Файл: Конструирование и расчет нежестких дорожных одежд..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 286

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§11.30. Сопоставление с зарубежным опытом1

Вряде стран проведены обширные экспериментальные исследова­ ния с целью выяснить работоспособность дорожных одежд различ­ ных конструкций. Накоплен также опыт службы одежд на эксплуати­ руемых дорогах, с использованием которого разработаны действующие

внастоящее время рекомендации по назначению конструкций одежд

на вновь сооружаемых дорогах. Представляет интерес выяснить, в какой степени результаты расчета по разработанному методу нахо­ дятся в соответствии с зарубежным опытом.

Ниже приводятся результаты сделанного сопоставления. Все рас­ четы выполнены для природных и эксплуатационных условий, при­ менительно к которым даны соответствующие рекомендации в той или иной стране.

Испытания AASHO [93] дали обширный экспериментальный ма­ териал для суждения о работоспособности дорожных одежд разных конструкций при различных нагрузках на ось автомобилей (подробнее см. гл. 2).

В качестве основных практических рекомендаций в результате этого достаточно длительного и дорогого эксперимента' (затраты на него составили около 27 млн. долл.) явились номограммы, дающие возможность назначать необходимую толщину одежды под нагрузки разной величины при заданной работоспособности дорожной кон­ струкции.

Одна из этих номограмм для одежд с асфальтобетонными покры­ тиями приведена на рис. 11.74. Кривыми показаны полученные в про­ цессе испытаний значения полной работоспособности одежд разной толщины при различной нагрузке на ось обращающихся автомоби­ лей. Работоспособность выражена в количестве двухосных автомоби­ лей, прошедших по одной полосе движения (горизонтальная ось).

Показатель толщины одежды Н (вертикальная ось) вычисляется по трехчленной формуле, аналогичной зависимости 1.1.

Нами для условий, имевшихся в опытах (климат, вид грунта, усло­ вия увлажнения, материалы, нагрузки на ось автомобилей), по изло­ женному выше методу (гл. 6—8) рассчитаны конструкции одежд, гаран­ тирующие высокую работоспособность. Полученные конструкции изо­ бражены в правой части рисунка. Для каждой из них вычислен по трехчленной формуле показатель толщины Я и по величине этого показателя полученные расчетом конструкции нанесены кружками на соответствующие кривые.

Можно видеть, что все рассчитанные по предлагаемому методу кон­ струкции дорожных одежд расположились в области высоких работоспособностей — от 3 до 6 млн. расчетных автомобилей по одной полосе движения. Это соответствует приблизительно 15—20 годам службы одежды при движении около 5000 автомобилей в сутки по дороге с двух­ полосной проезжей частью.

1 Более подробные сопоставления с учетом проектирования по норматив­ ному прогибу сделаны в ч. I I I . Прим. ред.

181


Аналогичное сопоставление с результатами испытаний в опытах AASHO одежд с цементобетонными покрытиями сделано для конст­ рукций, спроектированных в соответствии с предлагаемым в гл. 9 методом расчета оснований одежд с цементобетонными покрытиями. Получена вполне удовлетворительная сходимость результатов расче­ та с данными испытаний.

В Англии выпущены официальные рекомендации по назначению конструкций одежд нежесткого и жесткого типов на вновь сооружае­ мых дорогах [85]. Этот документ составлен на основании результатов исследований и опыта службы дорог. Рекомендации содержат номог­ раммы и таблицы, с помощью которых назначают необходимую тол­ щину отдельных конструктивных слоев из строго стандартных, мате­ риалов для дорог различных категорий в зависимости от интенсивности движения, а также характера грунтовых и гидрогеологических ус­ ловий.

Нами выполнены расчеты конструкций нежестких и жестких одежд применительно к характерным условиям Англии.

Расчеты нежестких одежд производились следующим образом. Толщины покрытия и верхнего слоя основания принимались в соот­ ветствии с английскими рекомендациями и лишь проверялись на проч­ ность, если это требовалось. Толщины нижнего слоя основания и под­ стилающего слоя рассчитывались по изложенному в настоящей работе методу исходя из условия достижения предельного равновесия в под­ стилающем грунте и в материале основания.

Рис. 11.74. Сопоставление конструкций одежд нежесткого типа, рассчитанных по предлагаемому методу, с результатами испытаний AASHO. На кривых нанесены нагрузки на ось. Приведенная толщина Я П р = 0,44/г1 + 0,14/г2 + 0,11Л3:

а г — конструкции дорожных одежд;

/ — асфальтобетон; 2 — щебень; 3 гравийный материал

182

 

 

ЦЦООаГ/см-

£oSm

Ч9&П КГ/см2

 

V Ео5ш, ' 195вкГ/В;-1

10(Ю)

 

 

10(1

fit

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20(20)

20(201',/5000//

 

 

 

15(15)

2000-'-"5

42(Щ. "

2000^5

Е-2000 кГ/сглг

 

Е'2в0кГ/смг

tf-WfC=0,3t<r/CM2

 

 

 

 

 

 

?-/5°С=0,15кг/сп2

 

 

 

 

 

 

 

Е°2Ь0кГ/см2

 

 

 

 

 

У'13°С=0,1кГ/см2

25(25) ЩТдТЛ) 1 Ч

 

25(25)'ШВВрф1

25<25)ЩЩ8Ш'

ВДШ2

 

5(5) ЩТдЩУ^

5(5) ШРРШУ2

 

20(20f>\ 4000*.

zo(zoR/oop/

 

г5(2о}У/)000/^4

 

 

 

 

 

 

УуУУУА^чг

 

23(18)-" 2000"i5

45(^2)

" 2000

Е =2000 нГЫ

 

 

ш t

 

 

 

 

 

 

 

У-<Ю°С = Ь,ЗкГ/СМ2

Е-гВОкГ/см2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х=15°С=0,&<Г/см2

 

 

 

 

 

 

 

Е

=Z40KrM?

 

 

 

 

 

У =13° C=OJ кГ/см2

 

£е„БШ=2600КГ/С»'

j ' EASLU=1330«7CM2

 

с5щ-МОкГ/спг

S5(S5).

У?-->

 

65(65) '///khhnZ'/ 7

65(65)^600?////К5(б5)'//воо'аУ/// 2

15(/5)«:ЧООо/М

 

 

 

15(15)

^ЛООО//

 

к"!400иГ/ам'

 

16(25)$У1Ш\:}Щб

•>/\v

\t>

 

 

26(32)*'"ГШ

iS

^з'с-цотг/см2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

E~2B0»(pf

 

E'2k0 кГ/см2

 

 

 

f*i5°c=ai5i<m"2

 

 

 

 

 

 

f=13°, 0-0,1 кг/см'

Рис. 11.75. Сопоставление

конструкций

одежд

нежесткого типа, рассчитанных по

методу предельных состояний, с требуемыми по техническим условиям Англии. Интенсивность движения дана в количестве грузовых автомобилей на одну по­ лосу; цифры'на конструктивных слоях обозначают их модуль упругости в кГ/см2:

а — дороги 1-й

категории (более 4500

авт./сутки);

б — дороги

3-й

категории

(450—1500

авт./сутки);

в — дороги

5-й категории

(45—150

авт./сутки);

/ — асфальтобетон;

2— щебень,

обработанный

б и т у м о м —

гравелистый

грунт; 4 — щебень;

5 — гравийный материал; 6 — крупный

песок; 7-~пылеватый

грунт; 8 — суглинок

Полученные результаты сопоставлены на рис. 11.75 (толщина слоев

в скобках — по английским

рекомендациям).

 

 

 

Как видно,

для подавляющего

большинства

конструкций рас­

хождение в толщине слоев не превышает 5 см.

 

 

 

Аналогичным

образом выполнено

сопоставление для одежд с це-

ментобетонными

покрытиями.

Толщину

искусственного

основания

в различных

грунтовых

и гидрогеологических условиях

принимали

в соответствии с английскими

рекомендациями и по методу, изложен­

ному в гл. 9, рассчитывали необходимую толщину

цементобетонного

покрытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь расхождения оказались еще меньше, чем у одежд нежесткого типа.

Такое же сопоставление, также с вполне положительными резуль­ татами,толщины слоев, полученных расчетом по предлагаемому методу,

183


сделано с разработанными в последнее время типовыми

конструкциями

дорожных одежд во Франции и в ФРГ.

 

 

Можно видеть таким образом, что результаты сделанных

расчетов

по предлагаемому методу вполне удовлетворительно

согласуются

с рекомендуемыми в настоящее время в ряде стран

конструкциями

одежд, разработанными главным образом на основе опыта

службы

дорог. Причем хорошее соответствие имеет место в весьма широком диапазоне природных и эксплуатационных условий.

Помимо того что это подтверждает еще раз обоснованность при­ нятых расчетной схемы и критериев предельного состояния, это кос­ венно указывает также и на достаточную достоверность рекомендуе­ мых расчетных характеристик.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. А б р а м о в Л . Т. Д р ы ж а н о в с к и й И. М., П е т р о в а А. Г. Распределяющая способность грунтов и других материалов, обработанных це­

ментом. — «Автомобильные

дороги» 1968, № 1, с. 31—32.

 

2. А б р а м о в Л. Т., К р ы ж а н о в с к и й И. М., П е т р о в а А. Г.

Исследование распределения напряжений в грунтах

от статической

нагрузки •—

«Основания, фундаменты и механика грунтов», 1968, №

6, с. 1—3.

 

3.

Б-а б к о в

В.

Ф.

Изучение работы грунта

в одежде грунтовых дорог

(часть

экспериментальная). М., Гостранстехиздат,

1937, с. 47—61

(Труды Мо­

сковского автомобильно-дорожного института. Вып. 5).

 

 

4.

Б а б к о в

В.

Ф.

Напряжения в грунтовых

основаниях

дорожных

одежд. М., Дориздат,

1941, с. 99—194 (Труды Дорнии. Вып. IIL) .

 

5. Б а б к о в В. Ф., О р н а т - с к и й Н. В., М а с л о в Н. Н., И в а ­

н о в

Н. Н. Вопросы строительства на V Международном конгрессе по меха­

нике грунтов и фундаментостроению. Изд. Бюро НТ И Минавтошосдора РСФСР. М., 1963, с. 102—107.

 

6. Б е р е з а н ц е в

В. Г. Осесимметричная задача

теории

предельного

равновесия сыпучей

среды. М., Гостехиздат,

1952, 115 с.

 

 

 

 

7. Б и р у л я

А. К-, Е р м а к о в и ч

Д . Е.

Исследование

напряжений

в

нежестких

дорожных

одеждах

при проходе

колеса

автомобиля.

Извес­

тия

высших

учебных

заведений

. — «Строительство и

архитектура»,

1962,

1, с. 97—102.

8.Б и р у л я А. К. Конструирование и расчет нежестких одежд авто­ мобильных дорог. М., «Транспорт», 1964, 167 с.

9.Б о л ш т я н с к и й М. П. Экспериментальное исследование напря­ жений в неоднородной сыпучей среде. — «Основания, фундаменты и механика

грунтов», 1962, № 6, с. 11 — 13.

10. Г е р с е в а н о

в Н. М., П

о л ь ш и н

Д . Е. Теоретические основы

механики грунтов и их

практические

применения.

М., Стройиздат, 1948, 247 с.

11.Г о л ь д ш т е й н М. Н. Механические свойства грунтов. М., Изд-во по строительству и архитектуре, 1952, 259 с.

12.Г о р б у н о в-П о с а д о в М. И. Таблицы для расчета плит на упру­ гом основании. М., Госстройиздат, 1959, 98 с.

13. Е р м а к о в и ч

Д . Е.

Экспериментальные исследования

напряжений

и осадок в нежестких дорожных

покрытиях. Харьков, изд-во ХГУ, 1956, с. 45—

54 (Труды

Х А Д И . Вып. 18).

 

 

 

 

 

 

14. Ж е л е з н и к о в М.

А.

О

расчете тонких шарнирно

соединенных

полубесконечных плит, лежащих на

двухслойном основании. •— «Инженерный

журнал», 1965, т. 5, вып. 2, с. 367—371.

 

 

 

15. Ж е л е з н и к о в

М.

А.,

 

К о н д р а ш о в а

Ж . А.,

С а к к а-

е в Ю. Г.

Исследование напряженного состояния однородного и

двухслойного

оснований

шарнирно соединенных

плит. В кн.: Совершенствование

конструк

ций дорожных бетонных

покрытий

и повышение качества бетона.

Балашиха,

изд. Союздорнии, 1969, с. 213—252 (Труды Союздорнии. Вып. 28).

 

 

184


16.Ж е л е з н и к о в М. А.- Исследование моделей одежд с цементобе­ тонными покрытиями. М., изд. Союздорнии, 1971, с. 200—214 (Труды Союздор­ нии. Вып. 47).

17.И в а н о в Н. Н. Сопоставление результатов исследований, прове­

денных в Москве и Ленинграде. В к н . и с с л е д о в а н и я по механике дорожной одеж­

ды. М., Дориздат,

1941, с. 196—205 (Труды

Дорнии.

Вып.

I I I ) .

18. И в а н о в

Н;

Н.,

К р и в и с с к и й

А.

М.

Выбор конструкций

дорожных о д е ж д М., Дориздат, 1943, 69 с.

 

 

 

 

19. И в а н о в

Н.

Н.

и др. Проектирование дорожных одежд. М., Авто-

трансиздат, 1955, 250 с.

 

 

 

 

 

 

20. И в а н о в

Н.

Н.,

К о г а н з о н

М.

С ,

К о н о в а л о в С. В.

Основы новой методики

расчета жестких дорожных одежд с учетом повторности

воздействия нагрузок (Московский автомобильно-дорожный институт.) М., «Высшая школа», 1969, 52 с.

21. И н о з е м ц е в А. А. Сопротивление нагрузке нежестких дорожных покрытий и грунтовых оснований по данным экспериментальных исследований. В кн.: Исследования по механике дорожной одежды. М., Дориздат, 1941, с. 5—97

(Труды

Дорнии. Вып. I I I ) .

 

 

22.

К а л у ж с к и й Я. А. Принципы конструирования дорожных

одежд.—

«Автомобильные дороги»,

1965, №

10, с. 6—7.

 

23.

К а н д а у р о в

И. И.

Механика зернистых сред и ее применение

в строительстве. М . — Л . ,

Стройиздат, 1966, 314 с.

 

24.

К а н д а у р о в

И. И.,

М у л л е р Р . А., Р а д о в с к и й

Б . С.

О статистической механике зернистых грунтов и трещиноватых скальных гор­

ных пород,

Proceedings

of

3 - r d Budapest

Conference on Soil Mechanics and

Foundation

Engineering. Section 4. Budapest,

October, 1968. .

25. К и p e e в С.

M . ,

T e л я e в П.

И. Нагрузка на дорогу от колеса

движущегося автомобиля. Материалы к научно-технической конференции по динамическим воздействиям на грунты и одежды автомобильных дорог. Л . ,

Стройиздат,

1964, с.

118—124.

 

 

26. К о г а н Б .

И.

Напряжение

и деформации.многослойных покрытий.

Харьков, Изд-во ХГУ, 1953, с. 33—46 (Труды Х А Д И . Вып. 14).

 

27. К о н о в а л о в

С. В., К о г а н з о н М. С. Практическая

методика

расчета жестких дорожных покрытий с учетом повторности воздействия

нагрузок

(Московский

автомобильно-дорожный

институт). М., «Высшая школа», 1970,

218с.

28.К о р с у н с к и й М. Б . Основы теории расчета нежестких дорожных одежд по предельным относительным удлинениям. Сб. «Обоснование расчетных параметров для нежестких дорожных покрытий». М., Дориздат, 1952, с. 58—92.

29. К о р с у н с к и й М. Б . Экспериментальное исследование зависи­ мости между коэффициентом запаса статической прочности одежды и критичес­ ким числом проходов движущейся нагрузки. В кн.: Обоснование расчетных па­ раметров для нежестких дорожных покрытий. М., Дориздат, 1952, с. 100—105.

30. К о р с у н с к и й М. Б . Приближенный метод определения верти­ кальных перемещений дорожной одежды и распределения давления на подсти­ лающий грунт в условиях пространственной задачи. Сб. «Исследование прочно­ сти дорожных одежд». М., Автотрансиздат, 1959, с. 261—299.

31. К о р с у н с к и й М. Б . О критериях предельного состояния нежест­ ких дорожных одежд, предназначенных для работы в упругой стадии. Харьков, Изд-во ХГУ, 1961, с. 41—49 (Труды Всесоюзной конференции по вопросам прочности дорожных одежд).

32. К о р с у н с к и й

М.

Б.

Метод численного определения напряжений

и перемещений

в

многослойном

линейно-деформируемом полупространстве.

Доклады и

сообщения на

научно-техническом

совещании по

строительству

автомобильных

дорог. Секция

земляного полотна. М., Изд. Союздорнии, 1963,

с. 227—239.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33. К о р с у н с к и й

М.

Б.

Определение напряжений

и

перемещений

в основании сооружения, создающего на грунт

вертикальное

равномерное дав­

ление по площади

круга. М., Стройиздат, 1964, с. 5—15

(Труды

Научно-иссле­

довательского

ин-та оснований

и подземных сооружений.

Вып. 55).

185