Файл: Конструирование и расчет нежестких дорожных одежд..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 285

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

34.К о р с у н с к и й М. Б . Практические методы определения напря­ женно-деформированного состояния конструкций дорожных одежд. Труды Союздорнии. Вып. 6. М., «Транспорт», 1966, с. 5—78.

35.К о р с у н с к и й М. Б. Оценка прочности дорог с нежесткими одеж­ дами. М., «Транспорт», 1966, с. 153.

36. К о р с у н с к и й М. Б . Напряженно-деформированное состояние дорожных одежд с учетом модуля сцепления слоев. Материалы Всесоюзной меж- ^ вузовской научно-технической конференции по прочности дорожных одежд. Харьков, изд. КАДИ, 1968, с. 39—44.

37.К о р с у н с к и й М. Б . , С а л л ь А. О., Т е л я е в П. И. При­ ведение многослойных дорожных конструкций к расчетным моделям. М., Изд. Союздорнии, 1971, с. 26—33 (Труды Союздорнии. Вып. 47).

38.К р и в и с с к и й А. М. Испытание дорожных одежд на полигонах. — «Автомобильные дороги», 1959, № 12, с. 25—28.

39.

К р и в и с с к и й

А.

М.

Лабораторное

исследование

предельного

состояния грунта

при повторных нагрузках . В кн.- Исследование

прочности до­

рожных

одежд.

М., Автотрансиздат,

1959, с. 198—250.

 

40.

К р и в и с с к и й

А.

М.,

П

у з а к о в Н.

А. О методике подготов­

ки образцов для определения модуля деформации грунта. В кн.: Исследование прочности дорожных одежд. М., Автотрансиздат, 1959, с. 183—197.

41. К р и в и с с к и й А. М. Новые схемы для расчета нежестких дорож­ ных одежд. М., Автотрансиздат, 1961, 76 с.

42.К р и в и с с к и й А. М. Конструирование и расчет нежестких до­ рожных одежд по месткому предельному равновесию. М., Автотрансиздат, 1963. 75 с.

43.К р и в и с с к и й А. М. Современные методы расчета дорожных одежд. Доклады - на зональном совещании в г. Ташкенте по автодорожному проектиро­ ванию и строительству. М., Изд. Союздорнии, 1966, 16 с.

44. М а с л о в Н. Н. Основы механики грунтов и инженерной геологии.

М., «Высшая школа», 1968, 628 с.

45.М е д н и к о в И. А. К теории изгиба многослойных и армированных дорожных плит. М., «Транспорт», 1966, с. 90—104 (Труды Союздорнии. Вып. 7).

46.М о т ы л е в Ю. Л . К вопросу об учете повторности нагрузки при кон­ струировании нежестких дорожных одежд. В кн. :Обоснование расчетных па­

раметров для нежестких дорожных одежд. М., Дориздат, 1952, с. 122—146.

47.О р н а т с к и й Н. В. Механика грунтов. М., изд-во МГУ, 1950,

419 с.

48.П у з а к о в Н. А. Исследование прочности дорожных одежд и грун­ тов с помощью передвижного пресса. В кн. и с с л е д о в а н и е прочности дорожных одежд. М., Автотрансиздат, 1959, с. 87—154.

 

49. Р а д о в с к и й

 

Б . С. Напряженное состояние жестких дорожных

одежд с промежуточными слоями из слабосвязных зернистых материалов (Ав­

тореферат кандидатской диссертации). Харьков, 1966, 21 с.

 

 

50. Р а д о в с к и й

 

Б . С. Распределение напряжений в модели нежесткой

дорожной одежды. М., изд. Союздорнии; 1966, с. 116—125 (Труды Союздорнии.

Вып. 13).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

51. К о р с у н с к и й

М. Б . , К р и в и с с к и й

А. М. К вопросу

о схе­

мах

расчета

нежестких

дорожных

одежд. В кн. .-Исследование прочности

дорож­

ных

одежд.

М., Автотрансиздат,

1959, с. 251—260.

 

 

 

52. Р а д о в с к и й

 

Б.

С ,

Т е л я е в

П.

И.

Особливосп работ! сла-

бозвъязных

зернистих

матер1ал1В в пром!жних шарах до

Автомобильш дороги i

дорожне

буд1вництво.

 

Вип. 5. КиТв, «Буд1вельник»,

1969, с. 110—117.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

53. Р а п п о п о р т

 

Р .

М.

Задача Буссинеска для слоистого упругого

полупространства. Л . , Изд. Л П И , 1948, с. 3—18

(Труды Ленинградского

поли­

технического института имени М. И. Калинина. Вып. 5).

 

 

54. Р е б и н д е р

П. А.,

С е г а л о в а

Е. Е. Исследование упруго-

пластично-вязких свойств

структурированных

дисперсных систем. Д А Н , 1950,

1.

55.Р е й н е р М. Реология. М., «Наука», 1965, 223 с.

186


56.

С а л л ь

А.

О. Особенности

изгиба асфальтобетонного

покрытия

при кратковременных

нагрузках . М., Изд. Союздорнии,

1964, с. 19—26 (Труды

Союздорнии. Вып. 3).

 

 

 

 

57.

С а л л ь

А.

О.

Прочность

асфальтобетона

на растяжение

при из­

гибе. «Автомобильные

дороги», 1967, № 7, с. 18—20.

 

 

58.

С а л л ь

А.

О.

Механические свойства асфальтобетона при изгибе

кратковременными

нагрузками. М., «Транспорт», 1969, с. 102—115 (Труды Со­

юздорнии. Вып. 34).

 

 

 

 

 

'59.

С е р г е е в Е. М. Грунтоведение. М., изд-во

МГУ, 1959, 334 с.

60.

С е р е б р я н ы й

Р . В. Расчет тонких шарнирно соединенных плит

на упругом основании. М., Госстройиздат, 1962, 64 с.

 

 

61. С т р о г а н о в

А. С. Некоторые проблемы пластичности грунтов.

Автореферат докторской

диссертации. М., 1968, 68 с.

 

 

62.Т р о и ц к а я М. Н., Д е р м е л е в В. К. Экспериментальные ис­ следования накопления деформаций в однородных средах и двухслойных систе­ мах при различных режимах приложения повторных нагрузок. В кн. Обосно­ вание расчетных параметров для нежестких дорожных одежд. М., Дориздат, 1952, с. 106—122.

63.Т у р о в е р о в К. К- К вопросу исследования напряженного и дефор­ мированного состояния упругого слоистого полупространства. Изд. Ленин­

градской лесотехнической

академии

имени С. М. Кирова, 1962, с. 87—101 (Тру­

ды

Ленинградской

лесотехнической

академии имени С. М. Кирова. Вып. 94).

 

64.

Ф а я н е Б . Л . Построение линий равных

напряжений и деформаций

в

однородном полупространстве от

вертикальной равномерно

распределенной

нагрузки по кругу. М., Стройиздат,

1964, с. 16—26

(Труды

 

Научно-исследо­

вательского института оснований и подземных сооружений. Вып. 55).

 

 

65.

Ф л о р и н

В.

А.

 

Основы механики грунтов. М.,

Госстройиздат,

том I , 1959, 356 с , том I I ,

1961, 543 с.

 

 

 

 

 

 

66.

Ц ы т о в и ч

Н.

А.

Механика

грунтов.

М., Госстройиздат,

1963,

636 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

67.

Ш е х т е р

О. Я-

Расчет бесконечной фундаментной плиты, лежащей

на упругом

основании

конечной и бесконечной мощности и нагруженной

сосре­

доточенной

силой. Сб. трудов

НИС Треста

глубинных работ

«Свайные и естест­

венные основания». М.—Л.,

Изд-во строительной литературы,

1939, с. 133—139.

 

68.

Инструкция по назначению конструкций дорожных

одежд

нежест­

кого типа. ВСН 46-60. М., Автотрансиздат,

1961, 78 с.

 

 

 

 

69.

Методические указания по конструированию и расчету дорожных одежд

нежесткого типа с усовершенствованными покрытиями. М., Изд. Оргтрансстрой, 1965, 101 с.

70.

Предложения по расчету и конструированию цементобетонных покрытий

на основаниях

различных типов. (Изд. Союздорнии), 1968, 68 с.

71. Технические указания

по устройству дорожных оснований из обломоч­

ных материалов

укрепленных

цементом. ВСН 164-69. М., Изд. Оргтрансстрой,

1970, 48 с.

 

 

 

 

72.

Труды

Союздорнии. Вып. 6. М., «Транспорт», 1966, с. 167.

73.

С о 1 е

Е. R.

L . Soils in S. S. A. Ph. D. thesis Cambridge University,

1967.

 

 

 

 

 

74.

D a n t u

P.

Etude de mecanique de chaussees sur modeles a deux di­

mensions. «Revue Generate des Routes et des Aerodromes*, № 409, 1966.

75.

H a r d y

R.

M . , R i v a r d R. M . Distributions of stresses under

the pavement, initiated

by trolleybus loads. Highway Research Board Proceedings,

vol. 32, 1953.

 

 

 

 

76.

H e u m a n C. Journal

for mathematics and Physics. V . X X , № 2, 1941.

77.

H о г п e

M . R. The behavior of an assembly of totund, rigid cohesion-

less particles. «Proceedings of the Royal Society of London», ser. A, Mathematical

and Physical Sciences, vol. 286, № 1404, 1965 (I), vol. 310, № 1500, 1969

( I I I ) .

78. J о n e s A. Tables of Stresses in Three—Layerer Elastic Sistems.

High­

way Research Board, Bulletin 342 «Stresses Distribution in Earth Masses*, Washing­ ton D. C , 1962.

187


79. К е 1 v i h (Sir

W.

W.

T h o m s o n )

Elasticity,

Encyclopedia Bri -

tannica, 9-th edition, London, 1890.

 

 

 

80. К i г к p a t r i к

W.

M .

Proceedings,

5-th International Conference

on Soil Mechanics and Foundaton Engineering, vol. 3, 1969.

 

 

81. M u r a y a m a

S a k u r o ,

Y a g h i

N o r i o .

«Koto daygaku bo-

say kenktiso nempo. DesasterPrevention Research

Institute Annuals*, № 7,

1964.

82. R e i c h e r t J.

Resais

de

chargements

repetes sur

un massif de

lison.

Centre de Recherches Routieres, Bruxelles. Rapport de Recherche n° 52/J. R., 1958.

83.

R e i n e r

M .

A mathimatical theory

of

dilatancy,

«American

Journal

of Mathematics*, vol. 67, № 3, 1945.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

84.

R e i n о 1 d s

O. Oh the dilancy of

media composed

of rigid

particles

un-contact.

«Philosophical

Magazine

and Journal of Science*,

ser. 5, № 20, 1885.

85.

Road Note

29.

A

guide to

the

structural

design

of

flexible

and

rigid

pavements

for new roads.

London, 1965.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

86.

R о s с о e

К.

 

H .

Discussio.n

on shear

strungth

of soil

other

than

clay. «Proceedings of the geotechnical Conference*,

vol. 2, 1967.

 

 

 

87.

R о w e P.

W.

The

stress-dilatancy

relation

for

static

equilibrium

of an assembly of particles in contact. «Proceedings of the Royal Society of London* ser. A. Mathematical and physical science, vol. 269, № 500, 1962.

88.R о w e P. W. The relation between the shear strength of sands in triaxial compression, plain strain and direct shear. «Geotechnique»,vol. 19, № 1, 1969.

89.S с h i f f m a n R. Z. The Numerical Solution for Stresses and disp­ lacements in three - layer soil si-stem. IV PICSM, Proceedihgs.of the IV Interna­

tional Conference on

Soil Mechanics and 4/16, 1957. Foundattional

Ingineering.

90. S e e d

H . ,

C h a n

С ,

M о n i s m i t h K-

Effects strength and

de­

formation of compacted clay. Highway Research Board Proceedings,

1955.

 

91. S e e n

H . ,

N e i 1 1

R.

Soil deformations in normal compression

and

repeated loding tests. Highway Research Board. Bulletin

141, Wash.

1956.

 

92.T a y i l o r D. W. Fundamentals on soil mechanics. J. Wiley New-York,

1948.

93.The AASHO Road Test Pavement Research, vol. 5. Washington, 1962.


Ч а с т ь I I I

РАСЧЕТ И КОНСТРУИРОВАНИЕ НЕЖЕСТКИХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД

ПО НОРМАТИВНОМУ УПРУГОМУ ПРОГИБУ

Г л а в а 11

ПРИНЦИП РАСЧЕТА ПО ВЕЛИЧИНЕ НОРМАТИВНОГО УПРУГОГО ПРОГИБА

§I I I . 1 . Обоснование метода расчета

Врезультате многочисленных экспериментов в СССР и за рубежом (Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия, Анг­ лия, Италия, США, Франция и др.), в том числе на опытной дороге AASHO в США, установлено, что каждая конкретная величина упру­

гого прогиба под колесом расчетного автомобиля в весенний период в наиболее неблагоприятный год соответствует проходу определенного числа этих автомобилей от момента постройки или капитального ремонта до момента наблюдения, а также определенной степени раз­ рушения покрытия.

Рассматриваемый метод является улучшением и дальнейшим раз­ витием общеизвестного метода Союздорнии [12, 37], доведенного до практического использования в ряде инструкций, неоднократно изда­ ваемых Гушосдором МВД, Минавтошосдором РСФСР и наконец Минтрансстроем СССР (ВСН 46-60).

Метод Союздорнии разработан на основе многолетних теорети­ ческих и экспериментальных исследований в лабораторных условиях, на опытных установках и на экспериментальных дорогах. В послед­ ние годы он, кроме того, широко проверен с точки зрения долговеч­ ности рассчитанных по этому методу конструкций на дорогах протя­ женностью несколько тысяч километров с асфальтобетонными и дру­ гими усовершенствованными покрытиями. Эти проверки показали, что в большинстве случаев метод Союздорнии в основном отвечает своему назначению, если правильно установлены модули деформации грунтов и конструктивных сдоев дорожных одежд и введен коэф­ фициент запаса на неоднородность условий работы в формулу для определения расчетного модуля деформации. Одновременно было уста­ новлено, что этот метод неприменим в тех случаях, когда подстилаю­ щие грунты земляного полотна могут переходить в разжиженное сос­ тояние при недостаточной высоте земляного полотна без надлежащего дренирования, а также в результате зимнего вспучивания при недо­ статочной толщине морозоустойчивых и водоустойчивых слоев в до­ рожной одежде.

189

Независимо от этого оказалось, что в некоторых случаях конст­ рукции, рассчитанные по методу Союздорнии, обладают излишним запасом прочности главным образом в результате применения слоев основания, укрепленных вяжущими.

Неточность в расчет вносит также существующий метод определе­ ния коэффициента прочности дорожной одежды, определяемый как отношение фактического модуля деформации к требуемому, причем фактический модуль деформации вычисляют по таблицам, а не уста­ навливают экспериментально непосредственно надороге.

Большие возражения метод 'Союздорнии встречал также в связи с принятием за предельные критические деформации условных вели­ чин, получаемых при длительном нагружении усилием, значительно превышающим нагрузки от колес наиболее тяжелых автомобилей. Считали, что указанное превышение нагрузки позволяет учесть пов­ торяемость воздействия автомобилей.

Для практической проверки прочности дорожных одежд по методу Союздорнии требуются тяжелые уникальные прессы с общей нагрузкой на штамп 18—20 Т. При использовании более легких прессов необ­ ходима экстраполяция кривой зависимости деформации от нагрузки, не имеющая строго определенного выражения, что, естественно, при­ водит к ошибкам, тем большим, чем ниже нагрузка, развиваемая прес­ сом. Величина предельной (критической) деформации соответствует разрушению дорожной одежды и в зависимости от типа покрытия сос­ тавляет 1—2 см.

Между тем отечественный и зарубежный опыт показывает, что одежды с усовершенствованными покрытиями капитального, облег­ ченного и в ряде случаев переходного типов, как правило, работают в упругой стадии при деформациях, измеряемых миллиметрами и до­ лями миллиметра. Это и дало основание МАДИ не только разработать полевой метод оценки прочности дорожных одежд путем измерения упругих деформаций в период наибольшего увлажнения (см. гл. 15), но и связать его с теоретическим обоснованием для расчета по упру­

гим деформациям,

установив

зависимость

допускаемых

деформаций

от типа покрытий, размера и состава движения.

 

Казалось бы,

наиболее

целесообразно

связать

устойчивость

многослойной дорожной одежды с необходимостью удовлетворения требованию прочности верхних, наиболее жестких слоев, которые про­ гибаются под воздействием повторных проходов тяжелых автомобилей. В неблагоприятный период года, когда покрытие в результате срав­ нительно низких ночных температур от 0 до 5° С достаточно жестко, а слои основания и грунта земляного полотна достигают максимального размягчения, наиболее вероятны усталостные разрушения покрытий от изгиба. Зная длительную прочность или предельное относительное удлинение при изгибе покрытия, а также модули упругости покрытия и нижележащих слоев основания, можно установить предельный прогиб или непосредственно толщину покрытия, при которых оно не под­ вергалось бы разрушению. Однако этот способ как основной пока не может быть рекомендован, так как и длительная прочность при из­ гибе различных покрытий, и их модули упругости меняются в весьма

190