Файл: Конструирование и расчет нежестких дорожных одежд..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 286
Скачиваний: 1
§11.30. Сопоставление с зарубежным опытом1
Вряде стран проведены обширные экспериментальные исследова ния с целью выяснить работоспособность дорожных одежд различ ных конструкций. Накоплен также опыт службы одежд на эксплуати руемых дорогах, с использованием которого разработаны действующие
внастоящее время рекомендации по назначению конструкций одежд
на вновь сооружаемых дорогах. Представляет интерес выяснить, в какой степени результаты расчета по разработанному методу нахо дятся в соответствии с зарубежным опытом.
Ниже приводятся результаты сделанного сопоставления. Все рас четы выполнены для природных и эксплуатационных условий, при менительно к которым даны соответствующие рекомендации в той или иной стране.
Испытания AASHO [93] дали обширный экспериментальный ма териал для суждения о работоспособности дорожных одежд разных конструкций при различных нагрузках на ось автомобилей (подробнее см. гл. 2).
В качестве основных практических рекомендаций в результате этого достаточно длительного и дорогого эксперимента' (затраты на него составили около 27 млн. долл.) явились номограммы, дающие возможность назначать необходимую толщину одежды под нагрузки разной величины при заданной работоспособности дорожной кон струкции.
Одна из этих номограмм для одежд с асфальтобетонными покры тиями приведена на рис. 11.74. Кривыми показаны полученные в про цессе испытаний значения полной работоспособности одежд разной толщины при различной нагрузке на ось обращающихся автомоби лей. Работоспособность выражена в количестве двухосных автомоби лей, прошедших по одной полосе движения (горизонтальная ось).
Показатель толщины одежды Н (вертикальная ось) вычисляется по трехчленной формуле, аналогичной зависимости 1.1.
Нами для условий, имевшихся в опытах (климат, вид грунта, усло вия увлажнения, материалы, нагрузки на ось автомобилей), по изло женному выше методу (гл. 6—8) рассчитаны конструкции одежд, гаран тирующие высокую работоспособность. Полученные конструкции изо бражены в правой части рисунка. Для каждой из них вычислен по трехчленной формуле показатель толщины Я и по величине этого показателя полученные расчетом конструкции нанесены кружками на соответствующие кривые.
Можно видеть, что все рассчитанные по предлагаемому методу кон струкции дорожных одежд расположились в области высоких работоспособностей — от 3 до 6 млн. расчетных автомобилей по одной полосе движения. Это соответствует приблизительно 15—20 годам службы одежды при движении около 5000 автомобилей в сутки по дороге с двух полосной проезжей частью.
1 Более подробные сопоставления с учетом проектирования по норматив ному прогибу сделаны в ч. I I I . Прим. ред.
181
Аналогичное сопоставление с результатами испытаний в опытах AASHO одежд с цементобетонными покрытиями сделано для конст рукций, спроектированных в соответствии с предлагаемым в гл. 9 методом расчета оснований одежд с цементобетонными покрытиями. Получена вполне удовлетворительная сходимость результатов расче та с данными испытаний.
В Англии выпущены официальные рекомендации по назначению конструкций одежд нежесткого и жесткого типов на вновь сооружае мых дорогах [85]. Этот документ составлен на основании результатов исследований и опыта службы дорог. Рекомендации содержат номог раммы и таблицы, с помощью которых назначают необходимую тол щину отдельных конструктивных слоев из строго стандартных, мате риалов для дорог различных категорий в зависимости от интенсивности движения, а также характера грунтовых и гидрогеологических ус ловий.
Нами выполнены расчеты конструкций нежестких и жестких одежд применительно к характерным условиям Англии.
Расчеты нежестких одежд производились следующим образом. Толщины покрытия и верхнего слоя основания принимались в соот ветствии с английскими рекомендациями и лишь проверялись на проч ность, если это требовалось. Толщины нижнего слоя основания и под стилающего слоя рассчитывались по изложенному в настоящей работе методу исходя из условия достижения предельного равновесия в под стилающем грунте и в материале основания.
Рис. 11.74. Сопоставление конструкций одежд нежесткого типа, рассчитанных по предлагаемому методу, с результатами испытаний AASHO. На кривых нанесены нагрузки на ось. Приведенная толщина Я П р = 0,44/г1 + 0,14/г2 + 0,11Л3:
а — г — конструкции дорожных одежд;
/ — асфальтобетон; 2 — щебень; 3 — гравийный материал
182
|
|
ЦЦООаГ/см- |
£oSm |
Ч9&П КГ/см2 |
|
V Ео5ш, ' 195вкГ/В;-1 |
|
10(Ю) |
|
|
10(1 |
fit |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
20(20) |
20(201',/5000// |
|||
|
|
|
15(15) |
2000-'-"5 |
42(Щ. " |
2000^5 |
|
Е-2000 кГ/сглг |
|
Е'2в0кГ/смг |
|||||
tf-WfC=0,3t<r/CM2 |
|
|
|
||||
|
|
|
?-/5°С=0,15кг/сп2 |
|
|
||
|
|
|
|
|
Е°2Ь0кГ/см2 |
||
|
|
|
|
|
У'13°С=0,1кГ/см2 |
||
25(25) ЩТдТЛ) 1 Ч |
|
25(25)'ШВВрф1 |
25<25)ЩЩ8Ш' |
||||
ВДШ2 |
|
5(5) ЩТдЩУ^ |
5(5) ШРРШУ2 |
||||
|
20(20f>\ 4000*. |
zo(zoR/oop/ |
|
||||
г5(2о}У/)000/^4 |
|
|
|
|
|
|
|
УуУУУА^чг |
|
23(18)-" 2000"i5 |
45(^2) |
" 2000 |
|||
Е =2000 нГЫ |
|
|
ш t |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
У-<Ю°С = Ь,ЗкГ/СМ2 |
Е-гВОкГ/см2 • |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
Х=15°С=0,&<Г/см2 |
|
|
||
|
|
|
|
|
Е |
=Z40KrM? |
|
|
|
|
|
|
У =13° C=OJ кГ/см2 |
||
|
£е„БШ=2600КГ/С»' |
j ' EASLU=1330«7CM2 |
|
^Ес5щ-МОкГ/спг |
|||
S5(S5). |
У?--> |
|
65(65) '///khhnZ'/ 7 |
65(65)^600?////К5(б5)'//воо'аУ/// 2 |
|||
15(/5)«:ЧООо/М |
|
|
|
15(15) |
^ЛООО// |
||
|
к"!400иГ/ам' |
|
16(25)$У1Ш\:}Щб |
•>/\v |
\t> |
||
|
|
26(32)*'"ГШ |
iS |
||||
^з'с-цотг/см2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
E~2B0»(pf |
|
E'2k0 кГ/см2 |
||
|
|
|
f*i5°c=ai5i<m"2 |
|
|||
|
|
|
|
|
f=13°, 0-0,1 кг/см' |
||
Рис. 11.75. Сопоставление |
конструкций |
одежд |
нежесткого типа, рассчитанных по |
методу предельных состояний, с требуемыми по техническим условиям Англии. Интенсивность движения дана в количестве грузовых автомобилей на одну по лосу; цифры'на конструктивных слоях обозначают их модуль упругости в кГ/см2:
а — дороги 1-й |
категории (более 4500 |
авт./сутки); |
б — дороги |
3-й |
категории |
|||||||
(450—1500 |
авт./сутки); |
в — дороги |
5-й категории |
(45—150 |
авт./сутки); |
|||||||
/ — асфальтобетон; |
2— щебень, |
обработанный |
б и т у м о м — |
гравелистый |
грунт; 4 — щебень; |
|||||||
5 — гравийный материал; 6 — крупный |
песок; 7-~пылеватый |
грунт; 8 — суглинок |
||||||||||
Полученные результаты сопоставлены на рис. 11.75 (толщина слоев |
||||||||||||
в скобках — по английским |
рекомендациям). |
|
|
|
||||||||
Как видно, |
для подавляющего |
большинства |
конструкций рас |
|||||||||
хождение в толщине слоев не превышает 5 см. |
|
|
|
|||||||||
Аналогичным |
образом выполнено |
сопоставление для одежд с це- |
||||||||||
ментобетонными |
покрытиями. |
Толщину |
искусственного |
основания |
||||||||
в различных |
грунтовых |
и гидрогеологических условиях |
принимали |
|||||||||
в соответствии с английскими |
рекомендациями и по методу, изложен |
|||||||||||
ному в гл. 9, рассчитывали необходимую толщину |
цементобетонного |
|||||||||||
покрытия. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Здесь расхождения оказались еще меньше, чем у одежд нежесткого типа.
Такое же сопоставление, также с вполне положительными резуль татами,толщины слоев, полученных расчетом по предлагаемому методу,
183
сделано с разработанными в последнее время типовыми |
конструкциями |
|
дорожных одежд во Франции и в ФРГ. |
|
|
Можно видеть таким образом, что результаты сделанных |
расчетов |
|
по предлагаемому методу вполне удовлетворительно |
согласуются |
|
с рекомендуемыми в настоящее время в ряде стран |
конструкциями |
|
одежд, разработанными главным образом на основе опыта |
службы |
дорог. Причем хорошее соответствие имеет место в весьма широком диапазоне природных и эксплуатационных условий.
Помимо того что это подтверждает еще раз обоснованность при нятых расчетной схемы и критериев предельного состояния, это кос венно указывает также и на достаточную достоверность рекомендуе мых расчетных характеристик.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. А б р а м о в Л . Т. Д р ы ж а н о в с к и й И. М., П е т р о в а А. Г. Распределяющая способность грунтов и других материалов, обработанных це
ментом. — «Автомобильные |
дороги» 1968, № 1, с. 31—32. |
|
|||||
2. А б р а м о в Л. Т., К р ы ж а н о в с к и й И. М., П е т р о в а А. Г. |
|||||||
Исследование распределения напряжений в грунтах |
от статической |
нагрузки •— |
|||||
«Основания, фундаменты и механика грунтов», 1968, № |
6, с. 1—3. |
|
|||||
3. |
Б-а б к о в |
В. |
Ф. |
Изучение работы грунта |
в одежде грунтовых дорог |
||
(часть |
экспериментальная). М., Гостранстехиздат, |
1937, с. 47—61 |
(Труды Мо |
||||
сковского автомобильно-дорожного института. Вып. 5). |
|
|
|||||
4. |
Б а б к о в |
В. |
Ф. |
Напряжения в грунтовых |
основаниях |
дорожных |
|
одежд. М., Дориздат, |
1941, с. 99—194 (Труды Дорнии. Вып. IIL) . |
|
|||||
5. Б а б к о в В. Ф., О р н а т - с к и й Н. В., М а с л о в Н. Н., И в а |
|||||||
н о в |
Н. Н. Вопросы строительства на V Международном конгрессе по меха |
нике грунтов и фундаментостроению. Изд. Бюро НТ И Минавтошосдора РСФСР. М., 1963, с. 102—107.
|
6. Б е р е з а н ц е в |
В. Г. Осесимметричная задача |
теории |
предельного |
||||||
равновесия сыпучей |
среды. М., Гостехиздат, |
1952, 115 с. |
|
|
|
|||||
|
7. Б и р у л я |
А. К-, Е р м а к о в и ч |
Д . Е. |
Исследование |
напряжений |
|||||
в |
нежестких |
дорожных |
одеждах |
при проходе |
колеса |
автомобиля. |
Извес |
|||
тия |
высших |
учебных |
заведений |
. — «Строительство и |
архитектура», |
1962, |
№1, с. 97—102.
8.Б и р у л я А. К. Конструирование и расчет нежестких одежд авто мобильных дорог. М., «Транспорт», 1964, 167 с.
9.Б о л ш т я н с к и й М. П. Экспериментальное исследование напря жений в неоднородной сыпучей среде. — «Основания, фундаменты и механика
грунтов», 1962, № 6, с. 11 — 13.
10. Г е р с е в а н о |
в Н. М., П |
о л ь ш и н |
Д . Е. Теоретические основы |
механики грунтов и их |
практические |
применения. |
М., Стройиздат, 1948, 247 с. |
11.Г о л ь д ш т е й н М. Н. Механические свойства грунтов. М., Изд-во по строительству и архитектуре, 1952, 259 с.
12.Г о р б у н о в-П о с а д о в М. И. Таблицы для расчета плит на упру гом основании. М., Госстройиздат, 1959, 98 с.
13. Е р м а к о в и ч |
Д . Е. |
Экспериментальные исследования |
напряжений |
|||||
и осадок в нежестких дорожных |
покрытиях. Харьков, изд-во ХГУ, 1956, с. 45— |
|||||||
54 (Труды |
Х А Д И . Вып. 18). |
|
|
|
|
|
|
|
14. Ж е л е з н и к о в М. |
А. |
О |
расчете тонких шарнирно |
соединенных |
||||
полубесконечных плит, лежащих на |
двухслойном основании. •— «Инженерный |
|||||||
журнал», 1965, т. 5, вып. 2, с. 367—371. |
|
|
|
|||||
15. Ж е л е з н и к о в |
М. |
А., |
|
К о н д р а ш о в а |
Ж . А., |
С а к к а- |
||
е в Ю. Г. |
Исследование напряженного состояния однородного и |
двухслойного |
||||||
оснований |
шарнирно соединенных |
плит. В кн.: Совершенствование |
конструк |
|||||
ций дорожных бетонных |
покрытий |
и повышение качества бетона. |
Балашиха, |
|||||
изд. Союздорнии, 1969, с. 213—252 (Труды Союздорнии. Вып. 28). |
|
|
184
16.Ж е л е з н и к о в М. А.- Исследование моделей одежд с цементобе тонными покрытиями. М., изд. Союздорнии, 1971, с. 200—214 (Труды Союздор нии. Вып. 47).
17.И в а н о в Н. Н. Сопоставление результатов исследований, прове
денных в Москве и Ленинграде. В к н . и с с л е д о в а н и я по механике дорожной одеж
ды. М., Дориздат, |
1941, с. 196—205 (Труды |
Дорнии. |
Вып. |
I I I ) . |
|||
18. И в а н о в |
Н; |
Н., |
К р и в и с с к и й |
А. |
М. |
Выбор конструкций |
|
дорожных о д е ж д М., Дориздат, 1943, 69 с. |
|
|
|
|
|||
19. И в а н о в |
Н. |
Н. |
и др. Проектирование дорожных одежд. М., Авто- |
||||
трансиздат, 1955, 250 с. |
|
|
|
|
|
|
|
20. И в а н о в |
Н. |
Н., |
К о г а н з о н |
М. |
С , |
К о н о в а л о в С. В. |
|
Основы новой методики |
расчета жестких дорожных одежд с учетом повторности |
воздействия нагрузок (Московский автомобильно-дорожный институт.) М., «Высшая школа», 1969, 52 с.
21. И н о з е м ц е в А. А. Сопротивление нагрузке нежестких дорожных покрытий и грунтовых оснований по данным экспериментальных исследований. В кн.: Исследования по механике дорожной одежды. М., Дориздат, 1941, с. 5—97
(Труды |
Дорнии. Вып. I I I ) . |
|
|
|
22. |
К а л у ж с к и й Я. А. Принципы конструирования дорожных |
одежд.— |
||
«Автомобильные дороги», |
1965, № |
10, с. 6—7. |
|
|
23. |
К а н д а у р о в |
И. И. |
Механика зернистых сред и ее применение |
|
в строительстве. М . — Л . , |
Стройиздат, 1966, 314 с. |
|
||
24. |
К а н д а у р о в |
И. И., |
М у л л е р Р . А., Р а д о в с к и й |
Б . С. |
О статистической механике зернистых грунтов и трещиноватых скальных гор
ных пород, |
Proceedings |
of |
3 - r d Budapest |
Conference on Soil Mechanics and |
Foundation |
Engineering. Section 4. Budapest, |
October, 1968. . |
||
25. К и p e e в С. |
M . , |
T e л я e в П. |
И. Нагрузка на дорогу от колеса |
движущегося автомобиля. Материалы к научно-технической конференции по динамическим воздействиям на грунты и одежды автомобильных дорог. Л . ,
Стройиздат, |
1964, с. |
118—124. |
|
|
|
26. К о г а н Б . |
И. |
Напряжение |
и деформации.многослойных покрытий. |
||
Харьков, Изд-во ХГУ, 1953, с. 33—46 (Труды Х А Д И . Вып. 14). |
|
||||
27. К о н о в а л о в |
С. В., К о г а н з о н М. С. Практическая |
методика |
|||
расчета жестких дорожных покрытий с учетом повторности воздействия |
нагрузок |
||||
(Московский |
автомобильно-дорожный |
институт). М., «Высшая школа», 1970, |
218с.
28.К о р с у н с к и й М. Б . Основы теории расчета нежестких дорожных одежд по предельным относительным удлинениям. Сб. «Обоснование расчетных параметров для нежестких дорожных покрытий». М., Дориздат, 1952, с. 58—92.
29. К о р с у н с к и й М. Б . Экспериментальное исследование зависи мости между коэффициентом запаса статической прочности одежды и критичес ким числом проходов движущейся нагрузки. В кн.: Обоснование расчетных па раметров для нежестких дорожных покрытий. М., Дориздат, 1952, с. 100—105.
30. К о р с у н с к и й М. Б . Приближенный метод определения верти кальных перемещений дорожной одежды и распределения давления на подсти лающий грунт в условиях пространственной задачи. Сб. «Исследование прочно сти дорожных одежд». М., Автотрансиздат, 1959, с. 261—299.
31. К о р с у н с к и й М. Б . О критериях предельного состояния нежест ких дорожных одежд, предназначенных для работы в упругой стадии. Харьков, Изд-во ХГУ, 1961, с. 41—49 (Труды Всесоюзной конференции по вопросам прочности дорожных одежд).
32. К о р с у н с к и й |
М. |
Б. |
Метод численного определения напряжений |
|||||||
и перемещений |
в |
многослойном |
линейно-деформируемом полупространстве. |
|||||||
Доклады и |
сообщения на |
научно-техническом |
совещании по |
строительству |
||||||
автомобильных |
дорог. Секция |
земляного полотна. М., Изд. Союздорнии, 1963, |
||||||||
с. 227—239. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
33. К о р с у н с к и й |
М. |
Б. |
Определение напряжений |
и |
перемещений |
|||||
в основании сооружения, создающего на грунт |
вертикальное |
равномерное дав |
||||||||
ление по площади |
круга. М., Стройиздат, 1964, с. 5—15 |
(Труды |
Научно-иссле |
|||||||
довательского |
ин-та оснований |
и подземных сооружений. |
Вып. 55). |
185