне. Тип

местности

по

условиям увлажнения

I . Грунт земляного полотна —

суглинок

непылеватый.

автомобиль — группа А по ГОСТ 9314—59 (10 Т на ось).

Расчетный грузовой

Приведенная интенсивность движения на полосу с учетом перспективы —

550 авт. /сутки.

 

 

 

1. С

учетом обеспеченности района дорожно-строительными материалами,

а также опыта службы дорог в районе проектирования намечена следующая кон­ струкция одежды (рис. 11.65): двухслойное асфальтобетонное покрытие на ос­ новании из укрепленного цементом гравийного материала; подстилающий слой — из среднезернистого песка. Расчетные характеристики материалов и грунта принимаем следующие (см. гл. 7):

 

Модули

 

упругости

асфальтобетона: верхний

слой — 15 ООО кГ/см2;

нижний

слой — 10 ООО кГ/см2.

 

Сопротивление нижнего слоя асфальтобетона

растяжению

при изгибе

/? и з г

=

12

кГ/см2.

 

 

материала,

укрепленного

6%

цемента, —

 

Модуль

 

упругости

гравийного

 

5000 кГ/см2,

 

сопротивление

растяжению

при изгибе — Яизг =

3

кГ/см2.

 

 

Модуль

 

упругости

среднезернистого

песка

— 1200

кГ/см2,

 

угол

внутрен­

него трения

ф =

40°; сцепление с =

0,05

кГ/см2.

Расчетная

относительная влаж ­

ность грунта

земляного

полотна

составляет

0,75WT .

При

этой

влажности

£ г р

=

280 кГ/см2,

 

ф =

15°,

с =

0,13

 

кГ/см2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На схеме конструкции одежды показаны предварительно намеченные раз­

меры конструктивных

слоев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Параметры расчетного автомобиля по ГОСТ 9314—59: диаметр

площади

контакта

колеса

D =

33

см;

среднее удельное

давление

колеса

на

покрытие

р =

6

кГ/см2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Рассчитываем, не переходит ли

в запредельное по

сдвигу

состояние

под­

стилающий

одежду

грунт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средний

модуль

упругости

слоев

дорожной

одежды

(11.75)

 

 

 

 

 

 

 

- ср

 

15 000 • 5 +

10 000 • 8 +

5000 • 18 +

1200 • 24= 4980

кГ/см2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 +

8 + 1 8 + 2 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вычисляем

отношения

-гр

 

 

 

 

 

 

I) =35 cn

P=bKf/CMl

 

 

 

4980

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

:

280- = 1 7 ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

tt,~5o±

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я

 

5 + 8 + 1 8

+

24

=

1,67.

 

 

 

 

 

(?)

 

$

f "о"Ч

 

 

 

 

 

D

 

 

 

 

33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

©

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По номограмме

рис.

11.42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

rtcr

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

находим

активное

напряжение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сдвига

от

временной

нагрузки

 

 

 

 

 

©

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 =

0,0134.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По

номограмме

рис.

11.44

 

 

 

 

 

Суглинок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при

Я

=

55

 

см

 

т а

в

=

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

=

0,003

кГ/сж2 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.

11.65. Расчетная

схема:

 

 

Полное

 

активное

напря­

 

 

 

 

кГ/см2;

 

 

/ — верхний

слой

асфальтобетона

 

£ | = 15 000

жение

сдвига

в

грунте

 

 

2

нижний

слой

асфальтобетона

 

 

=10

000

кГ/см2;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/?изг = 12

кГ/см2;

3 — гравийный материал

с добавкой

Та.max =

0,013

4-6 + 0,003

 

=

6% цемента £3 =5000 кГ/см2,

 

Яизг=3

кГ/см2;

4 — сред-

 

незернистый

песок

 

£4=1200

кГ/см2,

 

ф4 =40°,

с4 =

 

 

=

0,084

 

кГ/см2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

=0,05

 

кГ/см2

 

 

 

 

 

165